краткосрочная (летняя) программа ДО "С чего начинается Родина..."
учебно-методический материал

Мирошниченко Светлана Вячеславовна

Программа «С чего начинается Родина…» (летняя практика) является частью процесса обучения программы «Истоки» и является продолжением учебных занятий. 

Краткосрочная образовательная программа «С чего начинается Родина…» социально-гуманитарной направленности.

Модифицированная программа разработана с учетом особенностей учреждения, контингента учащихся, а также повышением спроса родителей и детей на организованный досуг школьников в период летних каникул.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_s_chego_nachinaetsya_rodina_avtosohranennyy.docx53.18 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к программе «Истоки»

        

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«С чего начинается Родина…»

(наименование объединения)

Срок реализации программы: 18 часов

Возрастная категория: от 7  до 17 лет  

Вид программы: модифицированная

Автор – составитель:

Мирошниченко Светлана Вячеславовна,

методист

пгт. Черноморский, 2022 г.

Содержание

1.

Раздел 1 Комплекс основных характеристик образования

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи

6

1.3.

Содержание программы

7

1.4

Планируемые результаты

8

2

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

8

2.1

Календарный учебный график

9

2.2

Условия реализации программы

9

2.3

Методические материалы

9

2.4

Список литературы

10

Приложение

12

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,

содержание, планируемые результаты

  1. Пояснительная записка

В настоящее время цели, содержание и условия реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ предоставлены в следующих нормативных документах:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Концепция  развития  дополнительного  образования  детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.
  3. План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития  дополнительного  образования  детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.
  4. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30 ноября 2016 года протоколом заседания президиума при Президенте РФ.
  5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 года.
  6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р).
  7. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 «Санитарные правила СП  2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  8. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  9. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), Москва, 2015 года - Информационное письмо 09-3242 от  18 ноября 2015года.
  10. Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 года, регистрационный № 25016).
  11. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических рекомендаций по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года.
  12. Краевые методические рекомендации  по  проектированию общеобразовательных общеразвивающих программ (2020 год).

Направленность дополнительной общеобразовательной программы:

Программа «С чего начинается Родина…» (летняя практика) является частью процесса обучения программы «Истоки» и является продолжением учебных занятий.  

Краткосрочная образовательная программа «С чего начинается Родина…» социально-гуманитарной направленности.

Модифицированная программа разработана с учетом особенностей учреждения, контингента учащихся, а также повышением спроса родителей и детей на организованный досуг школьников в период летних каникул.

Актуальность. Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится воспитание патриота и гражданина своей страны. Упор делается на становление личностных характеристик ученика, среди которых на первое место ставится следующая: «любящий свой народ, свой край, свою Родину». Особая роль в формировании данной характеристики отводится краеведению. Изучение краеведения является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков.

Организация летнего отдыха один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.

Летние каникулы самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.

Педагогическая целесообразность программы.

Очень важно начать возрождение воспитания патриотизма в лучших его традициях, создать условия для осознанного изучения учащимися истории родного поселка, улицы, дома. Программа «С чего начинается Родина…» позволяет пробудить их интерес  к истории родного поселения, начать формирование коммуникативных и организаторских навыков, способствует развитию творческих способностей учащихся. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая практическая деятельность учащихся. Совокупность различных видов деятельности в рамках данной программы и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребёнка. Включение в различные виды поисковой работы обогащает личный опыт ребёнка, способствует развитию интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в ни. В различных формах практической работы дети учатся жить в коллективе, сотрудничать друг с другом. В содержании практической деятельности отражены базовые ценности, которые расширяют опыт учащихся конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре. В организации и проведении практических мероприятий могут принимать участие не только педагоги и учащихся, но и иные субъекты гражданской деятельности: деятели культуры и спорта, краеведы, общественные деятели и активисты, народные умельцы, священнослужители. Цель деятельности педагога - создание условий для духовно–ценностной ориентации ребёнка в окружающем мире, воспитания его гражданского самосознания через ознакомление с историей, природой и культурой родного края. Педагогическая целесообразность программы заключается в формировании и развитии у детей патриотической и гражданственной позиции к истории, настоящему и будущему «малой родины» и своей страны.

Новизна данной образовательной программы заключается в организации индивидуальной и коллективно-творческой деятельности обучающихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.

Отличительной особенностью этой программы от уже существующих программ данной направленности является то, что в основу ее содержания положена история малой родины – Черноморского городского поселения. Организация работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в тесном сотрудничестве с семьёй, с представителями общественности, расширение социальных связей способствуют формированию навыков бережного отношения к истории своей местности, народной культуре, сохранению народных традиций, расширению кругозора детей.

