Игра, как инструмент обеспечения эффективности образовательного процесса
методическая разработка
Участие в педагогических чтениях (2020 год до короновирусной ситуации в стране) и рассмотрение образовательного веб-квеста в учреждении дополнительного образования, как новой формы организации образовательного процесса. Не имея (в то время)технических возможностей, я переложила веб-квест на бумагу. Что из этого получилось? Читайте и узнаете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 373.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр детского творчества"
Тематическое направление:
"Игропрактика в образовании:
игры, которые помогают учиться"
Игра, как инструмент обеспечения эффективности образовательного процесса
Цой Наталья Борисовна,
методист
- г.
- Введение
Министр образования Нижегородской области С.В. Злобин в «Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года» подчёркивает: «Нужно постараться выйти за рамки привычной нам классно-урочной системы. Нынешние образовательные возможности гораздо шире. Дети могут легко черпать информацию не только из учебников, но и прибегать к помощи различных других носителей, интернета. И надо сказать, эта информация зачастую воспринимается ими лучше, чем та, которая есть в учебниках…»
Это означает, что необходимо искать новые формы организации образовательного процесса, в то же время нельзя забывать о его эффективности. На мой взгляд, критериями эффективности могут стать личностные характеристики выпускника (ФГОС ООО): «активно и заинтересованно познающий мир, умеющий учиться, обладающий информационной компетенцией (поиск и анализ необходимой информации), способный применять полученные знания на практике…»
Поэтому, я считаю, что внимания заслуживают игровые технологии, способствующие сохранению психологического и социального климата на занятии, развитию познавательной активности, самостоятельности принимать решения, а также для развития коммуникативных навыков.
По статистике игры повышают мотивацию на 20 %, материал запоминается в 2,5 раза быстрее.
В 2018 году я приняла участие в вебинаре «Использование современных информационных технологий в образовании. Веб-квест технология» (Приложение №1). На основе полученных знаний, разработала и провела мероприятие по данной методике.
В представленной работе обобщаю полученный опыт, где рассматриваю веб-квест технологию, с помощью которой возможно организовать образовательный процесс (индивидуальный, групповой и коллективный), направленный на приобретение новых знаний.
Целевая аудитория:
Данная работа ориентирована на педагогов дополнительного и общего образования и формирования у них навыков создания web-квеста с практическим применением в профессиональной деятельности.
Цель: разработка мероприятия в формате «образовательный web –квест» с целью применения его на практике.
Задачи:
- изучить методическую литературу о технологии «образовательный веб-квест»
- проанализировать реальную возможность использования данной технологии в условиях образовательного учреждения с минимальными ресурсами цифровой образовательной среды;
- на основе технологической карты, предложенной автором технологии Б. Доджем, разработать и провести мероприятие в формате «образовательный веб-квест», соответствующий материально-техническим ресурсам МБУ ДО «ЦДТ».
Ожидаемые результаты:
В ходе проведенной работы я:
- расширила свои знания о технологии «образовательный веб-квест»;
- выявила реальную возможность использования данной технологии в условиях образовательного учреждения с минимальными ресурсами цифровой образовательной среды;
- разработала и провела мероприятие в формате «образовательный веб-квест», соответствующий материально-техническим ресурсам МБУ ДО «ЦДТ».
- Основная часть.
Что такое образовательный web-квест.
В отличии от квеста, который подразумевает развлекательную игру, где участники, чтобы достичь цели, выполняют ряд заданий и преодолевают поставленные препятствия, образовательный веб-квест направлен в первую очередь на приобретение участниками новых знаний и формирование умений и навыков.
Модель образовательного web-квеста появилась спонтанно. Её автором стал Берни Додж - профессор образовательных технологий университета в Сан-Диего.
В России образовательный веб-квест только начал свое развитие, поэтому не имеет однозначного определения. В таблице приведены примеры, как трактуется российскими исследователями понятие образовательный веб-квест.
Я.С. Быховский | Т.А. Кузнецова | С.Ф. Катержина |
Образовательный веб-квест – это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. | Веб-квест – это пример организации интерактивной образовательной среды. | Веб-технология навигации по гиперссылкам, которая позволяет создавать различные обучающие системы, а те в свою очередь, являются основой для организации различных форм дистанционного образования. |
Таким образом, образовательный веб-квест – педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие-либо ресурсы, и в первую очередь информационные ресурсы Интернета.
