Конспект занятия на тему "Берёзка из бисера".
план-конспект

Левашова Ирина Николаевна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект берёзка21.22 КБ
Файл мастер класс652.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему: 

«Берёзка из бисера»


Цель: освоение техники петельного плетения
Задачи:
1) учить плести веточки березы из бисера, используя петельную технику;
2)познакомить с разновидностями берез, легендой о березе, полезных свойствах, применении;
3) развивать моторные навыки, внимание, память, глазомер;
4)воспитывать эстетический вкус, аккуратность, терпение, трудолюбие, любовь к природе;
Возраст учащихся: 8-10 лет
Тип занятия: комбинированное
Продолжительность занятия: 45 минут
Используемые элементы педагогических технологии:
Информационно-коммуникативная
Здоровьесберегающая
Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная
Методы и приемы, используемые на занятии:
наглядные: демонстрация компьютерной презентации, видеоролик, демонстрация готового изделия, схема;
словесные: рассказ педагога, беседа, объяснение, сообщение, инструктаж, напоминание, поощрения.
практические: самостоятельное изготовление веточек березы.
Необходимое оборудование для занятия:
На доске: цветок с цветными лепестками на магнитах;
На столах: бисер зеленого цвета, проволока, ножницы, салфетка, подставки для бисера, схема плетения;
У педагога: образец выполненной работы, компьютер, медиапроектор.
Подготовительный этап работы:
1. Сбор информации по теме занятия
2. Создание компьютерной презентации к занятию
3. Подготовка схемы изготовления веточек
4. Изготовление дерева
5. Подготовка помещения к проведению занятия:
Занятие проводится в светлом помещении.
Помещение оборудовано столами с горизонтальной рабочей
поверхностью и стульями в достаточном количестве.
Для каждого учащегося оборудована рабочая зона
В помещении установлен компьютер, необходимый для демонстрации
компьютерной презентации
План занятия:
1.Организационный этап – 2 мин
Приветствие, психологический настрой
2.Основной этап –40 мин
1. Сообщение темы и цели урока
2. Просмотр презентации и рассказ педагога
3. Анализ изделия
4. Практическая работа (физкультминутка, приложение №1)
5. Гимнастика для глаз (через 10 минут практической работы) (приложение №2)
3.Заключительный этап – 2-3 мин
Оценивание работ, рефлексия, уборка мест

1. Орг. момент. Психологическая подготовка к занятию
Педагог: Добрый день, я рада видеть вас на занятии. Прежде, чем мы начнем наше занятие, поприветствуем друг друга. Повернитесь к соседу, улыбнитесь ему, пожмите руку, пожелайте удачи. Повернитесь к другому соседу, проделайте то же самое действие. Молодцы, вижу у вас хорошее настроение. Давайте сохраним его до конца занятия.
2. Основной этап.
1. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, все внимание на экран.(просмотр видеоролика о деревьях, не весь, по времени 2 мин 23 с)

