КТП ОДНКНР (Православная культура)
рабочая программа (5 класс)

Беляева Евгения Николаевна

КТП ОДНКНР (Православная культура)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_pravoslavnoy_kultury_5_g_klass.doc252 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №46

с углубленным изучением отдельных предметов

РАССМОТРЕНО:

Протокол заседания

методического объединения

№ ____ от «___»_____________2021 года

Руководитель МО

________________/___________________/

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ  №______

от «____» ______________2021 года

Директор

_____________________/Л.В. Гейнц/

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

_______________/___________________/

«_____» _____________2021 года

        дата согласования

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по   курсу «Основы духовно-нравственных культур народов России. Православная культура»        

                                                

Класс__5   _Г_      

Количество часов __35_______               Уровень ______базовый       _______

                                                                                                                               

                                                                                 

                                                                

Ф.И.О. учителя Беляевой Евгении Николаевны

Квалификационная категория высшая 

Сургут, 2021 год

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура» для 5 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010 г. (в ред. приказов Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644, 31.12.2015 № 1577);

В соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: «Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должна обеспечить, в том числе, знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности;

Приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 46 с УИОП;

Положение о рабочих программах.

Рабочая программа разработана с учётом программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура» ориентированная на использования учебника авторов Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. 2019, который включен в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего.

Программа отражает базовый уровень подготовки учащихся.

Цель учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура»  – обеспечить знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Задачи курса:

  • развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых
  • мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога и др.

На изучение предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура» в 5  классе отводится 1 час в неделю ( всего 35 часов).

2. Результаты освоения предмета

Личностные:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 

3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;  

5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

7) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

8) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий ;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

1) воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

2) знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;

3) формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

4) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

5) формирование представлений об исторической роли традиционных  религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

1.  Культуроведческий  принцип  определяет  возможность  широкого ознакомления  с  различными  сторонами  культуры  народов  России:    фольклором, декоративно-прикладным  искусством,  архитектурой,  особенностями  быта,  праздниками, обрядами  и  традициями.  Особое  место  в  курсе  занимает  знакомство  с  культурой, рожденной  религией.  Все  это  позволяет  обеспечить  благополучную  адаптацию

подрастающего  поколения  в  обществе  и  воспитать  важнейшие  нравственные  качества гражданина  многонационального  государства  –  толерантность,  доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.  

2.  Принцип  природосообразности.  В  младшем  подростковом  возрасте  у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу,  взаимоотношениям  людей  и  т.  п.,  что  позволяет  приобщить  её  к  философской  стороне

жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт  младших  подростков:  особенности  восприятия  ими  философских  идей,  тягу  к эмоциональным впечатлениям, стремление к  самоанализу и  самостоятельности. Особую опасность  представляет  стремление  учителя  расширить  объем  предлагаемых  знаний, углубиться  в  изучение  специфических  идей  разных  религий,  что  может  привести  к формальному  заполнению  памяти  школьника  без  осознания  сущности  изучаемого явления.  Материал,  который  предоставляется  для  восприятия  пятиклассникам,  должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.

3.  Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор  о  ценностях,  представленных  как  в  традиционной  народной  культуре,  так  и  в религиозной  культуре. Более  того,  учитывая,  что  ведущей  деятельностью  подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами:  организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций,  обучением в парах, группах.

4.  Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью  которой  являются  быт,  традиции,  этические  нормы  и  нравственные  правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном  крае,  городе,  деревне  может  стать  основой  формирования  системы  ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого  Отечества,  а  окружающая  его  культурная  среда  –  один  из  элементов общероссийской культуры.

5.  Принцип  поступательности  обеспечивает  постепенность, последовательность  и  перспективность  обучения.  При  сохранении  общей  идеи  курса содержание  обучения  постепенно  углубляется  и  расширяется,  школьники  начинают решать  более  серьезные  проблемные  задачи.  Учитель  основной  школы  должен прослеживать преемственные линии как в содержании, так и методике обучения между 4 и  5  классами:  хорошо  знать  содержание  обучения  в  четвертом  классе,  использовать основные  методы  обучения,  которые  применяются  в  начальной  школе,  постепенно  и достаточно осторожно вводить методику обучения, типичную для основной школы. Все это даст возможность успешного изучения данного предмета в 5 классе.  

