Методики определения нравственного аспекта личности
материал

Наталья Викторовна Ярмак

Представленный кейс методик используется при реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki_po_opredeleniyu_nravstvennogo_aspkta_lichnosti.docx38.32 КБ

Предварительный просмотр:

Методика изучения социализированности личности обучающегося

(для среднего школьного возраста)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности, нравственной воспитанности обучающихся.

Ход проведения: обучающимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

        4 – всегда; 3 – почти всегда; 2 – иногда; 1 – очень редко;         0 – никогда.

1. Я стараюсь слушаться во всём своих учителей и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я не взялся – добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда я уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю своё мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать другим.

13. мне хочется, чтобы со мной всегда дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. Переживаю неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Обработка полученных данных производится с помощью матрицы

1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20

Среднюю оценку социальной адаптированности обучающихся получают при сложении всех оценок и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвёртой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трёх, то можно констатировать высокую степень социализированности ребёнка; если же он больше двух, но меньше трёх – это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, обучающийся имеет уровень социальной адаптированности ниже среднего.

Методика «Репка»

(разработана преподавателями кафедры обшей педагогики РГПУ им. А.И.Герцена)

Цель: определить изменения, происшедшие в личности обучающегося в течение учебного года.

Ход проведения. Обучающимся предлагаются следующие вопросы. Подумай и постарайся честно ответить, что в тебе за прошедший год стало лучше (поставь рядом с буквой знак «+»), а что изменилось в худшую сторону (поставь знак «–»):

а) физическая сила и выносливость;

б) умственная работоспособность;

в) сила воли;

г) выдержка, терпение, упорство;

д) ум, сообразительность;

е) память;

ж) объем знаний;

з) внимание и наблюдательность;

и) критичность и доказательность мышления;

к) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность);

л) умение планировать работу;

м) умение организовать свой труд (организованность);

н) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки;

о) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;

п) чуткость и отзывчивость к людям;

р) умение работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;

с) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;

т) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;

у) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т.д.

2. Над какими из названных качеств ты собираешься работать в ближайшее время (перечисли буквы из предыдущего вопроса)?

3. Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить в себе (способности к танцам, музыке, рукоделию и т.д.)?

4. Над какими из них ты сейчас работаешь?

5. Что бы ты хотел пожелать себе на будущее?

Обработка полученных данных: полученные результаты можно систематизировать с помощью следующей таблицы:

Фамилия, имя обучающегося

Качества личности

Физическая сила и выносливость

Память

Сила воли

И т.д.

1. Андреев Миша

2. Баранов Саша

+

-

+

+

+

+

Анализ ответов учащихся на вопросы методики позволяет получить информацию о личностном росте каждого ребенка, о самооценке воспитанников, об изменениях в их интеллектуальном, нравственном и физическом развитии. Сопоставление полученных данных с целями, содержанием и способами организации процесса воспитания помогает определить эффективность воспитательной деятельности. Результаты анкетирования целесообразно использовать при перспективном и текущем планировании жизнедеятельности и воспитания обучающихся.

Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»

(подготовлена Л.Г. Жедуновой)

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.

Ход проведения. Каждому воспитаннику и педагогу предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе по девятибалльной системе. Оцениваются полярные качества:

9 8 7 6 5 4 3 2 1

  1. Дружелюбие                                Враждебность
  2. Согласие                                Несогласие
  3. Удовлетворённость                        Неудовлетворённость
  4. Увлечённость                                Равнодушие
  5. Результативность                        Нерезультативность
  6. Теплота взаимоотношений                Холодность взаимоотношений
  7. Сотрудничество                        Отсутствие сотрудничества
  8. Взаимная поддержка                Недоброжелательность
  9. Занимательность                        Скука
  10. Успешность                                Неуспешность

Чем выше балл, тем выше оценка психологического климата, и наоборот. Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнение между собой, а также вычисление средней для коллектива оценки атмосферы.

Методика определения уровня развития самоуправления в коллективе

(подготовлена профессором М.И. Рожковым)

Цель: определить уровень развития детского самоуправления.

Процедура: Каждый респондент заполняет бланк, в котором указаны номера приведенных ниже предложений. Степень своего согласия с этими предложениями респондент выражает в оценках; 4 – «да», 3 – «скорее да, чем нет», 2 – «Трудно сказать», 1 – «скорее нет, чем да», 0 – «нет».

