Проблема конкурентоспособности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на образовательном рынке
статья

Людмила Александровна Славнитская

Данная статья - доклад на международном педагогическом форуме (площадка ГБУДО "ЦРТ") посвящена анализу конкурентоспособности дополнительных образовательных программ, способах повышения ее востребованности на образовательном рынке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurentosposobnost_obrazovatelnoy_programmy.docx37.56 КБ
Файл doklad.pptx1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Проблема конкурентоспособности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на образовательном рынке

Российское образование в настоящее время переживает период реформирования. Для современного его состояния характерны высочайший динамизм и глобальность социокультурного развития. Быстрые изменения стимулируют повышение требований к качеству образовательных услуг и обострение конкуренции учреждений образования. [9; 3; 4; 7; 10]

В научной литературе довольно слабо изучен вопрос повышения конкурентоспособности учреждений дополнительного образования детей, зато глубоко изучен опыт работы учреждений высшего образования (работы Анашенко И. К., Грицовой О.А., Колбиной А.Д. и др.). Выводы ученых, на наш взгляд, можно применить и для учреждений дополнительного образования детей.

В современных условиях цифрового образовательного пространства конкурентоспособность образовательного учреждения заключается в способности разрабатывать конкурентоспособные новшества (преимущества) в области образования. [6; 4; 7] Конкурентным преимуществом учреждения дополнительного образования ученые (Р.А. Фатхутдинов, Н.И. Пащенко, А.С. Малин и др.) выделяют настоящие и потенциальные способности (возможности) по оказанию соответствующего уровня образовательных услуг, а также потребности по разработке, созданию и реализации научно-методической и научно-технической продукции, позволяющих соперничать с аналогичными специалистами других учреждений и удовлетворяющих требованиям конкретных групп потребителей. [4]

Все значимые аспекты деятельности учреждения дополнительного образования отражает конкурентоспособность образовательной программы. Именно образовательная программа является продуктом и товаром любого образовательного учреждения или образовательного проекта.

Большое разнообразие дополнительных общеобразовательных программ для детей дает широкие возможности для выбора. Любой выбор требует информации для более точного соотнесения спроса и предложения ― потребностей и интересов потенциальных потребителей образовательных услуг с имеющимися возможностями, предлагаемыми системой дополнительного образования детей.

Одним из механизмов информационного обеспечения выбора программ дополнительного образования для детей стали электронные системы навигаторы, идея создания которых была поддержана на государственном уровне. Навигаторы ― это информационные ресурсы в сети Интернет, содержащие сведения о дополнительных общеобразовательных программах, реализуемых на территории страны, региона или муниципалитета. Основная задача навигаторов ― помочь родителям с детьми выбрать программы для получения дополнительного образования. [10]

Чаще всего под конкурентоспособностью образовательной программы понимается превосходство ее ключевых параметров над аналогичными параметрами подобных образовательных программ других учебных заведений. [1]

Анашенко И. К. выделяет следующие стратегии повышения конкурентоспособности образовательных программ:

  1. Широкий спектр образовательных программ, форм и профилей подготовки, форм обучения.
  2. Ориентация на предпочтения целевых аудиторий для более полного удовлетворения их потребностей, запросов в образовательные учреждения. [1]

Таким образом, конкурентоспособность услуг дополнительного образования в рамках цифровой экономики заключается в определении сегмента услуг, наиболее популярных среди потребителей.

В дополнение к вышеобозначенной стратегии необходимо обеспечить использование передовых технологий преподавания, внедрение цифровых систем предоставления данных и проверки навыков и знаний, также необходимо сделать гибким срок обучения по программе, продумать исчезновение междисциплинарных границ и характер взаимодействия с информацией. Все это связано с увеличением роли электронных ресурсов в организации и цифровых навыков, которые привнесла не только цифровая экономика, но и модернизация общества в целом [6]. Также важно отметить, что особое внимание уделяется потребителями оформлению и содержанию электронных ресурсов организаций, оказывающих услуги образования.

