Технологическая карта урока «Работа над кантиленой с ансамблем домристов»
план-конспект урока (8 класс)

Кузьмина Наталья Викторовна
Работа над кантиленой с ансамблем домристов. Задачи. Цель. Рефлексия. Результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                     Технологическая карта урока

«Работа над кантиленой с ансамблем  домристов»

Ф.И.О. преподавателя: Кузьмина Наталья Викторовна – преподаватель по классу домры ГБУ ДО НАО «ДШИ»

Концертмейстер: Артемьева Татьяна Сергеевна – концертмейстер ГБУ ДО НАО «ДШИ»

Учащиеся: Нечаева Таисия, Дорофеева Мария, Ткаченко Инна – 8 класс восьмилетнего срока обучения

Возраст: 14 15 лет    

Предмет: Ансамбль (домра)

          Тема урока: «Работа над кантиленой в классе ансамбля домристов»

                Рабочая программа: Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты». Учебный предмет «Ансамбль» (домра)

            Тип урока: Обобщающий

  Вид урока: Урок-практикум

  Форма проведения урока: Мелкогрупповой урок

  Цель урока: 

Основная – показать разные приёмы работы над пьесами кантиленного характера.

Сопутствующая - укрепление взаимосвязи между освоением новых штрихов, способов звукоизвлечения с профессиональным исполнением разучиваемого произведения

              Задачи:

 1.Образовательные – формирование представления о произведении кантиленного характера; работа над выразительностью кантилены; расширение музыкально-теоретических, музыкально-художественных знаний обучающихся.

2. Развивающие – развитие эмоционального отношения при помощи средств музыкальной выразительности; развитие мелодического и гармонического слуха.

3. Воспитательные – воспитываем культуру исполнения; формируем художественно-эстетический вкус; воспитываем трудолюбие, дисциплинированность, ответственность к занятиям.

                       Методы обучения:

  1. Словесные (беседа, анализ музыкального произведения)
  2. Наглядные (показ на музыкальном инструменте)
  3. Практические (детальная работа над произведением)

                                 Пояснительная записка

Формирование и совершенствование умения напевно и мелодично исполнять музыкальные произведения кантиленного характера является одним из основополагающих приемов воспитания музыкальной культуры обучающихся в классе домры.  

Приобщение к искусству исполнения кантилены посредством развития умения внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания благотворно сказывается на развитии творческих музыкальных способностей учащихся.

Как известно, слово «кантилена» (итал.cantilena–пение) – это напевная мелодия, как вокальная так и инструментальная.

Певучие (кантиленные) мелодии учат «петь» на инструменте, знакомят с важнейшими элементами выразительности, вошедшими в инструментальную музыку и являются лучшим материалом для развития навыков игры «legato».

«Пение» на инструменте – это не только напевность звука, но и одухотворенность исполнения, эмоциональное «тепло», свойственное человеческому голосу.

Одна из основных задач урока - научить учеников слышать, ибо умение слышать – основа мастерства. Мелодия – это «душа музыки». Она раньше всего воспринимается в музыке, поэтому работе над мелодией приходится уделять самое пристальное внимание. Здесь первостепенное значение имеет развитие внутреннего слуха учащихся.

На уроке учащиеся с помощью педагога должны уметь разобраться в структуре исполняемой им музыкальной фразы, разбивая ее на более мелкие построения, находя кульминации, моменты нарастания и спада напряжения.

Преподаватель помогает им в выборе более рациональных приемов игры и штрихов. Так же добивается на уроке воплощения характера, образа исполняемого произведения, всячески поощряя эмоциональную сторону этого процесса.

Работая над кантиленой, мы прежде всего работаем над мелодией, звуком. При работе над мелодией важно, чтобы ученики слышали интонационность музыкальной речи, ее смысл, выразительность, характер. От умения передать этот смысл музыкальной речи в большой мере зависит содержательность исполнения.

Работа над звуком – самая трудная работа, так как тесно связана со слуховыми и душевными качествами ученика. Научить хорошему звуку труднее всего, очень многое, можно сказать большее, зависит от ученика.