1

5

9

13

17

21

2

6

10

14

18

22

3

7

11

15

19

23

4

8

12

16

20

24

  1. Считаю для себя важным добиваться того, чтобы мой коллектив был самым лучшим.
  2. Вношу предложения по совершенствованию работы коллектива.
  3. Самостоятельно организую интересные дела со своими товарищами в коллективе.
  4. Участвую в подведении итогов работы коллектива, в определении ближайших задач.
  5. Считаю, что коллектив способен к дружным самостоятельным действиям.
  6. У нас в коллективе обязанности четко и равномерно распределяются между всеми членами коллектива.
  7. Выборный актив в нашем коллективе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.
  8. Считаю, что актив в нашем коллективе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.
  9. Считаю, что учащиеся нашего коллектива добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей
  10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом коллектива.
  11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.
  12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
  13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом.
  14. Учащиеся моего коллектива часто участвуют в организации разнообразных мероприятий для всей организации.
  15. Мы стремимся помочь представителям нашего коллектива, состоящим в органах самоуправления, в решении задач, стоящих перед ними.
  16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом.
  17. Мы стремимся к сотрудничеству в решении задач, стоящих перед коллективом, с другими коллективами.
  18. Удовлетворен отношением моих товарищей к участникам других коллективов.
  19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим товарищам в решении трудностей, возникающих перед ними.
  20. Считаю, что ребята, выбранные в органы самоуправления коллектива, пользуются заслуженным авторитетом.
  21. Мои товарищи добросовестно относятся к выполнению поручений всего коллектива.
  22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив достиг более высоких результатов.
  23. Готов отстаивать интересы коллектива в других коллективах и общественных организациях.
  24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего коллектива.

Обработка результатов: 24 предложения разбиваются на 6 групп-блоков. Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

  1. включенность детей в самоуправленческую деятельность (1,2,3,4);
  2. организованность коллектива (5,6,7.8);
  3. ответственность за результаты совместной работы в коллективе (9,10,11,12);
  4. участие коллектива в управлении делами организации (13,14,15,16);
  5. взаимодействие с другими коллективами в организации  общей жизнедеятельности (17,18.19.20);
  6. осознание ответственности за результаты работы  всей организации (21,22.23,24).

Методика «Наши отношения»

(составлена по книге Л.М. Фридман)

Цель: выявить степень удовлетворённости обучающихся различными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения. Обучающемуся предлагается ознакомиться, например, с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.

Например, для изучения дружбы, сплочённости или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:

1.Наш коллектив очень дружный и сплочённый.

2.Наш коллектив дружный.

3.В нашем коллективе нет ссор, и конфликтным наш коллектив назвать нельзя.

4.В нашем коллективе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш коллектив назвать нельзя.

5.Наш коллектив недружный. Часто возникают ссоры.

6.Наш коллектив очень недружный. Трудно заниматься в таком коллективе.

Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или её отсутствие):

1.В нашем коллективе принято помогать без напоминания.

2.В нашем коллективе помощь оказывается только своим друзьям.

3.В нашем коллективе помогают только тогда, когда об этом просит сам член коллектива.

4.В нашем коллективе помощь оказывается только тогда, когда требует педагог.

5.В нашем коллективе не принято помогать друг другу.

6.В нашем коллективе отказываются помогать друг другу.

Те суждения, которые отмечены большинством обучающихся, свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосферы в коллективе. В то же время мнение конкретного члена коллектива показывает, как он себя ощущает в коллективе.

Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива»

Цель: диагностика уровня развития детского коллектива, его основных характеристик.

Инструкция: Ознакомьтесь со списком суждений, имеющих отношение к оценке морально-психологического климата в Вашем коллективе, и обведите в листе ответов кружочком только те, которые соответствуют всем или большинству Ваших товарищей.

