Главные вкладки

    Варианты проведения учебной игры - викторины для учащихся 5 - 6 классов, школьных и загородных оздаровительных лагерей, детских клубов «Безопасное колесо».
    методическая разработка по обж (5 класс) на тему

    Петров Максим Георгиевич

    Методическая разработка создана в помощь преподавателям - организаторам ОБЖ , учителям начальной школы, методистам, воспитателям и вожатым школьных и загородных детских лагерей. В разработке поэтапно расписан вариант организации и проведения игры - викторины по правилам дорожного движения "Безопасное колесо". Материалом для разработки стал мой пятилетний опыт в организации таких мероприятий на уровне школы и муниципалитета, а также участия команды школьного отряда ЮИД "Юный постовой" в подобных мероприятиях муниципального и регионального уровней.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskaya_razrabotka_uchebnoy_igry.docx482.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка учебной игры - викторины для учащихся 5 - 6 классов «Безопасное колесо».

    Актуальность темы:

    В возрасте 9 - 12 лет ребята становятся активными участниками дорожного движения. В это время они начинают активно осваивать первое в их жизни транспортное средство – велосипед.

    И хотя, согласно требованиям Правил дорожного движения дети могут управлять велосипедом на дорогах лишь с 14 лет, в осеннее, весеннее и тем более летнее, каникулярное время, мы можем часто встретить юных водителей, к сожалению, не только во дворах наших домов.

    Кроме того, в последнее время существенно изменился и сам велосипед. Сейчас это не просто двухколесное транспортное средство, приводимое в движение с помощью мускульной силы человека. Это сложная машина, оснащенная современной системой переключения передач и способная развивать довольно внушительную скорость.

    В этой связи работа по изучению требований Правил дорожного движения, правил безопасного поведения на улицах и дорогах, приемов и способов безопасного управления велосипедом становится не просто актуальной темой, а насущной жизненной потребностью.

    Задачи игры:

    1. Создать условия для выработки у ребят интереса к изучению требований Правил дорожного движения.
    2. Создать условия для проявления у ребят различных творческих способностей.
    3. Посредством работы в малой учебной группе, создать условия для формирования у ребят навыка коллективной работы.
    4. Посредством содержания игровых заданий повторить и закрепить знания требований правил дорожного движения, оказания первой медицинской помощи.

    Условия проведения игры и оборудование:

    Игра может проходить как в классном помещении так и на учебно – тренировочной площадке, спортивной площадке, а так - же во дворе любого дома, где отсутствует движение транспортных средств. В качестве оборудования для игры необходимо:

    1. Листы чистой бумаги (желательно иметь формат А4),
    2. Набор дорожных знаков.
    3. Несколько бинтов, самодельные или заводские медицинские шины,
    4. При условии проведения этапа практического вождения велосипеда: детский или подростковый велосипед, мел, две круглые палочки, веревка длинной 5 метров (последнее необходимо для нанесения дорожной разметки).
    5. Школьная доска, кусок ДСП или фанеры с наклеенным или прикреплённым кнопками или английскими булавками ватманом, где будут поэтапно помещаться баллы, заработанные командами во время игры.
    6. Часы, секундомер или мобильный телефон с секундомером.

    Ход игры:

    Участники игры делятся на две или несколько команд, в зависимости от количества учащихся или воспитанников. (Лучше если ребята представляют отдельные классы или отряды).

    Ведущий объявляет начало игры и вкратце рассказывает об этапах, которые предстоит пройти ребятам.

    В обязательном порядке детям напоминаются правила безопасного поведения во время игры!

    Организационный момент: Представление команд.

    Каждая команда за 5 минут придумывает название и девиз своей команды. Названия и девизы должны соответствовать тематике игры. Например: команда «Юный постовой»,

    Девиз команды: «Зимою и летом, и в стужу и в зной,

                                     Стоит на дороге наш друг – постовой!

