Воспитательный потенциал традиций загородного детского лагеря
опыты и эксперименты (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

Исторически сложилось, что общество, в котором сохранялись и соблюдались традиции, было более сильным. Духовное богатство народа напрямую зависело от многообразия чтимых им традиций. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых обязательно.

Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, можно взять в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает». Обряды и обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ. Бережно передаваемые традиции выполняли роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.

Феномен традиций в разных сферах жизни человека неоднократно исследовали. Этой теме были посвящены работы Л.В. Даниловой, Ю.А. Левада, А.Г. Спиркина, И.В. Суханова и другие. Традиции рассматривались в том числе с точки зрения педагогической науки. Во многих образовательных учреждениях со временем появляются свои традиции, делающие учреждение уникальным. При этом, это явление присуще не каждой школе, дворцу творчества или отдельному коллективу.

На наш взгляд, загородный детский лагерь – это то учреждение, в жизни которого традиции имеют очень весомое значение, ведь они «проходят красной нитью» через жизнедеятельность воспитанников и воспитателей, сопровождают практически каждый миг маленькой жизни, называемой «сменой».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воспитательный потенциал традиций загородного детского лагеря»

Арбузов Артем Евгеньевич

Санкт-Петербург

2021

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТРАДИЦИЙ ЗАГОРОДНОГО ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ        6

1.1. Детский лагерь как институт воспитания. Особенности воспитания подростков в условиях загородного лагеря        6

1.2. Традиции как атрибут жизни загородного детского лагеря        14

1.3. Сущность воспитательного потенциала традиций загородного детского лагеря        20

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТРАДИЦИЙ ЗАГОРОДНОГО ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ        25

2.1. Методы и диагностические методики, применяемые в ходе исследования        25

2.2 Анализ анкетирования        32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        43

ПРИЛОЖЕНИЯ        46

        


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

Исторически сложилось, что общество, в котором сохранялись и соблюдались традиции, было более сильным. Духовное богатство народа напрямую зависело от многообразия чтимых им традиций. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых обязательно.

Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, можно взять в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает». Обряды и обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ. Бережно передаваемые традиции выполняли роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.

Феномен традиций в разных сферах жизни человека неоднократно исследовали. Этой теме были посвящены работы Л.В. Даниловой, Ю.А. Левада, А.Г. Спиркина, И.В. Суханова и другие. Традиции рассматривались в том числе с точки зрения педагогической науки. Во многих образовательных учреждениях со временем появляются свои традиции, делающие учреждение уникальным. При этом, это явление присуще не каждой школе, дворцу творчества или отдельному коллективу.

На наш взгляд, загородный детский лагерь – это то учреждение, в жизни которого традиции имеют очень весомое значение, ведь они «проходят красной нитью» через жизнедеятельность воспитанников и воспитателей, сопровождают практически каждый миг маленькой жизни, называемой «сменой».

О воспитании в детском лагере в разное время писали А.Г. Мурашова, С.В. Попова, С.А. Шмаков и другие. Однако нам не удалось найти исследований о традициях как воспитательном средстве в условиях загородного лагеря, как они воздействуют на временный детский коллектив и в чем выражается это воздействие.

В связи с этим, мы определили тему нашего исследования как «Воспитательный потенциал традиций загородного детского лагеря».

Ведущая проблема исследования заключается в выявлении воспитательного потенциала традиций загородного лагеря и уровня принятия их детьми.

Объект исследования: воспитательные средства загородного детского лагеря.

Предмет исследования: традиции лагеря как средство воспитания и атрибут лагерной жизни.

Цель исследования: выявить и обосновать воспитательный потенциал традиций загородного детского лагеря как средства воспитания подростков.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ научной литературы по теме исследования и сформулировать его теоретические основания;
  2. Проанализировать виды и формы проявления традиций в лагере (на примере ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»);
  3. Сформулировать и раскрыть сущность понятия «воспитательный потенциал» применительно к традициям лагеря;
  4. Охарактеризовать особенности воспитательного влияния традиций на подростков.

Теоретическую базу исследования составили три группы источников:

  1. работы, описывающие значимость явления традиции в жизни и истории человека (А.Б. Гофман, Л.В. Данилова, Ю.А. Левада А.Г. Спиркин и др.);
  2. работы, посвященные личности человека, особенностям её формирования в детском возрасте и воспитания (Л.И. Божович, А.С.Макаренко и др.);
  3. работы, посвященные изучению загородного детского лагеря как особого института воспитания (В.А. Гугнин, А.Г. Мурашова, Л.Н. Николаева, С.В. Попова, С.А. Шмаков и др.).

Методы исследования:

  1. теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования, методы математической обработки информации;
  2. эмпирические: изучение опыта работы, наблюдение, различные виды опроса (беседы, анкетирование).

База проведения исследования:

Загородный центр детско-юношеского творчества «Зеркальный».

Структура работы:

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТРАДИЦИЙ ЗАГОРОДНОГО ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ

1.1. Детский лагерь как институт воспитания. Особенности воспитания подростков в условиях загородного лагеря

К теме воспитания в детском лагере в своих трудах неоднократно обращались педагоги и в XX, и в XXI веке. Это связано с тем, что лагерь дает огромные возможности для воспитания детей, перед которыми в период от одиннадцати до пятнадцати лет встает вопрос об их духовном развитии. По словам В.А. Сухомлинского, в подростковом возрасте совершаются глубокие изменения в духовной жизни человека, его познание, поведение, взаимоотношения с товарищами, эмоциональное, эстетическое и моральное развитие кажутся абсолютно непостижимыми и таинственными. В это время очень важно принять систему ценностных ориентаций, которая ляжет в основу личности, определит её поведение и отношения к окружающему миру и к другим людям. Именно на это должна быть направлена воспитательная деятельность, реализуемая в детском лагере.

Система детских лагерей представлена множеством учреждений дополнительного образования, которые отличаются друг от друга и направлением деятельности, и формами организации. Детские лагеря, создавая внутри себя особую воспитывающую среду, способствуют совместному творчеству детей и взрослых во временном детском объединении, погружают детей в систему новых социальных связей, дают возможность удовлетворить потребности в различных сферах деятельности. Лагеря становятся инструментом формирования ценностей, мировоззрения и гражданской идентичности подрастающего поколения. Другими словами, у них есть особый воспитательный потенциал, присущий только лагерю.

Лагерь создает для каждого ребенка атмосферу личной неповторимости, что является важным условием реализации воспитательного процесса. Эта атмосфера дает возможность подростку еще раз проявить себя как бы с «чистого листа», с позиции нового подхода. Такая ситуация часто оказывает огромное влияние на будущее детей. Конечно, создание среды, в которой подростки начинают проявлять свои лучшие качества, – непростая задача.

Однако, как говорил А.С. Макаренко: «Не знаю ни одного случая, когда бы полноценный характер возник без здоровой воспитательной обстановки или, наоборот, когда характер, исковерканный получился бы, несмотря на правильную воспитательную работу».[1]

Образовательное пространство лагеря способствует решению ряда важных воспитательных задач:

  1. Воспитание молодых граждан государства, направленное на уважение прав и свобод личности, развитие культуры и межнациональных отношений, выражающееся в национальной и религиозной терпимости и т.д.
  2. Формирование нравственных качеств личности ребенка в условиях отдельного временного детского объединения;
  3. Ориентация на разностороннее развитие детей и подростков, их творческих способностей;
  4. Развитие национальной культуры, сохранение исторической преемственности поколений, воспитание уважения к историческому и культурному наследию народов России;
  5. Формулирование социальных и коммуникативных способностей учащихся и т.д.

Особые воспитательные возможности в первую очередь связаны с обособленностью лагеря, где важность внешних факторов уменьшается, а внутренних возрастает. Территория лагеря из среды обитания становится воспитывающей средой. Эту особенность отмечал в своих работах А.С. Макаренко говоря, что воспитание детей происходит на каждом квадратном метре их места жизни. В этом случае более интенсивно и эффективно развивается сам воспитательный процесс.

Воспитание в лагере не является прямым воздействием на ребенка, а выражается в процессе социального взаимодействия разных субъектов: непосредственно во взаимодействии детей друг с другом, отдельными группами, различными микрогруппами и микроколлективами.

