Учебная программа Вокальный ансамбль "Мелодия"
рабочая программа

Щурова Ольга Игоревна

Дополнительная общеразвивающая программа «Мелодия» реализуется в соответствии с художественной направленностью образования.

Актуальность программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к современной и советской музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.

Отличительные особенности программы обусловлены тем, что занятия вокалом способствуют развитию художественных способностей детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние.

Программа рассчитана на обучающихся 7-11 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_melodiya_shchurova.docx266.61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СПЕКТР»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Мелодия»

Направленность: художественная

Возраст: 7-11 лет

Срок реализации: 1 год (144 часа)

Автор разработчик:

Щурова Ольга Игоревна

педагог дополнительного образования

МАУ ДО «Спектр»

2021

Раздел № 1. Основные характеристики программы

1.1. Пояснительная записка

Направленность (профиль) программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Мелодия» (далее - Программа) реализуется в соответствии с художественной направленностью образования.

Актуальность программы

Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Музыкальная деятельность в силу ее эмоциональности привлекательна для обучающихся и помогает формировать эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение. Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной и эстетической культуры обучающихся – обуславливает актуальность данной программы.

Отличительные особенности программы

Программа способствует развитию музыкальности обучающегося, его творческих способностей; эмоциональной сферы, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление с образцами народного творчества, произведениями русской музыкальной классики, современного искусства помогает обучающимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям, музыкальной культуре.

Адресат программы

Программа рассчитана на обучающихся 7-11 лет.

Состав группы – постоянный, 10 человек.

Объем программы Срок освоения программы

1 года обучения. Программа учитывает возрастные особенности младшего школьного возраста.

1 год обучения – 144 часа

Формы обучения и виды занятий

групповое;

репетиция;

занятие-концерт

Режим занятий

занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, между занятиями 20 минут перерыв.

Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых актов

1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

3. Санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

4. Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;

5. Письма Министерства образования и науки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

6. Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);

7. Методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, автор: Л.Н. Буйлова/ ГАОУВО «Московский институт открытого образования».

1.2. Цель и задачи программы

Цель

Формирование творческой личности обучающихся средствами вокального искусства. 

Задачи

1.Обучить навыкам вокально-исполнительского мастерства.   

2.Развивать интерес к музыкальному творчеству.

3.Воспитывать у обучающихся художественный вкус, нравственные чувства (доброта, любовь и уважение к ближнему, к Родине)

1.3. Содержание программы

Учебный план первого года обучения

Наименование разделов

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

теор

пр

всего

1. Введение в программу

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

1

1

2

диагностика

Разработка репертуарного плана. Диагностика.

2

2

диагностика

Устранение зажимов и дефектов речи.

2

2

4

тест

2. Певческая установка                                                                                 8

Певческая позиция

1

1

2

тест

Певческое дыхание

1

5

6

тест

Атака звука

1

7

8

Проверочная работа

Певческая опора

2

4

6

Проверочная работа

3. Развитие диапазона                                                                                    22

Вокальная интонация

1

5

6

Проверочная работа

Вокальные   упражнения и вокализы.

1

7

8

диагностика

Развитие музыкального слуха

2

6

8

тест

Постановка голоса

2

6

8

тест

Распевочные циклы упражнений

-

6

6

Проверочная работа

4. Теория музыки                                                                                            36

Мелодия. Значение мелодии в музыкальном произведении.

1

3

4

Проверочная работа

Направления мелодического движения и его диапазон.

1

3

4

Проверочная работа

Мелодическое движение. Проходящие и вспомогательные звуки.

1

3

4

Проверочная работа

5. Вокально-ансамблевая работа                                                                12

Вокально–ансамблевая работа над репертуаром.

-

14

14

Проверочная работа

Ритмическая основа музыкальной композиции.

1

9

10

Проверочная работа

Эстрадная вокальная культура.

1

7

8

Проверочная работа

Работа над образом разучиваемых произведений.

-

10

10

Проверочная работа

Художественное слово, актерская составляющая в эстрадной композиции

2

6

8

Проверочная работа

6. Музыкально-образовательные беседы                                           50

П. И. Чайковский

1

1

2

Угадай - ка

В.А. Моцарт

1

1

2

Угадай - ка

7.Музыкально-исполнительская деятельность (Социальная практика)

Концертная программа ко Дню матери.

