Методическая разработка «Музыкальная грамотность»
методическая разработка

Самуленков Анатолий Евгеньевич

Методическая разработка

«Музыкальная грамотность»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_mmuzykalnaya_gramotnost.doc41.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области

Методическая разработка

«Музыкальная грамотность»

Разработал:

педагог дополнительного образования

Самуленков А.Е.

г. Ярцево

2018 год

Одна из задач музыкального образования – привить элементарные вокально-хоровые и навыки игры на музыкальных инструментах. Методическая разработка ориентирована на активную музыкальную деятельность обучающихся– на музицирование в доступной детям форме: если нет голоса – можно играть различных музыкальных инструментах.  Дети очень любят петь и подыгрывать себе на инструментах. А здесь широкое поле для творчества: выдумки и сочетания тембров разных инструментов, импровизации и подыгрывание пению.  Эмоционально-положительный контакт делает их добрее и отзывчивее, ибо музыка передается «от сердца к сердцу».

Задачи уроков музыки как уроков творчества:

1. Формирование самостоятельной музыкально-созидательной деятельности на основе эстетического переживания и соотворческого восприятия искусства.

2. Отражение картины мира в собственном творчестве как путь художественного познания.

3. Основой детского музыкального творчества является импровизация, на основе которой развивается образное мышление, формируется музыкальный язык, через который ребенок выражает свое отношение к музыкальной действительности. Импровизация – самая доступная форма музыкального самовыражения детей, в которой ребенок раскрывает свои творческие способности и проявляет самостоятельность музыкального мышления. В детском творчестве как в зеркале отражается культурный рост ребенка.

4. «При комплексном подходе на основе синтеза искусств активизируется способность обобщения явлений по общим и существенным свойствам» (Л.Г.Выготский) – универсальное для всех видов познания и творчества, развиваются интегративные качества восприятия образное мышление как важнейший фактор художественного постижения мира. Именно образное мышление развивает у ребенка поиск неординарно решения жизненных проблем.

5. Формирование основ художественных знаний необходимых для собственного творческого опыта.

Развитие певческих навыков и охрана детского голоса

   Учите детей пению без крика и форсирования звука. Начинайте  кантилены на коротких фразах, вырабатывая певческое дыхание и, добиваясь одновременного всеми детьми начала и окончания фраз. Объясните детям, что, значит петь хором – петь дружно. Следите за правильным формированием гласных-основы певческого звука и дикцией. Особое внимание обратите на спокойное дыхание (через нос  рот) и на смену дыхания между фразами. Певческий диапазон голоса в  младшем возрасте, от до первой октавы до ре второй октавы, у вокальных детей. К каждому ребенку необходимо походить индивидуально и предлагать петь лишь в той тесситуре, которая доступна его голосу. Помните: учитель музыки несет ответственность за здоровье голоса каждого ребенка. Работу над выразительным пением следует связывать с темами «музыкальной азбуки» (приемы исполнения – в теме «звуки отрывистые и плавные», ритм и темп также в соответствующих разделах) – это способствует грамотному и музыкально-осмысленному интонированию. Исполнение песен тренирует музыкальную память. Целесообразно учить много коротких песен-прибауток, каждый урок – новую песенку. Но не следует переутомлять детей долгим разучиванием трудной песни, умейте быть снисходительными  к малым достижениям, не увлекаясь тщательностью исполнительской отделки. Выбирайте песенный материал по силам детского голоса. Песни, которые вы предлагаете обучающимся,  должны быть непременно красивыми и интересными – дети должны желать их петь – это одно из условий успеха вашей работы.

Развитие чувства ритма

Чувство ритма – одно из важнейших компонентов музыкального восприятия, связанного с жизнью (вдох-выдох, день-ночь, и др.) Его нарушение – болезнь. Ритмические упражнения для обучающихся легче, чем певческие и звуковысотные – многие дети плохо поют, а некоторые дети и вовсе (больны связки голоса, нет координации слуха и голоса и другие причины). Ритмические упражнения для таких детей крайне необходимы.

Задачи метроритмической работы: сформировать ощущение метрической пульсации в музыке, умение повторить ритм, ощущение сильной и слабой долей, навыки определения двух и трехдольных размеров музыки, ощущения темпов и понимание их смысла, чтение и исполнение простейшей ритмической записи, навыки элементарной ритмической импровизации (ритмизация стиха и воспроизведение знакомых ритмических формул марша, танцев – польки и вальса), сочинение ритмов к стихам, подтекста ритмических рисунков.

Развитием чувства ритма необходимо заниматься на каждом уроке. Привлекая словесно-ритмические игры, произнесение коротких стишков в ритме (прибауток, потешек, загадок),  развивать чувство поэтического ритма, который отражается в музыке песен. Ритмическое воспитание таким образом осуществляется  ясной связи с другими предметами школьного цикла – чтением и русским языком, где дети также выделяют ударные и неударные слоги. Логические ударения во фразе, учатся произносить выразительно.

