Статья по теме: СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья

 Немаловажную роль в развитии творчества, как уже отмечалось, играют учреждения дополнительного образования, специфика деятельности которых позволяет успешно содействовать развитию творческих способностей обучающихся на основе свободного выбора многообразных видов и форм творческой деятельности. Дополнительное образование помогает формированию мотивации обучающихся к познанию и творчеству,  развитию их способностей и включению в социально-полезную деятельность.

Коллективная творческая деятельность позволяет каждому её участнику проявить и совершенствовать свои лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stanovlenie_lichnosti_rebenka_v_ktd.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Жестова Евгения Валерьевна

педагог дополнительного образования МАОУ ДО

Дом детского творчества «Созвездие», город Томск

В условиях модернизации образования проблема развития инициативы и творческих возможностей детей в России приобретает особую актуальность, определяя перспективы выхода страны на качественно новый образовательный уровень. Неоценимую значимость этот вопрос приобретает в контексте поиска путей духовного становления личности ребенка через коллективную творческую деятельность, которая наиболее ярко проявляется в условиях учреждений дополнительного образования.

По мнению автора технологии коллективного творческого воспитания        И. П. Иванова, коллектив - это социальная группа, в которой развивается общая творческая забота об окружающей жизни, о своем объединении как частице общества, о каждом товарище по объединению: забота организаторская (коллективная организаторская деятельность), практическая (коллективные творческие дела), воспитательная (всестороннее и гармоничное развитие личности) [1, с. 3]. 

Коллективная творческая деятельность - это целая совокупность приемов, коллективных действий детей и взрослых в определенной последовательности. Это деятельность, позволяющая ребенку приобрести не только практические, организаторские, коммуникативные и другие навыки, но также выявить и реализовать свои способности, приобрести опыт диалогического взаимодействия и гуманных отношений, освоить принятые в обществе способы и формы реализации ценностных отношений к окружающему миру и другим людям. [2]

Педагогика дополнительного образования направлена на личностно-ориентированное обучение, на выработку индивидуальной траектории развития, на создание "ситуации успеха" для каждого ребёнка. Учитывая потенциальную способность каждого ребёнка к какому-либо виду деятельности, роль педагога заключается в выявлении, развитии и учёте индивидуальных особенностей детей. Образовательный процесс в дополнительном образовании, вместе с тем, обеспечивает информационную, обучающую, воспитывающую, релаксационную функции.

Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ. В.В. Давыдов считал, что «основой личности человека является творческое начало, сущность личности человека связана с его потребностью и способностью созидать». Созидание личности учащегося может происходить только в такой деятельности, которая предназначена «…созидать человеческий мир самим человеком, творить собственные общественные отношения и самого себя». [3, с.82]

 Немаловажную роль в развитии творчества, как уже отмечалось, играют учреждения дополнительного образования, специфика деятельности которых позволяет успешно содействовать развитию творческих способностей обучающихся на основе свободного выбора многообразных видов и форм творческой деятельности. Дополнительное образование помогает формированию мотивации обучающихся к познанию и творчеству,  развитию их способностей и включению в социально-полезную деятельность. Принципиальное стремление сделать самое скучное дело интересным ведет к постоянной импровизации, экспромту. Это же качество является гарантией от формализма. Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности и характеризуется как высшая форма деятельности личности. [4, с. 5] Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом, в т.ч. и таких качеств, как подвижность и гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, стремление к общению и взаимодействию с другими людьми, уверенность, сильная воля, умение отстоять собственную точку зрения. Названные качества, прежде всего, развиваются в коллективе при взаимодействии с другими людьми, что заставляет обратить внимание на технологии организации художественно-творческого процесса в коллективе. Изучая педагогическую литературу, можно заметить, что на первый план выступает проблема воспитания грамотной, творчески активной, духовно богатой и всесторонне развитой личности. Огромную роль в решении ее играет хореография, призванная посредством искусства танца воспитывать и развивать «широкие» массы своих участников.

Хореографический коллектив в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих проблем у обучающихся: снимает отрицательные факторы (закомплексованность в движении, в походке, поведении на дискотеках и т.д.); воспитывает ответственность (необходимая черта в характере маленького человека, так как безответственное отношение одних порой раздражает и расслабляет других); убирает тенденцию «исключительности» некоторых детей (это отрицательно влияет на весь коллектив); бережет от нездорового соперничества, злорадства, «звездной болезни», что является важной задачей в воспитании детей. Преподаватель должен научить детей способности сопереживать чужой беде, умению защищать, возможно, вопреки всему коллективу. Выразить свою точку зрения, отстоять ее ребенок учится в коллективе. Педагог активно воспитывает в них порядочность, долг и честь в человеческих отношениях, независимо от изменений их суждений и позиций.

