Выдержки из выступления на городском семинаре "Преемственность курса "Шахматы-детям" (в рамках реализации ФГОС).
статья на тему

    В статье освещены методы и формы из опыта работы по преемственности курса «Шахматы- детям»: от начальной  к средней школе в рамках реализации программ ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pro_shakhmaty_preemstvennost.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

                            Из опыта работы :

 «Преемственность курса «Шахматы- детям». Начальная

                        школа- средняя школа».

         (в рамках реализации программ ФГОС)

Трудно переоценить роль шахмат для человека. А тем более для современного ребенка:

- эта игра самым благоприятным образом влияет на развитие математических способностей.

Не случайно практиками замечено, что дети, которые рано научились играть в шахматы, в старших классах показывают  хорошие результаты по точным наукам.

- а потом: шахматы – это прекрасная альтернатива бесполезным современным стрелялкам и бродилкам.

А потому считаю очень разумным активно продвигать шахматы в школе.

В прошлом году ко мне пришли два 5 класса, в которых некоторые дети имели опыт обучения игры в шахматы (кто 1, кто 2 года). И хотелось их очень поддержать в этом начинании и показать полезность шахмат не только как игры. Мне даже захотелось немного пропаганды и среди других учеников (которые специально не обучались), так как сам уважаю шахматы и сын учится в 1 классе.

Вот что из этого получилось.

  1. Праздник для начальной школы «В шахматном королевстве» : в стихотворной форме 5-классники рассказали историю шахмат, рассказывали о значении каждой фигуры, о том, как ходят фигуры. Узнали зрители, что такое шах и мат. Далее затеяли интерактив по усвоению представленного материала. И надо сказать, что ответы ребят 1-3 классов были активными, правильными. Удовольствие от праздника получили и артисты-шахматы, и зрители.
  2. А далее мы с моими юными шахматистами организовали встречу с ветеранами-любителями шахмат на базе ЦСО под названием «Ретро-Нью-Васюки». Команду игроков от школы поддержали мои ученики-старшеклассники (отличный образец для молодежи). На празднике звучали из уст учеников и исторические сообщения, и стихи. Была проведена викторина по терминологии шахмат. Дети подготовили газеты и презентации на тему шахмат (в которых подняли богатейший материал). Ну, и, наконец, апофеоз – сама игра! Надо честно сказать : так разыгрались, что еле расстались!
  3. Ну и в школе среди учеников я решила провести «Шахматную» олимпиаду. Пригласила всех желающих. Но я не организовывала игру. Это был интеллектуальный шахматный конкурс: детям были предложены

- кроссворды;

- логические шахматные задачи;

- задачи с использованием конструкции шахматной доски;

- задания-образцы.

Задания по терминологии шахмат и этикету шахматному очень расширили  (к сожалению, очень узкий) кругозор юных шахматистов.

Следует отметить, что и здесь я не ошиблась в выборе формы мероприятия.

Я сама себя загрузила проверками работ, но видела интерес и азарт учеников и понимала: хорошее дело делаю, полезное.

Несомненно, я пропагандирую шахматы не ради спортивной игры, а ради общего развития ребят и логических способностей.

Имея в классе не нескольких шахматистов, а полный «комплект», возможно давать ряд тем по математике более интересно - через использование конструкции шахматной доски и шахматных закономерностей. Опыт практиков и мои наблюдения показывают, чем раньше заинтересовать ребенка шахматами, чем быстрее и крепче будет получен полученный результат.

Выступление подготовил: учитель математики И.С. Крикунова

                                                        19  марта 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология деятельностного метода и её реализация на уроках ИЗО в начальной школе и внеурочной деятельности ( в рамках реализации ФГОС )."

Введение системы ФГОС в обучающий процесс , позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников с учетом их индивидуальных пот...

Доклад выступления на РМО на тему «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в рамках реализации ФГОС в образовательных учреждениях района»

В докладе рассмотрены актуальные проблемы психологического, административно-технологического и учебно-практического характера, препятствующие качественному преподаванию иностранных языков в рамках реа...

Выступление на метод.обединении Мотивация учебной деятельности в рамках реализации ФГОС

Выступление на метод.обединении Мотивация учебной деятельности в рамках реализации ФГОС...

Выступление на рмо на тему: "Психолого-педагоггическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО"

Выступление на рмо на тему: "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО"...