"Развитие метроритма на уроках сольфеджио"
материал

Гладовская Алла Васильевна

методический доклад освещает формы работы над метроритмом на уроках сольфеджио

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_soobshchenie_2.docx22.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Гладовская А.В.

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

МАУДО г. Нижневартовска «ДШИ №1»

РАЗВИТИЕ МЕТРОРИТМА НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО

Развитие чувства метроритма – важнейшая форма работы на уроках сольфеджио. Кроме того, ритмическое воспитание является составляющей частью освоения всех учебных дисциплин в процессе обучения в музыкальных школах и в школах искусств. Ритм формирует речь, становление слуха, развивает интеллектуальные возможности. Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание и воплощение ритмической стороны музыкального образа. Формирование чувства метроритма у учащихся – одна из наиболее важных и сложных задач, которая должна решаться в комплексе всех учебных предметов музыкальной школы, и непосредственно на роках предмета «Сольфеджио». Систематическое развитие ритмических навыков - необходимое условие для грамотного разбора нотного текста на всех этапах обучения музыканта. Музыкально-ритмическое чувство развивается только в процессе музыкальной деятельности.

В понятии чувства метроритма объединяются: равномерность движения в разных темпах; размер, т.е. сочетание и чередование ударных и безударных долей; ритмический рисунок, как сознание и воспроизведение сочетаний звуков различной длительности. Целенаправленная и систематическая работа над ритмом позволяет превратить чтение нотного текста в естественную деятельность. При регулярном чтении ритмического рисунка произведения параллельно со звучанием музыки, участники непроизвольно переходят на пение, и интонационные дефекты уходят сами по себе, без привлечения к ним особого внимания. При воспитании чувства метроритма на занятиях по сольфеджио следует использовать специальные ритмические упражнения, составленные с учётом возрастных особенностей учащихся. Без чувства ритма музыкальная деятельность невозможна. Формирование этого чувства – одна из важнейших задач педагога.

Современная методика преподавания «Сольфеджио» предлагает освоение метроритма через движение: ходьбу, простукивание, тактирование и дирижирование. Возможности для развития чувства метроритма имеются в различных формах работы на уроках сольфеджио: пении песен с прохлопыванием пульса и ритма, ритмизация текста, ритмических диктантах, остинато и канонах, сольфеджировании с дирижированием, сольмизации и творческих заданиях (импровизация, сочинение).

Пение разучиваемых песен с прохлопыванием метрических долей и ритмического рисунка.

Возможные варианты заданий:

1. Исполнение песни с пульсом;

2. Слушание музыки с определением размера (2/4 или 3/4), и простукиванием метрических долей (сильную долю акцентировать);

3. Пение песни с прохлопыванием ритмического рисунка с текстом и ритмо-слогами («стоп» - половинная длительность, «шаг» - четвертная, «бегать» - восьмые,);

4. Пение с «переходом» (1 куплет исполняется с пульсом, 2 куплет с ритмом; то же самое по фразам);

5. Одновременное исполнение пульса и ритма группами учащихся или двумя учениками;

6. Одновременное исполнение пульса левой рукой, а ритма правой рукой самим учащимся (2 вариант – пульс шагать, а ритм хлопать).

Для достижения эффективного результата в развитии чувства ритма целесообразно вычленять и прорабатывать отдельно различные ритмические обороты как в специальных ритмических упражнениях, так и в музыкальных произведениях.

Ритмизация слов, фраз, небольших стихотворений.

В данной форме работы над ритмом используется так называемый метод «вербального эквивалента» К. Орфа, т.е. усвоение ритмических оборотов через звучащее слово:

- подбор слов к ритмооборотам;

- ритмизация фраз;

- ритмизация стихотворений.

Ритмические диктанты.

Это основная форма работы, предшествующая записи мелодии.

Варианты заданий:

- повторение ритмического рисунка, исполненного педагогом (игра «ритмическое эхо»);

- запоминание ритма, показанного на несколько секунд с последующим исполнением ритмослогами;

- исправление ошибок в записи ритма;

- дописывание ритма в пропущенных тактах;

- узнавание по ритмическому рисунку знакомой мелодии (ритм может быть прохлопан, сыгран на одном звуке или записан на доске);

- запись ритма знакомой мелодии по памяти;

- запись ритма «стенограммой».

Остинато.

