ПРОГРАММА «Школа вожатых»
рабочая программа

Вакилова Галина Валентиновна

Программа актуальна для подростков и направлена на развитие коммуникативных, организаторских способностей, лидерских качеств. Обучающимся предоставляется возможность самореализоваться в различных видах деятельности: игровой, трудовой, общественно-полезной, социально-значимой, художественно-эстетической, в общении, что способствует развитию личностного роста обучающегося. Программа способствует формированию вожатского отряда для работы в лагерях дневного пребывания, что является выполнением социального заказа учреждения на качественную организацию каникулярного отдыха детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunyy_vozhatyy.docx65.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Тазовский районный Дом творчества»

Рассмотрено на заседании

методического совета

МБОУ ДО «Тазовский РДТ»

Протокол № 1 от 10 февраля  2017 г.              

Утверждено

приказом директора

МБОУ ДО «Тазовский РДТ»

№ 40/1 от 01марта  2017 г.

        

        

ПРОГРАММА

«Школа вожатых»

(срок реализации 3 месяца)

(возраст детей от 14 до 18 лет)

                                                                    Составитель:

Вакилова Г.В., методист

п. Тазовский, 2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт программы

3

Пояснительная записка

4

Условия реализации программы

5

Перспективы развития программы

6

Учебный план

7

Учебно-тематический план

8

Прогнозируемый уровень освоения программы

11

Список литературы

11

Приложение

13

Паспорт программы

Полное наименование программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Школа вожатых» социально-педагогической направленности для обучающихся 14-16 лет

Автор-разработчик программы

Вакилова Галина Валентиновна, методист МБОУ ДО «Тазовский районный Дом творчества»

Вид программы

Модифицированная

Направленность программы

Социально-педагогическая

Уровень освоения программы

Основное общее образование

Форма обучения

Групповая

Срок реализации программы

Три месяца

Возраст обучающихся

14-16 лет

Цель программы

Развитие коммуникативных и организаторских способностей, социализация обучающихся через обучение вожатскому мастерству.

Краткое содержание

Программа актуальна для подростков и направлена на развитие коммуникативных, организаторских способностей, лидерских качеств. Обучающимся предоставляется возможность самореализоваться в различных видах деятельности: игровой, трудовой, общественно-полезной, социально-значимой, художественно-эстетической, в общении, что способствует развитию личностного роста обучающегося. Программа способствует формированию вожатского отряда для работы в лагерях дневного пребывания, что является выполнением социального заказа учреждения на качественную организацию каникулярного отдыха детей.

Ожидаемый результат

- сформирован вожатский отряд для работы в каникулярный период времени;

- разработана «Вожатская копилка»;

- разработан план-сетка мероприятий к программелетнего оздоровительного лагеря «Солнышко»с дневным пребыванием детейэкологической направленности;

- уровень коммуникативных и организаторских способностей, лидерских качеств обучающихся составляет 80-100%;

- обучающимися приобретен трудовой опыт вожатской деятельности в лагерях дневного пребывания по организации и проведению отрядных, общелагерных дел.

Пояснительная записка

Задайте вопрос любому подростку: «Что такое лето?», и он обязательно ответит – свобода, солнце, друзья и хорошее настроение. Вот только само собой хорошее настроение не приходит даже летом. Его нужно уметь создавать. Это великое волшебство   - заставить человека улыбаться и радоваться жизни, и его секретом всегда могут поделиться «штатные волшебники» - вожатые. Впервые термин «вожатый», применительно к детской общественной организации в СССР появился в 1922г. Так тогда называли руководителя пионерского отряда — пионер-вожатый, «вожатый пионеров».

Как и в любом другом лагере,  работают вожатыми старшие школьники. Ребята сталкиваются с совершенно новой жизнью, которая идет по своим законам, они видят жизнь лагеря глазами не ребенка, а взрослого, организатора и человека, ответственного за жизнь и здоровье детей. Как работать? Как заинтересовать в том или ином деле? Ответ на эти вопросы очень прост – тому, кто это организовывает (вожатому) в первую очередь должно быть интересно самому в этом участвовать. Ведь именно он является самым значимым взрослым для каждого ребенка в  короткий период отдыха.

        Человек, который берет на себя ответственность быть вожатым, должен знать и уметь многое. А, главное, учиться очень быстро.

В связи с вышеизложеннымбыла разработана в 2017 году программа  «Школа вожатых», основная цель которой - развитие коммуникативных и организаторских способностей, социализация обучающихся через обучение вожатскому мастерству.

Основные задачи:

  1. Получить необходимые теоретические знания об особенностях временного детского коллектива, основных видах игр, планировании коллективно-творческих дел (КТД).
  2. Воспитание чувства ответственности, патриотизма, толерантного отношения к чужим точкам зрения.
  3. Развитие навыков саморефлексии, уверенного поведения, умения работать с напарником, в команде.

