Программа дополнительного образования детей "Шашки"
методическая разработка

Титов Андрей Степанович

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shashki_na_3_goda.docx76.4 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 314 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Принята                                                 Утверждена

на педагогическом совете                                 приказом № ____ от «___» _________20___г.

ГБОУ СОШ № 314 Фрунзенского                         Директор ГБОУ СОШ № 314

района Санкт-Петербурга                                 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

протокол № __                                                

от «___» _________20___г.                                         ___________ И.В. Французова

                                                                                                 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ШАШКИ

Возраст учащихся: 6-15 лет

Срок реализации: 3 года

Разработчик: Титов Андрей Степанович,

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2020

Пояснительная записка

Всевозможные исследования  учёных показали, что история шашек окутана множеством тайн и загадок, но вполне ясен тот факт, что игры, подобные шашечным, существовали ещё в 1600 году до нашей эры в Древнем Египте. А затем шашки «перекочевали» в Древнюю Грецию, Древний Рим, а уже оттуда и в Европу. Кстати, доски для шашек расчерчивали прямо на земле, что делало игру мобильной и независимой от места расположения! Учёные, многократно, находили древние экспонаты шашек в таких странах, как Киевская Русь, Норвегия, Дания, Исландия. Так, во многих былинах и сказаниях, шашки упоминаются, как одна из почитаемых и любимых игр русских богатырей. В Европе шашки имели особый статус, особенно, это касалось образования рыцарей в средневековье. Считалось, что шашечная игра прививает этические понятия ведения боя! Умение играть в шашки, было обязательным при подготовке рыцарей всех рангов! Сам Пётр Первый был большим поклонником шашек! Так, во дворце, по его распоряжению, была выделена особая комната для игры! Правила игры корректировались до 1934 года. Эта замечательная игра  радует своих поклонников и будоражит воображение интеллектуалов всех времён и народов. Она прошла через серьёзную эволюцию со времён древности, вплоть до 20 века, но исторические тайны и преобразования не помешают наслаждаться её захватывающим процессом и динамичной красотой!

В России XXI века шашки также популярны среди людей всех возрастов. Данная образовательная программа посвящается школьным учащимся, для которых игра в шашки представляет живой интерес и будет очень полезна.

Направленность программы «Шашки» – физкультурно-спортивная, уровень освоения программы углублённый. Она направлена на повышение интеллектуального уровня детей и гармоничное, всестороннее развитие ребенка, на популяризацию шашек, как хорошего средства досуга. Программа является общеразвивающей, и предназначена для дальнейшего развития шашек в системе образования, призвана познакомить как можно большее число учащихся с основами шашечной игры. Программа предусматривает взаимосвязь с общеобразовательными предметами, направленными на формирования ключевых образовательных компетенций учащихся.

Актуальность программы состоит в том, что она отвечает потребностям современных детей и их родителей, ориентирована на эффективное решение проблем ребёнка и соответствует социальному заказу общества.

Отличительная особенность программы в том, что она органически вписывается в систему воспитательной работы, сложившейся в школе.  

Адресатом программы являются школьники от 6 до 15 лет, для которых игра в шашки представляет интерес.  

Педагогическая целесообразность заключается в том, что шашки, благодаря своей многогранности (сочетают в себе элементы науки, спорта, искусства и игры) являются прекрасным средством обучения, развития и воспитания ребенка. Причем, что немало важно в условиях современной загруженности детей, образовательная программа «Шашки» даёт возможность решать образовательные задачи, при этом снимая часть психологической нагрузки с детей за счет игрового элемента шашек.

Объем и срок реализации программы Образовательная программа рассчитана на 3 года, что составляет 288 часов.

Целью программы является обучение школьников основам игровой культуры, развитие их интеллектуальных способностей, расширение кругозора, популяризация шашек, как прекрасного средства досуга, увеличение социальной базы шашек, выявление одаренных детей для дальнейшего продолжения обучения в системе дополнительного образования.

Задачи:                                    

Обучающие:

-создать прочные базовые знания об основах шашечной игры;

-получить представление о правилах игры и цели шашечной партии;

-приобрести навык разыгрывания партии и доведения её до логического конца;

-сформировать навык самостоятельной работы с оборудованием;

-научиться пользоваться литературой.

Развивающие:

-развить творческую активность, любознательность в области шашек;

-развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к игре;

-развить способность понимать красоту человеческой мысли.

Воспитывающие:

-сформировать положительное отношение к обучению;

-выработать у детей навыки работы в коллективе;

-научить противостоять психологическому давлению;

-укрепить волю к победе, настойчивость и выдержку;

-побудить стремление к успеху через труд.

Условия и сроки реализации образовательной программы

Данная образовательная программа предназначена для детей в возрасте от 6 до 15 лет. Предварительной подготовки детей для группы 1-го года обучения не требуется. Программа реализуется в течение 3-х лет (288 учебных часов). Занятия проводятся во внеурочное время в хорошо проветриваемом, освещенном и отвечающем правилам охраны труда и техники безопасности учебном классе.

