Социализация личности учащегося
статья (6 класс)

Никитина Алиса Геннадьевна

В даной статье дается краткое описание опредления понятия "социализация учащегося",  а также личностным, средовым и воспитательным факторам. Раскрыто значение процесса построения партнерского сотрудничества в социально-обусловленной среде учащегося, его этапах и уровнях результатов. В заключении даются этапы медиобразовательных аспектов учащихся, которые также являются современным фактором социализации учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_lichnosti_uchashchegosya.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Социализация личности учащегося

Никитина А.Г.

педагог дополнительного образования

Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение родного языка, социальных ценностей, норм, установок, образцов поведения, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, воспроизводство личностью социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат.

Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.Социализация личности протекает во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее влияющих на развитие человека. Эти условия принято называть факторами. Ученые выделяют различные группы факторов социализации личности.

Например:И. Бронфенбреннер выделяет четыре группы таких факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся:

- микросреда — это то, что непосредственно окружает человека с самого рождения и оказывает наиболее существенное влияние на его развитие;

- мезосистема - складывающиеся взаимоотношения между различными жизненными областями, определяющими и существенно влияющими навоспитание: школа, семья, улица;

- экзосистема — это общественные институты, органы власти, административные учреждения;

- макросистема — это нормы культуры и субкультуры, мировоззренческие и идеологические позиции, господствующие в обществе.

А.В. Мудрик выделяет три группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся:

- макрофакторы — космос, планета, мир;

- мезофакторы — этнокультурные и региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации;

- микрофакторы — институты социализации.

Особое место принадлежит личностным, средовым и воспитательным факторам.

Личностные факторы характеризуются потенциалами и состоянием человека, средовые факторы характеризуют нетипичные для данного человека условия, влияющие на его способность проявлять естественную активность. Воспитательные факторы характеризуют результат или особенности воспитательной деятельности.

Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе социализации человек усваивает накопленный социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.

Социальная роль - это поддерживание человеком определенного социального статуса в соответствии с потребностями повседневной жизни, профессиональной деятельностью, выполняемой функцией.

На социализацию человека значительное влияние оказывают наследственные и врожденные особенности, факторы среды, личная роль в саморазвитии, самосовершенствовании.

Человек выступает как объект и субъект социализации. Как объекту, ему принадлежит значительная роль в процессе усвоения социального опыта для развития и саморазвития.

Условия, обусловливающие социализацию личности на различных возрастных этапах, — это игра, учение, общение, профессиональная деятельность.

Важная роль социализации человека отводится образовательным учреждениям. Дети должны быть: социально защищенными, нравственно стойкими, социально - закаленными, против всякого рода соблазна, имеющие знания на уровне современной науки и техники, физически и психически здоровы, а главное, иметь социальный опыт самостоятельного принятия решений, выбора поведения, профессии, партнеров, ценностей.

Решить проблему социализации можно только в объединении усилий семьи, школы и общественных институтов.

Ведущими факторами в этой деятельности должны быть:

1. Общественная жизнь образовательной организации – деятельность различных детских объединений в рамках учебного заведения, клубная, кружковая деятельность, взаимодействие детей, педагогов, родителей в процессе подготовки и реализации событий.

2. Сотрудничество – отношения, возникшие в процессе совместной деятельности взрослых и детей, становящиеся основой развития всех участников деятельности.

3. Проектные площадки – структурные компоненты образовательной системы, где реализуются конкретные инновационные проекты, направленные на социализацию личности.

4. Открытая образовательная среда, как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Это целостное пространство развития личности ребенка для освоения им открытого мира культуры в процессе сотрудничества школы с другими социальными институтами, образовательными системами, педагогическими культурами.

5. Самоопределение личности – процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных жизненных обстоятельствах. Социальное самоопределение человека – это выбор и утверждение человеком своей позиции в проблемных ситуациях в соответствии с его потребностями, мотивами, идеалами, убеждениями, субъективными оценками происходящего.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», установленных Стандартом, определены общие задачи воспитания и социализации школьников.

В соответствии с ФГОС, социализация подразумевает:

  • в области формирования личностной культуры:
  • в области формирования социальной культуры:
  • в области формирования семейной культуры:

- формирование способности к духовному развитию, реализацию творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

- укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

- формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле,

- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

- принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- формирование основ российской гражданской идентичности;

- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

- формирование патриотизма и гражданской солидарности;

- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

- формирование отношения к семье как к основе российского общества;

- формирование почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи воспитания и социализации обучающихся для более полного достижения национального воспитательного идеала с учетом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей.

