программа общеобразовательная общеразвивающая дополнительная "Школа выживания"
рабочая программа (6 класс)

Программа туристско- краеведческой направленности для детей среднего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_vyzhivaniya_luneva.docx136.99 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ Г.МИЧУРИНСКА

ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР КРАЕВЕДЕНИЯ И ТУРИЗМА»

Г.МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению на заседании

педагогического совета

МБОУ ДО «Центр краеведения и туризма»

Протокол от 31.08.2022  № 1

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДО

«Центр краеведения и туризма»

_________________С.В. Родюкова

Приказ от 01.09.2022 № 57

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

туристско-краеведческой направленности

«Школа выживания»

Уровень освоения - базовый

Возраст учащихся 11-13 лет.

Срок реализации программы 2 года.                                                                  

     

Автор - составитель:

                          Лунева Лидия Николаевна,

                                          методист

Мичуринск, 2022

Информационная карта программы

1

Учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр краеведения и туризма» г.Мичуринска Тамбовской области

2

Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Школа выживания»

3. Сведения об авторах

3.1

Ф.И.О., должность

Лунева Лидия Николаевна, методист

4. Сведения о программе

4.1

Нормативная база

Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившие с силу с 01.01.2022);

Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г.

№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Приказ Министерства просвещения РФ от 3.09. 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.);

          Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020. № 28 «Об утверждении СП от 28.09.2020 № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

          Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года

4.2

Область применения

Дополнительное образование

4.3

Направленность

Туристско - краеведческая

4.4

Тип программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

4.5

Вид программы

Модифицированная

4.6

Уровень программы

базовый

4.7

Возраст обучающихся по программе

11-13 лет

4.8

Продолжительность обучения

216 часов -1 года

216 часов- 2 год

Блок 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы.

 

1.1.Пояснительная записка.

Туристская деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка. Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.

Сегодня в обществе ставится задача не только обучения детей основам безопасности жизнедеятельности, но и формирования у них культуры безопасности жизнедеятельности. Вполне естественно, что для достижения видимого результата эта деятельность должна проходить как в школе, на уроках курса «Основы безопасности жизнедеятельности», так и  в системе дополнительного образования детей.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Школа выживания» относится к программам туристско – краеведческой направленности, которая рассчитана на 2 года, годовой объем 216 часов.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время туристская деятельность является одной из важных форм обучения, воспитания и оздоровления учащихся, разумного использования их свободного времени. Данная программа посредством туристской деятельности, создает условия для развития ребенка, вводит подрастающее поколение в социальную среду, знакомит с ней, чем значительно ускоряет процесс воспитания. В походах создаются условия для закаливания таких морально-волевых качеств, как человечность, скромность, организованность, дисциплинированность, смелость, решительность, отзывчивость, доброта, товарищество, ответственность, трудолюбие и многое другое.

 

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в нее включены такие виды деятельности как самостоятельная работа с выполнением различных заданий на экскурсиях, в походах. Формы работы: походы, соревнования; туристские вечера, творческие встречи.

Программа разработана на основе педагогических принципов: систематичность, последовательность, преемственность, доступность, соответствие содержания возрастным особенностям. Используются такие методы как: поисково-исследовательский, самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, экскурсиях, контроля и самоконтроля что позволяет хорошо усваивать предполагаемое содержание программы.

Новизна программы состоит в том, что расширены и углублены вопросы поведения в экстремальных ситуациях, изучения родного края.

В содержании заложены и формируются туристско-краеведческие умения, навыки, расширяются на основе регионального компонента краеведческие, туристские и экологические знания.

Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она является практико–ориентированной, что способствует развитию деятельностных компетенций, социально и личностно значимых в современных условиях.

Адресат программы

        Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 11-13 лет.

Условия набора учащихся

Принцип набора в объединение свободный. Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка. Для обучения принимаются все желающие.

Количество обучающихся. В группах 1 года обучения-15 обучающихся. В группах 2 года обучения- 15 обучающихся.

Особенности организации образовательной деятельности:

        

        Практические занятия по программе связаны с использованием туристского снаряжения и туристского оборудования. Программа предпологает межпредметные связи, тесно переплетаясь со школьными предметами: ОБЖ, географией, математикой, историей, биологией, физкультурой. Подразумевает под собой обязательное участие обучающихся в  туристских слетах, соревнованиях и походах.

                               Формы организации деятельности:

Формы организации деятельности обучающихся на занятии: индивидуальная, групповая, фронтальная; занятие-викторина, занятие-тестирование; беседа с игровыми элементами, сюжетно-ролевая игра, игра-путешествие, соревнование, поход,  творческий проект, экскурсия, самостоятельная работа, диспут, тематические задания по подгруппам.

Занятия по        программе включает проведение теоретических,

практических, комбинированных.

Срок освоения программы – 2 года

Режим занятий: 

два раза в неделю по 3 академических часа

1.2.Цель и  задачи программы:

Формирование у обучающихся культуры безопасности жизнедеятельности, мотивации к обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих, к получению знаний, умений и навыков, направленных на снижение индивидуальных и коллективных рисков, приобщение к здоровому образу жизни.

        

Задачи 1 года обучения :

Обучающие:

- научить детей воспринимать и осмысливать полученную информацию;

- овладеть знаниями об основах туристской подготовки;

- дать знания по топографии и ориентированию;

- развить познавательный интерес к изучению краеведения;

- научить основам оказания первой доврачебной помощи;

- раскрыть основные понятия об общей и специальной подготовке.

- формировать мотивацию к занятиям спортом ,установку на безопасный и здоровый образ жизни.

Развивающие:

- развить самодеятельность обучающихся на базе создания благоприятных условий для проявления ими инициативы, творческого потенциала и ответственности в достижении общественно ценных и личностно значимых целей;

- формирование экологической культуры.

воспитание чувства ответственности и взаимовыручки.

Воспитательные:

- сформировать морально-волевую подготовленность в процессе выполнения должностных функций каждым членом группы, преодоления специфических сложностей (факторов выживания), возникающих в экстремальных ситуациях;

- сформировать потребность физического и нравственного здоровья подростков, развитие духа состязательности при участии в спортивно-массовых мероприятиях.

Задачи 2 года обучения :

Образовательные:

-получить знания о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; выработка навыков правильного поведения в экстремальных ситуациях.

Развивающие:

-развить духовных и физических качеств личности, обеспечивающих правильное поведение в экстремальных ситуациях; способствовать развитию лидерских качеств подростков; развитие умений работать в группе, коллективе;

Воспитательные:

-воспитать у обучающихся ответственность за личную безопасность, ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.

1.3 Содержание программы.

Содержание учебного плана

1 год обучения

№ п/п

Наименование тем и разделов

Количество часов

Форма аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

3

3

Диагностика ,опрос

1.

Школа выживания.

48

27

21

1.1

История развития движения Школа безопасности; его цели и задачи.

3

3

Диагностика ,опрос

1.2

Основа безопасности личности ,общества и государства.

3

1

2

тестирование

1.3

Человек, среда его обитания, безопасность человека.

3

3

Игра

1.4

Город ,как среда обитания.

3

3

Самостоятельная работа, опрос.

1.5

Города и социальная среда.

3

3

Самостоятельная работа

1.6

Безопасность в повседневной жизни.

3

1

2

Опрос .тестирование

1.7

Безопасное поведение в транспорте.

3

1

2

опрос

1.8

Дорога и участники  дорожного движения. Азбука дорожной безопасности.

3

1

2

Самостоятельная работа

1.9

История дорог. Характеристика видов современного транспорта

3

3

Опрос тестирование

1.10

Участники дорожного движения. правила поведения участников дорожного движения.

3

1

2

опрос

1.11

Дорожные знаки. ДТП. Причины их возникновения и возможные последствия.

3

1

2

Опрос .тестирование

1.12

Железнодорожный транспорт.

3

1

2

игра

1.13

Действия при ЧС природного характера.

3

1

2

Просмотр фильма

1.14

Действия при ЧС антропогенного характера.

3

1

2

Просмотр фильма.обсуждение

1.15

Пожарная безопасность

3

1

2

Видеролик. опрос

1.16

Загрязнение среды обитания

3

2

1

Призентация .опрос

2

Основы гигиены и первая доврачебная помощь.

33

13

20

2.1

Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний.

3

1

2

Опрос

2.2

Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений.

3

3

Самостоятельная работа .опрос.

2.3

Укусы животных. Первая помощь при укусах животных.

3

1

2

Просмотр фильма

2.4

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

3

3

Игра .опрос

2.5

Приемы транспортировки пострадавшего.

3

3

игра

2.6

Первая помощь при различных видах кровотечения.

3

1

2

игра

2.7

Виды переломов. Оказание первой помощи при переломах.

3

3

Опрос

2.8

Первая помощь при отравлениях.

3

3

Опрос игра

2.9

Тепловые и солнечные удары. Первая помощь при тепловых ударах.

3

3

Самостоятельная работа.викторина

2.10

Обморожения .Первая помощь при обморожениях.

3

3

опрос

2.11

Здоровый образ жизни и его составляющие.