Педагог : - Просмотрев ролик, можете ли вы сказать, о чем сегодня на занятии будет идти речь? (речь пойдет о деревьях)
- А о каком дереве мы будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку:
Это модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой зимой,
Вся в сережках весной,
Сарафан зеленый летом,
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит. (березка) И.Семенова
- Тема нашего занятия: «Русская красавица - березка». Мы с вами начинаем изучать новый раздел программы: «Деревья из бисера».
- Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем занятии? Чему должны научиться?(сплести веточки березы)
- В конце занятия мы посмотрим, достигли ли мы нашей цели.
2. Просмотр презентации и рассказ педагога
- Сейчас мы посмотрим презентацию «Какие бывают деревья?» (учащиеся смотрят, а педагог комментирует)
- Деревья бывают высокими и низкими (слайд 1), тонкими и толстыми (слайд 2). У одних раскидистая крона, у других ветви опущены вниз или приподняты вверх (слайд 3). Вы видите, что дерево можно нарисовать, сделать из цветной бумаги и картона в виде аппликации, можно изготовить из природного материала (слайд 4). Бисерное деревце можно сделать из камней, бусинок, бисеринок, монеток. Цветовая гамма может быть разнообразной. (слайд 5)
Приемы бисероплетения, используемые для изготовления бисерного дерева тоже могут быть разными.
- С давних лет берёза была символом России. (слайд 6)Береза – самое распространенное дерево в нашей стране. Она растет в деревнях и городах, в лесах вперемешку с елями и соснами или целыми рощами, которые так и называют - березовые.
- Кто-нибудь из вас знает, что означает слово «береза»? (ответы детей) Слово береза означает «беречь». (слайд 7) Также еще считают, что свое название береза получила, как производное от имени древнеславянской богини Берегини, которую считали покровительницей добрых начинаний и помыслов. Древние русичи полагали, что березу людям подарили боги в качестве оберега.
Береза очень распространена. Насчитывается более 65 видов берез. (слайд 8)
Для некоторых видов характерен коричневый и серый цвет ствола. Вот, например, повислая береза, пушистая, черная, каменная, ребристая, карликовая. (слайд 9, 10) Средняя продолжительность жизни этих деревьев колеблется от 100 до 300 лет.
Кора березы, покрывающая ствол, может быть белой, желтоватой, с розовым или бурым оттенком.
О том, что это растение давно и прочно вошло в наш быт, говорит старинная русская пословица – загадка: «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре пользы. Первая польза – больным здоровье. Вторая – от тьмы свет. Третья – дряхлых исцеление. А четвёртая – людям колодец». (слайд 11)
1.Разгадать ее нетрудно. Первая польза - больным здоровье. Что это означает? (ответы детей). О пользе целительного березового сырья можно писать целые трактаты. В народной медицине используют листья, почки, кору, сережки и даже пыльцу березы. А еще ведь есть березовые веники (слайд 12), которые являются неизменно главным атрибутом наших русских бань. Биологически активные ферменты, содержащиеся в листве березы, проникают через расширенные поры распаренной кожи и помогают нам избавиться от простудных заболеваний и воспалительных процессов.
2.Вторая польза - от тьмы свет. Как вы понимаете это? (ответы - предположения детей.) Березовой лучиной раньше освещались крестьянские жилища. Березовые дрова считаются самым лучшим материалом для отопления.
3.Третья польза – дряхлых исцеление. Третья отгадка намекает на бересту. Дело в том, что берестой в старину скрепляли битые горшки. Кроме того, береста и древесина березы и сейчас используются в народных промыслах (слайд 13) для производства предметов быта – детских резных игрушек, портсигаров, туесков, коробок, ковшей, корзинок, в старину – лаптей. Для поделочного материала годятся только старые березы (от 60 до 100 лет).
4.Четвертая польза - людям колодец. О четвертой отгадке вы и сами догадались. Самым полезным в березе является ее сок - березовица, лекарство от ста хворей. (слайд 14)
В старину говорили: «три недели пьешь березовицу – здоров весь год». А еще говорили, что в слезах березы большая богатырская сила.
Какие же обычаи, связанные с березой, существовали у древнеславянских народов?
Почти все древнеславянские народы ассоциируют это дерево с женским началом, чистотой и целомудрием. Во время сватовства ветки березы несли символ невесты, а ветки дуба – жениха. А когда в молодой семье рождался первенец, нужно было рядом с домом посадить березу, которая убережет всех домочадцев от бед, принесет потомкам здоровье, счастье и благополучие. Существовал обычай приводить заболевшую девочку на исцеление к березе.
Береза может подсказать благоприятную дату посева, предсказать погоду:
много березовицы – жди дождливое лето,
береза раньше ольхи дала листки – жди засушливое лето,
береза зазеленила – пора сеять овес.
Присутствует береза в древнеславянских былинах и сказаниях. У наших народов из одной сказки в другую повторяется сюжет о том, как русалка вышла на берег и превратилась в березу. (слайд 15,16)
- Послушайте одну из них, которую приготовила……
(ученица читает легенду о березке, на экране иллюстрации)
В лесном озере жила прекрасная русалочка, которая при свете луны любила гулять его берегами. Совершать прогулки ей разрешалось только до первых лучей солнца. Но однажды, увлекшись, русалочка нарушила это правило и не заметила, как в небе появился лучезарный бог Хорс - солнце, Таких девушек Хорс еще ни разу не видел на Земле и тут же в нее влюбился. Несчастная попыталась спрятаться в родном озере, но у нее ничего не вышло, Хорс не захотел ее отпускать и превратил в тонкую березку с поникшими как чудесные волосы русалочки ветвями.
3.Анализ изделия .
- Ребята, посмотрите на эти образцы (фото готовых берез) и подумайте, в какой технике мы будем работать сегодня?
- Какая это техника? (петельная)
- Докажите, что это петельная техника. (это техника петельная, потому что веточки выполнены из петелек)
- Как можно использовать такое дерево? (подарок, украшение интерьера)
- Мы будем с вами плести зеленую веточку березки. На следующих занятиях мы веточки соберем в более пушистые веточки, сделаем каркас ствола, оформим ствол и получится березка. На это уйдет не одно занятие.
- Давайте посмотрим, как плетутся веточки березы в петельной технике: (на экране пошаговое изображение плетения) (слайд 17)
- Посмотрите, все ли вам понятно? У вас на столах лежат точно такие же схемы, можете ими пользоваться.
- Какие материалы нам пригодятся? (проволока, бисер)
4. Практическая часть.
- Прежде чем начать, вспомним правила ТБ в работе с бисером, проволокой, ножницами, правильную посадку за столом во время работы. (ответы детей)
- А сейчас выполним физкультминутку (Приложение №1)
- Итак, рабочее место готово и мы приступаем к работе.
Педагог помогает затрудняющимся, проверяет правильность плетения веточек.
Через 10 минут делаем гимнастику для глаз. (Приложение №2)

