программа курса внеурочной деятельности кружок "Шашки и шахматы"
рабочая программа (5 класс)

Колюбаев Иван Александрович

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шашки и шахматы" направлена на развитие интелекта личности ребёнка  школьного возраста , обучение детей основам шахматной и шашечной игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_shashki-_shahmaty_2021-2022.docx197.85 КБ

Предварительный просмотр:

G:\программы 2021-21\кружок шашки шахмоты.jpg

 Аннотация к рабочей программе

  • Программа курса внеурочной деятельности по физкультуре «Шашки и  шахматы» разработана в соответствии:
  • 1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
  • 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
  • 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
  • 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
  • 6. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
  • 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
  • 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее- Целевая модель);
  • 9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • 10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
  • 11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;

12. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации и министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ».

Программа рассчитана на 1 год (36 часов) и предназначена для обучающихся 5 класса общеобразовательной школы.

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шашки и Шахматы» разработано на основе следующих нормативных документов:

  • ФЗ № 273 от 29 декабря 2012г. «Об образовании РФ»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт.
  • СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9;

На изучение внеурочной деятельности «Шашки и шахматы» в 5 классе согласно учебному плану отводится 1 час в неделю, по годовому календарному графику МБОУ «Мотызлейская основная общеобразовательная школа» на 2021- 2022 уч. год -36часа.

Данная рабочая программа направлена на развитие интеллекта личности ребёнка школьного возраста, обучение детей основам шахматной и шашечной игры, способствующей в большей степени развитию всех психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.

Главная цель создания программы

 Обучение школьников принципам шахматной и шашечной игры, воспитание у них интереса и любви к игре в шахматы и шашки и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; создание условий для личностного и интеллектуального развития старших школьников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.

Задачи программы:

1.Популяризация шахматной и шашечной игры среди детей образовательного учреждения.

 2.Организация здорового досуга.

 3.Подготовка детей, владеющих элементарными основами шахматной и шашечной игры.

 4.Развитие логического мышления и способности к самостоятельному принятию решений.

 5.Развитие природных задатков, творческих и специальных способностей детей.

Общая характеристика учебного предмета

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

При отборе содержания и видов деятельности детей в данном объединении учитывались интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, опыт внеурочной деятельности.

Содержание программы внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов, обучающихся от увлеченности до компетентного социального и профессионального самоопределения.

В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

  • Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
  • Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;
  • Системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шашками и шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты освоения программы курса.

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса.

Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила. Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», превращение пешки.

К концу изучения курса дети должны знать:

  • Шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, победа, ничья;
  • Названия шашечных фигур: шашка, дамка.


К концу изучения курса дети должны уметь:

  • Ориентироваться на шахматной доске;
  • Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шашечного кодекса;
  • Правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • Правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • Различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

Содержание курса

«Вводное занятие» Ознакомление с планом работы кружка, техникой безопасности, историей развития шашек, шашечным кодексом.

Теоретический компонент: Различные шашечные системы. Древность русских шашек. Распространение шашечной игры в России. Первая книга по шашкам в России, написанная, в 1827 году, А.Д. Петровым. Шашечный кодекс.

Первоначальные понятия Теоретический компонент: Правила игры, шашечная нотация. Основы шашечной игры и её общие вопросы. Понятие о шашечной позиции, позиционное преимущество - важный путь к достижению победы.

Практический компонент: Сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях. Упражнения на усвоение правил игры, разбор и решение тематических примеров. Игры с записью партий.

Тактика Теоретический компонент: Различные способы выигрыша шашек. Разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться в процессе игры. Простейшие комбинации и тренировка в их отыскании, расчет ходов в партии.

Практический компонент: Жертва шашки. Комбинационные эпизоды игры. Комбинационные ловушки. Контрудары.

Стратегия Теоретический компонент: Значение центральных полей игры. Сила и слабость центра.

Практический компонент: Тактика – важная часть стратегии, ей подчиненная. Значение общего плана игры в партии.

Эндшпиль Теоретический компонент: Расчет ходов, ценность времени и пространства, игровое качество дамки по сравнению с простой шашкой. Правило оппозиции – противостояние шашек.

Практический компонент: Три дамки против одной, «треугольник. Разбор специальных тематических примеров. Решение упражнений.

Дебют Теоретический компонент: Определение дебюта, его основные цели. Наиболее распространенные дебютные ловушки в «Игре Петрова», «Перекрестке», «Отыгрыше». Нахождение дебютных ловушек и комбинаций. Тематические игры с разбором сыгранных партий.