3

1

2

Викторина. самостоятельная работа

3.

Краеведение.

28

9

19

3.1

История родного края

1

2

Игра

3.2

Край в период Великой Отечественной войны

3

2

1

Самостоятельная работа

3.3

Изучение и охрана памятников истории и культуры.

3

1

2

Кроссворд

3.4

Известные люди, проживавшие в родном крае

3

1

2

Опрос

3.5

Мичурин, его имя носит наш город

3

1

2

Опрос, тестирование

3.6

Памятники культуры

3

1

2

Опрос

3.7

Красная книга Тамбовской области (животные)

3

1

2

Опрос

3.8

Красная книга Тамбовской области (растения)

3

1

2

Экскурсия

3.9

Экскурсия в Краеведческий музей

4

4

Опрос

4.

Топография и ориентирование.

51

16

35

4.1

История развития спортивного ориентирования

3

3

Опрос

4.2

Основы безопасности при проведении занятий на местности.

3

1

2

Опрос, игра

4.3

Понятие о топографии .Значение топографии в народном хозяйстве, в  военном деле, туризме.

3

1

2

Опрос

4.4

Топографические условные знаки.

3

3

Самостоятельная работа

Рельеф местности и его изображение на картах.

3

1

2

Работа с картами

4.5

Топографические карты. Их  особенность.

3

1

2

Работа с картами

Опрос.

4.6

Условные знаки ,масштаб карты.

3

1

2

Опрос

4.7

Определение расстояний на местности и на карте.

3

1

2

Опрос, тестирование

4.8

Компас. Типы, назначения ,принципы действия.

3

1

2

Опрос

4.9

Азимут. Движение на местности по азимуту.

3

1

2

Игра

4.10

Горизонт .Ориентирование по горизонту.

3

2

1

Игра

4.11

Изготовление картосхем маршрута.

3

1

2

Самостоятельная работа

4.12

Основы ориентирования.

3

1

2

Опрос

4.13

Ориентирование по карте и компасу.

3

3

Опрос, игра

4.14

Ориентирование по местным предметам.

3

3

Опрос

4.15

Электронные географические карты

3

1

2

Тестирование

4.16

Обобщающее занятие .текущий контроль

3

3

Опрос

5.

Основа туристской подготовки.

53

17

36

5.1

Пешеходное туристское снаряжение .

3

3

Опрос

5.2

Личное и общее снаряжение

3

1

2

Опрос

5.3

Обязанности членов туристской группы по должностям

3

1

2

Игра

5.4

Палатка, значение, типы, установка .

3

2

1

Опрос

5.5

Организация туристского быта.

Привалы и  ночлеги

3

2

1

Опрос самостоятельная работа

5.6

Питание в туристском походе

3

1

2

Опрос, игра

5.7

Правила движения на маршруте

3

1

2

Опрос .вик

5.8

Типы и функции костров

3

1

2

Опрос

5.9

Типы узлов, вязка узлов

3

1

2

Опрос

5.10

Практическое применение узлов

3

1

2

Самостоятельная работа.тестирование

5.11

Рюкзак. Укладка рюкзака.

3

1

2

Опрос

5.12

Выбор места для бивака

3

1

2

Игра

5.13

Организация бивака

3

1

2

Игра

5.14

Техника безопасности в походе.

3

1

2

Опрос

5.15

Поход

8

8

Поход

5.16

Подведение итогов туристского похода

3

2

1

Опрос, игра

Итого:

216

   

Содержание учебного плана

1 год обучения

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теория: Ознакомление с кратким содержанием курса,

инструктаж по т/б, анкетирование

Практика: Мини-эстафета

Раздел 1. Школа выживания.

История развития движения Школа безопасности; его цели и задачи.

Теория: Изучение  истории возникновения и развития

движения школа безопасности. Его цели и задачи.

Практика:

Основа безопасности личности ,общества и государства.

Теория:Изучение основ о безопасности своей личности ,

общества и государства.

Практика: просмотр фильма.

Человек, среда его обитания, безопасность человека.

Теория:Изучение среды обитания человека ,безопасности

 человека  в этой среде.

Пракатика:

Город ,как среда обитания.

Теория:изучение города ,просмотр фильма о Мичуринске.

Практика:

Города и социальная среда.

Теория :социальная среда города ее особенности.

Практика:

Безопасность в повседневной жизни.

Теория :безопасное поведение с электро приборами .Возгорание .

Практика :просмотр фильма «Осторожно ,газ»,

«Осторожно,электричество».

Безопасное поведение в транспорте.

Теория:этика в общественном транспорте

Практика :просмотр фильма

Дорога и участники  дорожного движения. Азбука дорожной

 безопасности.

Теория:виды дорог.Участники дорожного движения.

Практика :азбука дорожной безопасности.

История дорог. Характеристика видов современного транспорта

Теория:хорактеристика видов современного транспорта.

Практика:

Участники дорожного движения.

 правила поведения участников дорожого движения.

Теория:участники дорожного движения

.Правила поведения участников дорожного движения.

Практика:Просмотр фильма» Дорожные знаки и ПДД»

 

Дорожные знаки. ДТП. Причины их возникновения и возможные

последствия.

Теория:причины возникновения ДТП,меры их предотвращения.

Практика:тестирование по правилам дорожного движения.

Железнодорожный транспорт.

Теория:правильное поведение при пользовании жд транспортом.

Практика:просмотр фильма.

Действия при ЧС природного характера.

Теория: сигналы при ЧС природного характера, эвакуация.

Практика: прослушивание различных сигналов ЧС.Учебная  тренировка

 эвакуации.

 

Действия при ЧС антропогенного характера.

Теория:Правила поведения при ЧС антропогенного характера.

Практика:просмотр фильма.

Пожарная безопасность

Теория: причины пожара,безопасность при обращении с огнем.

Практика:изучение средств пожаротушения-огнетушителей.

Загрязнение среды обитания

Теория:к  чему приводит загрязнение среды обитания.

Практика:тестирование.

Раздел 2. Основы гигиены и первая доврачебная помощь.

Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний.

Теория:причины возникновения заболеваний ,их профилактика.

Личная гигиена туриста.

Практика:основные упражнения зарядки.Выполнение зарядки.

Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений.

Теория:

Практика:демонстрация походной аптечки.Фильм о лекарственных растениях.

Укусы животных. Первая помощь при укусах животных.

Теория:Различные виды укусов и их опасность.

Практика:просмотр фильма

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

Теория:

Практика:накладывания повязки,жгутов.

Приемы транспортировки пострадавшего.

Теория:

Практика:приемы транспортировки пострадавшего.

Первая помощь при различных видах кровотечения.

Теория:первая помощь при различных видах кровотечения

Практика:накладование повязок и жгутов.

Виды переломов. Оказание первой помощи при переломах.

Теория:

Пактика:первая помощь при различных  переломах.

тренировочное занятие

Первая помощь при отравлениях.

Теория: Первая помощь при отравлениях.

Практика:

Тепловые и солнечные удары. Первая помощь при тепловых ударах.

Теория: Тепловые и солнечные удары. Первая помощь при тепловых ударах

Практика:

Обморожения .Первая помощь при обморожениях.

Теория: Обморожения .Первая помощь при обморожениях

Практика:

Здоровье человека-как индивидуальная так и общественная ценность.

Теория: Здоровье человека-как индивидуальная так и общественная ценность

 Практика:контрольная работаю

Здоровый образ жизни и его составляющие.

Теория: Здоровый образ жизни и его составляющие.

Практика:соревнование и эстифета

Раздел 3.Краеведение.

История родного края

Теория:История города Мичуринска.

Практика:конкурс рисунков.

Край в период Великой Отечественной войны

Теория:Мичуринск и мичуринцы в период Великой Отечественной войны.

Практика: презентация о героях  Великой Отечественной войны,наших  

земляках.

Изучение и охрана памятников истории и культуры.

Теория: Изучение и охрана памятников истории и культуры

Практика:презентация «памятники культуры города Мичуринска»

Известные люди, проживавшие в родном крае

Теория:Державин,Герасимов,Голицины.Юрьевы,Кажевников,Зельдин.

Практика:прослушивание сообщений по данной теме.

Мичурин, его имя носит наш город

Теория:Мичурин ,автобиография и его  вклад в сх науку.

Практика:просмотр альбомов,фильмов о сортах растений выведеных  И.В.

Мичуриным.

Памятники культуры

Теория:Мичуринский драматический театр .История его создания.

Практика: экскурсия в городской парк культуры и отдыха.

Красная книга Тамбовской области (животные)

Теория: краснокнижные животные Тамбовской области

Практика:просмотр фильма.

Красная книга Тамбовской области (растения)

Теория:растения красной книги Тамбовской области

Практика:посищение  биостанции Мич ГАУ

Экскурсия в Краеведческий музей

Теория:

Практика: экскурсия в краеведческий музей

Раздел 4.Топография и ориентирование.

История развития спортивного ориентирования

Теория: история развития спортивного ориентирования.

Практика:

Основы безопасности при проведении занятий на местности.

