Программа "С чего начинается Родина"
рабочая программа

Ерзакова Ирина Евгеньевна

Дополнительная  общеразвивающая программа  «С чего начинается Родина»  туристско-краеведческой направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_1.doc61.45 КБ

Предварительный просмотр:

                        

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

 ПРОГРАММА

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

СОСТАВИТЕЛЬ:

Педагог дополнительного образования

Чехов

 2021

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТРЕРИСТИК

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Направленность

Дополнительная  общеразвивающая программа  «С чего начинается Родина» имеет туристско-краеведческую направленность.

Новизна данной программы заключается в том, что туристско-краеведческая деятельность является одной из форм общения, воспитания и оздоровления детей. В последние годы возрастает интерес к отечественной истории, краеведению, что способствует воспитанию уважения к истокам, национальным традициям, местной культуре, природному достоянию.

Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом  Подмосковья, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать детей на примерах мужества, героизма и мудрости наших земляков, развивать интеллектуальные и творческие способности, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

        Актуальность разработки данной программы заключается в том, что воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств у детей, расширении их кругозора, развитии интеллектуального и творческого потенциала. «Малая родина»  ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашей области.

        Педагогическая целесообразность программы

        Педагогическая целесообразность  дополнительной общеразвивающей программы стартового уровня «С чего начинается Родина» заключаются в том, что она учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей (творческие, эмоциональные, интеллектуальные и физические), предусматривает самостоятельную деятельность воспитанников, создает условия для их творческого роста и способствует социализации детей.

Отличительные особенности

        Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности обучающихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации,  творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов. Принципиальной особенностью программы является то, что в основу ее содержания положена история малой родины – родного города, района. Таким образом, она существенно расширяет общеразвивающее и воспитательное пространство традиционных учебных курсов краеведения и истории России.

Программа направлена на активизацию интеллектуально-творческой  деятельности детей  в мероприятиях, посвящённых изучению истории родного края, страны.

Адресат программы

        Дополнительная общеразвивающая программа стартового  уровня «С чего начинается Родина» рассчитана на работу с воспитанниками в возрасте с 3-х до 18 лет.

        

Объем и срок освоения программы

        Программа «С чего начинается Родина» стартового уровня рассчитана на 9 месяцев реабилитационного периода, с общим количеством учебных часов –648 (с сентября по май), из которых:

- на групповые занятия (3 возрастных группы) - 216 часов

- на подгрупповые занятия (3 возрастных группы) – 216 часов

- на индивидуальную работу(3возрастных группы) – 72 часа

- продуктивная деятельность – 72 часа

- мероприятия в рамках программы – 72 часа.

Примечание: занятия могут изменяться и дополняться по усмотрению педагога в зависимости от усвоения и выполнения воспитанниками предложенного материала.

        Формы занятий: Программа предполагает:

- коллективные занятия по изготовлению презентаций;

- коллективные  работы для выставок и экспозиций;

-  исследовательские работы.

- работа по благоустройству территории центра;

Коллективный труд значительно ускоряет процесс, позволяет распределить задания с учетом умений и навыков каждого воспитанника.

                

Формы работы:

- тематические праздники, коллективно-творческие дела;

- художественное творчество;

-  познавательные экскурсии;

- устные журналы, беседы;

- круглые столы, деловые игры;

- встречи с известными людьми;

- духовные беседы сосвященнослужителями монастыря;

- просмотры и обсуждения кинофильмов;

Методы работы:

- словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгами, сообщения, интервью;

- наглядные методы: демонстрация схем, карт, плакатов, макетов, коллекций, рисунков, репродукций, иллюстраций, фотографий, портретов, просмотр презентаций, видеороликов и т.д.

- практические методы: изготовление рисунков, стенгазет, плакатов, оформление альбомов, выставок и т.д.

Схема возрастного и количественного распределения детей по группам,

количество занятий в неделю, их продолжительность

Срок

обучения

Количество

детей в группах

Общее

количество занятий

в неделю

Продолжительность занятия

Общее

количество часов

в неделю

Общее количество

часов за 9 месяцев

9 мес.

5

3

Дошкольники – 25мин. мин.

Школьники – 40 мин.

18 час.

648 час.

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы:

способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию гражданского сознания  воспитанников на основе приобщения к истории родного края.Содействовать формированию интереса к историческим и культурным ценностям, углубление и расширение знаний о природе родного края.

