Диагностические методики в дополнительном образовании школьников
методическая разработка

Далекая Наталья Сергеевна

Дополнительное образование детей — составная часть общего образования, это сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.

Сегодня дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка.

Но основная проблема дополнительного образования заключается в том, что при отсутствии единых образовательных стандартов существенно осложняется определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paket_diagnosticheskih_metodik.docx96.65 КБ

Предварительный просмотр:

ПОТРЕБНОСТИ В ОБУЧЕНИИ (анкетирование для учащихся)

Дорогой друг!

Какие цели ты ставишь перед собой, занимаясь в кружке «Журналистика для всех»? В какой степени можешь их удовлетворить? (Внимательно прочитай предложенные варианты и в графе «Выбор» отметь знаком «+» ответы, соответствующие твоим целям. Далее в графе «Степень удовлетворения» постарайся определить в какой степени твои цели реализуются).

Варианты ответа

Выбор

Степень удовлетворения

Полностью

Частично

Нет

  • узнать новое и интересное, повысить свой общекультурный уровень

  • научиться какой-либо конкретной деятельности

  • с пользой провести свободное время

  • развить свои творческие способности

  • найти новых друзей и общаться ними

  • заниматься с интересным педагогом

  • исправить свои недостатки

  • преодолеть трудности в учебе

  • научиться самостоятельно приобретать новые знания

  • получить знания и умения, которые помогут в приобретении будущей профессии

  • хочу, чтобы здесь меня понимали и ценили как личность

  • увидеть и продемонстрировать результаты своего творчества

  • хочу заниматься в эмоционально-комфортной обстановке

  • что еще

Обработка анкет и интерпретация результатов.

При обработке анкет ответы учащихся группируются по категориям образовательных потребностей.

познавательные потребности

  • узнать новое и интересное, повысить свой общекультурный уровень
  • научиться какой-либо конкретной деятельности
  • научиться самостоятельно приобретать новые знания

потребности коррекции и компенсации

  • с пользой провести свободное время
  • исправить свои недостатки
  • преодолеть трудности в учебе

коммуникативные потребности

  • найти новых друзей и общаться с ними
  • заниматься с интересным педагогом

потребности эмоционального комфорта

  • хочу, чтобы здесь меня понимали и ценили как личность
  • хочу заниматься в эмоционально-комфортной обстановке

потребности творческого развития, самореализации и самоактуализации

  • увидеть и продемонстрировать результаты своего творчества
  • развить свои творческие способности

профориентационные потребности

  • получить знания и умения, которые помогут в приобретении будущей профессии

После обработки анкет, составляется следующая таблица, которая позволит отследить изменения в образовательных целях обучающегося.

Категория потребностей

1 год

2 год

Познавательные потребности

Потребности коррекции и компенсации

Коммуникативные потребности

Потребности эмоционального комфорта

Потребности творческого развития, самореализации и самоактуализации


  1. Уровень развития общеучебных /художественных умений

1 год

1 год

3 год

Развитие внимания.

Введение в историю Искусства

Основы композиции

Графические навыки

Работа в материале

Творческие работы

Активность на занятиях

1 балл – посредственный уровень

2 балла - средний уровень

3 балла – высокий уровень


  1. Уровень организации собственной деятельности (Карта наблюдения)

Педагог в течение учебного года наблюдает за обучающимся, составляет словесные резюме по следующим показателям, характеризующим уровень сформированности навыков организации собственной деятельности ребенка в учебном классе. Резюме могут быть следующего содержания: «Быстро и рационально располагает учебные принадлежности на рабочем месте, своевременно убирает свое рабочее место после занятия». Или такого содержания: «Не может самостоятельно выполнить заданную операцию без помощи педагога или старших учащихся». Каждый год педагог заполняет данную карту, отмечая изменения.

Первый год обучения

Второй год обучения

Подготовка рабочего места

Ведение рабочей тетради

Подготовка домашних заданий

Работа в материале

Затруднения


  1. Особенности  взаимодействия с окружающими (карта наблюдений)

Педагог в течение учебного года наблюдает за воспитанником, отмечая особенности его поведения в Карте наблюдения. Второй год обучения также отслеживается и фиксируется в Карте.