Согласно опросу руководителей организаций, оказывающих дополнительные образовательные услуги, можно сделать вывод о том, что существует ряд тенденций, характерных для данной отрасли. Прежде всего, все большую популярность приобретают образовательные услуги, процесс обучения которых представлен в формате онлайн- и оффлайн-курсов, существование возможности выбора образовательной программы, продолжительности курсов и времени посещения, которые актуальны на сегодняшний день и характеризуются использованием передовых технологий. [2; 3]

Резюмируя вышесказанное, систему факторов [Анашенко И.К. – прим.авт.] конкурентоспособности образовательной программы можно представить тремя составляющими: внешние, внутренние и стратегические факторы. [1]

СИСТЕМА

факторов конкурентоспособности

образовательных программ

                    внешние                            внутренние                      стратегические

                    факторы                               факторы                               факторы

            Социально-                       Состав направлений          Фундаментальность

           демографические;             подготовки, качество        подготовки, наличие

           научно-технические         образования, ценовая        научных школ, глубина

           и др.                                   политика                             специализации и пр.

Поэтому очень важно вести комплексную работу по повышению конкурентоспособности образовательных программ.

1. Разрабатывать и внедрять новые приемы учебной и воспитательной деятельности, которые позволят как педагогу, так и образовательному учреждению выделиться на фоне других конкурентов.

2. Следует также проводить анализ ожидания потенциальных потребителей, т.е. определить, что именно они ожидают получить в результате обучения по определенной образовательной программе. Соответственно, для создания уникального конкурентного преимущества важно учитывать интересы всех участников образовательного процесса, особенно родителей.

3. Учитывать, что значимость интеллектуального потенциала сотрудников постоянно повышается и оказывает прямое воздействие на конкурентоспособность как педагога, так и организации.

Список литературы

  1. Анашенко И. К. Система факторов конкурентоспособности образовательной программы высшего профессионального образования / И. К. Анашенко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10.2 (90.2). — С. 88-91. — URL: https://moluch.ru/archive/90/19061/
  2. Варченко Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 471-474.
  3. Викторова Е.М. Формирование мотивов потребительского поведения на современном российском рынке образовательных услуг: дис. … канд. экон. наук.: 08.00.05. Волгоград, 2013.
  4. Грицова О.А. Конкурентоспособность образовательной программы как главный фактор управления конкурентоспособностью образовательной организации / О.А. Грицова, А.Н. Носырева, М.Ю. Орлова // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 8. №1. – С. 91-93
  5. Горский В. А. Маркетинг дополнительного образования / В. А. Горский, Т. Н. Третьякова // Доп. образование. – 2001. – № 6. – С. 30–39.
  6. Евладова Е. Б. Теоретические основания и программно-методическое обеспечение программ дополнительного образования детей / Е. Б. Евладова // Методист: науч.-метод. журн. – 2011. – № 6. – C. 31–34.
  7. Колбина А. Д. Конкурентоспособность сферы дополнительного образования в условиях цифровой экономики. //Гипотеза Научно-практический журнал. http://www.hypothesis-journal.ru/sites/default/files/2018-11-%5Barticles%5D/kolbina_a_d_konkurentosposobnost.pdf#:~:text=Конкурентоспособность%20услуг%20дополнительного%20образования%20–,критериям%20организациям%2C%20предоставляющим%20услуги%20дополнительного
  8. Куприяновский В. П. и др. Цифровая экономика - «Умный способ работать» //International Journal of Open Information Technologies. - 2016. - Т. 4. - №. 2. - С. 26-33.
  9. Куприяновский В.П., Сухомлин В.А., Добрынин А.П., Райков А.Н., Шкуров Ф.В., Дрожжинов В.И., Федорова Н.О., Намиот Д.Е. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования // International Journal of Open Information Technologies. - 2017. - №. 1. - С. 19-24.
  10. Навигаторы дополнительного образования детей: этапы развития, разнообразие и функциональность / Т. А. Мерцалова, Р. В. Горбовский, А. В. Петлин; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2018. — 28 с. — 200 экз. — (Факты образования № 7(22))
  11. Туманова К. Р. Проблема управления развитием конкурентоспособности дополнительного образования детей /К.Р. Туманова //Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2012. –№ 3 (31). – С. 142-144.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблема конкурентоспособности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на образовательном рынке Славнитская Людмила Александровна Методист ГБУДО «ЦРТ»