Задачи программы:

Обучающие:

-формировать у представления об историческом прошлом и настоящем отечества, личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие района, края, страны;

развивать умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;

        Развивающие:

- развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:

- способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;

- расширять исторический и экологический кругозор воспитанников;

        Воспитательные:

- способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям города, области, района;

- воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками;

- содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

Основные принципы в основе программы:

Принцип доступности учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка, создание благоприятных условий для его развития;

Принцип природосообразности предполагает, что краеведческая деятельность воспитанников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;

Принцип культуросообразности предполагает, что деятельность воспитанников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;

Принцип коллективности предполагает, что краеведческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых коллективах различного типа, даёт воспитанникам опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации;

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие, осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и воспитанника в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей;

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для воспитанников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе, предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству;

Принцип поддержки самоопределения воспитанника.

Самоопределение - процесс формирования личностью собственного осмыслённого и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение детьми опыта социального самоопределения происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности.

        Для достижения цели и задач программы предусматриваются педагогические технологии:

Технология коллективной творческой деятельности (И.П.Волков, И.П.Иванов)

Принципы:

Социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;

Сотрудничество детей и взрослых;

Романтизм и творчество;

Цели технологии:

Выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, рисунок и т.д.)

Воспитания общественно-активной творческой личности и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.

Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание – забота о друге, о себе, о близких и далёких людях в конкретных практических, социальных ситуациях.

Игровые технологии (П.И.Пидкасистый, Д.Б.Эльконин)

Принципы:

Природо – и культуросообразность;

Умение моделировать, драматизировать;

Свобода деятельности;

Эмоциональная приподнятость;

Равноправие;

Цели технологии:

- Дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определённых умений и навыков;

-Воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;

- Развивающие: развитие качеств и структур личности;

-Социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды;

Здоровьесберегающие технологии (Г.Л. Башканова, С.А.Уланова, А.А.Шульга, 2001)

Принципы:

Непрерывность и преемственность- работа ведётся каждый день, на каждом занятии;

Субьект-субьектные взаимоотношения – воспитанник является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий;

Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям воспитанников – объём обучающей нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту детей.

Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагогов, психологов и врачей;

Успех порождает успех – акцент делается только на хорошее, а только потом, отмечают недостатки;

Активность – активное включение, любой процесс снижает риск переутомления;

Ответственность за своё здоровье – у каждого ребёнка необходимо сформировать ответственность за своё здоровье;

Цели технологии:

- Приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить своё здоровье;

- Формирование духовно-нравственных качеств личности (ответственности, честности, милосердия, доброты);

- Развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни;

- Воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, отдыха и т.д.);

- Воспитание трудолюбия, духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности;

- Формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам;

- Формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим миром;

- Формирование у воспитанников знаний о здоровой семье, роли родителей в воспитании здоровых детей;

Данные технологии учитывают интересы, индивидуальные возрастные и психологические особенности каждого воспитанника, уровень имеющихся общеразвивающих компетенций.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

        В результате освоения содержания программы у воспитанников предполагается формирование универсальных общеразвивающих действий (личностных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать личностных, предметных и метапредметных результатов.

        При достижении личностных результатов у детей будут сформированы:

        - внутренняя позиция воспитанника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты социальной действительности;

        - познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

        - ориентация на понимание причин успеха  в их деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

        - основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

        - ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

        - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

        - эмпатия, как понимание чувств людей и сопереживание им;

        - основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

        - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

        При достижении предметных результатов у воспитанников будут сформированы:

        - устойчивый интерес к истории своей Родины;

        - знания по истории и культуре родного края;

        - умение устанавливать связи между прошлым и современностью;

        - способность творчески мыслить и рассуждать;

        - умение решать практические задачи  с помощью наблюдения, сравнения;

        - способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.

        При достижении метапредметных результатов у ребят будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

        Регулятивные универсальные действия        

        Воспитанники научится:

        - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

        - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

        - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

        - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

        - адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, товарищей, родителей и других субъектов;

        - различать способ и результат действия.

        Воспитанники получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи;

- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

- оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

        Познавательные универсальные учебные действия

        Воспитанники научится:

        - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников сведениями Интернета;

        - выражать речь в устной и письменной форме;

        - проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

        Воспитанникиполучат возможность научиться:

        - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;        

        - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

        Коммуникативные универсальные учебные действия

        Воспитанники научится:

        - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

        - допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

         - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

        - формулировать собственное мнение и позицию;

        - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

        - задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

        - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

        Воспитанникиполучит возможность научиться:

        - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

        - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

        - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

        - аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

        - содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

        - точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

        - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

        - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Учебный год по дополнительной общеразвивающей программе  «С чего начинается Родина» начинается с 1 сентября и заканчивается 31мая;

В период летних каникул с 01 июня по 31 августа творческое развитие и досуговую занятость воспитанников обеспечивает краткосрочная дополнительная общеразвивающая оздоровительная программа «Фантазёры».