Практическая часть:
Плетение веточки березки:
1. На проволоку длиной 50см и диаметром 0,4 мм набираем 4-5 бисеринок светло-зеленого и 1 бисеринку темно- зеленого цвета. Помещаем их на середине проволоки и концы проволоки скручиваем. Делаем скрутку примерно 0,7- 1 см длиной. У нас получится петелька.
2. На левый кончик проволоки набираем бисер в таком же порядке: 4-5 бисеринок светло-зеленого и 1 бисеринку темно- зеленого цвета. Также делаем петельку, скручиваем.
3. Затем присоединяем правый кончик проволоки и скручиваем два кончика вместе.
4. Теперь набираем на правый кончик бисер и делаем петельку. И так далее. У нас петельки получаются в шахматном порядке, всего их нужно сделать 8-10 штук на одной веточке.
5. Чтобы веточка получилась пышнее, нам нужно сплести 3 таких веточки.
6. Затем все 3 веточки скручиваем вместе. У нас получилась пышная веточка.

3. Подведение итогов.
- Давайте посмотрим, что у нас получилось (отмечаю «+» и «-» работ обучающихся).
- Достигли ли мы нашей цели? (ответы детей)
Рефлексия:
- А сейчас поиграем в игру «Продолжи предложение» (детям предлагается выбрать один из лепестков цветка, прикрепленных на доске и продолжить предложение: Сегодня я узнала…, было интересно…., я научилась…, у меня получилось…, было трудно…, я попробую…)
- Спасибо. Всех благодарю за старание. Продолжим нашу работу на следующем занятии.

