Спортивный туризм
рабочая программа (5, 6, 7 класс)

Чесноков Павел Александрович

Спортивный туризм — один из наиболее массовых видов спорта. Тысячи туристов ежегодно выходят на свои маршруты, находят средства и способы хотя бы на неделю-две выйти из города и окунуться в чарующий мир первозданной природы. Но там же и подстерегают опасности, от ко­торых нас отучил комфорт. Не только путешественник, любой человек может оказаться в экстре­мальной ситуации, например, заблудиться в лесу.

Экстремальность ситуации — понятие субъективное. Одна и та же ситуация может быть экстре­мальной для городского жителя и обыденной для таежного охотника, и наоборот. Поэтому можно утверждать, что любой конфликт человека с природой всегда возникает по вине человека, поскольку природа беспристрастна и ведет себя одинаково со всеми. Сейчас не часто человеку приходится сталкиваться с действительно первобытной природой, однако для современного  жителя может стать экстремальным даже поход за грибами, если при этом возникнут непредвиденные обстоятельства, например: резкое ухудшение погоды, лесной пожар, потеря ориентировки, препятствие на пути, травма и т.п.

К сожалению, современное  образование в большинстве случаев не дает ответа на конкретные вопросы, связанные с выживанием человека в той или иной ситуации. А занятие туризмом позволяет на практике отработать возможные непредвиденные ситуации.

 Туризм — это не только спорт. Это философия, образ и стиль жизни. Путешествуя, человек знакомится с родной страной, иногда попадая в условия, близкие к тем, в которых жили наши предки, на практике знакомится с бытом и традициями различных народов. И в один прекрасный момент он задумывается о своем месте в жизни. Именно отсюда и начинается патриотизм — с отождествления себя со страной, в которой живешь, с ее культурой и обычаями.

  Наш двадцатый век, а теперь и новый двадцать первый – век, далеко шагнувшего вперед технического прогресса, принес с собой множество негативных факторов, влияющих на здоровое развитие наших детей и подростков. Поэтому составляющей программы стал Здоровый Образ Жизни,  который реализуется за счет введения в образовательную программу методик и технологий, ведущих обучающихся к постепенному физическому совершенствованию и формированию выносливости. Все это является важным фактором повышения мотивации к образовательно-воспитательной деятельности воспитанников. Учитывая суровость климата на территории Красноселькупского района (в течение семи-восьми месяцев температура воздуха отрицательная), методика проведения тренировок по спортивному туризму разработана как для занятий на открытом воздухе, так и в закрытых помещениях

Ожидаемый результат после завершения обучения по данной программе, это физическое и спортивное совершенствование, участие в спортивно-туристских мероприятиях районного, регионального, межрегионального и Российского уровней, участие в пеших и горных походах различных форм и различной категории сложности, выполнение нормативов спортивных квалификаций и разрядов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sportivnyy_turizm.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Красноселькупский центр дополнительного образования детей»

Рассмотрена

Принята

Утверждена

на заседании

Общим собранием работников

Приказом директора

Педагогического Совета

МУ ДО «КЦ ДОД»

МУ ДО «КЦДОД»

Протокол № 1

Протокол № 6

Приказ № 1

от «31» августа 2019 г.

от «31» августа 2019 г.

от « 02» сентября 2019 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 «Спортивный туризм»

                                                                                         Возраст обучающихся 12 – 14 лет.

                                                                                        Срок обучения   -   3 года

                                                                                                                       

                                                                                         Педагог дополнительного образования

Чесноков Павел Александрович

                                                               

                                                                 

с. Красноселькуп, 2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Туристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению природных особенностей нашей Родины,  приобретению навыков самостоятельной деятельности, профилактике подростковой преступности, наркомании, алкоголизма и табакокурения.

Спортивный туризм — один из наиболее массовых видов спорта. Тысячи туристов ежегодно выходят на свои маршруты, находят средства и способы хотя бы на неделю-две выйти из города и окунуться в чарующий мир первозданной природы. Но там же и подстерегают опасности, от которых нас отучил комфорт. Не только путешественник, любой человек может оказаться в экстремальной ситуации, например, заблудиться в лесу.

