Песни военных лет как средство формирования гражданственности и патриотизма
статья

Белова Елена Константиновна

Гражданское воспитание является важной составляющей воспитательного процесса. Гармоничное развитие личности невозможно без формирования таких качеств, как гражданственность и патриотизм.

Гражданственность – качество личности, заключающее в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм - нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству.

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.77 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕСНИ ВОЕННЫХ ЛЕТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА

Гражданское воспитание является важной составляющей воспитательного процесса. Гармоничное развитие личности невозможно без формирования таких качеств, как гражданственность и патриотизм.

Гражданственность – качество личности, заключающее в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм - нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству.

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Формирование гражданственности и патриотизма является основной целью гражданского воспитания. Содержание гражданского воспитания в школе составляет работа учителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры. Патриотические чувства учащихся формируются в процессе воспитания любви к малой родине, к своим родным местам.

Содержание патриотического воспитания в учебной деятельности реализуется с помощью многообразных форм и методов. На занятиях пения одним из таких методов становится использование песен патриотической направленности. Среди огромного количества патриотических песен следует особо выделить песни, созданные в годы Великой Отечественной войны.

В годы Великой Отечественной войны песня была одним из действенных орудий в борьбе с врагом. Песня поднимала боевой дух советских солдат, усиливала волю к победе, становилась призывом и лозунгом.

Роль песни в годы войны была чрезвычайно высока. Они складывались обо всём, что происходило на фронте и в тылу, что согревало души, призывало к подвигу. В них говорилось о патриотизме, о солдатской дружбе, о любви. Песня поддерживала в трудные минуты, приносила утешение, она была необходима человеку как воздух, с ней человеческое сердце не черствело. Но не только солдат поддерживали и согревали эти мелодии. Их жёнам, матерям, детям они тоже помогали, помогали ждать все годы разлуки. У каждой песни своя история, свой путь, своя судьба.

Песни военных лет прекрасны и незабываемы. В них есть все: горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения к своим; картины жизни солдат; рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов; лирические истории о любви. Историю Великой Отечественной войны можно было бы изучать по песням, созданным в те годы.

На уроках пения учащиеся знакомятся с песнями военных лет, узнают имена авторов произведений, истории их создания, проникновенно и трепетно исполняют эти песни. По своему эмоционально-духовному содержанию песни войны превзошли все другие, существовавшие до войны и написанные после войны.

В песнях военных лет первостепенное значение приобретает взятый за основу поэтический текст. Эмоциональное воздействие песни усиливается за счѐт выразительного поэтического слова. Поэтому одним из важных этапов в работе над песней становится выразительное прочтение поэтического текста, расстановка смысловых акцентов, определение кульминации, нюансировка. Необходимо обращать внимание на чѐткую дикцию, правильную артикуляцию звуков во время исполнения песен. Учитель даѐт возможность учащимся осмыслить содержание песни, пропустить каждое слово через свою душу, создать неповторимый эмоциональный художественный образ музыкального произведения.

Во время эмоционального исполнения песен учащиеся способны осознать свою причастность к Родине, к своему народу, к своим истокам. У них формируется трепетное отношение к своему отечеству, большой и малой родине.

Использование на уроке музыки песен военных лет имеет огромное воспитательное значение. Такой репертуар способствует эмоциональному переживанию своей принадлежности к своей стране, своему гражданству, традициям. Песни военных лет помогают сформировать у учащихся такие значимые качества личности, как патриотизм и гражданственность.

Источники

1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: «Школа-Пресс», 2000.

2. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. – М., 1986.

3. Вендрова Т.Е. Пусть музыка звучит! / Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990.

4. www.ru.wikipedia.org 

5. www.dic.academic.ru 

6. www.nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника.

этот материал создан для повышения обмена опыта в сфере патриотического воспитания....

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"...

Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьников

Вопросы, связанные с воспитанием патриотизма, и формирование у учащихся гражданских позиций призваны стать основными составляющими в образовательном процессе школы. Здесь очевидны огромные возможности...

Региональный компонент в учебной и внеклассной работе как средство воспитания гражданственности и патриотизма

Региональный компонент в учебной и внеклассной работе как средство воспитания гражданственности и патриотизма.(Из опыта работы)         В наши дни, когда функци...

Исследовательская деятельность учащихся как средство формирования гражданственности, патриотизма и нравственно-духовных ценностей

Описан опыт работы по вовлечению обучающихся к исследовательской деятельности по русскому языку и литературе....

внеклассная работа как средство воспитания гражданственности и патриотизма

В советской школе воспитанию гражданственности и патриотизма придавалось приоритетное значение. Инструментами этого воспитания выступали пионерская и комсомольская организации. Содержание большинства ...