-

2

2

выступления

Концертная программа к 8 марта

-

2

2

выступления

Районный конкурс детских талантов «Музыкальный трамплин»; «Северная звезда»

-

2

2

выступления

Фестиваль детского творчества «Вдохновение»

-

2

2

выступления

Итоговая диагностика

-

2

2

тест

Итоговое занятие -концерт

-

2

2

выступления

                                                     Итого часов

23

121

144

Содержание учебно-тематического плана:

1.Введение в программу

Вводное занятие. Знакомство с воспитанниками. Игры на установление доверительных отношений между педагогом и воспитанниками. Цель и задачи курса. Режим работы. План занятий. Игры и викторины для выявления музыкальных способностей у детей. Правила техники безопасности.

Диагностика. Правила гигиены голоса. Рассказ о том, как беречь голос. Правила поведения во время пения. Подбор и слушание репертуара, беседа о характере и тексте произведений.

Формирование вокальных гласных.  Формирование согласных и их воздействие на дыхание. Формирование речевых согласных. Мышечные зажимы, тренинги на их удаление.

2. Певческая установка

Певческая позиция. Работа над всеми составляющими голосового аппарата. Певческое дыхание. Методы постановки диафрагмально-реберного дыхания, упражнения на короткий вдох и длинный выдох, расходование вдоха, певческая опора, здоровое дыхание, самоконтроль. Дыхательная гимнастика. А.Н. Стрельниковой. Практические упражнения дыхательной гимнастики.

Атака звука. Типы звукоизвлечения, подача звука, положение рта при различных видах звучания. Методы постановки свободного звукоизвлечения в различных регистрах и миксте. Понятие «Атака звука». Три вида атаки - мягкая, твердая и придыхательная. Отработка основных видов атаки звука и вспомогательных приемов. Целесообразность применения различных видов атак.

Певческая опора. Понятие певческой опоры как напряжения мышц брюшного пресса для удержания воздушной струи и создания импеданса в области голосовых связок. Отличие опоры от мышечного зажима, контроль дыхания, упражнения на чувство опоры.

3. Развитие диапазона

Вокальная интонация. Работа над точностью интонации. Пение вокализов и упражнений на различные интервалы. Методы воспитания вокальной интонации, интонирование сложных интервалов, скачки, кантилена.

Вокальные упражнения и вокализы. Пропевание вокально-хоровых упражнений, вокализов на развитие диапазона.

Развитие музыкального слуха. Практические занятия. Упражнения на развитие музыкального слуха. Работа над координацией слуха и голоса. Введение упражнений с использованием гаммы, арпеджио. Наряду с упражнениями используется пение романсов, классических и современных песен, песен военных лет, советских, отечественных популярных песен. 

Постановка голоса. Упражнения на дыхание, звукообразование, развитие певческого диапазона. Распевание. Элементарные представления не только о строении голосового аппарата, но и о том, что такое: 
- правильная постановка корпуса при пении; 
- певческое дыхание: спокойный, без напряжения вдох, задержка вдоха перед началом пения (люфт-пауза), выработка равномерного выдоха; 
- правильное певческое формирование гласных звуков в сочетании с согласными, четкое произношение согласных; 
- слуховое осознание чистой интонации; 
Пение элементарных вокальных упражнений в медленном темпе, с использованием следующих интервалов: 
- на зубные язычные согласные – Д, З, Т, Р, Л, Н; 
- на губные – Б, П, В, М.

Распевочные циклы упражнений. Понятие распевки, циклы для разных возрастов и уровней вокальной подготовки. Упражнения для устранения вокальных проблем певца, для психологической и физиологической настройки на пение.

4. Теория музыки

Ознакомление обучающихся с основами элементарной теории музыки:

Мелодия. Значение мелодии в музыкальном произведении.

Направления мелодического движения и его диапазон.

Мелодическое движение. Проходящие и вспомогательные звуки.

5.  Вокально-ансамблевая работа

Вокально–ансамблевая работа над репертуаром. Беседы о разучиваемых произведениях. Раскрытие значения, содержания, особенностей каждой исполняемой песни. Анализ ее текста, разъяснение непонятных слов, анализ музыкального и поэтического текста. Показ-исполнение песни. Разбор ее содержания. Разучивание материала с сопровождением и без него, раздельно по партиям или всем ансамблем, под фонограмму минус.

Ритмическая основа музыкальной композиции. Работа с ритмом в композиции, агогика, ритмическая переакцентовка. Свобода ритмических построений в импровизации. Ритмические упражнения на развитие внутреннего ощущения темпа, смены ритма и размера.

Певческая вокальная культура. Уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене; стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос.