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-технические условия

1. Кабинет, соответствующий требованиям:

СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»  (температура 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха в пределах 40-60 %, мебель, соответствующая возрастным особенностям воспитанников с 3-х до 18 лет);

2.Оборудование и технические ресурсы:

  1. компьютер;
  2. медиа-проектор;
  3. принтер;
  4. сканер;
  5. видеодиски;
  6. фотоаппарат;
  7. музыкальный центр;
  8. аудиозаписи;

Методическое обеспечение

        Диагностические материалы:

-Анкета для определения способностей ребенка;

-анкеты для родителей и учащихся «Удовлетворенность качеством образовательного процесса»;

-диагностика одаренности для педагогов и родителей;

-тест дивергентного (творческого) мышления (Ф.Е.Вильямс);

- тест «Исключение лишнего» (Рогов Е.И.);

- тест «Потребность в достижении успеха».

        Методические разработки:

-методические рекомендации для педагогов  по преподаванию краеведения;

-методические рекомендации для педагогов по внеурочной деятельности

-методические рекомендации для педагогов по организации самостоятельной работы учащихся;

-методические рекомендации для педагогов для развития детской одаренности;

-экскурсии в музей и памятники истории Чеховского  района.

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Формы подведения итогов реализации программы

        Для оценки результативности учебных занятий по дополнительной общеразвивающей программе «С чего начинается Родина» применяется следующие виды контроля универсальных действий воспитанников

        Текущий контроль -осуществляется в конце каждого занятия, работы оцениваются по следующим критериям – качество выполнения изучаемых на занятии приемов, операций и работы в целом; степень самостоятельности, уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный). Формы проверки:  собеседование, творческие задания, самостоятельная работа,  выставка.

        Промежуточный контроль – проводится в конце каждого учебного года. Формами промежуточного контроля итоговые работы, результаты выставок.

Форма проверки результатов освоения программы:

  • диагностика знаний, умений, навыков воспитанников в результате текущего, промежуточного, итогового контроля;
  • участие в краеведческих играх и мероприятиях района, области;

Формами отслеживания и фиксации общеразвивающих результатов по программе при проведении текущего контроля универсальных учебных действий являются:

-журнал посещаемости

-выполненные воспитанниками работы,открытые занятия в ходе освоения программы;

-грамоты и дипломы детей;

-отзывы о творческих работах воспитанников.

Формами предъявления и демонстрацииобщеразвивающих результатов программы являются:

-итоговые творческие работы по результатам освоения программы;

-творческие работы воспитанников, подготовленные для участия в конкурсах исследовательских и творческих работ различного уровня (муниципального, регионального, всероссийского);

-грамоты и дипломы учащихся.

2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

При оценивании достижений воспитанников по дополнительной общеразвивающей программе стартового уровня  «С чего начинается Родина» применяются следующие критерии:

        -критерии оценки по освоению базовых универсальныхобщеразвивающих действий в области истории и краеведения;

        -тестовые задания для определения уровня освоения дополнительной общеразвивающей программы стартового уровня «С чего начинается Родина».

ЛИТЕРАТУРА

Серия книг Ф.В.Разумовского «Дороги к прекрасному»

«На берегах Оки», « Художественное наследие Серпуховской земли», «Древними тропами», «К югу от Москвы»

В.Г.Глушкова «Монастыри Подмосковья»

Ю.Шамурин «Культурная сокровища»

Б.Б.Вагнер «Реки и озёра Подмосковья»

 Альбом «Памятники архитектуры Подмосковья»

С.К.Романюк «По землям московских сел и слобод»,

Путеводитель «Пушкинские места»- 2 части,

А.А.Колмовской «Памятники архитектуры Подмосковья»,

М.А.Ильин «Подмосковье»,

А.И.Фролов «Усадьбы Подмосковья»,

Альбом «Мелихово»,

А.Б.Холодов «Пушкинское Подмосковье»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект освоения темы "С чего начинается Родина ( По рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека").

Проект освоения темы включает в себя задания для творческих групп и отчетный урок, проведенный по указанной теме....

Литературная гостиная. "С чего начинается Родина ?"

Литературно-художественная композиция "С чего начинается Родина?".  Данное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку и литературе в 8-9 классы....

Урок русского языка в 7-ом классе "С чего начинается Родина ?"

Тема: «С чего начинается Родина?»  (интегрированный урок на основе краеведческого материала;    урок   сотворчества)     Цели:1.Отработ...

«Пресс-конференция» «С чего начинается Родина»

Конспект внеклассного мероприятия.«Пресс – конференции» - игровая и в то же время весьма эффективная с познавательной точки зрения форма учебной и внеклассной  работы.  «Пресс- конфере...

С чего начинается Родина?

Урок немецкого языка в 7 классе по теме "Was nennen wir unsere Heimat?"...

Внеклассное мероприятие: "С чего начинается Родина?"

Внеклассное мероприятие для 5 класса. Музыкальная гостинная....