Применение современных образовательных технологий на занятиях творческого объединения «Изостудия»
статья

Пушкова Ольга Владимировна

Я широко использую современные образовательные технологии, которые развивают продуктивное мышление обучающихся, креативность, эмоциональную сферу, что сегодня особенно актуально.

Целью своей педагогической деятельности считаю приобщение детей к позитивному человеческому опыту, создание условий для развития творческих способностей на занятиях изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

Применение современных образовательных технологий на занятиях творческого объединения «Изостудия»

Я широко использую современные образовательные технологии, которые развивают продуктивное мышление обучающихся, креативность, эмоциональную сферу, что сегодня особенно актуально.

Целью своей педагогической деятельности считаю приобщение детей к позитивному человеческому опыту, создание условий для развития творческих способностей на занятиях изобразительного искусства.

Традиционные методы обучения и формы организации учебного процесса не способны в полной мере способствовать динамическому развитию познавательной активности обучающихся. Отсюда возникает противоречие между познавательными потребностями личности ребенка и невозможностью их полного удовлетворения за счет традиционных методов обучения. Поэтому настала необходимость существенного изменения позиции обучающегося и педагога, их общения в учебно-воспитательном процессе. В новых условиях на первый план выходит задача научить детей самостоятельно приобретать знания, применяя новые педагогические технологии, ориентированные на создание таких условий, которые дают каждому ребенку думать, открывать, размышлять, сомневаться, спорить и приходить к определенному выводу. Это способствует развитию личности ребенка, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- сделать занятия современным (с точки зрения использования современных технологий, технических средств);

- приблизить занятия к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;

- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между педагогом и обучающимся;

- развивать мотивацию обучающихся и как следствие повышение качества знаний;

- расширять возможности для самостоятельной творческой деятельности обучающихся, особенно при исследовании, выполнении творческой самостоятельной работы;

- формировать навыки самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;

- развивать творческие способности обучающихся.

Применение современных образовательных технологий позволяет мне повысить интерес обучающихся, к изобразительной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства предполагают актуализацию, в числе следующих направлений деятельности педагога:

- организация  художественно-творческой  деятельности обучающихся, с использованием различных художественных технологий;

- использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности обучающихся;

- формирование информационной грамотности обучающихся через активацию их языковой компетентности в области изобразительного творчества.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих обучающихся самостоятельно приобретать художественные навыки.

Новизна идеи также состоит и в том, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий на занятиях  в творческом объединении «Изостудия» способствует:

- активизации познавательной деятельности;

- повышению качественной успеваемости обучающихся;

- формированию и развитию личности, создают благоприятные условия для проявления его способностей и интересов;

- развитию навыков самообразования и самоконтроля;

- повышению уровню комфортности обучения;

- раскрепощению, созданию эмоционального настроя, что, в свою очередь, помогает развитию художественного творчества обучающихся;

- развитию творческо-информационного мышления, памяти детей, внимания, сообразительности, расширяют их общий кругозор, помогают обучающимся быстрее осваивать знания, применять их на практике, пользоваться ими в разных условиях;

- всестороннему развитию личности.

Занятия в «Изостудии»  должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. И именно для занятий  я готовлю виртуальные  путешествия в мир живописи, архитектуры, скульптуры, в мир выдающихся мастеров российского и зарубежного изобразительного искусства. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие занятия воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор обучающихся, позволяют за ограниченное время дать обширный искусствоведческий материал. При этом я учитываю, что компьютер не может заменить педагога, а лишь дополняет его. Использование мультимедиа на занятиях сначала воспринимается обучающимися (особенно детьми младшего возраста) на уровне игры, постепенно я вовлекаю их в серьезную творческую работу, в которой развиваются творческие способности обучающихся.

Учитывая живой интерес обучающихся к искусству, я стремлюсь каждое занятие строить по принципу «сотрудничества», чтобы это занятие было словно творческая мастерская художника. Дети на занятиях в  «Изостудии» работают увлеченно, работы детей очень разнообразны, каждый по-своему видит и представляет картину решаемой задачи, которую потом изображает в альбоме.

Таким образом занятие становится более результативным, так как в его основу положено следующее:

  1. Привлекательность изучаемого материала с использованием приемов педагогической техники, повышающих интерес к изучаемой теме;
  2. Принцип сотворчества педагога и обучающегося для получения глубоких знаний, и применение полученной информации;
  3. Проведение занятий с мультимедиа выступлением;
  4. Выполнение обучающимися самостоятельной работы

Информационно-коммуникационные технологии на занятиях я рассматриваю:

-не как цель, а как еще одно средство обучения;

-как источник дополнительной информации ;

-как способ организации самостоятельной  деятельности;

-как способ активизации творческой и познавательной деятельности обучающихся;

-как возможность интегрированного обучения .