Теория: Основы безопасности при проведении занятий на местности

Практика:игра эстафета

Понятие о топографии .Значение топографии в народном хозяйстве,

 в  военном деле, туризме.

Теория: Понятие о топографии .Значение топографии в народном хозяйстве,

в  военном

Практика:работа с картами.

Топографические условные знаки.

Теория:

Практика:работа с картами

Рельеф местности и его изображение на картах.

Теория:

Рельеф местности и его изображение на картах.

Практика:работа с картами

Топографические карты.

Теория:топографические карты,их особенность

Практика:работа с картами

Условные знаки ,масштаб карты.

Теория: Условные знаки ,масштаб карты.

Практика:работа с картами

Определение расстояний на местности и на карте.

Теория: Определение расстояний на местности и на карте.

Практика:работа с картами

Компас. Типы, назначения ,принципы действия.

Теория: Компас. Типы, назначения ,принципы действия.

Практика:работа с компасом и картой.

Азимут. Движение на местности по азимуту.

Теория: . Движение на местности по азимуту.

Практика:нахождение азимута по компасу

Горизонт .Ориентирование по горизонту.

Теория:определение понятия горизонт

Практика:ориентирование по горизонту.

Изготовление картосхем маршрута.

Теория: Изготовление картосхем маршрута.

Практика:самостоятельное изготовление картосхем маршрута

Основы ориентирования.

Теория: Основы ориентирования,виды ориентиров

Практика:работа с картами,определение расстаяния ежду кп.

Ориентирование по карте и компасу.

Теория:

Практика;работа с картами и компасом

Ориентирование по местным предметам.

Теория:

Практика:ориентирование по местным предметам

Электронные географические карты

Теория:Понятие об электронные географические карты

Практика:практическая работа с планшетами

Обобщающее занятие .текущий контроль

Теория:

Практика:контрольная работа

Раздел 5.Основа туристской подготовки.

Пешеходное туристское снаряжение .

Теория:

Практика: Пешеходное туристское снаряжение .

Личное и общее снаряжение

Теория: Личное и общее снаряжение

Практика:Работа  со снаряжением.

Обязанности членов туристской группы по должностям

Теория: распределение обязанностей туристской группы.

Практика:составление должностных   обязанностей каждого члена группы.

Палатка, значение, типы, установка .

Теория: Палатка, значение, типы

Практика: установка и разборка палатки.

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги

Теория: Организация туристского быта. Привалы и ночлеги

Практика: рактическе  занятие по установки палатки.

Питание в туристском походе

Теория: особенности питания в туристском походе.

Практика:составление меню для однодневного похода.

Правила движения на маршруте

Теория: Правила движения на маршруте

Практика:работа с картами

Типы и функции костров

Теория: Типы и функции костров

Практика: складывание различных видов костров.

Типы узлов, вязка узлов

Теория:Изучение типов узлов.

Практика:вязка различныхх видов узлов.

Практическое применение узлов

Теория: Практическое применение узлов

Практика:отработка вязки различных узлов на практике.

Рюкзак. Укладка рюкзака.

Теория:Типы рюкзаков.Правила укладки рюкзака.Рюкзак на однодневный,

Многодневный походы.

Практика:укладка рюкзака.

Выбор места для бивака

Теория:критерии для выбора места бивака.

Практика:организация правельных действий для обустройства бивака.

Организация бивака

Теория:организация бивака в ночное и дневное время

Практика:развертывания бивака ,безопасность.

Техника безопасности в походе.

Теория:техника безопасности в походе

Практика :Тестирование

Поход

Теория:

Практика:поход

Подведение итогов туристского похода

Теория:подведение итогов .

Практика:отчет о походе.

                                   Планируемые /ожидаемые результаты

1 год обучения

После первого года обучения учащиеся должны:

- Знать основы знаний о здоровом образе жизни.

- знать правила безопасного поведения в лесу и в городской местности.

- знать правила нахождения в проезжем транспорте.

- знать основы оказания первой доврачебной помощи.

- знать и любить историю Родины, родного края, своей семьи

- основы ориентирования на местности.

После первого года обучения учащиеся должны:

- уметь вести здоровый образ жизни

- уметь ориентироваться в лесу, в городской местности, и в случаях ЧС

- уметь оказывать первую доврачебную помощь, при  незначительных  повреждениях  организма.

- уметь ориентироваться на местности с помощью компаса и карты.

Учебный план

        2 год обучения        

п\п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации\контроля

всего

теория

Практика

Вводное занятие, инструктаж по ТБ

3

3

Опрос, анкетирование

1

Туристские навыки

56

14

42

1.1

Типы палатки, Альтернатива палатки

3

1

2

Игра

1.2

Ремонт палаток

3

1

2

Тестирование

1.3

Установка палатки

3

1

2

Самостоятельная работа, опрос

1.4

Виды рюкзака.

3

1

2

Опрос, игра

1.5

Укладка рюкзака

3

3

Самостоятельная работа

1.6

Личное снаряжение

3

1

2

Тестирование

1.7

Специальное снаряжение

3

1

2

Кроссворд

1.8

Страховочное снаряжение

3

1

2

Опрос

1.9

Особенности группового снаряжения

3

1

2

Опрос, тестирование

1.10

Ремонт снаряжения

3

1

2

Опрос

1.11

Формирование группы, разработка маршрута

3

1

2

Игра

1.12

Питание в походе, составление рациона

3

1

2

Игра

1.13

Обеспечение безопасности в походе

3

1

2

Опрос

1.14

Организация бивака в ночное и дневное время.

3

2

1

Самостоятельная работа

1.15

Свертывание туристского лагеря

3

3

Опрос

1.16

Подготовка к походу

3

3

Тестирование

1.17

Поход

8

8

Самостоятельная работа, опрос

2

Топография  и ориентирование

36

11

25

2.1

Карты, их виды и назначения.

3

1

2

Самостоятельная работа

2.2

Работа с картами

3

3

Самостоятельная работа

2.3

Определение своего местоположения

3

1

2

Кроссворд

2.4

Азимуты и движение по азимуту

3

1

2

Опрос

2.5

Ориентирование по горизонту

3

1

2

Опрос, тестирование

2.6

Определение азимута по компасу

3

1

2

Опрос

2.7

Определение азимута по карте транспортиром

3

1

2

Игра

2.8

Измерение расстояния между ориентирами

3

1

2

Игра

2.9

Определение расстояний на местности

3

1

2

Самостоятельная работа, опрос

2.10

Ориентирование по компасу

3

1

2

Опрос, игра

2.11

Ориентирование по солнцу

3

1

2

Самостоятельная работа

2.12

Ориентирование по  полярной звезде

3

1

2

Тестирование

3

. Краеведение

37

11

26

3.1

История родного края

3

1

2

Опрос, игра

3.2

Настоящее и будущее родного края

3

1

2

Самостоятельная работа

3.3

История основания города.

3

1

2

Тестирование

3.4

Основные вехи развития г. Козлова.

3

1

2

Кроссворд

3.5

Утраченные православные святыни г. Козлова

3

1

2

Опрос

3.6

Изучение топонимики, геральдики города

3

1

2

Опрос, тестирование

3.7

И .В .Мичурин, его имя носит наш город

3

1

2

Опрос

3.8

Экскурсия в Дом музей Мичурина

4

4

Игра

3.9

Природные условия  родного края (климат, внутренние воды, почвы)

3

1

2

Опрос

3.10

Растительный и животный мир, его охрана

3

1

2

Самостоятельная работа

3.11

Экологическая культура туриста.

3

1

2

Тестирование

3.12

Дары природы .

3

1

2

Конкурс поделок из природного материала

4

Основы медицинских знаний

42

14

28

4.1

Основы здорового образа жизни

3

1

2

Тестирование

4.2

Виды кровотечений, первая медицинская помощь  при кровотечении

3

1

2

Опрос

4.3

Переломы, вывихи, смещения

3

1

2

Самостоятельная работа

4.4

Первая медицинская помощь  при переломах, вывихах, смещениях

3

1

2

Тестирование

4.5

Укусы насекомых, пресмыкающихся, млекопитающих

3

1

2

Кроссворд

4.6

Заболевания, передающиеся животными

3

1

2

Опрос, тестирование

4.7

Первая медицинская помощь  при ожогах

3

1

2

Игра

4.8

Правильное питание, как залог крепкого здоровья

3

1

2

Игра

4.9

Пищевые отравления, отравления ядовитыми растениями

3

1

2

Тестирование

4.10

Первая медицинская помощь  при пищевых отравлениях

3

1

2

Самостоятельная работа, опрос

4.11

Солнечные и тепловые удары, Первая медицинская помощь  

3

1

2

Опрос

4.12

Обморожения, помощь при обморожениях

3

1

2

Опрос, игра

4.13

Стресс и его влияние на человека

3

1

2

Самостоятельная работа

4.14

Спорт, как залог здоровья

3

1

2

Тестирование

5

Пожарная безопасность.

