СЕМИНАР ПО ШАХМАТАМ «МЕТОДИКА САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»
статья

По публикуемому материалу 26 ноября 2018 года Автор (П.В.Кушнир) провел районный семинар для школьных преподавателей шахмат в Удельнинском ЦВР Раменского г.о. Московской области. В Работе приводятся мысли Автора по организации процесса шахматного совершенствования и самосовершенствования. Также иллюстрируются приемы проведения внеурочных занятий шахматами среди шахматистов разного уровня. Приводятся оригинальные авторские игровые упражнения для работы с шахматистами-разрядниками, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodics1118.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР ПО ШАХМАТАМ «МЕТОДИКА  САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

Контакты Автора: скайп 'kus347', электронная почта 'pavelk7mag@yandex.ru',  телефоны 49848-01163, 92603-01163.

        Запрос на ссылку, по которой можно взять Базу технических позиций, и на получение консультаций по игровую программе, а также по программе компьютерной жеребьевки шахматных турниров, надо послать на электронный адрес.

                ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА

1. Вступительное выступление Кушнира П.В. (в т.ч.

        Демонстрация опыта проведения первенства классов на примере Ильинской СОШ №25;

        Постановка задачи шахматного самосовершенствования;

        Методы самостоятельной работы с компьютером, с литературой и методы занятий с одним-двумя учениками в игровой форме).

2. Примеры внеурочной деятельности в начальной школе.

3. Примеры индивидуальных и полуиндивидуальных игровых занятий.

4. Ответы на вопросы

                ЧАСТЬ 1.        ВВЕДЕНИЕ В СЕМИНАР

                ШАХМАТНЫЙ АВТОПОРТРЕТ АВТОРА-ТРЕНЕРА

        В представленном тексте Автор излагает свои субъективные взгляды на поднятые вопросы, но у автора не только почти 40 лет успешной работы с юными шахматистами, среди которых были призеры России и Мира (Лена Инешина, Артем Салимов, Дима Бацанин и другие сильные шахматисты) и годы общения с сильными тренерами (С.Н.Архипов, Н.В.Алехина, И.В.Попелышев и др.), но автор ещё интересуется философией мироустройства. При этом многие принципиальные утверждения, приведенные в настоящем тексте, взяты из специальной литературы, прочитанной "на ночь" достаточно давно и пусть они также будут отражать субъективное мнение автора.

                КОМУ АДРЕСУЕТСЯ НАСТОЯЩИЙ СЕМИНАР

        Один из главных адресатов этого мероприятия - преподаватель шахмат в начальной и средней школе. Это очевидно. Но предлагаемая информация, по мнению Автора, может пригодиться и некоторым родителям. Конечно, не всем, но... Если ребенок родился для достижения результата, то не стремиться к нему - преступление перед Космосом (хотя это не должно быть главной целью спортивной деятельности во всех вариантах). Рано или поздно такой ребенок осознает потребность самостоятельного шахматного совершенствования необходимым условием дальнейшего творческого роста в шахматах. Чем быстрее он это поймёт, тем лучше для будущих результатов. Самостоятельной работе ребенка тоже надо учить и сделать это могут только родители под руководством тренера. Поэтому проходящий сейчас семинар адресован и к родителям талантливых юных шахматистов. Тем более, что при современной нагрузке на шахматного педагога ему просто нереально уделять перспективным в шахматном смысле детям столько времени, сколько хотелось бы.

                ОЦЕНКА ШАХМАТНОЙ СИЛЫ ШАХМАТИСТА

        Реальную силу игры шахматиста можно оценить по результату его игры с "супершахматистом" в партиях-гандикапах. Сила пятого (третьего юношеского) разряда подтверждается выигрышем с форой "ферзь и ладья", четвертый разряд (второй юношеский) соответствует выигрышу с форой "ферзь", первому юношескому разряду соответствует фора - ладья 'a'. По достижении силы третьего взрослого разряда при игре с более сильным шахматистом форой должнен быть не шахматный материал, а другие формы, например,  право перехаживать, поскольку с этого момента надо активно запоминать дебютные построения. Более сильные шахматисты, не бойтесь проиграть ребенку, но не поддавайтесь ему, а играйте с доступной для него форой!

                МЫСЛИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

        Для максимизации результата надо правильно организовать не только теоретические занятия и самостоятельную работу обучающихся, но и оптимально спланировать их турнирную практику. Здесь отметим несколько существенных моментов.