Первый год обучения

Второй год обучения

Задает вопросы сверстникам по темам занятий

Задает вопросы педагогу по темам занятий

Формулирует просьбу о помощи при решении трудных заданий

Реагирует на предложение помощи от сверстников

Реагирует на предложение помощи от педагога

Делится событиями из внеучебной сферы

Затруднения


  1. Методика «Карта самооценки учащимися и экспертной оценки педагогом компетентности учащегося»

Методика «Карта самооценки учащимся и оценки педагогом компетентности учащегося (для 12-16 лет)»

Бланк карты

Дорогой друг!

Оцени, пожалуйста, по пятибальной шкале знания и умения, которые ты получил, занимаясь в кружке (коллективе) в этом учебном году, и зачеркни соответствующую цифру (1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая)

Освоил теоретический материал по разделам и темам программы (могу ответить на вопросы педагога)

1

2

3

4

5

Знаю специальные термины, используемые на занятиях

1

2

3

4

5

Научился использовать полученные на занятиях знания в практической деятельности

1

2

3

4

5

Умею выполнять практические задания (упражнения, задачи, опыты и т.д.), которые дает педагог

1

2

3

4

5

Научился самостоятельно выполнять творческие задания

1

2

3

4

5

Умею воплощать свои творческие замыслы

1

2

3

4

5

Могу научить других тому, чему научился сам на занятиях

1

2

3

4

5

Научился сотрудничать с ребятами в решении поставленных задач

1

2

3

4

5

Научился получать информацию из различных источников

1

2

3

4

5

Мои достижения в результате занятий

1

2

3

4

5

Структура вопросов:

  • пункты 1, 2, 9 – опыт освоения теоретической информации
  • пункты 3,4 – опыт практической деятельности
  • пункты 5,6 – опыт творчества
  • пункты 7, 8 – опыт коммуникации

Обработка результатов:

Самооценка учащегося и оценки педагога суммируются, и вычисляются среднеарифметическое значение по каждой характеристике.

Эксперт заполняет таблицу

Анкета дает возможность получить коллективный результат и индивидуальный.

Рекомендации педагогам дополнительного образования

Данный набор диагностический материалов апробирован в течение 2011-2014гг, в качестве сопровождения образовательного процесса. Педагогу важно соблюдать этические нормы при проведении анкетирования, пояснять учащимся особенности каждого опроса, его цели, а также индивидуально, при желании обучающегося, знакомить его с полученными результатами исследования.

Вышеперечисленный пакет диагностических методик в настоящее время модифицируется, подбирается более подходящий вариант методики исследования эмоциональной сферы воспитанников, создается усовершенствованный вариант Теста на ПК для оценки усвоения терминологии по всей образовательной программе.


ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 6

1.1. Педагогическая диагностика: цели, задачи, функции, методы. 6

1.2. Этапы педагогической диагностики 10

2. ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 14

2.1 Содержание и результаты деятельности обучающихся в детском объединении по направлению «Фото-видеоискусство» 14

2.2. Диагностика в детском объединении по направлению «Фото-видеоискусство» 17

2.3. Оценка результативности освоения образовательной программы по направлению «Фото-видеоискусство» 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

Список использованной литературы 26

Приложение 1 28

Приложение 2 29

Приложение 3 31

Приложение 4 32

ВВЕДЕНИЕ

Работа любого педагога осуществляется в процессе взаимодействия с обучающимися. От того, насколько умело педагог взаимодействует с детьми, насколько хорошо знает их возможности, зависит и успешность решения стоящих перед ним образовательных задач (разных по характеру, объёму, степени значимости), и, соответственно, получение системы результатов.

Для организации успешного взаимодействия и качественного образовательного процесса педагогу необходимо изучить особенности характера, способности, интересы и увлечения своих воспитанников, их взаимоотношения с родителями, сверстниками. И в этом педагогу могут помочь различные диагностические исследования. Овладение диагностическими методиками значительно расширяет психологическую компетентность педагога и становится условием его профессионального роста и мастерства. Анализ результатов диагностики позволяет педагогу подобрать эффективные способы организации детского коллектива, определить перспективу дальнейшего развития образовательного процесса, управлять личностным ростом каждого ребенка.

Дополнительное образование детей — составная часть общего образования, это сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.

Сегодня дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка.

Но основная проблема дополнительного образования заключается в том, что при отсутствии единых образовательных стандартов существенно осложняется определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам.

Конечно, в практике дополнительного образования детей имеется опыт оценивания образовательной деятельности ребенка по учебным, чаще всего предметным параметрам. Часто о результативности обучения детей в дополнительном образовании судят по итогам их участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях, по получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. Однако такой подход не всегда обоснован. Ведь у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материла, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест.