Адресат программы.  Возраст учащихся в объединении от 7 до 17 лет. Принимаются все желающие мальчики и девочки, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Обучение по данной программе будет актуальным для детей, проявляющих интерес  к изучению истории и культуры родного края. Количество детей в группе до 15  человек.

Уровень программы. По целевому ориентированию и уровню сложности  данная общеразвивающая  программа является краткосрочной.

Объем программы и сроки реализации. Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы, составляет 18 часов. 

 Срок реализации программы – июнь-август. Программа предусматривает 2 вида занятий: теоретические и практические занятия.

Год

обучения

Кол-во часов

Теория (часов)

Практика

(часов)

1

18

7

11

Итого:

18

7

11

 Форма обучения – очная (при необходимости электронная). 

Режим занятий. Занятия  проводятся 1 раз в неделю по 3 часа. Продолжительность 1 часа занятий  - 45 минут (при необходимости электронного обучения – 30 минут).

Год

обучения

Периодичность занятий

в неделю

Продолжительность

занятия (часов )

Количество часов в неделю

Количество часов (общее)

1

1

3

3

18

Особенности организации образовательного процесса. Эта программа рассчитана для интенсивной социальной адаптации учащихся  и их развития в области краеведения. У учащихся формируются умения самостоятельно решать поставленные задачи и выполнять творческие задания педагога: самостоятельное изучение краеведческой литературы и других источников, умение работать с краеведческим материалом и т.д. Программа  предполагает получение учащимися знаний, умений и навыков, которые должны стать базой для самостоятельных краеведческих исследований. Результаты поисковой проектной деятельности должны быть представлены на мероприятиях муниципального и краевого уровней. В программе уделяется серьезное внимание практической работе учащихся, на которую отводится основная часть всего объема часов. Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения.  Темы практических занятий, указанные в календарном учебном графике, могут взаимозаменяться. В программу могут вноситься необходимые коррективы в соответствии с местными условиями и возможностями, может изменяться последовательность изучения тем, количество времени на изучение отдельных вопросов. При реализации программы (или ее частей) может применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии. Для реализации данной программы базового уровня требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями в области краеведения. Часть занятий проводится на местности, где от педагога требуется повышенное внимание и контроль  за  действиями  обучающихся. Для выполнения поставленных задач необходимы взаимное сотрудничество педагога и учащегося, доверительные отношения между ними. Реализации программы способствует использование метода комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, морально-эстетических и других  форм воспитания. Достижение цели программы зависит от количества и качества проведенных практических занятий.

1.2. Цель и задачи программы.

 Цель программы - расширение системы представлений и знаний в области  истории, природы и культуры родного поселения, а так же интеллектуальное развитие путем вовлечения учащихся в поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи программы:

Предметные:

-познакомить с основами краеведческой исследовательской работы с истори-

ческими и архивными источниками; 

- научить  оформлять творческие работы и экспозиции;

- способствовать повышению уровня информационной культуры;

Личностные:

- воспитать уважение к историческому прошлому родного поселка и края, бережного отношения к памятникам истории и культуры поселка.

- воспитать положительные межличностные отношения в группе; 

- воспитать самостоятельность и целеустремленность; 

Метапредметные:

- развить навыки самостоятельной исследовательской и поисковой деятельности; 

- развить способности и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; 

 - развить мыслительную деятельность (сравнение, анализ, оценка).

1.3. Содержание программы

Учебный план

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Все го

Теория

Практика

Раздел 1.

Характеристика Черноморского городского поселения.

3

1

2

Раздел 2.

 История Черноморского городского поселения.

3

2

1

3.

Раздел 3. Достопримечательности и памятники Черноморского городского поселения

3

-

3

4.

Раздел 4. 

Знаменитые земляки нашего поселка

3

2

1

5.

Раздел 5.

История ЦРТДЮ пгт. Черноморского 

3

2

1

6.

Раздел 6.

Итоговое занятие

3

-

3

творческое задание

            Итого

18

7

11

Содержание учебного  плана

Раздел 1.  Характеристика Черноморского городского поселения (3 часа)

Теоретическое занятие (1 час)

Практическое занятие (2 часа)

Состав, территория,   символика,  экономика, население Черноморского городского поселения.

Раздел 2. История Черноморского городского поселения. (3 часов)

Теоретическое занятие (2 часа)

Практическое занятие (1 час)

Территория поселения в далеком прошлом и в наши дни. История населенных пунктов поселения.