Приложение №1
Физкультминутка «Вы, наверное, устали?» (из книги Ковалько В.И. Школа физкультминуток)
- Вы, наверное, устали?
- Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручкам похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

Приложение №2.
Комплекс гимнастики для глаз №2 (из книги Т.Н.Басковой. Бисер. Уроки труда в начальной школе.)
Упражнение 1.
1. Закрыть глаза на несколько секунд, сильно напрягая глазные мышцы – зажмуриться.
2. Раскрыть глаза, расслабляя мышцы глаз. Во время упражнения сохранять ритмичное дыхание. Повторить 4-5 раз.
Упражнение 2.
1. Посмотреть на переносицу и задержать взор в течение трех полных ритмичных циклов дыхания.
Выполняя упражнение, старайтесь не доводить глаза до усталости.
2. Посмотреть вдаль, не сосредотачивая взгляд ни на чем конкретно (4-5 раз)
Упражнение 3.
1. Не поворачивая голову, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на несколько секунд.
2. Посмотреть прямо вдаль.
Аналогично проводятся упражнения с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 4-5 раз.
Упражнение 4.
Часто открывать и закрывать глаза (моргать) в течение 20-30 секунд.



Предварительный просмотр:

                            МАСТЕР - КЛАСС ПО БИСЕРОПЛЕТЕНИЮ.

Название мастер-класса.

«Бабочка»

Цель мастер-класса. Создать условия для выполнения учащимися  игрушки «Бабочка» с помощью бисера и проволоки.

Задачи.

1.Обучающие.

Расширить знания учащихся о природе. Обучить элементарным навыкам проволочного бисероплетения.

2.Воспитательные.

Воспитать бережное отношение к окружающему миру.

3.Развивающие.

Развить мелкую моторику рук ребёнка, внимание, усидчивость, аккуратность, творческие способности.

Методы проведения мастер-класса.

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Тип учебного занятия.

 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Аннотация.

Мастер-класс адресован детям 10-12 лет. Знакомит учащихся с изготовлением игрушки «Бабочка» из бисера и проволоки.

Дата и время проведения:20.09.2022 в 14.00 мин.

Место проведение. МБОУ ДО «Дом творчества»

Количество участников:10человек

Длительность мастер-класса по времени:60 минут

Ключевые слова:Лето, природа, бабочка, проволока, бисер.

Материалы и оборудование.Фото, бисер разного цвета, проволока для бисероплетения, готовый образец игрушки «Бабочка», ножницы, схема плетения поделки.

План

1.Организационный момент (1-2мин)

Проверка готовности учащихся к практической деятельности. Приветствие гостей.

2.Теоретическая часть (12 мин)

Вводный инструктаж. Вступительное слово педагога. Знакомство учащихся с предстоящей работой.

3.Практическая часть (30 мин)

Подготовка к работе. Инструктаж по технике безопасности. Поэтапное объяснение выполнения игрушки «Бабочка» из бисера. Текущий инструктаж в процессе практической работы. Помощь учащимся.

4.Подведение итогов мастер-класса (11мин)

Заключительный инструктаж. Выставка готовых работ учащихся.

5.Рефлексия участников мастер-класса (5 мин)

Ход работы.

1.Оргмомент (подготовка к работе учащихся)

2.Теоретическая часть.

Педагог:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, -

Он вспорхнул и улетел.

