Современные подходы к преподаванию декоративно-прикладного искусства
статья

Билая Екатерина Григорьвна

В работе рассмотрены соврмененные информационные технологии к преподаванию декоративно-прикладного искусства, которые применяются на занятиях вышивкой по дополнительной общеобразовательное общеразвивающей программе "Волшебная нить" на примере занятия Весенняя писанка 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_tehnologii_vesennyaya_pisanka.doc222.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Центр образования «Санкт- Петербургский городской

Дворец творчества юных»

Городской центр развития дополнительного образования

 «Современные подходы к преподаванию

декоративно- прикладного искусства»

Вышивка бисером - «Весенняя писанка»

Автор: Билая Екатерина Григорьевна

педагог дополнительного образования

ГБОУ ДОД ДДТ «Олимп»

Выборгского района Санкт - Петербурга

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012год

Содержание

  1. Информационно- коммуникативные технологи
  2. Теоретическая часть
  3. Практическая (демонстрационная часть)
  4. Самостоятельная работа
  5. Просмотр готовых изделий
  6. Проведение итогов занятия
  7. Организация выставки готовых работ

План проведения

  1. Организационный момент                                10 мин
  2. Информационно- коммуникативные

технологи                                                  15 мин

  1. Теоретическая часть                                30 мин
  2. Практическая (демонстрационная)

         часть                                                          10 мин

  1. Самостоятельная работа                          90 мин
  2. Просмотр готовых изделий                     15 мин
  3. Проведение итогов занятия                     20 мин
  4. Организация выставки готовых работ    20 мин

Новые  информационно- коммуникативные технологи – это технологии, использующие специальные технические информационные средства ( ЭМВ, аудио, кино, видео).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая  технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Новые информационно- коммуникативные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих вариантах:

  1. Как проникающая технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам  для отдельных дидактических задач)
  2. Как основная , определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей

Цели новых информационно- коммуникативной технологий:

  • Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей
  • Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить
  • Формирование у детей исследовательских умений, умение принимать оптимальные решения

Объем социального заказа на обучение детей современным компьютерным технологиям резко увеличивается, и формирование новой культуры работы с информацией, в конечном итоге, становится одной из наиболее важных задач в обучении детей.

Особенности содержания новых информационно –коммуникативной технологий

Новые информационные технологии основываются на использовании некоторой формированной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети.

Главной особенностью фактологической стороны содержания содержания образования является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст, имитационное обучение, электронные коммуникации (сети).

Базы данных. Под базами данных понимаются технологии ввода, систематизации, хранения и предоставления информации с использованием компьютерной техники. Базы данных могут включать в состав информационного массива различную статистическую , текстовую, графическую и иллюстративную информацию в неограниченном объеме.

Базы данных используются в обучении для оперативного предоставления учителю и учащимся необходимой, не вошедший в учебники и пособия информации, как непосредственно в дидактическом процессе, так и режиме свободного выбора информации самым пользователем.

Особенности методики работы с использованием новой  информационно-коммуникативной технологий

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

Компьютер может использоваться на всех этапах  процесса обучения: при объяснении (введения) нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

В функции учителя компьютер представляет:

  • Источник учебной информации
  • Наглядное пособие
  • Индивидуальное информационное пространство
  • Средство диагностики и контроля

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

  • Средство подготовки текстов, и их хранения;
  • Текстовый редактор;
  • Графический редактор;
  • Средство моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет :

  • программировании, обучении компьютера заданным процессам;
  • создании программных продуктов;
  • применении различных информационных сред.

Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.

 Занятие на тему «Весенняя писанка» является основным занятием общей темы «Вышивка бисером», с детьми, занимающимися второй год по образовательной программе «Волшебная нить. Возраст детей 10-14 лет.

Итогом работы по общей теме «Вышивка бисером» является готовое изделие «Писанка».

Данное занятие проводится совместно с воспитателями и родителями детей, обучающихся. Воспитатели и родители могут быть не только зрителями, но полноправными участниками происходящих событий: они могут совместно с детьми подготовить сообщения по выбранной тем, выступить вместе с детьми или самостоятельно, рассказать о традициях празднования Пасхи на Руси, Пасхальные традиции разных стран, Пасхальный стол, писанки и крашенки.

