рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы"
рабочая программа на тему

Программа для младших школьников «Шахматная школа» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_shahmatam1-4_kl_shatova_m.v.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №44 ИМЕНИ С.Ф.БАРОНЕНКО

Копейского городского округа

Рассмотрено:

на заседании методического объединения учителей начальных классов

_________________________

Протокол № 1 от

«12» октября 2016 г.

Согласовано:

зам. директора по УВР ………

__________________________

«    »  ___________   20  ___г.

Утверждаю:

директор МАОУСОШ №44 С.В. Типушков

Приказ № ____ от

«___»__________20___ г.

Рабочая программа курса

внеурочной деятельности

«шахматы»

(направление общеинтеллектуальное)

1-4 классы

 

                                                                           Разработала:   Шатова Мария Вадимовна

                                                                                учитель физической культуры                                                                       первой  квалификационной категории

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Программа для младших школьников «Шахматная школа» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин.

       Программа начального общего образования МАОУ СОШ № 44 им. С.Ф. Бароненко предусматривает достижение следующих результатов образования:

Личностные результаты освоения программы курса:

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса:

Регулятивные УУД:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Познавательные УУД:

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Коммуникативные УУД:

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса:

  • Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь  ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
  • Правила хода и взятия каждой из  фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки, принципы игры в дебюте;
  • Основные тактические приемы, что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
  • Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания
  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание курса

Форма организации

Вид деятельности обучающихся

1 класс:

- шахматная доска

- шахматные фигуры

- начальная расстановка фигур

- ходы и взятие фигур

- цель шахматной партии

- игра всеми фигурами из начального положения

Кружок

Кружок

Кружок

Кружок

Кружок

кружок

Игровая, познавательная

Игровая, познавательная

Игровая, познавательная

Игровая, познавательная

Игровая, познавательная

Игровая, познавательная

2 класс

- краткая история шахмат

- шахматная нотация

- ценность шахматных фигур

- техника матирования одинокого короля

- достижение мата без жертвы материала

- шахматная комбинация

Кружок

Кружок

Кружок

Кружок

Кружок

Кружок

Игровая, познавательная

Игровая, познавательная

Игровая, познавательная

Игровая, познавательная

Игровая, познавательная

Игровая, познавательная

3 класс:

- основы дебюта

Кружок

Игровая, познавательная

4 класс:

- основы миттельшпиля

- основы эндшпиля

Кружок

Кружок

Игровая, познавательная

Игровая, познавательная

  1. Тематическое планирование

1 класс

Содержание курса

Количество часов

1. Шахматная доска

Знакомство с шахматной доской

1

Шахматная доска

1

2. Шахматные фигуры.

Знакомство с шахматными фигурами

2

3. Начальная расстановка фигур.

Начальное положение

1

4. Ходы и взятие фигур.

Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.

1

Ладья в игре.

1

Знакомство с шахматной фигурой. Слон.

1

Слон в игре.

1

Ладья против слона.

1

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.

1

Ферзь в игре.

1

Ферзь против ладьи и слона.

1

Знакомство с шахматной фигурой. Конь.

1

Конь в игре.

1

Конь против ферзя, ладьи слона.

1

Знакомство с пешкой.

1

Пешка в игре.

1

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

1

Знакомство с шахматной фигурой. Король.

1

Король против других фигур.

1

5. Цель шахматной партии.

Шах.

2

Мат.

2

Ставим мат.

2

Ничья, пат.

1

Рокировка.

2

6. Игра всеми фигурами из начального положения.

Шахматная партия.

1

Шахматная партия.

1

Повторение программного материала.

1

Итого 33 часа

2 класс

Содержание курса

Количество часов

Повторение изученного материала.

Повторение изученного материала.

1

Повторение изученного материала.

1

1. Краткая история шахмат.

Краткая история шахмат.

1

2. Шахматная нотация.

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

1

Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.

1

3. Ценность шахматных фигур.

Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.

1

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

1

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

1

Ценность шахматных фигур. Защита.

1

4. Техника матования одинокого короля.

Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля.

1

Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля.

1

Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля.

1

Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля.

1

5. Достижение мата без жертвы материала

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

1

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.  

1

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

1

6. Шахматная комбинация.

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения.

1

Матовые комбинации. Тема завлечения.

1

Матовые комбинации. Тема блокировки.  

1

Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.

1

Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена».

1

Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов.

1

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения.

1

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки.  

1

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия

1

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.  

1

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.  

1

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации.

1

Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах.

1

Типичные комбинации в дебюте.

1

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).

1

Повторение программного материала

Повторение программного материала

1

Повторение программного материала

1

Повторение программного материала

1

Итого 34 часа

3 класс

Содержание курса

Количество часов

Повторение изученного материала.

Игровая практика

1

Повторение изученного материала.

1

Практика матования одинокого короля (дети играют попарно).

1

ОСНОВЫ ДЕБЮТА.

Двух- и трехходовые партии.

1

Решение задания “Мат в 1 ход”

1

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

1

Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”.

1

Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита.

1

Решение заданий.

1

Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника.

1

Решение заданий

1

“Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”.

1

Решение заданий

1

Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты.

1

Решение задания “Выведи фигуру”..

1

 Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила).

1

Решение заданий.

1

Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит.

1

Решение заданий.

1

Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.

1

Решение заданий.

1

Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки.

1

Решение заданий.

1

Связка в дебюте. Полная и неполная связка.

1

Решение заданий.

1

Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.

1

Решение заданий.

1

Типичные комбинации в дебюте.

1

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).

1

Повторение программного материала

Повторение программного материала

1

Повторение программного материала

1

Повторение программного материала

1

Итого 34 часа

4 класс

Содержание курса

Количество часов

Повторение изученного материала.

Игровая практика

1

Повторение изученного материала.

1

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. 

Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.

1

Игровая практика

1

Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар.

1

Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.

1

Решение задания “Выигрыш материала”.

1

Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы завлечения, отвлечения, блокировки.

1

Решение заданий.

1

Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты.

1

Решение заданий.

1

Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы связки, “рентгена”, перекрытия.

1

Решение заданий.

1

.Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.

1

Решение заданий.

1

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах.

1

Решение заданий. “Сделай ничью”.

1

Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия.

1

Решение заданий

1

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. 

Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи).

1

Решение заданий

1

Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи).

1

Решение заданий

1

Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи).

1

Решение заданий

1

Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”.

1

Решение заданий

1

Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция.

1

Решение заданий

1

Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой.

1

Решение заданий

1

 Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля.

1

Повторение программного материала. 

Решение заданий

1

Итого 34 часа