Экстремальность ситуации — понятие субъективное. Одна и та же ситуация может быть экстремальной для городского жителя и обыденной для таежного охотника, и наоборот. Поэтому можно утверждать, что любой конфликт человека с природой всегда возникает по вине человека, поскольку природа беспристрастна и ведет себя одинаково со всеми. Сейчас не часто человеку приходится сталкиваться с действительно первобытной природой, однако для современного  жителя может стать экстремальным даже поход за грибами, если при этом возникнут непредвиденные обстоятельства, например: резкое ухудшение погоды, лесной пожар, потеря ориентировки, препятствие на пути, травма и т.п.

К сожалению, современное  образование в большинстве случаев не дает ответа на конкретные вопросы, связанные с выживанием человека в той или иной ситуации. А занятие туризмом позволяет на практике отработать возможные непредвиденные ситуации.

 Туризм — это не только спорт. Это философия, образ и стиль жизни. Путешествуя, человек знакомится с родной страной, иногда попадая в условия, близкие к тем, в которых жили наши предки, на практике знакомится с бытом и традициями различных народов. И в один прекрасный момент он задумывается о своем месте в жизни. Именно отсюда и начинается патриотизм — с отождествления себя со страной, в которой живешь, с ее культурой и обычаями.

  Наш двадцатый век, а теперь и новый двадцать первый – век, далеко шагнувшего вперед технического прогресса, принес с собой множество негативных факторов, влияющих на здоровое развитие наших детей и подростков. Поэтому составляющей программы стал Здоровый Образ Жизни,  который реализуется за счет введения в образовательную программу методик и технологий, ведущих обучающихся к постепенному физическому совершенствованию и формированию выносливости. Все это является важным фактором повышения мотивации к образовательно-воспитательной деятельности воспитанников. Учитывая суровость климата на территории Красноселькупского района (в течение семи-восьми месяцев температура воздуха отрицательная), методика проведения тренировок по спортивному туризму разработана как для занятий на открытом воздухе, так и в закрытых помещениях

Ожидаемый результат после завершения обучения по данной программе, это физическое и спортивное совершенствование, участие в спортивно-туристских мероприятиях районного, регионального, межрегионального и Российского уровней, участие в пеших и горных походах различных форм и различной категории сложности, выполнение нормативов спортивных квалификаций и разрядов.

           

Цель  данной программы  - вооружение новыми знаниями, умениями и навыками, расширение кругозора средствами туризма и краеведения и формирование всесторонне развитой личности путём единства патриотического и нравственного воспитания, создание у детей мотивации к занятиям спортивным туризмом как видом спорта и формой активного отдыха для укрепления здоровья, стимуляция их для достижения новых спортивных результатов, выполнение спортивных разрядов от массовых до разрядов высшего спортивного мастерства, профессиональная ориентация на деятельность, связанною с туризмом и спортом .

Для выполнения цели ставятся следующие задачи:

- пропаганда туристско-спортивной и туристско-краеведческой деятельности;

          - пропаганда здорового образа жизни через занятие спортом;

     - участие в туристских соревнованиях, проводимых районом, краем;

- формирование из числа старших и наиболее опытных учащихся инструкторского звена, помогающего в реализации данной программы;

          - изучение  культуры и природы родного края через туристские походы.

          -совершенствование мастерства в технике туризма и рост их спортивной квалификации (выполнение требований для присуждения очередных спортивных разрядов и званий);

          - овладение знаниями, умениями и навыками в области топографии и ориентирования, организации туристского быта, основ медицины, экологии, краеведения;

          - развитие природных способностей подростков посредством укрепления собственного здоровья, физического и интеллектуального саморазвития.

Программа рассчитана на 3 года обучения.  Первый год – программа подготовительного уровня. Второй и третий год обучения предполагают совершенствование  знаний, компетенции воспитанников, повышение их спортивной квалификации.