Цель: Изготовление сувенира  «Весенняя писанка».

Задачи:

1.Образовательные

  • Освоение и грамотное применение технологии работы с тканью, бисером
  • Приобретение навыков работы со схемами
  • Приобретение новых знаний о работе с бисером
  • Знакомство с композицией и основами цветоведения, при вышивке элементов писанки и составление цветовой гаммы.

2.Развивающие

  • Приобретение новых знаний о праздновании Пасхи на Руси, Пасхальных традициях в разных странах
  • Развитие внимания и аккуратности при выполнении работы
  • Развитие фантазии
  • Развитие творческого мышления
  • Развитие творческой активности
  • Формирование устойчивого интереса к сознательной творческой деятельности.

3.Воспитательные

  • Аккуратность
  • Чувство меры
  • Умение доводить дело до конца
  • Эстетического вкуса
  • Чувства прекрасного
  • Культуры общения
  • Интереса к рукотворному миру
  • Коммуникативных качеств и  культуры общения

Формы и методы проведения занятия:

Форма занятия - групповая

Методы: наглядный - просмотр, показ готовых сувениров.

Словесный: инструктаж, беседа, сообщение, диалог (вопрос – ответы).

Оснащение занятий:

  • Канва 3 кусочка ( один – 11*11 см, два – 5*15см)
  • Клей для ткани
  • Игла
  • Нити мулине
  • Ножницы
  • Атласная лента красного цвета
  • Украшения бумажные
  • Бисер – зеленый, белый, желтый, коричневый, золотой
  • Яйцо деревянное высотой 12 см

Структура занятия:

Теоретическая часть:

  1. Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха – главное событие года для православных христиан (проводит педагог)
  • Пасха на Руси
  • Пасхальные традиции разных стран

2 .Воскресенское яйцо. Писанки и крашенки – сообщения   подготовленные детьми.

Беседа педагога проводится с включением сообщений, подготовленными детьми и родителями.

Практическая часть:

  • Просмотр видеоматериала ( слайд – фильм) по поэтапному изготовлению изделия
  • Инструктаж ( подготовка рабочего места; работа с тканью, с бисером, ножницами, иголкой; напоминание об уборке рабочего места в конце занятия)
  • Процесс работы с тканью, бисером, схемами вышивки, создание элементов писанки.

Самостоятельная работа:

  • Раскрой трех кусочков ткани (канва)
  • Вышивка верхней части яйца
  • Вышивка боковых частей яйца
  • Приклеивание верхней части на яйцо
  • Раскрой боковых частей в виде трапеции
  • Приклеивание боковых частей на яйцо
  • Приклеивание ленточки между верхней частью и боковой
  • Приклеивание ленточки на острую часть яйца
  • С красной ленты делаем бант и пришиваем  на острую часть яйца
  • Украшаем поверху ленточек украшениями

Подведения итогов занятия:

Просмотр готовых изделий

Написание добрых пожеланий

Выставка готовых изделий

Используемая литература:

1.Азбука детского творчества. М. Медиа Групп 2010.

2.Билая Е.Г.Образовательная программа «Волшебная нить»2009

3.Буйлова Л. Н.Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт.М.;2002

4..Люцкевич Л. Праздник своими руками. М. «Эксмо»2008.

5. Традиционные народные праздники в общеобразовательных  учреждениях. СПб. 2005

ПАСХА

А вы знаете что означает слово «Пасха»?

 Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день христианский мир торжествует избавление от рабства дьяволу и дарование жизни и вечного блаженства.

Пасха называется праздником праздников, торжеством торжеств. Поэтому недаром наши предки обставили этот праздник особенными верованиями и обычаями, которые и  до сих пор живут в народном быту. В славянском народе исстари первый день Пасхи называется Светлым Воскресеньем, Великоднем, и вся светлая седмица известна под именем Святой, Великоденской, Радостной.

