Игра, как инструмент обеспечения эффективности образовательного процесса
методическая разработка

Цой Наталья Борисовна

Участие в педагогических чтениях (2020 год до короновирусной ситуации в стране) и рассмотрение образовательного веб-квеста в учреждении дополнительного образования, как новой формы организации образовательного процесса. Не имея (в то время)технических возможностей, я переложила веб-квест на бумагу. Что из этого получилось? Читайте и узнаете.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_chteniya_2020_tsoy.docx373.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр детского творчества"

Тематическое направление:

"Игропрактика в образовании:

игры, которые помогают учиться"

Игра, как инструмент обеспечения эффективности образовательного процесса

Цой Наталья Борисовна,

методист

  1. г.
  1. Введение

Министр образования Нижегородской области С.В. Злобин в «Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года» подчёркивает: «Нужно постараться выйти за рамки привычной нам классно-урочной системы. Нынешние образовательные возможности гораздо шире. Дети могут легко черпать информацию не только из учебников, но и прибегать к помощи различных других носителей, интернета. И надо сказать, эта информация зачастую воспринимается ими лучше, чем та, которая есть в учебниках…»

Это означает, что необходимо искать новые формы организации образовательного процесса, в то же время нельзя забывать о его эффективности. На мой взгляд, критериями эффективности могут стать личностные характеристики выпускника (ФГОС ООО): «активно и заинтересованно познающий мир, умеющий учиться, обладающий информационной компетенцией (поиск и анализ необходимой информации), способный применять полученные знания на практике…»

        Поэтому, я считаю, что внимания заслуживают игровые технологии, способствующие сохранению психологического и социального климата на занятии, развитию познавательной активности, самостоятельности принимать решения, а также для развития коммуникативных навыков.

        По статистике игры повышают мотивацию на 20 %, материал запоминается в 2,5 раза быстрее.

       В 2018 году я приняла участие в вебинаре «Использование современных информационных технологий в образовании. Веб-квест технология» (Приложение №1). На основе полученных знаний, разработала и провела мероприятие по данной методике.

В представленной работе обобщаю полученный опыт, где рассматриваю веб-квест технологию, с помощью которой возможно организовать образовательный процесс (индивидуальный, групповой и коллективный), направленный на приобретение новых знаний.

Целевая аудитория:

 Данная работа ориентирована на педагогов дополнительного и общего образования и формирования у них навыков создания web-квеста с практическим применением в профессиональной деятельности.

Цель: разработка мероприятия в формате «образовательный web –квест» с целью применения его на практике.

Задачи:

  • изучить методическую литературу о технологии «образовательный веб-квест»
  • проанализировать реальную возможность использования данной технологии в условиях образовательного учреждения с минимальными ресурсами цифровой образовательной среды;
  • на основе технологической карты, предложенной автором технологии Б. Доджем, разработать и провести мероприятие в формате «образовательный веб-квест», соответствующий материально-техническим ресурсам МБУ ДО «ЦДТ».

Ожидаемые результаты:

В ходе проведенной работы я:

  • расширила свои знания о технологии «образовательный веб-квест»;
  • выявила реальную возможность использования данной технологии в условиях образовательного учреждения с минимальными ресурсами цифровой образовательной среды;
  • разработала и провела мероприятие в формате «образовательный веб-квест», соответствующий материально-техническим ресурсам МБУ ДО «ЦДТ».

  1. Основная часть.

Что такое образовательный web-квест.

     В отличии от квеста, который подразумевает развлекательную игру, где  участники, чтобы достичь цели, выполняют ряд заданий и преодолевают  поставленные препятствия, образовательный веб-квест направлен в первую очередь на приобретение участниками новых знаний и формирование умений и навыков.

      Модель образовательного web-квеста появилась спонтанно. Её автором стал Берни Додж - профессор образовательных технологий университета в Сан-Диего. 

В России образовательный веб-квест только начал свое развитие, поэтому не имеет однозначного определения. В таблице приведены примеры, как трактуется российскими исследователями понятие образовательный веб-квест.

Я.С. Быховский

Т.А. Кузнецова

С.Ф. Катержина

Образовательный веб-квест – это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу.

Веб-квест – это пример организации интерактивной образовательной среды.

Веб-технология навигации по гиперссылкам, которая позволяет создавать различные обучающие системы, а те в свою очередь, являются основой для организации различных форм дистанционного образования.

