Рабочая программа по Финансовой грамотности 6-7кл
рабочая программа (6 класс)

Дарья Сергеевна Бильдиенко

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» для обучающихся 6-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_fin_gramotnost_6-7kl.docx43.65 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» для обучающихся 6-7 классов разработана:

  1. В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки от 17.12. 2010г.  № 1897);
  2. На основе примерной программы внеурочной деятельности (основное общее образование) и авторской программы курса «Финансовая грамотность» для обучающихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова (Москва, ВАКО 2018 год)

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 6–7 классов в сфере экономики семьи.

Курс «Финансовая грамотность» в 6-7 классах в соответствии с примерной авторской программой рассчитан на 68 часов: 34 часа – в 6 классах, 34 часа — в 7 классе. В соответствии с основной общеобразовательной программой МАОУ СОШ № 71 по внеурочной деятельности занятия должны проходить один раз в неделю в рамках одного учебного часа. На основе данного планирования курс «Финансовая грамотность» в 6-7 классах рассчитан на 68 часа: 34 часа в 6 классе, 34 часа в 7 классе.

Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:

- удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения; 

- приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;

- воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:

- деньги, их история, виды, функции;

- семейный бюджет;

- экономические отношения семьи и государства;

- человек и финансовые организации;

- собственный бизнес.

Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д.

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:

- задачи с элементарными денежными расчётами;

- кейсы по экономике семьи;

- игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;

- построение графиков и диаграмм;

- мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.

В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.

Планируемые результаты обучения.

Личностные результаты:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

- проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;

- понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.

Метапредметные результаты.

Познавательные:

 - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;

- умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;

- выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;

- установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

- построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);

- умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;

- владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).

Регулятивные:

- анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;

- самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;

- проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

- контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;

- применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.

Коммуникативные:

- умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;

- работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

- умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;

- умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».

Предметные результаты:

- владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;

- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

- использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;

- применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

- умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;

- определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

- расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Содержание курса.

6 класс (34 часа).

Введение в курс «Финансовая грамотность» (4 часа).

Почему важно развивать свою финансовую грамотность. От чего зависит благосостояние семьи. Учимся оценивать финансовое поведение людей. Учимся оценивать своё финансовое поведение.

Модуль 1. Доходы и расходы семьи (15 часов).

Деньги: что это такое. Учебные мини-проекты «Деньги». Из чего складываются доходы семьи. Учимся считать семейные доходы. Исследуем доходы семьи. Учебные мини-проекты «Доходы семьи». Как появляются расходы семьи. Учимся считать семейные расходы. Исследуем расходы семьи. Учебные мини-проекты «Расходы семьи». Как сформировать семейный бюджет. Ролевая игра «Семейные советы по составлению бюджета». Учебные мини-проекты «Семейный бюджет». Обобщение результатов изучения модуля 1. Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи».

Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (10 часов).

Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься. Что такое страхование и для чего оно необходимо. Что и как можно страховать. Ролевая игра «Страхование». Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит. Как определить надёжность страховых компаний. Как работает страховая компания. Учебные мини-проекты «Страхование». Обобщение результатов изучения модуля 2. Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься».

Резервные часы – 5.

7 класс (34 часа).

Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют (16 часов).

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. Что такое налоги и почему их надо платить. Какие бывают налоги. Учимся считать налоги. Ролевая игра «Считаем налоги семьи». Сравниваем налоги граждан разных стран. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства. Как работает налоговая служба. Учебные мини-проекты «Налоги». Что такое социальные пособия и какие они бывают. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. Ролевая игра «Оформляем социальное пособие». Исследуем, какие социальные пособия получают люди. Учебные мини-проекты «Социальные пособия». Обобщение результатов изучения модуля 3. Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют».

Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес (17 часов).

Для чего нужны банки. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. Какие бывают вклады. Что такое кредиты и надо ли их брать. Изучаем сайт Центрального банка РФ. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. Как работает банк. Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи». Что мы знаем о бизнесе. Как открыть фирму. Для чего нужны бизнес-инкубаторы. Ролевая игра «Открываем фирму». Что такое валюта и для чего она нужна. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях. Обобщение результатов изучения модуля 4. Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес». Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». Итоговая проверочная работа по курсу.