Пасха является самым первым христианским праздником. Его история уходит в глубокую древность. Примерно пять тысяч лет назад иудейские племена отмечали ее весной как праздник отела скота, затем Пасху связывали с началом жатвы, позднее – с уходом евреев из Египта. Христиане же вложили в этот день иной смысл и отмечают его в связи с воскресением Христа. В 325 году на первом Вселенском соборе Христианских церквей в Нике было решено перенести христианский праздник на неделю позже еврейского. Постановлением этого же собора Пасха должна была отмечаться в первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия. Таким образом, праздник «кочует» во времени и выпадает каждый год на разные дни в период с 22 марта по 25 апреля по старому стилю. Расчет времени празднования Пасхи осуществляется в настоящее время в большинстве христианских конфессий по лунно-солнечному календарю. Существует, однако, расхождение между исчислением дат Пасхи у католиков и православных, что обусловливает различие дат.

Придя на Русь из Византии, христианство принесло и ритуал празднования Пасхи. Всю неделю, предшествующую этому дню, принято  называть Великой, или Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели: Великий Четверг – как день духовного очищения, принятия таинства, Страстная Пятница – как еще одно напоминание о страданиях Иисуса Христа, Великая Суббота – день печали, и наконец, Светлое Воскресение Христово.

Как же произошло это событие .Утром третьего дня по смерти Христовой произошло великое землетрясение, И Господь, расторг врата адовы и своим божественным всемогуществом воскресил свое человечество и положил основание нашему воскресению. Сошел с неба ангел  и возвестил людям о воскресении Господа. Вид его был, как молния, одеяние его бело, как снег. Отвалив камень, он открыл свободный доступ ко гробу мироносицам и апостолам. Утром рано, когда еще было темно, спешили благочестивые женщины ко гробу, чтобы помазать миром тело Спасителя. Одна из них, особенно любящая и благодарная, Мария Магдалина, первая пришла к пещере и увидела: камень взят от гроба. Подавленная тяжелой мыслью: где же Господь, - она устремилась к апостолам Петру и Иоанну. «Унесли Господа», - сказала им.  Те пошли осмотреть пещеру и нашли только одежду Его и не знали, что это значило. Прочие же мироносицы, пришедшие ко гробу вскоре после Марии Магдалины и бывшие ранее этих апостолов, услышали от ангела: « Что вы ищете живого между мертвыми? Его здесь нет, Он воскрес. Вот место, где Он был положен. Идите скорее, скажите ученикам Его и Петру, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите» (Мф. 28, 1=7). Через некоторое время опять подошла ко гробу Магдалина и горько заплакала. Вот свет некий мелькнул в пещере: она видит двух ангелов, в белом облачении сидящих одного у главы, другого у ног, где лежало тело Иисуса. Они сказали ей: « Жено! Что плачешь?» - «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его!». В это время она оглянулась назад и увидела Иисуса, но не узнала Его и приняла за садовника. Господь говорит ей: « Жжено! Что плачешь, кого ищешь?». Мария сказала : « Господин! Если ты взял Его, скажи мне: где положил Его, и я возьму Его». «Мария!» - сказал ей воскресший Христос. По этому слову Мария узнала Господина, бросилась к ногам Его со словами: « Раввуни!». « Не прикасайся ко мне, - сказал ей Господь, а иди к братии Моей и скажи им: восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему». Такова евангельская история о Воскресении Иисуса Христа.

Пасха на Руси

Вы знаете, что великий пост, предшествует Пасхе?

О великом посте нам расскажет Катя.

Великий пост, предшествовавший Пасхе, круто менял образ жизни городов деревень. В течение свей первой недели поста запрещались всякие развлечения, театральные представления и музыка. Из общественных мест функционировали только бани.

Ребята что такое Вербное Воскресение?

 Канун самой строгой недели поста  - Страстной – приходится Вербное Воскресение, праздник Входа Господня в Иерусалим. В православных храмах во время литургии происходило освящение веточек вербы - напоминание о пальмовых веточек, чтобы дома положить за образа до следующей «Вербы». Ближе к праздничному дню начинались хозяйственные хлопоты. Магазины наполнялись товарами,  в бесчисленные лавки свозились сотни свиных окороков, битых индеек, гусей, цыплят; в торговых оранжереях шла торговля цветами. Люди убирали дворы, скребли и чистили дом, ходили в баню, закупали провизию, заготовляли пышные куличи и творожные пасхи и, конечно же, красили яйца.