Опросник

  1. В нашем коллективе большинство ребят

  1. Свои слова всегда подтверждают делом.
  2. Осуждают проявления индивидуализма.
  3. Имеют одинаковые убеждения.
  4. Радуются успехам друг друга.
  5. Всегда оказывают помощь друг другу.
  6. Умело взаимодействуют в работе друг с другом.
  7. Знают задачи, стоящие перед коллективом.
  8. Требовательны друг к другу.
  9. Все вопросы решают сообща.
  10. Единодушны в оценке проблем, стоящих перед коллективом.
  11. Доверяют друг другу.
  12. Делятся опытом работы с товарищами.
  13. Бесконфликтно распределяют между собой обязанности.
  14. Знают итоги работы коллектива.
  15. Никогда ни в чем не ошибаются
  16. Объективно оценивают свои успехи и неудачи.
  17. Личные интересы подчиняют интересам коллектива.
  18. Занимаются на досуге одним и тем же.
  19. Защищают друг друга.
  20. Всегда считаются с интересами друг друга.
  21. Заменяют друг друга в работе.
  22. Знают положительные и отрицательные стороны коллектива.
  23. Работают с полной отдачей.
  24. Не остаются равнодушными, если задеты интересы коллектива.
  25. Одинаково оценивают распределение обязанностей.
  26. Помогают друг другу.
  27. Предъявляют одинаково объективные требования ко всем членам коллектива.
  28. Самостоятельно выявляют недостатки в работе.
  29. Знают правила поведения в коллективе.
  30. Никогда ни в чем не сомневаются.
  31. Не бросают начатое дело на полпути.
  32. Отстаивают принятые в коллективе нормы поведения.
  33. Одинаково оценивают успехи коллектива.
  34. Искренне огорчаются при неудаче товарища.
  35. Одинаково объективно оценивают поступки старых и новых членов коллектива.
  36. Быстро разрешают возникающие проблемы, конфликты, противоречия.
  37. Знают свои обязанности.
  38. Сознательно подчиняются дисциплине.
  39. Верят в свой коллектив.
  40. Одинаково оценивают неудачи коллектива.
  41. Тактично ведут себя по отношению друг к другу.
  42. Не подчеркивают своих преимуществ друг перед другом.
  43. Быстро находят между собой общий язык.
  44. Знают основные приемы и методы работы.
  45. Всегда и во всем правы.
  46. Общие интересы ставят выше личных.
  47. Поддерживают полезные для коллектива начинания.
  48. Имеют одинаковые представления о нормах нравственности.
  49. Доброжелательно относятся друг к другу.
  50. Тактично ведут себя по отношению к членам другого коллектива.
  51. Берут на себя руководство, если это требуется.
  52. Знают работу товарищей.
  53. По-хозяйски относятся к общественному добру.
  54. Поддерживают традиции, сложившиеся в коллективе.
  55. Одинаково оценивают качества личности, необходимые в коллективе.
  56. Уважают друг друга.
  57. Тесно сотрудничают с товарищами во всех вопросах.
  58. При необходимости принимают на себя обязанности других членов коллектива.
  59. Знают черты характера друг друга.
  60. Умеют делать все на свете.
  61. Ответственно выполняют любую работу.
  62. Оказывают сопротивление силам, разобщающим коллектив.
  63. Одинаково оценивают правильность распределения поощрений.
  64. Поддерживают друг друга в трудные минуты.
  65. Радуются успехам другого коллектива.
  66. Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях.
  67. Знают привычки и склонности друг друга.
  68. Активно участвуют в общественной работе.
  69. Заботятся об успехах коллектива.
  70. Одинаково оценивают правильность наказаний в коллективе.
  71. Внимательно относятся друг к другу.
  72. Искренне огорчаются при неудачах членов другого коллектива.
  73. Быстро находят такое распределение обязанностей, которое устраивает всех.
  74. Знают, как обстоят дела друг у друга.

Ключ

1.Ответственность: 1, 8, 16, 23, 31, 38, 46, 53,61, 68.

2.Коллективизм: 2, 9, 17, 24, 32,39, 47, 54, 62, 69.

3.Сплоченность: 3, 10, 18,25, 33, 40, 48, 55, 63, 70.

4.Контактность: 4, 11, 19, 26, 34,41,49, 56, 64, 71.

5.Открытость: 5, 12,20, 27, 35,42, 50, 57, 65, 72.

6.Организованность: 6, 13,21,28, 36,43, 51, 58, 66, 73.

7.Информированность: 7, 14, 22, 29,37,44, 52, 59. 67.

8.Контрольные утверждения: 15, 30, 45, 60 (при положительных ответах на эти вопросы доверять данным теста нельзя).

Каждый отмеченный ответ – 1 балл.

Качественный анализ данных

По одному показателю:

9-10 баллов – очень высокий уровень;

7-8 баллов – высокий;

5-6 баллов – средний;

3-4 балла – низкий;

1-2 балла – очень низкий.

По сумме показателей (уровень развития коллектива):

56 - 70 – группа-коллектив;

42 - 55 – группа-автономия;

28 - 41 – группа-кооперация;

14 - 27 – группа-ассоциация;

0 - 13 – группа-конгломерат.

Приложение 11

Анкета «Удовлетворённость обучающихся образовательным процессом»

Руководитель ______________________________________________

Детское объединение _______________________________________

Возраст обучающихся ______________________________________

Количество детей, принявших участие в анкетировании __________

№ п/п

Образовательные потребности

и мотивы для занятий

Степень удовлетворённости

Да

Нет

1.