                                     На службе опасной – силен он и смел,

                                     Быть в жизни как он из нас каждый хотел!».

     (Девиз авторский, вот уже 6 лет его использует наш школьный отряд ЮИД).

    Этап конкурса оценивается жюри по следующим показателям: оригинальность названия и девиза, слаженность при докладе, дисциплина строя. (Максимальная оценка – 5 баллов).

    Представление команд целесообразно проводить в форме общего построения участников игры с обязательным рапортом командира команды по форме:

    « Товарищ главный судья соревнований (игры),

     - Команда (название команды) в количестве (число участников) построена.

    - Наш девиз: (участники команды хором произносят девиз команды, речевку команды).

     - Доложил командир отряда (произносит своё имя и фамилию)».

    Этот момент игры является очень важным, так как позволит вам настроить ребят на предстоящую работу, поможет организовать дисциплину во время игры,  провести обязательный инструктаж по технике безопасности.

    В заключение организационного момента целесообразно выдать командам маршрутные листы, с указанием последовательности, в которой ребята будут проходить этапы игры. Это внесет в игру порядок и позволит избежать суматохи и ненужной толчеи на этапах игры.

    Первый этап (разминочный).

    Ребятам предлагается придумать велосипед своей мечты. Они должны за определенное время (5 - 6 минут) нарисовать это транспортное средство и рассказать о нем другим, подчеркнуть его технические возможности, а главное безопасность. Главное условие – велосипед должен быть оснащен согласно правилам дорожного движения.

    В конкурсе жюри оценивается: знания требований Правил дорожного движения по оснащению и техническому состоянию велосипеда, оригинальность конструкции, стиль представления своего транспортного средства. (Максимальная оценка – 5 баллов).

    Второй этап:

    Блиц - турнир на внимание и знание дорожных знаков « В стране дорожной безопасности».

    1 часть. Перед ребятами лежат перемешанные дорожные знаки, за одну минуту они должны разложить их по группам. Их всего восемь: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, знаки особых предписаний, информационные, сервиса, знаки дополнительной информации (таблички).  Картинки дорожных знаков вы легко найдете в сети «Интернет», а чтобы далеко не ходить, можно скачать их на моем сайте по адресу: http://bvmsayt.ucoz.ru/ в разделе «Для внеклассных мероприятий», вкладка «Мероприятия по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма». (Победившая команда получает призовые очки).

    2 часть. Ведущий показывает по одному (у нас их было 10) самые распространенные  в вашем населенном пункте дорожные знаки. Участники команды поднимают руку, их задача быстрее и точнее назвать дорожный знак и его предназначение. (За каждый верный ответ команда получает по одному очку).

    3 часть. Каждой команде выдается один из билетов с вопросами и дорожными ситуациями. Чем больше правильных ответов, тем больше баллов получает команда. (Как вариант, для ребят младшего возраста, можно предложить собрать пазлы с изображениями транспортных средств или дорожных знаков, они легко изготавливаются самостоятельно: любая картинка с изображением транспортного средства или дорожного знака разрезается по вашему усмотрению). Как пример билета могу предложить следующее:

    При наличии компьютера и мультимедийного проектора билеты для ребят старшего возраста можно заменить заданиями с использованием презентации.

       

    Третий этап: «Юные медики».

    Перед командами ставится учебная задача, например:

    «Вы поехали в велопоход. Ваш товарищ при спуске с горы не справился с управлением велосипедом и упал. Окажите ему первую медицинскую помощь». При этом вы можете предложить группам индивидуальное задание, указав конкретное повреждение. На выполнение задания отводиться ограниченное время и оценивается не только скорость, но и качество оказания помощи пострадавшему.

    Наиболее распространенные ситуации:

    - Падение и ушиб, вывих или перелом руки;

    -  Попадание ноги  в незащищенную щитком  цепь велосипеда. Повреждение щиколотки с кровотечением;

    - При неисправной тормозной системе велосипеда, при торможении ногой произошло падение с переломом, растяжением или вывихом голеностопного сустава.