Кто знает, что делают в Великий Четверг?- Семен

У православных славян существовало множество обычаев, ритуалов, приуроченных к дням Великой недели. Так, Великий Четверг традиционно называют «чистым», причем не только потому, что в этот день каждый православный  человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство, установленное Христом. В Чистый Четверг был широко распространен народный обычай очищения водой – купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца. В этот день убирали в избе, все мыли и чистили. На Севере и в Средней полосе России было принято собирать и сжигать ветви можжевельника для окуривания жилища и хлева. Считалось, что целебный можжевеловый дым защищал человека и «животинку» от нечисти и болезней. Бывало также поверье, что снесенные в страстной четверг яйца, съеденные на Пасху, предохраняли от недуга, а скорлупа яиц, зарытая в землю на пастбище, надежно защищала домашний скот от сглаза и всякой напасти. Еще один обычай – освящать соль и в ночь под Четверг  ставить на стол с хлебом.

Когда отмечают «Радуницу» ?

Радуница – девятый день от Пасхи – родительский день, день особого поминания усопших . В этот принято посещать кладбище и поминать умерших родственников.

Первоначально Радуницы ( радоницы, тризны) – имена божеств, олицетворяющих почитание усопших, хранительниц душ умерших людей. Радуницам и их  подопечным приносили жертвы из обильных пиршеств и возлияний на погребальных курганах, чтобы еще не отлетевшая душа покойного могла насладиться зрелищем того уважения, которое ей оказывают живые.

Постепенно слово «тризна» стало обозначать поминки, а «радуница» - весеннее поминовение усопших. Именно весеннее, потому что живые особенно старались задобрить покойников в пору расцвета природы, окончательного отступления зимы, поры мертвого сна всей земли. «На Радуницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут», то есть приступают к сельхозработам, посещают могилы и затем веселятся вечером. Этот день давно стал светским Днем Памяти или Поминовения, в отличие Троицкой родительской субботы.

Пасхальные традиции разных стран

В Польше , Чехии, Словакии и Венгрии о Пасхе нам расскажет Катя

В Польше на пасхальном столе можно найти разные блюда из мяса, молочные продукты и выпечку ( например, «бабки» из дрожжевого теста), которая символизирует плодородие весны. На стол ставят фигурку пасхального барашка, вырезанного из масла или из белого сахара. В напоминание о разочарованиях в жизни подают тертый хрен. Все блюда для праздничного стола сначала освящают в церкви.

Чехи, словаки и венгры готовят очень похожие на польские пасхальные блюда, но у всех есть свои национальные тонкости. Например, у чехов это «мазанец» (сладкая круглая булочка с изюмом и миндалем), словаки подают на десерт «пасху» (пирамидку из творога со сливками ,сахаром,  яйцами и маслом, украшенную засахаренными фруктами).

Семен расскажет о Пасхе в Греции, Англии, Италии

В Греции Пасхе придают особо важное значение. Несмотря  на то, что в этой стране придерживаются православия, здесь отмечают Пасху по католическому календарю. Пасхальная трапеза начинается с магирицы ( супа из овечьего рубца с яично-лимонным соусом) – это блюдо символизирует пасхального барашка. Обязательно пекут сладкий пасхальный хлеб, который иногда украшают крашеными яйцами. На десерт подают сладкие пирожные с орехами из тонкого теста фило и традиционное печенье в форме венка.

В Англии на Пасху собирается вся семья , готовят воскресный обед: запекают барашка подают крестовые булочки. В этот день устраиваются пасхальные гулянья и «яичные бега»: с холма спускают яйца, отваренные вкрутую, и побеждает тот, чье яйцо доберется до подножья холма первым.