Программа рассчитана на обучающихся 12-17 лет.  При поступлении в  объединение специальной туристской подготовленности не требуется.

В основу реализации программы положена технология обучения, предусматривающая три уровня:

    - минимальный;

    - базовый;

    - вариативный (творческий).

 Минимальным уровнем знаний и умений должны овладеть все обучающиеся по окончании каждого последующего года обучения.

Базовым уровнем должны овладеть все обучающиеся при условии соблюдения правил коммуникативности в общении.

Вариативный (творческий) уровень предполагает индивидуальную работу, нацеленную  на рост результатов в спортивном туризме, технике и тактике на дистанциях различного класса и уровня, туристских маршрутах. Обучающиеся, достигшие вариативного уровня, переходят к индивидуальному плану развития.

 

Самыми важными разделами программы являются технические и тактические приемы и способы, используемые на маршрутах и дистанциях, самые  необходимые и обязательные элементы действий в туристских походах,  поэтому занятия спортивным туризмом совершенствуют умения обучающихся передвигаться по незнакомой местности, преодолевать различные препятствия, встречающиеся на маршрутах и дистанциях.  

Непременным компонентом обучения  техники и тактики, которую в дальнейшем будут использовать воспитанники при преодолении дистанций спортивных состязаний, являются учебно-контрольные соревнования (УКС). Такие соревнования призваны определить достигнутый учащимися уровень технико-тактической специальной подготовки на момент их проведения. Учебно-контрольные соревнования  обычно завершают определенный этап обучения темы, или же они могут быть предусмотрены планом подготовки спортсменов разного уровня мастерства (завершать определенный период тренировочного цикла, моделировать основные соревнования и пр.). Одновременно такие соревнования являются и эффективным средством обучения туристской технике и тактике, так как заставляют «работать» учащихся в обстановке приближенной к настоящим походным условиям: с преодолением характерных для данного вида похода естественных препятствий в условиях «дефицита» времени. Таким образом, учебно-контрольные соревнования не являются официальными стартами, их результаты не служат основанием для присвоения очередных разрядов и званий участникам. В то же время они важны для самих обучающихся, и, особенно для педагогов и тренеров, с точки зрения оценки промежуточных результатов туристской подготовки учащихся и корректировки ее планов.

   

    Ожидаемым результатом и формой подведения итогов реализации данной образовательной программы являются:

  • промежуточная и итоговая аттестация воспитанников на каждом году обучения;
  • учебно-контрольные соревнования;
  • соревнования участников, проводимых в рамках туристических слетов и соревнований на уровне района, региона и пр.;
  • участие в пеших, горных и водных  походах 1,2 категории сложности.

Планируемые результаты и способы их определения 

По окончании 1-го года обучения  обучающиеся должны знать:

  • правила техники безопасности и  соблюдение основных правил личной гигиены в походе и на тренировках;
  • перечень личного, специального и группового снаряжения для однодневных походов, тренировок по спортивному туризму;
  •  оказание первой медицинской помощи,  принципы врачебного контроля и самоконтроля, профилактики травматизма;
  • функциональные обязанности каждого члена группы на маршруте и каждого члена команды на спортивной дистанции;
  • правила приготовления пищи и  устройство бивака в природной среде.

По окончании 1-го года обучения, обучающиеся должны уметь:

  • применять указанные знания на практике;
  • ориентироваться на местности;
  • самостоятельно  пользоваться личным, групповым и специальным  снаряжением во время походов и тренировок;
  • проходить дистанции 1 класса (лично, связкой, группой) по спортивному туризму в соответствии с требованиями Регламента

По окончании 2-го года обучения, обучающиеся должны знать:

  • структуру и основные разделы Регламента по группе дисциплин

" дистанция" и основные правила по виду спорта «Спортивный туризм»;

  • состав ремонтного набора и медицинской аптечки для  одно – и многодневных походов и соревнований
  • виды условных знаков спортивных и топографических карт;
  • приёмы оказания первой доврачебной помощи;
  •  планирование и организацию  походов;
  • методику краеведческих исследований в походе;
  • виды и принципы организации страховки и сопровождения при преодолении препятствий.