Поэтому в силу индивидуального характера воспитанников педагогу дополнительного образования для каждой программы в идеале необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих её цели и задачи. В связи с этим целью данной работы является определение и описание итогового диагностирования образовательных результатов по направлению «Фото-видеоискусство».

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 

- дать определение понятию «педагогическая диагностика»;

- проанализировать существующие методы педагогической диагностики;

- провести мониторинг дополнительной программы по направлению «Фото- видеоискусство» для последующего определения диагностических мероприятий по оцениванию образовательных результатов обучающихся;

- определить способы, формы и содержания итогового диагностирования по направлению «Фото- видеоискусство».

Объектом данного исследования будет являться педагогическая диагностика как неотъемлемая часть образовательного процесса, предметом исследования – итоговая диагностика образовательных результатов по направлению «Фото- видеоискусство».

Структурно выпускная контрольная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В первой главе всесторонне рассматривается педагогическая диагностика, дается ее определение, описываются цели, задачи, функции, методы педагогической диагностики, подробно описываются этапы ее проведения.

Вторая глава посвящена мониторингу дополнительной программы «Фото-видеоискусство», ее содержания и результатов деятельности обучающихся по данному направлению. Также во второй главе предлагается форма итоговой диагностики результативности освоения программы обучающимися.

В заключении сформулированы основные результаты проведенного исследования, дан краткий ответ на те вопросы, которые определялись во введении целью и задачами.

В списке использованной литературы указаны библиографические данные литературных источников, использованных при написании контрольной выпускной работы, и ссылки на интернет-ресурсы.

В приложения вынесены таблицы по итоговой диагностике образовательных результатов обучающихся по направлению «Фото-видеоискусство», подробно описанные во второй главе, а также глоссарий, дающий толкования терминов и понятий, встречающихся в тексте работы.

1. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

1.1. Педагогическая диагностика: цели, задачи, функции, методы.

Педагогическая диагностика и оценка качества образования это два неразрывно связанных понятия. В дополнительном образовании нет государственных стандартов. Это определено целевым предназначением учреждений дополнительного образования. Следовательно, стандартом для каждого педагога являются результаты освоения его воспитанниками образовательных программ, а диагностика результативности – методом оценки качества образования. В отличие от школы в дополнительном образовании нет классных журналов с отметками. Как же тогда определить качество образования? Для этого в дополнительном образовании существуют различные диагностические методики, с помощью которых и осуществляется оценка качества образования и изменений личности ребенка.

Слово «диагностика» в переводе с греческого означает «способность распознавать», т.е. учение о методах и принципах распознавания особенностей состояния среды на основе всестороннего исследования с целью предсказания возможных отклонений. Педагогическая диагностика – это система деятельности педагога, которая заключается в изучении состояния и результатов процесса обучения. Это не просто проверка знаний, умений и навыков обучающихся. Процесс такой проверки только определяет результаты, при этом не объясняя их. Педагогическое же диагностирование состоит из контроля, оценивания, накопления данных, их анализа и, как следствие, определяет способы достижения наилучших результатов, выявляет динамику и тенденции образовательного процесса.

Педагогическая диагностика является неотъемлемым компонентом педагогической деятельности и играет огромную роль в образовательном процессе. В целом она направлена на правильный выбор и выстраивание образовательного маршрута ребенка1.

Для ребенка она выполняет функцию педагогического сопровождения, позволяя ему выбирать и выстраивать свой образовательный маршрут.

Для педагога же она означает выявление затруднений воспитанников как в предметной области, так в личностном плане с целью оказания помощи в преодолении выявленных затруднений. Кроме того, педагогическая диагностика играет значимую роль в отслеживании результатов реализации образовательной программы. Особенная ценность педагогической диагностики заключается в том, что она позволяет объективно оценивать и сравнивать текущие и итоговые результаты, невзирая на специфику образовательных программ.

Диагностика должна охватывать прошлый опыт, настоящий и перспективы. Очень важно правильно оценить возможности ребенка, правильно ориентировать его, определить роль ребенка как полноправного субъекта образовательного процесса2.

Исходя из этого, можно определить цели, задачи, функции и методы педагогической диагностики.