3. Содержание учебного предмета, курса

Раздел 1. 

Введение в предмет. Культура, духовно-нравственная культура, религиозная культура, православная культура. Содержание православной культуры. Заповеди. Летоисчисления от Сотворения мира и от Рождества Христова. Вера православных христиан. Бог-Троица. Бог и человек. Христианское учение о творении мира и человека, грехопадении, будущем Спасителе. Сын Божий Иисус Христос. Церковь. Праздничный круг: православная христианская календарная традиция, ее смысл и значение в православной культуре. Годовой цикл православных праздников и постов. Пасха Христова — главный христианский праздник. Двунадесятые праздники.

Раздел 2. 

Спас Нерукотворный. Историческое предание о происхождения первой иконы Спасителя. Исторические и культурные традиции праздника. Крестные ходы. Рождество Богородицы. Родители Пресвятой Богородицы, история Рождества Богородицы. Понятие благовестия. Добродетели. Покров Богородицы. Историческое предание о событиях праздника. Обычаи и традиции в культуре, русские традиции, обычаи празднования Покрова Богородицы. Апостол Лука. Апостолы Иисуса Христа. Возникновение иконографической традиции в Церкви. Евангелие — благая весть. Творения апостола Луки в Библии. Икона Богородицы Иверская. Исторические предания об Иверской иконе. Иконоборцы. Монашество, монастырь. Иверский монастырь на Афоне. Традиции почитания Иверской иконы в России. Икона Богородицы Казанская. История обретения иконы. Чудотворные иконы. Иконографические типы Богородичных икон. Казанская икона Богородицы в событиях Смутного времени в XVII веке, Отечественной войне 1812 года. День народного единства. Почитание Казанской иконы Богородицы в России. Архангел Михаил. Учение Церкви об Ангелах. Особенности иконописного изображения Ангелов. Ангел-Хранитель в жизни христианина. Исторические предания об Архангеле Михаиле. Архангел Михаил — покровитель христианского воинства. Введение Богородицы во храм. Богородичные праздники. Родители Богородицы, история Её Рождества. Иерусалимский храм. Святой благоверный князь Александр Невский. Святой покровитель христианина. Роль святого князя Александра в защите православной веры и Церкви, в истории России. Почитание святого князя Александра Невского в России. Александро-Невская Лавра в СанктПетербурге. Образы (лики) святости в Церкви. Апостол Андрей Первозванный. Избрание Иисусом Христом первых апостолов. Двенадцать апостолов. Миссионерские путешествия Андрея Первозванного. Предание о посещении апостолом Андреем Руси. Традиции почитания апостола Андрея в российском обществе и государстве. Орден святого Андрея Первозванного, Андреевский флаг. Рождественский пост. Однодневные и многодневные посты в православном календаре. Святые праотцы. Священная история. Священное Писание и его основные части (Ветхий завет, Новый завет). Ветхозаветный период. История Авеля и Каина. Праведный Ной и Всемирный потоп. Избрание Авраама. Святая земля. Боговоплощение. Рождество Христово. История событий Рождества Христова. Поклонение Богомладенцу пастухов, волхвов. Дары святых волхвов. Святыни в православной культуре. Праздничные молитвенные песнопения: величание, тропарь, кондак. Святой Иоанн Предтеча. История рождения святого Иоанна Предтечи, родители. Святой Иоанн как последний ветхозаветный пророк и Креститель Господень. Крещение Господне. Явление Бога-Троицы. Начало проповеди Спасителя в Святой земле. Освящение вод в праздник Богоявления. Водосвятие, водосвятные молебны. Крещенские народные обычаи. Таинство Крещения. Церковные Таинства. Наречение христианского имени человеку в Таинстве Крещения. Крестные и крестники в православной культуре. Святой Иоанн Златоуст, история его жизни, вклад в православную культуру, почитание в России. Чинопоследование богослужений в православной традиции. Божественная Литургия — главное христианское богослужение. Священнослужители в Церкви. Праздник Сретение Господне. Предание о праведном Симеоне Богоприимце. Ветхозаветный нравственный закон. Десять заповедей, особенности первой и второй частей Десятисловия. Ветхозаветный Божий народ и Христианская Церковь, Новый Завет как исполнение ветхозаветного нравственного закона. Великий пост, смысл и значение Великого поста в православной традиции. Подготовка к Великому посту. Прощёное воскресенье, церковный чин прощения. Покаяние. Покаянное состояние души, борьба со страстями, аскетика. Таинство Исповеди в Церкви, православной нравственной культуре, традиции. Многодневные посты: Апостольский (Петровский), Успенский. Собор Киево-Печерских святых. Основание первого русского монастыря в Киеве. Святой Антоний Печерский. Киево-Печерская лавра. Святые Агапит Печерский, Илья Муромец. Благовещение Пресвятой Богородицы. Благовещение Богородицы как начало спасения человеческого рода. Традиции празднования Благовещения Богородицы в России. Вход Господень в Иерусалим. Тайная вечеря. Установление Таинства Причащения. Страстная неделя. Распятие и Воскресение Спасителя. Явления воскресшего Господа ученикам. Воскресение Христово — главный праздник христиан. Светлая седмица. Святой Георгий Победоносец. Язычество, гонения на христиан от язычников. Подвиги святого Георгия. Чудеса святого Георгия. Почитание святого Георгия Победоносца в России. Апостол Иоанн Богослов. Избрание Иоанна, его апостольские труды, миссионерские путешествия. Евангелие от Иоанна, другие творения апостола Иоанна в Новом Завете Библии. Почитание апостола Иоанна Богослова в России. Вознесение Господне. Праздничные молитвы, величание празднику. День Святой Троицы, сошествие на апостолов Святого Духа в пятидесятый день после Воскресения. Начало Христианской Церкви. Святые Кирилл и Мефодий. История жизни просветителей славян, миссионерские путешествия. Создание кириллицы, переводы книг Священного Писания на славянский язык. Вклад святых просветителей в формирование русской православной культуры. Празднование Дня славянской письменности и культуры» в современной России и других славянских странах. Святые Пётр и Феврония. История любви святых Петра и Февронии. Христианская культура брака и семейных отношений. Таинство Венчания. Почитание святых Петра и Февронии в современной России. День семьи, любви и верности.