        Универсальный метод достижения максимальной реализации ученика в выбранной деятельности — прохождение через максимально допустимые для данного воспитанника учебные нагрузки в данной сфере деятельности. В этой связи вспоминается народная мудрость ("у семи нянек дитя без глаза"), поскольку вся ответственность за определение максимальных нагрузок ложится на ведущего педагога, а остальное шахматное общение должно строиться по принципу "партнер-партнер". Если родители или воспитанник своим поведением показывают непонимание этого момента, то, как ни жалко, педагогу надо принципиально расстаться с таким учеником, поскольку помочь ему в достижении его шахматного предназначения - максимальном росте шахматного мастерства - такой педагог, очевидно, не сможет.

        Для оптимального роста учеников турниры должны быть смешанными, причем в начале турниров шахматисты одного разряда играют между собой, а затем успешные шахматисты слабых разрядов встречаются с неудачниками-обладателями более высоких разрядов. Последние несколько туров жеребьевку можно проводить без учета разрядов участников, принимая во внимание только набранные ими очки. На эту тему Автор рассчитывает в ближайшее время написать отдельную статью.

        Интересная ситуация сейчас складывается и с присвоением спортивных разрядов по шахматам. Раньше, чтобы выполнить норму очередного разряда, ученик должен был обыграть сколько-то шахматистов своего разряда или старших разрядов. Действующие в настоящий момент ЕВСК отменили этот момент и привязали выполнение нормы только с среднему национальному рейтингу партнёров данного ученика в соответствующем виде шахматных соревнований (классика, рапид, блиц) на начало турнира. В ЕВСК также записано, что для присвоения  разрядов по шахматам турнир должен стоять в плане Муниципалитета и судейская бригада должна иметь соответствующую квалификацию. Из этого следует, что сейчас разряды оформлять можно и не последовательно, а, перепрыгивая через любое их количество, например, сначала можно оформить начинающему шахматисту второй взрослый разряд, если он выполнил его норматив, а следующим оформленным для такого способного шахматиста разрядом может стать, например, разряд «кмс». Также для оформления разрядов оказывается очень полезным обсчет рейтинга РШФ для любых турниров, проведенных в классические шахматы, поскольку такой обсчет повышает средний рейтинг начинающих шахматистов. Еще одно удобство такого обсчета — по его итогам факт выполнения разряда отражается на сайте РШФ в колонке «нор» результатов оформленных в РШФ турниров.

        Сколько серьёзных шахматных соревнований должен играть растущий шахматист? Многие родители возят детей на все проходящие шахматные турниры сразу, но Автор принципиально против такого подхода. Предпочтительнее формула, высказанная Сергеем Николаевичем Архиповым в далёком прошлом: если ребенок умеет заниматься самостоятельно, то ему не стоит играть в множестве турниров. А сколько их тогда нужно? По сегодняшнему мнению Автора, для максимизации шахматного роста необходимо ежегодно участвовать не менее чем в семи серьезных шахматных соревнованиях в классические шахматы.

        Как подбирать шахматные турниры для участия? По мнению Автора, в турнирах шахматист выступает либо в роли учителя (если он в итоге набирает более чем 50% очков), либо в роли ученика (итог меньше чем 50% очков). Если хотеть как можно большему научиться, то, очевидно, надо выбирать соревнования второго типа, в которых наш воспитанник будет выступать в роли ученика, но не сильно начинающего (ожидаемый результат должен быть от 30% до 50% очков). Среди турниров, в котором воспитанник будет фаворитом (их должно быть меньше, чем остальных), следует выбирать основные календарные соревнования, которые открывают дорогу в сообщество принципиально более сильных шахматистов и шахматных тренеров.

        Еще несколько моментов относительно турнирной практики. 1) Единственным видом соревнований, позволяющим шахматистам прогрессировать, являются турниры по классическим шахматам. В турнирах по блицу и по быстрым шахматам ученик, как правило,  лишь показывает то, что уже освоил, но не учится чему-то принципиально новому в шахматах. 2) При нехватке средств на поездки для участия в иногородних шахматных турнирах целесообразно, по возможности, проводить требуемые воспитанникам шахматные соревнования в домашних условиях, не жалея на это ни времени, ни сил. В этом, в основном, заключается главная причина успехов юношей и девушек г.Жуковского в конце восьмидесятых — начале девяностых годов прошлого века.

                ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ШАХМАТНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

        При Союзе, чтобы преподавать шахматы, надо было иметь "тот" первый разряд по шахматам. Сейчас такого требования нет, но это не снимает проблемы профессионального шахматного роста педагогов. У Автора есть статья "Перспективы шахматного Всеобуча в Московской области", опубликованная в Инете ('https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/02/06/perspektivy-shahmatnogo-vseobucha-v-moskovskoy-oblasti'). Главная проблема здесь в отсутствии жесткой связи между преподаванием азов шахмат и помощи детям в их дальнейшем совершенствовании. Идея Всеобуча, по мнению Автора, состоит в том, что в муниципалитетах должно обеспечиваться, в том числе,  качественное доступное шахматное образование детей-разрядников, но в настоящее время это неосуществимо по ряду объективных причин. Главные из них: а) нежелание некоторых муниципалитетов вводить массовые шахматы в ЦДТ, б) отсутствие у высококвалифицированных шахматистов-детских тренеров достаточного времени для подготовки шахматистов сильного первого разряда и кмс.

