Программа внеурочной деятельности кружок Скорочтение
рабочая программа

Швырева Надежда Александровна

Программа внеурочной деятельности кружок Скорочтение (расчитана на 4 года обучения)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация МО ГО «Долинский»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. Долинска Сахалинской области

«Рассмотрено»

Заместитель директора по МР:  Абдуразакова К.Г.

/___________/

Протокол МС № ___ от

«__»_____________2021г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР: Зубарева Т.В.

/__________/

 «__»____________2021г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №1.:

Шабалина И.В.

/____________/

Приказ № _________

 от «__»_____________2021г.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

"Скорочтение"

(наименование кружка)

2-5 класс

(уровень образования)

4 года (2021 – 2025 учебный год)

(срок реализации программы)

Составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
  • На основе авторской «Программы по скорочтению для детей в возрасте от 5 до 12 лет» педагога дополнительного образования высшей категории Ситдиковой Раисы Николаевны, автора книги «Хорошо читаем, думаем, запоминаем» Экгардта Р.Н.

Составитель: учитель-логопед Швырева Надежда Александровна

г. Долинск

2021 год

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Личностные результаты обучающихся 2–5 классов (с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)

У учащихся будут сформированы:

- новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности;

- мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей;

- умение использовать техники запоминания при работе с учебным материалом;

- положительная самооценка за счёт повышения успешности деятельности;

1.2.        Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

1.2.1. Формирование универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования

Регулятивные УУД: обучающийся научится:

- управлять своим вниманием

- использовать технику дыхательных упражнений для достижения высокой умственной работоспособности

- справляться с информационным «завалом»;

- максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение;

Познавательные УУД: обучающийся научится:

-выделять в тексте самое важное и необходимое

- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации

- обоснованно делать выводы, доказывать

- извлекать и анализировать информацию из различных источников

Коммуникативные УУД: обучающийся научится:

- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

- обоснованно делать выводы, доказывать

- развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми за счет улучшения качества устной речи

Освоение учащимися программы «Скорочтение» должно обеспечить следующие предметные результаты: обучающийся научится:

-читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью позволяющей понимать прочитанное

-свободно читать тексты больших объёмов

-владеть навыками быстрого «предосмотра» читаемого текста

- владеть техникой скорочтения

-читать с применением эффективных стратегий запоминания

Основной показатель качества освоения программы – увеличение скорости чтения и быстрое усвоение необходимой информации, личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в ученическом коллективе.

  1.  Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

–        находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

–        определять тему и главную мысль текста;

–        делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

–        вычленять содержащиеся в тексте основные события,

устанавливать их последовательность, упорядочивать информацию по заданному основанию;

–        сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2–3 существенных признака;

–        понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение, характеризовать явление по его описанию, выделять общий признак группы элементов).

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

–        использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

–        работать с несколькими источниками информации;

–        сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

–        пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

–        соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

–        формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод.

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

–        делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.

  1. Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

–        высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

–        оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте.

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

–        сопоставлять различные точки зрения;

–        соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.

Объём рабочей программы курса составляет 135 часов и рассчитан на 4 года обучения (2-5 класс – 34 часа в год).

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся. Программа курса «Скорочтение» реализовывается в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом. При составлении программы использованы авторские теоретические и практические материалы. Значение скоростного чтения для успешного освоения учебного материала учащимися состоит в том, что сформированный навык смыслового чтения на основе скорочтения является фундаментом всех УУД и предметных действий. Через смысловое чтение формируются УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.

Цели реализации программы:

создание условий для эффективного обучения быстрому чтению, повышения скорости чтения

формирование навыков быстрого и устойчивого восприятия большого объёма информации

развитие интеллектуальных и творческих способностей в их взаимосвязи друг с другом.

Задачи:

- освоение приёмов и техник скорочтения;

- развитие памяти и внимания;

- улучшение понимания прочитанной информации;

- развитие речи

-развитие познавательной и творческой активности, интеллектуальных способностей

-совершенствование умения ориентироваться в постоянно-меняющемся информационном потоке

-создание комфортной обстановки для раскрытия умственных способностей обучающихся

-развитие навыков воображения, восприятия, умения работать и отдыхать, переключаясь на другое задание

-формирование практических навыков по скорочтению, умственной и психологической деятельности

- развитие концентрации внимания

Основными принципами работы программы являются:

- учет современных требований;

- учет возрастных особенностей;

- доступность;

- последовательность;

- системность;

- эффективность;

- системно-деятельностный подход;

- управляемость образовательным процессом;

 Принципы обучения:

- принцип сознательности, творческой активности, самостоятельности ребёнка при руководящей роли педагога;

- принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного обучения скорочтению, улучшению зрительной и слуховой памяти, как выражение комплексного подхода;

- принцип связи обучения с жизнью;

- постоянный поиск новых форм работы и совершенствования технологии

Один из самых главных принципов обучения скорочтению — постоянно держать ребенка на грани его возможностей.