        Срок реализации программы составляет 3месяца. Занятия, в течение двух месяцев, ведутся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Всего 36 занятий, 36 часов. 1 месяц – практика, 84 часа. Всего – 120 часов.Группа формируется в составе до 8 человек. Возрастной охват детей 14 - 18 лет.

Новизна программы заключается в использовании эффективных образовательных технологий, позволяющих за небольшой срок подготовить школьников, не имеющих предшествующей педагогической подготовки, к работе с временным детским коллективом.

Основные формы работы на занятиях: изучение минимального теоретического материала (только необходимое для работы, соответственно возрасту будущих вожатых), проигрывание игр, работа над тематикой смены (составление плана-сетки), разучивание танцевальных композиций (развитие творческого воображения будущих вожатых), написание речевок, девизов, а также демонстрация видео и фото зарисовок с реальных смен лагеря, оформительские работы. Отличительная особенность работы в «Школе вожатых» – откровенное общение между участниками, привлечение жизненного опыта, проявление творческой инициативы. Каждое занятие носит теоретический и практический характер. При обучении ребята ведут тетрадь-дневник вожатого, где фиксируют необходимую информацию, составляют «банк игр», помечают на полях идеи «инсайта» (озарившие их во время занятия).

Практическая ценность программы заключается в возможности ее использования как педагогами дополнительного образования, так и педагогами-организаторами других образовательных организаций.

Предполагаемые результаты реализации программы:

- сформирован вожатский отряд для работы в каникулярный период времени;

- разработана «Вожатская копилка»;

- разработан план-сетка мероприятий к программелетнего оздоровительного лагеря «Солнышко»с дневным пребыванием детейэкологической направленности;

- уровень коммуникативных и организаторских способностей, лидерских качеств обучающихся составляет 80-100%;

- обучающимися приобретен трудовой опыт вожатской деятельности в лагерес дневным пребыванием детей по организации и проведению отрядных и общелагерных дел.

Для оценки эффективности реализации данной программы используются следующие методы диагностики: выполнение практических работ в ходе занятия, участие в игровых практикумах. Формой оценки результативности образовательного процесса являются количество и качество разработанных КТД, игр, мероприятий, творческих мастерских.

По окончании образовательного курса проводится зачет и конкурс вожатского мастерства «Секреты вожатого». Участникам «Школы вожатых», успешно освоившим материал программы, вручаются свидетельства о прохождении обучения.

В результате обучения у обучающихся будут сформированы следующие компетенции:

- Личностные;

- Коммуникативные;

- Познавательные.

Условия реализации программы

Методическое обеспечение:

- отбор педагогически целесообразных форм и методов работы с детьми и подростками: игра, беседа, конкурс, турнир, фестиваль;

- формирование пакета диагностических методик;

- комплектование методической копилки, специальной литературы по различным направлениям деятельности детского объединения;

- использование технического оснащения занятий: проектор, экран, ноутбук;

- отслеживание и анализ результатов реализации программы;

- подготовка отчётной документации;

- организация и проведение мастер-классов из опыта работы вожатского отряда на методических семинарах, практикумах, слетах.

- формирование и пополнение банка методической информации: разработки игр, шуток, миниатюр, песен-импровизаций по различным направлениям организации воспитательного процесса.

Кадровое обеспечение:

- педагоги дополнительного образования, методист, педагог-организатор.

Для эффективности и высокого качества образовательного процесса в рамках данной дополнительной общеразвивающей программы необходимо наличие опыта работы педагога в общественной деятельности и в детских лагерях (в качестве вожатого, воспитателя, организатора), что будет способствовать более качественной профессионально ориентированной подаче материала.

Материально-техническое обеспечение:

«Школа вожатых» базируется на базе МБОУ ДО «Тазовский районный Дом творчества», который располагает специальными помещениями, оборудованием для проведения учебных занятий (ТСО): стенды, ноутбук, принтер, проектор, экран), канцелярскими товарами, игровым инвентарем.

         

Перспективы развития программы

В результате работы «Школы вожатых» возрастает её популярность среди детей и подростков, общественности, обучающимися,  пополняется новыми обучающимися.

В перспективе:

- изучение государственного и социального заказа в дополнительном образовании: разработка и реализация инновационных проектов, авторских форм работы;

- отбор и апробирование эффективных социально-педагогических и психологических методик, ориентированных на развитие личности подростка, оценка достижений обучающихся;

- укрепление материально-технической базы;

- обобщение опыта работы через методические семинары, издание сборников методических материалов из опыта работы, публикации педагогического опыта.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов: 

  • Конституция РФ;
  • Закон «Об образовании РФ»;
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;
  • Устав МБОУ ДО «Тазовский районный Дом творчества»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

от 19.04.2010г. № 25 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.2599-10»;

  • положение о лагере дневного пребывания детей.