 На уроке развивая слух, мы непосредственно действуем на звук; работая на инструменте над звуком, добиваясь неустанно его улучшения, мы влияем на слух и совершенствуем его.  

Таким образом, певучесть звука – основное его качество, - было, есть и будет важнейшим условием хорошего исполнения на домре. 

Учащиеся должны освоить все виды выразительных средств не только умозрительно, но и пластически.

Таким образом, в процессе урока должны быть усвоены и закреплены в сознании определенные взаимосвязанные пары – игровое движение + звуковой результат. Их более целесообразно усваивать в обратной последовательности: сначала ученик должен услышать звуковой результат (звуковой эффект), к которому он должен прийти, а затем уже освоить технику его исполнения, игровой прием. Такой порядок обеспечивает наибольшую целенаправленность обучения и дает лучший практический результат. Ясная представляемая звуковая «цель» мобилизует творческое воображение учащихся и помогает им быстрее и точнее найти и закрепить нужное игровое движение.

Музыка, исполняемая ансамблем домристов, взята на открытый урок очень популярная, красивая и доступная для учащихся. Только полюбив произведение, можно добиться максимально художественных результатов.

Форма проведения урока (мелкогрупповой урок) выбрана не случайно. Ансамблевая игра – постоянная и быстрая смена новых восприятий, впечатлений, «открытий», разнообразный репертуар, интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации.

Кантилена в исполнении группы малых домр звучит великолепно благодаря самому выразительному и трудному приёму тремоло.

Творческая совместная работа на уроке над выразительными средствами исполнения кантилены способствует становлению музыкально-образного мышления, учит переживать и осмысливать разнообразные звуковые модификации, находить и создавать в ансамбле единый художественный образ.

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащегося

Задания для учащегося, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Организационный момент

Проверка настроя обучающихся, готовности инструментов.

Формулировка темы урока.

Создание условий для активной работы обучающихся.

Приветствие, готовность к уроку.

Удобная посадка, расположение пюпитров с нотами, контакт с концертмейстером, публикой.

Доброжелателя атмосфера, позитивный эмоциональный настрой, готовность к работе.

Основная часть урока

1.Преподаватель предлагает разыграться на гаммах (на свой выбор) приёмом тремоло на легато, контролируя звукоизвлечение, с очень незаметными переходами с одной ноты на другую от pp к ff. Контроль свободы мышц правой руки.

2.Педагог даёт определение понятию «кантилена» (объясняет основные принципы взятия певучего, кантиленного звука, «средства музыкальной выразительности». Организует и мотивирует творческую поисковую работу с учащимися.

3.Преподаватель рассказывает об образном содержании кантиленных пьес (Попурри на три хита»,

 Вальс «Моя красавица»),

краткие сведения о композиторах написавших данные сочинения.

Задаёт вопросы учащимся.

4.Преподаватель предлагает учащимся  вместе с концертмейстером исполнить с душой и чувствами произведения кантиленного характера, рекомендует слушать 1 и 2 голос, чутко реагировать на динамические изменения партии фортепиано.

5.Анализ исполнения. Преподаватель задаёт вопросы:

-Понравилось ли своё исполнение?

-Что было хорошо, что не так?

- Что бы вы хотели исправить?

- Получился ли музыкальный образ?

6.Работает над формой, выразительной фразировкой, динамикой. Объясняет, что масштабные предложения строятся на одном дыхании. Но состоят они из коротких фраз, обозначенных лигами. В каждой фразе есть свои интонационные моменты. Но, остановившись на одной смысловой точке, нельзя опустить завершение мысли. Надо вести её дальше и дальше. Мелкая фразировка должна «поместиться» в общую длинную мысль. Учит дослушивать каждую фразу, брать дыхание перед следующим построением, выявлять небольшие звуковые вершины во фразах и нарастания напряжения к главной кульминации произведения.

