Конспект логопедического занятия "Суффиксы в названиях профессий"
план-конспект урока по теме

Войтюк Лэйсэн Минехатовна

Конспект логопедического занятия" Суффиксы в названиях профессий –ник-, -чик-, -щик-, -ель-, -ист-. Образование существительных, обозначающие профессии или род деятельности человека" для учащихся 3 класса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon suffiksy_professiy_-_otkrytoe_zanyatie_-_3_klass.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Войтюк Лэйсэн Минехатовна

учитель-логопед

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14»

г.Ноябрьск

Тема: Суффиксы в названиях профессий –ник-, -чик-, -щик-, -ель-, -ист-.

Образование существительных, обозначающие профессии или род деятельности человека.

Цели:

Образовательные:

  1. Словообразование по теме «Суффиксы».
  2. Развитие связной речи.

Развивающие:

  1. Развитие звуко-буквенного анализа.
  2. Развитие звуко-слоговой структуры многосложных слов.
  3. Развитие навыков составления ответов на вопросы.
  4. Обогащение и активизация словаря по теме «Суффиксы профессий».

Воспитательные:

  1. Расширение кругозора о разнообразии профессий.
  2. Развитие пространственных ориентировок.

Оборудование: Карточки, картинки с изображением людей разных профессий.

Литература: 

  1. Козырева  Л.М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий № 7.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. (стр.31).
  2. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/ Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003. (стр.79, 83, 89, 90).

Ход   занятия

I. Организационный момент.

Раздать карточки с заданиями (из логопедической тетради № 7 Козыревой Л.М.).

II. Логопедическая зарядка.

Слайд 2. 

- Послушайте чистоговорку:

Встанет дворник на заре,

Снег расчистит во дворе,

Дворник мусор убёрет

И песком посыплет лёд.

 - О ком эта чистоговорка? (О дворнике). А теперь повторите её за мной.  Найдите в этом стихотворении однокоренные слова. (Двор – дворник). Определите корень. (Двор). При помощи какой части слова у нас получилось новое слово дворник? (суффикс –ник-). Правильно. А как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить? (О суффиксах).

III. Объявление новой темы.

- А теперь посмотрите на эти картинки. Кто на них изображён? Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о профессиях). Правильно, сегодня мы поговорим о профессиях. Откройте логопедические тетрадки на стр.31 Посмотрите задание 13.

- Прочитайте, что нам нужно сделать в этом задании: вставить пропущенные слова в стихотворения.

Слайд 3.

Нужные работники —                        Щуря глаз и хмуря брови,

_________ и _________!                        Проворчав себе в усы,
Сработать мебель мудрено:                         _________ Иван Петрович
Сначала мы берем бревно                         Осторожно взял часы.

И пилим доски,                                      Все понятно старику,
Длинные и плоские.                                        Старику __________.

Слайд 4,5.        

И спросила Нина тихо:                                 И тонкую дратву

— Разве плохо быть _________?                __________ возьмет,

Кто трусы ребятам шьет?                         И шило достанет,

Ну конечно, не пилот.                                И шилом кольнет.

________ водит самолеты —                        Починены туфли,

Это очень хорошо.                                         Починен сапог.

Повар делает компоты —                                 Прохожий доволен:

Это тоже хорошо.                                         ______        помог.

Доктор лечит нас от кори,

Есть ___________ в школе.

- Назовите, какие профессии вы встретили в этих стихотворениях? (плотник, столяр, часовщик, портниха, лётчик, повар, доктор, учитель, сапожник).

Слайд 6.

- Обратите внимание на два слова: часовщик и лётчик. Как вы думаете: от каких слов они образовались? (часы-час и летать). Какая часть слова помогла нам образовать эти слова? (Суффиксы) Верно, суффиксы нам всегда помогают образовать новые слова. Суффиксы -чик, -щик, помогают  образовать слова, связанные с профессией. Но есть и другие суффиксы, которые используются при образовании новых слов. Откройте в логопедической тетради стр.33, задание 15. Образуйте из данных слов новые слова, обозначающие профессии и запишите их.

Камень – каменщик, стол – столяр, огород - огородник, барабан - барабанщик, печь - печник, воз, сапог - сапожник, носил - носильщик, аптека - аптекарь, учить - учитель, строить - строитель, газета - газетчик, грузить - грузчик.

- Какие ещё суффиксы помогли нам получить новые слова: -ник, -тель. Итак, какие суффиксы используются в образовании слов, связанных с профессией? (-чик, -щик, -ник, -тель, -арь, -ист.) (Таблица)

Слайд 7.

IV Слоговая структура слова:

- А теперь такое задание: посмотрите на слово часовщик: сколько слогов в этом слове? (3 слога). Какой первый слог? (ча). Второй? (сов) Третий?  (щик). В карточке вставьте недостающие слоги: ___совщик, часов___, ча___щик. Назовите третий слог (щик), первый (ча), второй (сов). У вас в карточке дано ещё одно слово: сапожник. Самостоятельно вставьте пропущенные слоги: са___ник, сапож___, ___пожник. Какое это слов? Сколько в нём слогов? (3 слога). Назовите третий слог (ник),  первый слог (са), второй (пож). Молодцы справились с этим заданием.

V. Физминутка.

- Встаньте. Я вам раздам карточки: милиционер, пожарник, художник, программист. Теперь слушайте внимательно и выполняйте мои указания: встаньте в следующей последовательности: пожарник, художник, программист, милиционер. А теперь художник встань слева от милиционера. Программист справа от пожарника. Молодцы, справились и с этим заданием.

Слайд 8.

VI. Выполнение тренировочных упражнений.

- Раздаю карточки. Самостоятельно выполните задание. Назовите человека, который. Проведите к нему линию. (Проверка на слайде).

учит детей        

Водитель

служит на границе        

Пекарь

добывает нефть        

Дворник

ходит на лыжах

Пограничник

сочиняет сказки        

Учитель

ходит в разведку        

Нефтяник

дрессирует зверей        

Разведчик

убирает во дворе

Сказочник

печет булки        

Лыжник

водит автомобиль

Дрессировщик

Слайд 9.

VII. Звуко-буквенный анализ. 

- Посмотрите следующее задание на карточке. Кто нарисован на картинке? Какая профессия? (Футболист). Сколько всего звуков в слове? Запишите слово по буквам. Сколько букв в слове? Разделите слово на слоги. Поставьте ударение. Раскрасьте картинку.

Слайд 10.

 - Теперь такое задание. Я задаю вопросы, вы даёте на него полный ответ.

Кто ловит рыбу? (рыбак)                Кто смотрит за садом? (садовник)

Кто смотрит за лесом? (лесник)                Кто летает на самолете? (лётчик)

Кто водит трактор? (тракторист)                Кто издает книги? (издатель)

Кто кладет печь? (печник)                Кто строит дома? (строитель)

        

- Ну, а сейчас вам надо расставить картинки в той последовательности в какой происходит строительство дома. Логопедическая тетрадь стр.34 № 18.

Слайд 11.

VIII. Итог занятия.

- Мы сегодня много говорили о профессиях. А какие профессии вам нравятся? Почему?

Итак, вспомним такие слова из стихотворения: Все профессии нужны, все профессии важны.  

 

 

___совщик, часов___, ча___щик

са___ник, сапож___, ___пожник

- Самостоятельно выполните задание. Назовите человека, который…

учит детей        

Водитель

служит на границе        

Пекарь

добывает нефть        

Дворник

ходит на лыжах

Пограничник

сочиняет сказки        

Учитель

ходит в разведку        

Нефтяник

дрессирует зверей        

Разведчик

убирает во дворе

Сказочник

печет булки        

Лыжник

водит автомобиль

Дрессировщик

___совщик, часов___, ча___щик

са___ник, сапож___, ___пожник

- Самостоятельно выполните задание. Назовите человека, который…

учит детей        

Водитель

служит на границе        

Пекарь

добывает нефть        

Дворник

ходит на лыжах

Пограничник

сочиняет сказки        

Учитель

ходит в разведку        

Нефтяник

дрессирует зверей        

Разведчик

убирает во дворе

Сказочник

печет булки        

Лыжник

водит автомобиль

Дрессировщик

___совщик, часов___, ча___щик

са___ник, сапож___, ___пожник

- Самостоятельно выполните задание. Назовите человека, который…

учит детей        

Водитель

служит на границе        

Пекарь

добывает нефть        

Дворник

ходит на лыжах

Пограничник

сочиняет сказки        

Учитель

ходит в разведку        

Нефтяник

дрессирует зверей        

Разведчик

убирает во дворе

Сказочник

печет булки        

Лыжник

водит автомобиль

Дрессировщик

___совщик, часов___, ча___щик

са___ник, сапож___, ___пожник

- Самостоятельно выполните задание. Назовите человека, который…

учит детей        

Водитель

служит на границе        

Пекарь

добывает нефть        

Дворник

ходит на лыжах

Пограничник

сочиняет сказки        

Учитель

ходит в разведку        

Нефтяник

дрессирует зверей        

Разведчик

убирает во дворе

Сказочник

печет булки        

Лыжник

водит автомобиль

Дрессировщик

Прочитайте слова. Обозначьте суффиксы.

Печник, стекольщик, носильщик, охотник, пожарник, возчик, грузчик, точильщик, проводник, рассказчик, лесник, садовник, дворник, сапожник.

-чик-

-ник-

-щик-

Прочитайте слова. Обозначьте суффиксы.

Печник, стекольщик, носильщик, охотник, пожарник, возчик, грузчик, точильщик, проводник, рассказчик, лесник, садовник, дворник, сапожник.

-чик-

-ник-

-щик-

Прочитайте слова. Обозначьте суффиксы.

Печник, стекольщик, носильщик, охотник, пожарник, возчик, грузчик, точильщик, проводник, рассказчик, лесник, садовник, дворник, сапожник.

-чик-

-ник-

-щик-

Прочитайте слова. Обозначьте суффиксы.

Печник, стекольщик, носильщик, охотник, пожарник, возчик, грузчик, точильщик, проводник, рассказчик, лесник, садовник, дворник, сапожник.

-чик-

-ник-

-щик-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме: "Знакомство детей с названием частей артикуляционного аппарата,образование звуков в нем.Уточнение понятий:"слово", "предложение".

Конспект логопедического занятия  по профилактики дисграфии, для учащихся 1 класса с ОНР (3 уровень речевого развития)....

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: "Профессии.Почтальон."

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: "Профессии.Почтальон."...

Названия профессий

названия профессий с переводом на английский язык...

Групповое логопедическое занятие по теме "Профессии. Строитель"

Логопедическое занятие направлено на развитие у младших школьников словаря по теме "Профессии", знакомит детей со строительными профессиями и возможностью  их получ...

Научно-исследовательская работа по английскому языку "Английская заимствованная лексика в названиях профессий"

Объектом исследования является английская заимствованная лексика в русском языке.  Предмет исследования составляют заимствования из английского языка в названиях профессий.В данной  ра...

конспект логопедического занятия по коррекции письменной речи, коррекции слоговой структуры слова. для учащихся 4 класса с ОВЗ."Слоги. Слова. Профессии".

Материал включает презентацию, подробный конспект занятия, приложение - наглядный материал. Предназначен для учащихся 4 класса с ИН лёгкой степени. Материал может быть использован для занятий с учащим...

Конспект логопедического занятия по развитию речи «Автоматизация звуков [р] и [л]» Лексическая тема «Мир профессий» для обучающихся 2 класса с тяжелым нарушением речи

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учетом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта обучающихся,  которые  мешают их речевому общению, усвоению письма и чтения....