Заключение (1 час)

Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность

Тематическое распределение часов.

В МАОУ СОШ № 71 согласно учебному плану школы учебный год составляет 34 недели, поэтому на изучение курса «Финансовая грамотность» на этапе основного общего образования в 6-7 классах отводится время в объеме 68 часов, в том числе:

В 6 классе

34 ч

1 ч в неделю

В 7 классе

34 ч

1 ч в неделю

Для 6 класса авторская программа предусматривает 34 часа (1 час в две недели). Данная рабочая программа рассчитана на 34 учебных недели в год, по 1 часу в неделю. Таким образом общее количество часов, отведенных на изучение курса «Финансовая грамотность» в 6 классах, по учебному плану школы составляет 34 часа. В связи с этим изменено количество часов на повторение и закрепление изученного материала  в модулях «Введение в курс «Финансовая грамотность», «Доходы и расходы семьи», «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься». Также изменено количество резервных часов. Структура и содержание программы не изменены.

Для 7 класса авторская программа предусматривает 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели). Данная рабочая программа рассчитана на 34 учебных недели, по 1 часу в неделю. Таким образом, общее количество часов, отведенных на изучение курса «Финансовая грамотность» в 7 классе, по учебному плану школы составляет 34 часа. Тем самым, количество часов, структура и содержание программы не изменены.

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

Рабочая  программа по классам

6 кл.

7 кл.

Введение в курс «Финансовая грамотность»

4

8

-

-

Модуль 1. Доходы и расходы семьи

15

30

10

-

Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

10

20

20

-

Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют.

16

16

-

16

Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

17

17

-

17

Заключение

1

1

-

1

  1. Р

Резервные часы

5

10

4

-

Итого

68

102

34

34

Тематическое планирование курса.

Раздел

Коли-чество часов

 Тема

Коли-чество часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)

6 класс               (34 часа)

Модуль 1. Доходы и расходы семьи

10

Как сформировать семейный бюджет.

2

Предметные результаты: определять понятия семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг; описывать свойства предмета, играющего роль денег; называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом региона проживания; объяснять, как формируется семейный бюджет; подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления);  подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи; объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета.

Метапредметные результаты:

познавательные: называть основные источники доходов семьи;

коммуникативные: составлять задачи, требующие денежных расчётов (с помощью учителя);

регулятивные: считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности.

Личностные результаты: понимание зависимости

благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений.

Ролевая игра «Семейные советы по составлению бюджета».

2

Учебные мини-проекты «Семейный бюджет».

2

Обобщение результатов изучения модуля 1.

2

Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи».

2

Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

24

Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься.

2

Предметные результаты: определять понятия страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист; описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи; объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций; объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо; описывать виды страхования; приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки; высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете.

Метапредметные результаты:

познавательные: анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи; соотносить вид страхования и его цель.

коммуникативные: рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании.

регулятивные: находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах;

Личностные результаты: осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния; понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях.

Что такое страхование и для чего оно необходимо.

2

Что и как можно страховать.

2

Ролевая игра «Страхование».

2

Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит.

2

Как определить надёжность страховых компаний.

2

Как работает страховая компания.

2

Учебные мини-проекты «Страхование»

2

Обобщение результатов изучения модуля 2.

2

Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься».

2

Обобщение результатов учебного курса за 5 класс

2

Обобщение результатов учебного курса за6 класс

2

7 класс (34 часа)

Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют

16

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.

1

Предметные результаты: определять понятия налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия; объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить; называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги); приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать их примерную величину; перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской Федерации; называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину; приводить примеры выплат различных видов социальных пособий; высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета.

Метапредметные результаты:

познавательные: различать прямые и косвенные налоги; самостоятельно устанавливать (понимать) причинно-следственные связи между уплатой налогов и созданием общественных благ; рассчитывать величину подоходного налога и НДС;

коммуникативные: считать сумму налога; проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи; высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете;

регулятивные: находить нужную информацию на социальных порталах

Личностные результаты: понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества; осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства; оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях; оценивать условия и возможности использования социальных пособий в определённых жизненных ситуациях.