Содержание воспитательной деятельности и характер взаимодействия групп и индивидов определяются социальными ценностями, представлениями об общих нормах жизни и труда. Все идеи, воплощенные в содержании различных направлений воспитательной деятельности в детском лагере, составляют определенное мировоззрение, основанное на отношении самих взрослых и детей к окружающему миру, к коллективу, к себе.

Воспитательная деятельность в лагере происходит в условиях временного объединения детей. Временный детский коллектив характеризуется разнообразием состава, относительной автономностью существования, коллективным характером жизни и различными видами деятельности.

Отношения между детьми и взрослыми строятся на сотрудничестве, поддержке, взаимопонимании, и согласованности. Гуманистическая позиция взрослого определяется тем, что он прилагает усилия для реализации целей, поставленных перед ребенком, и достижения реальных педагогических целей, основанных на проблемах, выраженных в различных формах деятельности.

Воспитательный процесс в лагере понимается как полный цикл развития, который позволяет сформулировать конкретные цели и задачи смены, а также сосредоточиться на деятельности, дающей достижимый результат. Воспитание в детском лагере дополняет то, что ребенок получает в семье и в учебном заведении.

Эффективность воспитания в лагере объясняется тем, что оно проходит непосредственно в коллективе, что в данном случае служит одновременно и формой организации жизни в лагере, и мощным средством воспитания. В лагере детский коллектив становится субъектом воспитания, в связи с тем, что детей объединяют на основе общественно значимых интересов, потребностей и стремлений социальной значимости, которые меняют направление их коллективной работы, характер личных и деловых отношений, а также благополучие каждого члена коллектива.

Повышению воспитательного потенциала лагеря также способствует высокий темп проживания смены. За относительно короткий промежуток времени у ребенка появляется возможность заниматься широким кругом дел, меняя при этом свою позицию и степень вовлеченности. Он также имеет возможность ошибаться и сразу исправлять свои ошибки, находясь в состоянии постоянного развития и самосовершенствования, что тоже немаловажно. В рамках смены удовлетворяются социальные потребности ребенка, транслируются ценности, проигрываются социальные роли, регулируются нормы и правила поведения школьников.

 «Лагерь – это выход ребят на разнообразие окружающего мира – социального, культурного, природного, образовательного, приключенческого и др., это целенаправленное завоевание социального пространства жизни людей, ранее не встречавшихся…» [28, Шмаков С.А. с.24]. Смена в лагере представляет собой целый комплекс возможностей для ребенка:

  1. Возможность продемонстрировать свои способности, знания и навыки;
  2. Возможность обмениваться своими знаниями и опытом с другими детьми в специально созданных для этого условиях;
  3. Возможность участвовать в самой разнообразной деятельности.
  4. Возможность расширения кругозора ребенка.

Однако реализация этих возможностей не была бы осуществима, если бы детский лагерь не обладал бы своими специальными воспитательными средствами. Этими воспитательными средствами являются атрибуты, которые есть у каждого лагеря. Атрибуты обладают своим воспитательным воздействием на приезжающих подростков. Например,

  1. Название лагеря. Это то, что становится первой ступенью объединения детей, находящихся в лагере. В воспитанниках появляется чувство товарищества, они объединены общей деятельностью, общими интересами, общим названием. Не просто так существует известное выражение «Артековец сегодня — Артековец всегда!». «Артек», «Орленок», «Зеркальный» – это названия лагерей, которые объединяют тысячи детей по всей стране. И даже будучи взрослыми людьми, бывшие «Артековцы», «Дети Орленка», «Зеркалята» находят родственные души среди тех, кто так же когда-то ездил в эти центры.
  2. Особая терминология. Не каждый лагерь может похвастаться тем, что у него есть своя терминология. Это ещё одно средство воспитания духа товарищества у подростков, попавших в тот или иной лагерь. Например, в «Артеке» есть понятие «Абсолют», которое во всех остальных лагерях называется тихим временем суток или тихим часом. Или же «пайта», элемент одежды, входящий в форму центра. И только ребята из «Артека» знакомы с этими понятиями, что добавляет немного таинственности.
  3. Утренние и вечерние линейки. Ритуал выхода на линейку появился ещё в пионерских лагерях и сохраняется до сих пор. Каждое утро дружина лагеря выходит на линейку строем, что хорошо демонстрирует уровень слаженности отряда. На линейке освещаются события предстоящего дня, поздравляются именинники, если такие есть. Именно на линейке в начале смены отряду вручается их знамя, которое они обязуются хранить, держать в чистоте и относиться к нему с уважением. Знамя — символ коллектива, т. е. как у древних греков, условный вещественный опознавательный знак членов определенной группы, даже временного коллектива. В ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» у утренней линейки есть ещё одно предназначение. Каждый день в лагере проходит санитарный обход и определяются самая чистая комната девочек, самая чистая комната мальчиков и самый чистый отряд. На линейке объявляются победители конкурса чистоты и вручаются переходящие призы в виде ёжиков, которые на следующий день окажутся уже у других обладателей самых чистых комнат. Вечерних линеек в «Зеркальном» всего две. Это линейка открытия смены, которая сопровождается поднятием флага лагеря и торжественным выходом на линейку Вожатского отряда «Товарищ», а также, линейка закрытия смены, которая происходит совсем вечером и заканчивается пением песен у общего костра. Отряды стоят в орлятских кругах на безопасном расстоянии от пламени и поют вместе со своими вожатыми.
  4. Ритуалы подъема и спуска флага. Торжественное поднятие флага происходит каждый день во время утренней линейки. Спускают флаг торжественно только один раз за смену, когда она считается закрытой. Обычно на флаг вызывают детей, вожатых или педагогов, которые приехали в лагерь. Но право поднять или опустить флаг нужно заслужить. Обычно это право предоставляется победителям и призерам спортивных соревнований, заслуженным тренерам и педагогам, вожатым, которые сделали что-то значимое для лагеря или тем, кто долго работал и настало время уходить. Многие подростки, приезжающие в лагерь, мечтают, чтобы и им выпала честь поднимать или спускать флаг любимого лагеря. Эти мечты стимулируют детей в трудовой деятельности, в спортивных соревнованиях и пр.
  5. Особое уважение к окружающей природе. Каждый лагерь так или иначе связан с природой, независимо от того, находится он на берегу моря или лесного озера. В воспитании подрастающего поколения очень важно заострить внимание на важности заботы об окружающей среде. Трудовые десанты и субботники ˗ это привычная всем лагерям форма воспитательная деятельности. Нужно воспитать в подростке любовь и уважение к миру, окружающему его. В «Зеркальном» проводятся даже специальная эколого-биологическая смена, на которую приезжают воспитанники разных коллективов, существующих на базах учреждений дополнительного образования Санкт-Петербурга. А ещё, в лагерях, как правило, существует соответствующий закон, связанный с зеленью или природой.
  6. Законы лагеря. Законы – это необходимость, без которой нет четкой, слаженной работы, без которой нет творчества. Порой, законы — это «шуточно о серьезном». Они были созданы для того, чтобы жизнь в лагере текла плавно, без каких-либо препятствий и сложностей. В «Зеркальном» существует пять основных законов, с которыми должны познакомиться дети: Закон правой руки. Любой человек, которому необходимо сказать что-то важное, чтобы его все услышали, может поднять вверх правую руку. Все окружающие, увидев этот знак, должны замолчать и послушать. Нужно не только уметь высказывать свое мнение, но и внимательно выслушивать других. Закон «Ноль-ноль». Все должно начинаться вовремя, причём с точностью «ноль-ноль», а не «плюс-минус пять минут». Не заставляйте людей себя ждать. Каждой секунде – особый счет, каждое порученное дело должно быть выполнено точно в срок. Закон территории и озера. «Зеркалятам» нельзя выходить за пределы лагеря без сопровождения взрослых (вожатых, педагогов или родителей). Этот закон, прежде всего, обеспечивает безопасность детей, ведь лагерь находится в лесу, в отдалении от населённых пунктов. Дети не купаются в озере без присутствия ответственных за купание взрослых. Зимой запрещается выходить на лёд без разрешения всё тех же взрослых. Закон зелени. О существовании такого законы мы упоминали ранее, но именно так он трактуется. «Зеркальный» – «зелёный» лагерь, но стал он таким не сразу: много земли и зелени завозили специально, так как в этих местах неплодородные почвы. Поэтому мы бережем красоту «Зеркального»: не ходим по газонам – для этого есть множество специальных дорожек, не ломаем деревья, кусты и не рвем цветы. Красота, здоровье природы сейчас как никогда в руках человека. Разрушить проще, чем сделать. Мы уважаем природу, охраняем ее. Закон 24-х минут. Напоследок остался самый серьёзный из существующих законов. «Пять минут на сборы, пять – на разговоры, пять – на слёзы, пять – на грёзы, а ещё четыре – ты уже в машине». Этот закон карающий, закон для тех, кого выгоняют из лагеря (например, за систематическое и грубое нарушение других законов и правил проживания в «Зеркальном»).
  7. Традиции лагеря. В каждом лагере «живут» свои традиции. Их придумывают дети, вожатые, педагоги. В «Зеркальном» разница между законами и традициями заключается, пожалуй, в названии и в различной «степени обязательности» исполнения. Если законы неизменны, то традиции варьируются, но очень часто их все равно путают. Традиции передаются вожатыми детям и между детьми из года в год, видоизменяются, рождаются новые создают одну и ту же уникальную среду и наполняют ее драгоценными смыслами.