Учебный план

Наименование учебных дисциплин, курсов, разделов, тем.

Количество часов.

Теоретические учебные занятия

Практические учебные занятия

1.

Введение.

0,5 час

0,5 час

2.

Организационные основы деятельности вожатого.

3 часа

3  часа

3.

Содержательные основы деятельности вожатого.

2 часа

8 часов

4.

Спортивно-игровая деятельность в лагере.

2 часа

12 часов

5.

Оформительские умения в работе вожатого.

1 час

2 часа

6.

Педпрактика.

-

84 часа

7.

Зачет

2 часа

ИТОГО:

10,5 часов

109,5 часов

Всего – 120 часов

  1. Введение (1 час)

- Вводное занятие.

- Цели и задачи курса.

-Тестирование: коммуникативно-организаторские способности, диагностика эмпатии.

- Игры и упражнения на установление, доверительных межличностных контактов, уменьшение напряженности.

  1. Организационные основы деятельности вожатого (6 часов)

- Личность вожатого: характеристика личностных качеств вожатого, педагогическая этика, культура речи, культура поведения, «табу» вожатого.

- Принципы деятельности вожатого.

- Правила хорошей работы.

- Возрастные особенности детей.

- Что должен знать вожатый о своих воспитанниках?

- Решение педагогических ситуаций.

- Методика работы с группой, стили и методы управления.

- Методика конструирования и организации КТД, этапы КТД.

- Тренинг общения.

- Игры и упражнения на развитие воображения и творческих способностей.

- Решение педагогических ситуаций.

  1. Содержательные основы деятельности вожатого (10 часов)

  • Схема работы лагерной смены. Периоды смены.
  • Организационный период: цель и задачи, знакомство, планирование.
  • План дня, план-сетка смены, основные дела, законы и традиции лагеря.
  • Основной период: цель и задачи, основные дела.
  • Итоговый период: цель и задачи, основные дела.
  • Методика организации и анализа жизнедеятельности в отряде: анализ дня, анализ конфликтной ситуации, анализ дела, самоанализ.
  •  Организация похода и роль вожатого в его проведении.
  •  Охрана жизни и здоровья детей: предупреждение ситуаций, опасных для жизни и здоровья детей.
  • Оказание первой медицинской помощи.
  • Правила поведения в экстремальных ситуациях.
  •  Лидерство в детском коллективе. Особенности лидерства в детском коллективе.
  •  Игра как инструмент лидера. Игры на выявление детей с лидерской позицией.

  1. Спортивно-игровая деятельность в лагере (14 часов)

  • Классификация игр.
  • Этапы организации игры.
  •  Подготовка, проведение, анализ.
  • Игры в различные периоды смены: организационный, основной, заключительный.
  •  Спортивные игры в лагере.

  1. Оформительские умения в работе вожатого (3 часа)

  • Шрифты (накладной, рубленый, курсив, анималистический).
  •  Фон. Способы наложения фона.
  •  Стенная газета.
  •  Отрядный уголок.
  •  Визитка.
  •  Объявление.
  •  Изготовление призов.
  •  Бумажная пластика.

  1. Педпрактика (84 часа)

  •  Разработка конкурсно - игровых программ.
  •  Проведение конкурсно - игровых программ.
  •  Оформление, призы.
  • Анализ дела.
  1. Зачет (2 часа)

  •  Пополнение «Банка игр»: игры на знакомство, игры на дискотеке, игры в ненастную погоду, игры с залом, подвижные игры.

Учебно-тематический план

  1. Введение. (1час)

Ориентиры лета. Что такое лагерь? Игра на знакомство “Великолепная Валерия” и др.  Особенности лагеря с дневным пребыванием детей. Особенности организации отдыха в п. Тазовский. Кодекс поведения вожатого. Характеристика личностных качеств вожатого. Игра “Мой идеал”. Обязанности вожатого.

  1. Организационные основы деятельности вожатого(6 часов)

Программа и планирование смены. Конкурс “Ромашка”. Источники планирования. Календарь лета. Виды планов. Планирование деятельности отряда. Личный план работы вожатого. Режим дня.

Логика развития лагерной смены. Периоды смены лагеря: организационный, основной, заключительный. Что такое оргпериод.

Специфика организационного периода смены лагеря. Как понравиться детям? Как быстро запомнить имена детей? Бейджики. Игра “Снежный ком”. Газета “Здравствуйте”. “Огонек знакомства”. Отрядный круг. Как обращаться к детям? Знакомство с требованиями (законами), традициями лагеря. Инструктаж. Соглашение. Ожидание. Игры на выявление интересов (маршрутные игры, игры-испытания). Как придумать название отряду. Мозговой штурм. Знакомство с другими отрядами. Открытие смены.