Условия набора:

В группы 1-го года обучения принимаются все желающие без предварительного отбора (на основании заявлений от родителей и медицинского заключения). Наиболее подготовленные дети могут приниматься в группы 2-го и 3-го года обучения после результатов собеседования и оценки уровня освоения умений и навыков игры в шашки.

Основная форма организации учащихся на занятии - групповая.

Режим занятий:

1-ый год обучения – 2 раза в неделю по 1 академическому часу (72 часа за год);

2-ой год обучения – 2 раза в неделю по 1 академическому часу (72 часа за год);

3-ий год обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа (144 часа за год).

Наполняемость групп:

1-ый год обучения – не менее 15 человек;

2-ой год обучения – не менее 12 человек;

3-ий год обучения – не менее 10 человек;

Материально техническое обеспечение

- Учебный класс на 16 мест, отвечающий всем необходимым современным гигиеническим требованиям, соответствующее нормативам освещение;

- Столы – 16 штук;

- Стулья – 16 штук;

- Стол и кресло для учителя – 1 набор;

- Наборы шашек с досками – 16 наборов;

- Шахматные часы – 8 штук;

- Секундомер – 2 штуки;

- Магнитная доска с шашечными фигурами – 1 набор;

- Мультимедийный компьютер с подключением к интернету – 1 комплект;

- Принтер (МФУ) формата А4 – 1 единица;

- Видеопроектор, интерактивная доска и звуковые колонки – 1 комплект.

Планируемые результаты

Личностные:

-У учащихся сформируется бережное отношение к материальным и духовным ценностям, закрепятся установки на безопасный, здоровый образ жизни.

-У учащихся разовьётся и закрепится навык сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, они научаться решать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

-Учащиеся разовьют самостоятельность и умение брать на себя ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

-Учащиеся овладеют   способностью принимать точные решения в постоянно меняющейся игровой ситуации.

Предметные:

-Учащиеся изучат поля шашечной доски, узнают правила игры, названия и ходы фигур, научатся расставлять позиции на шашечной доске;        

-Учащиеся узнают цель партии, стоимость, свойства и силу шашечных фигур;            

-Учащиеся выучат основные шашечные понятия, научатся разыгрывать партию, выполнять правила игры и заставлять это делать соперника;

-Учащиеся будут стремиться к победе в партии, научатся делать основные упражнения.

     Метапредметные:

-Учащиеся научатся правильно играть партию, изучат тактические приёмы, позиции и комбинации;

-Учащиеся узнают основные шахматные дебюты;

-Учащиеся научатся доводить партию до логического конца;

-Учащиеся научатся решать задачи и этюды на различные темы;

-Учащиеся научатся использовать литературу, записывать ходы, использовать часы.

Учебный план первого года обучения

п/п

Тема

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практ.

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

2

-

Беседа

2

Доска и фигуры. Основы игры.

20

10

10

Педагогическое наблюдение

3

Игра «Поддавки».

16

8

8

Контрольные игры

4

Игра «Уголки».

16

8

8

Контрольные игры

5

Игры-помощники. Французская военная игра.

16

8

8

Контрольные игры

6

Итоговое занятие.

2

2

-

Подведение итогов

Итого часов

72

38

34

Учебный план второго года обучения

п/п

Тема

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практ.

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

2

-

Беседа

2

Повторение курса 1-го года обучения.

20

10

10

Педагогическое наблюдение

3

Тактические приёмы. Позиции. Комбинации. Часть 1.

16

8

8

Контрольные игры Тесты

4

Тактические приёмы. Позиции. Комбинации. Часть 2.

16

8

8

Контрольные игры Тесты

5

Эндшпиль. Дамки против дамок и простых шашек.

16

8

8

Контрольные игры Зачёты

6

Итоговое занятие.

2

2

-

Подведение итогов

Итого часов

72

38

34

Учебный план третьего года обучения

п/п

Тема

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практ.

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

2

-

Беседа

2

Повторение курса 2-го года обучения.

44

22

22

Педагогическое наблюдение

3

Школа позиционной игры. Основы. Важные принципы.

32

16

16

Контрольные игры Тесты

4

Дебюты. Часть 1. Дебютные принципы.

32

16

16

Контрольные игры Зачёты

5

Дебюты. Часть 2. Дебютные ловушки.

32

16

16

Контрольные игры Зачёты

6

Итоговое занятие.

2

2

-

Подведение итогов

Итого часов

144

74

70

Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения программе

Дата окончания обучения программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

(в неделю)

1-ый год

01.09.2021

30.05.2022

36

72

2 раза в неделю

по 1 часу

2-ой год

01.09.2021

30.05.2022

36

72

2 раза в неделю

по 1 часу

3-ий год

01.09.2021

30.05.2022

36

144

2 раза в неделю

по 2 часа

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 314 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Принята                                                 Утверждена

на педагогическом совете                                 приказом № ____ от «___» _________20___г.