        Дело в том, что существуют биологически обоснованные и подтвержденные на практике нормы наполняемости групп и времени занятий в зависимости от силы игры и возраста детей. Эти нормы определены при Союзе (начинающие: 15 чел., 2 часа х 3 раза в неделю;  2-3 разряд: 12 чел., 3 часа х 3 раза в неделю; 1 разряд-кмс: 8-10 чел., 12 часов в неделю). Сейчас эти нормы для Центров детского творчества пересмотрены в сторону уменьшения учебной нагрузки, а работу на результат пытаются передать в спортшколы, но массовость детских шахмат растет, спортшкол не хватает, а клубы переполнены начинающими.

        Единственный выход из этого тупика - самообразование преподавателей шахмат в школах, достижение ими уровня, как минимум, второго спортивного разряда по шахматам, и, по-хорошему, возвращение шахматных кружков, по крайней мере, в среднюю школу и в третий-четвертый классы начальной школы. Есть еще одна причина для желательности роста шахматного мастерства преподавателя. Бывают ситуации, когда преподаватель встречает на своём пути талантливого малыша, обыгрывающего более старших детей. Передать такого ребенка более сильному шахматисту через год-два часто проблемно, поскольку маленькие дети привыкают к тренеру, да и передавать бывает просто некому. Автору в жизни встретились несколько таких детей - Салимов, Казанков, Ореховский и ряд других шахматных талантов. Чем больше такие дети усилятся в шахматах с Вашей помощью, тем больших шахматных результатов они смогут достичь впоследствии.

        Из этих рассуждений следует еще один очевидный вывод: желательно комплектовать учебные группы, в первую очередь, по силе игры, и лишь во вторую - по возрасту обучающихся. Если младший участник группы устает быстро, то родители должны забрать его после занятия раньше, чем занятие завершится с более старшими воспитанниками. Так у нас в Удельнинском ЦВР в прошлом учебном году появились Михно, Осколков и ещё некоторые способные шахматные малыши. Так, в том числе, раскрылись шахматные способности Артёма Шекеры - в возрасте четырех лет он стал посещать внеурочные шахматные занятия в классе Л.В.Андреевой в первой гимназии г.Жуковского вместе с Алиной Мещеряковой и другими детьми, ставшими впоследствии шахматистами-разрядниками.

        Главный вывод из этого многословного введения - необходимость шахматного самообразования школьных преподавателей шахмат и принятие ими на себя большей нагрузки по обучению школьников (и дошкольников) шахматам, чем это принято в настоящее время, а также целесообразность обучения родителей шахматных малышей методикам шахматного самосовершенствования.

        Отметим еще один важный аспект, касающийся, в первую очередь, работы с юными дарованиями. К сожалению, основное образование Автора - физико-математическое и Автор привык мыслить определениями и формулами. Поэтому в настоящем абзаце дана попытка как можно строже сформулировать алгоритм максимальной успешности шахматного самосовершенствования. Формула достижения оптимально высокого результата шахматного роста проста: обеспечение максимально допустимых тренировочных нагрузок  в специализации при соблюдении условий мотивации, т.е. увлеченности ребенка тренировками и достаточной успешности тренировочного процесса. Ответственность за допустимость нагрузок лежит целиком на тренере, поэтому тренер у воспитуемого с претензиями на спортивный результат должен быть только один, остальное шахматное общение такого ученика должно строиться по типу "партнер-партнер". Минимально допустимую успешность тренировочного процесса Автор в настоящее время оценивает в 50%. Если процент успешности выполнения заданий меньше порогового, то обучающемуся следует предложить для самостоятельной работы более простой шахматный материал. Критерием "увлеченности ребенка тренировками" Автор считает желание ребенка самостоятельно заниматься по предложенной Тренером методике без напоминаний, в том числе и родителей. Сразу отметим, что таких воспитанников очень мало, но именно они, по мнению Автора, имеют максимальные шансы на быстрое шахматное совершенствование. Чрезмерная шахматная усталость воспитуемого (не обязательно ребенка) проявляется как в значительном снижении спортивных результатов, так и в косвенных факторах (например, в забывании убрать часть фигур в коробку от шахмат после партии, в увеличении количества "зевков" или в аналогичной забывчивости и нехарактерной невнимательности). Как только тренер обратил внимание на такой сюжет, он должен обеспечить перерыв в занятиях шахматами для этого воспитуемого до тех пор, пока не восстановятся допустимые спортивные показатели обучающегося в шахматах. Как правило, этот период длится до нескольких недель.