Специфика основного периода смены лагеря. Как провести творческий конкурс? “Шляпное сражение”. Как провести познавательную викторину, интеллектуальную игру? “Светский разговор”. Как организовать спортивную эстафету? Сказочная эстафета. Как организовать уборку территории? “БУНТ” – большая уборка на территории. Что делать, если идет дождь? Игры за столом. Игра “Муха”. Что делать в жаркий день? Игры на пляже (с водой). Что делать, если в вашем отряде у кого-то день рождения? Чем занять детей во время поездки в автобусе? Игра “Кто? С кем? Куда? Зачем?”. Как провести экскурсию? Конкурс гидов. Правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения. Что такое тематический день? Логика и алгоритм построения тематического дня.

Специфика заключительного периода смены лагеря. Подведение итогов смены. Газета “Эх было дело…”, “Мне бы хотелось вам сказать…”. Закрытие смены. Награждение. Операция “Нас здесь не было”.

Организация самоуправления в ВДКПонятие «временный детский коллектив». Стадии развития временного детского коллектива. Самоуправление, стадии развития самоуправления. Понятие дежурный командир, обязанности дежурного командира. Организация работа центров и секторов.

Классификация игр. Игра, как основная форма работы с детьми в условиях лагеря. Виды игр. Типология игр. Этапы организации игры. Игра с эстрады “Футбол”. Создание “Банка игр”, “Банка форм работы” вожатого. “Аукцион идей”.

  1. Содержательные основы деятельности вожатого. (10 часов)

  • Схема работы лагерной смены. Периоды смены.
  • Организационный период: цель и задачи, знакомство, планирование.
  • План дня, план-сетка смены, основные дела, законы и традиции лагеря.
  • Основной период: цель и задачи, основные дела.
  • Итоговый период: цель и задачи, основные дела.
  • Методика организации и анализа жизнедеятельности в отряде: анализ дня, анализ конфликтной ситуации, анализ дела, самоанализ.
  • Организация похода и роль вожатого в его проведении.
  • Охрана жизни и здоровья детей: предупреждение ситуаций, опасных для жизни и здоровья детей.
  • Оказание первой медицинской помощи.
  • Правила поведения в экстремальных ситуациях.
  • Лидерство в детском коллективе. Особенности лидерства в детском коллективе.
  • Игра как инструмент лидера. Игры на выявление детей с лидерской позицией.

  1. Раздел. Спортивно-игровая деятельность в лагере (14 часов)

Ведущая роль игры в организации воспитательной и оздоровительной работы в детском оздоровительном лагере. Технология развивающей кооперации. Оздоровительные игровые технологии. Принципы разработки техно игр. Игротека в лагере. Ее величество - игра (по материалам книг С. Шмакова).

Игра – дело серьезное: психологические, коммуникативные, развивающие, деловые, организационно-деятельностные, ролевые, сюжетно-ролевые, спортивные, интеллектуальные, философские игры. Практики и тренинги.

  1. Оформительские умения в работе вожатого. (3 часа)

1. Использование наглядных материалов в летнем лагере.

2. Отрядный уголок, его содержание.

Среди всех наглядных материалов центральное место занимает газета.

Выпуск газеты в лагере – это особый вид творческой деятельности детей и подростков. Газета может содержать информацию о важном событии в жизни отряда, призывать к решению наболевшего вопроса, поздравить с днем рождения, опубликовать собственные творения детей и подростков, поздравить победителей.

  1. Педагогическая практика (84 часа)

  1. Зачет (2 часа)

Прогнозируемый уровень освоения программы

К концу обучения по программе «Юных вожатых» обучающиеся должны:

1. Владеть приемами эффективного общения.

2. Знать:

  • Особенности возрастного развития детей младшего, среднего школьного возраста и подростков;
  • Нормативно-правовые основы работы вожатого;
  • Особенности временного детского коллектива;
  • Логику развития лагерной смены, методики организации тематических дней;
  • Методику организации коллективно-творческих дел, малые формы работы;
  • Возможности игры;
  • Особенности организации самоуправления в школе и в лагере;
  • Основы безопасности жизни и здоровья детей.

  1. Уметь:

  • Проектировать (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми в классе, отряде, определение конкретных целей и задач, планирование собственной педагогической деятельности);
  • Организовывать (организация жизнедеятельности в классе, отряде, организация работы в группе, координация собственной деятельности)
  • Сотрудничать с детьми, взаимодействовать с детьми
  • Анализировать педагогические ситуации, организовывать и проводить анализ мероприятий с детьми, анализировать собственную деятельность
  • Оформлять пресс-центр, уголки, выставки, изготавливать призы и т.д.