ГБОУ СОШ № 314 Фрунзенского                         Директор ГБОУ СОШ № 314

района Санкт-Петербурга                                 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

протокол № __                                                

от «___» _________20___г.                                         ___________ И.В. Французова

                                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 1-го года обучения

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

ШАШКИ

 Возраст детей 6-8 лет

Срок реализации 1 год

Разработчик:

Титов Андрей Степанович,

 педагог дополнительного образования

Задачи:

-получить представление о правилах игры и цели шашечной партии;

-приобрести навык разыгрывания партии;

-развить любознательность в области шашек;

-сформировать положительное отношение к обучению;

-выработать у детей навыки работы в коллективе;

-сформировать волю к победе;

-побудить стремление к успеху через труд.

Ожидаемые результаты:

К концу 1-го года обучения, учащиеся должны знать:                                   

-основные правила игры в шашки;                         

-цель партии;                                                                                                    

-стоимость, свойства и силу фигур;                                                                              

-поля шашечной доски;                                                                            

-основные шашечные понятия.

уметь:

-разыграть партию с противником;

-выполнять правила игры;

-расставлять начальные позиции на шашечной доске;

-стремиться к победе в партии.

Календарно-тематическое планирование на 1-ый год обучения

№ п.п.

Перечень разделов и тем занятий обучения

Количество часов

Дата проведения

Всего

Теория

Практ.

По плану

По факту

1.

Вводное занятие. Техника безопасности. 

2

2

-

1.1

Основные правила ТБ. Знакомство с курсом.

2

2.

Доска и фигуры. Основы игры.

20

10

10

2.1

Игра, спорт, наука и искусство.

2

1

1

2.2

Шашечные фигуры. Шашки и дамки.

2

1

1

2.3

Игровые поля и линии. Центр и фланги.

2

1

1

2.4

Правила игры. Алгоритм хода. Правила взятия.

2

1

1

2.5

Нападение. Защита. Манёвр. Слабости шашек.

2

1

1

2.6

Выигрыш. Уничтожение. Блокирование. Ничья.

2

1

1

2.7

Шашечная нотация. Запись партии.

2

1

1

2.8

Понятия "Золотая шашка" и "отсталая шашка".

2

1

1

2.9

Оппозиция. "Золотое правило".

2

1

1

2.10

Советы начинающим игрокам.

2

1

1

3.

Игра «Поддавки».

16

8

8

3.1

Обратные шашки. Цель игры.

2

1

1

3.2

Сходства и различия с шашками.

2

1

1

3.3

Выигрыш партии. Ничья.

2

1

1

3.4

Приём "Динамо". Уровень 1.

2

1

1

3.5

Приём "Динамо". Уровень 2.

2

1

1

3.6

Приём "Динамо". Уровень 3.

2

1

1

3.7

Временное блокирование шашки соперника.

2

1

1

3.8

Простые и сложные комбинации.

2

1

1

4.

Игра «Уголки».

16

8

8

4.1

Начальная расстановка фигур.

2

1

1

4.2

Сходства и различия с шашками.

2

1

1

4.3

Правила игры. Алгоритм хода.

2

1

1

4.4

Главная цель игры.

2

1

1

4.5

Приёмы блокирования фигур соперника.

2

1

1

4.6

Выигрыш партии. Ничья.

2

1

1

4.7

Простые и сложные манёвры.

2

1

1

4.8

Другие варианты расстановки фигур.

2

1

1

5.

Игры-помощники.

16

8

8

5.1

Французская военная игра.

2

1

1

5.2

Сходства и различия с шашками.

2

1

1

5.3

Правила игры. Алгоритм хода.

2

1

1

5.4

Главная цель игры.

2

1

1

5.5

Выигрыш партии. Ничья.

2

1

1

5.6

Другие варианты расстановки фигур.

2

1

1

5.7

Игра "Волки и овцы" ("Кошки и мышки").

2

1

1

5.8

Другие шашечные игры.

2

1

1

6.

Итоговое занятие.

2

2

-

6.1

Подведение итогов.

2

2

-

Итого:

72

38

34

Содержание дополнительной рабочей программы на 1-ый год обучения

1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Теория. Инструктаж по ТБ. Правила поведения в учебном классе.

2. Доска и фигуры. Основы игры.

Теория.

Краткий исторический курс и обзор игры. Шашки как игра. Связь с другими науками и сферами жизни человека. Горизонтали, вертикали и диагонали. Центральные, бортовые и дамочные поля. Ходы и правила взятия. Как быстро победить? Обучение алгоритму хода. Способы нападения и защиты. Манёвры. Выигрыш. Варианты. Ничья: Главная особенность окончаний - только дамочные!  Шашечная нотация. Что такое «Золотая шашка» и «Золотое правило»? «Отсталая шашка». Дать советы начинающим игрокам.