Тематический план курса

Основные разделы

Количество часов

количество

Теория

Практикумы

Защита проекта

1

Раздел 1

5

2

1

1

2

Раздел 2

30

20

8

3

Итого:

35

22

9

4

1 полугодие

16

11

4

2 полугодие

19

11

5

Информационное обеспечение образовательного процесса

№ п/п

Название

Авторы

Наличие электронного приложения

Учебники, учебные пособия

1

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. – М.: Русское слово, 2019

Метлик И.В., Потаповская О.М.

Нет

Методические пособия

1

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. Методические рекомендации. – М.: Русское слово, 2019

Метлик И.В., Потаповская О.М.

Нет

2

  1. Духовность как ценностная основа личности//Совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. – М., 2017.

Адамова А.Г.

Нет

Электронные и цифровые образовательные ресурсы

№ п/п

Наименование

Авторы

Темы, разделы, в изучении которых применяются ЭОР и ЦОР

1

  1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru

Культура, духовно-нравственная культура, религиозная культура, православная культура. Заповеди. Летоисчисления от Сотворения мира и от Рождества Христова. Бог-Троица. Бог и человек. Христианское учение о творении мира и человека, грехопадении, будущем Спасителе. Сын Божий Иисус Христос. Церковь. Праздничный круг.