7.Преподаватель предлагает зафиксировать места, в которых возникли проблемы при игре, найти способы решения проблемных мест. Показывает на инструменте технику исполнения двойных нот, приём «портаменто».Объясняет, что именно этот приём служит для выполнения певучего соединения звуков в кантилене.

8. Педагог предлагает просмотреть видеозапись «Вальса» В.Андреева в исполнении оркестра рус. нар. инструм.  и кратко проанализировать выступление, побуждает к высказыванию своего мнения; акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке; стимулирует их на достижение положительного результата, создаёт ситуацию успеха.

1.Учащиеся стараются исполнить гамму  соль мажор на тремоло ровным, продолжительным, красивым звуком, начав с пианиссимо постепенно усиливая звучание к фортиссимо, тем самым добиваясь единой мелодической линии. Следят за правой рукой. Додерживают до конца ноты, соединяя их на легато.

2.Внимательно слушают учителя, проявляют интерес, знакомятся с важнейшими элементами выразительности, активизируют знания теории, отвечают на вопросы.

3. Ученицы слушают учителя и проявляют заинтересованность, стараются понять чувства, которые передал композитор в своих произведениях, записывают новые сведения в тетрадь.

                         4.Исполняют Попурри на три хита и Вальс в сопровождении фортепиано. Музыканты передают художественный образ пьес, контролируют красивое звукоизвлечение, грамотно исполняют кантилену, слушают горизонтальное движение в музыке, соблюдая динамику.

5.Обучающиеся анализируют свою игру, отвечают на вопросы учителя.

6.Учащиеся с помощью педагога разбираются в структуре исполняемой им музыкальной фразы, разбивая её на более мелкие построения, находя кульминации, моменты нарастания и спада напряжения. 2 партию (гармон. педали) играют очень гибко, слушая 1 голос солиста. Стараются играть с правильной фразировкой, соблюдая лиги, цезуры, до конца дослушивают как ноты, так и паузы.

7. Учащиеся озвучивают свои проблемы (грубое, жёсткое звучание двойных нот в высоких позициях, неозвученные ноты, перенапряжение правой руки, не получается переход в отдалённые позиции на легато со струны на струну. Наблюдают за приёмами, игровыми движениями учителя. Стараются достигнуть звукового эффекта.

8.Учащиеся смотрят видео с исполнением «Вальса». При прослушивании ученицы расслабляются, отдыхают. Высказывают своё мнение об игре оркестра: «Что лучше получилось у исполнителей на видео, а что лучше у меня в игре?»

Исполняют «Вальс» эмоционально, свободно, одухотворённо, с душой. Стараются избавиться от лишнего напряжения, серьёзных лиц.

1.Конторль положения исполнительского аппарата (правая рука, положение медиатора), слушать себя, выполнять динамику, избегать стучания и призвуков медиатора, исполнять гамму предельно связно.

2.Учащиеся должны представить и ощутить горизонтальное движение и развитие в музыке, сделать анализ выразительных средств в музыкальном тексте (Три хита, Вальс).

3.Осваивают новую и интересную информацию, учатся понимать и устанавливать взаимосвязь между музыкальным образом и техническими приёмами звукоизвлечения кантилены,  отвечают на вопросы учителя.        

4.Уделяют особое внимание напевности мелодии за счёт мелкого тремолирования, передают кантиленный характер мелодии, стараются приблизить звучание мелодии к человеческому голосу.

5.Уметь анализировать, делать выводы, контролировать свои результаты.

6.Работа по частям. Анализ и определение формы произведения. В пьесах между отдельными предложениями и между фразами делают цезуры, передавая тем самым как бы моменты «дыхания», самостоятельно находят кульминацию.

7.Работа отдельно над проблемными местами, неполучившимися эпизодами, которые они выявили с преподавателем. Отрабатывают и добиваются ровности, чистоты звучания двойных нот, выполняют позиционный переход с помощью особого вида скольжения пальцев по струне (приём портаменто).

8. Провести сравнительный анализ, сделать выводы, исполнить произведение целиком ещё раз, добавляя артистизма. Сыграть так, чтобы у слушателя «забегали мурашки по коже».