Каждый добросовестный педагог направляет все свои силы на воспитание обучающихся в коллективе. Замечает все особенности, наблюдает за их творческим ростом. Для них он прилагает все старания, не жалея ни времени, ни средств для всестороннего их развития. [5] Опытный педагог, любящий своих воспитанников, всегда найдет возможность оказать содействие талантливому ребенку в его дальнейшем творческом росте. 

Можно сказать, что детский хореографический коллектив – это большая семья, где все: и дети, и педагоги, и концертмейстеры, и родители работают на благо общего дела. Чаще всего воспитанники проходят обучение в группах, сформированных в зависимости от возраста ребёнка. Во многих ансамблях ребятам младших и средних групп ставят в пример старших воспитанников, которых они могут наблюдать на открытых уроках, выступлениях на концертах и совместных праздниках. Учащиеся младшего и среднего звена всегда охотно подражают старшим. Видя их увлечённость народным творчеством, они с ещё большим рвением сами увлекаются в творческий процесс. В свою очередь, воспитанники старшей группы опекают младших, помогая им частично осваивать репертуар коллектива, выполнять технически сложные элементы. Такое взаимопроникновение воспитанников в творческий процесс приобщает детей к сопереживанию, сотворчеству, ответственности, укрепляет их взаимоотношения, помогает узнать больше друг о друге, учит делить общий успех, и в целом эмоционально насыщает жизнь коллектива

Большое внимание педагогам-хореографам необходимо уделять работе с родителями: нужно постараться вовлечь родителей в совместный творческий процесс, ведь в семье, объединённой совместными творческими интересами, намного больше взаимопонимания и согласия. Кроме того, активное вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс ведёт к повышению эффективности данного процесса. Многие педагоги привлекают родителей к совместным поездкам в театры, на концерты, экскурсии, конкурсы, к созданию концертных костюмов, к помощи в организационной работе детского коллектива. С родителями многие педагоги используют такие формы работы, как: индивидуальная беседа, родительское собрание, открытое занятие или посещение репетиции.

В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации коллективной творческой деятельности взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия. Коллективная творческая деятельность позволяет каждому её участнику проявить и совершенствовать свои лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Таким образом, на основании изложенного, можно утверждать, что коллективная творческая деятельность – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, но и средство формирования общественной активности личности. Дети овладевают многими умениями, получают практические навыки, которые всегда пригодятся в их дальнейшей жизни. Совместная творческая деятельность сближает детей. У них появляются общие интересы и идеи для дальнейшего творчества.

Коллективная творческая деятельность позволяет решать вопросы развития личности: умение организовывать общение со сверстниками; умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника; способствует сплочению коллектива в общей работе, учит скрупулезно и тщательно выполнять свои обязанности во имя общего для всех дела.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Иванов И. П. Педагогика коллективных творческих дел [Текст] / И. П. Иванов. – Киев: Радянська школа, 1992. – 234 с.
  2. Соловейчик С. Л. Воспитание по Иванову [Текст] / С.Л. Соловейчик. – Москва: Педагогика, 2009. – 250 с.
  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В.В.Давыдов. – Москва: Педагогика, 1986. – 240 с. – (Труды д.чл. и чл.-кор. АПН СССР), с.82
  4. Иванов, И.П. Педагогика коллективной творческой жизни [Текст] / И.П.Иванов.  – Псков: ПОИПКРО, 1998. - 97 с.
  5. Коротов, В.М. Развитие воспитательных функций коллектива [Текст] / В.М.Коротов. – Москва, 2010. – 280 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние учителя-режиссёра на становление личности ребенка на уроках изобразительного искусства

Урок изобразительного искусства - всегда маленький спектакль, в котором «играют все», даже самые «тихие» актеры, втянутые в действие как будто поневоле, но их мимика и выражение глаз выдадут их вниман...

Роль языка в становлении личности ребенка

     О, язык родной, певучий! О, родительская речьЧто еще на свете знал я, что сумел я уберечь?    Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать,      ...

влияние семьи на становления личности ребенка

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитан...

Формирование творческой личности ребенка средствами музыкально-театральной деятельности

Музыкально-театрализованная деятельность пользуется у воспитанников детского дома неизменной любовью. Участие в ней ребёнка прививает ему устойчивый интерес к литературе и театру, формирует артистичес...

Статья "Роль психолога и классного руководителя в изучении и становлении личности ребенка"

Найти подход к каждому ребенку – это непростая задача для каждого классного руководителя. В этом деле большую помощь могут оказать школьные психологи.  В нашей школе накоплен достаточный опыт по ...

Статья. "Коллективная творческая деятельность как способ организации образовательного процесса"

Приводится практический пример применения КТД, а так же описывается  воспитательно-развивающий эффект, который приносит использование данной методики. Подчеркивается зависимость от скоординирован...