Памятка "Основы физического воспитания детей старшего школьного возраста"
материал

Исионов Владимир Николаевич

Памятка для тренеров-преподавателей и учителей физической культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка

«Основы физического воспитания детей старшего школьного возраста»


          Юношеский возраст (16 - 17 лет) отличается замедленными темпами развития организма, причем юноши догоняют в физическом развитии девушек.
Опорно-двигательный аппарат: формирование костно-мышечного и связочного аппарата еще продолжается, хотя можно говорить о достаточной сформированности связок, окружающих суставы, об основной завершенности в формировании изгибов позвоночника (несмотря на то, что окончательно скелет формируется к 20-24 годам).
Мышечная система: мышцы у старшеклассников эластичны, имеют хорошую нервную регуляцию, обладают прекрасной сократительной способностью и способностью к расслаблению. Наблюдается быстрый прирост мышечной массы (поскольку мышцы перестают расти в длину, они начинают увеличиваться в поперечнике, что создает благоприятные условия для развития абсолютной силы и рельефной мускулатуры у юношей).
Вегетативная нервная система: ударный и минутный объем крови увеличиваются в связи с достаточной сформированностью сердечной мышцы и его возросшей сократительной способностью; возрастает утилизация кислорода, так как наблюдается капиллярная сформированность основных групп мышц; сосудистая регуляция приходит в норму и у детей этого возраста наблюдаются адекватные реакции на предлагаемую физическую нагрузку (при естественном условии, что она соответствует возможностям организма).
Высшая нервная деятельность и психические особенности поведениянаблюдается небольшое преобладание процессов возбуждения над процессами торможения и, отсюда, некоторая повышенная реактивность, большая эмоциональность и критическое восприятие указаний учителя и товарищей. Наблюдается максимализм по отношению к себе, приводящий к переоценке собственных сил, и к окружающим.

Основная направленность методики физического воспитания

в старшем школьном возрасте:

1) сочетанное развитие физических качеств параллельно с обучением технике двигательных действий в различных по сложности условиях;

 2) необходимость воспитания навыка противостояния психическим и физическим стрессам;

3) дифференцированный подход к выбору средств, методов с учетом половых различий; 4) усиление тренировочной направленности занятий физической культурой.

Основные методы физического воспитания

Методами  решения задач физического воспитания в этом возрасте являются:
наглядные - метод натуральной демонстрации и демонстрации моделей, макетов; использование тренажерных устройств для прочувствования движений, методы ориентирования и лидирования, методы срочной информации;
словесные - дидактический рассказ, объяснения, указания, команды, самопроговаривание;

методы упражнения - целостный и аналитический (расчлененный), стандартно-повторный и переменно-повторный (в обучении технике двигательных действий); повторно-переменный, интервальный, игровой, соревновательный, другие методы комбинированного упражнения (с прогрессивно-возрастающей нагрузкой, стандартно-переменный и др.).        

Методические основы обучения технике двигательных действий


1. Основная направленность обучения - совершенствование выполнения ранее изученных двигательных действий, которое должно проходить в условиях их практического применения (по правилам соревнований, иногда в соревновательной обстановке).
2. Поскольку в этом возрасте развивается способность к овладению рациональной техникой (сформирован двигательный анализатор, чувствительные проприорецепторы повышают мышечное чувство), необходимо особое внимание уделять динамическим и кинематическим (пространственным, временным и пространственно-временным) характеристикам техники.         
3. Процесс дальнейшего освоения определенных видов двигательной деятельности приобретает у многих старшеклассников характер углубленного спортивно-технического совершенствования, которое в большей мере обеспечивается занятиями выбранным видом спорта в спортивных секциях.        
4. Хорошо усвоенные упражнения применяются на занятиях в старших классах главным образом в усложненных формах, в сочетании с дополнительными заданиями и ярко выраженной прикладной направленностью (создание запаса двигательных навыков в различных условиях жизненной и военной (для юношей) практики).

Методические основы развития физических качеств


1. Координационные способности: следует включать задания, способствующие развитию точности пространственной дифференцировки (специализированных восприятий), способности мышечного расслабления, сохранения равновесия. Возможно эффективное использование методических приемов: “смежные задания” - например, различный темп пробегания дистанции; “контрастные задания” - контрастная амплитуда выполнения движения; выключение зрительного или слухового анализаторов.
2. Собственно-силовые и скоростно-силовые способности: с целью увеличения мышечной массы необходимо применение упражнений с непредельными отягощениями, выполняемые с умеренной скоростью. Девушкам даются силовые упражнения без натуживания. Силовые упражнения должны даваться в чередовании с упражнениями на гибкость, растяжение и расслабление. Основными методами развития силы будут являться: метод повторных усилий, метод прогрессивно возрастающих отягощений, изометрический метод (два последних направлены на развитие абсолютной силы и должны использоваться крайне осторожно, поскольку работа строится на основе использования предельных и околопредельных отягощений). Упражнения с непредельными отягощениями, выполняемые с ускорением, на фоне возросших силовых способностей хорошо развиваются скоростно-силовые качества.        
3. Скоростные способности: необходимо развитие быстроты сложной двигательной реакции (быстроты реакции выбора и быстроты реакции на движущийся объект), а также развитие способности поддержания темпа и ритма движений; упражнения на скорость должны также даваться в чередовании с упражнениями на расслабление и гибкость для того, чтобы предупреждать появление гипертонуса мышц. 
4. Выносливость: основная направленность на развитие ее специальных видов. Для развития силовой выносливости основным методом является метод “до отказа”; развитию скоростной выносливости способствует интервальный метод, а развитию скоростно-силовой выносливости - повторно-прогрессирующий. Нельзя забывать и о развитии общей выносливости, составляющей основу физической работоспособности (основные методы: стандартно-непрерывный и переменный).        

Особенности методики для юношей и девушек


- Обязательное деление программного материала для юношей и девушек.
- Мышечная сила у девушек меньше, чем у юношей, поэтому им труднее выполнять отдельные силовые упражнения (подтягивание, разгибание рук в упоре, лазание, поднимание ног и др.). Следовательно, нужно облегчать условия выполнения этих упражнений.
- Девушкам противопоказаны поднимание и переноска больших тяжестей, прыжки с большой высоты, но обязательны упражнения с умеренной нагрузкой для укрепления мышц брюшного пресса, спины, тазового дна.        
- Физическая подготовка юношей должна иметь выраженный военно-прикладной характер, поскольку им предстоит служба в армии.        

                                                Оценка успеваемости 

Отдавать предпочтение качественным критериям: степени овладения программным материалом, уровню технико-тактического мастерства, умению осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Главным при оценке уровня физического развития и подготовленности является не исходные и конечные данные, а индивидуальные темпы продвижения в развитии физических кондиций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра, как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольное детство - период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время в этот период ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослы...

Физическое воспитание детей среднего школьного возраста.

Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V – VIII классы).Данный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годи...

Физическое воспитание детей старшего школьного возраста.

Юношеский возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается ...

Задачи, средства и методы физического воспитания в старшем школьном возрасте

Школьные годы - один из важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества. В этот период завершается развитие физиологических систем, в том числе и двигательного аппарата.Формирован...

Статья "Физическая реабилитация детей старшего школьного возраста с ОВЗ "

quot;Физическая реабилитация детей старшего школьного возраста с ОВЗ "...

Воспитание детей старшего школьного возраста коррекционной школы VIII вида на основе традиций и творчества русского народа.

Доклад на методическом объединении по теме: "Воспитание детей старшего школьного возраста коррекционной школы VIII вида на основе традиций и творчества русского народа"....