Что такое налоги и почему их надо платить.

1

Какие бывают налоги.

1

Учимся считать налоги.

1

Ролевая игра «Считаем налоги семьи».

1

Сравниваем налоги граждан разных стран.

1

Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства.

1

Как работает налоговая служба.

1

Учебные мини-проекты «Налоги».

1

Что такое социальные пособия и какие они бывают.

1

Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ.

1

Ролевая игра «Оформляем социальное пособие».

1

Исследуем, какие социальные пособия получают люди.

1

Учебные мини-проекты «Социальные пособия».

1

Обобщение результатов изучения модуля 3.

1

Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют».

1

Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

17

Для чего нужны банки.

1

Предметные результаты: определять понятия банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад; перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции);  объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения (сохранения) доходов семьи; объяснять, чем труд наёмного работника отличается от труда бизнесмена; называть необходимые условия для открытия своей фирмы; объяснять причины существования различных валют; называть основные мировые валюты и страны их использования; объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об изменениях курса валют.

Метапредметные результаты:

познавательные: отличать инвестирование от сбережения и кредитования; знать свои основные права и обязанности как потребителя; получит возможность научиться: соотносить рискованность использования финансовых операций и их доходность; сравнивать различные финансовые предложения;  оценивать финансовые преимущества использования услуг банков для увеличения и/или сохранения семейных доходов;

коммуникативные: находить актуальную информацию об услугах банков; считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах; находить и анализировать информацию о курсе валют; проводить простые расчёты с использованием валютного курса.

регулятивные: планировать (4—5 шагов) свою самостоятельную деятельность; сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса; пользоваться пластиковой картой в банкомате.

Личностные результаты: понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций; осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт потребитель этих услуг; осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса; понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности; понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете  семьи; брать на себя ответственность; оценивать возможности и финансовые преимущества создания и/или ведения семейного бизнеса; оценивать финансовые преимущества использования валютного курса для увеличения и/или сохранения семейных доходов.

Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.

1

Какие бывают вклады.

1

Что такое кредиты и надо ли их брать.

1

Изучаем сайт Центрального банка РФ.

1

Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья.

1

Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.

1

Как работает банк.

1

Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи».

1

Что мы знаем о бизнесе.

1

Как открыть фирму.

1

Для чего нужны бизнес-инкубаторы

1

Ролевая игра «Открываем фирму».

1

Что такое валюта и для чего она нужна.

1

Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях.

1

Обобщение результатов изучения модуля 4.

1

Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес».

1

Заключение

1

Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». Итоговая проверочная работа по курсу.

1

Предметные результаты: формирование системы знаний, полученных на занятиях;

Метапредметные результаты:

Познавательные –обобщать и классифицировать информацию по курсу;

Коммуникативные – умение работать в группе и прислушиваться к мнению одноклассников;

Регулятивные – соотношение целей и задачей курса с полученной информацией;

Личностные результаты: оценивать возможности и финансовые преимущества использования знаний, полученных в рамках курса.

ИТОГО 68 ЧАСА

СОГЛАСОВАНО                                                                        СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения                  Заместитель директора по УВР

Учителей истории и обществознания                                      _______________Асавлюк Н.В.

От 30.08.2020 г № 1                                                                        «____»______________2020г

________________Шевчук Д.Ф.                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Финансовая грамотность" 7 класс

Программа рассчитана на 1 час в неделю для 7 классов...

рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа курса Основы финансовой грамотности для 9 класс....

Рабочая программа курса Финансовая грамотность 11 класс

Главная цель образовательной школы воспитание гармоничной личности, а гармоничная личность  должна быть всесторонне развитой, т.е.  владеть различными знаниями, умениями и навыками, обладать...

Рабочая программа по "Финансовой грамотности" для 6-7 классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности", 6-7 классы, составлена на основе авторской программы по финансовой грамотности «Спецпроект Российской...

Рабочая программа по финансовой грамотности 5-9 классы

Рабочая программа по курсу "Финансовая грамотность для основной школы....