Приемы и методы обучения:

- словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение

- наглядные: демонстрация

- практические: упражнения, выполнение графических записей

- аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ

Данная программа предполагает тесную теоретическую связь с практикой.

Важным аспектом выполнения программы является обеспечение комфортных условий на занятиях.

Предполагаемый результат:

- увеличение скорости чтения;

- освоение техник запоминания материала, улучшение качества запоминания и понимания прочитанного;

- активизация высших психических функций;

- расширение поля зрения;

- освоение алгоритма рационального чтения.

Результаты работы

-более высокий уровень концентрации и распределения внимания;

- развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной, фотографической, логической  и других.

-синхронизация обоих полушарий

-расширение поля зрения

-увеличение скорости чтения

-совершенствование мышления.

-развитие артикуляции и моторики

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате обучения по данной программе обучающиеся:

-сократят время выполнения домашней работы

-увеличат скорость чтения

-увеличат скорость и качество запоминания текстов

-научатся легко запоминать стихи

-научатся быстро запоминать даты, правила, определения, словарные слова

-научатся мыслить быстрее

Принципы построения занятий:

1. От простого к сложному.

2. Каждое занятие рассчитано на 35-40 мин

3. Наращивание темпа выполнения заданий;

4. Смена разных видов деятельности.

Структура занятия

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 35-40 минут. Каждое занятие включает в себя упражнения определенной направленности:

1. Упражнение на развитие артикуляции и дикции

2. Упражнения на внимание

3. Упражнения на расширение поля зрения

4. Чтение с указкой

5. Упражнения на синхронизацию обоих полушарий

Формы организации учебного процесса: практическое занятие

Формы организации текущего контроля: замер скорости чтения

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1. Развитие артикуляции и дикции на каждом занятии произносить звуки чётко, ясно, не торопясь; соединять скороговорку с различными движениями пальцев: играем пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев левой и правой руки; отрабатывать чистоту произнесения звуков, для выработки правильного дыхания, чувства ритма; выполнять технику дыхательных упражнений;

2. Развитие внимания на каждом занятии внимательно читать про себя; управлять своим вниманием; тренировать внимание; быстро перестраиваться, чтобы выполнить упражнение;

3. Расширение поля зрения на каждом занятии видеть ясным взором большую область текста; выделять в тексте самое важное и необходимое; находить боковым зрением цифры; тренировать движение глаз; расширять горизонтальную и вертикальную составляющую «пятна ясного видения»;

4. Синхронизация обоих полушарий на каждом занятии заставить синхронно работать оба полушария мозга; овладеть техникой рисования двумя руками; быстро считать в уме и громко произносить ответы; соотносить букву-ногу и руку в ходе выполнения упражнения;

5. Чтение с указкой на каждом занятии читать с помощью указки; избегать возвратных движений при чтении; вести указку непрерывно, не останавливаясь, и постоянно ускоряя свои движения.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 год обучения (2 класс) – 34 часа

Тема учебного занятия

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Корректировка

1

Престижность скорочтения. Замер стартовой скорости чтения. Определение понимания прочитанного.

1

2

Секретные упражнения в скорочтении.

1

3

Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой.

1

4

Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой.

1

5

Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Синхронизация обоих полушарий.

1

6

Тренировка на быстрое переключение внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения.

1

7

Расширение поля зрения. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции.

1

8

Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции.

1

9

Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой.

1

10

Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка внимания. Синхронизация обоих полушарий.

1

11

Развитие зрительной памяти. Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка на быстрое переключение внимания. Расширение поля зрения.

1

12

Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Тренировка внимания.

1

13

Отработка дикции. Чтение с указкой Развитие зрительной памяти. Тренировка внимания.

1

14

Синхронизация обоих полушарий Отработка дикции. Чтение с указкой Тренировка внимания.

1

15

Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения.

1

16

Отработка дикции. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий Развитие зрительной памяти. Тренировка внимания.

1

17

Расширение поля зрения. Отработка дикции. Чтение с указкой.

1

18

Тренировка на быстрое переключение внимания. Синхронизация обоих полушарий Отработка дикции. Чтение с указкой.

1

19

Развитие зрительной памяти. Синхронизация обоих полушарий. Увеличение «пятна ясного видения». Отработка дикции. Чтение с указкой.