Это не все атрибуты жизни в загородном лагере, обладающие воспитательным эффектом, но именно они являются самыми заметными для школьника и для воспитателя. Знакомство с лагерем, как правило, начинается именно со знакомства с этими атрибутами, хотя у каждого учреждения детского отдыха они будут немного отличаться.


1.2. Традиции как атрибут жизни загородного детского лагеря

Современные гуманитарные науки по-разному трактуют понятие традиций. Например, в философии господствуют две концепции, в рамках которых рассматривается традиция. С точки зрения одних авторов, ее можно определить, как механизм передачи опыта, а с точки зрения других – как социальное наследие.

В переводе (от лат. traditio — передача) традиция означает передачу чего-либо, поэтому Ю.В. Левада в своих работах трактует её как механизм воспроизводства норм, которое обосновывается их существованием в прошлом [13, Левада Ю.А.]. Традиционные действия ориентированы на повторение по образцу прошлого.  По мнению Л.В. Даниловой, под термином «традиция» в мировой практике подразумевается специальный вид социального наследования, способ трансляции социальной информации [8, Данилова Л.В. с.48]. В свою очередь, А.Г. Спиркин считает, что традиция представляет собой определенный тип отношений между стадиями развивающегося объекта, то есть, когда «старое» переходит в новое и продуктивно работает в нем [22, Спиркин А.Г.]. Данная трактовка расширяется в работах А.Б. Гофмана, который акцентирует внимание на том, что в качестве традиций выступают нормы поведения, ценности, обычаи, то есть конкретное содержание образов, передаваемые от поколения к поколению [6, Гофман А.Б.].

Таким образом, в философии традиции рассматриваются как универсальная форма сохранения жизни социальной организации, культуры, духовных сил человека, в которой фиксируется наидревнейший опыт духовно-практического освоения мира. Их типичными проявлениями считаются мифы, легенды, предания, сказания, ритуалы, обычаи, инициации.

Более узкое понимание традиции встречается в социологии. Ее определяют, как механизм социального воспроизводства инструментов и норм [11, Кемеров В.Е.]. В этом случае они не ограничиваются разновидностями обычаев и ритуалов, а распространяются на более широкую область явлений.

 В научной литературе термин «традиции» иногда отождествляется с понятием «обычай» иногда, напротив разделяются. При первом подходе рассматривается широкий круг явлений по различным сферам социальной жизни и культуры. Во втором случае обычай фиксирует внешнюю сторону поведения, а традиция предполагает отражение более сложной деятельности. Конкретизируя второй подход, С.Т. Шацкий, например, предложил и третье толкование традиций. Оно определяет традиции как отношение одного поколения к другому, к опыту предыдущих поколений, его согласие на наследование или отказ от него [27, Шацкий С.Т.].

Если говорить о степени изученности проблемы традиций в педагогике, то большинство работ посвящены как раз рассмотрению содержания национальных, фольклорных и иных традиций.

Традиции можно обозначить как нравственно-эстетические атрибуты коллектива, принципы и правила его жизни. Они возникают и складываются в процессе жизни коллектива, а после этого начинают оказывать влияние на неё.

«Ничто так не скрепляет коллектив как традиция» – говорил А.С. Макаренко [16, Макаренко А.С.]. Существование традиций – один из важнейших принципов организации коллектива.

В колонии им. Горького и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского существовало множество традиций, которые рождались и закреплялись под влиянием Макаренко. Среди них была традиция, которая звучала как «дежурного командира не проверять». Смысл ее заключался в том, что если дежурный рапортует перед всеми воспитанниками и воспитателями коммуны, то он за свои слова отвечает и ему надо верить. По словам самого А.С. Макаренко, эта традиция имела огромное воспитательное значение – она повышала ответственность дежурного, она заставляла уважать рапорт, поддерживала честь и звание командира, она воспитывала доверие.

Другая организация, которая была богата традициями – Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина. Пионерские традиции представляли из себя лучшие идеи, опыт, обычаи, правила и нормы жизни пионеров и их организации, которые передавались между поколениями.

  1. Традиция Верности. В этой традиции заключается идея верности своей Родине, Пионерской организации, Торжественному обещанию. Для пионеров интересы Родины и организации были выше личных. Примерами такой верности являются подвиги пионеров-героев.
  2. Традиция Памяти. Традиция нацеливала на изучение опыта, истории героев, на которых нужно ровняться, которыми гордится страна.
  3. Традиция Чести. Пионеры дорожили своим добрым именем, добрым именем пионерской организации, укрепляя авторитет поступками.   Они всегда помогали товарищу, младшему. Недостаточно самому быть честным, нужно направить на верный путь окружающих.
  4. Традиция Дружбы. Смысл этой традиции понимался как «мир, взаимопонимание, помощь». Пионеры всегда гордились дружбой.
  5. Традиция Дела. Смысл традиции в том, чтобы выполнять законы пионерской организации не на словах, а на деле.
  6. Традиция Благодарения. Уходя, прощаясь, пионеры должны говорить: «Спасибо!». Благодарить — это не только чувствовать, но и действовать навстречу [1, Электронный ресурс].

Традиция начинается с идеи. Но для того, чтобы идея стала традицией, она должна понравиться большинству, запечатлеться в символах, атрибутах. Она должна многократно повторяться в пионерских ритуалах. Только тогда идея постепенно станет традицией.

Такой же путь должна преодолеть и традиция детского лагеря – от идеи до обычая, ведь это не только мероприятия, проводимые из смены в смену, но и легенды, заповеди и т.д. Некоторые из них были созданы педагогическим коллективом лагеря, а некоторые – детьми. Лагерные традиции, как правило, уникальны, но есть и те, которые соблюдаются во всех лагерях. К ним можно отнести «родительский день» или традиции доброго отношения.

Многие традиции, существующие в современных лагерях, зародились в МДЦ «Артек» и ВДЦ «Орленок», которые тогда назывались Всесоюзными центрами детского отдыха. Эти традиции были впоследствии заимствованы. Они основываются на доверии, искренности, дружбе, творческом подходе и несут в себе идеалы добра и справедливости. Они безоговорочно принимаются детьми и вожатыми в любом лагере.

Кроме известных всем традиций в каждом конкретном лагере обязательно имеются свои собственные. Именно традиции определяют стиль лагеря, они создают особую атмосферу, которая становится «визитной карточкой», его отличием от других. Соблюдая традиции, дети становятся частью особого сообщества, чем очень потом гордятся.

Лагерные традиции имеют несколько особенностей:

1.        Длительность «жизни» традиций. Этот признак зависит от детей, воспитателей, педагогов, которые приезжают в лагерь. Чтобы традиция «жила», в неё нужно верить, верить в идею этой традиции. Как только в традицию перестают верить, её перестают передавать, и она «умирает»;

2.        Новизна выражения традиции. Всем известна фраза, что все новое –это хорошо забытое старое. Это касается и традиций, ведь давно известная истина может быть представлена в новой форме;

3.        Проверка временем и мнением. Признание традиции большинством детей и воспитателей по прошествии длительного времени.