Спас Нерукотворный. Исторические и культурные традиции праздника. Икона Богородицы Казанская. Иерусалимский храм. Святой благоверный князь Александр Невский. Святой покровитель христианина. Александро-Невская Лавра в СанктПетербурге. Образы (лики) святости в Церкви. Орден святого Андрея Первозванного, Андреевский флаг. Рождественский пост. Священное Писание и его основные части (Ветхий завет, Новый завет).  Божественная Литургия — главное христианское богослужение.

2

  1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

3

  1. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

4

  1. Интернет-портал Всероссийской олимпиады школьников. – Режим доступа: http://www.rusolymp.ru

Календарно-тематическое планирование

Тема раздела/тема урока

Дата

Используемые ресурсы

Основные виды деятельности обучающихся

План

Факт

1

Введение в предмет.

 

 

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Ориентируются в структуре и содержании учебного курса, его методическом аппарате с учетом логической связи содержания курса с ОРКСЭ в 4 классе. Осуществляют подведение под понятия «культура», «духовно-нравственная культура», «религиозная культура», «православная культура» объектов и явлений на основе их распознавания, выделения существенных признаков. Развивают умения, обобщать, анализировать, структурировать знания устанавливать логические связи (при изучении содержания и структуры курса).

2

Православная культура.

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Определяют понятия «культура», «духовнонравственная культура», «религиозная культура», «православная культура». Выделяют существенные признаки, особенности православной христианской религиозной культуры. Характеризуют содержание православной культуры (заповеди, священные книги, иконы и др.), приводят примеры. Сравнивают летоисчисления от Сотворения мира и от Рождества Христов, устанавливают и объясняют соотношение между ними.

3

Вера православных христиан.

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Знакомятся с духовно-мировоззренческими основами православной культуры. Пересказывают библейское предание о грехопадении прародителей. Раскрывают сущность обетования (обещания) Бога людям о Спасителе. Устанавливают причинно-следственные связи между положениями христианского вероучения и содержанием православной культуры.

4

Вера православных христиан.

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Выстраивают логическое рассуждение, формулируют умозаключение, делают выводы о последствиях греха в жизни человека, семьи, общества. Излагают свое мнение по поводу значимости морали в жизни человека, семьи, общества, соотносят понимание Бога-Троицы в православной традиции с нравственным учением Церкви. Развивают навыки смыслового чтения, вывода следствий, установления аналогий, оценки морального содержания действия, умения строить речевое высказывание

5

Праздничный круг.

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Характеризуют православную календарную традицию, объясняют ее значение в организации жизни православных христиан, понимание праздника в православной духовной культуре. Описывают годовой цикл православных праздников и постов. Выделяют главный православный праздник — Пасху (Воскресение Христово). Называют двунадесятые праздники, объясняют их название. Развивают навыки смыслового чтения и комментирования прочитанного, умения строить речевое высказывание, устанавливать связи между понятиями, явлениями культуры.

6

Спас Нерукотворный

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Рассказывают историческое предание о Нерукотворном Образе Спасителя. Выделяют существенные признаки рукотворного и нерукотворного. Характеризуют исторические и культурные традиции праздника. Оценивают значение Нерукотворного Образа в формировании христианской иконографической традиции. Обучаются смысловому восприятию и пониманию художественных образов православной культуры. Развивают навыки смыслового чтения и комментирования прочитанного, умения строить речевое высказывание, устанавливать связи между понятиями, явлениями культуры.

7

Рождество Богородицы

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Называют имена родителей Пресвятой Богородицы Иоакима и Анны, пересказывают церковное предание о Рождестве Богородицы Марии, объясняют традиции почитания этого события в Церкви. Объясняют понятия «благовестие», «добродетель», приводят примеры. Развивают навыки смыслового чтения, поиска и выделения необходимой информации, нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, вывода следствий, установления аналогий, выделения морального содержания действия.

8

Покров Богородицы

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Воспроизводят церковно-историческое предание о событиях праздника Покрова Богородицы. Описывают обычаи и традиции православной культуры, русской народной культуры, связанные с праздником Покрова Богородицы. Выделяют и объясняют духовно-нравственное содержание событий праздника Покрова Богородицы. Развивают навыки смыслового чтения, объяснения и комментирования прочитанного, умения строить речевое высказывание.