Главная цель педагогической диагностики – обеспечение оптимальных условий реализации потенциала каждого ребенка. Основные задачи педагогической диагностики:

- обеспечить реализацию личностно ориентированного подхода к обучающимся;

- свести к минимуму педагогические ошибки;

- установить предпосылки личности к получению дополнительного образования;

- определить условия для эффективного саморазвития личности ребенка;

- оценить деятельность педагога (самооценка уровня профессионального развития).

К функциям педагогической диагностики можно отнести:

  1. обратной связи (не контролируя своих действий, педагог не может управлять процессом формирования личности);
  2. оценочная (оценка результативности педагогической деятельности основана на сравнении достигнутых педагогических результатов с критериями и показателями);
  3. воспитательная (формирование системы отношений, ценностей, мотивации и стимулирования, включение каждого ученика в отдельности в реальную деятельность, побуждающую к созиданию);
  4. коммуникативная (формирование навыков межличностного общения с учетом индивидуально-типологических особенностей участников образовательного процесса);
  5. конструктивная (внесение изменений и педагогическая коррекция составляющих образовательного процесса);
  6. информационная (информирование участников образовательного процесса о результатах педагогической диагностики или сохранение педагогической тайны);
  7. прогностическая (прогнозирование, определение перспектив развития)3.

Важным профессиональным качеством педагога является умелое использование разнообразных диагностических методов личностного роста ребёнка. Эти методы могут быть прямыми и косвенными: к прямым методам относится опрос учащихся путем анкетирования, индивидуальная беседа, тесты и т.д.; к косвенным методам относится наблюдение.

Основные методы педагогической диагностики:

  1. Анкетирование. Анкета как метод педагогической диагностики широко применяется при изучении и оценке результатов образовательного процесса. Для составления анкеты надо знать возрастные особенности учащихся, их субъектный опыт. Иногда проводится анонимное анкетирование, где учащиеся убеждены, что авторство каждого не будет установлено, за любой ответ не придется отвечать. Это направлено на получение более объективных данных с помощью анкет.
  2. Индивидуальная беседа. Индивидуальная беседа с учеником предполагает прямые или косвенные вопросы о мотивах, смысле, цели учения. Лучше, если беседа проводится в профилактических целях, а не после выявления неблагополучия в мотивации. Умело проведённая обучающая беседа с элементами проблемного изложения обладает большой диагностической ценностью. Для её усиления необходимо заранее заложить в структуру беседы комплексы диагностических заданий и вопросов, продумать формы и средства фиксации, обработки и анализа ответов обучающихся.
  3. Тесты. Тест – краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной процесс. Тестирование – наиболее подходящая измерительная технология – самая эффективная в ситуациях массового оценивания учебных достижений.
  4. Наблюдение. Наблюдение как метод педагогической диагностики необходимо для сбора фактов в естественной обстановке. Научно обоснованное наблюдение отличается от обычной фиксации фактов:

- оно сочетается с воздействием на ребёнка, с его воспитанием (фиксируется прежде всего реакция обучающего на различные воспитательные влияния);

- наблюдение осуществляется в определённой системе с учетом ведущей педагогической задачи;

- в фиксации фактов нужна система, определенная последовательность в течение длительного срока, поскольку разовые наблюдения могут оказаться случайными, не отражающими истинный уровень воспитанности ученика;

- наблюдение не должно быть субъективным, исследователь обязан фиксировать все факты, а не те, которые его устраивают4.

1.2. Этапы педагогической диагностики

Образовательная программа – главный документ педагога дополнительного образования. В сфере дополнительного образования нет единых образовательных стандартов, в соответствии с которыми можно было бы проверить «уровень обученности» детей в определенном направлении образовательной деятельности. Но в каждой образовательной программе определены результаты обучения, воспитания и развития ребенка на каждый год обучения, которые и могут служить определенным стандартом для каждой конкретной образовательной программы в выявлении реальных достижений воспитанников детского объединения, а также формы и методы педагогической диагностики5.

Таким образом, у каждого педагога дополнительного образования должны быть документы, подтверждающие результат освоения образовательной программы. Это, кроме того, определено квалификационной характеристикой должностей работников образования, утвержденной Постановлением Минсоцразвития РФ от 26.10.2010 г. № 761-р и Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 21.12.2012, ст.30, п.2; ст.58, п.1; ст.59, п.1; ст.60, пп.2, 3, 156.