Развитие традиций в детском коллективе и последовательное их использование воспитателем в своей работе приводит к формированию у воспитанников положительных привычек. Приезжая в лагерь, ребенок попадает в обособленную структуру, в которой существуют свои правила и нормы, которые распространяются на всех. За время смены дети привыкают к соблюдению этих норм. Например, по возвращению из лагеря, у них появляется привычка чистить зубы перед сном, желать приятного аппетита и спокойной ночи, застилать кровать и т.д. Может даже выработаться привычка вставать и ложиться в одно и то же время.

Среди всего богатства традиций, можно выделить большие и малые. Яркие события, подготовка и проведение которых воспитывает чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению – это большие традиции. А малые учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения. Они не требуют особых усилий. Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Новые задачи, встающие перед коллективом, требуют новых способов решения, что приводит к возникновению новых традиций. Поэтому традиции постоянно обновляются и меняются.

Традиции, существующие в детском лагере, оказывают сильное воздействие на приезжающих школьников. Прежде всего, это воздействие на эмоции детей. Рассуждая о значимости традиций, стоит отметить, что традиционные обряды и ритуалы, существующие в лагерях, создают атмосферу таинственности, захватывающей дух ребенка.

Дети, участвовавшие в анкетировании, проводимом нами в рамках курсовой работы 2019 года, отдельно отмечали роль традиций в появлении у лагеря «души». Кроме того, отмечалось положительное влияние традиций на человека, которое проявлялось в воспитании ответственного, трепетного отношения к окружающим людям, к природе, к лагерю. Анкета составлялась для участников смен ЗЦ ДЮТ «Зеркальный».

Анализируя традиции, существующие в «Зеркальном», мы смогли систематизировать их, основываясь на их содержании и формах. Таким образом, мы выделили пять групп традиций (см. Приложение 1):

  1. Традиции, построенные на добром отношении к чему-либо. Эти традиции транслируют на ребенка простую истину –относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе, уважай другого человека, его труд, его мнение, независимо от того, знакомы вы или нет, уважай место, в котором находишься;
  2. Традиции –мероприятия. Мероприятия, повторяющиеся из смены в смену уже много лет или десятилетий. Это могут быть не только мероприятия дружинного масштаба, но и те, что происходят в отдельном отряде;
  3. Традиции – таинства. Эти традиции представляют собой действия, как правило, совершаемые под руководством вожатых или воспитателей, которые обладают определенной степенью таинственности и производят зачастую самое сильное впечатление на ребенка;
  4. Традиции – ритуалы. Ритуалы дают ребенку уверенность в стабильности, помогают снизить тревожность и упорядочить действительность. Последовательные и четкие действия обеспечивают привычку к режиму, помогают адаптироваться к новым условиям.
  5. Традиции, связанные с легендами «Зеркального». Как правило, к ним относятся определенные таинства и ритуалы, но мы решили выделить их в отдельную группу. Это связано с тем, что легенды – это ещё одна важная часть лагеря, которая объясняет появление традиции в более понятном и сказочном виде.

Таким образом, изучив традиции, которые соблюдались в колонии им. Горького и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского, которые чтились во Всесоюзной пионерской организация имени В. И. Ленина, и существующие в Загородном центре детско-юношеского творчества «Зеркальный», а также, проанализировав их воздействие на школьников, мы можем утверждать, что понятие «воспитательного потенциала» может быть применимо не только к детскому лагерю, но и к его традициям в частности.

1.3. Сущность воспитательного потенциала традиций загородного детского лагеря

Чтобы вывести определение понятия «воспитательный потенциал», обратимся к исследованиям И.В. Герлах, Д.В. Григорьева, Г.В. Дербеневой, А.А. Кателиной, А.Г. Мурашовой, а также, к словарю по социальной педагогике под редакцией Л.В. Мардахаева.

Термин «потенциал» в самом широком смысле определяется как совокупность возможностей, средств, используемых для достижения поставленных целей, реализации плана, решения определенных проблем [17, Мардахаев Л.В. с.215].

Ученые института философии Академии наук Украины выделяют следующие уровни связей и отношений понятия "потенциал":

1) отражающие прошлое как совокупность наличных свойств, накопленных в результате предшествующего развития определенной системы. Используемое в этом плане понятие "потенциал" фактически принимает значение близкого ему понятия "ресурс";

2) характеризующие настоящее, т.е. все возможности (способности), которые реально могут быть реализованы данной системой;

3) ориентированные на будущее и позволяющие не только реализовать имеющиеся возможности, но и воспроизвести новые возможности как дополнительные силы, средства и способности. [2, Амонашвили, П.Ш., Омарова Г.А., Анарбек Н.]

Следует отметить, что «воспитательный потенциал» можно отнести к понятиям, у которых нет четко определенной сущности. Каждое конкретное определение зависит от личной точки зрения автора-составителя, а также, от целей и задач, которые ставятся в исследовании. Однако, существует детализированная структура воспитательного потенциала, предложенная Д.В. Григорьевым. В своем исследовании он относит к структурным компонентам:

  1. Ценности, лежащие в основе воспитательный действий и транслируемые воспитанникам;
  2. Цели и задачи, которые ставятся в области воспитания;
  3. Ключевые идеи, теории и концепции;
  4. Методы, методики и технологии, используемые в процессе воспитания;
  5. Инструментарий педагога;
  6. Персональный компонент (возможности и личностные возможности человека как воспитателя);
  7. Способность и готовность к взаимодействию с целью решения воспитательных задач;
  8. Технический и финансовый компоненты.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, и обнаружив определения понятия «воспитательный потенциал», применимые к различным воспитательным средствам, мы постараемся найти сущность понятия, которое нас интересует в рамках исследования.

Например, Г.В. Дербенева в своих работах обращается к воспитательному потенциалу детского движения, и представляет его как условия, способствующие осознанию индивидом целей, возможностей объединения, своего пребывания и деятельности в нем, реализации интересов и личных потребностей, возможностей значимой позитивной многоролевой деятельности для подростков, интенсивного межличностного, возрастного общения, благоприятного положения каждого в системе отношений временного детского объединения [9, Дербенева Г.В. с.171].

А с точки зрения И.В. Герлах, доцента кафедры теории и методики профессионального образования «Армавирского государственного педагогического университета», воспитательный потенциал молодежных общественных организаций можно трактовать как способность к творчеству, способность обеспечивать развитие личности в соответствии с ее и творческими возможностями, а средства социокультурной деятельности рассматриваются как средства достижения поставленных целей. [4, Герлах И.В.].

В этих понятиях нам интересны составляющие, которые касаются интенсивного межличностного и межвозрастного общения, а также способности к творчеству в различных его проявлениях, как одни из основополагающих особенностей детского лагеря.

В исследовании А.Г. Мурашовой, основанном на опыте МДЦ «Артек», особенность воспитательного потенциала лагеря определяется уникальной возможностью расширения позитивного социокультурного опыта подростка в силу погружения его в новую социоприродную среду, систему отношений со сверстниками и взрослыми, включения в новые виды творческой деятельности, а также в силу дистанцирования от привычного, часто неблагоприятного окружения, что создает особые возможности для его качественно новых личностных проявлений [19, Мурашова А.Г., с.15]. Это определение интересно тем, что затрагивает тему погружения школьника в собственную среду лагеря.

В своем исследовании А.А. Кателина, рассуждая о воспитательном потенциале детского лагеря, ссылается на А.Н. Лутошкина, который прежде всего видел в нем эмоциональный потенциал детского коллектива. По его мнению, потенциал – это возможности той или иной общности людей, это новые силы, рождающиеся в процессе их совместной деятельности [10, Кателина А.А.].

Таким образом, основываясь на изученных формулировках, мы можем утверждать, воспитательный потенциал традиций детского лагеря – это возможность расширения позитивного социокультурного опыта подростков (овладения определенными социально-значимыми знаниями, умениями и навыками; освоения норм совместной жизнедеятельности; развития организаторских, творческих, коммуникативных способностей) в силу погружения в особую социоприродную среду, эмоционально окрашенную систему ценностных отношений со сверстниками и взрослыми.