Практика.

Проверка усвоения знаний путём устного опроса учеников.  Ведение записей в шашечной тетради. Пробные ходы учеников, проверка правильности. Работа с диаграммой в тетради. Тренировочные игры между учениками. Тренировочные игры с учителем. Решение задач.

3. Игра «Поддавки».

Теория.

Сходства и различия с шашками. Стратегия и тактика игры. Условия реализации приёма «Динамо». Хитрости в игре. Динамо с 1-го по 3-ий уровень. Простые и сложные комбинации. Временное запирание шашки противника. Шашки и поддавки - сравнение по сложности. Один единственный случай ничейного окончания.

Практика.

Проверка усвоения знаний путём устного опроса учеников.  Ведение записей в шашечной тетради. Работа с диаграммой в тетради. Тренировочные игры между учениками с использованием приёма «Динамо». Тренировочные игры с учителем. Решение задач.

4. Игра «Уголки».

Теория.

Правила и особенности игры. Необычная расстановка. Уголки – простая игра в сравнении с играми в шашки и в поддавки. Главные особенности: Нет возможности уничтожить фигуры соперника и все игровые линии только горизонтали и вертикали! Хитрости в игре. Показ других вариантов расстановки фигур. Причины невозможного ничейного окончания.

Практика.

Проверка усвоения знаний путём устного опроса учеников.  Ведение записей в шашечной тетради. Тренировочные игры между учениками с различными расстановками в начале. Тренировочные игры с учителем.

5. Игры-помощники. Французская военная игра.

Теория.

История возникновения игры. Почему так называется? Основные правила игры. Особенности.  Самая необычная расстановка! Сходство с игрой «Волки и овцы» («Кошки и мышки»). Самая простая игра, где есть шашечные фигуры. Хитрости. Показ других вариантов расстановки фигур. Причины невозможного ничейного окончания. Главный девиз французской военной игры: «Инициатива наказуема», «Первый ход – это всегда поражение!»

Практика.

Проверка усвоения знаний путём устного опроса учеников.  Ведение записей в шашечной тетради. Задание: нарисовать игровое поле для Французской военной игры. Тренировочные игры между учениками. Тренировочные игры с учителем.

6. Итоговое занятие.

Теория. Подведение итогов. Проверка знаний обучаемых. Объявление результатов за 1-ый год обучения. Объявление и поощрение отличников по учёбе и дисциплине.  Награждение победителей и призёров соревнований. 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 314 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Принята                                                 Утверждена

на педагогическом совете                                 приказом № ____ от «___» _________20___г.

ГБОУ СОШ № 314 Фрунзенского                         Директор ГБОУ СОШ № 314

района Санкт-Петербурга                                 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

протокол № __                                                

от «___» _________20___г.                                         ___________ И.В. Французова

                                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 2-го года обучения

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

ШАШКИ

 Возраст детей 8-10 лет

Срок реализации 1 год

Разработчик: Титов Андрей Степанович,

 педагог дополнительного образования

Задачи:

-получить продвинутые знания о шашечной игре;

-чётко соблюдать правила игры и понимать цель шашечной партии;

-играть партию до логического конца;

-сформировать навык самостоятельной работы с оборудованием;

-научиться пользоваться литературой;

-развить творческую активность в области шашек;

-научить противостоять психологическому давлению соперника;

-укрепить волю к победе;

-научить оказывать помощь товарищу в группе.

К концу 2-го года обучения, учащиеся должны знать:                                   

-тактические приёмы игры в шашки;

-хитрости в эндшпиле игры;                                                                                                  

-основные гамбитные и позиционные приёмы игры;                                                                          

-сильные и слабые поля доски;                                                                            

-продвинутые шашечные понятия.

уметь:

-играть несколько партий с соперником, преодолевать утомление;

-выполнять правила игры и заставлять это делать соперника;

-запоминать простые позиции на шашечной доске;

-не попадать в простые ловушки в партии;

-решать задачи на различные темы.

Календарно-тематическое планирование на 2-ой год обучения

№ п.п.

Перечень разделов и тем занятий обучения

Количество часов

Дата проведения

Всего

Теория

Практ.

По плану

По факту

1.

Вводное занятие. Техника безопасности. 

2

2

-

1.1

Основные правила ТБ. Знакомство с курсом.

2

2.

Повторение курса 1-го года обучения.

20

10

10

2.1

Поля, линии. Центр. Фланги. Правила. Ходы.

2

1

1

2.2

Взятие. Нападение. Защита. Манёвр. Блок.

2

1

1

2.3

Выигрыш. Ничья. Нотация. Запись партии.

2

1

1

2.4

Понятия "Золотая шашка" и "отсталая шашка".

2

1

1

2.5

Оппозиция. "Золотое правило".

2

1

1

2.6

Советы начинающим игрокам.

