Сотрудничество педагога дополнительного образования с родителями и учащимися
классный час

Никитина Алиса Геннадьевна

В статье раскрывается интересный парадокс, оторый возникает меду педагогами дополнительного образования и родителями. С одной стороны-родители хотят и стремятся к тому, чтобы их ребенок развивался в объединениях и кружках по интересам, с другой - подавляющее большинство родителей не желают понять сущностную составляющую дополнительного образования, его содержательную направленность, проявляя при этом снобизм, потребительские черты, относясь несерьёзно занятиям ребёнка. Позитивно решить воспитательные задачи помогут только совместные усилия семьи и других социальных институтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikitina_tsvetnova_statya2.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

С РОДИТЕЛЯМИ И УЧАЩИМИСЯ

 

Кочарян А. Г. ,

                                                                   педагог дополнительного образования

 Цветнова Н. С., концертмейстер

МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»

г. Хабаровск 

Сотрудничество педагогов и родителей в дополнительном образовании построено на основе свободы выбора. К сожалению, родители не готовы к частому общению с педагогами образовательного учреждения. В силу этого, не происходит должной взаимосвязи учреждения и семьи. Однако, происходит интересное явление: с одной стороны-родители хотят и стремятся к тому, чтобы их ребенок развивался в объединениях и кружках по интересам, с другой - подавляющее большинство родителей не желают понять сущностную составляющую дополнительного образования, его содержательную направленность, проявляя при этом снобизм, потребительские черты, относясь несерьёзно занятиям ребёнка. Позитивно решить воспитательные задачи помогут только совместные усилия семьи и других социальных институтов. Именно через укрепление партнерских связей, мобилизацию социокультурного потенциала семьи возможны доверительные отношения педагогов и родителей и личностный, образовательный рост и успех детей, истинная забота о его здоровье и развитии. Не секрет, что связи с родителями и педагогами существуют, но все они обособленны, слишком формальны. Родителей необходимо привлекать к помощи на мероприятиях к участию в образовательном процессе в целом, организовывать для них различные тренинги, семинары, по психологическому просвещению, психологические и педагогические консультации. Этим самим родители смогут полнее осознать свое значение, свою роль в семейных отношениях, понять ближе своего ребёнка, заботиться о его благополучии, развивать и самим развиваться в интеллектуальном, этическом и эстетическом плане. Жить и взаимодействовать в сотрудничестве с родителями, в партнёрских отношениях, объединить усилия для полноценного развития и воспитания, эмоционально поддерживать друг друга, обогащая при этом их воспитательный потенциал.

В развитии ребенка можно выделить три взаимовлияющих уровня, это - семья, образование и социосреда. Важнейшая задача дополнительного образования состоит в создании условий для обогащения и взаимодополнения этих уровней.

Зачастую самим родителям необходима поддержка и экстренная помощь в воспитании собственных детей, поскольку воспитание будущих родителей находится в нашей стране не на должном уровне. Само понятие «воспитание родителей» является интернациональным и подразумевает помощь родителям в исполнении их функций воспитания собственных детей. Совместное творчество, игра, деятельность с детьми помогает увидеть родителям ребёнка с другого ракурса, позволяет провести время вместе. Посмотреть на ребёнка родителю другими глазами позволяет дополнительное образование, активно используемые всевозможные как групповые, так и индивидуальные формы работы: дни открытых дверей, конференции, родительские собрания, мастер-классы, совместные творческие мастерские, семейные клубы, мероприятия, концерты, встречи, круглые столы, совместная игровая деятельность. При индивидуальных формах работы педагоги зачастую анкетируют детей и взрослых, проводят диагностику и мониторинги, проводят индивидуальные консультации, беседы, занимаются просветительской работой, выпускают буклеты, проспекты, памятки.

Опустим проведение родительских собраний, остановимся подробнее на нетрадиционных и интерактивных формах работы. Существует очень мощная форма работы с семьями, которая по-настоящему сплачивает людей. Это неформальное общение, которое возможно при посещении семьи воспитанника на дому. Возможно, кто-то будет возражать и найдет эту форму неприемлемой и не столь нужной. Однако, мы считаем её очень действенной, она способна изменить отношение к другому человеку. Перед посещением следует договориться заранее со взрослыми. Педагог получает информацию о семье, её традициях, микроклимате, семейном укладе, взаимоотношениях членов семьи, он имеет прекраснейшую возможность поговорить на интересующие родителей темы. В индивидуальной беседе, в кругу семьи, родители будут более открыты, откровенны с педагогом, да и дети будут более раскрепощены, имея возможность смело высказываться по интересующим их вопросам. Еще один важный аспект работы с родителями – совместная игровая деятельность. Это и возможность сплотиться «в единую команду» и самореализация, воплощение некоторых идей в жизнь. Именно в игре ребёнок свободен, раскрепощён, ему психологически комфортно и вольготно. А организатор всего этого пространства- взрослый. Роль педагога-взрослого в данном деле незаменима. Именно тут он может проявить все свои возможности и знания, быть организатором, зачинщиком, судьей, помощником родителей в приобретении новых возможностей для совместного времяпровождения, занимая при этом активную позицию. Следует отметить, что результаты, от подобных совместных действий, получаются намного удачнее. В данном случае имеет место опыт и дальновидность, «мудрое вспомоществование» взрослых и оригинальность, фантазийность, нестандартность мышления детей. Проверено, что только посредством игры взрослый может добиться очень многого: выработать новое отношение детей к другим детям, научить навыкам самоорганизации, общения и взаимодействия в группе.  