9

Апостол Лука

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Рассказывают о истории жизни святого апостола Луки, его вкладе в возникновение и развитие православной культуры. Объясняют причины возникновении иконографической традиции в Церкви, устанавливают причинно-следственные связи между учением Церкви о Боговоплощении и почитанием икон в православной культуре. Развивают навыки смыслового восприятия художественных образов православной культуры. Развивают навыки смыслового чтения, вывода следствий, установления аналогий, умения строить речевое высказывание, оценивать моральное содержание действия

10

Икона Богородицы Иверская

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Рассказывают исторические предания об Иверской иконе Богородицы. Выражают понимание сущности и причин иконоборчества, характеризуют явление иконоборчество в связи с христианским пониманием Богочеловечества Иисуса Христа. Объясняют особенности монашества, монашеского образа жизни в православной христианской традиции, культуре. Рассказывают о традициях почитания Иверской иконы в России. Развивают навыки смыслового чтения, пересказа и комментирования, умения строить речевое высказывание, характеризовать моральное содержание действия, события.

11

Икона Богородицы Казанская

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Рассказывают историю обретения Казанской иконы Богородицы. Сравнивают иконографические типы Богородичных икон, выделяют и характеризуют различия. Объясняют понимание чудотворности иконы в православной традиции, высказывают собственное мнение. Обучаются основам смыслового восприятия художественных образов православной культуры. Рассказывают о почитании Казанской иконы Богородицы в России, ее роли в истории Отечества, приводят примеры. Развивают навыки сравнения, обобщения, смыслового чтения, пересказа и комментирования, умения строить речевое высказывание, характеризовать моральное содержание действия, события.

12

Архангел Михаил

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Воспроизводят основные положения учения Церкви об Ангелах, Архангеле Михаиле. Различают и описывают особенности иконографического изображения ангелов, развивают навыки смыслового восприятия образов, символики православной культуры. Объясняют понимание Ангела-Хранителя, его роль в духовной жизни человека в православной традиции. Рассказывают о почитании Архангела Михаила в России как духовного покровителя христианского воинства, Русской армии. Развивают навыки смыслового чтения, пересказа и комментирования, умения строить речевое высказывание, характеризовать моральное содержание действия, события.

13

Введение Богородицы во храм

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Рассказывают библейское предание о введении Богородицы в Иерусалимский храм, называют родителей Богородицы. Характеризуют устройство и значение Иерусалимского храма в ветхозаветный период. Осуществляют подведение под понятие «богородичные праздники». Выделяют существенную информацию из образов, символов православной культуры. Развивают навыки обобщения, смыслового чтения, комментирования, умения строить речевое высказывание, характеризовать моральное содержание действия, события

14

Святой князь Александр Невский

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Описывают историю жизни святого благоверного князя Александра Невского, характеризуют его роль в истории Отечества, защите веры, православной культуры, отношение христиан к Отечеству, его защите. Знакомятся (расширяют свои знания) с нравственными нормами отношения к Отечеству в православной культуре. Осуществляют анализ явлений православной культуры с выделением существенных признаков (святость, образы святости, благоверные). Устанавливают причинно-следственные связи между историческими событиями и процессами и явлениями духовной культуры. Развивают навыки обобщения, смыслового чтения, пересказа и комментирования прочитанного, выделения морального содержания действия, идентификации поступка как морального на основе соотнесения с моральным эталоном, решения моральной дилеммы.

15

Апостол Андрей Первозванный

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Пересказывают основные события жизни святого апостола Андрея Первозванного, особенности его избрания Иисусом Христом для апостольского служения. Называют двенадцать апостолов, объясняют их особое положение в Церкви. Характеризуют вклад апостола Андрея Первозванного в формирование православной культуры, особенности его почитания в России, в русской культуре, Российском государстве. Развивают навыки смыслового чтении, пересказа и комментирования прочитанного, выделения морального содержания действия.