Формы подведения итогов

Зачет (разработка проекта), участие в конкурсе вожатского мастерства.

Рекомендуемая литература для педагогов:

  1. Ю.Н. Григоренко, У.Ю. Кострецова. «Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе». – Педагогическое общество России, Москва, 2001г.

  1. Ю.Н. Григоренко, М.А. Пушина «Здравствуй наш лагерь!» - Педагогическое общество России, Москва, 2003г.

  1. В.Н. Торгашов. «Мы играем в детектив». – Педагогическое общество России, Москва, 2001г.

  1. В.Н. Торгашов «В эфире новости» - Педагогическое общество России, Москва, 2001г.

  1. Ю.Н. Григоренко, У.Ю. Кострецова. «Кипарис-2». – Педагогическое общество России, Москва, 2000г.
  2. Ю.Н. Григоренко «Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере». – Педагогическое общество России, Москва 2003г.

  1. Л.ф. Шаламова, А.Ю. Ховрин «Вожатый – старт в профессию». – Педагогическое общество России, Москва 2005г.

  1. Е.И. Чагина «Методические рекомендации для вожатых детских оздоровительных лагерей» - Издательский дом «Методист», Москва 2008г.

  1. И.О. Вагин «Как из мухи сделать слона». – «Рипол классик», Москва 2001г.

  1. А.И. Щебетенко «Психологические тесты для лидера». – Творческий центр, Москва 2005г.

  1. Том Вьюжек «Логические игры, тесты, упражнения». - «ЭКСМО», Москва 2003г.

  1. Ю.Б. Гатанов «Курс развития творческого мышления». – ГМНПП «ИМАТОН», Санкт-Петербург, 2001г.

  1. «Вожатый века» - Общественно педагогический журнал.

Рекомендуемая литература для обучащихся.

  1. А.Н. Лутошкин. «Как вести за собой» Москва Просвещение. – 1988г.

  1. Л.Ю. Субботина «Развитие воображения у детей» - «Академия развития», Ярославль, 1996г.

  1. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина «Подвижные игры народов СССР» - Москва «Просвещение», 1989г.

  1. Артамонова Л.Е. Летний лагерь: организация, работа вожатого, сценарии мероприятий. 1-11 классы. М.: ВАКО, 2006. – 288 с.

  1. Вайндорф - Сысоева М.Е. Основы вожатского мастерства. Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2005. – 160 с.

  1. Григоренко Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160 с.

  1. Лучшие сценарии для летнего лагеря: Настольная книга педагога- организатора / Автор-сост. В.И. Руденко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 218 с

  1. Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я./ С.В. Марфина; худож. Е.А. Афоничева. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 160 с.

  1. Романенко Т.Н. Настольная книга вожатого детского оздоровительного лагеря. Второе издание – Воронеж: Департамент образования, науки и молодёжной политики Воронежской области, 2013. - 268 с.

  1. Тетерский С.В. Детский оздоровительный лагерь: Воспитание, обучение, развитие: Практическое пособие. / С.В. Тетерский, И.И. Фришман. – М.: АРКТИ, 2007. – 104 с.

Приложение 1.

Диагностика вожатых

Анкета «Твои планы на смену»

        - Хочу узнать:

        - Хочу увидеть:

        - Хочу сделать:

        - Хочу научиться:

        - Могу научиться:

        - Хочу, хочу, хочу:

        - Не хочу, не хочу, очень не хочу:

Приложение 2.

Этика вожатого

Этика вожатого — это профессиональная этика, выступающая как средство формирования личности самого вожатого и как педагогический фактор, обеспечивающий влияние на детей, формирование их морали, воздействие личным примером.

Педагогическая этика примыкает и сливается с повседневной жизнью, решением возникающих ситуаций, проявлением личности вожатого у всех на виду. Здесь и обнаруживается умение, способность вожатого строить свои действия с учетом этических аспектов.

Каким должен быть вожатый в общении с детьми с точки зрения педагогической этики?

  • Доброжелательный. Каждый ребенок в отряде должен быть уверен в хорошем отношении к себе. И, конечно же, ребенок должен чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.
  • Внимательныйи тактичный. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.
  • Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У «добреньких» вожатых дешевый авторитет.
  • Справедливый. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.
  • Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатый должен быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей.
  • Терпеливый и сдержанный.Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться несущественными, необходимость все повторять несколько раз — все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв.
  • Искренний и честный.Степень откровенности с детьми поможет вам определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого. В случае если ваши взгляды на жизнь не соответствуют общепринятым, не озвучивайте инепропагандируйтеих.

Этика вожатого напрямую связана с едиными педагогическими требованиями.

Приложение 3.