Выводы по первой главе

В первой главе мы изучили особенности воспитания подростков в условиях загородного лагеря, традиции как атрибут жизни загородного детского лагеря, проанализировали воспитательную роль традиций в колонии им. Горького, коммуне им. Ф.Э. Дзержинского, во Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина, а также в ЗЦ ДЮТ «Зеркальный».

В результате терминологического анализа в ходе исследования мы сформулировали следующие основные рабочие понятия:

Межвозрастное общение –особый вид деятельности, в основе которого лежит межличностное общение и взаимоотношения индивидов в процессе выполнения какой-либо деятельности;

Потенциал – совокупность возможностей, средств, которые могут быть приведены в действие, использованы для достижения поставленных целей, осуществления плана, решения определенных задач;

Воспитательный потенциал традиций детского лагеря – совокупность воспитательных возможностей закрытой среды, оказывающих положительное влияние через выполнение разнообразных ритуалов и обычаев. Это влияние сопровождается воспитанием эмпатии, а также, формированием таких черт личности школьника, как ответственность, обязательность, организованность и честность.

Кроме того, мы можем сказать, что традиции, выработанные и соблюдаемые в детском лагере, могут являться ключевым фактором в процессе формирования положительных качеств у подростков, а также, связующим звеном в детском коллективе, способствовать сплочению и укреплению связей внутри него.


Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТРАДИЦИЙ ЗАГОРОДНОГО ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ

Вторая глава нашей работы посвящена изучению воспитательного потенциала традиций на практике, непосредственно в загородном лагере. Проведенное нами эмпирическое исследование воспитательного потенциала традиций позволило определить и охарактеризовать воспитательное влияние традиций на подростков, попадающих в воспитательную среду лагеря, а также, определить закономерность, в каких случаях это воспитательное влияние сильнее.

2.1. Методы и диагностические методики, применяемые в ходе исследования

Включенное наблюдение. Основным методом нашего исследования было включенное наблюдение. В качестве предмета наблюдения выступали поведенческие и эмоциональные проявления подростков. Участниками исследования стали ребята в возрасте от 14 до 17 лет, которые приезжали на смены в ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» в период с января по апрель 2021 года. Находясь в постоянном контакте с детьми, являясь частью воспитательной системы лагеря, получилось видеть и изучать воспитательный потенциал традиций «изнутри». Полученная информация фиксировалась при помощи письменных опросов и в дальнейшем, обрабатывалась. Работая на отрядах разного профиля, из разных организаций, получилось заметить некоторые закономерности.

Мы считаем, что возраст ребят, то, какое отношение их школа или организация имеет к лагерю, профиль деятельности сильно влияет на уровень восприимчивости отдельного ребенка к традициям.

Например, если условно разделить приезжающих детей на «дворцовцев» –воспитанников коллективов СПб ГДТЮ, участников Российского Движения Школьников, и ребят, которые не имеют отношения ни к одной из этих организаций, мы сможем увидеть абсолютно разные ситуации.

Дальше речь пойдет о зримых отличиях между группами этих детей. Описание будет выстроено следующим образом: мы начнем с ребят, которые, на наш взгляд, более восприимчивы к традициям загородного лагеря, и будем двигаться по мере уменьшения этой восприимчивости.

Загородный центр детско-юношеского творчества «Зеркальный» является обособленным структурным подразделением Городского Дворца Творчества Юных, соответственно, воспитанники Дворца приезжают сюда на большую часть смен с большей периодичностью, чем остальные. Эти ребята отличаются особым трепетным отношением к лагерю и его традициям, в частности. Это трепетное отношение выражается в том, что дети чтут существующие традиции и способствуют появлению новых. Старшие ребята, приезжая на смену, знакомят младших товарищей с особенностями лагеря и жизни в нем. Одной из отличительных особенностей «дворцовцев» является то, что они одинаково уважают традиции, вне зависимости от своего возраста.

Основываясь на наблюдениях, можно сделать вывод, что дети в младшем подростковом возрасте являются более восприимчивыми. Это можно связать с тем, что они не требуют аргументов в пользу того, почему происходит именно так, а не иначе. Ребята помладше, как и старшие подростки чаще требуют объяснений. Детям помладше нужно объяснение, почему нужно делать так, почему происходит то или иное событие. Старшие подростки же, относятся ко многому, что им говорят, скептически. Им уже требуется совсем другое объяснение. Им недостаточно того, что вожатый или воспитатель просто им сказал. Для них важен авторитет человека. Однако, всегда после проживания организационного периода смены, дети привыкают к соблюдению традиций, начинают рассуждать о том, какие традиции им ближе. Помимо этого, дети видят, что их педагог, с которым они взаимодействуют на занятиях и в течении смены, солидарен с воспитателями в том, что традиции нужно беречь и соблюдать, он является положительным примером и выступает первое время посредником между детьми и воспитателями, помогает погрузить детей в лагерную систему.

Когда на смену приезжают участники Российского Движения Школьников, ситуация немного меняется. Эти смены, как правило, проводятся 2 раза в учебный год, и ребята приезжают в «Зеркальный» не так часто, как воспитанники Дворца. У РДШ есть свои педагоги, а также, свой Вожатский отряд, которые выезжают на каждую смену. При этом, среди педагогов и вожатых есть люди, которые в прошлом были в «Зеркальном» в качестве вожатых и детей, что благоприятно влияет на их собственное отношение к лагерю.

Сами участники Движения это, как правило, подростки от 14 до 17 лет, за редким исключением. В отличие от воспитанников СПб ГДТЮ, они одинаково хорошо реагируют на то, что происходит в лагере, независимо от возраста. Можно предположить, что это связано с тем, что они всегда заранее готовятся к смене и многие организационные моменты с ними обговариваются еще до заезда. Также стоит отметить, что ребята всегда очень ждут очередную смену и пытаются как можно глубже погрузиться в ту жизнь, которая их ждет на смене. В качестве отягощающей особенности смен Российского Движения Школьников можно выделить их чрезмерную наполненность их собственными мероприятиями, которые имеют определенную цель и направленность. К сожалению, это отрицательно сказывается на погружении детей в ту особую атмосферу, над которой работает учебно-воспитательный отдел лагеря. Сами дети отмечали, что из-за насыщенной программы РДШ им не хватает времени насладиться жизнью загородного лагеря, им не хватает времени «побыть просто детьми».

Больше всего, возможность «побыть просто детьми» есть у ребят, которые приезжают в лагерь со школой, отдельным классом или летом, в сводный отряд. Как правило, работа с таким отрядом будет наиболее интересной, поскольку у вожатых и воспитателей будет больший простор для творчества. Появляется возможность выстроить работу так, чтобы она была наиболее эффективной, так как программу смены приходится готовить самостоятельно, исходя из интересов детей. Конечно, когда дети приезжают впервые и не знают ничего об особенностях лагеря, поначалу будет непросто. Отношение у детей будет совсем другим, нежели у детей, о которых шла речь выше. Требуется больше усилий при «погружении» ребенка в среду. Они, как правило, не заинтересованы в том, чтобы узнать что-то о месте, в которое приехали, им кажется это не столь важным и интересным, ведь они приехали, как они считают, на один раз. При этом, число детей, которые к концу смены не испытывают желание приехать снова, крайне мало.

