Игра, как инструмент обеспечения эффективности образовательного процесса
методическая разработка

Цой Наталья Борисовна

Участие в педагогических чтениях (2020 год до короновирусной ситуации в стране) и рассмотрение образовательного веб-квеста в учреждении дополнительного образования, как новой формы организации образовательного процесса. Не имея (в то время)технических возможностей, я переложила веб-квест на бумагу. Что из этого получилось? Читайте и узнаете.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_chteniya_2020_tsoy.docx373.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр детского творчества"

Тематическое направление:

"Игропрактика в образовании:

игры, которые помогают учиться"

Игра, как инструмент обеспечения эффективности образовательного процесса

Цой Наталья Борисовна,

методист

  1. г.
  1. Введение

Министр образования Нижегородской области С.В. Злобин в «Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года» подчёркивает: «Нужно постараться выйти за рамки привычной нам классно-урочной системы. Нынешние образовательные возможности гораздо шире. Дети могут легко черпать информацию не только из учебников, но и прибегать к помощи различных других носителей, интернета. И надо сказать, эта информация зачастую воспринимается ими лучше, чем та, которая есть в учебниках…»

Это означает, что необходимо искать новые формы организации образовательного процесса, в то же время нельзя забывать о его эффективности. На мой взгляд, критериями эффективности могут стать личностные характеристики выпускника (ФГОС ООО): «активно и заинтересованно познающий мир, умеющий учиться, обладающий информационной компетенцией (поиск и анализ необходимой информации), способный применять полученные знания на практике…»

        Поэтому, я считаю, что внимания заслуживают игровые технологии, способствующие сохранению психологического и социального климата на занятии, развитию познавательной активности, самостоятельности принимать решения, а также для развития коммуникативных навыков.

        По статистике игры повышают мотивацию на 20 %, материал запоминается в 2,5 раза быстрее.

       В 2018 году я приняла участие в вебинаре «Использование современных информационных технологий в образовании. Веб-квест технология» (Приложение №1). На основе полученных знаний, разработала и провела мероприятие по данной методике.

В представленной работе обобщаю полученный опыт, где рассматриваю веб-квест технологию, с помощью которой возможно организовать образовательный процесс (индивидуальный, групповой и коллективный), направленный на приобретение новых знаний.

Целевая аудитория:

 Данная работа ориентирована на педагогов дополнительного и общего образования и формирования у них навыков создания web-квеста с практическим применением в профессиональной деятельности.

Цель: разработка мероприятия в формате «образовательный web –квест» с целью применения его на практике.

Задачи:

  • изучить методическую литературу о технологии «образовательный веб-квест»
  • проанализировать реальную возможность использования данной технологии в условиях образовательного учреждения с минимальными ресурсами цифровой образовательной среды;
  • на основе технологической карты, предложенной автором технологии Б. Доджем, разработать и провести мероприятие в формате «образовательный веб-квест», соответствующий материально-техническим ресурсам МБУ ДО «ЦДТ».

Ожидаемые результаты:

В ходе проведенной работы я:

  • расширила свои знания о технологии «образовательный веб-квест»;
  • выявила реальную возможность использования данной технологии в условиях образовательного учреждения с минимальными ресурсами цифровой образовательной среды;
  • разработала и провела мероприятие в формате «образовательный веб-квест», соответствующий материально-техническим ресурсам МБУ ДО «ЦДТ».

  1. Основная часть.

Что такое образовательный web-квест.

     В отличии от квеста, который подразумевает развлекательную игру, где  участники, чтобы достичь цели, выполняют ряд заданий и преодолевают  поставленные препятствия, образовательный веб-квест направлен в первую очередь на приобретение участниками новых знаний и формирование умений и навыков.

      Модель образовательного web-квеста появилась спонтанно. Её автором стал Берни Додж - профессор образовательных технологий университета в Сан-Диего. 

В России образовательный веб-квест только начал свое развитие, поэтому не имеет однозначного определения. В таблице приведены примеры, как трактуется российскими исследователями понятие образовательный веб-квест.

Я.С. Быховский

Т.А. Кузнецова

С.Ф. Катержина

Образовательный веб-квест – это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу.

Веб-квест – это пример организации интерактивной образовательной среды.

Веб-технология навигации по гиперссылкам, которая позволяет создавать различные обучающие системы, а те в свою очередь, являются основой для организации различных форм дистанционного образования.