Раздел 3. Достопримечательности и памятники Черноморского городского поселения (3 часа)

Практические занятия (3 часа)

Достопримечательности и памятники поселения. Памятники защитникам Родины.

Раздел 4. Знаменитые земляки нашего поселка (3 часов)

Теоретическое занятие (2 часа)

Практическое занятие (1 час)

Знаменитые земляки, их  трудовые достижения. Ветераны ВОВ и труженики тыла, дети войны, участники боевых действий. Творческие люди и народные мастера. 

Раздел 5. История ЦРТДЮ пгт.Черноморского (9 часов)

 Теоретическое занятие (2 часа)

Практическое занятие (1 час)

История основания Черноморского ЦРТДЮ. Его традиции.

Раздел 6. Итоговое занятие (3 часа)

Практические занятия (3 часа)

Итоговое занятие  проводится в форме проектной работы. В проектную работу включены задания, связанные с природой и историей местности, общей характеристикой Черноморского городского поселения и т.д. 

Планируемые результаты

Предметные:

-познакомится с основами краеведческой исследовательской работы с истори-

ческими и архивными источниками; 

- научится  оформлять творческие работы и экспозиции;

- способствовать повышению уровня информационной культуры;

Личностные:

- воспитается уважение к историческому прошлому родного поселка и края, бережного отношения к памятникам истории и культуры поселка.

- воспитается положительные межличностные отношения в группе; 

- воспитается самостоятельность и целеустремленность; 

Метапредметные:

- разовьют навыки самостоятельной исследовательской и поисковой  деятельности; 

- разовьют способности и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; 

 - разовьют мыслительную деятельность (сравнение, анализ, оценка).

Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий,  включающий форму аттестации)

2.1.1. Календарный учебный график ( Приложение )

2.2.Условия реализации программы

Материально - техническое обеспечение. Теоретические занятия проходят в учебном кабинете, соответствующем санитарно - гигиеническим  нормам и требованиям. Кабинет оснащен персональным компьютером с доступом в интернет. Проведение практических занятий должно происходить в кабинете, музейной комнате, на местности. 

Перечень необходимого оборудования и  снаряжения

  1. Персональный компьютер
  2. Географическая карта Краснодарского края
  3. Топографические карты Северского района и Черноморского поселения
  4. Фотоаппарат
  5. Канцелярские принадлежности.

Информационное обеспечение

  1. Учебные фильмы
  2. Презентации
  3. Интернет сайты

Кадровое обеспечение.  Реализация программы  осуществляется педагогом дополнительного образования Мирошниченко С.В., имеющей высшее педагогическое образование.

2.3. Методические материалы

При составлении учебного плана педагог должен исходить из своей педагогической квалификации, необходимо учитывать следующие факторы: объем учебного материала, последовательное усложнение материала. В соответствии с возрастными особенностями учащихся используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения. На занятиях используется групповая  и индивидуальная работа под руководством педагога, что требует от учащихся общения друг с другом и педагогом.

Занятия состоят из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает беседы, рассказы, которые способствуют эффективному усвоению краеведческих знаний. При проведении занятий большую роль играет использование дидактических материалов, наглядных пособий, презентаций. Практическая часть занятий предполагает поисково - исследовательскую, проектную  работу учащихся по решению поставленной проблемы, выполнение творческих заданий по изучаемой теме, оформление  материалов краеведческо - исследовательской работы, создание фотостендов и альбомов, разработку экскурсий. При проведении занятий применяются технологии проблемного и диалогового обучения, проектно - исследовательские и игровые технологии, интерактивные методики, проводится рефлексия. При этом активно используются информационно - коммуникативные технологии. Вне сетки часов происходит участие в краеведческих конкурсах, конкурсах проектных работ.

2.4. Список литературы

 Список литературы для педагога

  1. Земляки: сборник  (Гордость Кубани). Ч.1. – Краснодар: ООО «Книга.», 2013.
  2. Кубанский вестник детского и юношеского туризма и краеведения, № 1, 2003 г.-  Краснодар.
  3. Кубанский вестник детского и юношеского туризма и краеведения, № 5, 2005 г.- Краснодар.
  4. Кубанский вестник детского и юношеского туризма и краеведения, № 9, 2008 г.- Краснодар.
  5. Кубанский сборник/ под ред. О.В. Матвеева, Г.В.Кокунько.- Краснодар: Книга. Том IV – 2012.
  6. Кубанский сборник/ под ред. О.В. Матвеева, Г.В.Кокунько.- Краснодар: Книга. Том V – 2012.
  7. Хрестоматия по истории Кубани: учебное пособие/ рук. кол. и науч. ред.В.В. Касьянов; под общ. ред. В.В. Касьянова.- Краснодар: Периодика Кубани, 2009.
  8. Щербина Ф.А. Собрание сочинений. Пережитое, передуманное и осуществленное. Т. III. – Краснодар, 2013.
  9. Щербина Ф.А. Собрание сочинений. Пережитое, передуманное и осуществленное. Т. IV. – Краснодар, 2014.
  10. https://nsportal.ru/ сеть работников образования
  11. https://infourok.ru/
  12. https://p23.навигатор.дети  Навигатор дополнительного образования КК
  13. http://ecosystema.ru/
  14. https://rosuchebnik.ru/