На занятиях я использую:

  1. фильмы-презентации, демонстрацию сопровождаю лекцией и комментариями; в процессе просмотра дети вовлекают в процесс общения, задают вопросы, коллективно рассматривают и обсуждают произведения искусств.
  2. Слайд-фильм, идеально подходит для поэтапного рисования.
  3. Виртуальные экскурсии по музеям мира.
  4. Собственные презентации к занятиям.

Кроме традиционных занятий, в практике моей работы активно используются коллективные занятия с применением различных методик коллективного способа обучения – взаимообмен заданиями для отработки обучающимися практических умений выполнять различные упражнения в графике, цветоведении, народных промыслах и др.

Работая над проблемой развития творческих способностей обучающихся на занятиях в «Изостудии», я убедилась в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию обучающихся, поэтому использую развивающие технологии, активизирующие деятельность обучающихся. К ним относятся игровые технологии. Игра на занятиях помогает мне быстро вовлечь всех участников в деятельность, вызывает эмоциональный настрой, что способствует установлению тесного контакта с детьми, располагает к активной работе.

С помощью дидактических игр "В царстве теплого и холодного цвета", "Характер цвета", «В царстве королевы Нежности- белой гуашевой краски»  я учу обучающихся первого и второго года обучения эмоциональному восприятию цвета. Цвета добра и зла, радости и уныния должны быть различными. На занятиях по декоративно-прикладному творчеству во втором году обучения по теме «Мезенская роспись» провожу игру "Сочиняем орнамент", «Отгадай, что изображено в орнаменте» . На занятиях по теме «Рисуем портрет» провожу игру «Узнай героя сказки». О чем нам могут рассказать  предметы принадлежавшие  сказочным героям? Дети получают задание сочинить образ героя. Одни дети легко придумали образ, другие испытывали затруднения. По рассказам я вижу, у кого из детей достаточно развитое воображение, а кого нужно развивать в этом направлении.

На занятиях по цветоведению применяю игру "Волшебная палитра". Предлагаю обучающимся стать экспериментаторами и провести несколько исследований. Проводится эксперимент на смешение красок. Благодаря этой игре дети легко смешивают и подбирают необходимые для своих рисунков цвета, учатся различать оттенки цвета. С помощью игры ""В царстве теплого и холодного цвета", обучающиеся знакомятся и запоминают название цветов, учатся распределять их по группам (основные, составные, дополнительные) и по гаммам (теплые, холодные, ахроматические), учатся распределять цвета по их градации (от светлого к темному и наоборот).

Большой популярностью пользуются у ребят дидактические игры: "Выставка картин", "Составь портрет сказочного героя", "Портрет друга",  "Радость или грусть", "Экзамен художника Тюбика". Разгадывая загадки или ребусы на занятиях обучающиеся закрепляют знания о живописи, графике, скульптуре, накапливают запас художественных терминов и зрительных образов, учатся любить и понимать искусство.

Большой познавательный интерес вызывают игры "заочные путешествия", приглашающие участников в увлекательное путешествие. К этому типу можно отнести занятия по теме "Образ природы- образ пейзажа". Эти занятия воспитывают любовь детей к родной природе, интерес к творчеству поэтов, музыкантов и художников, которые описывают красоту природы. С помощью музыки, поэзии, живописи я побуждаю детей к творческому мышлению о природе в рисунках. Обучающиеся третьего года обучения выполняют работы по предложенным отрывкам из стихотворений русских поэтов.  

Беседы об изобразительном искусстве являются важным средством не только эстетического, но и идейно-политического воспитания обучающихся. Во время бесед показываю детям картины, в которых отражена природа нашей Родины, запечатлены события из истории страны, портреты людей, которые прославили Отчизну. Когда на занятиях показываю репродукцию картины, в которой ярко выражено патриотическое чувство художника, его любовь к родной природе, это вызывает и у детей чувство любви, восхищения своей Родиной. Беседы-диалоги с детьми о произведениях русской классической жанровой живописи провожу по теме "Художественный образ деревьев". Идея беседы заключается в изучении того, как художник раскрывает в образе породу дерева, отличие одной породы дерева от другой, как в произведении искусства открывается способность человека к эстетическому преображению окружающего нас мира. Беседы-диалоги провожу по произведениям художников пейзажистов И Шишкина, И. Левитана и т.д.

Одним из современных методов обучения является проблемная технология, которую я использую в своей практической деятельности. Детям предлагаю определенные проблемные ситуации. На занятиях я решаю одну-две проблемы, не более. Это задачи изображения формы и цвета предметов, их освещенности, объема и положения в пространстве, а также размещения элементов рисунка на плоскости листа (композиция), овладения техниками живописи и графики, художественными материалами. Все задачи неразрывно связаны между собой. Форма имеет цвет, цвет меняется в связи с источником и интенсивностью света (солнце, луна, блеск молнии, электрическое освещение, фары автомобиля, свеча, огонек лампады), размеры и цвет предмета зависят от его положения в пространстве (дальше - ближе). И все эти представления должны воплотиться в определенных художественных средствах.