Правила для вожатых, о которых не стоит забывать

• Вожатый несет ответственность за жизнь и здоровье детей.

• Вожатый должен предъявлять понятные, точные и решительные требования.

• Предвидеть и предотвращать конфликты в отряде.

• Если в первые три дня вы не сформируете и не сплотите отряд, то потом это будет сделать практически невозможно.

• Вожатые должны знать, где находятся их дети, впрочем, как и дети должны знать, где находятся вожатые.

• После отбоя проверяйте наличие дежурного света в коридорах и холле. Дверь в корпусе на ночь должна быть закрыта, ключ находиться у вожатого, который ближе всех живет к выходу.

• Перед отбоем не забывайте спрашивать о самочувствии ребят, заботьтесь о здоровье детей.

• Объясните ребятам правила поведения в столовой, в корпусе, на мероприятиях. Обязательно наличие закрытой одежды при посещении столовой.

• Совместно с напарником планируйте деятельность. Учитесь разделять ответственность.

• Никогда не выясняйте отношения с напарником в присутствии ребят.

• Постарайтесь не разрешать переезды детей из палаты в палату (только в случае крайней необходимости).

• Отпустить ребенка из отряда с родителями вы можете только после того, как они напишут заявление на имя директора лагеря.

• Не ищите в конфликте виновных, ищите выход.

• Если у вас возникли проблемы с ребенком, обратитесь к воспитателю, далее — к начальнику лагеря.

• В случае необходимости время суток для обращения в медпункт не имеет значения.

• Вожатый должен иметь четкий план работы на день.

• Обязательно проводите утренний сбор отряда, на котором вы расскажете ребятам, что их сегодня ожидает. По возможности проводите каждый день отрядные свечки.

• В столовую, из столовой, на мероприятия, за территорию лагеря отряд должен передвигаться только строем в колонне по два человека.

• Если ребенок убежал из лагеря, немедленно сообщите об этом инспектору, директору лагеря.

• Не занимайтесь своими личными делами в рабочее время.

• Не кричите на ребенка, уместная шутка в адрес виновника намного сильнее крика.

• Прежде чем наказать ребенка, подумайте, что скажут об этом его родители.

Приложение 4.

Ценности вожатской работы

Кодекс чести вожатого

 

Общие положения

 

Данный Кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности вожатого.

Целью Кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности вожатого. Кодекс должен служить вожатому ориентиром при планировании и построении работы с детьми, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности вожатого.

Кодекс призван укрепить авторитет профессии вожатого.

 

Введение

 

В задачи Кодекса входит характеристика основных этических норм и правил, которыми руководствуются вожатые в своей деятельности.

Кодекс содержит директивы для педагогических работников (вожатых и воспитателей) детских учреждений.

Положения Кодекса ориентируют вожатых строить свою деятельность вокруг интересов ребенка.

Кодекс требует от вожатых исполнять свои обязанности профессионально, руководствуясь этическими и моральными принципами.

Согласие с Кодексом и его профессиональное и личностное принятие являются своеобразным допуском к работе вожатым.

 

Задачи вожатого в детском учреждении (ДУ).

 

Отвечать за благополучия детей в период работы в ДУ (благополучия: физическое, социальное, психологическое, эмоциональное, материальное).

Вожатый обязан:

· Следить за здоровьем и гигиеной воспитанников.

· Проводить с детьми инструктаж по технике безопасности, не создавать ситуации, в которых возможна травма детей, знать, где находятся все его дети в любой момент времени, всегда быть в доступном для ребят месте.

· Соблюдать дисциплину, составить четкий распорядок в отряде и следить за его выполнением, не быть безразличным к недисциплинированности детей, к оскорблениям по отношению к детям со стороны других детей.

· Не создавать ситуации, в которых возможна психологическая травма детей, не применять манипулятивные техники, агрессивные и жесткие методики, а также методики в которых вожатый некомпетентен (например, психологические, медицинские, парапсихологические и т.п.).

· Создавать для детей ситуацию успеха в индивидуальной и коллективной деятельности, создавать условия для развития чувства эмоционального комфорта.

Обеспечивать личностный рост каждого ребенка.

Вожатый не имеет право выделять «любимчиков» из отряда, каждый из детей заслуживает индивидуального внимания, каждый ребенок особенный по своему и не следует предполагать, что кто-то из детей самый лучший.

Вожатому следует:

· Знать об индивидуальных особенностях каждого ребенка, развивать в ребенке позитивное восприятие его способностей.

· Помогать ребенку строить собственные планы и давать ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.

· Учить ребенка общаться с взрослыми любого возраста.

· Воспринимать вопросы и высказывания ребенка всерьез.

· Создавать условия, в которых учитывается мнение детей, давать возможность высказаться каждому.