Работа над образом разучиваемых произведений. Раскрытие художественного образа, воображение, фантазия. Взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом.

Художественное слово, актерская составляющая в вокальной композиции. Работа с художественным текстом, осмысление актерской задачи, проигрывание заданной роли, овладение сценическим пространством и движением.

6. Музыкально-образовательные беседы

Рассмотрение исторических этапов развития мировой музыкальной культуры. Знакомство с русскими и зарубежными композиторами

П. И. Чайковский

В.А. Моцарт

7. Музыкально-исполнительская деятельность (Социальная практика)

Исполнение выученных произведений на концертах, конкурсах и фестивалях.

1.4. Планируемые результаты

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

умения сравнивать поступки сверстников со своими собственными поступками.

Метапредметные результаты:  

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации;  

формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты:

знать/уметь:

чисто интонировать, петь на дыхании; 
петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы; 
развить гармонический и мелодический слух, эстетический вкус. 
петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки; 
петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук; 
понимать дирижёрские жесты и следовать им; 
знать средства музыкальной выразительности. 
петь под фонограмму в группе и соло; 
уметь преодолевать мышечные зажимы; 
соблюдать при пении певческую установку; 
петь на цепном дыхании; 
уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, петь на легато, стаккато, нон легато; 
уметь петь выразительно, осмысленно несложную напевную песню; 
уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни, петь по нотам детские песни; 
обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью; 

пользоваться мягкой атакой, петь естественным звуком, сохраняя индивидуальность тембра, на всём диапазоне ровным по тембру звуком; 
уметь петь на одном дыхании, равномерно его распределяя, довольно продолжительные фразы; 
уметь держаться на сцене; 
петь в меру эмоционально, в соответствии с характером произведения; 
знать правила охраны голоса в предмутационный период; 

иметь усовершенствованный речевой аппарат, развитый вокальный слух; 
быть настойчивым, выдержанным, целеустремлённым и трудолюбивым. 

Раздел 2.        Организационно-педагогические условия

1 полугодие – 17 учебных недель

01.09.2021 - 28.12.2021 Учебный процесс, мероприятия, выставки, концерты

21.12.2021 - 22.01.2022 Промежуточная аттестация обучающихся по усвоению Дополнительных общеобразовательных        общеразвивающих программ по итогам 1- го полугодия

30.12.2021 - 09.01.2022 Зимние каникулы

2 полугодие – 19 учебных недель

09.01.2022 - 31.05.2022 Учебный процесс, мероприятия, выставки, концерты

29.03.2022 - 31.03 2022

Весенние каникулы

04.05.2022- 25.05.2022

Итоговая аттестация обучающихся по  усвоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Работа в летний период

01.06.2022 - 31.08.2022 Реализация дополнительных (краткосрочных) общеобразовательных общеразвивающих программ,  Мастер-классы, Работа дворового клуба, Работа профильных отрядов.

Нерабочие праздничные дни:

1 января – 8 января - Новый год

7 января – Рождество Христово

23 февраля - День защитника Отечества

8 марта – Международный женский день

 1 мая – Праздник Весны и Труда

9 мая – День Победы

12 июня – День России

4 ноября - День народного единства

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

Учебный паспортизированный кабинет для занятий, фортепиано, стулья.

Технические средства: аппаратура для воспроизведения музыки, микрофоны.

Нотный материал, подборка репертуара.

Записи аудио, видео, формат MP3.

Записи выступлений, концертов.

Информационное обеспечение – банк методической литературы, портфолио учащихся.

2.3.Форма аттестации/ контроля

Текущий контроль проводится в конце изучения каждой темы -  опросы по темам, выступления в концертных программах, конкурсах.

Промежуточный контроль диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся – промежуточная – январь, итоговая – май;

Итоговый контроль оценка качества обученности учащихся по завершению обучения по образовательной программе) – творческое выступление на итоговом фестивале детского творчества «Вдохновение», наградные документы за участие в конкурсах различного уровня по профилю,  портфолио.

Средства контроля: устный опрос; контролирующее прослушивание пения; повторение за педагогом несложных певческих упражнений, распевок, ритмических рисунков; выступления на различных мероприятиях, конкурсах, фестивалях; творческие задания, обмен мнениями о прослушанном музыкальном примере.

2.4.Оценочные материалы Методики выявления уровня компетентности обучающихся в результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мелодия» (Приложение)

2.5. Методические материалы 

Метод демонстрации: прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример. Наглядно-зрительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. (Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в обучении певческому дыханию).