Образовательный веб-квест обладает характерными особенностями, которые отражаются в обязательных компонентах технологии:
Обязательный компонент | Характерные особенности технологии «образовательный веб-квест» |
Введение | Представленный перечень знаний, умений и навыков, которые смогут приобрести учащиеся, выполнив данный веб-квест; |
Задание и ресурсы | Определённые заранее ресурсы, в которых есть информация, необходимая для выполнения заданий и формирования новых знаний; |
Выполнение | Описание действий, их порядок, которые должны быть выполнены учениками для получения необходимого результата; |
Заключение | Представление полученной информации в виде итогового продукта (веб-сайт, слайд-шоу, буклет, анимация, постер, фоторепортаж и т.д.); |
Оценивание | Определенные однозначно критерии оценки выполненных заданий. |
По длительности выполнения веб-квесты могут быть рассчитаны на период от 1 занятия (краткосрочные) - до 1 месяца (долгосрочные) и делятся на:
Монопроекты - охватывают отдельную проблему, учебный предмет или тему. Простые, но менее интересные.
Межпредметные веб-квесты - объединяют разные предметы. Для разработки требуется больше времени, знаний и сотрудничества с другими педагогами. Более интенсивные и интересные.
Преимущества веб-квестов:
- Обучающиеся становятся равноправными «соучастниками» образовательного процесса.
- Возможность для учеников самостоятельно контролировать темп, время, образовательный маршрут, место обучения.
- Возможность для педагога формировать индивидуальный маршрут для обучения одаренных и талантливых учеников.
- У участников веб-квеста развиваются навыки планирования и контроля, умения работать с большим количеством информации.
Трудности квест –технологии:
- Для выполнения веб-квеста необходим доступ в Сеть.
- Технология веб-квестов требует от детей и педагогов уровня компьютерной грамотности.
- Медленный интернет может ограничивать тип загружаемых ресурсов (текст, видео, изображение).
- Шаблоны веб-квестов, которые можно найти в интернете, созданы за границей, их необходимо адаптировать к конкретным условиям обучения.
Вывод: Не секрет, что отражённые в таблице трудности квест-технологии, типичные для многих образовательных организаций. Что же делать? Отказаться от данной технологии?
По моему мнению, решение может быть следующим:
- Прохождение веб-квеста, разработанного педагогом, является домашним заданием, а полученные результаты совместно обсуждаются в классе. (Тогда обучающиеся не будут ограничены во времени: одному потребуется 45 минут для выполнения заданий и усвоения материала, а другому гораздо больше. Но результата достигнут все.)
- Если же прохождение веб-квеста необходимо на занятии, то ресурсы, по которым должны работать обучающиеся, могут быть предоставлены педагогом не через Сеть Интернет, а скачаны и оформлены гиперссылками, например, в программе Power Point. Ресурсами могут выступать книги, журналы, учебники, буклеты, разноцветные листы, ребусы, кроссворды, шарады и т.д.
Главное - присутствие игрового компонента, обеспечивающего мотивацию к изучению учебного материала.
Разработка мероприятия по технологии «образовательный веб-квест»
(на основе технологической карты Б. Доджа приложение №2)
Название: «Я б в рабочие пошел, пусть меня научат»
Направленность: профориентационная.
Цель: формирование умений составлять и читать профессиограмму.
Задачи:
- дать понятие профессиограммы и её основных составляющих;
- учить составлять профессиограмму выбранной профессии;
- учить искать информацию о профессиях.
Продолжительность: 45 минут (одно занятие)
Целевая аудитория: 8 «В» класс, «СОШ №12» Балахнинского района
Легенда: Группа учёных с планеты Меркурий отважилась изучить профессии землян. Началом экспедиции была выбрана Россия. Вернуться на родную планету они смогут лишь тогда, когда будет собрана информация о некоторых профессиях землян. Доказательством их работы станут важные документы, описывающие эти профессии. У учёных есть ограничение по времени: 25 минут, чтобы изучить 2 профессии.
Квест-герои: участники играют роль учёных с планеты Меркурий. Класс делится на две группы: одна группа изучает мужскую профессию, другая - женскую.
Основное задание: заполнить «профессиограмму», на основе полученных знаний о профессии.
