рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы"
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_shahmatam1-4_kl_shatova_m.v.doc | 177 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №44 ИМЕНИ С.Ф.БАРОНЕНКО
Копейского городского округа
Рассмотрено: на заседании методического объединения учителей начальных классов _________________________ Протокол № 1 от «12» октября 2016 г. | Согласовано: зам. директора по УВР ……… __________________________ « » ___________ 20 ___г. | Утверждаю: директор МАОУСОШ №44 С.В. Типушков Приказ № ____ от «___»__________20___ г. |
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«шахматы»
(направление общеинтеллектуальное)
1-4 классы
Разработала: Шатова Мария Вадимовна
учитель физической культуры первой квалификационной категории
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа для младших школьников «Шахматная школа» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин.
Программа начального общего образования МАОУ СОШ № 44 им. С.Ф. Бароненко предусматривает достижение следующих результатов образования:
Личностные результаты освоения программы курса:
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса:
Регулятивные УУД:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Познавательные УУД:
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Коммуникативные УУД:
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса:
- Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
- Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки, принципы игры в дебюте;
- Основные тактические приемы, что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
- Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание курса | Форма организации | Вид деятельности обучающихся |
1 класс: - шахматная доска - шахматные фигуры - начальная расстановка фигур - ходы и взятие фигур - цель шахматной партии - игра всеми фигурами из начального положения | Кружок Кружок Кружок Кружок Кружок кружок | Игровая, познавательная Игровая, познавательная Игровая, познавательная Игровая, познавательная Игровая, познавательная Игровая, познавательная |
2 класс - краткая история шахмат - шахматная нотация - ценность шахматных фигур - техника матирования одинокого короля - достижение мата без жертвы материала - шахматная комбинация | Кружок Кружок Кружок Кружок Кружок Кружок | Игровая, познавательная Игровая, познавательная Игровая, познавательная Игровая, познавательная Игровая, познавательная Игровая, познавательная |
3 класс: - основы дебюта | Кружок | Игровая, познавательная |
4 класс: - основы миттельшпиля - основы эндшпиля | Кружок Кружок | Игровая, познавательная Игровая, познавательная |
- Тематическое планирование
1 класс
Содержание курса | Количество часов |
1. Шахматная доска | |
Знакомство с шахматной доской | 1 |
Шахматная доска | 1 |
2. Шахматные фигуры. | |
Знакомство с шахматными фигурами | 2 |
3. Начальная расстановка фигур. | |
Начальное положение | 1 |
4. Ходы и взятие фигур. | |
Знакомство с шахматной фигурой. Ладья. | 1 |
Ладья в игре. | 1 |
Знакомство с шахматной фигурой. Слон. | 1 |
Слон в игре. | 1 |
Ладья против слона. | 1 |
Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь. | 1 |
Ферзь в игре. | 1 |
Ферзь против ладьи и слона. | 1 |
Знакомство с шахматной фигурой. Конь. | 1 |
Конь в игре. | 1 |
Конь против ферзя, ладьи слона. | 1 |
Знакомство с пешкой. | 1 |
Пешка в игре. | 1 |
Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. | 1 |
Знакомство с шахматной фигурой. Король. | 1 |
Король против других фигур. | 1 |
5. Цель шахматной партии. | |
Шах. | 2 |
Мат. | 2 |
Ставим мат. | 2 |
Ничья, пат. | 1 |
Рокировка. | 2 |
6. Игра всеми фигурами из начального положения. | |
Шахматная партия. | 1 |
Шахматная партия. | 1 |
Повторение программного материала. | 1 |
Итого 33 часа |
2 класс
Содержание курса | Количество часов |
Повторение изученного материала. | |
Повторение изученного материала. | 1 |
Повторение изученного материала. | 1 |
1. Краткая история шахмат. | |
Краткая история шахмат. | 1 |
2. Шахматная нотация. | |
Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. | 1 |
Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов. | 1 |
3. Ценность шахматных фигур. | |
Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. | 1 |
Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. | 1 |
Ценность шахматных фигур. Способы защиты. | 1 |
Ценность шахматных фигур. Защита. | 1 |
4. Техника матования одинокого короля. | |
Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. | 1 |
Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. | 1 |
Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля. | 1 |
Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля. | 1 |
5. Достижение мата без жертвы материала | |
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. | 1 |
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. | 1 |
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. | 1 |
6. Шахматная комбинация. | |
Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. | 1 |
Матовые комбинации. Тема завлечения. | 1 |
Матовые комбинации. Тема блокировки. | 1 |
Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. | 1 |
Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». | 1 |
Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов. | 1 |
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. | 1 |
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки. | 1 |
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия | 1 |
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. | 1 |
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. | 1 |
Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. | 1 |
Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. | 1 |
Типичные комбинации в дебюте. | 1 |
Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). | 1 |
Повторение программного материала | |
Повторение программного материала | 1 |
Повторение программного материала | 1 |
Повторение программного материала | 1 |
Итого 34 часа |
3 класс
Содержание курса | Количество часов |
Повторение изученного материала. | |
Игровая практика | 1 |
Повторение изученного материала. | 1 |
Практика матования одинокого короля (дети играют попарно). | 1 |
ОСНОВЫ ДЕБЮТА. | |
Двух- и трехходовые партии. | 1 |
Решение задания “Мат в 1 ход” | 1 |
Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. | 1 |
Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. | 1 |
Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита. | 1 |
Решение заданий. | 1 |
Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. | 1 |
Решение заданий | 1 |
“Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”. | 1 |
Решение заданий | 1 |
Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты. | 1 |
Решение задания “Выведи фигуру”.. | 1 |
Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила). | 1 |
Решение заданий. | 1 |
Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. | 1 |
Решение заданий. | 1 |
Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. | 1 |
Решение заданий. | 1 |
Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки. | 1 |
Решение заданий. | 1 |
Связка в дебюте. Полная и неполная связка. | 1 |
Решение заданий. | 1 |
Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. | 1 |
Решение заданий. | 1 |
Типичные комбинации в дебюте. | 1 |
Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). | 1 |
Повторение программного материала | |
Повторение программного материала | 1 |
Повторение программного материала | 1 |
Повторение программного материала | 1 |
Итого 34 часа |
4 класс
Содержание курса | Количество часов |
Повторение изученного материала. | |
Игровая практика | 1 |
Повторение изученного материала. | 1 |
ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. | |
Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. | 1 |
Игровая практика | 1 |
Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. | 1 |
Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. | 1 |
Решение задания “Выигрыш материала”. | 1 |
Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы завлечения, отвлечения, блокировки. | 1 |
Решение заданий. | 1 |
Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты. | 1 |
Решение заданий. | 1 |
Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы связки, “рентгена”, перекрытия. | 1 |
Решение заданий. | 1 |
.Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. | 1 |
Решение заданий. | 1 |
Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах. | 1 |
Решение заданий. “Сделай ничью”. | 1 |
Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия. | 1 |
Решение заданий | 1 |
ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. | |
Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи). | 1 |
Решение заданий | 1 |
Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи). | 1 |
Решение заданий | 1 |
Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). | 1 |
Решение заданий | 1 |
Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. | 1 |
Решение заданий | 1 |
Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция. | 1 |
Решение заданий | 1 |
Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой. | 1 |
Решение заданий | 1 |
Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля. | 1 |
Повторение программного материала. | |
Решение заданий | 1 |
Итого 34 часа |