                ФИЗИКА И ДИНАМИКА ШАХМАТНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

        Механизм шахматного совершенствования заключён в:

a) наполнении Подсознания специальной информацией (позициями из решебников и их решениями, а также более абстрактной информацией);

б) совершенствованием связей между Сознанием и Подсознанием, в том числе, развитием интуиции, для выработки способности быстрого видения ситуации (в шахматах сильнее не тот, кто больше думает, а тот, кто быстрее видит).

        Как известно из психологии, Подсознание не забывает той информации, которую получает Человек в процессе жизни, по мнению Автора, эта информация складируется где-то в ячейках памяти "мегапространственного биокомпьютера", имя которого — Вселенная. Для иллюстрации можно сослаться на известные книжки Моуди. Любопытно нарисовал эту особенность человеческой памяти Юрий Бондарев в романе "Берег", по которому в своё время был снят фильм - создается впечатление, что Бондарев сам пережил аналогичный опыт. Итак, любой человек до конца жизни хранит информацию обо всех событиях своей жизни в закромах своей памяти.

        Шахматное совершенствование сродни  процессу обучения ребенка речи. Сначала малыш молча впитывает в себя всё, что услышал, специально ничего не запоминая, а потом начинает говорить сразу обо всём услышанном. Так и в шахматах - качественные скачки в силе и в осознании Игры происходят дискретно. Считают, что у мальчиков это бывает, в среднем, раз в три года, а у девочек - раз в два года. Отсюда можно оценить перспективу силы ребенка в будущем, проанализировав его уровень после завершения стартового роста (после каждого нового "скачка" реальная сила должна увеличиться не менее чем на 50% от стартового роста).

        Отсюда же следует и эффективность решения позиций из практических партий по решебникам. Из приведенных рассуждений очевидно, что решение большего количества простых позиций лучше для роста практической шахматной силы, чем решение небольшого числа сложных для оценки позиций. Легче всплывают из памяти те позиции, ответы к которым мы находим сами (это — «динамическая память»), поэтому надо тратить некоторое (допустимое) время на самостоятельный поиск ответов к позициям. Автор считает, что каждую новую позицию из Решебника надо решать до 10 минут, а затем, в случае, если ответ так и не найден, переключаться на другое задание.

        ЧАСТЬ 2. ПЛАН ШАХМАТНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

                НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП

        Шаг 1 - правила, мат, азы тактики.

        Шаг 2 - Общие шахматные законы и изучение коротких партий как их иллюстрация.

        Шаг 3 - Освоение технических позиций.

                ВТОРАЯ СТУПЕНЬ - ЧЕТЫРЕ НАПРАВЛЕНИЯ

        1) Игровая практика с компьютером по предлагаемым методикам;

        2) Совершенствование тактических навыков по решебникам;

        3) Игра с белковыми шахматистами в сети и, возможно, в турнирах;

        4) Анализ сыгранных партий, в том числе классических, возможно, с помощью компьютера-эксперта.

        КОММЕНТАРИЙ К ПЛАНУ ШАХМАТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

                НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП.

        Шаг 1 - правила, мат, азы тактики. Здесь можно использовать любой учебник начальной школы по шахматам и книжку Анны Дорофеевой "Хочу учиться шахматам" в качестве "рабочей тетради", а затем проще всего решить все позиции из книги "1а" Сергея Иващенко, издающейся Мурадом Аманназаровым в "Русском шахматном доме".

        Шаг 2 - Общие шахматные законы и изучение коротких партий как их иллюстрация. Законы (ключевые слова) шахматной игры в изложении Автора: 1) «Централизация», 2) «Взаимопомощь» (фигур), 3) «Безопасность», 4) «Активность», 5) «Ограничение», или, что проще, «Зажим». На занятии удобно разбирать эти понятия с помощью метода "Поле чудес".

Короткие партии надо анализировать через призму соблюдения-несоблюдения этих Законов. Минимальный подбор таких коротких партий дан в книжке Журавлева "Шаг за шагом", начиная со стр.85. Эта книга сейчас также переиздана в издательстве "Русский шахматный дом".

