Современные педагогические технологии как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения
статья по английскому языку на тему

Мингазова Лилия Талгатовна

     В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых образовательных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Мы все с вами знаем, что основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

       Поиск новых технологий также связан с отсутствием у части учащихся положительной мотивации к изучению английского  (иностранного) языка. У  части школьников положительная мотивация недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении иностранного языка они сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу своих психологических особенностей (памяти, восприятия, мышления).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Муралинская ООШ Кайбицкого МР РТ»

Выступление-презентация  на заседании РМО учителей английского языка на тему:

«Современные педагогические технологии как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям

ФГОС второго поколения»

Место проведения:

МБОУ «Кайбицкая СОШ»

Дата выступления:
16.11.2017

Мингазова Л.Т., учитель английского языка

 МБОУ «Муралинская ООШ

Кайбицкого муниципального района РТ»

 2017

       Как сделать урок иностранного языка  более продуктивным, качественным и эффективным? Что является залогом повышения качества образовательного процесса?

     В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых образовательных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Мы все с вами знаем, что основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

       Поиск новых технологий также связан с отсутствием у части учащихся положительной мотивации к изучению английского  (иностранного) языка. У  части школьников положительная мотивация недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении иностранного языка они сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу своих психологических особенностей (памяти, восприятия, мышления).

Как известно, английский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного курса. Поэтому одной из основных задач считается привитие интереса  к данному предмету, стремление разбудить в учениках творческие и интеллектуальные силы.

Согласно образовательному стандарту основного общего образования по иностранному языку, обучение английскому языку преследует две основные цели:

  • развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которая подразумевает развитие речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций;
  • развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению английского языка:

а) дальнейшему самообразованию с помощью английского языка в других областях знаний;

б) развитие способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и английском языках;

в) личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии;

г) формирование гражданина и патриота.

Задача каждого из нас –учителей- состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.

        Поставленные цели могут быть реализованы при условии использования всех групп образовательных технологий:

  • технологии объяснительно-иллюстративного обучения, в основе которых лежит информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у них общеучебных умений и навыков;
  • личностно-ориентированные технологии обучения, создающие условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей школьников;
  • технологии развивающего обучения, в центре внимания которых – способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей.

       Все вышеперечисленные технологии не используются изолированно.  Учитель находится в  постоянном творческом поиске, но урок  всегда будет основной формой обучения учащихся. Современный подход к постановке цели урока состоит в том, чтобы дифференцировать общую педагогическую задачу: обучать – воспитывать – развивать.

         Рассмотрим использование игровых форм урока в преподавании английского языка как рационального способа активизации речемыслительной деятельности учащихся.

         Для того, чтобы  знания грамматики не остались в памяти лишь в виде правил и таблиц, чтобы речь учащихся была грамматически правильной, нужно обеспечить условия многократного употребления речевых образцов, побольше подстановочных и трансформативных упражнений. Быстрее всего дети запоминают грамматические структуры, когда они вовлечены в процесс и соединяют движения и речь.

       Опыт преподавания английского языка в школе убеждает, что  формирование и совершенствование навыков устной речи (говорения) у младших школьников и учащихся среднего звена будет более эффективным, если:

  • построить обучение говорению на основе последовательного введения в учебный процесс игровых и занимательных технологий с использованием учебно-речевых ситуаций, естественных для игровой деятельности.

               Проблемы стимулирования иноязычной речевой деятельности с  использованием занимательных материалов и игровых приемов обучения представлены в научных исследованиях многих отечественных ученых  (В.Д. Биболетова, Н.Д, Гальскова, Г.В.Рогова, А.П. Старков, Т.С.Назарова, С.С. Полат, Е.И.Пассов, О.Б. Уланова и др.).  

       Использование игр на уроке английского языка и во внеурочное время  продиктовано несколькими причинами:

  • игровые формы оживляют и делают урок разнообразным;
  •   вся учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка (он  должен произвольно контролировать свое поведение, быть внимательным на уроке и не отвлекаться).
  • игровые виды работы помогают  учителю развивать творческую активность учащихся: они способствуют работе воображения и развитию художественных способностей каждого ребенка.