Словесный метод: беседа; рассказ; обсуждение; сообщение задач. Особенностью словесного метода в воспитании детей является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.

Метод разучивания: по элементам; по частям; в целом виде.

Музыкальное сопровождение как методический приём. Педагог своими пояснениями, примером помогает приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой.

 Метод анализа: все выступления в процессе обучения учеников снимаются на видеокамеру и совместно с ними анализируются, выявляются лучшие моменты выступления или ошибки.

Методы воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.)

Формы  организации  образовательного  процесса: индивидуальная,  фронтальная и  групповая

Формы  организации  учебного  занятия: беседа, исполнение произведений сначала педагогом, затем детьми, прослушивание песни, проигрывание, конкурс, наблюдение, праздник, практическое занятие.  

Процесс освоения содержания программы предполагает использование разнообразных видов музыкально-практической деятельности, соответствующих возрастным особенностям детей:

1. восприятие музыки и размышления о ней,

2. хоровое, ансамблевое (сольное пение)

3.пластическое интонирование,

4.импровизации (речевые, вокальные, пластические)

Педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение, технология игровой  деятельности, коммуникативная  технология  обучения, технология  коллективной  творческой  деятельности, здоровьесберегающая технология.

Алгоритм учебного занятия         

1этап: организационный. Поверка готовности к занятию

2этап: подготовительный. Гимнастика артикуляционного аппарата, фонетические упражнения, дыхательная гимнастика, вокально-интонационные упражнения.

3этап: усвоение новых знаний. Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

4этап: основной. Работа над репертуаром (звукообразование, звуковедение, чистота интонации, выразительность, образ).

Работа с солистами.

Пропевание под фонограмму «-»

Работа с микрофоном.

Работа над движением.

5этап: рефлексивный. Самооценка детей о своей работоспособности, эмоциональном состоянии.

6этап: итоговый. Пропевание песен от начала до конца под   фонограмму с движениями. Подведение итогов, ошибок и успехов каждого ученика

7этап: заключительный. Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

Дидактические материалы –  кроссворды, ребусы о музыкальных инструментах и композиторах; карточки с упражнениями на развитие навыков активного слушания музыки, игры на закрепление и повторение учебного материала, тестовые задания;  

- фонд записи концертов, детского Евровидения, слайды, альбомы, презентации по концертным выступлениям;

- стенды с фотографиями концертов и выступлений воспитанников;

-справочно-информационная и искусствоведческая литература.

2.6 Календарный учебный график

п\п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

 Место проведения

Форма контроля

сентябрь

групповая

2

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Школьная 12 А,

 каб. 22

Диагностика

сентябрь

групповая

2

Разработка репертуарного плана.

Школьная 12 А,

каб. 22

Диагностика

сентябрь

групповая

2

Устранение зажимов и дефектов речи.

Школьная 12 А,

каб. 22

Диагностика

сентябрь

групповая

2

Устранение зажимов и дефектов речи.

Школьная 12 А,

каб. 22

Диагностика

сентябрь

групповая

2

Певческая позиция

Школьная 12 А,

каб. 22

Диагностика

сентябрь

групповая

2

Певческое дыхание

Школьная 12 А,

каб. 22

Диагностика

сентябрь

групповая

2

Певческое дыхание

Школьная 12 А,

каб. 22

Диагностика

сентябрь

групповая

2

Певческое дыхание

Школьная 12 А,

каб. 22

Устный опрос

октябрь

групповая

2

Атака звука

Школьная 12 А,

каб. 22

Диагностика

октябрь

групповая

2

Атака звука

Школьная 12 А,

каб. 22

Диагностика

октябрь

групповая

2

Атака звука

Школьная 12 А,

каб. 22

Тест- задание

октябрь

групповая

2

Атака звука

Школьная 12 А,

каб. 22

Беседа

октябрь

групповая

2

Певческая опора

Школьная 12 А,

каб. 22

Диагностика

октябрь

групповая

2

Певческая опора

Школьная 12 А,

каб. 22

Диагностика

октябрь

групповая

2

Певческая опора

Школьная 12 А,

каб. 22

Беседа, устный опрос

октябрь

групповая

2

Вокальная интонация

Школьная 12 А,

каб. 22

Диагностика

октябрь

групповая

2

Вокальная интонация

Школьная 12 А,

каб. 22

Диагностика

октябрь

групповая

2

Вокальная интонация

Школьная 12 А,

каб. 22

Тест - задание

ноябрь

групповая

2

Вокальные упражнения и вокализы

Школьная 12 А,

каб. 22

Контролирующее  прослушивание пения

ноябрь

групповая

2

Вокальные упражнения и вокализы

Школьная 12 А,

каб. 22

контролирующее прослушивание пения

ноябрь

групповая

2

Вокальные упражнения и вокализы

Школьная 12 А,

каб. 22

Диагностика

ноябрь

групповая

2

Вокальные упражнения и вокализы

Школьная 12 А,

каб. 22

Диагностика

ноябрь

групповая

2

Развитие музыкального слуха

Школьная 12 А,

каб. 22

контролирующее прослушивание пения

ноябрь

групповая

2

Концертная программа ко Дню матери.