Многие педагоги говорят: «результат нашей работы и так хорошо виден. Это выступления на концертах (выставки, соревнования, показы и т.д.), участие и победы в различных конкурсах. Вот наши грамоты и дипломы». Это очень хорошо, это говорит об общем уровне коллектива и является одним из критериев результативности. Но в таких мероприятиях участвуют не все воспитанники детских объединений, а лишь некоторая их часть. А что же происходит с остальными участниками детского коллектива? Как оценить их результат? Ответ нужно искать в образовательной программе, в которой прописаны критерии и формы оценки результата каждого воспитанника. Оба эти параметра соотносятся к ожидаемым результатами, заявленными в образовательной программе7.

Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения прогностической, текущей и итоговой диагностики обучающихся.

1. Прогностическая (входная) диагностика: (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества ребенка.

Цель – выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей учащихся в начале цикла обучения. Задачи:

- прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе;

- выбор уровня сложности программы, темпа обучения;

- оценка дидактической и методической подготовленности.

Методы проведения: индивидуальная беседа; тестирование; наблюдение; анкетирование.

2. Текущая (промежуточная) диагностика – текущая проверка в процессе усвоения темы, раздела программы, выполняющая функцию обратной связи и позволяющая получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого обучающегося.

Цель – отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция образовательного процесса в направлении усиления его развивающей функции. Задачи:

- оценка правильности выбора технологии и методики;

- корректировка организации и содержания учебного процесса.

Методы проведения промежуточной диагностики, показатели, критерии оценки разрабатываются педагогами. Итоги анализируются педагогом и методистом образовательного учреждения.

3. Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) – это проверка освоения детьми программы или ее этапа, учет изменений качеств личности каждого ребенка.

Цель: подведение итогов освоения образовательной программы. Задачи:

- анализ результатов обучения;

- анализ действий педагога.

Методы проведения итоговой диагностики: творческие задания, контрольные задания, тестирование, олимпиада, выставка работ8.

Диагностика в дополнительном образовании выполняет важную роль. Она даёт возможность создавать более благоприятные условия для развития интересов ребёнка, темпов, уровня, объёма восприятия и усвоения необходимого материала. Использование итоговой диагностики позволяет не только спрогнозировать дальнейший ход обучения, но и сделать его более интересным для детей, повысить качественный уровень обучения, заинтересовать обучающихся и активизировать их работу.

Результаты, полученные после проведения итоговой диагностики, важны, как для педагога, так и для обучающихся и их родителей: они показывают уровень освоения образовательной программы, позволяют спланировать индивидуальную коррекционную работу с обучающимися, помогают восполнить пробелы в знаниях и умениях.

На любом из этапов необходимо придерживаться дидактические требования к организации диагностики:

1.Соответствие содержания диагностики программным требованиям.

2. Объективность, достоверность содержания полученной информации.

3. Необходимость анализа основных элементов подготовки обучающихся – уровня их теоретических знаний, умение применять знания на практике, степень развития самостоятельности в их применении.

4. Ясность и четкость формулировок заданий.

5. Гласность, оперативность и систематичность диагностики.

6. Сочетание индивидуальных и коллективных форм диагностики.

7. Учёт индивидуальных возрастных и психофизических особенностей каждого ребёнка.

8. Дифференцированный характер выбора форм и методов диагностики.

9. Использование нестандартных форм диагностики.

В детском коллективе процесс проведения диагностики должен носить творческий характер, быть интересным и комфортным для каждого ребёнка, создавая атмосферу сотворчества и сотрудничества между педагогом и детьми.

2. ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

2.1 Содержание и результаты деятельности обучающихся в детском объединении по направлению «Фото-видеоискусство»

Сегодня в нашем обществе актуальной является потребность в социально-активной позиции граждан, и вместе с ней остро стоит проблема социализации личности ребенка. Отсутствие целостной системы в работе с детьми существенно ограничивает возможности реализации их социальных инициатив, ведет к инфантилизму подростковой среды, размытости их ценностных ориентиров, безразличию, замыканию на узкогрупповых нравственных ценностях в противовес государственным и общенародным.

Для того, чтобы в будущем подростки могли эффективно использовать свои возможности, необходимо помочь им сегодня достичь того уровня социальной зрелости, который поможет им занять активную жизненную позицию. Эту задачу можно попытаться решить, в том числе, через детские объединения, предоставляющие подростку возможность выбора вида деятельности и позволяющие ему более успешно проходить процесс социализации.