16

Рождественский пост. Святые праотцы

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Рассказывают о традиции многодневных постов в Церкви, выделяют цели и особенности Рождественского поста. Называют основные части Библии и периоды Священной истории, важнейшие события ветхозаветного периода. Устанавливают причинно-следственные связи между ветхозаветным и новозаветным периодами истории. Характеризуют смысл и значение празднования памяти святых праотец в предпоследнее воскресенье Рождественского поста. Развивают умения структурировать знания, выделять существенные признаки объектов, навыки смыслового чтения, нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания

17

Рождество Христово

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Рассказывают события Рождества Христова, называют их участников и характеризуют их. Называют дары волхвов и объясняют их значение. Устанавливают взаимосвязь между традициями празднования Рождества Христова и поведением людей в этот период. Описывают традиции празднования Рождества на Руси. Определяют особенности содержания традиционных молитвенных песнопений праздника: величания, тропаря, кондака. Развивают умения анализировать, обобщать, определять логические связи между понятиями, навыки смыслового чтения, выделения морального содержания действия, нравственного оценивания усваиваемого содержания.

18

Святой Иоанн Предтеча

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Называют родителей святого Иоанна Предтечи, пересказывают историю его рождения. Объясняют смысл пророческого служения, характеризуют святого Иоанна как последнего ветхозаветного пророка. Объясняют роль святого Иоанна как Предтечи Господа Иисуса Христа, значение его служения. Устанавливают логические связи между служением святого Иоанна и служением Спасителя. Развивают навыки смыслового чтения, комментирования прочитанного, выделения морального содержания действия, нравственного оценивания усваиваемого содержания.

19

Крещение Господне

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Пересказывают события праздника Крещения Господня, Богоявления. Выделяют существенную информацию, обучаются смысловому восприятию художественных образов православной культуры. Описывают традиции освящения воды, водосвятных молебнов в православной культуре, народные крещенские обычаи. Объясняют смысл и значение христианских Таинств, выделяют общее и особенное в группе объектов на примере церковных Таинств. Характеризуют значение Таинства Крещения в жизни человека, роль крёстных как духовных родителей. Устанавливают взаимосвязи между православной культурой и поведением людей. Развивают навыки смыслового чтения и комментирования, выделения морального содержания действия.

20

Святой Иоанн Златоуст

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Знакомятся с историей жизни и вкладом в православную культуру святого Иоанна Златоуста, традициями его почитания в России. Объясняют понятие «чинопоследование богослужений» в православной традиции. Выделяют и объясняют значение Божественной Литургии как главного христианского богослужения. Выделяют существенную информацию из образов, символов православной культуры и сообщений разных видов (религиозных и художественных произведений, текстов). Называют священнослужителей (дьякон, иерей, епископ), объясняют их иерархию, характеризуют содержание и особенности их служения. Учатся устанавливать взаимосвязь между православной культурой и поведением людей. Развивают умения навыки смыслового чтения, обобщения, морального оценивания действия, поведения.

21

Сретение Господне

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Рассказывают историческое предание о событиях праздника Сретения Господня, называют и характеризуют участников события. Называют и характеризуют содержание заповедей Десятисловия. Объясняют особенности частей Десятисловия и единство всех заповедей, слова Иисуса Христа о Ветхозаветном законе. Устанавливают преемственное соотношение между ветхозаветными и новозаветными нравственными нормами, требованиями. Устанавливают взаимосвязь между нормами Десятисловия и формами поведения людей в христианской традиции. Развивают навыки структурирования знаний, смыслового чтения, умения анализировать, определять логические связи между понятиями, строить речевые высказывания, выделять моральное содержание действия.

22

Великий пост. Посты в православном календаре.

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Выделяют существенные признаки Великого поста в православном календаре, характеризуют и объясняют его особенности. Рассказывают о подготовке к Великому посту в православной традиции, о чине прощения, Прощёном воскресении, его духовно-нравственном значении. Раскрывают значение покаяния в духовной жизни человека, Таинства Исповеди.