18

6

12

5.1

Что такое пожарная безопасность

3

1

2

Опрос

5.2

Причины пожаров

3

1

2

Самостоятельная работа

5.3

Виды огнетушителей Системы противопожарной безопасности в зданиях

3

1

2

Кроссворд

5.4

Отравления угарным газом, первая медицинская помощь  

3

1

2

Опрос

5.5

Основные правила поведения при пожаре. Конкурс рисунков «Спички детям – не игрушка!».

3

1

2

Конкурс рисунков

5.6

Знаки пожарной безопасности. План эвакуации.

3

1

2

Тестирование

7

Раздел 8 Убежища и укрытия: Виды, классификация, назначения

24

8

16

7.1

Убежища и укрытия.

3

1

2

Опрос, тестирование

7.2

Правила размещения в убежищах при угрозе ЧС

3

1

2

Опрос

7.3

Виды временных и простейших укрытий

3

1

2

Игра

7.4

Коллективные средства защиты населения

3

1

2

Тестирование

7.5

Сигналы бедствия

3

1

2

Самостоятельная работа. Опрос.

7.6

Сооружение временного жилища ,добывание и использование огня.

3

3

Самостоятельная работа,опрос

7.7

Обеспечение питанием и водой в экстремальных ситуациях.

3

3

Самостоятельная работа,опрос

7.8

Итоговое тестирование

3

3

Викторина

Итого:

216

64

152

Содержание учебного плана

2 год обучения

Введение

Вводное занятие ,инструктаж по ТБ

Раздел 1. Туристские навыки

Типы палатки, Альтернатива палатки

Теория: разновидности палаток, назначения. зависимость от погодных условий.

Практика: установка палатки

Ремонт палаток

Теория: разновидности повреждений палатки, зип комплект, ремонт палатки

 в походных условиях

Практика: установка палатки полусферы, установка двускатной палатки

Установка палатки

Теория: Составные части палатки. особенности сборки.

Практика: Сборка палатки

Виды рюкзака

Теория:история происхождения рюкзака ,виды рюкзаков

Практика:Правила укладки рюкзака

Укладка рюкзака

Теория:

Практика: правила  и  способы  укладки рюкзака.

Личное снаряжение

Теория: вещи, относящиеся к личному снаряжению туриста.

Практика: Сортировка снаряжение на личное и общее

Специальное снаряжение

Теория: вещи, относящиеся к специальному снаряжению туриста.

Практика:

Страховочное снаряжение

Теория: альпинистское снаряжение, страховочное снаряжение.

Практика: просмотр фильма про альпинистское снаряжение

Особенности группового снаряжения

Теория: Виды группового снаряжения.

Практика: комплектация снаряжения на 1-2 дня, многодневные походы.

Ремонт снаряжения

Теория: виды повреждения снаряжение в походе. Экстренный ремонт

 снаряжение.

рем комплект.

Практика: починка с помощью заплаток тента от палатки

Формирование группы, разработка маршрута

Теория: Функции туристов в группе, роль капитана,

Практика: разработка маршрута, с учетом индивидуальных

 особенностей группы туристов.

Питание в походе, составление рациона

Теория: составление меню питания на маршруте, вредные продукты.

Практика: составление рациона на 3-х дневный поход.

Обеспечение безопасности в походе

Теория: основные виды опасности в походе. меры предосторожности.

Практика: игра: преодоление препятствий.

Организация, бивака в ночное и дневное время.

Теория: развертывания бивака, безопасность.

Практика: организация правильных действия для обстройки бивака

Свертывание туристского лагеря

Теория: Свертывание бивака, уборка местности

Практика: сборка/разборка палатки

Подготовка к походу

Теория:разработка маршрута похода ,изучение карты,составление

 рациона питания.

Практика:подготовка снаряжения к походу.

Поход

Раздел 2. Топография  и ориентирование

Карты, и пользование их виды и назначение.

Теория: Типы и виды карт, различия.

Практика: работа с картами

Работа с картами

Теория:Основные правила работы с картами,масштаб ,топографические знаки.

Практика: Изучение различных видов карт. Работа с картами

Определение своего местоположения

Теория: определение своего местонахождения, приборы для нахождения своего

местоположения

Практика: работа с картами и компасом

Азимуты и движение по азимутам

Теория: что такое азимут.

Практика: нахождение азимута по компасу, работа с картами  

Ориентирование по горизонту

Теория: теоретические знания для определения горизонта.

Практика: нахождение горизонта ,использование  полученных навыков

ориентировании по горизонту.

Определение азимута по компасу, движение по азимутам

Теория: теоретические знания для определения азимута по компасу.

Практика: нахождение азимута по компасу, работа с картами

Определение азимута по карте транспортиром

Теория: методики определение азимута по карте с помощью транспортира

Практика: Самостоятельная работа. Определение азимута, работа с картами

Измерение расстояния между ориентирами

Теория: типы ориентиров, Способы определение между ориентиров

Практика: Измерение на практике, работа с картами

Определение расстояний на местности

Теория: методы определения расстояний на местности

Практика: Определение расстояний на практике, работа с картами

Ориентирование по компасу

Теория: методика определения своего местоположение по компасу

Практика: работа с картами и компасом

Ориентирование по солнцу

Теория: методика определения своего местоположение по солнцу

Практика: определение местоположение по компасу, работа с картами

Ориентирование по  полярной звезде

Теория: методика определения своего местоположение по полярной звезде

Практика: просмотр обучающего видео

Раздел 3. Краеведение

История родного края

Теория: краткие очерк истории города Мичуринск

Практика: Просмотр фильма о Козлове

Настоящее и будущее родного края.

Теория: современность и проектное будущее города Мичуринск.

 Стратегическая ценность.

Практика: сочинение на тему «Мичуринск через 100 лет»

История основания города.

Теория :Год основания города ,границы  крепости города козлова.

Практика:Тестирование.

   

Основные вехи развития города Козлова

Теория:История развития города Козлова.

Практика:кроссворд

Утраченные провославные святыни города Козлова- Мичуринска.

Теория :Утраченные храмы и часовни ,просмотры фильма.

Практика:сообщения обучающихся.

Изучение топонимики, геральдики города

Теория: национальные гербы города.,изучение и название улиц города.

Практика: Рисунки на тему «Как я вижу герб нашего города»

И.В. Мичурин,его имя носит наш город.

Теория:история переименования  города Козлова в Мичуринск,вклад

 И.В. Мичурина в науку.

Практика:

 Экскурсия в дом-музей Мичурина

Теория:

Практика:Экскурсия.

Природные условия своего края (климат, внутренние воды, почвы)

Теория: Климатические условия родного края, влияние природных условий на с/х

деятельность.

Практика: Ведение календаря погодных условий.

Растительный и животный мир, его охрана.

Теория: животные и растения населяющие г. Мичуринск. из значение, охрана.

Практика: Ознакомление «Красной Книги Тамбовской области»

Экологическая культура туриста.

Теория: Экологическая культура .

Практика: Сообщения учеников

Дары природы .

Теория: изучение природных даров.

Практика:конкурс поделок

Раздел 4. Основы медицинских знаний

 Основы здорового образа жизни

Теория :изучение основ здорового образа жизни.

Практика:Тестирование

Виды кровотечений, пмп при кровотечении

теория: Типы кровотечений. Артериальные, венозные, капиллярные.

Практика: Накладывание бинта, жгутов

Переломы, вывихи, смещения

Теория: Причины переломов, вывихов, смещений. Типы.

Практика :просмотр фильма.

Пмп при Переломах, вывихах, смещениях

Теория:  Изучение  пмп при Переломах, вывихах, смещениях

Практика: Пмп при переломах вывихах смещениях.

Укусы насекомых, пресмыкающихся, млекопитающих

Теория: Различные видов укосов, их опасность.

Практика:просмотр фильма.

Заболевания передающиеся животными

Теория: Заболевания передаваемы при укусе животных

 (бешенство, энцефалит и другие)

ядовитые животные

Практика: доклад про бешенство, энцефалит

ПМП при ожогах

Практика: первая помощь при ожогах различной степени

Правильное питание, как залог крепкого здоровья

Теория: Влияние питания на здоровье человека,

Практика: Составление рациона питания.

Пищевые отравления, отравления ядовитыми растениями

Теория. Отравление продуктами питания с истекшим сроком годности,

ядовитые растения.

отравления ядовитыми растениями.

Практика: нахождения у продуктов срока годности

Пмп при пищевых отравлениях

Теория: Сведения об оказании первой помощи

Практика: действия при пищевых отравлений, первая помощь.

Солнечные и тепловые удары, пмп

Теория: причины солнечных и тепловых ударов, безопасность при  нахождении в

солнечную погоду,

Практика: оказания пмп при солнечных и тепловых ударах.

Обморожения, Пмп при обморожениях

Теория: безопасное нахождение в зимнюю погоду, Степени ожогов.

Практика: оказание пмп при обморожениях.

Стресс и его влияние на человека

Теория :причины стресса и его последствия.как избежать стресс.

Практика:самостоятельная работа.

Спорт, как залог здоровья

Теория: Влияние спорта на здоровье человека.

практика: выполнение зарядки

Раздел 5.  Пожарная безопасность.