Детское объединение творческого или общественного характера по своей сути является школой общественной жизни, которое позволяет более рационально использовать свободное время ребенка, дает ему реальную возможность состояться как личности. Именно с этой целью и была разработана дополнительная программа по направлению «Фото- видеоискусство», которая имеет как обучающую, так и воспитательную функцию, и призвана вооружить детей определенной системой знаний, умений, навыков, приобщить их к творчеству, сделать более самостоятельными, подготовить к общественно значимой деятельности и к продолжению образования в дальнейшем.

Данная программа реализуется через детское творческое объединение «Радуга», созданное на базе Мостовского филиала МАОУ «Лобановская средняя школа» (Пермский район). Так как в д. Мостовая, где находится данная школа, у детей очень ограниченные возможности реализации их творческих способностей и желаний, данная программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения мостовских школьников и их творческой самореализации.

Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей и интересов детей в возрасте от 8 до 15 лет и рассчитана на 2 года обучения. За это время она должна помочь обучающимся изучить и освоить основы фото-видео творчества.

Целью программы является формирование социально-активной позиции подростка через искусство фотографии и видео-операторскую деятельность.

К задачам программы относятся не только привитие у обучающихся интереса к фото-видео искусству и получение представления о фотографии, видеосъёмке, монтаже и озвучивании материала; но и общее развитие ребенка, а также получение возможности самореализации в области фотографии и любительского кино.

Занятия в творческом объединении по направлению «Фото-видеоискусство» делятся на теоретические, к которым относятся лекции, уроки-беседы, демонстрации, и практические. Практические занятия  предполагают групповое и индивидуальное консультирование, самостоятельную работу обучающихся, совместную групповую работу, когда группы объединяет общая цель работы, ее тема, содержание и сроки сдачи материала преподавателю, работу в компьютерном классе с программами по фото- и видеообработке, просмотр различных видео- и телевизионных произведений, газет с фоторепортажами, аргументированное обсуждение их достоинств и недочетов, анализ собственных работ.

Обучающиеся, прошедшие все этапы обучения по данной программе, должны получить теоретические знания по истории создания и развития кинематографа и телевидения, фотографии, по основам тележурналистики, на практике изучить подготовительный период создания видеофильма, (задумка, сценарий, план съемки), основы операторской работы, съемку видеоматериала, а также овладеть основами видеомонтажа, фотообработки, музыкального сопровождения видеоматериала и его озвучивания.

Положительный результат обучения по программе обеспечивается сочетанием различных форм занятий, разнообразием методов и приемов, которые тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Большая часть занятий отводится практической работе, по окончании которой проходит обсуждение и анализ. Через проведение практических занятий педагог тактично контролирует, советует, направляет учащихся. Для облегчения усвоения теоретической части программы активно используется игровой метод. Для поддержания интереса детей проводятся различные экскурсии и творческие встречи.

Для достижения высокого уровня освоения программы всеми детьми, необходима четкая организация образовательно-воспитательного процесса, одной из составляющих которого является диагностика уровня освоения программы и индивидуального развития каждого отдельного ребенка.

С помощью диагностики определяется уровень усвоения учебного материала, физического, творческого и личностного развития обучающихся, ведется мониторинг образовательного процесса и индивидуального развития на основе полученных данных.

С помощью диагностики осуществляется оперативное и своевременное выявление пробелов в учебном процессе, определяются формы коррекционной работы.

2.2. Диагностика в детском объединении по направлению «Фото-видеоискусство»

В ходе диагностики в детском объединении по направлению «Фото-видеоискусство» отслеживаются следующие показатели:

- уровень освоения дополнительной образовательной программы: теоретические знания по основным разделам программы, владение специальной терминологией, практические умения и навыки, предусмотренные программой.

- уровень творческого развития: эмоциональность, воображение, креативность мышления и др.

- уровень личностного развития: культура поведения в коллективе, нравственность, гуманность, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, активность, организаторские способности, коммуникативные навыки и др.

Степень выраженности каждого показателя выявляется по трем уровням:

- оптимальный (высокий образовательный результат, полное освоение содержания программы, имеет творческие достижения на уровне района, края);

- хороший (полное освоение программы, но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки);

- допустимый (освоил программу, но допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических заданий).