23

Собор Киево -Печерских святых

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Рассказывают историю начала монашества, возникновения первого монастыря на Руси в связи с формированием русской культуры, распространением христианства в России. Высказывают и обосновывают выводы о влиянии христианства, православной культуры на формирование русской культуры и государственности. Называют Киево-Печерских святых, выделяют и поясняют особенности их монашеского служения (святые Антоний Печерский, Нестор Летописец, Агапит Печерский, Илья Муромец). Характеризуют особенности Киево-Печерской Лавры, современное значение монастыря, почитание Киево-Печерских подвижников. Развивают навыки структурирования знания, смыслового чтения, сравнения, упорядочивания объектов по выделенному основанию, нравственного оценивания усваиваемого содержания.

24

Благовещение Пресвятой Богородицы

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Пересказывают библейское предание о Благовещении Богородицы, объясняют смысл событий праздника в православной традиции как начала спасения человеческого рода. Выделяют существенную информацию из художественных образов, символов православной культуры. Дают описание церковных и народных традиций празднования Благовещения Богородицы. Рассказывают о Благовещенском соборе Московского Кремля, его особенностях, значении в истории и культуре России. Развивают навыки смыслового чтения, сравнения, нравственного оценивания усваиваемого содержания.

25

Вход Господень в Иерусалим.

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Рассказывают о событиях праздника Вход Господень в Иерусалим. Ориентируются в соотношении празднования ветхозаветной Пасхи и евангельских событий. Описывают события и обстоятельства установления Спасителем Таинства Причащения, объясняют его духовно-нравственное значение. Воспроизводят последние наставления Спасителя ученикам в земной жизни (заповедь любви) и обетование о Святом Духе. Развивают навыки смыслового чтения, сравнения, выделения существенных признаков, нравственного оценивания усваиваемого содержания.

26

Воскресение Христово

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Объясняют значение праздника Воскресения Христова как главного праздника в православном календаре, самого значимого в православной культуре, в Церкви. Пересказывают события Страстной недели, Распятия, Воскресения Господа Иисуса Христа, времени до Вознесения Господня, называют и характеризуют участников событий. С использованием примеров характеризуют особенности празднования Воскресения Христова, пасхальные обычаи, традиции. Развивают навыки смыслового чтения, вывода следствий, нравственноэтического оценивания содержания, выделения морального содержания действия

27

Святой Георгий Победоносец

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Пересказывают церковное предание о жизни и подвигах святого Георгия Победоносца. Объясняют сущность язычества, отношение к язычеству Церкви с позиций христианского учения и принципов нравственности. Устанавливают причинно-следственные связи между христианским мировоззрением, нравственными принципами и поведением святого Георгия. Рассказывают о почитании святого Георгия Победоносца в России, о его значении в истории России, российской культуры и государственности. Развивают умения сравнения, обобщения, навыки смыслового чтения, оценивания нравственного содержания действия в условиях морального выбора.

28

Апостол Иоанн Богослов

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Знакомятся с историей жизни и подвигами апостола Иоанна Богослова. Рассказывают об обстоятельствах избрания Иоанна апостолом Иисуса Христа, его роли в евангельской истории, миссионерских путешествиях и формировании Христианской Церкви, вкладе в письменную культуру Церкви (книги апостола Иоанна в Библии). Описывают почитание апостола Иоанна Богослова в истории России. Развивают навыки сравнения, обобщения, смыслового чтения, нравственного оценивания содержания.

29

Вознесение. День Святой Троицы.

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Рассказывают о событиях праздников Вознесения Господня и Троицы, раскрывают их духовно-нравственное содержание, значение в истории Церкви, православной культуре. Устанавливают причинноследственные связи между событиями Вознесения Господня и Сошествием Святого Духа на апостолов. Описывают церковные и народные традиции празднования Троицы в России. Объясняют понимание цели жизни человека в христианской духовной традиции (достижение святости, единства с Богом) , соотношение в ее реализации личных усилий и помощи Бога, строят рассуждения, выражают свое отношение. Устанавливают соотношение между христианскими ценностными ориентирами и поведением людей. Развивают навыки структурирования знаний, вывода следствий, смыслового чтения и комментирования прочитанного, выделения нравственного содержания в действиях людей, явлениях культуры.