        Игра  способствует выполнению важнейших методических задач: обеспечивает психологическую подготовку к речевому общению на уроке иностранного языка и многократное повторение языкового материала, она  влияет на развитие познавательной активности.  У меня сложилось два основных правила использования игры на уроках, которых   придерживаюсь в своей практической деятельности.

        Первое.  Прежде чем предложить игру, спросите сами себя: зачем нужна эта игра, что она дает.  Преподаватель всегда должен четко ставить перед собой дидактическую цель.  

        Второе. Не надо пытаться одной игрой решить две задачи: отработать новый грамматический материал и выучить новые слова.  Если вам нужно отработать  новую грамматическую структуру, то лексика должна быть хорошо знакома. Если вашей задачей в данной игре является запоминание  новых слов, то делать  это нужно на хорошо усвоенном грамматическом материале.

        Игровая  методика  широко используется мной на младшем и среднем этапах обучения.  Например, вводя тему «Одежда», предлагаю детям игру «Модники и модницы». Дети могут похвастаться нарядами, которые у них есть дома.  

      При изучении названий фруктов и овощей мы играем в игру «Избалованный Мишка». Кроме лексики, эта игра закрепляет структуры « I am hungry » (я голоден),

« I am thirsty » (хочу пить) и вопрос типа « Do you want ?» (хочешь ли ты?…).

       Для учащихся начальных классов все грамматические формы, по сути своей, абстрактные понятия. Поэтому на начальном этапе обучения важны игровые формы и приёмы, но обязательно связанные с развитием РМД:

а) первые шаги в грамматике – это освоение английских глаголов to be, to have, do, does. Вводя глагол be, мы используем невербальность: is - поднимаю один палец, is - «худышка»,  are  - поднимаю два пальца, are - «толстячок». В дальнейшем эти жесты используются как сигнальная опора в говорении (например, при исправлении ошибок в процессе говорения).

      Очень хорошо на этой ступени обучения  зарекомендовала себя грамматическая сказка, которую вместе с ребятами составляем в процессе изучения данных глаголов (по мере составления данной сказки (рисования её «героев» в тетрадях), мы придумываем сказочную историю. Главное, что запоминается ребятам, это сами сказочные символы, «зонтики» -  is, are, «колокольчик» Королевы - am, «собачки» -  do, does, которые в последующем также становятся сигнальными опорами для «забывчивых» учащихся («зонтик» – сохраняется жест пальцев, «собачка» – знак ладони, как бы сжимая и разжимая её, словно лающая собачка).

     б) от тренировочных упражнений и упражнений по развитию логического мышления, перехожу к творческим заданиям, которые позволят учащимся использовать полученные знания в ситуативном общении, большое значение уделяется проектам (т.е. переход непосредственно на коммуникативный уровень).  

       Вот примерный образец задания, которое мы используем в среднем (и даже в начальном звене) для сравнения двух настоящих времён: Present Simple u Present Continuous: детям предлагается, используя такой жанр, как рапорт, написать “Рапорт начальнику полиции о преступнике “Чёрная кошка”- BLACK CAT”. Конечно, имя  ребята придумывают сами, затем  предлагаю  расчертить страницу на две части, на доске даётся 4-5 глаголов, с помощью которых предлагаю сравнить действия преступника как обычные, совершающиеся в определённое время (f.ex. every day at 12 o’clock) и то, что он делает сейчас (в это же самое время). Таким образом, формирую   следующую ситуацию: вы спрятались на крыше соседнего дома, и ведёте наблюдение за преступником. Одновременно вы пишите рапорт, который должен быть составлен грамматически правильно (с использованием двух времён).  Например: глаголы to read,  to get, , to go etc.

      Цель данного задания: дать возможность учащимся «прочувствовать» грамматические явления в реальной речи, показать, что грамматика – основа любого высказывания, позволяющая выразить свои мысли наиболее точно.

      Очень интересное упражнение «Что я сейчас делаю?», особенно  на начальном периоде обучения. Один из учащихся показывает некое действие, а другой или другие называют это действие в Present Continuous.

      Описываем эту ситуацию в Present Perfect и т.д. То есть в игровой форме мы фактически делаем лексико-грамматические упражнения. Причем подобные  упражнения уместны для любой возрастной группы: меняются только описываемые действия. Подобные  упражнения, как и многие другие, наиболее эффективны при работе малыми группами по три-четыре человека.