1

20

Тренировка внимания. Увеличение «пятна ясного видения». Синхронизация обоих полушарий.

1

21

Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка на быстрое переключение внимания. Синхронизация обоих полушарий.

1

22

Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка внимания.

1

23

Расширение поля зрения. Отработка дикции. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий.

1

24

Быстрое переключение и тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий.

1

25

Увеличение «пятна ясного видения». Отработка дикции. Чтение с указкой

1

26

Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой Тренировка внимания.

1

27

Тренировка внимания. Увеличение «пятна ясного видения». Развитие зрительной памяти.

1

28

Тренировка внимания. Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой

1

29

Синхронизация обоих полушарий. Тренировка внимания. Увеличение «пятна ясного видения».

1

30

Увеличение «пятна ясного видения». Быстрое переключение и тренировка внимания. Синхронизация обоих полушарий.

1

31

Работа с текстами с применением техник скорочтения.

1

32

Работа с текстами с применением техник скорочтения.

1

33

Работа с текстами с применением техник скорочтения.

1

34

Контрольный замер скорости чтения. Определение понимания прочитанного.

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 год обучения (3 класс) - 34 часа

Тема

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Корректировка

1

Вводное занятие. Престижность скорочтения. Замер стартовой скорости чтения. Определение понимания прочитанного

1

2

Скороговорки

1

3

Работа с простейшими слогами

1

4

Работа с минутным текстом

1

5

Работа с таблицами

1

6

Чтение слов лесенкой

1

7

Чтение слогов из 4, 5, 6 букв

1

8

Тренировка внимания. Увеличение «пятна ясного видения». Развитие зрительной памяти.

1

9

Закрепление пройденного

1

10

Скороговорки

1

11

Работа с рисунками и словами

1

12

Работа с таблицей с буквами и цифрами

1

13

Чтение слогов из 4, 5, 6 букв

1

14

Чтение слоги повышенной сложности

1

15

Работа с рисунками и словами

1

16

Работа с 3-х минутным текстом. Чтение с указкой.

1

17

Тренировка внимания. Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой

1

18

Работа с текстами с применением техник скорочтения.

1

19

Чтение слов лесенкой

1

20

Работа с текстами на время.

Отработка

1

21

Чтение таблиц с точкой внимания текстов

1

22

Чтение текста сквозь сетку

1

23

Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка внимания.

1

24

Работа с разными слогами

1

25

Чтение. Слоги. Отработка

1

26

Чтение. Слоги. Отработка

1

27

Чтение слоги повышенной сложности

1

28

Работа с текстами на время. Отработка

1

29

Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции.

1

30

Чтение с указкой. Тренировка внимания.

1

31

Чтение таблиц с точкой внимания текстов

1

32

Чтение таблиц с точкой внимания текстов

1

33

Игра-путешествие «В стране Читалия»

1

34

Контрольный замер скорости чтения. Определение понимания прочитанного.

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 год обучения (4 класс) - 34 часа

Тема

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Корректировка

1

Престижность скорочтения. Замер стартовой скорости чтения. Определение понимания прочитанного

1

2

Особенности традиционных методов обучения

1

3

Работа с движением глаз. Работа с артикуляцией губ, языка и других органов речи при чтении

1

4

Работа с разными текстами. Отработка ускорения. Увеличение малого поля зрения

1

5

Знакомство с основными способами чтения. Углубленное чтение

1

6

Панорамное чтение

1

7

Выборочное чтение

1

8

Чтение-просмотр и чтение-сканирование

1

9

Знакомство со зрительным алгоритмом чтения - правильным шестиугольником

1

10

Закрепление пройденного

1

11

Работа с текстами по интегральному алгоритму. Зрительное видение названия текста, автора, основное содержание страницы

1

12

Зрительное видение названия текста, автора, основное содержание страницы

1

13

Работа с алгоритмом и умение заполнять все блоки

1

14

Развитие зрительной памяти. Синхронизация обоих полушарий. Увеличение «пятна ясного видения». Отработка дикции. Чтение с указкой

1

15

Работа с текстом. Знакомство с фильтрацией, ключевыми словами, смысловыми рядами.

1

16

Работа с фильтрацией, ключевыми словами, смысловыми рядами.

1

17

Чтение текстов с одновременным выстукиванием ритма

1

18

Работа с алгоритмами и умением заполнять все блоки

1

19

Развитие зрительной памяти. Синхронизация обоих полушарий. Увеличение «пятна ясного видения». Отработка дикции. Чтение с указкой

1

20

Знакомство с чтением и отбиванием одновременно

1

21

Работа с карандашом и движением рук

1

22

Работа с таблицами Шульте. Поиск цифр и букв.