В Италии пекут сладкую булку, в которую вплетают крашеные яйца прямо в скорлупе. Традиционно делают бисквит со сладким сыром рикотта. В Ломбардии пекут хлеб в форме голубя, а в Лигурии пекут пирог из 30 коржей тончайшего теста ( каждый символизирует год жизни Христа) с овощами и яйцами.

Пасхальный стол в нашей стране расскажет Василиса

На настоящем пасхальном столе кроме пасхи, кулича и яиц обязательно должен быть барашек из теста, сахара и сливочного масла. Это символ, напоминающие о жертвенной гибели Христа во искупление грехов всего человечества. Поскольку Пасха – прежде всего символ воскресения, возрождения, на столе должно быть проросшее пшеничное зерно: зелень символизирует умирание и возвращение к жизни. Кроме того на стол выставлялись различные закуски из сырых и вареных овощей, куриных потрохов, тушеных раков, рыбной икры и молок, сельди; делались заливная рыба, студни, холодец и свиная головизна: калья из говяжьих почек  с солеными огурцами, сальник из печени, няня – томленая гречневая каша с бараньим мясом и сычугом; жаркое с грибной приправой, говядина с репой, тушеные потроха, буженина в сенной трухе с пивом, утка с медом или гусь, жаренный с можжевельником. Варились кисели и сбитни.

Воскресенское яйцо

Что такое воскресенское яйцо?

Расскажет Маша:

В яйце, скрывающем жизнь птенца, наши предки могли видеть наглядное изображение воскресения Христова; с другой стороны, воскресенское яйцо своим красным цветом могло напоминать ту кровь, которой исходатайствовано нам вечное спасение. О начале обыкновения употреблять на Пасху красные яйца в Греции сохранилось целое предание, в котором виновницей этого обычая представляется святая Мария Магдалина.

Предание это говорит, что по вознесении Спасителя на небо Мария Магдалина, придя в Рим для проповедования Евангелия, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: «Христос воскрес!», - и таким образом начала свою проповедь. Первые христиане, услышав об этом простосердечном приношении Святой Магдалины, начали подражать ему. При встрече они стали дарить друг другу яйца и, поцеловавшись. Одни говорили: «Христос воскрес!», на что другие отвечали: «Воистину воскрес!». Этот обычай впоследствии стал всеобщим.

   Марина поделится своими знаниями о крашенках и писанках

Начиная от Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца. По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, которые специально проращивали для праздника. С Четверга готовили пасху, пекли куличи, бабы, блины, мелкие изделия из лучшей пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, петушков, курочек, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. Пасхальные пряники, в отличие от обычных, также выпекались в форме барашка, петушка, голубка, яйца.

В России было принято ставить лукошко с крашеными яйцами в столовой на окошке и «христосоваться» со всеми домочадцами и гостями, приговаривая: «Пусть ваша жизнь будет кругла, как яичко» (то есть без сучка и задоринки).

Писанку украшают различными рисунками, имеющими глубокий символический смысл. Черный цвет – издавна считается цветом скорби, на черный фон всегда наносились яркие рисунки, например, рисовали сосну _ символ здоровья, дубок – символ силы, сливу – символ любви, точечки – плодородия, голубя – символы девичества и материнства. Писанку для ребенка расписывали не на черном, а на вишневом фоне.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Технология дифференцированного подхода как один из современных подходов к преподаванию физической культуры."

Доклад "Технология дифференцированного подхода как один из современных подходов к преподаванию физической культуры."...

«Современные подходы в изучении декоративно-прикладного и народного искусства в образовательных организациях с учётом государственного общественного управления и требования ФГОС»

laquo;Современные подходы в изучении декоративно-прикладного и народного искусства в образовательных организациях с учётом государственного общественного управления и требования ФГОС»...

Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства в школе как всжного средства духовного формирования личности школьника

Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства в школе как всжного средства духовного формирования личности школьника...

Современный подход к организации и проведению родительского собрания на основе современного подхода

Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению родителского собрания на основе современного подхода...

Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку: мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA

Аннотация: в статье рассматриваются развивающиеся подходы в обучении иностранному языку, основанные на теории множественного интеллекта. Приводятся основные типы интеллекта и способы их применения в м...

Презентация "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"

Презентация на тему "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"....