Таким образом, образовательный веб-квест – педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие-либо ресурсы, и в первую очередь информационные ресурсы Интернета.

Образовательный веб-квест обладает характерными особенностями, которые отражаются в обязательных компонентах технологии:

Обязательный компонент

Характерные особенности технологии «образовательный веб-квест»

Введение

Представленный перечень знаний, умений и навыков, которые смогут приобрести учащиеся, выполнив данный веб-квест;

Задание и ресурсы

Определённые заранее ресурсы, в которых есть информация, необходимая для выполнения заданий и формирования новых знаний;

Выполнение

Описание действий, их порядок, которые должны быть выполнены учениками для получения необходимого результата;

Заключение

Представление полученной информации в виде итогового продукта (веб-сайт, слайд-шоу, буклет, анимация, постер, фоторепортаж и т.д.);

Оценивание

Определенные однозначно критерии оценки выполненных заданий.

По длительности выполнения веб-квесты могут быть рассчитаны на период от 1 занятия (краткосрочные) -  до 1 месяца (долгосрочные) и делятся на:

 Монопроекты - охватывают отдельную проблему, учебный предмет или тему. Простые, но менее интересные.

Межпредметные веб-квесты - объединяют разные предметы. Для разработки требуется больше времени, знаний и сотрудничества с другими педагогами. Более интенсивные и интересные.

Преимущества веб-квестов:

  • Обучающиеся становятся равноправными «соучастниками» образовательного процесса.
  • Возможность для учеников самостоятельно контролировать темп, время, образовательный маршрут, место обучения.
  • Возможность для педагога формировать индивидуальный маршрут для обучения одаренных и талантливых учеников.
  • У участников веб-квеста развиваются навыки планирования и контроля, умения работать с большим количеством информации. 

Трудности квест –технологии:

  • Для выполнения веб-квеста необходим доступ в Сеть.
  • Технология веб-квестов требует от детей и педагогов уровня компьютерной грамотности.
  • Медленный интернет может ограничивать тип загружаемых ресурсов (текст, видео, изображение).
  • Шаблоны веб-квестов, которые можно найти в интернете, созданы за границей, их необходимо адаптировать к конкретным условиям обучения.

Вывод: Не секрет, что отражённые в таблице трудности квест-технологии, типичные для многих образовательных организаций. Что же делать? Отказаться от данной технологии?

По моему мнению, решение может быть следующим:

  1. Прохождение веб-квеста, разработанного педагогом, является домашним заданием, а полученные результаты совместно обсуждаются в классе. (Тогда обучающиеся не будут ограничены во времени: одному потребуется 45 минут для выполнения заданий и усвоения материала, а другому гораздо больше. Но результата достигнут все.)
  2.  Если же прохождение веб-квеста необходимо на занятии, то ресурсы, по которым должны работать обучающиеся, могут быть предоставлены педагогом не через Сеть Интернет, а скачаны и оформлены гиперссылками, например, в программе Power Point. Ресурсами могут выступать книги, журналы, учебники, буклеты, разноцветные листы, ребусы, кроссворды, шарады и т.д.

Главное -  присутствие игрового компонента, обеспечивающего мотивацию к изучению учебного материала.

Разработка мероприятия по технологии «образовательный веб-квест»

(на основе технологической карты Б. Доджа приложение №2)

Название: «Я б в рабочие пошел, пусть меня научат»

Направленность: профориентационная.

Цель: формирование умений составлять и читать профессиограмму.

Задачи:

- дать понятие профессиограммы и её основных составляющих;

- учить составлять профессиограмму выбранной профессии;

- учить искать информацию о профессиях.

Продолжительность: 45 минут (одно занятие)

Целевая аудитория: 8 «В» класс, «СОШ №12» Балахнинского района

Легенда: Группа учёных с планеты Меркурий отважилась изучить профессии землян. Началом экспедиции была выбрана Россия. Вернуться на родную планету они смогут лишь тогда, когда будет собрана информация о некоторых профессиях землян. Доказательством их работы станут важные документы, описывающие эти профессии. У учёных есть ограничение по времени: 25 минут, чтобы изучить 2 профессии.

Квест-герои: участники играют роль учёных с планеты Меркурий. Класс делится на две группы: одна группа изучает мужскую профессию, другая -  женскую.