        Шаг 3 - технические позиции: я понимаю их как позиции, решение которых стало рефлексом (чем больше таких позиций, тем легче играть). Для расширения базы освоенных технических позиций предлагается следующая методика:

        К игровой программе подключаем базу "хитрых позиций", в которых везде белые выигрывают, если иное не оговорено в заголовке позиции, и ученик пытается добиться результата (+- или =) в игре против компьютера. Если очередная позиция поддалась, то переходим к следующей. Если неудача в игре, то ставим начальное положение, передаем ход белых компьютеру и пытаемся понять и запомнить метод его игры (играем до выигрыша компьютера или до очевидной ничьей). Затем пытаемся играть белыми эту позицию так, как в прошлой партии её играл компьютер. У ученика в этой методике всего не более 4 попыток игры белыми, а у компьютера - не более трех, при своей четвертой игре белыми ученик уже должен трижды сыграть эту позицию черными. При четвертой неудаче белыми либо просто переходим к следующей позиции из Базы, либо пытаемся спросить у более опытного шахматиста, где недочеты в игре, и затем пробуем еще раз. В Базе около 500 позиций разной степени сложности, с Автором можно установить связь по скайпу "kus347" (on-line). Начало Базы - мат одинокому королю.

                        ВТОРАЯ СТУПЕНЬ

                ИГРОВАЯ ПРАКТИКА С КОМПЬЮТЕРОМ

        1) игра с компьютером с форой Ладья (больше для талантливых детей не надо), компьютеру ставим контроль 4 мин. + 2 сек. на ход, ребенок за шахматами спиной к экрану монитора, беседуем на словах, ведущий озвучивает компьютер, пока ребенок не скажет три лучших хода-кандидата за компьютер (время ему на это - не более минуты), не озвучивать ход программы.

        2) Игра с открытой оценкой и с перехаживаниями (можно дать фору - ладью). Цель - научиться держать оценку, таким образом в каждой анализируемой позиции в подсознание записывается приемлемое решение.

        3) Игра с открытой оценкой без форы с перехаживаниями только зевков (изменение оценки более чем 0,8) и смена цвета при оценке, превышающей величину 1,5;

        4) Матч с компьютером на тему технических позиций по Базе технических позиций. Цель освоения технических позиций - не решить их все самому, а научиться правильно разыгрывать их, поэтому сначала можно просто познакомить ребенка с эталонными приемами игры, хотя, конечно, лучше, чтобы ребенок сам всё сообразил.

        5) Игра с расчетом (2-3 варианта на не меньше, чем на 2 хода в глубину), самая простая версия - игра с записью ходов на одном общем бланке с передвижением фигур на доске тренером, обеспечивающим сдвиг позиции не меньше, чем на 1-2 хода. Чтобы ребенок рос в шахматах по этой методике, не обязательно очень хорошо играть, поскольку её цель - тренировка предвидения возникающих ситуаций.

        6) Тематический матч с компьютером из 4-8 партий (белыми и черными поровну) после заданных нескольких первых дебютных ходов. В этом случае можно играть каждую партию с перехаживаниями до окончания дебюта с удержанием оценки, а можно без перехаживаний до логического завершения игры. Дебюты для отработки надо выбирать, по возможности, с тактическим содержанием для тренировки тактического видения одновременно с повторением стандартных дебютных построений. При изучении дебютов в рассмотренном диапазоне самосовершенствования Автор исключает специальное заучивание обучающимся длинных дебютных вариантов — они должны запоминаться совместно с планом дальнейших действий сами собой во время анализа своей игровой практики и классических шахматных партий.

7) Можно придумать еще вариации игры с компьютером, но и этого для начала достаточно. Очевидно, вместо компьютера можно играть и с сильным белковым игроком.

                РАБОТА С РЕШЕБНИКАМИ

        При работе по решебнику желательно не расставлять позицию, а решать по диаграмме, и не рисовать ответы стрелками, а писать текстом. Букв и цифр на диаграммах, по возможности, не должно быть - правилом хорошего тона является умение вести запись шахматной партии при игре на доске без букв и цифр, и это умение тоже надо тренировать. Еще одна ремарка - о роли родителей (наставников) в решении позиций обучающимися. Родителям не следует вмешиваться в анализ позиций учеником, они должны лишь вдохновлять  его на трудовые подвиги в шахматах, помочь прочитать задание и помочь оформить ответ (если это необходимо). Исправлять ошибки ребенка в домашних заданиях - дело тренера. Ошибки детей нужны ему для определения путей их дальнейшего шахматного роста. Можно вообще не проверять у детей решебников, если некогда или не понимаешь. Просто сверяйте ответы, рисуйте "шарики" там, где ошибочен первый ход, и "квадратики", если записан не весь ответ, и смотрите, чтобы правильных первых ходов было не менее, чем 50%. После завершения работы над решебником предложите ребенку еще раз прорешать все "шарики" и "квадратики" из этой книжки - многое он решит верно при "второй попытке". Ребенок в ответы заглядывать не должен!