Таким образом, образовательный веб-квест – педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие-либо ресурсы, и в первую очередь информационные ресурсы Интернета.

Образовательный веб-квест обладает характерными особенностями, которые отражаются в обязательных компонентах технологии:

Обязательный компонент

Характерные особенности технологии «образовательный веб-квест»

Введение

Представленный перечень знаний, умений и навыков, которые смогут приобрести учащиеся, выполнив данный веб-квест;

Задание и ресурсы

Определённые заранее ресурсы, в которых есть информация, необходимая для выполнения заданий и формирования новых знаний;

Выполнение

Описание действий, их порядок, которые должны быть выполнены учениками для получения необходимого результата;

Заключение

Представление полученной информации в виде итогового продукта (веб-сайт, слайд-шоу, буклет, анимация, постер, фоторепортаж и т.д.);

Оценивание

Определенные однозначно критерии оценки выполненных заданий.

По длительности выполнения веб-квесты могут быть рассчитаны на период от 1 занятия (краткосрочные) -  до 1 месяца (долгосрочные) и делятся на:

 Монопроекты - охватывают отдельную проблему, учебный предмет или тему. Простые, но менее интересные.

Межпредметные веб-квесты - объединяют разные предметы. Для разработки требуется больше времени, знаний и сотрудничества с другими педагогами. Более интенсивные и интересные.

Преимущества веб-квестов:

  • Обучающиеся становятся равноправными «соучастниками» образовательного процесса.
  • Возможность для учеников самостоятельно контролировать темп, время, образовательный маршрут, место обучения.
  • Возможность для педагога формировать индивидуальный маршрут для обучения одаренных и талантливых учеников.
  • У участников веб-квеста развиваются навыки планирования и контроля, умения работать с большим количеством информации. 

Трудности квест –технологии:

  • Для выполнения веб-квеста необходим доступ в Сеть.
  • Технология веб-квестов требует от детей и педагогов уровня компьютерной грамотности.
  • Медленный интернет может ограничивать тип загружаемых ресурсов (текст, видео, изображение).
  • Шаблоны веб-квестов, которые можно найти в интернете, созданы за границей, их необходимо адаптировать к конкретным условиям обучения.

Вывод: Не секрет, что отражённые в таблице трудности квест-технологии, типичные для многих образовательных организаций. Что же делать? Отказаться от данной технологии?

По моему мнению, решение может быть следующим:

  1. Прохождение веб-квеста, разработанного педагогом, является домашним заданием, а полученные результаты совместно обсуждаются в классе. (Тогда обучающиеся не будут ограничены во времени: одному потребуется 45 минут для выполнения заданий и усвоения материала, а другому гораздо больше. Но результата достигнут все.)
  2.  Если же прохождение веб-квеста необходимо на занятии, то ресурсы, по которым должны работать обучающиеся, могут быть предоставлены педагогом не через Сеть Интернет, а скачаны и оформлены гиперссылками, например, в программе Power Point. Ресурсами могут выступать книги, журналы, учебники, буклеты, разноцветные листы, ребусы, кроссворды, шарады и т.д.

Главное -  присутствие игрового компонента, обеспечивающего мотивацию к изучению учебного материала.

Разработка мероприятия по технологии «образовательный веб-квест»

(на основе технологической карты Б. Доджа приложение №2)

Название: «Я б в рабочие пошел, пусть меня научат»

Направленность: профориентационная.

Цель: формирование умений составлять и читать профессиограмму.

Задачи:

- дать понятие профессиограммы и её основных составляющих;

- учить составлять профессиограмму выбранной профессии;

- учить искать информацию о профессиях.

Продолжительность: 45 минут (одно занятие)

Целевая аудитория: 8 «В» класс, «СОШ №12» Балахнинского района

Легенда: Группа учёных с планеты Меркурий отважилась изучить профессии землян. Началом экспедиции была выбрана Россия. Вернуться на родную планету они смогут лишь тогда, когда будет собрана информация о некоторых профессиях землян. Доказательством их работы станут важные документы, описывающие эти профессии. У учёных есть ограничение по времени: 25 минут, чтобы изучить 2 профессии.

Квест-герои: участники играют роль учёных с планеты Меркурий. Класс делится на две группы: одна группа изучает мужскую профессию, другая -  женскую.