Диагностика по программе по направлению «Фото-видеоискусство» проводится в несколько этапов:

- вводная диагностика (проводится ежегодно в начале учебного года) – система тестовых заданий, предназначенная для индивидуальной диагностики детей, поступающих в детское объединение по направлению «Фото-видеоискусство». Проведение данной диагностики необходимо для выяснения уровня развития ребенка на начальном этапе, который и станет отправной точкой для построения педагогического процесса, выявления уровня интереса ребенка к фото и видеоискусству, состояния его эмоциональной сферы.

- тематическая диагностика - это отслеживание уровня освоения программного материала по каждому из основных разделов дополнительной образовательной программы по направлению «Фото-видеоискусство».

- промежуточная диагностика (проводится в конце первого года обучения) – позволяет выявить достигнутый на данном этапе уровень освоения программы обучающимися, динамику творческого и личностного развития, соответствие его прогнозируемому и на этой основе оценить успешность выбранных форм и методов обучения, а также при необходимости скорректировать их;

- итоговая диагностика (проводится по итогам второго года обучения, по завершению программы) – это оценка результативности освоения обучающимися всей образовательной программы по направлению «Фото-видеоискусство» и отслеживание динамики их индивидуального развития за полный курс обучения.

Итоговая диагностика позволяет оценить конечный результат работы по программе, который самым тесным образом связан с целью программы, в нашем случае это «формирование социально-активной позиции подростка через искусство фотографии и видео-операторскую деятельность».

2.3. Оценка результативности освоения образовательной программы по направлению «Фото-видеоискусство»

Итоговая аттестация обучающихся по дополнительной образовательной программе рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса. Она проходит в конце учебного года и по окончании срока реализации образовательной программы.

Результаты итоговой аттестации образовательной программы по направлению «Фото-видеоискусство» оцениваются по следующим основаниям:

  1. уровень достижения воспитанником прогнозируемых результатов программы (степень освоения воспитанниками знаний, умений и навыков в развитии творческих способностей) (Таблица 1 в Приложении 1);
  2. результативность воспитанника за период реализации образовательной программы (итоги участия в конкурсах, олимпиадах, конференциях и т.д. различных уровней) (Таблица 2 в Приложении 1).

Суммарный итог дает возможность определить степень соответствия качеств ребенка заданным требованиям и, если необходимо, внести коррективы в последующее обучение (Таблица 3 в Приложении 1).

Итоговая диагностика образовательных результатов обучающихся по направлению «Фото-видеоискусство» включает в себя три составляющих, которые показаны в Таблице 1 как самостоятельные графы: «Теоретическая подготовка», «Практическая подготовка», «Общеучебные умения и навыки». В последнем итоговом столбце высчитывается общий балл путем суммирования результатов по каждой графе.

«Теоретическая подготовка» (Максимальный балл 30). Оцениваются:

- теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы.

Форма контроля – тестирование (Примерный тест - в Приложении 3). (Максимальный балл – 25).

- владение специальной терминологией.

Форма контроля – собеседование. (Примерные темы собеседования - в Приложении 3). (Максимальный балл – 10):

10-7 баллов - высокий уровень (знание терминов и умение их применять);

6-4 балла - средний уровень (знает все термины, но не применяет);

1-3 балла - низкий уровень (не знает терминологию).

«Практическая подготовка» (Максимальный балл - 30). Оцениваются:

- умение работать со специальными компьютерными программами. Форма контроля – Контрольное задание (Примеры - в Приложении 4). (Максимальный балл – 10):

10-7 баллов – высокий уровень (овладел практически всеми навыками работы со специальными программами, может работать без помощи педагога);

6-4 балла - средний уровень (овладел более 1/2 навыками работы со специальными программами, работает с подсказками педагога);

1-3 балла - низкий уровень (ребёнок овладел менее чем 1/2 предусмотренными навыками, работает с подсказками педагога).

- умение работать с фотоаппаратом.

Форма контроля – Контрольное задание (Примеры - в Приложении 4). (Максимальный балл – 10):

10-7 баллов - высокий уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей).

6-4 балла - средний уровень (работает с оборудованием самостоятельно, прибегает к помощи педагога);

1-3 балла - низкий уровень (ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием);

- умение работать с видеокамерой. Форма контроля – Контрольное задание (Примеры - в Приложении 4). (Максимальный балл – 10):

10-7 баллов - высокий уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей).

6-4 балла - средний уровень (работает с оборудованием самостоятельно, прибегает к помощи педагога);

1-3 балла - низкий уровень (ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием);

«Общеучебные умения и навыки» (Максимальный балл 20).