О детском музыкальном творчестве

Обучающиеся младшего возраста обладают уникальным творческим потенциалом, который особенно ярко и активно проявляется в форме эмоциональной отзывчивости на яркие впечатления жизни и искусства. Они обладают уникальными психофизическими возможностями творческих способностей средствами искусства. Их особая одаренность иссякает без целенаправленного развития! Творчество предполагает накопление музыкально-слухового опыта и его развитие, поэтому на занятия следует сочетать два вида деятельности: познавательную и эвристическую.

Детское музыкальное творчество  является показателем музыкальности детей.  Поэтому на основ предполагаемой методики – творческие формы воспитания, в процессе которых учащиеся практически осваивают язык музыки и составляющие его элементы: тембр, ритм, интонацию, гармонию… Музицирование по слуху (в начальном, донотном, периоде обучения) с последующим теоретическим осмыслением, «открытием для себя» элементов музыкального языка, способствует тому, что теоретически осознанный материал становится жизненно-естественной музыкальной речью обучающегося, которую он с рождения носит как бы в себе.

Импровизационность -  как особый способ воспитания

Занятия импровизации – это не только занятия музыки, но и уроки жизни. Суть предлагаемой концепции музыкального воспитания – взрастить творческую личность. Обучая импровизации – «сходу грамотно и метко» выражать себя на публике, мы тем самым даем не только знания и навыки, но и ориентиры, установки как основу непредвиденного жизненного поведения. При этом акцентируется развитие, воображение, изобретательность, смелость и готовность находить новые неожиданные пути в разрешении возникающих проблем.

Импровизация как древнейший и генетически первичный вид музыкального творчества стояла у колыбели всех музыкальных культур и господствовала на протяжении многих веков. В педагогике XVI – XVIII веков значилось воспитание импровизатора наряду с композиторством, исполнителем, слушателем. И сегодня она является основой фольклорного музицирования. Идея общения и импровизации как к методу творческого обучения не нова. Современное ощущение этой проблемы дополняется мнением о том, , что даже слушатель должен обладать навыками музицирования, чтобы глубже проникнуть в замысел исполняемой музыки. При этом важно понимать, что ценность такого любительского «музыкального сочинительства» в данном случае не только в результатах, сколько в самом процессе овладения музыкальной речью. В данном случае музыкальная практика импровизации (вокальной, инструментальной) благотворно сказывается как на развитии музыкальных способностей, так и личности в целом.

О музыкальном достижении

Простейшая и любимая у обучающихся форма музыкального движения  музыкальная зарядка. Она развивает координацию и двигательные навыки, тем самым подготавливая школьников к музыкальному достижению Здесь коренится стык предметов музыки и физкультуры, которую многие школьники не любят. Простые упражнения для головы, шеи, плеч, рук. Туловища под музыку полезны и развивают чувства ритма, темпа, координации движений в соответствии с музыкой.

На «Музыкальной зарядке» обучающихся можно познакомить с большим количеством музыкальных произведений, закрепить в слуховом сознании средств музыкальной выразительности (прыжки – музыкальным прием стаккато, плавное движение руками – легато и пр.) Позже, путем определенного подбора произведений можно формировать музыкально-слуховое ощущение стилей композиторов, эпохи страны, национальных особенностей народной музыки и пр.

Музыкальная театрализация

         Театральные формы удивительно многообразны: настольный театр, театр картинок, кукольный, пальчиковый, мимический, театр пластики и жеста и пр. Он развивает мелкую моторику рук и тем самым стимулирует деятельность детского мозга и психику. Наукой доказана прямая зависимость уровня речевого развития детей с достижением пальцев рук. Систематические упражнения для пальцев рук способствует хорошей подвижности и гибкости детских ручонок, исчезновению скованности движений, нервных зажимов, что значительно облегчит первоклассникам приобретение навыков письма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Музыкальная викторина - шуточка"

Методическая разработка в форме занимательного теста. Может быть использована педагогами дополнительного образования и учителями музыки на занятиях....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗНЫЕ ИГРЫ» на занятиях по хореографии

 Наибольшую сложность для педагога дополнительного образования представляет работа  с начинающими  детьми младшего возраста, которые быстро устают, допускают ошибки при исп...

Методическая разработка "Музыкальные способности и методы их развития"

Важнейшей в теории способностей является проблема их развития. С.А. Рубинштейн писал, что вопрос способностей должен быть слит с вопросом развития....

Методическая разработка «Музыкальный брейн-ринг как инновационная форма работы с учащимися на уроках музыкальной литературы в ДШИ»

Работа, проводимая на теоретическом отделении нашей школы, гармонично сочетает в себе традиционные формы обучения на уроках сольфеджио и музыкальной литературы и инновационные формы работы. Игровая фо...

Методическая разработка «Музыкальные способности: музыкальность и её развитие у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано»

Данная разработка необходима для работы с учащимися младшего школьного возраста для обучения игре на фортепиано....

Методическая разработка "Финансовая грамотность для особых детей"

Обучение финансовой грамотности для детей с особыми образовательными потребностями. Сочетание ТЕАССН - технологий и средств альтернативной коммуникации, игровая форма занятия....