2

1

1

2.7

"Поддавки". Приём "Динамо". Уровень 1, 2 и 3.

2

1

1

2.8

"Временное блокирование шашки соперника".

2

1

1

2.9

Игра "Уголки". Правила игры.

2

1

1

2.10

Французская военная игра. "Волки и овцы".

2

1

1

3.

Тактические приёмы. Часть 1.

16

8

8

3.1

Основные приёмы. Позиции. Комбинации.

2

1

1

3.2  

Понятие комбинации. Простые и сложные виды.

2

1

1

3.3

Связка. Виды связок. Самообложение.

2

1

1

3.4  

Пространство и позиция. Приёмы борьбы.

2

1

1

3.5

Окружение и уничтожение шашки соперника.

2

1

1

3.6  

Блокада. Свободный темп. Как использовать?

2

1

1

3.7  

Приём "Роздых". Главная цель.

2

1

1

3.8  

Петля. Двойная петля. Вилка (Штаны).

2

1

1

4.

Тактические приёмы. Часть 2.

16

8

8

4.1

Приёмы. Позиции. Комбинации. Продолжение.

2

1

1

4.2

Двойные удары. Позиция "Любки".

2

1

1

4.3

Позиция "Столбняк". Цель создания.

2

1

1

4.4

Приём "Гамбит". Главная цель.

2

1

1

4.5

Позиция "Решето". Цель создания.

2

1

1

4.6

Турецкий удар. Главное правило.

2

1

1

4.7

Критические позиции. "Цугцванг".

2

1

1

4.8

Преимущество и его виды.

2

1

1

5.

Эндшпиль. Дамки против дамок и простых.

16

8

8

5.1

Ловушки в начале партии. Выигрыш белых.

2

1

1

5.2

4 дамки против 1-ой дамки и простой.

2

1

1

5.3

4 дамки против 1-ой дамки и 2-х простых.

2

1

1

5.4

Треугольник Петрова.

2

1

1

5.5

Штык и Крюк Гоняева.

2

1

1

5.6

3 дамки против 1-ой дамки и простой.

2

1

1

5.7

3 дамки против 1-ой дамки и 2-х простых.

2

1

1

5.8

4 дамки против 2-х дамок.

2

1

1

6.

Итоговое занятие.

2

2

-

6.1

Подведение итогов.

2

2

-

Итого:

72

38

34

Содержание дополнительной образовательной программы 2-ой год обучения

1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Теория. Инструктаж по ТБ. Повторное доведение правил поведения в учебном классе.

2. Повторение курса 1-го года обучения.

Теория.

Краткий обзор курса обучения. Опрос по ранее изученным темам. Правила. Ход. Взятие. Нападение. Защита. Манёвр. Блок. Выигрыш партии. Ничья. Шашечная нотация. Запись партии.

Понятия "Золотая шашка" и "отсталая шашка". Оппозиция. "Золотое правило". Советы начинающим игрокам. Игра "Поддавки". Приём "Динамо". Уровень 1, 2 и 3. Приём "Временное блокирование шашки соперника". Игра "Уголки". Правила игры. Французская военная игра. "Волки и овцы".

Практика.

Проверка усвоения знаний путём устного опроса учеников.  Ведение записей в шашечной тетради. Тренировочные игры между учениками. Тренировочные игры с учителем. Решение задач.

3. Тактические приёмы. Позиции. Комбинации. Часть 1.

Теория.

Техника применения ударов. Связки, виды связок и защита от неё. Борьба за центр и фланги, зажим и жертва. Освобождение пространства и уничтожение защиты.  Раскрытие понятий: Угроза, Окружение, «Роздых», «Самообложение». Удары с фронта, флангов и тыла. Создание блокады и её цели. Понятие о комбинации. Тестовые позиции. Демонстрация видеоматериалов.

Практика.

Проверка усвоения знаний путём устного опроса учеников.  Ведение записей в шашечной тетради. Тренировочные игры между учениками. Тренировочные игры с учителем. Решение задач. Обсуждение видеоматериалов после просмотра.

4. Тактические приёмы. Позиции. Комбинации. Часть 2.

Теория.

Критические позиции. Способы их достижения. Способы достижения позиционного, материального и качественного превосходства. Другие виды преимущества. Что такое «Цугцванг»? Причины его возникновения. Использование приёма «Гамбит». В чём выгода? Создание и использование позиции «Любки», «Столбняк», «Решето». Использования правила «Турецкий удар».  Демонстрация видеоматериалов.

Практика.

Проверка усвоения знаний путём устного опроса учеников.  Ведение записей в шашечной тетради. Тренировочные игры между учениками. Тренировочные игры с учителем. Решение задач. Обсуждение видеоматериалов после просмотра.

5. Эндшпиль. Дамки против дамок и простых.

Теория.