К базовым условиям успешности социализации ребёнка в условиях внедрения ФГОС относится построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.

Результаты подобного процесса можно представить в трёх уровнях:

Первый уровень результатов – приобретение ребенком социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения результатов данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика с педагогами как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами своей школы, среди других, часто незнакомых людей, которые не обязательно положительно к нему настроены, подросток действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем.

Чтобы процесс социализации личности школьника был успешен, необходимо в ходе организации образовательного процесса придерживаться принципов социально-ориентированного образования.

В ФГОС стандартах заложены медиаобразовательные аспекты, набор которых в каждом конкретном предмете определен спецификой изучаемой области человеческой деятельности. Медиаобразование школьников- это современный этап социализации учащихся.

Медиаобразование нужно рассматривать как часть общего образования школьников и как элемент образовательной программы.

Медиаобразовательный процесс можно будет считать успешным, если в результате будет сформирована базовая медиакомпетентность личности. Такой подход к процессу медиаобразования возлагает особенную ответственность на педагогов, как на транслятора знаний и нравственных принципов, которые будут переданы школьникам. Это определяет необходимость выявления базовых показателей профессиональных установок, знаний и умений, которыми должны обладать педагоги:

- духовно-нравственный: соответствие педагогической деятельности высоким нравственным принципам и национальным культурным традициям;

- информационный: уровень информированности, теоретико-педагогических знаний в области медиаобразования;

- методический: методические умения преподавания медиадисциплин;

- деятельностный: качество медиаобразовательной деятельности в процессе учебных занятий разных типов;

- креативный: уровень творческого начала в медиаобразовательной деятельности.

При должной подготовке медиапедагогов ожидаемыми результатами медиаобразовательного процесса в идеале должен стать набор следующих компетенций:

Информационная компетентность — знания, умения, мотивация и ответственность, связанные с поиском, пониманием, организацией, архивированием медиаинформации и ее критическим осмыслением, а также с созданием информационных объектов с использованием цифровых ресурсов: текстовых, изобразительных, аудио и видео.

Коммуникативная компетентность — знания, умения, мотивация и ответственность, необходимые для различных форм коммуникации, таких как электронная почта, чаты, блоги, форумы, социальные сети.

Техническая компетентность — знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие эффективно и безопасно использовать технические и программные средства для решения различных задач, в том числе использования компьютерных сетей.

Потребительская компетентность — знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие решать с помощью информационно-телекоммуникационных технологий, цифровых устройств и интернета различные повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями, предполагающими удовлетворение различных потребностей.

Формирование мотивационно-волевых и ценностных аспектов при реализации медиаобразовательного процесса открывает путь для развития саморегуляции личности в эпоху информационно-телекоммуникационных технологий. Рассмотренный подход позволит осуществлять в ходе образовательного процесса социализацию личности школьника.

                                                       Литература.

1. Новые технологии воспитания и социализации школьников в условиях реализации ФГОС.

2.Использование воспитательных технологий в условиях ФГОС [Электронный ресурс] http://khbs1.ru/000/novosti/teljukova_prilozhenie_5.doc

3.Андреева Г.М. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте. Психология. – 1997

4.Мудрик А.В. Социализация человека. Издательский центр «Академия», 2006.

3.Полат Е.С., Моисеева М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2004

4.Смирнова М. А. Деятельность общеобразовательных учреждений по созданию педагогических условий социализации учащихся. Самара. 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная методика как один из видов интерактивных технологий, способствующих успешной социализации личности учащихся и осознанию важности социального взаимодействия

Безусловно, любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, усвоили семейные роли, были законопослушными гражданам...

Мультимедийный проект как средство социализации личности учащегося в условиях современной школы.

Статья участвует в конкурсе Образование 3.0 Иностранный язык в жизни современного подрастающего поколения приобрел в настоящее время, не побоюсь этого слова, глобальный смысл.  Мотивация к его...

Авторская программа воспитательной работы по развитию и социализации личности учащихся«Мир наших «Я» 5-9 класс на 2010 - 2015

Программа «Мир наших «Я» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  к структуре основной образовательной прог...

Социализация личности учащихся

Опыт работы социального педагога школы...

Социализация личности учащихся основной школы

Материал об исследовании социализации ребенка в школе....

Социализация личности учащихся основной школы в условиях

Материал об исследовании социализации ребенка в школе....

"Педагогическая мастерская "Традиции и инновации в процессе воспитания и социализации личности учащихся".

"Педагогическая мастерская "Традиции и инновации в процессе воспитания и социализации личности учащихся", проведённая для коллег в  с. Ремонтное....