Слайд 2

Для современного российского образования характерны высочайший динамизм и глобальность социокультурного развития. Быстрые изменения стимулируют повышение требований к качеству образовательных услуг и обострение конкуренции учреждений образования.

Слайд 3

В современных условиях цифрового образовательного пространства конкурентоспособность образовательного учреждения заключается в способности разрабатывать конкурентоспособные новшества (преимущества) в области образования.

Слайд 4

Конкурентное преимущество учреждения дополнительного образования ученые (Р.А. Фатхутдинов , Н.И. Пащенко, А.С. Малин и др.) настоящие и потенциальные способности (возможности) по оказанию соответствующего уровня образовательных услуг; потребности по разработке, созданию и реализации научно-методической и научно-технической продукции, позволяющих соперничать с аналогичными специалистами других учреждений и удовлетворяющих требованиям конкретных групп потребителей.

Слайд 5

Все значимые аспекты деятельности учреждения дополнительного образования отражает конкурентоспособность образовательной программы .

Слайд 6

Чаще всего под конкурентоспособностью образовательной программы понимается превосходство ее ключевых параметров над аналогичными параметрами подобных образовательных программ других учебных заведений.

Слайд 7

Анашенко И. К. выделяет следующие стратегии повышения конкурентоспособности образовательных программ: Широкий спектр образовательных программ, форм и профилей подготовки, форм обучения. Ориентация на предпочтения целевых аудиторий для более полного удовлетворения их потребностей, запросов в образовательные учреждения. Таким образом, конкурентоспособность услуг дополнительного образования в рамках цифровой экономики заключается в определении сегмента услуг, наиболее популярных среди потребителей.

Слайд 8

Система факторов конкурентоспособности образовательной программы представлена тремя составляющими: внешние, внутренние и стратегические факторы [ Анашенко И.К. – авт .]

Слайд 9

Комплексная работа по повышению конкурентоспособности образовательных программ: 1 . Разрабатывать и внедрять новые приемы учебной и воспитательной деятельности, которые позволят как педагогу, так и образовательному учреждению выделиться на фоне других конкурентов. 2. Следует также проводить анализ ожидания потенциальных потребителей, т.е. определить, что именно они ожидают получить в результате обучения по определенной образовательной программе. Соответственно, для создания уникального конкурентного преимущества важно учитывать интересы всех участников образовательного процесса, особенно родителей. 3. Учитывать, что значимость интеллектуального потенциала сотрудников постоянно повышается и оказывает прямое воздействие на конкурентоспособность как педагога, так и организации.

Слайд 10

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг образовательных результатов и индивидуального развития учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Радость танца» возраст детей 7-10 лет 3 года обучения

  Представленные материалы являются обобщением опыта практического использования диагностики результатов образовательной деятельности, физического, творческого, личностного развития учащих...

цифровые образовательные ресурсы к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе по кикбоксингу

Педагогический опыт «Использование цифровых образовательных ресурсов в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программе по кикбоксингу» содержит следующие материалы:1. Мультимедийная...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Индивидуальные образовательные маршруты к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (для детей с ОВЗ)

Данные образовательные маршруты ориентированы на поддержку и развитие учащихся с ОВЗ, на личностное развитие и успешность слабоуспевающих учеников, составлены с учетом уровня развития ребенка с ОВЗ....

Индивидуальный образовательный маршрут к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Креативное рукоделие» для одаренных детей

Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие одаренных учащихся, направлен на личностное развитие, самосовершенствование и самореализацию учащегося. ИОМ составлен с учетом уровн...