Школьная 12 А,

каб. 22

выступление 

ноябрь

групповая

2

Развитие музыкального слуха

Школьная 12 А,

каб. 22

контролирующее прослушивание пения

ноябрь

групповая

2

Развитие музыкального слуха

Школьная 12 А,

каб. 22

контролирующее прослушивание пения

декабрь

групповая

2

Постановка голоса

Школьная 12 А,

каб. 22

контролирующее прослушивание пения

декабрь

групповая

2

Постановка голоса

Школьная 12 А, каб. 22

контролирующее прослушивание пения

декабрь

групповая

2

Постановка голоса

Школьная 12 А,

каб. 22

контролирующее прослушивание пения

декабрь

групповая

2

Постановка голоса

Школьная 12 А,

каб. 22

контролирующее прослушивание пения

декабрь

Групповая

2

Распевочные циклы упражнений

Школьная 12 А,

каб. 22

контролирующее прослушивание пения

декабрь

групповая

2

Распевочные циклы упражнений

Школьная 12 А,

каб. 22

творческие задания 

декабрь

групповая

2

Распевочные циклы упражнений

Школьная 12 А,

каб. 22

творческие задания 

декабрь

групповая

2

Мелодия. Значение мелодии в музыкальном произведении.

Школьная 12 А,

каб. 22

беседа

январь

групповая

2

Мелодия. Значение мелодии в музыкальном произведении.

Школьная 12 А,

каб. 22

беседа

январь

групповая

2

Направления мелодического движения и его диапазон.

Школьная 12 А,

каб. 22

контролирующее прослушивание пения

январь

групповая

2

Направления мелодического движения и его диапазон.

Школьная 12 А,

каб. 22

Устный опрос

январь

групповая

2

Мелодическое движение. Проходящие и вспомогательные звуки.

Школьная 12 А,

каб. 22

контролирующее прослушивание пения

январь

групповая

2

Мелодическое движение. Проходящие и вспомогательные звуки.

Школьная 12 А,

каб. 22

Устный опрос

январь

групповая

2

Вокально–ансамблевая работа над репертуаром.

Школьная 12 А,

каб. 22

контролирующее прослушивание пения

январь

групповая

2

Вокально–ансамблевая работа над репертуаром.

Школьная 12 А,

каб. 22

творческие задания

февраль

групповая

2

Вокально–ансамблевая работа над репертуаром.

Школьная 12 А,

каб. 22

творческие задания

февраль

групповая

2

Вокально–ансамблевая работа над репертуаром.

Школьная 12 А,

каб. 22

Устный опрос

февраль

групповая

2

Вокально–ансамблевая работа над репертуаром.

Школьная 12 А,

каб. 22

Устный опрос

февраль

групповая

2

Вокально–ансамблевая работа над репертуаром.

Школьная 12 А,

каб. 22

Устный опрос

февраль

групповая

2

Вокально–ансамблевая работа над репертуаром.

Школьная 12 А,

каб. 22

Устный опрос

февраль

групповая

2

Ритмическая основа музыкальной композиции.

Школьная 12 А,

каб. 22

Беседа 

февраль

групповая

2

Ритмическая основа музыкальной композиции.

Школьная 12 А,

каб. 22

творческие задания 

февраль

групповая

2

Ритмическая основа музыкальной композиции.

Школьная 12 А,

каб. 22

творческие задания 

март

групповая

2

Концертная программа к 8 марта

Школьная 12 А,

каб. 22

выступление 

март

групповая

2

Ритмическая основа музыкальной композиции.

Школьная 12 А,

каб. 22

творческие задания 

март

групповая

2

Эстрадная вокальная культура.

Школьная 12 А,

каб. 22

творческие задания

март

групповая

2

Эстрадная вокальная культура.

Школьная 12 А,

каб. 22

творческие задания 

март

групповая

2

Эстрадная вокальная культура.