Что такое пожарная безопасность

Теория: Сущность пожарной безопасности, Обеспечение пожарной безопасности

Практика: Кроссворд «найди горючие предметы»

Причины пожаров

Теория: Основные причины пожаров, профилактика пожаров

Практика: игра « найди горячие предметы»

Виды огнетушителей

Теория: Виды огнетушителей, ох отличия, область применения.

Практика: Просмотр фильма «виды огнетушителей» ,

 игра «найди верный огнетушитель»

Противогазы: фильтрующие, изолирующие

Теория: Типы противогаза. Подбор размера противогаза.  

Практика: изготовление ватно-марлевой повязки

Отравление угарным газом,первая медицинская помощь.

Теория: источники угарного газа, средства защиты,меры безопасности

.Свойства угарного газа.

Практика: Изготовление средств защиты дыхания из подручных средств

 Основные правила поведения при пожаре .Конкурс рисунков

«Спички детям не игрушки».

Теория: правила поведения при пожаре.

Практика :конкурс рисунков.

Знаки пожарной безопасности.План эвокуации.

Теория:соблюдение правил пожарной безопасности.

Знакомство с планом эвакуации.

Практика:порядок действия при эвокукации.Тренировка .

Выход из помещения при условном пожаре по плану эвакуации.

Раздел 8.Убежища и укрытия :виды, классификация,назначения.

Убежеща и укрытия

Теория:Типы укрытий при различных  ЧС

Практика:Правила пользования укрытий.Сооружение импровизированного

укрытия из тента.

Правила размещения убежища при угрозе ЧС

Теория:Порядок действия населения при объявлении ЧС.

Практика:Соорежение макета убежищего.

Виды временных и простейших укрытий .

Теория:Простейшие времменые укрытия ,сооружаемые дня выживания

Практика:установка и сборка палатки.

 

Коллективные средства защиты населения.

Теория:Убещтще для массового нахождения людей при ЧС

Практика:просмотр фильма

Сигналы бедствия

Теория :различные сигналы бедствия подаваемые населению при ЧС

Практика:Просмотр фильма

Сооружение временного жилища ,добывание и использование огня.

Теория:

Практика:Изготовление простейших временных укрытий

. Добывание огня без спичек и зажигалки. .Видиоролик.

Обеспечение питанием и водой в экстримальных ситуациях.

Теория:Добыча и очиска воды.

 Сбор съедобных дикоростущих растаний ,грибов и ягод.

Практика:просмотр видеороликов.

Поиск и приготовление пищи.

Теория: поиск и приготовление пищи.

Практика:просмотр видеролик

Итоговое тестирование

Теория :

Практика:Тестирование

                           Планируемые /ожидаемые результаты

2 год обучения

После 2 года обучения учащиеся должны:

- знать причины появления пожаров, и меры борьбы с ними

- знать причины терроризма.

- основы туристской подготовки, организации бивака

- оказания первой медицинской помощи при укусах животных и отравлениях ядами

- знать экосистему родного края

- знать растений и животных Красной книги

- уметь использовать противогаз, в краткие сроки эвакуироваться из здания, уметь пользоваться средствами пожаротушения.

- уметь действовать в случаях террористических актах

- уметь организовывать однодневные походы, организоваться бивак

- уметь оказывать первую медицинскую помощь при укусах собак и отравлениях ядовитыми растениями

- научиться различать топографические знаки, работать с картой

- ориентироваться на местности.

- разбивать бивак

- составлять рацион питания для похода

Способы (методы) определения результативности программы

Педагогическое наблюдение, педагогический анализ

Определение диагностики личностного роста: анкетирование, тестирование, собеседование

Определение творческих способностей: составление «лестницы успеха», участие в  выставках, конкурсах, соревнованиях.

 

 

Блок 2.Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

2.2. Условия реализации программы.

Санитарно-гигиенические требования

Занятия могут проводиться в помещениях, соответствующих требованиям СанПиНа, ГОСТов, пожарной безопасности, санитарным нормам. Помещения должны хорошо освещаться и периодически проветриваться. Возможно проведение занятий вне помещений. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Кадровое обеспечение

МБОУ ДО «Центр краеведения и туризма» Педагог дополнительного образования, имеющий высшие педагогическое образование

Работники:

Материальное-техническое обеспечение программы:

  1. vidod.edu.ru (портал дополнительного образования детей)
  2. www.kidsvorld.ru (справочно-информационный портал дополнительного образования)
  3. Методика разноуровневого обучения
  4. Методика развивающего обучения
  5. Метод проектов
  6. Методические разработки игр, походов, экскурсий, конкурсов
  7. Дидактический и лекционные материалы
  8. В помещении для занятий должны быть:

- доска;

 - мел, линейка;

- аптечка, для оказания первой медицинской помощи;

- шкаф;

-рюкзак – 15 штук;

-туристские коврики – 20 штук;

-палатки двухслойные - 5 штук;

-костровое хозяйство – 2 комплекта;

-туристские котлы 2 комплекта;

-топоры – 2 штуки;

-пилы – 3 штуки;

-ремонтный набор – 2 комплекта;

-тенты командные – 2 штуки;

-лопатки саперные – 3 штуки;

-аптечка походная – 2 комплекта;

-каски – 6 штук;

-перчатки брезентовые – 15 пар;

-системы страховочные – 15 комплектов;

-карабины альпинистские – 30 штук;

-веревка основная - 10 бухт;

-компасы спортивные ;

-секундомеры.

2.3. Формы аттестации

Оценка качества реализации программы включает в себя входной текущий и итоговый контроль знаний обучающихся.

Входной контроль: определение исходного уровня знаний и умений обучающихся. Входной контроль проводится в начале учебного года и  осуществляется непосредственно педагогом.

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии при выполнении практической работы с целью проверки качества усвоения теоретического  и практического материала.

Итоговая аттестация: осуществляется в конце курса освоения программы и направлена на определение результатов работы и степени усвоения обучающимися программы.

Формами проведения итоговой аттестации могут быть: итоговое занятие, тестирование, зачетный поход, защита проектов.

2.4. Оценочные материалы

Контрольные тесты по выявлению уровня знаний, отчеты о походах, самостоятельные и практические работы, соревнования.

2.5.Методические материалы

Методическое обеспечение программы

1 год обучения

п/п

Название раздела

Форма занятия

Приемы и методы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения  итогов

Введение

Индивидуальная, групповая

Беседа, лекция

проектор, ноутбук, экран, анктерирование

Опрос, анкетирование

Школа безопасности.

Индивидуальная, групповая,

Фронтальная

Дисскусия, рассказ, беседа, тестирование

проектор, ноутбук, экран

Конспекты: «Опасности на дороге»; «Правила пожарной безопасности»;

Опрос, тестирование,

Викторины

Основа гигиены и доврачебная помощь.

групповая работа, индивидуальная.

Показ презентаций, рассказ, беседа, самостоятельная работа,

проектор, ноутбук, экран.

Наглядно иллюстрационный материал: средства оказания пмп.

Конспекты:

«Что делать если укусила змея»; «первая помощь при порезах»;

«Обморожения и ожоги»

Опрос, самостоятельная работа,

Конкурс рисунков,

Викторины

Краеведение.

Групповая, индивидуальная

Показ презентация, рассказ, беседа, групповая,

проектор, ноутбук, экран

Наглядно иллюстрационный материал: палатка, тент, бревна для складывания костров

Карточки-задания;

«Сигнал тревоги, что делать?»

«Сооружаем временное укрытие»

Опрос, самостоятельная работа,

Топография и ориентирование.

индивидуальная и групповая работа. Практическая работа

Работа с картами, показ презентаций,

проектор, ноутбук, экран

Наглядно иллюстрационный материал: компас, карты, контурные карты,

Конспекты;

«ориентирование на местности», «топографический диктант»

Работа с картой, Самостоятельная работа, тестирование, Опрос

Основы туристской подготовки.

Практическая работа, Индивидуальная, групповая

показ презентаций, учебных фильмов. Работа с туристским снаряжением

проектор, ноутбук, экран,

Наглядно иллюстрационный материал: палатка, тент, бревна для складывания костров

Конспекты;

«как складывать костер»,

«способы добычи огня»

Опрос, самостоятельная работа, тестирование

Методические материалы

Методическое обеспечение программы

2 год обучения

Введение

Индивидуальная, групповая

Беседа, лекция

проектор, ноутбук, экран

Опрос, анкетирование

Туристские навыки

Практическая работа, Индивидуальная, групповая

показ презентаций, учебных фильмов. Работа с туристским снаряжением

проектор, ноутбук, экран,

Наглядно иллюстрационный материал: палатка, тент, бревна для складывания костров

Конспекты;

«как складывать костер»,

«способы добычи огня»

Опрос, самостоятельная работа, тестирование

Топография  и ориентирование

индивидуальная и групповая работа. Практическая работа

Работа с картами, показ презентаций,

проектор, ноутбук, экран

Наглядно иллюстрационный материал: компас, карты, контурные карты,

Конспекты;

«ориентирование на местности», «топографический диктант»

Работа с картой, Самостоятельная работа, тестирование, Опрос

Краеведение

Индивидуальная, практическая, групповая

Доклады, Показ презентаций.