        Если при первичной проработке решебника успешность ученика менее чем 50%, необходимо подобрать для такого ученика более простой решебник.

                КОММЕНТИРОВАНИЕ ПАРТИЙ

        Каждую партию, сыгранную обучающимся с записью ходов, надо постараться изучить. Сначала надо добиться, чтобы ребенок восстановил эту партию по памяти. Если он забыл очередной ход, то ему можно сначала подсказать, какая фигура пошла, и лишь потом показать забытый ход. Тут же, после записи на бланке или в блокноте для записи партий, делается "ручной" экспресс-анализ: указываются ошибочные ходы (?),  записываются альтернативные ходы и варианты, учтенные и не учтенные во время игры, указываются возможные причины ошибок. Если ребенок посчитал ход ошибочным, то он должен сказать и о том, чем этот ошибочный ход заменить. Затем партия вводится в компьютер и изучается анализ компьютера-эксперта, обращая внимание на динамику оценки позиции. Если родители увидели в оценке компьютера не прокомментированную ребенком ранее ошибку в партии или в варианте, то ребенку надо поставить задачу обнаружить эту ошибку.

                ТРЕБОВАНИЯ К ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЕ

        Компьютерная программа должна позволять расставлять позиции, в том числе, играть шахматные партии с форой, должна предоставлять возможность играть между собой в шахматы двум белковым шахматистам, должна знать теорию дебютов, должна уметь быстро и корректно оценивать сложные позиции с тактическим содержанием в случае самых примитивных компьютеров, представление оценки позиции должно быть предельно удобным для оператора, чтобы использовать компьютер в качестве хорошего шахматного эксперта. Также компьютер должен играть в шахматы быстро и как можно сильнее, позволяя белковому партнеру думать неограниченно долго. Компьютер должен уметь не сдаваться в самых проигранных позициях. Программа должна позволять подключать к себе шахматные базы, определенные обучающимся или его тренером.

                ЧАСТЬ 3.        ДЕМОНСТРАЦИЯ НЕКОТОРЫХ ПРАКТИК

(дети не репетировали эту демонстрацию)

        ПРИМЕРЫ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

        [А]         Тема занятия внеурочной деятельности шахматами с первым классом: повторение обозначения полей и ходов фигур (слон, ладья).

        ПЛАН-КОНСПЕКТ

1) на пустой таблице 8х8 клеток (это - будущая шахматная доска) подписаны внизу обозначения букв, вверху их названия, слева и справа цифры от 1 до 8. Вопрос: выйти у доске и показать нижнее черное угловое поле. (на семинаре желательно иметь не только экран, подключенный к компу, но и магнитную доску для писания по ней мелом или фломастером).

2) Просьба по поднятой руке с места назвать эту клетку. Назвавший правильно выходит к доске и  подписывает эту клетку на будущей шахматной доске.

3) С места по поднятой руке назвать еще одну черную клетку. В приз за правильный ответ ребенок выходит к доске и подписывает её на диаграмме. И так далее клеток 10-15. Каждого ребенка в этом задании преподаватель спрашивает, как минимум, по одному разу.

4) Остальные черные клетки преподаватель подписывает сам.

5) Дети по очереди ставят фигуры: Б.Cd2, Ч.: Лс1, па3, Kd6, Kb8, па7, пf2, пh4, пf6.

6) Дети по очереди записывают на доске, на какой клетке стоит следующая побитая слоном фигура (последние второго взятия - в тетради).

7) Дети по очереди ставят фигуры: Б.Лd2, Ч.: пb2, Cb5, пa5, па7, Kg7, пg4, Cf4.

8) Дети по очереди записывают на доске, на какой клетке стоит следующая побитая ладьей фигура (последние два взятия - в тетради).

9) Проверка письменной работы - пятерка, если правильно дописаны все взятия.

10) Если остается время, то игра "шахматный морской бой" - дети стараются попасть в "однопалубник", стоящий на сложных букве и цифре.

        [B]         Тема внеурочной деятельности в старших классах начальной школы: угадывание подчеркнутых дебютных ходов партии 1.e4 e5 2.Kf3 Kc6 3.Cc4  Kf6  4. Kg5 (0-0, d3, d4) d5 (Сс5) 5. ed Kd4 (Ka5) 6. d6 (c3) Фd6 7. Kf7 (0-0, d3, Cf7) Фc6 8. Kh8 Фg2 9. Лf1 Фe4 10. Ce2 Kf3#. При обдумывании каждого вопроса сначала пишутся три кандидата, затем подчеркивается лучший. По 2 минуты на вопрос. Поподание в ход-ответ дает очко, угадывание лучшего хода — еще очко. Всего на эту тренировку должно уйти 20 минут.