Технология творческого сотрудничества — это совместный поиск оптимального решения, коллективные дискуссии. На первом этапе решения поставленной проблемы организую работу в группах. Но основная практическая часть занятий — это самостоятельный творческий поиск обучающихся.

Технология эмоционального погружения представляет собой синтез различных форм воздействия, активизирующих воображение у детей (зрительных, слуховых, вербальных, осязательных).

Технология сравнения — один из путей активизации мышления, помогающий увидеть различные способы воплощения художественного замысла. На занятиях провожу сравнительный анализ произведений искусства. А также сравниваем по выразительным возможностям художественные материалы и техники, по свойствам и качествам — реальные и фантастические объекты и персонажи. Объектом сравнения служат и цвет, и размер, форма, фактура предметов, а также работы моих юных художников.

Конструирование, как вид изобразительного творчества способствует развитию пространственно-образного мышления, архитектурно-художественных навыков, координирует работу пальцев и мозга, развивает мелкую моторику рук. Вырабатывается усидчивость, аккуратность и исполнительская культура.

Рефлексия: оценивание собственных успехов и достижений, умение видеть удачи своих одногруппников, ценить их и учиться прогнозировать перспективу собственного развития.

Технология «педагогики успеха» предполагает, что гораздо разумнее стремиться развивать достоинства человека, чем искоренять его недостатки; обучающийся, ориентированный на достижение успеха, имеет больше шансов полноценном развитии, чем ребёнок, ориентированный на избегание неудачи.

Я убедилась, что регулярное использование современных образовательных технологий на занятиях изобразительного искусства способствует развитию творческих способностей обучающихся и дает высокие результаты: 

- повышает активность обучающихся на занятиях;

-способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;

- помогает развитию познавательной деятельности обучающихся и интереса к ИЗО;

- развивает у обучающихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.

Применение современных образовательных технологий позволяет мне:

-  наполнить занятия новым содержанием;

- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность ;                

- формировать элементы информационной культуры;

- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

- развивать мотивацию обучающихся и как следствие повышение качества знаний;

- расширять возможности для самостоятельной творческой деятельности обучающихся;

- формировать навыки самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок; развитие творческих способностей обучающихся.

В настоящее время использую возможности сайтов:

  • Коллекция «Мировая художественная культура» Российского общеобразовательного порталаhttp//artclassic.edu.ru
  • Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала http://music.edu.ru
  • Электронный каталог учебных изданий http:www.ndce.ru
  • Всероссийский Интернет-педсовет http://pedsovet.alledu.ru/
  • Проектная работа http://home.re//ine.ru/~ab/school875/iso.htm
  • Музеи России http://www.musem.ru/
  • Эрмитаж http://www.hermitage.ru/
  • Третьяковская галерея http://www.tretyakov.ru/

Зарегистрирована на сайтах «Страна мастеров»  и др, что значительно помогает мне в работе, так как это сайты  педагогов- практиков, которые также оказывают помощь и поддержку в работе, а что-то черпают и для себя.

На своей страничке размещаю материалы по обобщению инновационного педагогического опыта, основные направления моего педагогического труда, мастер-классы и т.д. (мастер-классы с презентациями, презентации, тесты, фотографии, документация\разработки уроков, технологические карты, рабочие программы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ «КРАЕВЕДЕНИЕ, ИСТОКИ»

В статье рассказывается о современных педагогических технологиях, которые помогают сделать затятя в объединении дополнительного образования интересными для обучающихся....

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через применение современных образовательных технологий»

Понижение творческой активности обучающихся, снижение интереса школьников к изучению русского языка и литературы, поверхностное прочтение и изучение  художественных произведений, нежелание самост...

Раскрытие творческого потенциала обучающегося посредством использования нетрадиционных техник в рисовании и с применением современных образовательных технологий.

Современное образование, как и все сферы общества, быстро развивается, тем самым перед обществом формируется совершенно новый образовательный заказ. Мы должны научить обучающихся необходимыми личными ...

Использование современных педагогических технологий на занятиях в объединении «Спектр» для формирования навыков творческого самоопределения у обучающихся.

Декоративно-прикладное и изобразительное искусства являются одним из главных направлений развития творчества....

Программа «Использование инновационных форм и методов обучения на занятиях творческого объединения «Изостудия»

Педагогическая инновация – намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики повышение качества обучения. Инновационное обучение направлено на формирование у обучающих...