Все возможные выигрышные и ничейные окончания партий с дамками. Значение игровых диагоналей - главной дороги, двойника, тройника и косяка в конце игры. Количество, качество, позиция и инициатива фигур в конце партии. Треугольник Петрова – Золотая комбинация! Как работает? Как построить? Правило 15 ходов. Штык и Крюк Гоняева – более сложные комбинации. Демонстрация видеоматериалов.

Практика.

Проверка усвоения знаний путём устного опроса учеников.  Ведение записей в шашечной тетради. Тренировочные игры между учениками. Тренировочные игры с учителем. Тестовые задания: Проверка умения учеников создать и применить комбинацию Треугольник Петрова. Обсуждение видеоматериалов после просмотра.

6. Итоговое занятие.

Теория. Подведение итогов. Проверка знаний обучаемых. Объявление результатов за 2-ой год обучения. Объявление и поощрение отличников по учёбе и дисциплине.  Награждение победителей и призёров соревнований.  

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 314 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Принята                                                 Утверждена

на педагогическом совете                                 приказом № ____ от «___» _________20___г.

ГБОУ СОШ № 314 Фрунзенского                         Директор ГБОУ СОШ № 314

района Санкт-Петербурга                                 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

протокол № __                                                

от «___» _________20___г.                                         ___________ И.В. Французова

                                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 3-го года обучения

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

ШАШКИ

 Возраст детей 10-15 лет

Срок реализации 1 год

Разработчик: Титов Андрей Степанович,

 педагог дополнительного образования

Задачи:

-получить углублённые знания о шашечной игре;

-следить за соблюдением правил игры соперником;

-самостоятельно уметь работать с оборудованием и обучать младших учеников;

-научиться пользоваться сложной литературой;

-развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к игре;

-научить противостоять психологическому давлению нескольких соперников;

-укрепить волю к победе, настойчивость и выдержку;

-научить оказывать помощь младшим ученикам в группе.

Ожидаемые результаты:

К концу 3-го года обучения, учащиеся должны знать:

-основные дебютные принципы и ловушки в игре шашки;

-сложные приёмы овладения техникой позиционной игры;                                                        

-сложную технику комбинационной игры;                                                                          

-сильные и слабые ходы в начале партии;                                                                    

-сложные шашечные понятия.

уметь:

-играть несколько партий с разными соперниками, преодолевать утомление;

-обучать правилам игры младших учеников в группе;

-запоминать сложные позиции на шашечной доске;

-не попадать в сложные ловушки в партии;

-играть партию с записью и с часами.

Календарно-тематическое планирование на 3-ий год обучения

№ п.п.

Перечень разделов и тем занятий обучения

Количество часов

Дата проведения

Всего

Теория

Практ.

По плану

По факту

1.

Вводное занятие. Техника безопасности. 

2

2

-

1.1

Основные правила ТБ. Знакомство с курсом.

2

1

1

2.

Повторение курса 2-го года обучения.

44

22

22

2.1

Повторение ранее изученного материала. Опрос.

2

1

1

2.2

Тактические приёмы. Позиции. Часть 1.

2

1

1

2.3

Связка. Виды связок. Самообложение.

2

1

1

2.4

Пространство и позиция. Приёмы борьбы.

2

1

1

2.5

Окружение и уничтожение шашки соперника.

2

1

1

2.6

Блокада. Свободный темп. Как использовать?

2

1

1

2.7

Приём "Роздых". Главная цель.

2

1

1

2.8

Петля. Двойная петля. Вилка (Штаны).

2

1

1

2.9

Тактические приёмы. Комбинации. Часть 2.

2

1

1

2.10

Двойные удары. Позиция "Любки".

2

1

1

2.11

Позиция "Столбняк". Цель создания.

2

1

1

2.12

Приём "Гамбит". Главная цель.

2

1

1

2.13

Позиция "Решето". Цель создания.

2

1

1

2.14

Турецкий удар. Главное правило.

2

1

1

2.15

Критические позиции. "Цугцванг".

2

1

1

2.16

Преимущество и его виды.

2

1

1

2.17

4 дамки против 1-ой дамки и 2-х простых.

2

1

1

2.18

Треугольник Петрова.

2

1

1

2.19

Штык и Крюк Гоняева.

2

1

1

2.20

3 дамки против 1-ой дамки и простой.

2

1

1

2.21

3 дамки против 1-ой дамки и 2-х простых.

2

1

1

2.22

4 дамки против двух дамок.

2

1

1

3.

Школа позиционной игры.

32

16

16

3.1

Основы. Важные принципы.

2

1

1

3.2  

Центр. Манёвры. Удары. Сила. Слабости.

2

1

1

3.3

Фланги. Значение. Удары. Сила. Слабости.

2

1

1

3.4  

Правильные и неправильные размены в игре.

2

1

1

3.5

Изменение позиций и темпа в игре.

2

1

1

3.6  

Отсталые шашки.

2

1

1

3.7  

Разрыв флангов.

2

1

1

3.8  

Оппозиция. Изменения оппозиции.