проектор, ноутбук, экран, карты

Конспекты

«И.В.Мичурин, его имя носит наш город»

«утраченные святыни Мичуринска»

Доклады, опросы, тестирования

Основы медицинских знаний

групповая работа, индивидуальная.

Показ презентаций, рассказ, беседа, самостоятельная работа,

проектор, ноутбук, экран.

Наглядно иллюстрационный материал: средства оказания пмп.

Конспекты:

«Что делать если укусила змея»; «первая помощь при порезах»;

«Обморожения и ожоги»

Опрос, самостоятельная работа,

Конкурс рисунков,

Викторины

Пожарная безопасность.

Самостоятельная работа, практическая работа.

Групповая работа, индивидуальная

Показ презентаций, учебных фильмов

Компьютер, проектор, Противогаз

Конспекты;

«Лесные пожары»

«возгорание в помещении»

«спички детям не игрушки»

Опрос, самостоятельная работа, тестирование.

Убежища и укрытия: Виды, классификация, назначения

, групповая и самостоятельная работа, фронтальная.

Показ фильмов

рассказ, беседа

проектор, ноутбук, экран

Наглядно иллюстрационный материал: палатка, тент

Конспекты;

«типы временных укрытий»

«действия при сигнале ЧС»

Опрос, самостоятельная работа.

Кадровое обеспечение.

Педагог дополнительного образования ,имеющий высшее образование .

Список литературы.

Для педагога:

  1. Белых М. П. Привет из Козлова (часть первая).  – Мичуринск,2007.
  2. Белых М. П. Привет из Козлова (часть вторая). – Мичуринск, 2009.
  3. Белых, М. …И у Бога милости прося: Сборник краеведческих очерков по истории Козловского края XVII-XVIII веков / Михаил Белых. – Мичуринск, 2009. – 47 с.
  4. Белых, М.П. Однажды в Козлове / Михаил Белых. – Тамбов: ИП Каверин, 2016. – 176 с.
  5. Белых, М. Хождение в Козлов / Михаил Белых. – Тамбов: ИП Каверин, 2017. – 192 с.

Белых, М. Шагая из XVII века…: Козлов-Мичуринск от А до Я / Михаил Белых. – Мичуринск: ИД «Мичуринск», 2008. – 147с.: ил. 63.3(2)

  1. Дом-музей И.В. Мичурина: Основной питомник: проспект-путеводитель. – Тамбов: ООО «Тамбовский вестник», 2005. – 44с.: ил.
  2. И.В. Мичурин и Тамбовский край: к 150-летию со дня рождения: рек. библиограф. указ. / Упр. культуры Тамб. обл.., Тамб. обл. универс. Науч. б-ка им. А.С.Пушкина, Мичурин. центр. гор. б-ка; сост. Л.И.Богословская. – Тамбов: Пролетар. Светоч, 2005. – 103с.
  3. Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. – М.: Русское слово, 2008.
  4. Кострикин, В.К. Крепость Козлов-Мичуринск-наукоград в истории России XVII-XXI веков. – Мичуринск: Изд-кий дом «Мичуринск», 2007. – 136с.
  5. Курочкин, И.А., Никулин, И.С., Сухоруков, Н.М. Прогулка по старому Козлову. – Мичуринск: ИД «Мичуринск», 2003. – 60с.: ил.
  6. Мичуринск – Наукоград РФ. – Тамбов: ИПЦ ООО «Тамбовский вестник», 2005. – 7с.: ил.
  7. Мичуринская подвижница схимонахиня Серафима ( Белоусова). – Тамбов: ТОГУП Тамбовполиграфиздат, 2011.
  8. Никулин И. С. Мичуринские были. -  Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 2010.
  9. Памятники природы тамбовской области. – Воронеж: Центр.-Черноземн. кн. изд-во,2009.
  10. Сазонов, Олег.История церквей города Козлова-Мичуринска [Текст] / Олег Сазонов. - Мичуринск : Мичуринск, 2012-. - 21 см. Кн. 1 [Текст]. - 2012. - 575 с. : ил.Кн. 1 [Текст]. - 2012. - 575 с. : ил.
  11. Сазонов, О. История города Козлова в документах XVII века / Олег Сазонов. – Мичуринск: Издательский дом «Мичуринск», 2010. – 527с.
  12. Утраченные святыни. – Мичуринск, 2008.
  13. Хомякова И. М. Живая краса родного края. – Воронеж: Цент.-Черноз. кн. изд-во, 2006.

Для детей и родителей.

  1.   Аникин А. Русские пословицы и поговорки. – М., 2008.
  2. Белых М. П. Однажды в Козлове. – Мичуринск: ОАО Издательский дом Мичуринск, 2010.
  3. Белых М. П. Привет из Козлова (часть первая).  – Мичуринск, 2009.
  4. Белых М. П. Привет из Козлова (часть вторая). – Мичуринск, 2011.
  5. Белых М. П. Сказания о Козловских храмах. – Мичуринск, 2007.
  6. Белых М. П.  Шагая из XXVII века… - Мичуринск, 2008.
  7. География тамбовской области. – Тамбов, 2012.
  8. Дубасов И. И. Очерки из истории Тамбовского края. – Тамбов, 2013.
  9. Козлов-Мичуринск: Прошлое и настоящее. – Мичуринск, 2010.
  10. Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. – М.: Русское слово, 2008.
  11. Кострикин В. К. Город старый, город новый. – Воронеж: Центр.-Черноз. кн. изд-во. 2007.
  12. Кострикин В. К. Крепость Козлов-Мичуринск-наукоград в истории России XVIII-XXI веков: ИД Мичуринск, 2007.
  13. Краеведение. – М., 2007.
  14. Малые жанры русского фольклора. – М.: Высш. шк., 2006.
  15. Мичуринск. – Воронеж: Центр.-Черноз. кн. изд-во, 2009.
  16. Мичуринская подвижница схимонахиня Серафима ( Белоусова). – Тамбов: ТОГУП Тамбовполиграфиздат, 2005.
  17. Наш край Тамбовский. – Тамбов, 2009.
  18. Никулин И. С. Мичуринские были. -  Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 2013.

     19.Памятники природы тамбовской области. – Воронеж: Центр.-Черноземн. кн. изд-во, 2013.

        20. Попова, Т.И. Сказы о Земле Тамбовской / Т. И. Попова. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2010. – 32 с.

        21. Сохранский, А.В. Легенды и предания тамбовского края / А.В. Сохранский. – тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2004. – 108 с.: ил.

        22.Соколов А. С., Соколова Л. А. Экология растений. – Тамбов: Издательство Юлис, 2006.

        23. Тамбовские писатели – детям: Хрестоматия для чтения в 1-4 классах общеобразовательной школы / Сост. Г. М. Первова. В 2-х частях. Ч. I: 1-2 классы. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2012. – 144 с.

        24. Тамбовские писатели – детям: Хрестоматия для чтения в 1-4 классах общеобразовательной школы / Сост. Г.М. Первова. В 2-х частях. Ч. II: 3-4 классы. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2012. – 176 с.

        25.Утраченные святыни. – Мичуринск, 2012.

        26.Фионова и др. Экология животных. – Тамбов: ООО Издательство Юлис, 2007.

        27.Хомякова И. М. Живая краса родного края. – Воронеж: Цент.-Черноз. кн. изд-во, 2010.

   

Глоссарий

Аварийная ситуация — сочетание условий и обстоятельств, создающих аварийную обстановку. Причинами аварийных ситуаций могут быть транспортные аварии, отказы технических устройств, экстремальные природные явления (удары молнии, землетрясения, ураганы, обвалы, наводнения и пр.), «человеческий фактор».

Безопасность
 — состояние защищенности личности, общества, государства и среды жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз или опасностей.

Взрыв — процесс чрезвычайно быстрого освобождения большого количества энергии в ограниченном объеме, способный привести к жертвам, разрушениям, возникновению катастроф, техногенных аварий, а также чрезвычайных ситуаций.

Взрывопожароопасное вещество — вещество, которое может взрываться при воздействии пламени или проявлять чувствительность к сотрясениям или трениям. Взрыво- и пожароопасность веществ определяется показателями, характеризующими предельные условия возникновения горения, взрыва и максимальную опасность, создаваемую при проявлении.

Дозиметр — прибор для измерения суммарной дозы ионизирующей лучения, полученной человеком за время пребывания на радиоактивно загрязненной местности.

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Заражение местности — одно из последствий применения химического и биологического оружия или аварии (разрушения) объектов химической промышленности, трубопроводов с химически опасными компонентами. Различают химическое и биологическое заражение.

Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной), а также снижение отрицательного влияния на жизнь и здоровье последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Зона поражения — пространство (площадь, объем) вокруг центра (эпицентра) аварии, катастрофы или иного бедствия природного или антропогенного характера, а также взрыва боеприпасов, в пределах которого поражаются люди, техника, объекты и др.