По окончании 2-го года обучения, обучающиеся должны уметь:

  • проверять комплектность и исправность снаряжения для походов и соревнований;
  • формировать походную аптечку, безопасно эксплуатировать бивачное снаряжение;
  • пользоваться основным туристским снаряжением  согласно  Регламента для постановки и прохождения спортивных дистанций;
  • проходить дистанции 2 класса (лично, связкой, группой) по спортивному туризму в соответствии с требованиями Регламента.

По окончании 3-го года обучения, обучающиеся должны знать:

  • нормативно – правовые документы по виду спорта «спортивный туризм»;
  • структуру системы обеспечения безопасности в туристском походе и на спортивных дистанциях;
  • задачи, выполняемые участниками на соревнованиях по поисково – спасательным работам;
  • профилактику и оказание первой медпомощи ;
  • причины возникновения экстремальных ситуаций и меры их предупреждения, действия  в экстремальных ситуациях;

По окончании 3-го года обучения, обучающиеся должны уметь:

  • организовывать походный быт в любых погодных условиях и на любом характере местности;
  • проходить дистанции 3-4 класса (лично, связкой, группой) по спортивному туризму в соответствии с требованиями Регламента;
  • основы оборудования этапов на  дистанциях 1-2-3 классов сложности;
  • решать вопросы судейства на этапах спортивных дистанций.

Личностные навыки в  результате обучения:

По окончании 1 года: соблюдение норм экологического поведения на маршруте; норм поведения в коллективе и в обществе; умение выполнять поручения руководителя в группе обучающихся; соблюдение основных правил техники безопасности и личной гигиены в походе и на тренировках.

По окончании 2 года: навыки оптимального поведения в экстремальной ситуации, навыки самоорганизации, понимание общественной значимости совершаемых дел, достаточный уровень коммуникативности во взаимоотношениях с обучающимися и педагогами; мотивация занятий физической культурой и спортом для разностороннего развития личности и достижения спортивных результатов, навыки самостоятельной организации досуга.

По окончании 3 года: осознанная гражданская позиция, самостоятельность и взаимопомощь на занятиях, соревнованиях и в учебно-тренировочном походе, стремление соблюдать нормы экологического и общественного поведения, оптимальный уровень коммуникативности, стремление к здоровому образу жизни, физическому совершенствованию и росту спортивного мастерства.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 года обучения.

Наименование

Количество часов

всего        

теория  

практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Снаряжение

4

1

3

3.

Узлы

12

4

8

4.

Классификация и постановка спортивных дистанций

12

3

9

5.

Отдельные технические приемы

76

8

68

6.

Поход выходного дня (ПВД)

13

1

12

7.

Учебно-контрольные соревнования

8

-

8

8.

Соревнования «дистанции-пешеходные)

12

-

12

9.

Учебно- тренировочный поход.

18

2

16

ИТОГО:

144

20

124

Содержание тем первого года обучения.

Вводное занятие. Цели и задачи. Планирование работы. Инструктаж.

Снаряжение. Основные требования к использованию снаряжения. Карабины, зажимы, спусковые устройства. Блоки и полиспасты. Индивидуальные страховочные системы. Экипировка участника.

Узлы.  Специальные узлы, используемые на маршрутах и дистанциях.

Классификация и постановка спортивных дистанций. Дистанции и условия их прохождения. Технические этапы и блоки этапов.

Отдельные технические приемы. Переправа первого участника через различные препятствия. Организация страховочных перил, страховки и самостраховки. Движение по перилам. Самонаведение и снятие перил. Вертикальный и горизонтальный маятник. Транспортировка снаряжения.

Поход выходного дня (ПВД). Организация ПВД. План подготовки похода. Разработка маршрута, распределение обязанностей. Установка и снятие палатки. Разведение костра. Организация питания в походе. Топография и ориентирование. Организация временных укрытий и стоянок.

Учебно-контрольные соревнования (УКС).  Подведение итогов курса обучения. Соревнования включают в себя личные и командные виды спортивно-туристических навыков.