Основное задание: заполнить «профессиограмму», на основе полученных знаний о профессии.

Задания:

  1. Участники получают профессиограмму, которую заполняют в течении игры. (Приложение 3)
  2. Участникам выдается карта заданий с инструкцией по их выполнению, ресурсами и подсказками (Приложение 4)
  3. Предложенные ресурсы: информационные листы разных цветов, ссылки на интернет страницы, программное обеспечение для чтения QR-кодов. (Приложение 5)

Критерии оценивания деятельности учащихся. (Приложение 6)

Рефлексия. От каждой группы выбирается спикер, который по заполненной профессиограмме рассказывает об изученной профессии. После выступления спикера педагог озвучивает результат: справились ли учёные с заданием и могут ли они вернуться на свою планету.  

  1. Заключение.

С целью выявления отношения обучающихся к данному формату мероприятия, было проведено анкетирование участников.

В анкетировании участвовало 11 человек.

Было предложено закончить фразу:

  1. Это мероприятие было для меня____________________________

Результаты анкетирования представлены в виде диаграммы.

Отзыв педагога Вострухиной Л.Ю. (МБОУ «СОШ № 12»):

«Сегодня впервые попробовали ребята самостоятельно добывать информацию о профессиях. Несмотря на сложности, ребята с увлечением включились в работу. Спасибо! Ждем продолжения»

Выводы:

Формат мероприятия «образовательный веб-квест» вызвал у обучающихся как интерес, так и определенные сложности.

  1. Ребята увлеченно работали в группе, обсуждая вопросы, уточняя друг у друга информацию, делились имеющимся опытом по теме мероприятия.
  2. Продемонстрировали умение использовать цифровые технологии для решения поставленных задач.

Что же вызывало сложности?

  1. Работать быстро и эффективно в рамках отведенного времени.
  2. Неумение выбирать главное из потока информации.
  3. Неуверенность при публичном выступлении.

   Для себя я отметила, что необходимость в системном проведении мероприятий такого формата есть, так как при работе над веб-квестом развивается ряд компетенций:

  • Использование информационных технологий для решения профессиональных задач;
  • Самообучение и самоорганизация;
  • Умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
  • Навык публичных выступлений.

Используемая литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
  2. Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года.
  3. Вебинар «Использование современных информационных технологий в образовании. Веб-квест технология»
  4. Кобзева Н. А., Никонова Е. Д. К вопросу использования веб-квеста // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1083-1085. — URL https://moluch.ru/archive/89/17881/ (дата обращения: 29.01.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Обеспечение эффективности образовательного процесса через организацию исследовательской деятельности на уроках географии".

Выступление об обеспечении эффективности образовательного процесса через организацию исследовательской деятельности на уроках географии было сделано на конференции в РГПУ им. А.И. Герцена в октябре 20...

«Мониторинг качества образования как инструмент повышения эффективности образовательного процесса в школе. Портфолио обучающегося как ресурс оценивания учебно-воспитательной работы педагогического коллектива»

В связи с переходом на ФГОС второго поколения в сфере образования стала складываться новая система мониторинга, которая направлена на получение независимой, объективной информации об учебных дост...

Презентация к педсовету "Мониторинг  качества образования как инструмент повышения эффективности образовательного процесса в школе"

Педагогический мониторинг как динамичная система результативности и прогнозирования деятельности ученика и учителя имеет цель: повысить контролирующую и оценочную деятельность...

Современные педагогические технологии как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения

   В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых образовательных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания...

«Организация и обеспечение безопасности образовательного процесса в Отделении дополнительного образования детей в образовательной организации»

Описание организации и обеспечения безопасности образовательного процесса в Отделении доплонительного образования детей в образовательной организации.СодержаниеВведение        ...

Ресурсное обеспечение (технологизация) образовательного процесса посредством обновления материально-технической базы образовательной организации (кабинет профильного труда) в процессе реализации проекта «Современная школа» - доклад учителя профильного тр

Для организации качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ и с  инвалидностью в образовательной организации реализуется мероприятие федерального проекта «Современная школа»...

Контроль знаний – как одно из важнейших средств процесса повышения эффективности образовательного процесса

Контроль знаний – как одно из важнейших средств процесса повышения эффективности образовательного процесса...