 Это короткая, ритмическая фигура, отрабатываемая на уроке. Из нескольких остинато составляется ритмическое сопровождение к песне или пьесе. Каждое остинато темброво дифференцируется либо ритмическим оформлением, либо ударными инструментами (барабаны, тарелки, треугольники, бубны). По Орфу остинато должно накладываться по принципу контраста: сложный ритм остинато на простой ритмический рисунок и, наоборот. К каждой части пьесы должно подбираться свое остинато, что способствует развитию чувства формы.

Ритмические каноны.

Использование канонов с текстом или ритмослогами (например, «Осенняя песенка» А. Плещеева со сдвигом на один такт).

Игры и задания, как средство развития творческих способностей.

- «Эхо-ответ» или «Эхо с продолжением», когда ученик заканчивает фразу учителя или прохлопывает вариацию на нее;

- «Вопрос-ответ», в которой два ученика сочиняют ритм, исполняя его на детских инструментах, фортепиано или прохлопывая ритмослогами;

- составление ритма по карточкам;

- сочинение ритма и его запись.

Сольмизация.

Прохлопывание текста с названием нот. Данный вид работы особенно полезен при первичной обработке нового примера. А для учеников с нечистой интонацией особенно важен и необходим, так как позволяет, не отвлекаясь на чистоту пения, сосредоточится на ритмической стороне мелодии.

Дирижирование. 

На начальном этапе рекомендуется заменить тактированием. Постепенно при этом выделяется сильная доля, а затем определяется и отрабатывается схема жестов. Вначале лучше работать над дирижерским жестом при пении знакомых мелодий, упражнениях, а также при слушании музыки. Дирижирование поможет учащимся ощутить двухдольность и трехдольность музыкального произведения, передать его характер и жанр.

Описанные выше формы работы являются весьма полезными и эффективными при развитии чувства метроритма у учащихся младших классов, и помогут педагогу в этом непростом виде деятельности на уроке сольфеджио. Работе над воспитанием чувства метро-ритма должно быть уделено много внимания. К этому надо приучать учащихся с самого начала. Ритмом нужно заниматься не только одновременно с работой над интонацией, но и отдельно. Главное – воспитание чувства метричности в разных темпах, свободы дирижёрского жеста и проработка разных ритмических длительностей.

Список используемой литературы

1. А. Островский Курс теории музыки. Л.:Музыка, 1998.

2. М. Картавцева Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио. – М.,1978.

3. Кирякова Н.С. Методический доклад «Развитие чувства метро-ритма на уроках сольфеджио»

4. Л. Синяева Воспитание метроритмических навыков на уроках сольфеджио. – М.:

«Музыка», 1988

5. В. Вахрамеев Методика преподавания сольфеджио.– М.: «Музыка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок « Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в первом классе с применением инновационных форм работы ».

Разработка урока по сольфеджио в 1 классе фортепианного отделения. Урок проведён в игровой форме, использованы песенки про ритм, остинато, метроном....

Открытый урок по теме «Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением инновационных форм работы».

Ход открытого урока по сольфеджио в первом классе по теме «Развитие  ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением  инновационных форм работы»....

Методическое сообщение «Развитие чувства метроритма на уроках сольфеджио»

Основатель системы ритмического воспитания Эмиль Жак Далькроз назначение своей системы сформулировал так: «Цель ритмики – это подвести ее последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих з...

Сольфеджио. Развитие ладового чувства. Наглядность для работы над гаммой на уроке сольфеджио.

Мажорные тональности до двух знаков при ключе, буквенное обозначение. Устойчивые, неустойчивые. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, опевание устойчивых ступеней неустойчивыми, ступеневые до...

"Развитие навыка слухового восприятия элементов музыкального языка на основе образно-ассоциативных представлений учащихся 3 класса на уроке сольфеджио" Открытый урок

практическое закрепление навыка слухового восприятия элементов музыкального языка с помощью ассоциативно- образных представлений....

«Развитие чувства метроритма на уроках сольфеджио»

laquo;Ритм – это скелет в музыкальном произведении, без которого музыка не могла бы существовать», говорил современный гобоист и педагог Иван Фёдорович Пушечников. Ритм – один из це...

Методическое сообщение на тему: "Использование возможностей клавишного синтезатора для музыкально-творческого развития детей на уроках сольфеджио в ДШИ"

В данной работе рассматриваются некоторые функции клавишного синтезатора,которые можно широко использовать на уроках сольфеджиою...