Основное задание: заполнить «профессиограмму», на основе полученных знаний о профессии.

Задания:

  1. Участники получают профессиограмму, которую заполняют в течении игры. (Приложение 3)
  2. Участникам выдается карта заданий с инструкцией по их выполнению, ресурсами и подсказками (Приложение 4)
  3. Предложенные ресурсы: информационные листы разных цветов, ссылки на интернет страницы, программное обеспечение для чтения QR-кодов. (Приложение 5)

Критерии оценивания деятельности учащихся. (Приложение 6)

Рефлексия. От каждой группы выбирается спикер, который по заполненной профессиограмме рассказывает об изученной профессии. После выступления спикера педагог озвучивает результат: справились ли учёные с заданием и могут ли они вернуться на свою планету.  

  1. Заключение.

С целью выявления отношения обучающихся к данному формату мероприятия, было проведено анкетирование участников.

В анкетировании участвовало 11 человек.

Было предложено закончить фразу:

  1. Это мероприятие было для меня____________________________

Результаты анкетирования представлены в виде диаграммы.

Отзыв педагога Вострухиной Л.Ю. (МБОУ «СОШ № 12»):

«Сегодня впервые попробовали ребята самостоятельно добывать информацию о профессиях. Несмотря на сложности, ребята с увлечением включились в работу. Спасибо! Ждем продолжения»

Выводы:

Формат мероприятия «образовательный веб-квест» вызвал у обучающихся как интерес, так и определенные сложности.

  1. Ребята увлеченно работали в группе, обсуждая вопросы, уточняя друг у друга информацию, делились имеющимся опытом по теме мероприятия.
  2. Продемонстрировали умение использовать цифровые технологии для решения поставленных задач.

Что же вызывало сложности?

  1. Работать быстро и эффективно в рамках отведенного времени.
  2. Неумение выбирать главное из потока информации.
  3. Неуверенность при публичном выступлении.

   Для себя я отметила, что необходимость в системном проведении мероприятий такого формата есть, так как при работе над веб-квестом развивается ряд компетенций:

  • Использование информационных технологий для решения профессиональных задач;
  • Самообучение и самоорганизация;
  • Умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
  • Навык публичных выступлений.

Используемая литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
  2. Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года.
  3. Вебинар «Использование современных информационных технологий в образовании. Веб-квест технология»
  4. Кобзева Н. А., Никонова Е. Д. К вопросу использования веб-квеста // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1083-1085. — URL https://moluch.ru/archive/89/17881/ (дата обращения: 29.01.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий в условиях перехода на ФГОС»

Вниманию коллег предлагается доклад заместителя директора по УВР и презентация к докладу педагогического совета по теме "«Повышение качества и эффективности  образовательного процесса   чере...

Статья "Обеспечение эффективности образовательного процесса через организацию исследовательской деятельности на уроках географии".

Выступление об обеспечении эффективности образовательного процесса через организацию исследовательской деятельности на уроках географии было сделано на конференции в РГПУ им. А.И. Герцена в октябре 20...

«Мониторинг качества образования как инструмент повышения эффективности образовательного процесса в школе. Портфолио обучающегося как ресурс оценивания учебно-воспитательной работы педагогического коллектива»

В связи с переходом на ФГОС второго поколения в сфере образования стала складываться новая система мониторинга, которая направлена на получение независимой, объективной информации об учебных дост...

Презентация к педсовету "Мониторинг  качества образования как инструмент повышения эффективности образовательного процесса в школе"

Педагогический мониторинг как динамичная система результативности и прогнозирования деятельности ученика и учителя имеет цель: повысить контролирующую и оценочную деятельность...

Современные педагогические технологии как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения

   В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых образовательных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания...

«Организация и обеспечение безопасности образовательного процесса в Отделении дополнительного образования детей в образовательной организации»

Описание организации и обеспечения безопасности образовательного процесса в Отделении доплонительного образования детей в образовательной организации.СодержаниеВведение        ...

Ресурсное обеспечение (технологизация) образовательного процесса посредством обновления материально-технической базы образовательной организации (кабинет профильного труда) в процессе реализации проекта «Современная школа» - доклад учителя профильного тр

Для организации качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ и с  инвалидностью в образовательной организации реализуется мероприятие федерального проекта «Современная школа»...