· Хвалить ребенка только за конкретные успехи и поступки.

 

Сплачивать детский коллектив.

Вожатый обязан организовывать досуг детей, проводить мероприятия для сплочения отряда.

Вожатый должен знать межличностные отношения в отряде, решать детские конфликты.

Вожатому нельзя держаться изолированно, дистанционно от детей, отговариваясь тем, что вожатый должен давать свободу детям.

 

Содействовать успешной реализации программы.

Вожатый должен:

· Проводить мероприятия во вверенной ему группе детей согласно утвержденной ДУ программе.

· Привлекать к участию детей и участвовать самому во всех мероприятиях, проводимых администрацией ДУ для детей.

Вожатому следует проявлять инициативу в подготовке мероприятий и выступлений детей.

Вожатый не имеет права критиковать программу, реализуемую в ДУ и отдельные мероприятия в присутствии детей.

 

Сплачивать педагогический коллектив.

Вожатый не должен создавать стрессовых и конфликтных ситуаций для детей и коллег.

Вожатому следует преследовать совместно поставленные общие цели, участвовать в общественной жизни педагогического коллектива ДУ.

Приложение 5.

Ценности вожатской работы

 

Человеческое достоинство и толерантность

 

Вожатый признает ценность каждого человека и его право на реализацию своих способностей, на достойные условия жизни и благосостояние, на свободный выбор жизненной позиции с условием, чтобы права одного человека не препятствовали реализации интересов и прав других людей или групп.

 

Вожатый:

· уважает основные права ребенка, указанные в Конвенции о правах ребенка;

· демонстрирует уважение и доброжелательное отношение ко всем детям и уважает их убеждения, ценности, культуру, цели, нужды, предпочтения, взаимоотношения;

· защищает и поддерживает достоинство детей, учитывает индивидуальность, интересы и социальные потребности каждого ребенка;

· способствует достижению благополучия и самостоятельности ребенка, формирует и поддерживает в них уважительное отношение к правам и свободам других людей;

 

Компетентность

 

Компетентность (профессионализм) является ценностью социально-педагогической деятельности.

 

Вожатый:

· изучает, использует, распространяет и применяет знания, умения и навыки в вожатской практике;

· постоянно повышает уровень своего профессионализма, поддерживают и расширяет свою компетентность в целях повышения качества своей деятельности;

· осознает рамки своей компетентности и не выходит за их пределы в ситуациях, где требуется более высокий уровень решения проблемы;

Социальная активность, мобильность и гибкость

 

Социальная активность, мобильность и гибкость являются ценностью вожатской работы и предполагают взаимосвязанную деятельность вожатого и ребенка.

Вожатый занимает социально-активную позицию в обществе, владеет навыками быстрого переключения с одного вида деятельности на другой и способами саморегуляции и саморелаксации.

Приложение 6.

Игры на знакомство. В первые дни смены важно заинтересовать, увлечь детей интересной деятельностью. Для этого целесообразно направить все усилия на знакомство, сплочение детей друг с другом. Вожатый, постарайся быть радостным, весёлым, немного «бесшабашным», попробуй « раскрутиться» в полную силу своих возможностей, тогда дети во всём начнут подражать тебе и копировать, а не это ли тебе необходимо для дальнейшего участия в программе?

Снежный ком. Участники берутся за руки, образуя круг. Начинает игру первый игрок, называя свое имя. Второй участник по кругу повторяет имя первого участника и говорит свое. Третий участник повторяет имена первых двух и называет свое имя. И так игра длится до тех пор, пока последний человек не назовет все имена, включая свое.

Великолепная Валерия. Участники встают в круг. Первый участник называет свое имя и прилагательное, характеризующее его (игрока) и начинающееся с той же буквы, что и его имя. Например: Великолепная Валерия, Интересный Игорь и т. д. Второй участник называет словосочетание первого и говорит свое. Третий же участник называет словосочетания первых двух игроков и так до тех пор, пока последний участник не назовет свое имя.

Одеяло. Участники делятся на две команды, располагаясь, друг напротив друга. Между ними натянуто одеяло. С каждой команды по одному человеку подсаживаются ближе к одеялу. Как только одеяло опускают, необходимо успеть произнести имя того, кто сидит напротив. Кто быстрее назвал - забирает к себе в команду игрока. Побеждает та команда, которая « перетянет» к себе больше игроков, т. е. та команда, которая знает больше имён.

История имени. Все садятся в круг. Каждый из участников по очереди называет свое имя и рассказывает историю о том, почему его назвали именно так.