Здравствуйте, ребята! Как вы уже догадались, сегодня мы поговорим о бабочках. Бабочки – существа древние. Их изображения присутствуют на египетских фресках, которым более 3,5 тысяч лет. С незапамятных времен бабочки ассоциируются с весной, красотой, вечностью. Эти создания неимоверной красоты во все времена поражают людей своим невероятными разнообразием красок, причудливыми формами и затейливыми рисунками. Эти загадочные и бесспорно красивые существа являются источником поэтического вдохновения и стали героями многих мифов и легенд. Известный русский писатель C. Аксаков, автор знакомой вам сказки «Аленький цветочек», называл бабочек «порхающими цветами». А древние римляне считали, что бабочки – это цветы, которые сорвал ветер. Райский сад — Эдем - ассоциируется с обилием цветов и порхающих бабочек. Древние представления о них связаны с самыми главными для человека понятиями: жизнь и смерть, любовь, счастье, душа. Так, древние греки и римляне называли словом «Психе» и душу, и бабочку, а Психея – олицетворение души - изображалась прекрасной девушкой с крыльями бабочки. Эльфы – духи воздуха, пришедшие к нам из скандинавской мифологии, изображались в виде маленьких человечков с крыльями бабочки. В Японии считают, что увидеть бабочку у себя в доме – к счастью: она  считается символом счастья, верности, любви. Именно в древнеяпонской классике впервые описан обычай выпускать на свадьбе пару живых бабочек. В Китае до сих пор жених перед свадьбой дарит невесте живую или нефритовую бабочку как символ неизменной любви. По древней легенде индейцев ацтеков – бабочки передают наши желания небесам, и если нашептать бабочке свое желание и затем выпустить ее, то оно непременно сбудется. Самая распространенная бабочка России и Сибири – Павлиний глаз. Благодаря своему оригинальному рисунку её тяжело спутать с какой-либо другой: верхняя часть крыла имеет вишнево-коричневый цвет и характерное для этого вида пятно в виде глаза, низ же полностью черно-бурый. Бабочки – сумеречные существа. Только некоторые представители этой группы насекомых ведут дневной образ жизни. Питаются бабочки нектаром и другими растительными выделениями, содержащие сахар. Многие бабочки заслужили место в Красной Книге только благодаря своей неимоверно красивой окраске. А сейчас, ребята, такую красоту природы, мы  постараемся с помощью бисера и бусин  отобразить в своей поделке, которая  послужит прекрасным  подарком для ваших родных и близких.

Практическая часть мастер-класса.

Для работы  нам потребуется:

1.Проволока для бисероплетения, диаметром-0,3мм, длиной -60см.

2. Ножницы.

3.Бисер разного цвета.

4. Плоскогубцы малые.

5. Схема плетения (Знакомство детей с правилами техники безопасности)

 Поэтапное выполнение игрушки детьми  согласно схеме плетения.  Показ порядка действий педагогом, выполнение игрушки учащимися. Оказание необходимой помощи в процессе работы

Заключительный инструктаж

Подведение общих итогов, выставка работ учащихся. Оценка работы  каждого учащегося.

Рефлексия.

Литература:

  1. Животный мир. Полная энциклопедия /Ю.К. Школьник. – М.: Эксмо,2012
    2. М.Д. Махлин. Жизнь в лесостепи. СПб: «БКК», 2010
    3. В. Степанов. Весёлые загадки. - М., 2000
    4. В.Н. Лактионов. Загадки про животных. М- 2012\

Приложение. Схема плетения игрушки "Бабочка"

ол.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в объединении «ВОЛШЕБНЫЙ БИСЕР» с детьми 7-8 лет по теме: «Обитатели морей »

Коллективная работа "Обитатели морей" . Тема: «Рыбки.Параллельное низание.»Цель: 1) обучить детей приемам параллельного плетения по схеме «Рыбка»...

Конспект занятия по теме «Технологические этапы выполнения объёмных изделий из бисера»

Методическая разработка предназначена для проведения занятия по теме «Технологические этапы выполнения объёмных изделий из бисера» для детей третьего года обучения по программе бисероплетения "Ла...

Конспект занятия "Мода и бисер в одежде"

Представлен конспект занятия "Мода и бисер в одежде" кружка "Стильные мелочи из бисера"....

Конспект открытого занятия "Изготовление бабочки из бисера"

Занятие знакомит детей с технологией плетения бабочки из бисера....

Конспект занятия "Бонсай из бисера"

Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству «Бонсай из  бисера»...

Конспект занятия в творческой мастерской «Плетение из бисера бабочки»

Возраст детей: 5-8 летЦель занятия: организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и умений изготавливать бисерное изделие....

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....