        [C]         Переменка для детей - демонстрация записи игры с открытой оценкой, перехаживаниями зевков (изменение оценки от 0,8) и сменой цвета при оценке больше 1,5 — 15 мин.

        [D]        Тема внеурочной деятельности в старших классах начальной школы: игра группы с экспертом против преподавателя [возможно, с форой Лa1 (Ла8) или после фиксированных дебютных ходов]; эксперт — Михно, вариант e4 e5 2.Kf3 Kc6 3.Cc4  Kf6  4. Kg5  d5 5. ed Kd4 6. d6 Фd6 7. Kf7 Фc6 8.Kh8, Группа черными.

        [E]        Продолжение этой партии — игра Группы против  программы (эксперт - компьютер)

ПРИМЕРЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ПОЛУИНДИВИДУАЛЬНЫХ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ

        [F]        Продолжение этой партии - игра с компьютером на шахматной доске (родители или тренеры играют роль демонстраторов) с требованием озвучить три хода-кандидата за компьютер перед демонстрацией его выбора (начинает Милана, затем ту же партию играет Дима).

        

        [G]        Продолжение этой партии - игра с открытой оценкой и перехаживаниями (исполняет Осколков).

        

        [H]        Демонстрация партии автора с Димой Михно в сентябре с "открытой оценкой" и с правом обучающегося перехаживать.

        [I]        Игра со сдвижкой в 2 хода по экрану монитора из новой теоретической дебютной позиции с тактическим содержанием (Дима с Миланой).

        [J]        Тематические матчи с компьютером (разыгрывание технических позиций и прочувствование дебютов) - роли исполняются по степени усталости детей.

                ЧАСТЬ 4.        ОТВЕТЫ НА ОСНОВНЫЕ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ.

                ЧТО БЕССПОРНО ДАЮТ ШАХМАТЫ ДЕТЯМ?

        Главное достоинство шахмат - они развивают интеллектуальную выносливость, являясь отличной подготовкой к школе. Тот же эффект можно получить от занятий музыкой и иностранным языком, но в шахматах более явно присутствует соревновательный момент и это выгодно отличает именно их. Смысл "интеллектуальной выносливости", выработанной через шахматы, заключен в следующем: на соревнованиях, которые длятся обычно от 2 до 4 часов, ребенок должен всё это время решать новые для себя интеллектуальные задачи (играть в шахматы) и тренированный юный шахматист легко сохраняет внимание на протяжении всего школьного урока даже в возрасте 6-7 лет. Существуют и другие известные положительные факторы занятий шахматами, среди которых Автор выделяет, в первую очередь, воспитание характера  через шахматы, умение "собрать мысли в кулак" в решающих жизненных ситуациях. В этом аспекте шахматы, очевидно, предпочтительнее, чем музыка и иностранный язык.

        У занятий шахматами с детьми есть и "подводные камни". Проиллюстрируем. В начале девяностых С.Н.Архипов пригласил для занятий в Жуковском сильного мастера из Воронежа Сергея Гребенникова, который рассказал следующую историю: в Воронеже работала православная шахматная секция, которая готовила перворазрядников и по достижении детьми этого уровня их отчисляли из шахматной школы. Религиозные деятели мотивировали этот факт тем, что после выполнения первого разряда в шахматах начинаются "бесовские игры". Автор согласен с такой точкой зрения. Вы только представьте: ребёнок-перворазрядник с неокрепшей психикой в течение нескольких часов пытается  психологически подавить личность партнера, и это происходит не меньше чем 70 раз в течение года... Таким образом, шахматы высокого уровня воспитывают "суперэгоизм" и шахматист-спортсмен - человек, по сути, глубоко несчастный. Он, как правило, не до конца понимает радость элементарной человеческой добродетели.

        Приведу пример из практики Вадима Анатольевича Новичкова. На профсоюзном первенстве России в Кургане Вадим, с которым Автор ездил на эти соревнования тренером, много играл в шахматы с очень сильным юношей, который позднее выступал за РФ на международных олимпиадах. После турнира в Кургане сразу же должно было начаться первенство РФ по спорткомитету в Волгограде и в случае успеха в Кургане по срокам мы должны были успеть на новый турнир. Вдруг наш шахматный партнер неожиданно уехал из Кургана и сказал нам, что просто едет тренироваться перед первенством России. Вадим по итогам соревнований в Кургане завоевал право играть в спорткомитетовском первенстве РФ и мы спокойно приехали в Москву, рассчитывая на следующий день быть в Волгограде. Каково же было наше разочарование, когда нам сообщили, что турнир в Волгограде уже начался на день раньше намеченного срока. Уехавший партнер знал, что мы собираемся в Волгоград, знал о переносе начала главного первенства России на 1 день и ничего нам об этом не сказал - скорее всего, чтобы было одним конкурентом меньше! Это, по мнению Автора, - стандарт профессионального шахматиста-человека.

