Логопедическое занятие «Названия признаков»
план-конспект

Наталья Николаевна Сапрыкина

Цель: закрепить знания о словах, обозначающих признак предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._zan._priznaki.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие «Названия признаков»

Цель: закрепить знания о словах, обозначающих признак предмета.

Задачи:

Образовательные:

 - учить подбирать признаки к предметам;

закрепить навык согласования прилагательного с существительным;

   упражнять в определении признаков, характеризующих цвет, форму, размер предмета;

Коррекционно-развивающие:

-развивать слуховое и зрительное внимание, активизировать и расширять словарь, развивать мышление, грамматический строй; развивать координацию речи с движением;

Воспитательные:

-воспитывать активность, самостоятельность

Оборудование:  зеркала, тетради, ручки, индивидуальные карточки с заданиями,  презентация к занятию.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу . И начнём занятие с хорошего настроения.

-Давайте с вами повторим наше волшебное правило.

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

2. Логопедическая гимнастика.
- Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,
а потом их разведем и к себе скорей прижмём.
- Брови кверху поднимаем, а потом их опускаем.
Щечки мы надули, щечки мы втянули.
- Удивились, улыбнулись, растолстели, похудели,
На места тихонько сели.
3. Артикуляционная гимнастика

-Чтобы красиво и четко произносить звуки, выполним артикуляционную гимнастику.

-Упражнение «Улыбка». Выполняйте под счёт до пяти. Уголки рта широко расставлены. Вот так (показ).

-Упражнение «Хоботок». Выполняйте под счёт до пяти. Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

-Упражнение «Иголочка». Выполняйте под счёт до пяти. Суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу. 

-Упражнение «Лопаточка». Выполняйте под счёт до пяти. Рот открыт,широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

4. Сообщение темы.

Отгадайте загадку:

«Круглый-круглый,

Сладкий-сладкий,

С полосатой кожей гладкой.

А разрежешь- посмотри:

Красный-красный он внутри. (Арбуз)

-Правильно. Какие слова помогли вам догадаться, что это арбуз? (Круглый, сладкий, полосатый, красный)

-На что указывает слово «круглый»? (На форму) «сладкий»? (На вкус) «полосатый, красный»? (На цвет)

-Как можно назвать форму предмета, цвет, вкус одним словом? (Это признаки предмета)

-Правильно, у каждого предмета есть признаки, по которым они отличаются друг от друга.

5. Постановка темы и целей занятия.

- Как вы думаете, какую тему мы сегодня будем повторять?

- Сегодня на занятии мы закрепим работу по теме «Названия признаков», будем учиться подбирать слова-признаки к предмету, составлять предложения с ними, задавать вопросы к словам-действиям.

-На какие вопросы отвечают слова-признаки? (какой?, какая?, какое?, какие?

6. Целеполагание.

-Ребята, у меня есть два яблока. Что вы можете о них сказать? Они одинаковые? Чем они отличаются?

-Кто догадался, для чего нам нужны слова-признаки? (Для того, чтобы точнее описать предмет, отличить один от другого, сделать нашу речь красивее)

7.«Узнай предмет по признаку».

Зелёный, сочный, длинный –

Жёлтый, овальный, кислый –

Круглое, сладкое, красное –

Холодное, белое, сладкое –

Спелый, сочный, красный -

Круглый, резиновый, красный –

-Какой предмет лишний среди ответов?

8.Развитие слухового внимания и памяти:

Игра с мячом «Предмет-признак». Я называю вам предмет, а вы мне- один его признак. (щенок, стол, лиса, помидор, мел, солнце, шарик, цветок, небо)

9.Согласование существительных и прилагательных в словосочетаниях. 

Работа в тетради.

- Посмотрите на доску. Соедините слова парами. Слова из правого столбика соедините слова из левого столбика, подбирая по смыслу.

 Шар                         красивые

Погода                      жёлтый 

 Цветы                      воздушный 

 Цыпленок                тёплая

Книга                         голубое

Небо                           интересная

-А теперь зададим вопросы к каждой паре и запишем в тетрадь.

10. Работа с карточками.

Ребята, у вас на карточках текст. Прочитайте его про себя. Интересный рассказ? Что можно вставить в текст, чтобы он получился интересным? (слова-признаки)

Щенок.
У меня есть ……………. щенок Тобик.  У него ……………. шёрстка, ……….. хвостик, …………….ушки. Мой щенок очень ……………….. и…..............
 

Слова для справок:   маленький,  гладкая,  добрый,  короткий,  ласковый,  длинные

-Какие интересные рассказы у вас получились. Что помогло вам сделать текст красивым, интересным, точнее описать щенка? (Слова-признаки)

III. Итог занятия. 
- С какими словами мы сегодня работали? 
- На какие вопросы отвечают слова признаки? 

- Какие задания мы выполняли на уроке?

- Какое задание понравилось больше?

- Какое задание оказалось трудным?

Рефлексия учебной деятельности.

-Мы сейчас с вами подведём итоги нашего занятия,  и оценим свою работу на занятии.

- Ребята, выберите и прикрепите к солнышку свой лучик:

Зелёный- на уроке было интересно, всё понял, работал хорошо;

Жёлтый- работал, но что-то не понял, остались вопросы;

Красный- было не интересно, ничего не понял, не работал на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое логопедическое занятие. Автоматизация звука С в слогах и словах. Лексическая тема:"Основные признаки осени"

Конспект логопедического группового занятия для обучающихся школы интерната VIII вида....

Конспект логопедического занятия "Суффиксы в названиях профессий"

Конспект логопедического занятия" Суффиксы в названиях профессий –ник-, -чик-, -щик-, -ель-, -ист-. Образование существительных, обозначающие профессии или род деятельности человека" для учащихся 3 кл...

Конспект логопедического занятия по теме: "Знакомство детей с названием частей артикуляционного аппарата,образование звуков в нем.Уточнение понятий:"слово", "предложение".

Конспект логопедического занятия  по профилактики дисграфии, для учащихся 1 класса с ОНР (3 уровень речевого развития)....

Логопедическое занятие в 5 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Посуда.Использование суффиксов, посредством которых образуются названия посуды и предметов-вместилищ".

Логопедическое занятие в 5 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Посуда.Использование суффиксов, посредством которых образуются названия посуды и предметов-вместилищ" направле...

Самоанализ занятия "Слова - названия признаков"

Самоанализ открытого занятия по теме "Слова - названия признаков"...

Презентация к логопедическому занятию "Слова-признаки"

Презентация сделана к уроку "слова-признаки" и предназначена для учащихся 2-х классов, имеющих недостатки письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи (3 - 4-й уровни). Данная презентация п...

Логопедическое занятие «Названия признаков»

Цель: закрепить знания о словах, обозначающих признак предмета....