2

1

1

3.9

Скользящий размен.

2

1

1

3.10

Усиленная оппозиция.

2

1

1

3.11

Изолированные шашки.

2

1

1

3.12

Примеры позиционного выигрыша.

2

1

1

3.13

Неотвратимая угроза.

2

1

1

3.14

Супер-комбинации. Часть 1. Круговой удар.

2

1

1

3.15

Супер-комбинации. Часть 2. "Чёртово колесо".

2

1

1

3.16

Шашечный словарь.

2

1

1

4.

Дебюты. Часть 1. Дебютные принципы.

32

16

16

4.1

Дебюты. Городская партия.

2

1

1

4.2

Дебюты. Обратная городская партия.

2

1

1

4.3

Дебюты. Кол.

2

1

1

4.4

Дебюты. Обратный кол.

2

1

1

4.5

Дебюты. Отказанный кол.

2

1

1

4.6

Дебюты. Двойной кол.

2

1

1

4.7

Дебюты. "Тычок".

2

1

1

4.8

Дебюты. Обратный "тычок".

2

1

1

4.9

Дебют Старая партия.

2

1

1

4.10

Дебют Перекрёсток.

2

1

1

4.11

Дебют Обратный перекрёсток.

2

1

1

4.12

Дебют Вилочка.

2

1

1

4.13

Дебют Центральная партия.

2

1

1

4.14

Дебют Гибельное начало.

2

1

1

4.15

Дебют Ленинградская защита.

2

1

1

4.16

Дебют Киевская защита.

2

1

1

5.

Дебюты. Часть 2. Дебютные ловушки.

32

16

16

5.1

Гамбит Кукуева.

2

1

1

5.2

Гамбит Шошина-Хорьянова.

2

1

1

5.3

Система "Отыгрыш".

2

1

1

5.4

Дебют "Косяк".

2

1

1

5.5

Дебют "Игра Бодянского".

2

1

1

5.6

Дебют "Игра Филиппова".

2

1

1

5.7

Дебют "Игра Каулена".

2

1

1

5.8

Дебют "Игра Петрова".

2

1

1

5.9

Дебют "Игра Боброва".

2

1

1

5.10

Дебют "Игра Рамма-Цукерника".

2

1

1

5.11

Ловушки в Дебюте. Выигрыш белых. Часть 1.

2

1

1

5.12

Ловушки в Дебюте. Выигрыш белых. Часть 2.

2

1

1

5.13

Ловушки в Дебюте. Выигрыш белых. Часть 3.

2

1

1

5.14

Ловушки в Дебюте. Выигрыш чёрных. Часть 1.

2

1

1

5.15

Ловушки в Дебюте. Выигрыш чёрных. Часть 2.

2

1

1

5.16

Ловушки в Дебюте. Выигрыш чёрных. Часть 3.

2

1

1

6.

Итоговое занятие.

2

2

-

6.1

Подведение итогов.

2

2

-

Итого:

144

74

70

Содержание дополнительной образовательной программы 3-ий год обучения

1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Теория. Инструктаж по ТБ. Повторное доведение правил поведения в учебном классе.

2. Повторение курса 2-го года обучения.

Теория.

Тактические приёмы. Позиции. Комбинации. Связка. Виды связок. Самообложение. Пространство и позиция. Приёмы борьбы. Окружение и уничтожение шашки соперника. Блокада. Свободный темп. Приём "Роздых". Петля. Двойная петля. Вилка (Штаны). Двойные удары. Позиция "Любки". Позиция "Столбняк". Приём "Гамбит". Позиция "Решето". Турецкий удар. Критические позиции. "Цугцванг". Преимущество и его виды. Эндшпиль. 4 дамки против 1-ой дамки и 2-х простых. 3 дамки против 1-ой дамки. Треугольник Петрова. Штык и Крюк Гоняева. 3 дамки против 1-ой дамки и простой. 3 дамки против 1-ой дамки и 2-х простых. 4 дамки против двух дамок.

Практика.

Проверка усвоения знаний путём устного опроса учеников.  Ведение записей в шашечной тетради. Тренировочные игры между учениками. Тренировочные игры с учителем. Решение сложных задач.

3. Школа позиционной игры. Основы. Важные принципы.

Теория.

Центр. Манёвры. Значение. Удары. Сила. Слабости. Фланги. Значение. Удары. Сила. Слабости. Правильные и неправильные размены в игре. Изменение позиций и темпа в игре. Отсталые шашки. Разрыв флангов. Оппозиция. Изменения оппозиции. Скользящий размен. Усиленная оппозиция. Изолированные шашки. Примеры позиционного выигрыша. Неотвратимая угроза. Супер-комбинации. Часть 1. Круговой удар. Супер-комбинации. Часть 2. "Чёртово колесо". Шашечный словарь. Что такое позиционное и комбинационное зрение? Школа позиционной игры Владимира Вахтёрова. Демонстрация видеоматериалов.