        Можно ли защитить юного шахматного ребенка от психологических перегрузок? Можно, но сложно - надо создать для него гармоничный психологический климат за счет привлечения других, параллельных видов деятельности. Как говорит народная мудрость, "узкий специалист подобен флюсу". Также надо постоянно повторять детям-шахматистам азбучную, с точки зрения Автора, истину: целью шахматной партии должен быть не её результат, а только шахматное творчество и постоянный поиск шахматной истины. Если ребёнок преуспеет в этом, то и шахматные результаты неизбежно появятся, и психика юного шахматиста сгармонизируется.

                КАК И С КАКОГО ВОЗРАСТА НАЧИНАТЬ?

        Для начала занятий ребенка в группе с шахматным педагогом должны быть выполнены два необходимых по мнению Автора условия: ребенок должен уметь складывать и вычитать в пределах двадцати (9 + 5 - 3 - 3 - 1 = 7 у.е.) и у ребенка в игре должна быть мотивация не на простое общение, а на выигрыш шахматной партии. Это очень индивидуально. У Арсения Шишмарева (г.Жуковский) это состояние наступило в три года, бывают дети, которым рано начинать и в 7 лет, в среднем начинать заниматься в группе надо в 4-6 лет.

        Чем раньше начать при выполнении обоих необходимых условий, тем лучше для будущего результата, но даже и раньше можно заниматься с детьми шахматами. Как заниматься, если ребенок еще не повзрослел до возможности эффективно заниматься в группе? Можно работать в семье: читать малышу шахматные сказки, например, из книжек Сухина, смотреть вместе с ним шахматные мультики (например, шахматный сериал из Инета

"Большое шахматное путешествие" с Фрицем и Бьянки из 'https://www.youtube.com/watch?v=wU6ckkT_aGg&feature=youtu.be'). Можно играть в шахматы на половинной доске или на доске 4х4 (Сухин), можно играть на доске 8х8 фигурами, которые ходят по одной клетке (например, ловить пешки королем). Цель такой предварительной работы - не потерять время. Во время таких занятий часто можно определить шахматное будущее малыша по проявленному им интересу к процессу шахматной игры. Платон в своё время сказал, что Знание - это воспоминание Души, поэтому первый и главный признак способностей ребёнка - интерес к соответствующему предмету. Анализируя отношение малыша к игре в шахматы, можно оценить его шахматные перспективы достаточно точно.

                СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ В ДЕНЬ ТРАТИТЬ НА ШАХМАТЫ?

        Точнее перестроить вопрос в таком виде: какой объем шахматного материала необходимо самостоятельно прорабатывать еженедельно для эффективного шахматного роста? Гроссмейстеры считают, что на первой ступени совершенствования надо, как минимум, решать до 70 позиций из практических партий с тактическим содержанием в неделю. У Автора чуть более мягкая точка зрения - от 30 до 50 позиций в неделю. Если не получается по загруженности, то, скорее всего, не надо ставить в шахматах амбициозных целей.

                УВИДЕВШИМ ЭТО ПОЖЕЛАНИЕ - СЧАСТЬЯ И ЗДОРОВЬЯ!!!

        26/11/2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы выступления на семинаре "Использование разнотиповых семинаров и ИКТ в профильном обучении химии".

Использование семинаров в профильном обучении химии органической химии. На городском семинаре данный опыт был представлен в форме выступления....

Краевой семинар воспитателей коррекционных образовательных учреждений. Тема семинара: «Развитие познавательных интересов и творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время».

23 марта 2012 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока для слушателей курсов ПИППКРО был проведен краевой семинар на тему: «Развитие познавательных интересов и творческих спосо...

Выдержки из выступления на городском семинаре "Преемственность курса "Шахматы-детям" (в рамках реализации ФГОС).

  В статье освещены методы и формы из опыта работы по преемственности курса «Шахматы- детям»: от начальной  к средней школе в рамках реализации программ ФГОС....

Семинар-практикум «Обучение педагогов основам игры в шахматы»

Развитие шахматного образования отражается в нормативных документах Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Департамента физической культуры ...

Зональный семинар для заместителей директора по воспитательной работе. Выступление на семинаре.

laquo;Системно-деятельностный подход как основа создания воспитательной модели школы »...

Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы

В статье рассматривается польза занятия шахматами....