1

23

Работа с таблицами Шульте.

Тренировка горизонтального движения глаз

1

24

Работа с текстами. Доминанта. Созерцание зеленой точки

1

25

Конструирование смысла текстов. Ассоциативная связь с понятием

1

26

Чтение текстов с одновременным выстукиванием ритма

1

27

Тренировка внимания. Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой

1

28

Развитие зрительной памяти. Синхронизация обоих полушарий.

1

29

Увеличение «пятна ясного видения». Отработка дикции. Чтение с указкой

1

30

Чтение текстов, используя «Метод штурма», используя вертикальные линии

1

31

Тренировка внимания. Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой

1

32

Чтение текстов, используя «Метод штурма», используя вертикальные линии

1

33

Игра «Кто читает?!»

1

34

Контрольный замер скорости чтения. Определение понимания прочитанного.

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Четвертый год обучения (5 класс) - 34 часа

Тема

Кол-во часов

1

Престижность скорочтения. Замер стартовой скорости чтения. Определение понимания прочитанного

1

2

Работа с текстом, используя организацию внимания. Понимание и запись под диктовку

1

3

Работа с текстом, используя оперативную память, осмысливание текстов

1

4

Тренировка на быстрое переключение внимания. Синхронизация обоих полушарий Отработка дикции. Чтение с указкой

1

5

Работа с текстом, непроизвольное внимание, знакомство с поставленной целью

1

6

Работа с текстом, произвольное внимание, связь поставленной цели и интересами

1

7

Анализ важных показателей

1

8

Работа по отработке механизма памяти, используя специальные упражнения

1

9

Работа с текстами научно-популярных журналов

1

10

Тексты на время. Отработка ускорения. Увеличение малого поля зрения

1

11

Тренировка на быстрое переключение внимания. Синхронизация обоих полушарий Отработка дикции. Чтение с указкой

1

12

Работа с разными текстами

1

13

Текст. Метод сверхбыстрого чтения

1

14

Работа над собой, используя аутогенную тренировку

1

15

Работа по тренировке памяти, используя специальные упражнения

1

16

Тексты на время. Отработка ускорения. Увеличение малого поля зрения

1

17

Работа с текстом, непроизвольное внимание, знакомство с поставленной целью

1

18

Работа с разными текстами

1

19

Анализ важных показателей

1

20

Работа с текстом, используя оперативную память, осмысливание текстов

1

21

Тренировка на быстрое переключение внимания. Синхронизация обоих полушарий

1

22

Отработка дикции. Чтение с указкой

1

23

Работа с текстами, используя метод сверхбыстрого чтения

1

24

Работа с упражнением «Пальцы»

1

25

Работа с упражнением «Муха»

1

26

Работа с разными текстами

1

27

Тренировка внимания. Увеличение «пятна ясного видения». Синхронизация обоих полушарий.

1

28

Тренировка внимания, памяти и мышления

1

29

Работа с упражнением «Стрелка»

1

30

Работа с текстами, используя метод сверхбыстрого чтения

1

31

Работа с текстами повышенной сложности, используя выученные упражнения

1

32

Тренировка на быстрое переключение внимания. Синхронизация обоих полушарий Отработка дикции. Чтение с указкой

1

33

Игра «Кто как читает?!»

1

34

Контрольный замер скорости чтения. Определение понимания прочитанного.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖОК «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ"

Срок реализации 3 года(возраст детей-12-15 лет)...

Программа внеурочной деятельности. Кружок "Мы - юные математики"

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления составлена для учащихся 1- 4 классов в соответствии с  требованиями  Федерального государственного образовательного станда...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Кружок «Мир вокруг»

Программа и календарно- тематическое планирование кружка "Мир вокруг". Программа кружка «Мир вокруг» реализуется в 2-х классах участвующих в эксперименте по введению ФГОС второго поколения...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружок «В мире книг»

рабочая программа библиотечного кружка для учащихся начальных классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности Кружок "Вокальная группа"

Рабочая программа рассчитана для работы внеурочно с учащимися старших классов, в которых предмет "музыка" уже не ведется....

Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок "Моя малая родина"

Данная программа предназначена для проведения кружка в основной общеобразовательной школе, расчитана на учащихся 5-6 классов. Содержание программы включает в себя изучение истории и географии родного ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности Кружок «ПЕСЕННО-ПОЭТИЧЕСКИЙ ПЛАН В ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Срок освоения программы: 1 год

Общая характеристика курса         Программа предназначена для учащихся 11-12 лет и рассчитана на 136 часов, 4 часа в неделю (6 классы).Данная программа внеуроч...