Практика.

Проверка усвоения знаний путём устного опроса учеников.  Ведение записей в шашечной тетради. Тренировочные игры между учениками. Тренировочные игры с учителем. Решение сложных задач. Обсуждение видеоматериалов после просмотра.

4. Дебюты. Часть 1. Дебютные принципы.

Теория.

Демонстрация на магнитной доске первых ходов из самых популярных дебютов (городская и обратная городская партия, кол, обратный кол, отказанный кол, двойной кол и т.д.). Изучение других дебютов. "Тычок" и обратный "тычок". Старая партия. Перекрёсток и обратный перекрёсток. Вилочка. Центральная партия. Гибельное начало. Ленинградская защита. Киевская защита. Демонстрация видеоматериалов.

Практика.

Проверка усвоения знаний путём устного опроса учеников.  Ведение записей в шашечной тетради. Тренировочные игры между учениками. Тренировочные игры с учителем. Решение сложных задач. Тестовые задания. Обсуждение видеоматериалов после просмотра.

5. Дебюты. Часть 2. Дебютные ловушки.

Теория.

Дебюты. Продолжение. Гамбит Кукуева. Гамбит Шошина-Хорьянова. Система "Отыгрыш". "Косяк". "Игра Бодянского". "Игра Филиппова". "Игра Каулена". "Игра Петрова". "Игра Боброва". "Игра Рамма-Цукерника". Ловушки в начале партии. Как выиграть белыми или чёрными? Характерные ошибки в дебюте, их последствия. Демонстрация видеоматериалов.

Практика.

Проверка усвоения знаний путём устного опроса учеников.  Ведение записей в шашечной тетради. Тренировочные игры между учениками. Тренировочные игры с учителем. Решение сложных задач. Тестовые задания: Проверка умения учеников не попадаться на простые ловушки в начале партии, а также создавать и применять ловушки. Обсуждение видеоматериалов после просмотра.

6. Итоговое занятие.

Теория.

Подведение итогов. Проверка знаний обучаемых. Объявление результатов за 3-ий год и весь курс обучения. Объявление и поощрение отличников по учёбе и дисциплине.  Награждение победителей и призёров соревнований.  

Оценочные и методические материалы

Контроль знаний проводится в виде поэтапного анализа результатов выполнения заданий:

• начальный контроль (сентябрь);

• текущий контроль (в течение всего учебного года)

• промежуточный контроль (по изучаемым темам, разделам);

• итоговый контроль (май).

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципах совместной деятельности педагога дополнительного образования и школьных учащихся. Занятия необходимо строить так, чтобы дети сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия проводятся в учебно-тренировочном режиме в соответствии с расписанием и условиями реализации программы. Для повышения интереса занимающихся к занятиям шашками и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения занятий.

Фронтальная форма предполагает работу со всей группой.

Индивидуальная форма предполагает постановку задач индивидуально каждому ребёнку с учетом его способностей, желания, уровня подготовки. Анализ результатов выполнения упражнений и заданий также проводится индивидуально.

При обучении игре в шашки используются следующие группы методов:

-Словесные: создают у детей предварительные представления об игре. Для этой цели используются объяснения, рассказ, замечания, команды, указания, инструктаж.

-Наглядные: применяются главным образом в виде показа партий, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у воспитанников конкретные представления об изучаемых действиях.

-Практические: метод упражнений, игровой, соревновательный, тренировки.

Игровой и соревновательные методы применяются после того, как  у детей образовались определенные навыки игры.

Способы проверки результатов: Опрос, тематическая викторина, задания.

Формы подведения итогов: Открытые занятия, зачёты, турниры.

Информационные Источники

1.ТимофеевА.А.Межпредметные связи шашек в начальной школе – 1996 - №3

2.В.Б. Городецкий. Книга о шашках, М.: «Детская литература», 1984.

3.А.И. Куличихин. История развития русских шашек, «ФИС», 1982.

4.А. Сидлин. Как оценивать позицию в шашках, «ФИС», 1966.

5.Л.М. Рамм. Курс шашечных начал, 1953.

6.В.С.Литвинович, Н.Н. Негра. Курс шашечных дебютов, Минск, «Полымя», 1985.

7.Г.И. Хацкевич. 25 уроков шашечной игры, Минск: «Полымя», 1979.

8.В.Б. Городецкий. Учись играть в шашки, М.: «Детская литература», 1956.

9.Ю. Барский, Б. Герцензон. Приключения на шашечной доске, «Лениздат», 1969.

10.П.А. Слезкин. Основы шашечной игры, ОГИЗ - Физкультура и туризм, 1936.

11.Шашечный кодекс, М.: «Советский спорт», 1986.

12.И.И. Куперман, В.М. Каплан. Начала и середина игры в шашки, «ФИС», 1957.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

1. www.shashkivsem.ru

2. www.kombinashki.ru

3. www.chigorin.ru

4. fenix64.com.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...