Школьная 12 А,

каб. 22

творческие задания 

март

групповая

2

Эстрадная вокальная культура.

Школьная 12 А,

каб. 22

творческие задания 

апрель

групповая

2

Работа над образом разучиваемых произведений.

Школьная 12 А,

каб. 22

творческие задания 

апрель

групповая

2

Районный конкурс детских талантов «Музыкальный трамплин»; «Северная звезда»

Школьная 12 А,

каб. 22

творческие задания 

апрель

групповая

2

Работа над образом разучиваемых произведений.

Школьная 12 А,

каб. 22

творческие задания 

апрель

групповая

2

Работа над образом разучиваемых произведений.

Школьная 12 А,

каб. 22

творческие задания 

апрель

групповая

2

Фестиваль детского творчества «Вдохновение»

Школьная 12 А,

каб. 22

выступление 

апрель

групповая

2

Художественное слово, актерская составляющая в эстрадной композиции

Школьная 12 А,

каб. 22

творческие задания 

апрель

групповая

2

Художественное слово, актерская составляющая в эстрадной композиции

Школьная 12 А,

каб. 22

творческие задания 

апрель

групповая

2

Художественное слово, актерская составляющая в эстрадной композиции

Школьная 12 А,

каб. 22

творческие задания 

апрель

групповая

2

Художественное слово, актерская составляющая в эстрадной композиции

Школьная 12 А,

каб. 22

творческие задания 

май

групповая

2

П. И. Чайковский

Школьная 12 А,

каб. 22

Устный опрос, обмен мнениями о прослушанном музыкальном примере

май

групповая

2

В.А. Моцарт

Школьная 12 А,

каб. 22

Устный опрос, обмен мнениями о прослушанном музыкальном примере

май

групповая

2

Развитие музыкального слуха

Школьная 12 А,

каб. 22

контролирующее прослушивание пения

май

групповая

2

Ритмическая основа музыкальной композиции.

Школьная 12 А,

каб. 22

контролирующее прослушивание пения

май

групповая

2

Работа над образом разучиваемых произведений.

Школьная 12 А,

каб. 22

контролирующее прослушивание пения

май

групповая

2

Работа над образом разучиваемых произведений.

Школьная 12 А,

каб. 22

творческие задания 

май

групповая

2

Итоговая диагностика

Школьная 12 А,

каб. 22

Подведение итогов

май

групповая

2

Итоговое занятие-концерт

Школьная 12 А,

каб. 22

выступление

Список литературы

Для педагога:

  1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста» М., 1991 г.
  2. Дубровская Е.А. «Ступеньки музыкального развития» М., «Просвещение». 2003 г.
  3. Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса».
  4. Каплунова И., Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм» С.Петерб., «Композитор» 2005 г.
  5. Костина Э.П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон»., Линка-пресс, 2008
  6. Н.А.Метлов. Музыка - детям. Пособие для воспитателей и музыкального руководителя детского сада. М., "Просвещение", 1985].
  7. Радынова О.П., Катинене А.И., Палиашвили М.Л. «Музыкальное воспитание дошкольников» М.., 1994 г.
  8. Тарасова К.В. «Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста» М., 2002год.
  9. Теплов Б.М. «Избранные труды» М.., 1985 г.

Для детей:

  1. Гомонова Е.А. Музыкальный фейерверк. Песни для детей 2-8 лет. –Ярославль: Академия развития, 2005.  
  2. Горбина Е.В. Лучшие попевки и песенки для музыкального развития малышей. – Ярославль: Академия развития, 2007.
  3. Горбина Е.В. Песенки-чудесенки. Музыкальный материал к праздникам в детском саду. – Ярославль: Академия развития.2007.
  4. Меньших И.В. С музыкой растём, играем и поём. Сборник песен и игр для детей дошкольного возраста.- Ростов н/Д: Феникс,2007.
  5. Песенник. Розовый слон. Сост. Такун Ф., Шершунов А., М.:Изд. «Современная музыка», 2002.
  6. Сборники песен В.Шаинского, Ген.Гладкого, Ю.Чичкова, М.Дунаевского, Е. Крылатова, А. Рыбникова, Р. Паулса.

Интернет-ресурсы

1. ВКМ Online - Всемирная команда музыкантов

      Режим доступа - http.//vkmoline.com/

   2. Журнал "Педагогический мир"

       Режим доступа - http.//pedmir.ru/

   3. Сообщество вокалистов "StartVocal"

Режим доступа - www.startvocal.ru

   4.Издательство детских образовательных программ ВЕСТЬ-ТДА"

      Режим доступа - www.vest-tda.ru 

Приложение к программе

Методика выявления уровня компетентности обучающихся в результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мелодия»

___________________   учебный год

Цель: определить уровень освоения дополнительной образовательной программы обучающимися.