Соревнования «дистанции-пешеходные». Подготовка и участие в соревнованиях для выполнения норм для присвоения спортивных разрядов.

Учебно- тренировочный поход. Маршрут и этапы похода включают в себя ориентирование, преодоление препятствий (переправы, овраги и пр.), организация ночлега и питания, распределение обязанностей в экипажах. Отличный способ проверить и подтвердить свои знания и умения на практике.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 года обучения.

Наименование

Количество часов

всего        

теория  

практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Снаряжение

4

1

3

3.

Оборудование и прохождение технических этапов

12

4

8

4.

Тактика

24

6

18

5.

Отдельные технические приемы

53

7

46

6.

Поход выходного дня (ПВД)

12

1

11

7.

Учебно-контрольные соревнования

8

-

8

8.

Соревнования «дистанции-пешеходные)

12

-

12

9.

Учебно- тренировочный поход.

18

2

16

ИТОГО:

144

22

122

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

Вводное занятие. Цели и задачи. Инструктаж по безопасности.

Снаряжение. Снаряжение, применяемое командой или участником на дистанции для организации страховки,  натяжения перил и переправ.

Оборудование и прохождение технических этапов. Этапы и блоки этапов. Организация страховки и самостраховки на блоках этапов. Групповое прохождение.

Тактика. Тактика спортсмена. Групповая тактика.

Отдельные технические приемы. Групповое прохождение дистанции и отдельных этапов. Виды страховок. Точки опоры. Транспортировка личного и командного снаряжения. Укладка бревна через водное препятствие и овраги.

Поход выходного дня (ПВД). Организация временных стоянок. Отработка навыков преодоления естественных препятствий (овраги, ручьи, болота). Ориентирование в заданном направлении.

Учебно-контрольные соревнования (УКС).  Подведение итогов курса обучения. Соревнования включают в себя личные и командные виды спортивно-туристических навыков.

Соревнования «дистанции-пешеходные». Подготовка и участие в соревнованиях для выполнения норм для присвоения спортивных разрядов.

Учебно- тренировочный поход. Прохождение контрольно-туристического маршрута с организацией ночевок и выполнением специальных заданий по туристской технике и тактике.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 года обучения.

Наименование

Количество часов

всего        

теория  

практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Специальное туристское снаряжение

3

1

2

3.

Судейская практика и оснащение технических этапов

12

4

8

4.

Тактика

16

4

12

5.

Отдельные технические приемы

64

4

60

6.

Инструкторская и медицинская подготовка

8

2

6

7.

Поход выходного дня (ПВД)

12

2

10

8.

Учебно-контрольные соревнования

12

-

12

9.

Соревнования

12

-

12

10.

Учебно- тренировочный поход.

4

-

4

ИТОГО:

144

18

126

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

Специальное туристское снаряжение. Снаряжение, используемое

Техника пешеходного туризма.  Командная ТПТ. Организация и снятие перил. Спортивный спуск. Подъем по склону с верхней командной страховкой.

Преодоление препятствий. Отдельные технические приемы. Транспортировка груза на этапе. Транспортировка пострадавшего по навесной переправе, «ПОДЪЕМ» и «СПУСК» по склону.

 Топография. Съемка местности. Разработка маршрутов для походов 1 и 2 категории сложности. Топографические знаки. Топографические диктанты.

 Спортивное ориентирование. Командное ориентирование. Ориентирование по легенде. Ориентирование по выбору.

Физическая подготовка. ФП включает в себя упражнения на развитие ловкости, внимательности, выносливости. Занятия рекомендуется проводить как в спортивном зале, так и на открытом воздухе.

ПВД (Походы выходного дня). В походах ребята отрабатывают умения, необходимые в категорийных походах различной сложности. Разбивка и обустройство стоянок. Разработка маршрутов. Ведение хронометража. Приготовление пищи в походных условиях.

Учебно-контрольные соревнования. Оттачиваются упражнения в технике ориентирования, передвижения и страховки, транспортировки.