    - При падении с велосипеда произошел удар головой о раму или об асфальт, в результате чего произошла травма головы с кровотечением или без него.

     Судьями оценивается качество и быстрота оказания первой помощи пострадавшему. Как дополнение ребятам можно предложить продемонстрировать технику транспортировки пострадавшего.

    Четвертый этап: «Вело – трасса». (Проводиться на улице, спортивной площадке)

    Ребятам предлагается продемонстрировать умение фигурного вождения велосипедом: Поочередно ребята проезжают следующие элементы:

      1.Сужающаяся прямая дорога.                2. «Восьмерка»

       

                         3. «Круг».                        4. Прицельное торможение.

       

              В конкурсе оценивается время и точность выполнения упражнений:

    1. «Сужающаяся прямая дорога» - за каждую сбитую фишку  +1 секунда штрафа.
    2. «Восьмерка» и «круг» - за задевание колесами линии разметки +10 секунд штрафа.
    3. «Прицельное торможение» - за сбитую планку + 20 секунд штрафа, не поднял руку вверх (знак остановки) + 20 секунд штрафа.
    4. Поставил ногу на землю или касание ногой земли при выполнении 1 и 2 упражнений - + 1 минута.

    При желании вело трасса может быть дополнена другими элементами. Подробное описание их можно посмотреть в приложении к Правилам проведения Всероссийского конкурса юных инспекторов движения «Безопасное колесо» по адресу: http://bvmsayt.ucoz.ru/, вкладка «Для внеклассных мероприятий», кнопка «Мероприятия по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма».

    По итогам игры жюри подводит итоги и присваивает место. В жюри целесообразно вводить учащихся старших классов и членов отрядов ЮИД для повышения объективности оценивания участников конкурса.

    В заключении игры обязательно следует провести церемонию награждения с краткой, обязательно положительной оценкой работы ребят.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игра – викторина для учащихся 7-8 классов по географии «Путешествие с Врунгелем и Ломом»

    Материал данной викторины использовался для проведения  недели географии  в школе. Игра проходит во внеучебное время, как соревнование между командами от класса. Рекомендованный возрас...

    Игра – викторина для учащихся средних классов, посвященная государственной символике страны

    Игра – викторина  для учащихся средних классов,посвященная государственной символике страны «РОССИЯ НАЧИНАЕТСЯ С НАС» Составитель:  Славгородская Людмила Валентиновна, учител...

    Интеллектуальная игра-викторина для учащихся 6 классов "Природа Югорского края!

    Игра-викторина разработана с целью расширения знаний учащихся  о разнообразии природных сообществ Югорского края и воспитания ответственного отношения к природе. Викторина была проведена в Дни на...

    Разработка урока английского языка в 6 классе по УМК "Английский в фокусе" по теме "Безопасное колесо"

    Разработка урока может использоваться как полность так и фрагментарно, так как содержит интересные и полезные материалы для учителя...

    «Игра-викторина для учащихся 8 класса «12 апреля – День космонавтики»

    «Игра-викторина для учащихся 8 класса «12 апреля – День космонавтики» Краткая аннотация. Игра «12 апреля – День космонавтики» создана по мотивам телевизионной игры «Своя игра». Проведение д...

    "Хочу всё знать" - игра -викторина для учащихся 5-7 классов

    Цель игры-викторины:Образовательная: Закрепление знаний по разделам предмета технологии «Азбука моды».«Кулинария».«Материаловедение»«Машиноведение».«Свойства ткани».«Поясное изделие»«Вышивка»...

    Контрольная работа по русскому языку как один из возможных вариантов оценки учебных информационно-коммуникативных умений учащихся 8 класса

    Контрольная работа по русскому языку как один из возможных вариантов оценки учебных информационно-коммуникативных умений учащихся 8 класса...