Композиция Теоретический компонент: Концовки, задачи и этюды – произведения композиции (особой области шашечного творчества). Связь композиции с практикой.

Международные шашки Теоретический компонент: Нотация доски, запись ходов и положений. Ловушки в дебютах, комбинации, этюдные маневры. Красота игры. Простор для творчества.

Практический компонент: Упражнения в записи отдельных положений и записи партий.

Спарринг тренировки, конкурсы решений, сеансы одновременной игры Практический компонент: Систематичность спарринг – тренировок, разнообразие их тематики, подбор партнеров. Тематика конкурсов решений и сеансов одновременной игры, учет тренировочных выступлений занимающихся. Разбор сыгранных партий, проверка выполнения заданий.

Классификационные турниры Практический компонент: Участие в соревнованиях, турнирах по шашкам, запись партий, их последующий разбор.

Календарно-тематический план

№ п/п

Название темы

Дата

1.

История шашек и шахмат. Название фигур.

2. 

Шахматная и шашечная доска. Начальное положение фигур. Название и сила фигур.

3.

Правила шашечной игры. Начало партий: «Городская партия», «Обратная городская партия».

4.

Начало партий: «Кол», «Обратный кол»

5.

Ловушки в начале партии. Первая и вторая ловушка.

6.

Ловушки в начале партии. Третья и четвертая ловушка.

7.

Ловушки в начале партии. Пятая и шестая ловушка.

8.

Шашечные окончания. Четыре дамки против одной.

9.

Шашечные окончания. Три дамки против одной.

10.

Учебные игры в шашки и участие в районных соревнованиях по русским шашкам.

11.

Правила шахматной игры. Ходы фигур. Взятие фигур.

12.

Шах и мат. Ничья. 

13.

Начало партии «Детский мат»

14.

Начало партии «Скандинавская партия»

15.

Начало партии «Сицилианская защита»

16.

Мат одинокому королю. Ладейные окончания.

17.

Мат одинокому королю. Ферзь, ладья и король против короля.

18.

Учебные игры и участие в районных соревнованиях по шахматам.

19.

Рокировка. Бой и защита. Размен. Сравнительная сила фигур.

20.

Пешечные окончания.

21.

Слоновые окончания.

22.

Коневые окончания.

23.

Ферзь против пешки.

24.

Ладья против пешки.

25.

Ферзь против ладьи.

26.

Учебные игры в шахматы.

27.

Начало партии в игре шашки. Повторение начало «Городская партия», «Обратная городская партия», «Кол» и «Обратный кол».

28.

Учебные игры по шахматам и по русским шашкам и участие в районных соревнованиях. 

29.

Ловушки в начале партии в игре шашки.

30.

Шашечные окончания.

31.

Дебюты в игре шахматы

32-36.

Учебные игры по шахматам и по русским шашкам.

Материально техническое обеспечение.

  1. Коробки с деревянными шахматами
  2. Коробки с шашками
  3. С целью обеспечения эффективности проводимых занятий имеются следующие материально-технические условия, необходимые для организации образовательного процесса. Занятия по программе внеурочной деятельности «Шашки-шахматы» проводятся в помещении учебного кабинета.

Учебно-методическое обеспечение.

  1. Самоучитель шахмат для начинающих / Ю.Л. Авербах, М.А. Бейлин. – Ростов н/Д: Владис, 2017. – 128с.
  2. Шашки. 60 необычных игр на классической доске. – СПб.: Питер, 2016.-144с.: ил. – (Серия «Шашки и Шахматы»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы"

Программа для младших школьников «Шахматная школа» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образоват...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 6 – 7 классов «Математика и шахматы»

Программа курса внеурочной деятельности "Математика и шахматы" позволит во внеурочной деятельности научить ребят игре в шахматы, разработке стратегий, развитию аналитического мышления....

Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс

Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии  с  требованиями  Федерального  государственного  образовательног...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Шахматы 8а, 8б, 8в классы

1. Планируемые результаты освоения  курса внеурочной деятельностиПредметные результаты- Познакомить с шахматными терминами и шахматным кодексом.- Научить играть разными фигурами в совокупности.- ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ШАХМАТЫ» для обучающихся 5-6 классов

Настоящая программа включает два основных раздела: - Теоретические основы и правила шахматной игры - Практико-соревновательная деятельность...