Традиции такими детьми воспринимаются сложнее, они не столько заинтересованы в самом лагере, сколько в веселом и интересном времяпрепровождении со сверстниками. Наша задача, как воспитателей, заключатся в том, чтобы открыть им яркий мир детского лагеря, его особенностей. Уже в первые дни смены дети начинают отмечать некоторые традиционные мероприятия и ритуалы, которые сопровождают их жизнедеятельность каждый день:

  • Каждый день летней смены начинается с утренней линейки. В зависимости от организованности и возраста детей, ответственности вожатого, выход отрядов выглядит по-разному. У кого-то получается выйти единым строем, а кто-то выходит неорганизованной группой. Однако, дети отмечают, что даже такое короткое, но массовое мероприятие объединяет, пробуждает чувство личной сопричастности к жизни всех отрядов, воспитывает в каждом из детей сдержанность, организованность, сочувствие и сопереживание.
  • В зимний период (сентябрь-апрель) на сменах функционирует школа, чтобы дети не отставали от школьной программы. Перед тем, как разойтись по учебным классам, весь отряд, вместе с вожатым произносит «кричалку», которая способствует поднятию духа и настраивает отряд на получение новых знаний.
  • Похожая традиция связана с приемом пищи. У каждого из двух входов в столовую есть так называемая «волшебная линий», стоя на которой дети должны придумать несколько зарифмованных строк и в конце добавить «Всем, всем, всем приятного аппетита!». Это единственная традиция, которая носит обязательный характер исполнения.  В столовую непринято входить, не прокричав «кричалку». Чаще всего подростки относятся к этому с воодушевлением, ведь им предоставляется еще одна возможность проявить себя и реализовать свой творческий потенциал. Такие «кричалки», как правило, поднимают детское настроение и способствует трепетному и доброму отношению к окружающим.
  • С той же целью, после традиционного вечернего сбора отряда в кругу произносится вечерняя речевка с пожеланием доброй ночи своим друзьям и вожатым.
  • Завершается каждый день в лагере под «Колыбельную Светланы», мелодию из фильма «Гусарская баллада». Колыбельная ознаменует отбой и то, что все дела уже должны быть закончены и дети должны лежать в своих кроватях. Очень важно, чтобы во время колыбельной и дети, и вожатые молчали, так гласит традиция.
  • После того, как «Колыбельная Светланы» отзвучала, наступает время для одной из самых душевных традиций, которая никогда не оставляет детей равнодушными. Наступает время вечерней вожатской песни, когда вожатые садятся в коридоре с гитарой и поют своему отряду спокойные добрые песни. Некоторые вожатые называют этот момент дня самым любимым, самым душевным. А дети с утра взволнованно интересуются, будут ли им снова петь.

Таким образом, знакомство детей с традициями происходит постепенно, но начинается с первого дня пребывания в лагере. Традиции-ритуалы сопровождают детей каждый день от начала до конца смены. Следовательно, воспитательный процесс в лагере, в том числе через его традиции, становится непрерывным.

Тематический огонек. Вечерний огонек на любом этапе лагерной смены выступает как сильное средство формирование коллектива, имеющее определенную воспитательную функцию. При правильном настрое отряда и воспитателей, огонек будет обладать определенным уютом, домашней обстановкой, которая располагает к душевному разговору. Сам по себе огонек – это таинство, единение отряда и вожатых или воспитателей. Правильно организованный и проведенный огонек способствует раскрытию личности детей. Ребенок, в соответствии с его индивидуальными особенностями, в той или иной степени «приоткрывает дверь» в свою душу. В результате такого взаимодействия, разговор получается откровенным и честным. Помимо этого, огонек — это традиционное мероприятие. Во многих лагерях традиция вечернего огонька является одной из основных. Таким образом, у нас есть возможность обсудить с детьми их отношение к традициям лагеря, в котором они находятся, через другую традицию.

Метод экспертных оценок. Суть методов экспертной оценки заключается в том, что прогноз основан на мнении эксперта или группы экспертов, основанном на профессиональном, научном и практическом опыте.

В рамках исследования мы обратились к старшему воспитателю ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» Корненко Александре Андреевне. Она поделилась своими наблюдениями и мнением по интересующему нас вопросу. По её мнению, традиции, передающиеся из поколения в поколение и только формирующиеся, являются неотъемлемой частью лагеря. Они безусловно несут в себе важный воспитательный компонент в совокупности с непередаваемой атмосферой лагеря, которая тоже является своеобразной традицией "Зеркального". Важность их обусловлена тем, что, во-первых, традиции дисциплинируют не только детей, но и вожатых. Каждый вожатый, рассказывая детям о традициях должен соблюдать их и сам. Во-вторых, традиции формируются самими детьми, а значит каждый ребенок, может оставить часть своих мыслей и идей другим поколениям «зеркалят». Конечно, новые традиции не формируются каждую смену, но все равно появляются. Кроме того, они формируют правильное доброе и бережное отношение детей не только друг к другу, но и к природе, вещам, чувствам.

На практике это сильно заметно. Чаще виден прогресс у "сложных" ребят. В качестве примера. Мальчик в начале смены рисует на мебели, отпускает колкости в сторону окружающих. В конце смены, он начинает переживать за других. Это результат качественной педагогической работы, и соблюдение традиций в этом вопросе, играет немаловажную роль и является хорошим педагогическим приемом. Он приезжал в "Зеркальный" еще 2 раза и, по его словам, приезжал в "Зеркальный" за атмосферой и теплотой.

Кроме того, администрация лагеря очень заинтересована в сохранении и передаче традиций от поколения к поколению, как детей, так и вожатых. С этой целью неоднократно переиздаются методические материалы, собранные и написанные сотрудниками лагеря.  

Анкетирование. В процессе написания выпускной работы была разработана анкета, направленная на определение уровня понимания ребенком того, что такое традиции, для чего они существуют и влияют ли они на ребенка, попавшего в воспитательную среду лагеря в рамках смены, на которую он приехал (см. Приложение 2).

Анкетирование проводилась посредством создания Google-формы для удобства реализации исследования. Это позволило привлечь большее количество детей, приезжавших в лагерь в период с 1 зимней смены 2021 года по 7 зимнюю смену 2021 года. В заполнении анкеты принимали участие ученики школ г. Санкт-Петербурга, воспитанники УДО г. Санкт-Петербурга, участники Российского Движения Школьников, достигшие возраста 14 лет.

2.2 Анализ анкетирования

Анкета, разработанная в рамках исследования, проводилась с января по апрель 2021 года. В исследовании приняло участие 135 подростков в возрасте от 14 до 17 лет.

«Рисунок 1 - Возраст участников исследования»

Ранее мы отмечали, что наиболее восприимчивыми к традициям лагеря являются воспитанники Городского Дворца Творчества Юных, однако опрос проводился не только среди «дворцовцев», но и среди других ребят, приезжающих на смены.

«Рисунок 2 - Процентное соотношение объединений и учреждений, принявших участие в исследовании»

По диаграмме видно, что большая часть опрошенных это подростки, занимающиеся в учреждениях дополнительного образования г. Санкт-Петербурга. Среди всех опрошенных, только 20% были в «Зеркальном» впервые, а значит, оставшаяся часть респондентов хорошо знакома с традициями лагеря и может охарактеризовать их влияние на приезжающих.

«Рисунок 3 -  Количество поездок в «Зеркальный» участниками исследования»

Мы попросили опрошенных дать свое определение термину «традиция», чтобы понять, есть ли у подростков понимание этого явления, в принципе. Далее представлены самые «интересные» варианты ответов:

  • Необычное, уникальное для определённой группы лиц (места) действие, повторяемое несколькими поколениями и несущее в себе культурный код данной группы (места);
  • Действие, которое несёт в себе воспоминания других людей;
  • Важное событие, которые создано чем-либо/кем-либо, и оно повторяется из раза в раз. Возможно, маленький праздник;
  • Какая-то моральная ценность, которую соблюдают, уважают, хранят и передают новому поколению;
  • Какое-либо устоявшееся действо, имеющее для людей идейный смысл;
  • Что-то сокровенное, что передаётся через поколения;
  • Небольшие правила, которые все постоянно соблюдают, но при этом немного относится к праздникам;
  • Это действия, обычай, повторяющиеся неопределенное количество раз, несущие в себе глубокий смысл, уходящий корнями в прошлое и передающийся от человека или группы людей к другим людям, к какому-то месту или просто к чему-то, вымышленному;
  • Один из способов сохранять историю чего-либо (лагеря);
  • Традиция – это то, что сложилось исторически, передается в виде совокупности культурного и социального наследия, опыта от человека к человеку, от отца к сыну;
  • Традиция – это Зеркальный. Это ночные посиделки с друзьями, это отбой под гитару, это «Светлана», это лучшие вожатые, это поход на разбитое сердце, это «кричалки» перед столовой, это лучший лагерь на свете.

Мы можем отметить, что подростки, в основном, выделяют ценность традиции для человека, наличие особого смысла, а также, способность транслировать информацию. Примерно половина респондентов, рассуждая над вопросом, подразумевала именно лагерные традиции. Часть опрошенных старалась связать традиции с праздниками, элементами фантазии, отмечая, что они могут касаться чего-то выдуманного.