Введение в профессию вожатого. Вожатый - профессия, которой не учат ни в одном ВУЗе, которая даже не является профессией педагогической, скорее, это некое призвание, состояние. Более того, вожатый - ключевая фигура в процессе воздействия на ребенка. Успешная работа вожатого, безусловно, зависит от индивидуальных черт, обусловленных возрастом, опытом работы, его личностными особенностями, системой ценностей и уровнем овладения педагогическими технологиями. От личности вожатого зависит и выбор методов и приемов педагогического воздействия. Вожатый по отношению к ребенку занимает особую позицию - дистанция между ними значительно короче, чем у педагогов. Вожатый - это не надзиратель, вожатый должен быть другом или подругой, сестрой или братом для тех, кому нужно прийти со своими детскими проблемами, с кем можно интересно провести время, научиться чему-то новому. Вожатый - это артист и спортсмен, литератор и историк, психолог и немного ребенок, фантазер и добрый волшебник. Вожатый - это человек, который всегда рядом с детьми, но в то же время чуть впереди. Подходит к концу лето с его отпусками, дачами, речками, пляжами и отдыхом. Дети, которые проводили свое время в летнем лагере, конечно же, многое запомнят. Запомнят они и своих вожатых, заменивших им на время отдыха практически всех. Так кто такой вожатый? Смею утверждать, исходя из личного опыта работы вожатым, что человек, который берет на себя ответственность быть вожатым, должен знать и уметь многое. И даже если он этого многого не умеет и не знает, он обязан этому учиться. И учится быстро. Вожатый - это мама-папа для всех своих детей в отряде. У этих самых детей всегда какие-то проблемы: то они что-то теряют, то с кем дерутся, ссорятся, то хотят домой, влюбляются и так далее и тому подобное. А раз ты вожатый, ты должен успокоить ребенка, разобраться в его проблемах. И неважно, в какое время суток это происходит. Как говорится, чтобы ночью тебя подняли… Вожатый - это прачка. Да, да, не смейтесь. К кому, по-вашему, пойдет 9-тилетний ребенок, если ему нужно погладить одежду? Ясно, что не к директору. Вожатый - это нянька. Детей нужно укладывать в кровать после отбоя и следить, чтобы твой ребенок случайно не перекочевал в другой отряд. Поднимать с уговорами утром на зарядку, чего они сильно не любят. Зато дети очень любят измазывать соседей зубной пастой. И пострадавшие утром, естественно, идут жаловаться вожатому - недосмотрел… Вожатый - бухгалтер. Потому что ему доверено следить за деньгами детей, распределить их так, чтобы ребенку хватило на всю смену. Да и еще за ценными вещами уследить, чтобы не пропали. Вожатый - это режиссер-постановщик. Участие в мероприятиях твоего отряда и достойное выступление - 80% работа вожатого. Дети - они хитрые, и вовсе не всегда удается уговорить кого-то из них выступать. Хорошо, если есть талантливые и активные. Но и в этом случае ребенку нужно придумать и поставить танец, смоделировать костюм и сообразить, какая у него будет прическа. Тут в дело включается вся фантазия (даже если ты о ней и не подозревал). Вожатый - это скорее не профессия, а состояние души! Вожатыми становятся не по нужде, а скорее по убеждению, из-за любви к детям. Вожатыми становятся те, кто не хочет уходить из детства. Вот кто такой, вечно не высыпавшийся, голодный, уставший, но добрый вожатый. И если честно, дорого стоят слезы и слова уезжающих домой детей о том, как они нас полюбили, о том, что будут писать и звонить, и просьба приехать работать еще. 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса по программе "Школа 2100"

Программа составлена по программе "Школа 2100" по УМК Р.Н. Бунеева и Е.В. и на основе - Федерального базисного учебного плана 1998 года; - Обязательного минимума; - Федерального компонента государстве...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Дополнительная образовательная программа "Школа вожатого-новичка"

Современный вожатый сочетает в себе знания и умения педагога, психолога, социолога. Работа с детьми требует от вожатого самых разнообразных знаний, умений и навыков. Она строится на основе широкой эру...

Профилактическое мероприятие для обучающихся 6-9 классов в рамках программы "Школа без насилия" - "Психологическое и физическое насилие в школе"

Данная методическая разработка знакомит обучающихся с социально-рсихологическим особенностями подросткового возраста, с понятиями "Буллинг", "психологическое насилие", "физическое насилие". А также со...

Рабочая программа "Школа первоклассника" (Английский язык, подготовка к школе)

В настоящее время интерес к раннему изучению иностранного языка стал еще более значительным. Работа с дошкольниками и младшими школьниками рассматривается как неотъемлемое звено всей системы языкового...

Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства в рамках программы "Школа - второй дом"Основные цели современной школы - не только научить, но и воспитать достойного гражданина нашего общества

Основные цели современной школы - не только научить, но и воспитать достойного гражданина нашего общества. Однако достичь поставленной цели можно только строя свою работу в тесном взаимодействии с сем...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...