На разных годах обучения большой популярностью у детей пользуются разнообразные формы проведения диктантов: фото-диктант, парный диктант, аудио-диктант, нарисуй-диктант и др.

b) метод проектов как одна из форм игровой технологии

       Для повышения мотивации, особенно на старшем этапе, подходит метод проектов.  Чем  привлекает меня проектная методика?

Во-первых, она характеризуется высокой коммуникативностью.  

       Во-вторых, каждый цикл занятий по теме заканчивается конкретным проектом, в составлении которого принимают участие все ученики класса.

       Так, финалом изучения темы «Моя семья» является изготовление альбома-проекта, где ученик наклеивает фотографии членов своей семьи и сопровождает каждую фотографию текстом на английском языке. Проект по темам «Рождество», «Новый год» представляет собой красочный плакат в форме рождественской или новогодней елки, где на ветках в контурах игрушек записаны сведения о происхождении праздника, тексты праздничных поздравлений и виды подарков, которые обычно дарят на этот праздник.

       В своей работе опробовала несколько типов проектов: исследовательские, творческие, информационные и проектно- ориентированные .

       Метод проектов является составной частью обучения английскому языку и поддерживает мотивацию к учению – в проектной работе она всегда положительная – и личный интерес: проект отражает интерес учащихся, их собственный мир, проявляет их личностные, индивидуальные качества.

      Интересно такое психологическое наблюдение: оказалось, что очень часто слабоуспевающие  учащиеся хорошо рисуют, и при оформлении проекта они попадают в центр внимания класса. Повышается их самооценка, а так как обязательное условие проекта – подписи на английском языке и последующая устная защита проекта, тот такие ученики постепенно, за счет возросшего интереса к английскому языку, ликвидируют проблемы и выходят в ранг хорошо успевающих.

 c) использование здоровьесберегающих игр на уроках.

       Современный урок английского  языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках английского  языка вызвана еще и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений.

       Часто используют смену учебной деятельности, режимов работы, проведение  физических минуток, расслабления во время прослушивания песен. Так, практически на каждом уроке в начальных классах  дети поют песни.  Введение и закрепление слов происходит в игровой форме с использованием движения.  

        Использование в практике работы подвижных игр способствует развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, а также познавательных и языковых способностей.

       Элементы театрализации на уроках, а также подготовка театральных постановок являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения. Так, учащиеся  2-9 классов активно  участвуют в постановках при подготовке к предметной неделе, к празднованию Нового года,  8 Марта, окончания учебного года.

          Как элемент здоровьесбережения,  использую различные формы релаксации.   Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным.  На своих  уроках   использую методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению английского языка, и также принцип двигательной активности на уроке.

       Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Она может быть вербальной: «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» и т . д . Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д.

 d) ролевая  игра  в обучении иностранному языку

        Для развития коммуникативной деятельности школьников  на своих уроках и внеклассных мероприятиях  активно  использую ролевые игры, которые помогают решить эту задачу.  

       Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то  поделиться с собеседником. Школьники убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Она эффективна как на младшем этапе обучения, так и на среднем и старшем. На уроках  английского  языка в начальной школе   использую игрушки почти на каждом уроке.

       Это и мячик для повторения лексических и грамматических единиц, различные куклы, мягкие игрушки-зверюшки, которые приходят в гости, игрушечная мебель, домино, плоские фигурки животных, камушки, маски, волшебные шапки и  шляпы, пальчиковые куклы и игрушки для кукольного театра, “приведения”, “грамматические человечки” и другие герои. Дети с нетерпением ждут появления “гостей” и с радостью беседуют с ними, играют их роли.

               Таким образом, обыкновенные вещи, предметы и игрушки могут оказать неоценимую помощь детям в овладении иностранным языком.

      В игре обучаемые активно взаимодействуют друг с другом, осваивая правила и способы этого взаимодействия, приобретают опыт взаимопонимания, согласования действий и намерений с другими игроками; соблюдая правила игры, ее участники учатся сдерживать свои непосредственные желания ради совместных действий (коммуникативная функция ради совместных действий).

      Через игру легче формируется культура восприятия человеческих ценностей (эстетическая функция).

       Кроме того, посредством ролевых игр у школьников формируются такие качества, как общительность, коллективизм, появляется чувство ответственности за своих товарищей.