1.Подготовили игровой аппарат для  исполнения ровного, мелкого тремоло  кантиленных пьес, добились легато в исполнении гамм, научились ведению звука от pp к

ff. Свободная правая рука. Демонстрируют качественное звукоизвлечение.

2.Демонстрируют понимание темы урока, стараются применить музыкально-теоретические знания на практике. Позитивный рабочий настрой на урок, желание исполнить пьесы грамотно и профессионально.

3.Расширение музыкального кругозора, интерес и эмоциональный отклик к изучаемым произведениям, другой (более осмысленный и понятный) взгляд на художественный образ произведений.Желание задушевно петь на домре, глубоко передавая смысл произведений.

4.Уверенно и гибко ведут свою партию, слушая своих партнёров. В характере исполняют кантиленные пьесы. Получают эмоциональную мотивацию для концертной деятельности и дальнейшей учёбы.

5.Рефлекия достижений поставленной цели, самооценка, самоконтроль и саморегуляция. Развитие образного, аналитического и логического мышления. Желание укреплять и совершенствовать исполнение.

6.Ученицы успешно справились с поставленными задачами (научились грамотно выстраивать фразировку, динамику, синтезировать музык. текст, выделять в нём характерные выразительные элементы.

7.Сложные технические места получаются хорошо!

Демонстрируют умение преодолевать технические трудности.

8. Ученицы прониклись великолепным звучанием оркестра. Проявили заинтересованность, пополнили музыкально-слуховые представления. Повторное исполнение «Вальса» отличалось эмоциональностью, качественным звукоизвлечением.

Домашнее задание

Формулирует домашнее задание: «Продолжать работу над кантиленой. Совершенствовать звукоизвлечение, добиваться качественного мелкого тремоло, систематизировать работу над гаммами, грамотно выстраивать фразировку, вести мелодическую линию, пользуясь динамическими оттенками, активизировать слуховой контроль, работать над художественным образом произведений, доработать все проблемные места.

Объяснить смысл и цель дом.задания для создания высокой мотивации к его выполнению.

Педагог положительно оценивает работу обучающихся и желает дальнейших успехов в освоении любимого инструмента.

Учащиеся внимательно слушают и воспринимают советы и рекомендации преподавателя, понимают какими средствами можно добиться профессионального исполнения кантилены, проявляют интерес к новому заданию, выражают готовность продолжать работу в данных видах деятельности, развивая умения и навыки в практических занятиях на уроках и в домашней подготовке;

 Ежедневная домашняя подготовка к уроку;

Учащиеся могут сами объяснить содержание домашнего задания, проявляет заинтересованность

в результатах обучения и собственных достижениях, готовы совершенствовать своё исполнительское мастерство.

Подведение итогов. Рефлексия

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

- содействие осмыслению учащимися результативности собственной деятельности на уроке:

- какие виды работы над кантиленой показали на уроке?

- что показалось особенно трудным?

- что больше всего понравилось?

- учащиеся анализируют работы, проделанные на уроке;

- отвечают на поставленные вопросы; 

- дают оценку своей деятельности;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

11 класс Технологическая карта урока "Работа с текстом.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Данный материал поможет педагогу провести занятие по отработке навыков подготовки обучающихся 10-11 классов к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Работа и мощность электрического тока»

Представлена технологическая карта урока физики в 8 классе "Работа и мощность электрического тока"...

Технологическая карта урока "Работа сердца"

Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний о работе сердца.Задачи:  Развивающие:- содействовать развитию логического и творческого мышления;- уметь выделять причинно-следст...

Технологическая карта урока "Работа в технике рваной аппликации"

Цель: Совершенствовать навыки работы по выполнению рваной аппликации.Задачи:- Закрепить навыки выполнения аппликации из рваной бумаги.- Развивать мелкую моторику.- Операции логического мышления.-...

Технологическая карта урока. «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту»

Цели урока:Образовательная:подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-...