По мнению всех опрошенных подростков, в жизни человека, в жизни ребенка, приехавшего в детский лагерь, традиции выполняют следующие функции:

  1. Нормативно-регулятивная

Дети отмечают особую роль традиций в создании дисциплины в детском коллективе, выработке норм и правил совместной жизни в лагере;

  1. Информативная

Самый распространенный ответ касался трансляции и передачи опыта, сохранения культурного наследия и особенностей народа/местности, а также, углубления исторических знаний отдельного ребенка/поколения современных подростков;

  1. Коммуникативная

Неоднократно отмечалось положительное влияние традиций на сплочение подростков. Также отмечали сплочение поколений через чтение традиций. Как правило, подразумевались семейные, национальные традиции и праздники, а не только лагеря или отдельного коллектива.

  1. Воспитательная

В ходе исследования нашлись и те, кто говорил о воспитательной функции традиций. Подростки считают, что традиции формируют в них духовные ценности и социальные ценности. В качестве примера можно привести доброе и уважительное отношение к окружающим, чуткость, понятие нравственности, принадлежность к социальной группе и др.

«Рисунок 4 - Процентное соотношение функций, отмеченных подростками»

Выделяли и другие функции традиций. Так, например, писали

  • «делают жизнь ярче и интереснее»;
  • «помогают почувствовать себя частичкой чего-то»;
  • «это некий контроль, который помогает не совершать, порой, глупые действия»;
  • «чтобы у людей было больше приятных моментов и воспоминаний»;
  • «создание атмосферы в детских лагерях и напоминании о прошлых ребятах»;
  • «во-первых, так интереснее жить, во-вторых, каждая традиция сплачивает людей, или позволяет им порассуждать на какую-то определенную тему, зачастую это смысл жизни».

В ходе анализа полученных результатов, мы обращали внимание на то, как дети формулируют свои мысли и идеи, как они выражают их в письменной речи. Изредка встречались фразы, которые производили достаточно сильное впечатление. Одну из таких фраз хочется отметить отдельно: «якорь в нестабильном море жизни». Так описал один из подростков, принявших участие в исследовании, традиции и их роль в жизни человека.

Единицы среди общего числа опрошенных (3% от общего количества) считают, что отличительной чертой лагеря, его особенностью, традиции быть не могут. Однако подавляющее большинство, все-таки, убеждено в обратном. По их мнению, «традиции являются главной причиной посещения лагеря, так тем самым ты воспитываешь самого себя», традиции являются «изюминкой» того или иного места и без них пропадает уникальность.

Заключительный вопрос анкеты касался воспитательного потенциала традиций лагеря, воспитательного влияния, которое они могут оказывать на подростков. Не все респонденты смогли найти ответ на этот вопрос, хотя было интересно, что они думают, ведь не было определенного правильного ответа. В связи с этим, к сожалению, полных ответов на этот вопрос оказалось меньше, чем на остальные.

 Какое же воспитательное влияние оказывают традиции загородного детского лагеря на подростков?

  1. Формируют у подростка индивидуальный взгляд на жизнь;
  2. Воспитывают доброе и уважительное отношение к окружающим людям;
  3. Положительно влияют на формирование дисциплины в коллективе;
  4. Воспитывают в подростке сочувствие, сопереживание, отзывчивость;
  5. Способствуют развитию творческого потенциала ребенка через участие в традиционных мероприятиях;
  6. Воспитывают в подростке чуткость;
  7. Воспитывают моральные и нравственные качества подростка;
  8. Формируют духовные ценности подростка/ детского коллектива;
  9. Воспитывают в подростках чувство коллективизма.

Исходя их полученных в ходе исследования данных, мы можем сделать следующие выводы:

  • Традиции загородного детского лагеря действительно обладают воспитательным потенциалом и положительно влияют на подростков;
  • Сами подростки осознают и признают значимость традиции в воспитании и формировании таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, чуткость и др.;
  • Традиции загородного детского лагеря играют важную роль в духовно-нравственном становлении личности подростка.

Выводы по второй главе

Вторая часть нашей работы посвящена изучению воспитательного потенциала традиций загородного детского лагеря на практике.

В работе были использованы в качестве основных диагностических методов:

  1. Метод анкетирования;
  2. Методика проведения огонька;
  3. Метод экспертных оценок
  4. Включенное наблюдение.

В главе представлена характеристика детей, условно разделенных по принципу принадлежности к детскому объединению или УДОД, которые в течении года приезжают на смены в ЗЦ ДЮТ «Зеркальный».

Также представлен анализ проведенного анкетирования среди участников 1-7 зимних смен в ЗЦ ДЮТ «Зеркальный», достигших возраста 14 лет.

Исходя из результатов анкетирования и включенного наблюдения, можно сделать вывод, что сила воспитательного влияния традиций загородного лагеря на подростка зависит от того, является ли он участником детского объединения, воспитанником клуба и т.д. Дети, не вовлеченные в систему дополнительного образования или детское движение, отличаются меньшей восприимчивостью к этому влиянию и чувствительностью к происходящему вокруг них.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наша работа была посвящена воспитательному потенциалу традиций загородного детского лагеря. Основной проблемой исследования был поиск проявлений воспитательного потенциала традиций загородного лагеря и принятия их детьми.

Целью нашего исследования было: выявить и обосновать воспитательный потенциал традиций загородного детского лагеря как средства воспитания подростков.

Нами были поставлены следующие задачи:

  1. Провести анализ научной литературы по теме исследования и сформулировать его теоретические основания;
  2. Проанализировать виды и формы проявления традиций в лагере (на примере ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»);
  3. Сформулировать и раскрыть сущность понятия «воспитательный потенциал» применительно к традициям лагеря;
  4. Охарактеризовать особенности воспитательного влияния традиций на подростков.

Для решения первой задачи мы проанализировали такие понятия как «воспитательный потенциал», «воспитательный потенциал лагеря», «потенциал», «традиция», «межвозрастное общение», а также, изучили опыт колонии им. Горького, коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина, МДЦ «Артек», ВДЦ «Орленок», ЗЦ ДЮТ «Зеркальный».

Для решения второй задачи мы собрали информацию о традициях, существующих в ЗЦ ДЮТ «Зеркальный», и систематизировали их по формам и направленности (Приложение 1).

Исходя из полученных данных, мы сформулировали следующее рабочее определение основного понятия нашего исследования, тем самым, решив третью задачу:

Воспитательный потенциал традиций детского лагеря – это возможность расширения позитивного социокультурного опыта подростков (овладения определенными социально-значимыми знаниями, умениями и навыками; освоения норм совместной жизнедеятельности; развития организаторских, творческих, коммуникативных способностей) в силу погружения в особую социоприродную среду, эмоционально окрашенную систему ценностных отношений со сверстниками и взрослыми.

В рамках практического исследования, основываясь на собственных наблюдениях, мы разработали опрос для подростков, с целью изучения непосредственно их представления и мнения по интересующему нас вопросу.

 Проведенный опрос показал, что 94% детей замечают и осознают воспитательное влияние традиций на себя и своих сверстников. Таким образом, мы смогли решить четвертую задачу, охарактеризовав воспитательное влияние традиций загородного детского лагеря.

В результате разговора со старшим воспитателем ЗЦ ДЮТ «Зеркальный», подтвердилось предположение о том, что традиции загородного лагеря обладают определенным воспитательным потенциалом и положительно влияют на подростков.

Проанализировав теоретическую и эмпирическую составляющие нашего исследования, удалось установить, на что направлено воспитательное воздействие традиций, существующих в детских лагерях.

В качестве результатов воспитательного воздействия традиций на подростка мы выделили следующие:

  • Формирование у подростка собственного взгляд на жизнь;
  • Воспитание доброго и уважительного отношения к окружающим людям;
  • Положительное влияние на дисциплину в коллективе;
  • Воспитание сочувствия, сопереживания, отзывчивости;
  • Развитие творческого потенциала ребенка;
  • Воспитание чуткости;
  • Воспитание моральных и нравственных качеств подростка;
  • Формирование духовных ценностей;
  • Воспитание в подростках коллективизма.