       Педагогические приемы, применяемые на уроках английского языка в начальной школе:

Взаимоконтроль. Учитель сообщает учащимся о взаимопроверке по определенным вопросам. Класс разбивается на учителей и учеников. Ученики отвечают своим учителям. После ответов учеников дается оценка. Может выставляться отметка. Учащиеся могут поменяться ролями. Состав пар на каждом уроке желательно менять.

Взаимный диктант. Готовятся разные тексты диктантов. Каждый ученик получает по одной карточке с текстом и читает про себя свой текст. Все учащиеся разбиваются на пары. Один читает, второй пишет под диктовку текст. Затем пары меняются. После окончания диктанта ученики обмениваются тетрадями и без карточек проверяют написанное. 

Заучивание наизусть. Сообщается задание, например: выучить стихотворение. Все учащиеся разбиваются на пары. Первый ученик читает вслух первую строку стихотворения. Второй слушает говорящего. Разбираются непонятные слова. Можно воспользоваться словарями и помощью учителя. Первый ученик читает вслух первую строку стихотворения второй раз. Второй слушает говорящего. Первый ученик убирает книгу, второй по памяти старается воспроизвести строку. Заучивание идет до того момента, пока оба ученика не выучат строки стихотворения.

Обмен текстами. Учитель заготавливает короткие тексты, желательно с картинками. Каждый ученик получает по одной карточке с текстом. Ученик знакомится с текстом, задает вопросы учителю, если что-то непонятно.
Ученики ищут себе пары. Один из учеников читает свой текст, другой слушает. Затем читает свой текст  второй ученик, а первый слушает. После этого ученики обмениваются текстами и ищут себе новых собеседников.

Отгадай, о ком говорим. Один из учеников выходит из класса. Оставшимся предлагается выбрать, о ком класс будет говорить. Выбирается один из учащихся. Вышедший возвращается в класс. Учитель предлагает начать описывать отгадываемого ученика. Ребята говорят по одному предложению. Процесс отгадывания заканчивается правильным называнием имени отгадываемого.

Шефы. Данный урок проводится сразу с двумя классами. Накануне старшему классу дается задание. Например, принять зачет по теме, которую младший класс уже изучил. Опыт показывает, что старшеклассники повторяют материал так, чтобы выглядеть достойно в глазах младшего класса. На уроке работа идет в парах: знакомство, вопросы по теме к старшекласснику, его объяснения, ответ подопечного, оценка.

Я - звезда.  Инсценировка получила широкое распространение в Японии. На первом этапе детям предлагается выбрать для себя любимую певицу или певца, диктора, комментатора и т. п. Ученик может потренироваться дома выступать под фонограмму. Выступление начинается с объявления ведущего и аплодисментов присутствующих. Моделирование процесса выступления любимой звезды вселяет в ребенка уверенность в своих возможностях, удовлетворяет чувство значимости, развивает позитивное отношение к людям.


Применение информационных технологий на уроках английского языка

Использование аутентичных видеокурсов

Один из способов – использование аутентичных видеокурсов и видеоаппаратуры с её многочисленными полезными функциями, дающими преподавателю возможность применять различные технологии в работе с видеофильмами. Именно они помогают моделировать ситуации, при которых изучение языка проходит при погружении в культурную среду носителей языка. При драматизации (одна из технологий работы с видеокурсом) дети учатся технике общения, овладевают речевым этикетом, учатся быть речевыми партнёрами, т.е. совершенствуют коммуникативные навыки через общение на иностранном языке.

Доступный аутентичный видеокурс "Muzzy in Gondoland” – мультипликационный видеокурс о дружелюбном чудовище из космоса. На земле он встречает новых друзей: короля и королеву, принцессу Сильвию и смелого садовника Боба. Ещё один персонаж Норманн, живущий в башне с часами, появляется, чтобы объяснить наиболее трудные моменты иностранного языка. Данный видеокурс соотносится с программным материалом начальной школы и 5-го класса.

В средней школе рекомендуется использовать в качестве инструмента психологической разгрузки "BBC Essential English Guide to Britain” – насыщенный информативный видеокурс о путешествии молодой пары по Британии. Он даёт полезную практическую языковую информацию и расширяет фоновые знания, связанные с историей, культурой, искусством, географией страны.