Пятидневный тренировочный поход. Специальная подготовка к походу 1-й категории сложности. Снаряжение и оформление маршрутных документов. Подведение итогов похода. Ведение хронометража. Составление творческого отчета.

Методическое обеспечение.

Для реализации образовательного процесса по программе туристического мастерства используются различные формы занятий, как в помещение (кабинет площадью 60,5 кв. м.), так и в природных условиях:

  • игры;
  • физические разминки;
  • соревнования;
  • беседы;
  • конкурсы;
  • походы выходного дня;
  • экскурсии и т.д.

для проведения которых используется туристическое снаряжение:

  • страховочная система (обвязка) (20 комп.);
  • верёвка страховочно - спасательная статическая (600 м);
  • карабины ((100 шт.);
  • жумар (2 шт.);
  • спусковое устройство (6 шт.);
  • блок – ролики(4 шт.);
  • каски (10 шт.);
  • набор котелков (8 шт.);
  • флажковое ограждение (200 м.);
  • секундомер механический (2 шт.);
  • коврик туристический (20 шт.);
  • палатка трёхместная (4 шт.);
  • компас (10 шт.);
  • спальный мешок (10 шт.);
  • рюкзак (10 шт.);
  • тент туристический (2 шт.);
  • лодка «ветерок» (1 шт.)
  • гермомешки с рукоятями для транспортировки (2 шт.);
  • фонарь туристический налобный (10 шт.)

Список использованной литературы:

  1.  Анфиногенов Т.К. «Туристско-краеведческая работа со школьниками» Новосибирск 1990г.
  2. Безопасность в альпинизме. Винокуров В.К. ФиС. 1983г.
  3. Круглов Ю.Г Основы безопасности и жизнедеятельности.. М., 1982.- 81
  4. Основы туристического мастерства В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. Редкол.: Л.Г.Андреев, Н.И. Балашов, А.Г.Бочаров и др.- М.: Сов. Энциклопедия, 1987ю-752 с.
  5. Правила соревнований по туристской технике. ЦСТиЗ. 1989г.
  6. Панкеев Иван  Детско–юношеский туризм. - М., Бета-сервис, 1998.-542 7.Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. «Спортивно-оздоровительный Туризм»      2002г.                                                                                                                   8.  Правила по виду спорта «Спортивный туризм» Минспорттуризма          России от “10” ноября 2010 г. № 1199.

9.  Регламент проведения соревнований по группе дисциплин «дистанция-пешеходная». Москва 2009 г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и методика подготовки спортсменов в спортивном туризме.

Туризм, в том числе спортивный, всегда вызывает интерес у широкой аудитории. В данной работе дано определение спортивного туризма, а так же рассмотрены различные аспекты всесторонней  подгот...

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ОСОБЕННОСТИ ВОДНЫХ ПОХОДОВ. УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ БАЙДАРКИ «ТАЙМЕНЬ – 2»» с учащимися группы УТ-1. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 3 октября 2012 г. Время проведения: 8-30 – 10-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 3 (левый берег реки Протока) Вид труда: Теоретическое занятие элементами практическо...

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «УЗЛЫ» с учащимися группы НП-1. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 12 октября 2012 г. Время проведения: 10-50 – 12-20 Место проведения: МБОУ СОШ № 3 Вид труда: теоретическое занятие с элементами практического закрепления...

Реферат "Подготовка и организация старта и финиша спортивных соревнований по спортивному туризму на лыжных дистанциях"

Все циклические виды спорта оборудуются стартом и финишем. В соревнованиях по спортивному туризму дистанции-лыжные так же необходим старт и финиш. Старт и финиш в данных соревнованиях не является техн...

адаптированная программа "пешеходный туризм с элементами спортивного туризма"

в программе размещены все необходимые сведения для работы...

Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные технологии в обеспечении тренировочного процесса в спортивном ориентировании и туризме

Курсы повышения квалификации"Повышение профессиональной компетентности педагогов УДОД, ОДОД туристско-краеведческой направленности"(«Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные т...