Статья "Труд и творчество - главные воспитатели"
статья

Роот Инна Владимировна

Поскольку труд остается главным условием жизни людей, а при рыночной экономике способность к труду становится товаром, которому предъявляются очень высокие требования, занятия прикладным творчеством являются определенным вкладом, как в умственное, нравственное, эстетическое развитие учащихся, так и формирование у них готовности к труду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Труд и творчество - главные воспитатели.  

Человек, не испытавший радости труда, успеха,

 никогда не полюбит труд…

     Время, в котором мы живем, выдвинуло перед учреждениями дополнительного образования задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной, разносторонней и активной личности. Поскольку труд остается главным условием жизни людей, а при рыночной экономике способность к труду становится товаром, которому предъявляются очень высокие требования, занятия прикладным творчеством являются определенным вкладом, как в умственное, нравственное, эстетическое развитие учащихся, так и формирование у них готовности к труду. Поэтому весь процесс воспитания и обучения подрастающего поколения организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

     Развитие творчества не может существовать без труда. Отсутствие навыков труда вызывает у ребенка чувство беспомощности. В этом случае дети вынуждены создавать не то, что задумали, а что получается. Труд и творческий процесс органически связаны друг с другом, влияют друг на друга и поддерживают друг друга. Труд и творчество - главные воспитатели.  В процессе формирования положительного отношения к труду и творчеству обучающиеся познают окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, обучающиеся развивают свой кругозор. Они становятся более прилежными в учебе, начинают интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд и творчество в активный стимул для получения новых знаний.

     Воспитанников дополнительного образования условно можно разделить на 3 группы: дошкольный возраст, младшие школьники, старшие школьники.

У каждой группы воспитанников в формировании положительного отношения к труду, есть свои определенные задачи:

1 группа дошкольный возраст:

- формировать умение и навыки самообслуживания;

- научиться играть в сюжетно-ролевые игры;

- знакомится с различными профессиями;

- приобщаться к общественно – полезному труду;

2 группа младшие школьники:

- воспитывать любовь к труду, уважение к людям различных профессий;

- формировать умения навыки самообслуживания;

- воспитывать бережное отношение к результатам труда людей;

- приобщать к общественно полезному труду;

3 группа старшие школьники:

- формировать стремление добросовестно работать;

- активно участвовать в общественно –  полезном труде;

- формировать знания общетрудовых и производственных понятий: культура труда, трудовая дисциплина принципы планирования.

      Воспитанию желания трудиться и заниматься творчеством помогают только те влияния, которые вызывают определенные эмоции или переживания, которые глубоко затрагивают личность, ее потребности и интересы. Для того чтобы ребенок с удовольствием занимался творчеством и трудовой деятельностью, его необходимо мотивировать. Самые значимые виды мотивации:

1. Эмоциональная мотивация (затрагивает чувства ребенка, влияет на такие чувства и эмоции как адреналин, удовольствие, любопытство, доверие, позволяет мотивировать ребенка  на деятельность, путем бессознательного).

Виды эмоциональной мотивации:

●поощрение, одобрение, похвала

●поручение

●учебно - познавательная игра

●создание ярких наглядно-образных представлений

●создание ситуации успеха

●стимулирующее оценивание

●свободный выбор задания

●удовлетворение желания быть значимой личностью

●показ образцов труда ребенка близким, товарищам

2.Познавательная мотивация

●выполнение творческих заданий

● «мозговая атака», «мозговой штурм»

      Значимую роль играет создание психологического климата. Благоприятный психологический климат - это атмосфера раскрепощённости, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности - создает комфорт и условия для работы, раскрывает творческие возможности личности. Подбадривание, одобрительное отношение во время работы, внесение элемента новизны, это отвлекает от трудностей, снимает психологические зажимы, способствует творческому проявлению каждого ребенка.

     Непременное условие положительного отношения к труду и творчеству является посильность. Нагрузка в труде непосредственно связана с формированием положительного отношения к нему. Чтобы не допускать отрицательных проявлений, следует предлагать работу, с которой бы дети справлялись, затрачивая достаточные усилия, но не переутомлялись.

     Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, оно воспитывается с самого раннего детства. Первые навыки приобщения к труду наши воспитанники приобретают в студии развития творческого потенциала детей дошкольного возраста «Родничок» на занятиях в творческой мастерской «Разноцветные капельки». Работы, создаваемые ребятами на данных занятиях, развивают творческие способности, учат правильно организовывать сам процесс труда и творчества.

     В.С.Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное, аналитическое мышление, воображение, зрительная память, т.е. раскрывается личность ребёнка, воспитываются лёгкость и быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе и нестандартных ситуациях.

     Художественную направленность (декоративно-прикладное творчество) представляют объединения: «Вышивка», «Природа и фантазия», «Кубанский умелец», «Юный художник», «Бисероплетение», «Мягкая игрушка». На занятиях педагоги знакомят своих воспитанников с тем, что на протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры, да и в настоящее время, сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов.

     Основу декоративно – прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера, возвращаются в моду вещи «ручной» работы. Рукоделие - это удивительное занятие, несущее в себе много пользы.

     За нас сегодня практически все делают машины. Мало кто стирает руками, а тем более вышивает и вяжет. Единственное, что способны освоить современные дети, — это кнопки компьютерной клавиатуры. И родители никак не реагируют на эту опасную безрукость. А зря! Потому что нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук: ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.

      Занятия рукоделием вызывают у учащихся большой интерес. Используя различные техники декоративно-прикладного творчества, без значительных финансовых затрат, они создают удивительные изделия: декоративные панно и предметы интерьера (подсвечники, деревья, букеты цветов), сувениры (брелоки, игрушки), украшения. Каждая созданная ребенком вещь имеет свою индивидуальную неповторимость.

      Изучение особенностей декоративно-прикладного творчества помогают многим детям открыть новые пути их жизни, а творческий потенциал помогает возрождению народного творчества.

      Стремление к красоте было присуще людям всегда. Все культурные ценности, накопленные человечеством, результат творческой деятельности людей, и то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

В кружковой работе у детей отлично формируется коллективизм, умение трудиться вместе, желание помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать им свою помощь, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться своим успехам и успехам своих друзей. А этих качеств, как у взрослых, так и у детей сегодня хронически не хватает!

      Думаю, что в ходе реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ мы сможем достичь главных целей – сформировать у детей интерес к труду, желание трудится, правильное представление о том, что труд доставляет радость, и возможно, что в ком-то из этих детей за ложится зёрнышко любви к творческим профессиям.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. http://www.dissercat.com/content/trudovye-porucheniya-i-ikh-rol-v-vospitanii-polozhitelnogo-otnosheniya-k-trudu-u-detei-stars#ixzz2dudXz1GJ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Колумб Замоскворечья" А.Н. Островский, главные вехи жизни и творчества

Данную презентацию рекомендуется использовать на вводном уроке по творчеству А.Н. Островского....

Творчество классных руководителей и воспитателей: отказ от шаблонов и стереотипов

Применение разнообразных форм воспитательной работы в проффессиональной деятельности...

презентация по творчеству Альберта Лиханова: "Главный маршал детства":

Для ныне живущих Альберт Лиханов "милосердный, всемогущий. Он греющий своим лучом...", ибо:Жизнь нуждается в милосердии.Милосердием мы бедны.Кто-то злобствует, кто-то сердится.Кто-то снова в тисках бе...

Научно-исследовательская работа "Главная цель в жизни и творчестве Ф.А.Абрамова - увеличить добро на земле"

Работа представляет собой реферат с использованием библиографических данных о жизни и творчестве писателя....

Н.А. Некрасов. Главная тема творчества

Раработка урока по литературе в 6 классе с технологической картой....

Методическая разработка урока по творчеству Сергея Есенина "Чувство Родины - главное в моем творчестве"

Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем "Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко в...