Экскурсия "Весенние явления в жизни животных"
методическая разработка

Григорьева Ирина Евгеньевна

Данная материал  поможет подготовить и провести экскурсию в ходе которой дети  познакомятся с особенностями весеннего состояния природы и значением этого периода в жизни животных, с видовым разнообразием и внешнем видом животных, обитающих на изучаемой территории;  позволит привлечечь внимание учащихся к необходимости бережного отношения к животным в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya_vesennie_yavleniya_v_zhizni_zhivotnyh.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Весенние явления в жизни животных»

Автор: Григорьева Ирина Евгеньевна, педагог дополнительного образования естественнонаучной направленности.

 

Цель: познакомиться с особенностями весеннего состояния природы и значением этого периода в жизни животных, с видовым разнообразием и внешнем видом животных, обитающих на изучаемой территории; привлечение внимания учащихся к необходимости бережного отношения к животным в природе.

Место проведения: маршрут, проходящий по учебно-опытному участку станции юннатов, жилому кварталу, парку, побережью реки.

Время проведения: начало мая.

Продолжительность экскурсии: 2 часа.

Оборудование: дневники наблюдений, карандаши, бинокль, энтомологический сачок, стеклянные банки с полиэтиленовыми крышками, лопата, лупа, пинцет, вспомогательные таблицы, определители животных.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

1.Инструктаж.

1.1.Постановка цели.

1.2.Повторение правил поведения на экскурсии.

2.Работа с дневником наблюдений и таблицей.

3.Подведение итогов экскурсии.

Ход экскурсии

        

        Педагог знакомит учащихся с природными условиями маршрута экскурсии: физико-географическим положением района, типичным ландшафтом, характером биотопов. Необходимо указать учащимся на изменения погоды во время проведения экскурсии.

        Педагог рассказывает о наблюдаемых животных, обращая внимание на их внешний облик, особенности поведения, биологию, область распространения, приспособления к условиям жизни.

Основные методы наблюдения на экскурсии – визуальные. При необходимости учащиеся делают зарисовки, проводят измерения.

При наблюдении птиц педагог обращает внимание на различия во внешнем облике и поведении самца и самки, звуковые сигналы, издаваемые самцом и самкой, характерные особенности песни самца. Способами их передвижения по земле, на ветвях и в воздухе; способами разыскивания пищи и кормления.

Во время наблюдений на водоеме следует рассмотреть поверхность водоема и обратить внимание на водоплавающих птиц, плавающих в воде рыб, лягушек, сгустки отложенных лягушками икры, проследить за поведением земноводных.

Обратить внимание на летающих насекомых: бабочек крапивниц, крушинниц, пчел, шмелей, особенности их поведения.

На открытых местах можно увидеть холмики земли, сделанные кротами (кротовины). На утоптанных тропинках – выходы норок дождевых червей.

Таблица для заполнения:

Дата

Место сбора

Температура воздуха

Направление ветра

Облачность

Название животного

Область распространения                

Особенности сезонного поведения                

Примечание (биологические особенности и приспособления к условиям жизни)

Подведение итогов экскурсии.

При обобщении наблюдений, сделанных на экскурсии, учащимся могут быть предложены вопросы:

  1. Каковы экологические условия и географическое положение того места, где проводилась экскурсия?
  2. Охарактеризуйте сезонное состояние природы в месте проведения экскурсии и погодные условия данного дня?
  3. Какие животные были встречены во время экскурсии, и к каким систематическим группам они принадлежат?
  4. Какое значение имеет пение птиц в весеннее - летний период?
  5. Есть ли различия во внешнем облике и поведении самцов и самок птиц в весенний период?
  6. Какое значение весенне – летнего периода в жизни животных?
  7. Какие приспособления имеют животные к условиям жизни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

Цель: углубить знания о живых организмах в природе, определить отличительные особенности осенних явлений...

Урок- экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»

Урок- экскурсия   «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни  растений и животных»  5-6 класс....

5 кл. Экскурсия "Осенние явления в жизни растений и животных", школьный. 2014г.

5 кл. Экскурсия "Осенние явления в жизни растений и животных", школьный. 2014г....

Отчёт по экскурсии «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

План отчёта по экскурсии "Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных"...

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности "Животные зимой", 4 класс

Материал может быть использован для работы с учащимися 4 класса с интелллектуальными нарушениями...