Инфекционные болезни — группа болезней, вызываемых патогенными микроорганизмами, характеризующимися заразительностью, наличием инкубационного периода, реакциями инфицированного организма на возбудитель и, как правило, циклическим течением и формированием постинфекционного иммунитета. Характеризуются возможностью передачи от заболевшего человека, животного к здоровому человеку. Многие из них опасны для окружающих. Проявляются тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия).

Катастрофа — крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей либо разрушения, либо уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среды. Различают катастрофы по объекту, на котором она произошла, по причинам или характеру воздействия на окружающую среду.

Лесной пожар — самопроизвольное или спровоцированное человеком возгорание в лесных экосистемах.

Наводнение — затопление территории водой, являющееся бедствием стихийным. Наводнение может происходить в результате подъема уровня воды во время половодья или паводка, при заторе, зажоре, вследствие нагона в устье реки, а также при прорыве гидротехнических сооружений.

Облучение — воздействие на живой организм любыми видами излучений.

Правила пожарной безопасности — комплекс положений, устанавливающих порядок соблюдения требований и норм пожарной безопасности строительстве и эксплуатации объекта.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) — максимальное содержание загрязняющего вещества в компонентах окружающей среды, при постоянном контакте с которым в течение длительного времени не возникает негативных последствий в организме человека или другого рецептора.

Противогаз — средство индивидуальной защиты органов дыхания, лица и глаз человека от вредных примесей, содержащихся в воздухе. По принципу действия противогазы подразделяются на фильтрующие (войсковые и гражданские) и изолирующие.

Респиратор — индивидуальное средство защиты органов дыхания вредных веществ, содержащихся в воздухе. Различают респираторы противопылевые, противогазовые и газопылезащитные (универсальные).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Календарный учебный график

1 год обучения

№ п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Диагностика ,опрос

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Опрос, анкетирование

1

Школа выживания.

1.1

опрос

История развития движения Школа безопасности; его цели и задачи.

Игра

1.2

тестирование

Основа безопасности личности ,общества и государства.

Тестирование

1.3

Игра

Человек, среда его обитания, безопасность человека.

Самостоятельная работа, опрос

1.4

Самостоятельная работа.опрос.

Город ,как среда обитания.

Опрос, игра

1.5

Самостоятельгая работа

Города и социальная среда.

Самостоятельная работа

1.6

Опрос .тестирование

Безопасность в повседневной жизни.

Тестирование

1.7

опрос

Безопасное поведение в транспорте.

Кроссворд

1.8

Самостоятельгая работа

Дорога и участники  дорожного движения. Азбука дорожной безопасности.

Опрос

1.9

Опрос тестирование

История дорог. Характеристика видов современного транспорта

Опрос, тестирование

1.10

Опрос

Участники дорожного движения. правила поведения участников дорожного движения.

Опрос

1.11

Опрос .тестирование

Дорожные знаки. ДТП. Причины их возникновения и возможные последствия.

Игра

1.12

Опрос .тестирование

Железнодорожный транспорт.

Игра

1.13

игра

Действия при ЧС природного характера.

Опрос

1.14

Просмотр фильма

Действия при ЧС антропогенного характера.

Самостоятельная работа

1.15

Просмотр фильма.обсуждение

Пожарная безопасность

Опрос

1.16

Видеролик. опрос

Загрязнение среды обитания

Тестирование

2

Основы гигиены и первая доврачебная помощь.

Самостоятельная работа, опрос

2.1

Призентация .опрос

Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний.

2.2

Опрос

Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений.

Самостоятельная работа

2.3

Самостоятельная работа .опрос.

Укусы животных. Первая помощь при укусах животных.

Самостоятельная работа

2.4

Просмотр фильма

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

Кроссворд

2.5

Игра .опрос

Приемы транспортировки пострадавшего.

Опрос

2.6

Игра .опрос

Первая помощь при различных видах кровотечения.

Опрос, тестирование

2.7

игра

Виды переломов. Оказание первой помощи при переломах.

Опрос

2.8

Самостоятельная работа.викторина

Первая помощь при отравлениях.

Игра

2.9

Опрос игра

Тепловые и солнечные удары. Первая помощь при тепловых ударах.

Игра

2.10

Самостоятельная работа.викторина

Обморожения .Первая помощь при обморожениях.

Самостоятельная работа, опрос

2.11

опрос

Здоровый образ жизни и его составляющие.

Опрос, игра

2.12

Викторина.самостоятельная работа

Самостоятельная работа

3

Краеведение.

Тестирование

3.1

История родного края

3.2

Опрос, тестирование. Игра

Край в период Великой Отечественной войны

Опрос, игра

Самостоятельная работа

3.3

Опрос, тестирование

Изучение и охрана памятников истории и культуры.

Тестирование

3.4

Кроссворд

Известные люди, проживавшие в родном крае

Кроссворд

3.5

Опрос

Мичурин, его имя носит наш город

Опрос

3.6

Опрос, тестирование

Памятники культуры

Опрос, тестирование

3.7

Опрос, тестирование

Красная книга Тамбовской области (животные)

Опрос

3.8

Опрос

Красная книга Тамбовской области (растения)

Игра

3.9

Экскурсия

Экскурсия в Краеведческий музей

Опрос

Топография и ориентирование.

Самостоятельная работа

3.10

Самостоятельная работа. Опрос

История развития спортивного ориентирования

Тестирование

3.11

Самостоятельная работа. Опрос

Основы безопасности при проведении занятий на местности.

Конкурс поделок из природного материала

3.12

Самостоятельная работа. Опрос

Понятие о топографии .Значение топографии в народном хозяйстве, в  военном деле, туризме.

3.13

Самостоятельная работа. Опрос

Топографические условные знаки.

Тестирование

3.14

Опрос

Рельеф местности и его изображение на картах.

Опрос

3.15

Опрос, игра

Топографические карты. Их  особенность.

Самостоятельная работа

3.16

Опрос

Условные знаки ,масштаб карты.

Тестирование

3.17

Самостоятельная работа

Определение расстояний на местности и на карте.

Кроссворд

3.18

Работа с картами

Компас. Типы, назначения ,принципы действия.

Опрос, тестирование

3.19

Работа с картами

Опрос.

Азимут. Движение на местности по азимуту.

Игра

3.20

Опрос

Горизонт .Ориентирование по горизонту.

Игра

3.21

Опрос, тестирование

Изготовление картосхем маршрута.

Тестирование

3.22

Опрос

Основы ориентирования.

Самостоятельная работа, опрос

3.23

Игра

Ориентирование по карте и компасу.

Опрос

3.24

Игра

Ориентирование по местным предметам.

Опрос, игра

3.25

Опрос, игра

Электронные географические карты

Самостоятельная работа

3.26

Опрос

Обобщающее занятие .текущий контроль

Тестирование

4

Основа туристской подготовки.

4.1

Тестирование

Пешеходное туристское снаряжение .

Опрос

4.2

Опрос.самостоятельная работа

Личное и общее снаряжение

Самостоятельная работа

4.3

Опрос

Обязанности членов туристской группы по должностям

Кроссворд

4.4.

Опрос.самостоятельная работа

Палатка, значение, типы, установка .

Опрос

4.5

Опрос

Организация туристского быта.

Привалы и  ночлеги

Конкурс рисунков

4.6

Опрос

Питание в туристском походе

Тестирование

4.7

Игра

Правила движения на маршруте

4.8

Опрос

Типы и функции костров

Опрос, тестирование

4.9

Опрос самостоятельная работа

Типы узлов, вязка узлов

Опрос

4.10

Опрос, игра

Практическое применение узлов

Игра

4.11

Опрос .вик

Рюкзак. Укладка рюкзака.

Тестирование

4.12

Опрос

Выбор места для бивака

Самостоятельная работа. Опрос.

Опрос

Организация бивака

Самостоятельная работа,опрос

4.13

Самостоятельная работа.тестирование

Техника безопасности в походе.

Самостоятельная работа,опрос

4.14

поход

Поход

Викторина

4.14

Опрос

Подведение итогов туристского похода

Опрос.

216

Всего

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Календарный учебный график

2 год обучения

№ п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Беседа, лекция

Вводное занятие, инструктаж по ТБ

Опрос, анкетирование

1

Туристские навыки

1.1

показ презентаций, учебных фильмов. Работа с туристским снаряжением

Типы палатки, Альтернатива палатки

Игра

1.2

Работа с картами, показ презентаций,

Ремонт палаток

Тестирование

1.3

Доклады, Показ презентаций.

Установка палатки

Самостоятельная работа, опрос

1.4

Показ презентаций, рассказ, беседа, самостоятельная работа,

Виды рюкзака.

Опрос, игра

1.5

Показ презентаций, учебных фильмов

Укладка рюкзака

Самостоятельная работа

1.6

Показ фильмов

рассказ, беседа

Личное снаряжение

Тестирование

1.7

показ презентаций, учебных фильмов. Работа с туристским снаряжением

Специальное снаряжение

Кроссворд

1.8

Работа с картами, показ презентаций,

Страховочное снаряжение

Опрос

1.9

Доклады, Показ презентаций.