В заключении хочется сказать ещё об одном немаловажном аспекте работы педагога с родителями - ведении собственного сайта. Педагоги стали активно использовать сеть Интернет для освещения деятельности творческого объединения или собственной педагогической деятельности. Пусть сайт будет на страничке вашей организации, но возможности его велики, поскольку он дает огромное преимущество доставки информации, обмена мнениями, жалоб и предложений, рекомендаций, родительского общения. Интерактивные опросы для родителей, анкетирование, тестовые, обучающие материалы по организации воспитательного процесса и многое другое можно также размещать на ваших личных сайтах. Очень важна форма, способ подачи, а также содержание самой информации. При условии хорошей координации сил и организации самой работы с родителями она будет носить конструктивный характер. Это позволяет создать модель единой образовательной среды в учреждении дополнительного образования, и поскольку родители являются главными заказчиками, спонсорами и потребителями образовательных услуг, педагоги должны искать и находить эффективные формы работы с семьями учащихся.

Работая педагогом в учреждении дополнительного образования уже несколько лет, хотела бы в заключении поделиться с педагогами некоторыми своими рекомендациями, которые я вынесла из собственного опыта, думаю, что они помогут вам при общении с родителями воспитанников.

  • Если родители обратились к вам, значит, они очень нуждаются в поддержке, мудром совете;  
  • Если вы знаете и можете что-то посоветовать, то общайтесь в спокойной, доброжелательной обстановке, постарайтесь создать достойные условия для неторопливого общения;
  • Если вы как педагог не в состоянии разобраться в ситуации, не владеете нужной информацией, в таком случае смело рекомендуйте родителям специалиста, который мог бы помочь в решении данной проблемы;
  • В случае, если вы не располагаете временем, спешите, торопитесь на встречу, в таком случае договоритесь о встрече и извинитесь за свой отказ;
  • Не проявляйте нетерпения, не перебивайте на полуслове, выслушайте и еще раз внимательно выслушайте собеседника, общающийся должен высказаться до конца. Обдумайте всё, что вам сказали родители, а затем уже поделитесь с ними собственным мнением;
  • Никогда не высказывайтесь негативно о поступке или словах собеседника, не поучайте, не стоит спешить с выводами по любому поводу – всё это несет за собой негативную реакцию, отторжение со стороны родителей;
  • Заканчивайте каждую вашу беседу рекомендациями для родителей и самого учащихся, и пусть эти пожелания носят конструктивный характер и будут оптимистичны;
  • То, о чем говорят вам родители- конфиденциальная информация и она не должна вами передаваться кому-либо. Если существует острая необходимость передать эту информацию кому-либо, то вам следует об этом поставить в известность родителей;
  • Помните, встречаясь с родителями учащегося, что в характере любого ребёнка существуют как плохие, так и хорошие черты, и родители вашего учащегося желают также слышать нечто хорошее о своем сыне или дочери. Заканчивайте любую вашу беседу похвалами, упоминанием того положительного, что существует в учащемся, что дает шанс на будущие учебные победы.

                                              Список литературы

1. Кибардина, Н. М. Из опыта работы педагога дополнительного образования по взаимодействию с семьей / Н. М. Кибардина // Педагогическое мастерство и педагогические технологии Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»; - 2015. - С. 176-177.

2. Купряшина, Н. Д. Совершенствование сотрудничества педагогов и родителей в учреждении дополнительного образования // В сборнике: Всероссийские педагогические чтения «Педагогическое наследие Степана Павловича Титова» Сборник материалов. Барнаул, - 2010. - С. 86-88. 3. Харламова, Т. А. Социально-педагогические условия сотрудничества с родителями в учреждении дополнительного образования детей / Т. А. Харламова // Воспитание школьников. - 2015. - № 2. - С. 54-58.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа на тему: «Сотрудничество педагога дополнительного образования и концертмейстера с родителями воспитанников».

Как известно,сотрудничество педагога и концертмейстера с родителями их воспитанников играет важнейшую роль в работе с любым детским или юношеским коллективом.От участия родителей зависит ...

Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями

Выступление педагога дополнительного образования на педсовете. Тема доклада: "Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями". В докладе рассмотрены основные эффективные и популярные...

Формы сотрудничества педагога дополнительного образования с родителями

В статье  указываются основные модели взаимоотношений педагога дополнительного образования с семьёй....

«Формы эффективного взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями»

Взаимодействие педагога с родителями учащихся является важной педагогической функцией профессиональной деятельности педагога. Именно от родителей педагог может:- получить дополнительную информацию об ...

Презентация к проекту «Формы эффективного взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями»

Цель проекта: формирование у педагогов дополнительного образования навыков эффективного взаимодействия с родителями, через их участие в образовательном процессе.Задачи:Диагностика ситуации и определен...

Презентация к проекту «Формы эффективного взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями»

Цель проекта: формирование у педагогов дополнительного образования навыков эффективного взаимодействия с родителями, через их участие в образовательном процессе.Задачи:Диагностика ситуации и определен...

Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями учащихся как мотивационный ресурс образовательной деятельности

В детской школе искусств участие родителей в жизни обучающихся сейчас является как никогда актуальным. Актуальность обусловлена разнообразием творческих направлений, где может проявить себя ребе...