30

Святые Кирилл и Мефодий

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Рассказывают историю жизни святых Кирилла и Мефодия, их миссионерских путешествий. Раскрывают историкокультурные предпосылки и обстоятельства создания кириллицы и перевода книг Библии на славянский язык, вклад святых просветителей в формирование русской православной культуры. Описывают празднование Дня славянской письменности и культуры в России и других славянских странах. Оценивают значение церковнославянского языка как святыни Русской Православной Церкви и величайшего достояния русской культуры, приводят аргументы, выражают и обосновывают собственное мнение.

31

Святые Пётр и Феврония

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Воспроизводят историю любви и жизни святых Петра и Февронии. Устанавливают соотношение между нравственными принципами в православной культуре и нормами брачно-семейных отношений, христианского супружества. Выделяют и поясняют особенности Таинства Венчания, его значение в семейной жизни христиан. Рассказывают о почитании святых Петра и Февронии в современной России, празднике День семьи, любви и верности. Учатся анализировать жизненные ситуации, сопоставлять их с нормами православной нравственной культуры отношений в семье, выбирать нравственные формы поведения.

32

Повторение и обобщение. Региональный и местный компоненты курса. Презентация проектных работ.

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Повторяют и обобщают изученный материал. Знакомятся с региональными аспектами православной культуры в связи с содержанием курса в 5 классе (православный календарь, праздники, память святых). Ориентируются в особенностях становления и развития православной культуры в регионе и местности проживания, оценивают значение православной культуры в истории и культуре региона (местности). Развивают навыки обобщения, систематизации знаний. Ведут информационный поиск и используют информационные ресурсы для решения учебных и практических задач.

33

Повторение и обобщение. Региональный и местный компоненты курса. Презентация проектных работ.

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Повторяют и обобщают изученный материал. Знакомятся с региональными аспектами православной культуры в связи с содержанием курса в 5 классе (православный календарь, праздники, память святых). Ориентируются в особенностях становления и развития православной культуры в регионе и местности проживания, оценивают значение православной культуры в истории и культуре региона (местности). Развивают навыки обобщения, систематизации знаний. Ведут информационный поиск и используют информационные ресурсы для решения учебных и практических задач.

34

Повторение и обобщение. Региональный и местный компоненты курса. Презентация проектных работ.

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Ориентируются в особенностях становления и развития православной культуры в регионе и местности проживания, оценивают значение православной культуры в истории и культуре региона (местности). Развивают навыки обобщения, систематизации знаний. Ведут информационный поиск и используют информационные ресурсы для решения учебных и практических задач. Представляют проектные, исследовательские работы. Оценивают свои результаты образования по курсу, высказывают своё мнение, осуществляют рефлексию.

35

Повторение и обобщение. Региональный и местный компоненты курса. Презентация проектных работ.

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Ориентируются в особенностях становления и развития православной культуры в регионе и местности проживания, оценивают значение православной культуры в истории и культуре региона (местности). Развивают навыки обобщения, систематизации знаний. Ведут информационный поиск и используют информационные ресурсы для решения учебных и практических задач. Представляют проектные, исследовательские работы. Оценивают свои результаты образования по курсу, высказывают своё мнение, осуществляют рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. (урок № 2 подготовлен по модулю «Православная культура» для 4 классов; учебник А. Кураева «Просвещение», 2012 год)

Цели и задачи:1.      Познакомить учащихся с сущностью материальной и духовной культуры; показать взаимосвязь культуры и религии, дать представления о понятии «православ...

Результаты общероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры "Русский мир в православной культуре"

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кириллапри поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Отдела религ...

Программа ОДНКНР 5 класс "Православная культура"

Программа ОДНКНР 5 класс "Православная культура"...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса ФГОС к Программе Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9 год обучения.

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...