Сроки диагностики: промежуточная – январь, итоговая- май.

Параметры диагностирования:

  1. Ключевые компетенции по трем направлениям,
  2. Метапредметные компетенции по 6 направлениям,  
  3. Предметные компетенции.

Шкала оценки (уровень): В – высокий (проявляется полностью); В/с – выше среднего (проявляется большая часть показателей); С -  средний (проявляется половина из перечисленных показателей); Н/с  – ниже среднего (проявляется минимум показателей или совсем не проявляется)

  1. Методика оценки ключевых компетенций

Компетенции

Показатели уровня сформированности

1.1

Компетенции самопроявления

1.Проявляет способность к саморазвитию.

2.Управляет своим эмоциональным состоянием.

3.Умеет сконцентрироваться, мобилизоваться.

4.Стремится к конечному результату.

5.Проявляет силу воли.

6.Проявляет уверенность в своих силах.

7.Самодостаточен.

8.Способен сконцентрироваться на выполнении задания

9.Способен к самоконтролю и рефлексии.

10.Знает свои сильные и слабые стороны.

9-10показателей- высокий уровень;

6-8-выше среднего;

5 -средний;

1-4 –ниже среднего

1.2

Информационная компетенция

  1. Способен работать с разнообразной информацией.
  2. Умеет использовать информационно-коммуникационные технологии.
  3. Умеет пользоваться собранной информацией: анализировать, обобщать, делать выводы.

3- высокий уровень;

2-выше среднего;

1 -средний;

0–ниже среднего

1.3

Коммуникативная компетенция

  1. Способен высказывать свое мнение.
  2. Умеет публично выступать.
  3. Понимает, как вести себя с взрослыми и ровесниками.
  4. Комфортно чувствует себя в коллективе сверстников.
  5. Эмоционально привязан к родителям и взрослым.
  6. Понимает, что нельзя высмеивать, обижать, дразнить
  7. Способен работать в группе.
  8. Понимает ценность своей активности.
  9. Осознаёт ценность языкового и речевого развития.
  10. Способен побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели.
  11. Способен проявлять эмпатию, чувствительность к эмоциональному состоянию собеседников.
  12. Проявляет гибкость, способность адекватно менять свое поведение в зависимости от ситуации.

10-12 показателей высокий уровень;

7-9-выше среднего;

5-6 -средний;

1-4 –ниже среднего

Средства контроля: опросник Стефансона (изучения представлений о себе); тест Рокича «Ценностные ориентации»; определение психологического климата группы (Л.Н.Лутошкин); определение индекса групповой сплоченности Сишора, наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка.

  1. Методика оценки метапредметных компетенций

Компетенции

Показатели уровня сформированности

2.1

Социальные

Параметры диагностирования:

  1. Проявляет организаторские способности.
  2. Способен адекватно вести себя в различных социальных ситуациях.
  3. Положительно относится к сохранению традиций.
  4. Активно участвует в акциях.
  5. Способен к состраданию.
  6. Умеет договариваться в конфликтной ситуации.
  7. Соблюдает правила, общественные требования.
  8. Проявляет толерантность, тактичность.

9.Осознаёт свой гражданский долг.

8-9- высокий уровень;

6-7-выше среднего;

5 -средний;

1-4–ниже среднего

2.2

Исследовательские

  1. Умеет организовать и оформить исследовательскую работу.
  2. Способен к восприятию новых знаний.
  3. Умеет выделять главное в проектной деятельности.
  4. Способен выстраивать логическую цепочку.
  5. Умеет ставить и решать познавательные задачи.
  6. Способен к нестандартным решениям.
  7. Способен разрешать проблемные ситуации,
  8. Готов  использовать новые идеи и инновации для достижения цели,
  9. Умеет проводить целенаправленные наблюдения, замечать и описывать различия и сходства.

8-9- высокий уровень;

6-7-выше среднего;

5 -средний;

1-4–ниже среднего

2.3

Экологические

  1. Понимает ценность природы.
  2. Стремится к улучшению экологической обстановки.
  3. Активно участвует в экологических акциях.
  4. Понимает взаимосвязь человека и природы.
  5. Понимает значимость экологических знаний.
  6. Прогнозирует свои действия  и применяет экологические знания  в практической деятельности.
  7. Умеет предотвращать и сводить к минимуму деятельность, причиняющую вред окружающей среде.