Эти результаты, в совокупности и по-отдельности, должны определять, насколько успешным является воспитательный процесс в условиях загородного лагеря.

Полученные в ходе исследования данные и итоги имеют следующее значение в педагогической практике: они являются доказательством того, почему вожатым и воспитателям детских лагерей не следует оставлять без внимания традиции места, в котором они находятся и работают. Подобное пренебрежительное отношение к воспитательным средствам лагеря негативно скажется на успешности воспитательного процесса. 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев А.П. Краткий философский словарь. – М., 2000., 413 с.
  2. Амонашвили, П.Ш., Омарова Г.А., Анарбек Н. Основы гуманной педагогики и самопознания: Учебник / П. Ш. Амонашвили, Г. А. Омарова, Н. Анарбек. – Алматы: ННПООЦ «Бөбек», 2018. – 375 с.
  3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович (Психологическое исследование.) М., «Просвещение», 1968.
  4. Герлах И.В. Развитие воспитательного потенциала молодежных общественных организаций средствами социально-культурной деятельности: Дис. … канд. пед. наук. – Москва, 2008. – 214 с.
  5. Галой Н.Ю., Горбенко И.А., Долинская Л.А. История вожатского дела: Методические рекомендации. – Москва: МПГУ, 2017.
  6. Гофман А.Б. Традиция // Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.
  7. Гугнин, В. А. Настольная книга вожатого – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 297 с.
  8. Данилова Л.В. Традиция как специфический способ социального наследования // Советская этнография. – 1981. – №3. – 48 с.
  9. Дербенева Г.В. Воспитательный потенциал детского общественного движения / .– Омский государственный педагогический университет, 2015, 171 с.
  10. Кателина А.А. Воспитательный потенциал детского лагеря // Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2016, 223 с.
  11. Кемеров В.Е.  Введение в социальную философию: Учебник для вузов. Изд. 4-е, испр. - М: Академический Проект, 2001. – 180 с.
  12. Круглов В.В. Межвозрастное взаимодействие как фактор реализации воспитательного потенциала детского общественного объединения // Автореферат Дис. … канд. пед. Наук. – Москва, 2010. – 9 с.
  13. Левада Ю.А. Традиция // Философская энциклопедия. – Т.5. – М., 1970, 253 с.
  14. Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: 1937, 30 с.
  15. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972.  120 с.
  16. Макаренко, А. С. Соч., т. IV. М., Изд-во АПН РСФСР, 1957, 66 с.
  17. Мардахаев, Л. В. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Академия, 2002., 215-216 с.
  18. Мижериков В.А. Словарь-справочник по педагогике. – М., 2004., 385 с.
  19. Мурашова А.Г. Развитие воспитательной деятельности педагогов детского оздоровительного центра в современных условиях. дис. … канд. пед. наук. – М., 2002., 15 с.
  20. Николаева Л.Н. Истоки – Изд-во: Государственное нетиповое образовательное учреждение «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных», 2019. – 35 с.
  21. Попова С.В. Воспитательный потенциал разновозрастного коллектива в условиях детского загородного лагеря. дис. … канд. пед. наук. – Воронеж, 2008.
  22. Спиркин А.Г. Человек, культура, традиции // Традиции в истории культуры. – М., 1978. – 8 с.
  23. Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. –Волго-вятское книжное изд-во, 1973.
  24. Ткаченко А.И. Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в работе современного социального педагога: Материалы 1-х студ. пед. чтений, Екатеринбург, 3 марта 2004 г. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед ун-та, 2004. 190 с.
  25. Чарнилова Н.Г. Методический портфель в помощь педагогическим коллективам организаций отдыха детей и их оздоровления. – Саратов, 2011, 25-27 с.
  26. Шакурова М.В. Вестник ПСТГУ.Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. 28 с.
  27.  Шацкий С.Т. Традиции// Утопия и традиция. – М., 1990. 284 с.
  28. Шмаков С.А. Лето в лагере. – М.: Знание, 1970, 24 с.

Электронные ресурсы:

  1. Сачук Т.И. Пионерские традиции [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://budagovo.schools.by/pages/pionerskie-traditsii (Дата обращения: 1.03.2021)


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Авторская систематизация традиций ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»:

Традиции доброго отношения:

“Уходя – оглянись!”, Традиция здороваться со всеми, Традиция доброго отношения к людям, Традиция доброго отношения к песне, Традиция вечернего прощания, “Зеркальному” – зеркальную чистоту.

Традиции – мероприятия:

Традиция сборов открытия и закрытия смены, Вечерняя вожатская песня, Традиция костра закрытия смены, Традиция вожатского костра.

Традиции – таинства:

Традиция огонька, Вечерняя вожатская песня, Традиции орлятского круга и наказа, Традиция колыбельной Светланы.

Традиции - ритуалы:

Традиция здороваться и прощаться с лагерем под главными воротами, Традиция не поворачиваться до поворота на шоссе, Традиция кричалки перед столовой, Традиция кричалки перед школой, Традиция загадывания желания у “Разбитого сердца”, Традиция вечернего прощания, Традиция выхода вожатского отряда на линейку, Традиция вручения ежей за чистоту, Традиция вручения наградных значков, Традиция назначения дежурных командиров, Традиция загадывания желания у березок, Традиция загадывания желания во врем колыбельной Светланы, Традиция вожатской кричалки по окончанию сбора закрытия смены.

Традиции, связанные с легендами:

Традиция загадывания желания у “Разбитого сердца”, Традиция колыбельной Светланы, Традиция загадывания желания у трех березок, “Покатай меня, большая черепаха”.


Приложение 2.

Текст опроса, разработанного в рамках исследования:

Здравствуй, дорогой друг!

Спасибо тебе, что согласился помочь и пройти небольшой опрос, который состоит из нескольких несложных вопросов.

Зачем это нужно, захочешь ты узнать? Это нужно для написания дипломной работе в университете. Тема диплома звучит как "Воспитательный потенциал традиций загородного детского лагеря", поэтому очень интересно узнать твое мнение об этом вопросе!

  1. Сколько тебе лет?
  2. Как называется объединение/клуб/ школа, с которой ты приехал в лагерь?
  3. Сколько раз ты уже был в «Зеркальном»?
  4. Как ты понимаешь значение слово «традиция»? Традиция – это…
  5. Как ты считаешь, для чего нужны традиции?
  6. Могут ли традиции быть отличительной чертой лагеря?
  7. Какие из традиций «Зеркального» тебе знакомы?
  8. Изменился бы лагерь, если бы пропали его традиции?
  9. Почему соблюдение традиций — это важно? Как они могут повлиять на человека?

Большое спасибо за помощь!


[1] Макаренко А.С. Книга для родителей, 1937 с.30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете "Воспитательный потенциал школьных традиций"

Выступление на педсовете "Воспитательный потенциал школьных традиций"...

Программа для загородного оздоровительного лагеря в период осенних каникул

Краеведение, как народное знание о своих родных местах, зародилось в далёком прошлом.      У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие о...

Варианты проведения учебной игры - викторины для учащихся 5 - 6 классов, школьных и загородных оздаровительных лагерей, детских клубов «Безопасное колесо».

Методическая разработка создана в помощь преподавателям - организаторам ОБЖ , учителям начальной школы, методистам, воспитателям и вожатым школьных и загородных детских лагерей. В разработке поэтапно ...

Доклад: « Воспитательный потенциал школьных традиций»

В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость. Формирование духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способност...

Программа летнего загородного оздоровительного лагеря по патриотическому воспитанию детей от 7 до 15 лет.

Программа "Мы - дети России" расчитана на 4 смены и имеет 4 подпрограммы. 1 смена "Поклонимся великим тем годам" посвящена 70 летию Победы. 2 смена - проект "Связь времён" - название говорит само за с...

Справка о выступлениии на педсовете «Воспитательный потенциал школьных традиций»

Справка о выступлениии на педсовете «Воспитательный потенциал школьных традиций» на тему ""Традиции нашего классного коллектива""...

Воспитательный потенциал школьных традиций презентация к выступлению на педагогическом совете

Выпускник школы должен быть личностью, обладать индивидуальностью, способной  к непрерывному образованию, к гибкому изменению способов своей образовательной, профессиональной и социальной деятель...