"Follow me” многоцелевой курс, охватывающий диапазон от начального уровня (1 – 30 уроки) до уровня свободного общения на бытовые темы (31 – 60 уроки). Он включает в себя развлекательные, драматические, документальные эпизоды.

"Everyday conversation in English”рассказывает о впечатлениях зарубежного студента, приехавшего в Британию и поселившегося у семьи Харрисон.

Мультимедийные учебные пособия- это эффективное средство реализации разноуровневого подхода и индивидуализации обучения иностранным языкам.

Электронные учебные пособия предоставляют учащимся гораздо более широкие возможности работы. Возможен выбор приемлемого уровня сложности, возможен переход на другой уровень сложности. Электронное пособие экономит время, позволяя обходиться без словаря. Гиперссылки помогают не просто перевести слово, а более подробно раскрывают понятие, давая материал справочного характера. Электронные пособия обладают большей интерактивностью, по сравнению с печатными, благодаря возможности навигации по информационному пространству пособия при помощи меню. Электронные пособия, содержащие интерактивные игры, анимацию, помогают решить проблему мотивации: занимательность, разнообразие заданий, смена видов деятельности, привнесение элементов творчества – всё это способствует оптимизации учебного процесса.

Сейчас имеется большое разнообразие современных мультимедийных учебных пособий.

«Профессор Хиггинс. Английский без акцента» особенно хорошо помогает в проведении фонетических зарядок. Учащиеся наблюдают на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимают на слух правильную интонацию.

«Английский базовый курс» содержит около 60 текстов для аудирования на темы по истории, культуре, быту Великобритании и США, подходящих для средних и старших классов.

"English Course”скорее предназначен для индивидуальных занятий для обучения основам разговорного английского.

"Oxford Platinum”и «Английский. Путь к совершенству» – очень содержательные, богатые яркими ролевыми играми, фильмами и текстами.

"Bridge to English”– компьютерная программа, разработанная в Великобритании. Соответствует программным требованиям средней школы, помогает развивать умения и навыки учащихся по всем четырём речевым аспектам.

"Way ahead– интерактивный CD-ROM к британскому УМК авторов Mary Bowen и Printha Ellis.

Macmillan English Dictionary и Macmillan Essential Dictionary – эти компьютерные версии словарей дают возможность, и прослушать правильное произношение слова, и совершенствовать свои фонетические навыки.


     Таким образом, использование  в учебном процессе современных  технологий способствуют  дальнейшему  совершенствования учебного процесса по иностранному языку путем формирования и активизации у обучающихся умений и навыков творческой мыслительной, познавательной деятельности.  Завершить свою работу  хочется  следующими словами: не все дети талантливые, но все способные. Дерзайте на уроках, и наши ученики будут говорить правильно и наши «слабые» ученики почувствуют себя способными. Какое это счастье – иметь целый класс способных учеников!

       Список использованной литературы

  1. Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языкам.    

      Ж-л: Иностранные языки в школе – 1985, №5

  1. Маслов О.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке. Москва, «Вако», 2007г.
  2. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Издательство «Высшая школа», 2004г.
  3. Методика преподавания иностранных языков. Общий курс. – Издание второе переработанное и дополненное. Отв. Редактор А.Н.Шамов. Новгород: НГУ им. Н.А.Добролюбова, 2005г.
  4. Пасов Е.И. Урок иностранного языка. Москва, «Просвещение», 2004г.
  5. Филатов В.М. Некоторые аспекты раннего обучения иностранным языкам. Ж-л: Иностранные языки в школе. 1998г., №5

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества знаний учащихся на основе применения новых педагогических технологий, мультимедиа средств и информатизации учебного процесса

Сегодня не вызывает сомнения необходимость компьютерной компетентности каждого школьного учителя. Моя цель – осветить направления работы по повышению активности учителей-предметников в использовании и...

Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ"

Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА  ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ"...

Презентация "Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования"

Материал готовился для педсовета.  В нем содержится обзор четырех ведущих технологий....

Использование современных педагогических технологий как средство повышения качества образования

презентация «Использование современных педагогических технологий как средство повышения качества образования»....

Педагогический совет «Цифровые ресурсы в работе педагога как средство достижения образовательных результатов»

Педагогический совет «Цифровые ресурсы в работе педагога как средство достижения образовательных результатов»...