6-7 показателей высокий уровень;

4-5 выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

2.4

Технологические

  1. Способен выполнять действия по образцу, алгоритму
  2. Способен организовать рабочее место,
  3. Способен ориентироваться в разных видах деятельности, средствах и способах деятельности.
  4. Осознает определенные требования к продукту своей деятельности,
  5. Анализирует достоинства и недостатки собственного продукта.

5- высокий уровень;

4-выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

2.5

Здоровьесберегающие

  1. Знает и соблюдает нормы здорового образа жизни,
  2. Осознает ценность жизни и своего здоровья, опасности курения, алкоголизма, наркомании;
  3. Знает и соблюдает правила личной гигиены, обихода;
  4. Осознаёт необходимость соблюдения техники безопасности,
  5. Понимает, как действовать во время пожара, на дороге, в чрезвычайных ситуациях.

5- высокий уровень;

4-выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

2.6

Художественно-эстетические

  1. Понимает ценность культуры, в том числе культуры разных народов,
  2. Умеет творчески оценивать продукт деятельности с позиции эстетики, технологии, качества,
  3. Понимает ценность классических произведений, искусства,
  4. Проявляет творчество в своей деятельности,
  5. стремится выразить себя с помощью различных средств.
  6. Способен быть оригинальным.

6 показателей - высокий уровень;

4-5 выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

Средства контроля: Наблюдение, тестирование, мониторинг участия, контрольное задание,  самооценка, участие в выставках, мероприятиях отдела, Центра.

III. Методика оценки предметных компетенций

Предметный компонент

Показатели уровня сформированности

  1. Обучающийся умеет чисто интонировать;
  2. Обучающийся умеет петь на дыхании;
  3. Обучающийся умеет петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы;
  4. Обучающийся умеет петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко, правильно   формировать гласные и произносить согласные звуки;
  5. Обучающийся умеет петь на одном дыхании длинные фразы, тянуть звук;
  6. Обучающийся понимает дирижёрские жесты и следует им;
  7. Обучающийся умеет петь под фонограмму в группе и соло;
  8. Обучающийся умеет петь выразительно, осмысленно несложную напевную песню;
  9. Обучающийся обладает артистической смелостью, непосредственностью и   самостоятельностью;
  10. Обучающийся умеет петь в меру эмоционально, в соответствии с характером произведения.

10-8- высокий уровень;

6-7-выше среднего;

5 -средний;

1-4–ниже среднего

Средства контроля: устный опрос; беседа; контролирующее прослушивание пения; повторение за педагогом несложных певческих упражнений, распевок, ритмических рисунков; выступления на различных мероприятиях, конкурсах, фестивалях; творческие задания – кроссворды, ребусы о музыкальных инструментах и композиторах; обмен мнениями о прослушанном музыкальном примере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа вокальной студии "Ветер детства"

Программа базируется на курсе "Эстрадный вокал". Предназначена для студий и кружков, занимающихся вокалом....

Учебная программа по предмету "Вокальное исполнительство"

Данная учебная программа рекомендована для работы с учащимися 0 класса (подготовительная группа)....

Учебная программа по предмету Вокальный ансамбль

Программа по предмету “ Вокальный ансамбль” ставит своей целью дать возможность овладеть основами вокального и музыкального образования, навыками ансамблевого исполнительства, приобретение котор...

Программа вокально - хорового кружка на 2016- 2017 учебный год.

Цель программы - создание детского вокально-хорового коллектива, осно­вы музыкально-эстетического воспитания его участников, инструмента развития их творческих задатков и личностных качеств.Задачи про...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА: УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ»

Программа предназначенна для учащихся инструментальных отдлений и отделений общего эстетического развития  Детской музыкальной школы, проявляющих повышенный интерес к вокальному искусству....

Конспект учебного занятия вокальной группы «Жемчужины» «Совершенствование приемов вокально-хоровой работы, работа над интонацией в исполняемом произведении» (3-й год обучения)

Представленный мной конспект занятия по вокалу рассчитан для работы с ансамблем среднего звена (9-11лет).Тема занятия: «Совершенствование приемов вокально-хоровой работы, работа над интонацией в...

Рабочая программа на 2019 – 2020 учебный год к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Вокальный класс» Художественная направленность

Программа разработана с целью систематизации и пропаганды педагогического опыта по развитию вокальных навыков у детей. Данная программа помогает понять и осознать, какое место и какую роль играет пред...