Интересно ли тебе на занятиях?

2.

Активен ли ты на занятиях?

3.

Всё ли тебе доступно и понятно в процессе обучения?

4.

Удовлетворён ли ты разнообразием детских объединений Центра?

5.

Чувствуешь ли ты себя желанным обучающимся на занятиях?

Анкета «Удовлетворённость родителей образовательным процессом»

Руководитель ______________________________________________

Детское объединение _______________________________________

Возраст обучающихся ______________________________________

Количество родителей, принявших участие в анкетировании _____

№ п/п

Образовательные потребности

и мотивы для занятий

Степень удовлетворённости

Да

Нет

1.

Нравится ли Вам наш Центр?

2.

Доверяете ли Вы педагогу детского объединения, которое посещает Ваш ребёнок?

3.

Есть ли единство педагогических требований у Вас и педагогов к Вашему ребёнку?

4.

Посещаете ли Вы родительские собрания Центра?

5.

Помогают ли Вам родительские собрания Центра в воспитании Вашего ребёнка?


Приложение 12

План мониторинговой деятельности педагога дополнительного образования

на 20___ - 20___ учебный год

№ п/п

Тема и содержание

Методы

Сроки проведения

Форма представления результатов

1.

Организационные мероприятия:

- определение цели, задач и объекта мониторинговой деятельности;

- подбор критериев и показателей для определения результативности;

- создание комплекта (выбор, разработка или адаптация существующих методик) диагностического инструментария;

- разработка графика проведения плановых диагностик.

анализ

август

- система критериев и показателей;

- пакет технологий отслеживания результатов образовательного процесса;

- график.

2.

Определение уровня освоения программного материала:

- вводный;

- промежуточный;

- итоговый контроль

наблюдение

тестирование

анкетирование

выставка

концерт

и др.

сентябрь (для групп 2-го и последую-щих годов обучения)

январь

май

- анкетные бланки;

- диагностичес-кие карты;

- таблицы;

- графики;

- аналитическая справка;

- дневник наблюдений

и др.

3.

Сбор статистических данных:

- составление социального паспорта д/о;

- количественные характеристики д/о;

- изучение мотивационной сферы обучающихся.

устный (письменный) опрос

анкетирование

сентябрь

- социальный паспорт д/о;

- таблицы;

- анкетные бланки;

- аналитическая справка.

4.

Определение уровня воспитанности обучающихся:

- заполнение диагностических карт

наблюдение

октябрь

апрель

- диагностичес-кие карты;

- таблица;

- график.

5.

Изучение детского коллектива:

- психологическая атмосфера в коллективе;

- уровень развития самоуправления в коллективе;

- степень удовлетворённости совместной работой;

- социально-психологическая самоаттестация коллектива.

наблюдение

анкетирование

тестирование

ранжирование

ноябрь

февраль

май

март

май

октябрь

апрель

- анкетные бланки;

- таблицы;

- сравнительный график;

- аналитическая справка.

6.

Изучение личности обучающегося:

- уровень социализированности личности обучающегося;

- развитие качеств личности.

наблюдение

анкетирование

сентябрь

апрель

май

- анкетные бланки;

- таблицы;

- сравнительный график;

- аналитическая справка.

7.

Изучение степени удовлетворённости образовательным процессом:

- обучающихся;

- родителей.

анкетирование

май

- анкетные бланки;

- график;

- аналитическая справка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика определения уровня воспитанности обучающихся (методика Н.П.Капустина)

Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности...

Методика изучения социализированности (социальной адаптированности, активности, автономности, нравственной воспитанности) личности учащихся по М.И. Рожкову

Методика М.И. Рожкова предназначена для выявления уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Основополагающим методом исследования является тес...

Современная методика преподавания. Формирование духовно-нравственной, творческой личности на уроке литературы.

Наше дело – подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего читателя... В поступках учителя лежит в равной мере расчёт и вдохновение. Он не только удивляет класс новизной и свежестью матери...

Методика для изучения социализированности личности учащихся. Определение уровня толерантности. М.И. Рожков.

Позволяет определить степень социальной зрелости, их готовности к самостоятельной  жизни и в тоже время выявить обучающихся из семей «группы социального риска». Цель методики: вы...

Методика «Аналогии» Субтест 6 методики определения уровня умственного развития подростков

Цель: выявление уровня развития логических действий при выполнении соответствующих заданий.Оцениваемые УУД: Универсальные логические действия...

Методика изучения социализированности (социальной адаптированности, активности, автономности, нравственной воспитанности) личности учащихся по М.И. Рожкову

Цель: выявление уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся....