Программа "Природа и творчество"
рабочая программа

Басиева Элла Амурхановна

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством.Развить в детях чувство любви к природе. Оно помогает им стать спра­ведливее, великодушнее. Важно научить их чувствовать, понимать, что природа представляет огромнуюценность как источник природных ресурсов, как сре­да жизни человека, как объект научного познания законов природы и их практического применения, как средство духовного развития личности. В процессе работы дети учатся пони­мать и ценить красоту живой природы как источни­ка творческого вдохновения.

В современном мире проблемы сохранения окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется экологическими проблемами. В экологическом воспитании детей предпочтительно применять методы отражения своих впечатлений в разных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл basieva_programma.docx212.66 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснитальная записка

1) Актуальность

2)  Новизна программы

3)Цели и задачи программы

4) Адресат программы

5) Ожидаемые результаты

2.План и содержание программы

2.1.Первый год обучения

1) Учебно-тематический план

2) Содержание программы

2.2.Второй год обучения

1) Учебно-тематический план

2) Содержание программы

3.Нормативно - правовые документы

4.Методическое обеспечение

5.Список литературы, используемый педагогом

6.Список литературы, рекомендованный обучающимся и их родителям

1.Пояснительная записка.

Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Научить детей видеть красоту окружающей родной природы, воспитать интерес и бережное отношение к ней - одна из главных задач педагогов и родителей.

Детям необходимо помочь осознать значение природы как универсальной ценности: познавательной, практической, эстетической, - понять красоту, ценность живого существа.

  1. Актуальность программы:

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством.Развить в детях чувство любви к природе. Оно помогает им стать справедливее, великодушнее. Важно научить их чувствовать, понимать, что природа представляет огромнуюценность как источник природных ресурсов, как среда жизни человека, как объект научного познания законов природы и их практического применения, как средство духовного развития личности. В процессе работы дети учатся понимать и ценить красоту живой природы как источника творческого вдохновения.

В современном мире проблемы сохранения окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется экологическими проблемами. В экологическом воспитании детей предпочтительно применять методы отражения своих впечатлений в разных видах деятельности.

  1. Новизна программы

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Данная программа предусматривает развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Отличие данной программы от аналогичных заключается в том, что в ней  предусмотрено обучение ребят основам творчества контексте их конкретных связей с природой и любви родного края.

  1. Цели и задачи программы:

Формирование экологической культуры учащихся средствами искусства

 Воспитание у детей ответственности за жизнь растений, животных и всего живого на планете путём развития творческих способностей  через эмоциональное восприятие красоты природы. Развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения через обучение работе с природным материалом. Изучение природы родного края, творчества художников и скульпторов Северной Осетии.

Задачи.

Образовательные:

1)  формировать у детей практические умения и трудовые навыки при работе со знакомым и новым природным материалом;

2)Знакомить детей с нетрадиционными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки.

Развивающие:

  1. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
  2. Способствовать раскрытию творческих способностей свободного воображения и фантазии.
  3. Развивать эстетического восприятия окружающего мира.
  4. Получать знания о своём историческом прошлом, перебирая большой краеведческий материал для создания своих творений.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважения к труду и людям труда;

  1. Формировать чувство коллективизма;
  2. Развивать чувство любви к природе родного края.
  3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость. Прививать навыки работы в группе.

4)Адресат программы

 В объединение принимаются все желающие без предварительной подготовкипо заявлению от родителей. Группы первого и  второго  года обучения могут быть разновозрастными.

Программа рассчитана на работу с детьми 5-13 лет и состоит из следующих этапов:

Ознакомительный: 1 год обучения, 5-9 лет;

Развивающий:2 год обучения, 9-13 лет;

Оптимальное количество детей в группе 15 - 20 человек.

Каждый этап ставит свои задачи  и имеет определённый объём тем с дифференцированным подходом к детям внутри каждой возрастной группы.

Сроки реализации и режим занятий:

Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия в группе первого года обучения проходят 3 раза в неделю по 2 часа. Второй год рассчитан на детей, прошедших курс первого года. Занятия – 3 раза в неделю по 2 часа.

Всего 432 часа.

        Тематические блоки предлагаемой программы позволяют на первом году обучения создать отдельные художественные образы, используя разные техники рисования, лепки, конструировании, т.е. накопить опыт, который на втором году позволит развить способность мыслить образами, создавать пейзажные композиции, используя при этом весь багаж своих знаний и умений.

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение программы. Косвенными критериями служат создание стабильного коллектива группы, заинтересованности детей в выбранном виде деятельности.Проверка усвоения программы производится в форме тестирования, собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, экологических акциях, соревнованиях и выставках.

Формы проведения занятий:

  • Экскурсии.
  • Практические работы.
  • Занятия – наблюдения.
  • Экологические игры.
  • Выставки детских работ.

  1. Ожидаемые результаты.

1 год обучения.

Знания:

  1. понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, аппликация;
  2. изобразительные основы национальных декоративных элементов;
  3. знания природного материала.
  4. правила заготовки различных природных материалов;
  5. свойства и приёмы обработки поделочных материалов;
  6. правила хранения поделок из природных материалов;
  7. правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами.

Умения:

  1. пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
  2. работать в техниках: «пальчиковая живопись», «восковые мелки и акварель», «кляксографии», «рисование краской-пудингом», «мозаика» «граттаж», «размытый рисунок», «волшебная ниточка», «мятая бумага», «тампонирование»;
  3. самостоятельно подбирать природный материал для поделки, исходя из его свойств;
  4. выполнять и оформлять аппликации из: засушенных листьев, каштанов, шишек, семян плодов и цветов, ракушек, камней, яичной скорлупы и сырых яиц, веточек, плодов деревьев и перьев птиц.

2 год обучения.

Знания:

  1. особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
  2. разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, объём;
  3. творчество художников, изображавших природу: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана;
  4. творчество художников Северной Осетии;
  5. исторические особенности национального осетинского интерьера;
  6. техники апликация, лепка, айрисфолдинг, квиллинг, оригами, папье-маше, бисероплетение, декупаж, ландшафтный дизайн.
  7. принципы построения объёмных композиций;
  8. понимать значение терминов «коллаж», «панно».

Умения:

  1. пользоваться гуашью, акварелью, тушью, пастелью, восковыми мелками, белой и цветной бумагой, пластилином, солёным тестом, полимерной глиной.
  2. пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, песок, ракушка, галька, яичная скорлупа, палочки);
  3. использовать в работах сочетание природного материала и рисунка;
  4. выполнять объёмные композиции из природных материалов, работы в технике «коллаж»;
  5. передавать в своей работе эмоциональное настроение и состояние природы.

2.  План и содержание программы.

2.1. Первый год обучения

1) Учебно-тематический план

п/п

Тема занятий

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводные занятия

4

4

2

Осень в природе

10

4

6

3

Аппликации из засушенных листьев

10

4

6

4

Декоративное цветоводство и аранжировка

12

4

8

5

Природа зимой

12

4

8

6

Работа из коры, мхов и лишайников

6

2

4

7

Поделки из бумаги. Оригами. Филигрань

10

2

8

8

Природа в поэзии осетинских поэтов

6

2

4

9

Аппликация «Национальная кукла»

8

2

6

10

Весна в природе

10

4

6

11

Лесная скульптура

10

2

8

12

Изделия из соленого теста

10

2

8

13

Лето в природе

10

2

8

14

Аппликация из природного материала

12

4

8

15

Культурно-массовая работа

14

4

10

ИТОГО

144

46

98


2.Содержание программы

1.Вводные занятия

Набор детей в объединение. Знакомство с планом работы объединения, мероприятиями, посещение выставки работ воспитанников объединения. Ознакомление с работой и задачами объединения. Проведение инструктажа по ППБ.

Практическая работа: экскурсия по СЮН.

2. Осень в природе

Наблюдение за сезонными явлениями в природе осенью. Знакомство с деревьями, кустарниками, травянистыми растениями. Систематизация знаний о животном мире. Способы заготовки материала. Декоративные растения леса, сада,  луга.

Практическая работа:

Сбор осенних листьев для определения видов кустарников и деревьев. Засушка осенних листьев, хранение. Сбор природного материала для поделок. Сбор семян деревьев, кустарников и травянистых растений для подкормки птиц зимой.

3. Аппликации из засушенных листьев

Аппликация как техника декоративно-прикладного искусства. Виды аппликаций. Основные приёмы изготовления аппликаций из семян, засушенных листьев, цветов. Декоративные свойства листьев.

Практическая работа: Создание композиций из семян и осенних листьев. Создание коллективных композиций и панно из листьев и шишек, желудей. Аппликации из листьев на конкурс. Изготовление орнамента из засушенных листьев. Изготовление пейзажей из листьев.

4. Декоративное цветоводство и аранжировка

История флористики, знакомство с техникой составления букетов из сухоцветов, семян. Подготовка материалов. Особенности засушивания цветов, хранение. Знакомство с техникой – изонить, бисероплетение. Составление сюжетов из ниток. Стили и техники. Оформление работ.

Практическая работа: заготовка, обработка сортировка листьев. Составление осенних букетов, орнамента из осенних листьев, коллективное панно. Уроки мастерства: «Одуванчики», «Цветы», «Березы», «Лес». Выставка работ творческих работ.

5. Природа зимой

Сезонные явления в зимнее время, приметы. Распознавание деревьев, кустарников в безлистном состоянии. Жизнь животных в зимнее время. Зимующие птицы, их охрана.

Практическая работа: экскурсия в парк с целью развешивания кормушек, наблюдения за птицами, их подкормка. Наблюдения в природе, характеристика сезона. Творческие работы: «Новогодняя открытка», оригами «Хоровод вокруг елки», аппликация «Зима в лесу». Изготовление новогодних игрушек, гирлянд. Выставка работ. Экскурсия в парк «Покормите птиц зимой».

6. Работа из коры, мхов и лишайников

Знакомство с работами из природного и бросового материала. Инструменты и материалы. Подготовка материала к работе, правила хранения природного материла.

Практическая работа: изготовление человечков, птиц, животных. Изготовление оберега из косточек плодов, орехов и другого природного материала. Коллективная работа «В гостях у лесовичка». Изделия из бересты. Выставка работ из природного материала «Волшебство Природы». Миниатюры из шишек, орехов и др. материалов.

7. Поделки из бумаги. Оригами. Филигрань. Торцевание

Знакомство с работами выполненными техникой филигрань, Подбор бумаги для выполнения композиций. Инструменты, материалы.

Практическая работа: Экскурсия на выставку работ. Приемы складывания, склеивания. Изготовление разнообразных поделок, работа с цветными нитками.

8. Природа в произведениях осетинских поэтов:

Знакомство с поэзией о природе. Чтение стихов о природе (К. Хетагуров,     Г. Малиев,  С. Гадиев)

Практическая работа: экскурсия в природу, наблюдения за растительным и животным миром. Чтение стихов. Конкурс чтецов «Мой край родной».

9. Аппликация «Национальная кукла».

Знакомство с осетинской национальной одеждой. Куклы в национальной одежде.

Практическая работа. Аппликация одежды с осетинским орнаментом. Подбор рисунка (орнамент из природного материала).

10. Весна в природе

Признаки наступления весны. Изменения внешнего вида растений. Изменения в природе. Приметы весны. Знакомство с Красной книгой РСО-Алании.

Практическая работа: экскурсия в весенний лес «Первые проталины», Знакомство с первоцветами. Экологический субботник. Аппликация «Птицы прилетели», «Весенняя полянка» с использованием различного природного материала и бумаги. Экологическая акция «Скворец», «Первоцвет».

11. Лесная скульптура

Знакомство с разнообразием природного материала. Правила хранения, обработка природного материала и подготовка к занятию.

Практическая работа: экскурсия в лес. Сбор природного материала. Поделки «Грибы в лесу», «Лесовичок», «Избушка Бабы Яги» и др.

12. Изделия из соленого теста

Знакомство с соленым тестом, его свойствами. Тесто в народном творчестве. Как приготовить солёное тесто. Техника работы с тестом. Инструменты, сушка. Техника работы.

Практическая работа: изготовление изделий из соленого теста. Творческая работа «Фрукты в корзине», «Фантазии из соленого теста». Выставка готовых изделий.

13. Лето в природе

Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Травянистые растения леса. Деревья, кустарники леса. Лекарственные растения. Составление гербария.

Практическая работа: Целевая прогулка в лес, наблюдение за муравейниками. Экскурсия в лес «Зеленая аптека», составление гербария. Работа на учебно-опытном участке.

14. Аппликация из природного материала

История создания объёмных цветочных композиций. Виды композиций. Настенные композиции. Сушка растений. Хранение высушенных растений. Картины, панно из сухого растительного материала. Подведение итогов за год.

Практическая работа: Композиции из сухих растений на плетении из шпона, композиции с сухими ветками, картины из цветов и листьев, картины из семян и плодов, панно с объемными аппликациями, закладки для книг, фантастические цветы из сухого растительного материала. Выставка работа «Волшебство Природы». Контрольные вопросы.

15. Культурно-массовая работа

Подведение итогов работы объединения за учебный год. Проведение викторин, КВНов, инсценировка экологической сказки. Выставка лучших работ из природного материала разной техники исполнения.

2.2.Второй год обучения.

1.Учебно-тематический план

п/п

Тема занятий

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводные занятия

4

4

2

Осень в природе

8

2

6

3

Работа с засушенными растениями

10

4

6

4

Национальный осетинский интерьер

12

4

8

5

Айрис-фолдинг

12

4

8

6

Новогодний и рождественскийколлаж

6

2

4

7

Биссероплетение «Деревья зимой»

8

2

6

8

Миниатюры из полимерной глины

6

2

4

9

Объёмные изделия из растительного материала

8

2

6

10

Квиллинг

10

2

8

11

Оригами

10

2

8

12

Изделия из соленого теста

10

2

8

13

Лето в природе

10

2

8

14

Аппликация из природного материала

12

4

8

15

Культурно-массовая работа

18

6

12

ИТОГО

144

48

96

2.Содержание программы

1) Вводное занятие

В игровой форме вспомнить темы прошлого года. Знакомство с планом работы объединения, мероприятиями, организация выставки работ воспитанников объединения. Ознакомление с работой и задачами объединения. Проведение инструктажа по ППБ.

Практическая работа:  Экскурсия в парк, в лес «Осенний калейдоскоп».

2) Осень в природе

Наблюдение за сезонными явлениями в природе осенью. Растительный и животный мир города. Животный и растительный мир леса, сада, поля, водоёмов, лугов.

Заготовка и хранение природного материала.

Практическая работа:

Экскурсии в осенний лес, парк. Сбор осенних листьев для определения видов кустарников и деревьев. Засушка осенних листьев, хранение. Заготовка и хранение природного материала для поделок. Сбор семян деревьев, кустарников и травянистых растений для подкормки птиц зимой.

3)Работа с засушенными растениями

Способы заготовки материала. Место и время сбора. Методы сушки цветов и листьев. Хранение засушенного материала. Объёмное засушивание. Растительный мир водоёмов, полей и лугов. Распределение материала по цветовой гамме. Техника составления композиций, панно, орнамента. Формы букетов и композиций. Вспомогательные средства.

Практическая работа: сбор природного материала. Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. Изготовление аппликации на пластинке. Сушка собранного материала. Создание рисунка с помощью листьев и красок. Необычные биологические викторины. Композиции на коре. Композиции в высоких вазах.

4)Национальный осетинский интерьер:

Создание осетинского колорита в работах с природным материалом.

Практическая работа: ОСЕТИНСКАЯ УТВАРЬ ИЗ ГЛИНЫ Творческая работа «Национальный интерьер»из природных материалов

5)Айрис-фолдинг:изучение техники.

.

Практическая работа: Новогодняя открытка «Елочная игрушка» выполняется в технике айрис-фолдинг. Рисунок заполняется тонкими бумажными полосками, которые, накладываясь друг на друга под определённым углом, создают интересный эффект закручивающейся спирали.

6)Новогодний и рождественскийколлаж

История новогодних и рождественских праздников. Традиции новогодних и рождественских композиций. Символика. Аранжировка. Особенности создания коллажа.

Практическая работа: творческая работа «Новогодняя рамка», творческие работы: «Новогодний подсвечник». Настольные композиции. Изготовление новогодних игрушек, гирлянд. Творческие работы «Сказочная ёлка». Выставка работ «Букет вместо ёлки». Изготовление новогодних сувениров.

7)Биссероплетение:  «Деревьязимой», изучение техники.

Практическая работа: Экскурсия в парк. Наблюдения за зимней природой, поведением птиц, деревьями в снегу. Плетение заснеженного дерева.

8)Миниатюры изполимерной глиныи др. материалов

Знакомство с работами мастеров и умельцев народного искусства. Инструменты и материалы. Подготовка материала к работе. Посещение выставки работ на СЮН.

Практическая работа: изготовление человечков, птиц, животных из полимерной глины.Изготовление украшений из косточек плодов, орехов (брошь, кулон, бусы). Выставка изделий из природного материала «Волшебство Природы».

9)Объёмные изделия из растительного материала

История создания объёмных цветочных композиций. Виды композиций. Настенные композиции. Сушка растений. Хранение высушенных растений. Картины, панно из сухого растительного материала.

Практическая работа: Композиции из сухих растений на плетении из шпона. Композиции с сухими ветками. Картины из цветов и листьев, из семян и плодов. Панно с объемными аппликациями, закладки для книг, фантастические цветы из сухого растительного материала. Выставка. Экскурсия в природу.


10)Техника «Квиллинг»:искусство бумагокручения, то есть изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спирали длинных и узких полосок бумаги.

Практическая работа: экскурсия в весенний лес «Первые проталины». Экологический субботник. Аппликация обрывная «Птицы прилетели», «Весна в лесу» в технике квиллинг Экологическая акция «Скворец».

11)«Оригами»: знакомство с техникой.

Демонстрация готовых работ.

Практическая работа: Подготовка бумаги для работы. Птицы и растения в технике оригами.

12)Изделия из соленого теста

Тесто в народном творчестве. Как приготовить солёное тесто. Техника работы с тестом. Инструменты, сушка. Техника работы. Инструменты.

Практическая работа: изготовление изделий из соленого теста. Творческая работа «Фрукты в корзине», «Фантазии из соленого теста» и др. Выставка готовых изделий.

13)Лето в природе

Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Травянистые растения леса. Деревья, кустарники леса. Лекарственные растения. Составление гербария.

Практическая работа: Целевая прогулка в лес, наблюдение за муравейниками. Экскурсия в лес «Зеленая аптека», составление гербария. Работа на учебно-опытном участке.

14.)Аппликация из природного материала

Аппликация как техника декоративно-прикладного искусства. Объёмных цветочных композиций. Виды композиций. Настенные композиции. Хранение и сушка растений. Картины, панно из сухоцветов. Подведение итогов за год.

Практическая работа: Композиции из сухих растений, из семян и осенних листьев. Коллективные композиции и пейзажи из сухоцветов и листьев. Составление орнамента. Экскурсия в природу.

15) Культурно-массовая работа

Подведение итогов работы объединения за учебный год. Проведение викторин, КВНов, праздников, экологических акций. Участие в выставках, конкурсах поделок. Выставка лучших работ из природного материала разной техники исполнения.

  3.Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  1. Закон Российской Федерации « Об образовании».
  2. Концепция модернизации дополнительного образования детей  Российской Федерации.
  3. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
  4. Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
  5. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
  6. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.

  1. Методическое обеспечение программы.

Дидактические средства, используемые для организации учебно-воспитательного процесса:

- наглядные пособия (таблицы - схемы, иллюстрации, календари наблюдений, модели, информационные стенды, образцы произведений изобразительного искусства);

- раздаточный материал для самостоятельной работы обучающихся;

- учебные задания для индивидуальной и групповой работы;

- контрольные задания, тесты, анкеты.

Художественно-изобразительные средства и канцелярские принадлежности:

- альбомы;

- клеенка, салфетка;

- краски, гуашь, тушь;

- циркуль;

- кисточки, баночки для воды;

- карандаши;

- полотняные мешочки;

- песок.;

- сетка для гербариев;

- клей ПВА;

- семена злаков, растений;

- сухие листья деревьев, кустарников, цветы, ветки, корни кустарников, мох;

- ножницы, шило;

- бисер;

- проволока;

- цветной, гофрированный картон;

- калька, копировальная бумага;

- полимерная глина

- пластилин

- ракушки, камешки;

- мешковина;

- метровая линейка.

Техническое оснащение занятий:

·  Телевизор

·  Компьютер                                    

·  Диски с музыкальными произведениями

·  Видеозаписи

·  Фотоаппарат

·  Видеокамера

.  Экран

5.Список литературы, используемый педагогом

1.  Бондарь Е. Ю., Герук Л. Н. «1000 поделок из яиц» Ярославль, 1999г.

2.  Браиловская Л. В. «Арт-дизайн»: красивые вещи» Ростов-на-Дону «Феникс», 2006г.

3.  Вавилина Е. М. Экологическое воспитание в школе. Волгоград: Учитель, 2008

4. Журнал «Коллекция идей» . №1-12.

5.  Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» Москва,«Сфера» 2002

6.  Дыбина О. В. «Творим, изменяем, преобразуем». Москва, Творческий центр«Сфера», 2002.

7.  Иванова Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе.«ЦГП» Москва 2003.

8.Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры,

викторины, экскурсии/авт.-сост. В. А. Суворова. Волгоград: Учитель, 200с.

9.Панфилова Т. Ф. «Обучение детей работе с природным материалом». Москва,«Школьная пресса», 2004.

10.Плешаков А. А. Экология для младших школьников (факультативный курс для начальных классов). – М.: Просвещение, 1995. – 45 с.

11.Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас – определитель по природоведению и экологии для учащихся нач. кл. – М.: Просвещение, 1998. – 224 с.

12.Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природного материала». Москва, Мой мир, 2006

13.Природный материал и фантазия: программа, рекомендации, разработки занятий/авт. сост. Л. И. Трепетунова. Волгоград: Учитель, 2008 – 255с.

14.Патрик Захарнек «Картинки из цветов и листьев», издательская группа

«Контэнт», 2009

15.Рубцова Е. С. Фантазии из соленого теста. . «ЭКСМО», 2008

16.Соня Шухова «Поделки из всякой всячины» Москва, АЙРИС ПРЕСС, 2007

17.Салагаева Л. М. «Чудесные скорлупки» Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005

19.Тайна живой природы. Москва «РОСМЭН» 2008

20.Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. «Плетем насекомых из бисера» Ростов-на-Дону, Феникс, 2006

21.«Цветочные фантазии из бисера», Москва, Мой мир, 2007

6. Список рекомендуемой литературы для детей и родителей

1. Гудилина С. В. Чудеса своими руками. – М. Просвещение. 1999. – 230 с.

2. Журнал «Я – дизайнер» . №1-12.

3. Журнал «Коллекция идей» . №1-12.

4. Нагибина М. И. Природные дары для поделок и игры. - Ярославль: «Академия развития», 1999. – 172 с.

5. Плешаков А. А. «Как знакомить детей с правилами поведения в природе». М. Просвещение. 1998.

6. Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет,- Ярославль: «Академия развития», 2000. – 192 с.

7. Шорыгина Т. А. Путешествие в мир природы. Развитие речи, М. Просвещение. 2002.

8. Шухова С. Поделки из всякой всячины: Айрис Пресс. Москва 2007

9. Фицджеральд Д. Цветочные фантазии из бисера. М.: Мой ми

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Мероприятия, проводимые по программе:

1.  УЧЕБНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ЗНАКОМИМСЯ С ВРЕМЕНАМИ ГОДА».

2.  КОНКУРС ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК О ПРИРОДЕ.

3.  РАЗВЛЕЧЕНИЕ «ЗДРАВСТУЙ, ЗИМУШКА-ЗИМА».

4.  КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ИГРА-РАССЛЕДОВАНИЕ «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫгорода Дигоры».

5.  ИГРЫ-ЗАБАВЫ «ДОРИСУЙ ЖИВОТНОЕ», «УГАДАЙ ПТИЦУ».

6.  КРОССВОРДЫ «РАСТЕНИЯСеверной Осетии», «КРАСНАЯ КНИГА».

7.  ОПЕРАЦИЯ «НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ».

8.  ТУРНИР-ВИКТОРИНА «ОТГАДАЙ НАЗВАНИЯ МЕСЯЦЕВ».

9.  ИГРА-ЗАГАДКА «ЦАРСТВО ПЕРВОЦВЕТОВ».

10.  ПРАЗДНИК «ВСТРЕЧА ВЕСНЫ» «САБАНТУЙ».

11.  ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА».

12.  ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС ЗНАТОКОВ ПРИРОДЫ «ПО ГРИБЫ БЕЗ ЛУКОШКА».

13.  ПРОГУЛКА-ПОХОД «ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ РОДНОГО ГОРОДА».

14.  Коллективная подготовка к акции «Сделай подарок другу», посвящённая Дню инвалидов

15.  ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦИИ «КОРМУШКА», «СКВОРЕЦ», «ПЕРВОЦВЕТ».

16.  НОВОГОДНИЙ УТРЕННИК.

17.  МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «ВРЕМЕНА ГОДА» ПО ФРАГМЕНТАМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ П. И. ЧАЙКОВСКОГО.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Рекомендуемая работа с родителями

1.  БЕСЕДА «СОСТОЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ школьников В СЕМЬЕ».

2.  ЭКСКУРСИЯ В ГОРОДСКОЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ «ЛЮБИ СВОЙ КРАЙ И ВОСПЕВАЙ».

3.  СОВМЕСТНЫЕ ПОХОДЫ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ЛЕС ЛЕТОМ, ОСЕНЬ, ЗИМОЙ, ВЕСНОЙ.

4.  ЛЕКТОРИИ «Игра в экологическом воспитании детей», «семейный досуг».

5.  АНКЕТИРОВАНИЕ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

«ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ЗАЛОГ ТВОРЧЕСТВА ЕГО ВОСПИТАННИКОВ»

Учреждения  дополнительного образования прочно занимают собственную нишу – здесь собственный выбор деятельности, возможность для каждого ребенка реализоваться в разнообразном творчестве....

интегрированный урок музыка и изо : "Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"

интегрированный урок музыка и изо :"Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"...

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в творчестве писателя.

Данный материал о жизни и творчестве писателя, сюжет и история рассказа "Один день Ивана Денисовича"...

Доклад по творчеству М.Ф. Достоевского на тему:"Символика чисел христианского календаря в творчестве Ф.М.Достоевского".

Символика чисел христианского календаря в разных произведениях Ф.М.Достоевкого,которые проходят на уроках литературы  в старших классах....

Творчество Виктора Михайловича Васнецова. Урок ИЗО 6 класс по теме "Реальность и фантазия в творчестве художника"

Презентация познакомит учащихся со сказочно- былинным жанром в живописи на основе картин В.М. Васнецова....