Особенности группового снаряжения

Опрос, тестирование

1.10

Показ презентаций, рассказ, беседа, самостоятельная работа,

Ремонт снаряжения

Опрос

1.11

Показ презентаций, учебных фильмов

Формирование группы, разработка маршрута

Игра

1.12

Показ фильмов

рассказ, беседа

Питание в походе, составление рациона

Игра

1.13

показ презентаций, учебных фильмов. Работа с туристским снаряжением

Обеспечение безопасности в походе

Опрос

1.14

Работа с картами, показ презентаций,

Организация бивака в ночное и дневное время.

Самостоятельная работа

1.15

Доклады, Показ презентаций.

Свертывание туристского лагеря

Опрос

1.16

Показ презентаций, рассказ, беседа, самостоятельная работа,

Подготовка к походу

Тестирование

   1.17    

Показ презентаций, учебных фильмов

Поход

Самостоятельная работа, опрос

     2.

Показ фильмов

рассказ, беседа

Топография  и ориентирование

2.1

показ презентаций, учебных фильмов. Работа с туристским снаряжением

Карты, их виды и назначения.

Самостоятельная работа

2.2

Работа с картами, показ презентаций,

Работа с картами

Самостоятельная работа

2.3

Доклады, Показ презентаций.

Определение своего местоположения

Кроссворд

2.4

Показ презентаций, рассказ, беседа, самостоятельная работа,

Азимуты и движение по азимуту

Опрос

2.5

Показ презентаций, учебных фильмов

Ориентирование по горизонту

Опрос, тестирование

2.6

Показ фильмов

рассказ, беседа

Определение азимута по компасу

Опрос

2.7

показ презентаций, учебных фильмов. Работа с туристским снаряжением

Определение азимута по карте транспортиром

Игра

2.8

Работа с картами, показ презентаций,

Измерение расстояния между ориентирами

Игра

2.9

Доклады, Показ презентаций.

Определение расстояний на местности

Самостоятельная работа, опрос

2.10

Показ презентаций, рассказ, беседа, самостоятельная работа,

Ориентирование по компасу

Опрос, игра

2.11

Показ презентаций, учебных фильмов

Ориентирование по солнцу

Самостоятельная работа

2.12

Показ фильмов

рассказ, беседа

Ориентирование по  полярной звезде

Тестирование

3

показ презентаций, учебных фильмов. Работа с туристским снаряжением

. Краеведение

3.1

Работа с картами, показ презентаций,

История родного края

Опрос, игра

3.2

Доклады, Показ презентаций.

Настоящее и будущее родного края

Самостоятельная работа

3.3

Показ презентаций, рассказ, беседа, самостоятельная работа,

История основания города.

Тестирование

3.4

Показ презентаций, учебных фильмов

Основные вехи развития г. Козлова.

Кроссворд

3.5

Показ фильмов

рассказ, беседа

Утраченные православные святыни г. Козлова

Опрос

3.6

показ презентаций, учебных фильмов. Работа с туристским снаряжением

Изучение топонимики, геральдики города

Опрос, тестирование

3.7

Работа с картами, показ презентаций,

И .В .Мичурин, его имя носит наш город

Опрос

3.8

Доклады, Показ презентаций.

Экскурсия в Дом музей Мичурина

Игра

3.9

Показ презентаций, рассказ, беседа, самостоятельная работа,

Природные условия  родного края (климат, внутренние воды, почвы)

Опрос

3.10

Показ презентаций, учебных фильмов

Растительный и животный мир, его охрана

Самостоятельная работа

3.11

Показ фильмов

рассказ, беседа

Экологическая культура туриста.

Тестирование

3.12

показ презентаций, учебных фильмов. Работа с туристским снаряжением

Дары природы .

Конкурс поделок из природного материала

4.

Работа с картами, показ презентаций,

Основы медицинских знаний

4.1

Доклады, Показ презентаций.

Основы здорового образа жизни

Тестирование

4.2

Показ презентаций, рассказ, беседа, самостоятельна работа,

Виды кровотечений, первая медицинская помощь  при кровотечении

Опрос

4.3

Показ презентаций, учебных фильмов

Переломы, вывихи, смещения

Самостоятельная работа

4.4

Показ фильмов

рассказ, беседа

Первая медицинская помощь  при переломах, вывихах, смещениях

Тестирование

4.5

показ презентаций, учебных фильмов. Работа с туристским снаряжением

Укусы насекомых, пресмыкающихся, млекопитающих

Кроссворд

4.6

Работа с картами, показ презентаций,

Заболевания, передающиеся животными

Опрос, тестирование

4.7

Доклады, Показ презентаций.

Первая медицинская помощь  при ожогах

Игра

4.8

Показ презентаций, рассказ, беседа, самостоятельная работа,

Правильное питание, как залог крепкого здоровья

Игра

4.9

Показ презентаций, учебных фильмов

Пищевые отравления, отравления ядовитыми растениями

Тестирование

4.10

Показ фильмов

рассказ, беседа

Первая медицинская помощь  при пищевых отравлениях

Самостоятельная работа, опрос

4.11

Показ фильмов

рассказ, беседа

Солнечные и тепловые удары, Первая медицинская помощь  

Опрос

4.12

показ презентаций, учебных фильмов. Работа с туристским снаряжением

Обморожения, помощь при обморожениях

Опрос, игра

4.13

Работа с картами, показ презентаций,

Стресс и его влияние на человека

Самостоятельная работа

4.14

Доклады, Показ презентаций.

Спорт, как залог здоровья

Тестирование

5

Пожарная безопасность.

5.1

Показ презентаций, учебных фильмов

Что такое пожарная безопасность

Опрос

5.2

Показ фильмов

рассказ, беседа

Причины пожаров

Самостоятельная работа

5.3

показ презентаций, учебных фильмов. Работа с туристским снаряжением

Виды огнетушителей Системы противопожарной безопасности в зданиях

Кроссворд

5.4

Работа с картами, показ презентаций,

Отравления угарным газом, первая медицинская помощь  

Опрос

5.5

Доклады, Показ презентаций.

Основные правила поведения при пожаре. Конкурс рисунков «Спички детям – не игрушка!».

Конкурс рисунков

5.6

Показ презентаций, рассказ, беседа, самостоятельная работа,

Знаки пожарной безопасности. План эвакуации.

Тестирование

6

Убежища и укрытия: Виды, классификация, назначения

6.1

Показ фильмов

рассказ, беседа

Убежища и укрытия.

Опрос, тестирование

6.2

показ презентаций, учебных фильмов. Работа с туристским снаряжением

Правила размещения в убежищах при угрозе ЧС

Опрос

6.3

Работа с картами, показ презентаций,

Виды временных и простейших укрытий

Игра

6.4

Доклады, Показ презентаций.

Коллективные средства защиты населения

Тестирование

6.5

Показ презентаций, рассказ, беседа, самостоятельная работа,

Сигналы бедствия

Самостоятельная работа. Опрос.

6.6

Показ презентаций, учебных фильмов

Сооружение временного жилища ,добывание и использование огня.

Самостоятельная работа,опрос

6.7

Показ фильмов

рассказ, беседа

Обеспечение питанием и водой в экстремальных ситуациях.

Самостоятельная работа,опрос

6.8

рассказ, беседа, самостоятельная работа,

Итоговое тестирование

Тестирование .самостоятельная работа

216

Всего

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Оценочные материалы

Сводный протокол аттестаций знаний, умений, навыков обучающихся.

20____/20____учебный год

Вид аттестации ________________________________________________________________________

(входной контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация)                                                    

Объединение__________________________________________________год обучения________

№ группы_____________ кол-во учащихся в группе________________________________________

Ф.И.О. педагога_______________________________________________________________________

Отдел__________________________________________________________________________

Дата проведения аттестации____________________________________________________________

Форма проведения аттестации__________________________________________________________

РЕЗУЛЬТАТЫ АТТЕСТАЦИИ

Фамилия, имя учащегося

Год обучения

Результат аттестации

Критерии оценки уровня знаний учащихся:

- высокий уровень (В)- успешное освоение обучающимся  90-100 %  содержания  образовательной программы;

- выше среднего(ВС) –75-90  % содержания  образовательной программы;

- средний уровень (С) - 50 -75 % содержания образовательной программы;

-ниже среднего – (НС) 25-50 % содержания образовательной программы;

- низкий уровень (Н) – менее 25% содержания образовательной программы

Всего аттестовано _________ учащихся.      

Из них по результатам аттестации:

Высокий уровень__________%,  Выше среднего___________%,  Средний ___________%, Ниже среднего___________%, Низкий__________%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ «Проектная деятельность: от замысла к успеху»

Новизна предлагаемой программы заключается в приобщении детей к научному исследованию, элементарным правилам  разработки и воплощения исследовательского  проекта....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Туристстко-краеведческой направленности «Школа выживания»

Программа «Школа выживания» предназначена для укрепления здоровья детей, их физического и спортивного совершенствования, а также социально-психологической реабилитации подростков в сложных...