Список литературы для учащихся

  1.   Край  наш  Кубанский: природа, история, хозяйство и города Краснодарского края учебное пособие, Н.В. Корнакова.  - Ростов-на-Дону: Издательство БАРО-ПРЕСС, 2013 г.
  2. Ковешников В.Н. «Очерки по топонимике Кубани», Краснодар, 2006.
  3. Моя Кубань: природа, история, хозяйство и города Краснодарского края. Н.В. Ситдикова. - Ростов-на-Дону: Издательство БАРО-ПРЕСС, 2010 г.
  4. Харченко В. О чем молчит Собер? Легенды и быль Северского района. - Ростов-на-Дону, 2007 г..
  5. https://rosuchebnik.ru/
  6. http://ecosystema.ru/
  7. https://nsportal.ru/ сеть работников образования
  8. https://infourok.ru/
  9. https://p23.навигатор.дети  Навигатор дополнительного образования КК

Список литературы для родителей

  1. Красавица Кубань. Достопримечательности Краснодарского края и республики Адыгея. Фотоальбом.  - Издатели Платонов, ООО "Когорта", 2007.
  2. Отдых и путешествия на Кубани. Энциклопедия. Ред. А.Н. Пахомов и др. Краснодар: Традиция, 2010.
  3. Музеи Кубани. / авт. - сост. Н.В.Карева, А.Г.Еременко.- Краснодар: Традиция, 2011.

Приложение

Календарный учебный график

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Место проведения

Форма

контроля

Раздел 1. Характеристика Черноморского городского поселения

25.06

Состав, территория,   символика,  экономика, население Черноморского городского поселения.

3

теоретическое и практическое занятие

Кабинет

беседа, творческое задание

Раздел 2.  История Черноморского городского поселения.

02.07

Территория поселения в далеком прошлом и в наши дни. История населенных пунктов поселения

3

теоретическое и практическое занятие

Кабинет

беседа, творческое задание

Раздел 3.  Достопримечательности и памятники Черноморского городского поселения

06.08

Достопримечательности и памятники поселения. Памятники защитникам Родины.

3

практическое занятие

территория поселения

творческое задание

Раздел 4. Знаменитые земляки нашего поселка.

13.08

Знаменитые земляки, их  трудовые достижения. Ветераны ВОВ и труженики тыла, дети войны, участники боевых действий. Творческие люди и народные мастера

3

теоретическое и практическое занятие

Кабинет

творческое задание

Раздел 5. История ЦРТДЮ  пгт. Черноморского.

20.08

История основания Черноморского ЦРТДЮ. Его традиции.

3

теоретическое и практическое занятие

Кабинет,  территория поселения

Творческое задание

Раздел 6.Итоговое занятие.

27.08

Итоговое занятие

3

Практическое занятие

Кабинет

Проектная работа

Итого

18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект освоения темы "С чего начинается Родина ( По рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека").

Проект освоения темы включает в себя задания для творческих групп и отчетный урок, проведенный по указанной теме....

Литературная гостиная. "С чего начинается Родина ?"

Литературно-художественная композиция "С чего начинается Родина?".  Данное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку и литературе в 8-9 классы....

Урок русского языка в 7-ом классе "С чего начинается Родина ?"

Тема: «С чего начинается Родина?»  (интегрированный урок на основе краеведческого материала;    урок   сотворчества)     Цели:1.Отработ...

«Пресс-конференция» «С чего начинается Родина»

Конспект внеклассного мероприятия.«Пресс – конференции» - игровая и в то же время весьма эффективная с познавательной точки зрения форма учебной и внеклассной  работы.  «Пресс- конфере...

С чего начинается Родина?

Урок немецкого языка в 7 классе по теме "Was nennen wir unsere Heimat?"...

Итоги конкурса «С чего начинается Родина» по номинации «Моя семья- моя Родина»

Итоги конкурса «С чего начинается Родина» по номинации «Моя семья- моя Родина»...