Задания:
- Участники получают профессиограмму, которую заполняют в течении игры. (Приложение 3)
- Участникам выдается карта заданий с инструкцией по их выполнению, ресурсами и подсказками (Приложение 4)
- Предложенные ресурсы: информационные листы разных цветов, ссылки на интернет страницы, программное обеспечение для чтения QR-кодов. (Приложение 5)
Критерии оценивания деятельности учащихся. (Приложение 6)
Рефлексия. От каждой группы выбирается спикер, который по заполненной профессиограмме рассказывает об изученной профессии. После выступления спикера педагог озвучивает результат: справились ли учёные с заданием и могут ли они вернуться на свою планету.
- Заключение.
С целью выявления отношения обучающихся к данному формату мероприятия, было проведено анкетирование участников.
В анкетировании участвовало 11 человек.
Было предложено закончить фразу:
- Это мероприятие было для меня____________________________
Результаты анкетирования представлены в виде диаграммы.
Отзыв педагога Вострухиной Л.Ю. (МБОУ «СОШ № 12»):
«Сегодня впервые попробовали ребята самостоятельно добывать информацию о профессиях. Несмотря на сложности, ребята с увлечением включились в работу. Спасибо! Ждем продолжения»
Выводы:
Формат мероприятия «образовательный веб-квест» вызвал у обучающихся как интерес, так и определенные сложности.
- Ребята увлеченно работали в группе, обсуждая вопросы, уточняя друг у друга информацию, делились имеющимся опытом по теме мероприятия.
- Продемонстрировали умение использовать цифровые технологии для решения поставленных задач.
Что же вызывало сложности?
- Работать быстро и эффективно в рамках отведенного времени.
- Неумение выбирать главное из потока информации.
- Неуверенность при публичном выступлении.
Для себя я отметила, что необходимость в системном проведении мероприятий такого формата есть, так как при работе над веб-квестом развивается ряд компетенций:
- Использование информационных технологий для решения профессиональных задач;
- Самообучение и самоорганизация;
- Умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
- Навык публичных выступлений.
Используемая литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
- Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года.
- Вебинар «Использование современных информационных технологий в образовании. Веб-квест технология»
- Кобзева Н. А., Никонова Е. Д. К вопросу использования веб-квеста // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1083-1085. — URL https://moluch.ru/archive/89/17881/ (дата обращения: 29.01.2020).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/23/picture-87571.jpg)
Педагогический совет «Повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий в условиях перехода на ФГОС»
Вниманию коллег предлагается доклад заместителя директора по УВР и презентация к докладу педагогического совета по теме "«Повышение качества и эффективности образовательного процесса чере...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/11/picture-644884-1644595530.jpg)
Статья "Обеспечение эффективности образовательного процесса через организацию исследовательской деятельности на уроках географии".
Выступление об обеспечении эффективности образовательного процесса через организацию исследовательской деятельности на уроках географии было сделано на конференции в РГПУ им. А.И. Герцена в октябре 20...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/08/picture-703681-1541660729.jpg)
«Мониторинг качества образования как инструмент повышения эффективности образовательного процесса в школе. Портфолио обучающегося как ресурс оценивания учебно-воспитательной работы педагогического коллектива»
В связи с переходом на ФГОС второго поколения в сфере образования стала складываться новая система мониторинга, которая направлена на получение независимой, объективной информации об учебных дост...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/08/picture-703681-1541660729.jpg)
Презентация к педсовету "Мониторинг качества образования как инструмент повышения эффективности образовательного процесса в школе"
Педагогический мониторинг как динамичная система результативности и прогнозирования деятельности ученика и учителя имеет цель: повысить контролирующую и оценочную деятельность...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/02/picture-748289-1454441944.jpg)
Современные педагогические технологии как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых образовательных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/23/picture-1324039-1616507719.jpg)
«Организация и обеспечение безопасности образовательного процесса в Отделении дополнительного образования детей в образовательной организации»
Описание организации и обеспечения безопасности образовательного процесса в Отделении доплонительного образования детей в образовательной организации.СодержаниеВведение ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/27/picture-828457-1477550897.jpg)
Ресурсное обеспечение (технологизация) образовательного процесса посредством обновления материально-технической базы образовательной организации (кабинет профильного труда) в процессе реализации проекта «Современная школа» - доклад учителя профильного тр
Для организации качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью в образовательной организации реализуется мероприятие федерального проекта «Современная школа»...
- Мне нравится (1)