Оцениваются:

- умение пользоваться дополнительными источниками информации (научно-популярная и научно-художественная литература по направлению «Фото и видео искусство», справочники, словари, опросы, опубликованные в СМИ статьи, интернет-источники, примеры из жизни и др.). Форма контроля – Наблюдение. (Максимальный балл – 10):

10-7 баллов - высокий уровень (работает с дополнительными источниками самостоятельно, не испытывает особых трудностей);

6-4 балла - средний уровень (работает с дополнительными источниками с помощью педагога или родителей);

1-3 балла - низкий уровень (обучающийся испытывает серьёзные затруднения при работе с источниками, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога).

- умение организовать свое рабочее место. Форма контроля – Наблюдение. (Максимальный балл – 10):

10-7 баллов - высокий уровень (всё делает самостоятельно);

6-4 балла - средний уровень (обучающийся испытывает небольшие затруднения, изредка пользуется помощью педагога);

1-3 балла - низкий уровень (обучающийся испытывает серьёзные затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога).

Максимально возможный показатель всех трех составляющих - 85 баллов, при этом:

85-65 баллов – высокий показатель освоения программы;

64-45 балла – средний показатель освоения программы;

Ниже 45 баллов – низкий показатель освоения программы.

Оценка индивидуальных достижений обучающихся (Таблица 2) основана на результатах участия воспитанников в мероприятиях различного уровня:

- Школьный (коэффициент важности – 0,1);

- Районный (коэффициент – 0,2);

- Краевой (коэффициент – 0,3);

- Всероссийский (коэффициент – 0,4);

- Международный (коэффициент – 0,5).

Рейтинговая система оценивания конкурсной деятельности позволяет определить качественные результаты обучения по дополнительной образовательной программе.

Качественный показатель отслеживается из числа побед, которые обучающийся одержал в том или ином конкурсе разного уровня.

1 место – 5 баллов;

2 место – 4 балла;

3 место – 3 балла;

Участие – 1 балл.

Такая система диагностирования позволяет определить активность детей и качество выполнения конкурсных работ.

Общий балл каждого уровня высчитывается:

Коэффициент важности * балл за результат = Качественный показатель

Качественные показатели суммируются, и выводится «Общий балл» уровня.

Например: Обучающийся занял 1 место в районном конкурсе видеороликов, 2 раза участвовал в школьных конкурсах фоторабот, где занял 2 и 3 место, получил сертификат участия в краевом конкурсе. Итог за год:

0,2 (коэф.) * 5 баллов = 1 – за 1 место в районном конкурсе

Общий балл районного уровня: 1

0,1 (коэф.) * 4 балла = 0,4 – за 2 место в школьном конкурсе

0,1 (коэф.) * 3 баллы = 0,3 – за 3 место в школьном конкурсе

Общий балл школьного уровня: 0,4+0,3=0,7

0,3 (коэф.) * 1 балл = 0,3 – за участие в краевом конкурсе

Общий балл краевого уровня: 0,3

Итого за год: 1 + 0,7 + 0,3 = 2 балла

Определение динамики качества освоения дополнительной образовательной программы (Таблица 3) основано на сравнении с другими видами диагностики «Вводный контроль» и «Текущий контроль». Сюда заносится баллы по аттестации и баллы индивидуальным достижениям обучающихся (за год). Результаты суммируются и выставляется общий показатель.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Темой, целью данной ВКР являлось описание итогового диагностирования образовательных результатов по направлению «Фото-видеоискусство». 

В ходе подготовки данной работы были проанализированы различные источники информации по заявленной теме. В результате были максимально сконцентрированы теоретические сведения по  важной проблеме педагогической деятельности – диагностике образовательного процесса и его результатов. Были намечены практические пути разрешения поставленной проблемы  для творческих объединений по направлению «Фото- видеоискусство».

Предложенные практические приложения  помогут не только педагогам правильно проводить диагностику  деятельности своего объединения, но и позволят грамотно разработать собственные диагностические материалы к программам.

Спектр областей диагностики образовательного процесса и диагностических методик достаточно велик. В работе лишь обозначены, но не затронуты глубоко такие аспекты учебно-воспитательной деятельности как: образовательные потребности, самооценка, ценностные ориентации обучающихся, работа с родителями, удовлетворённость программой деятельности объединения всеми участниками образовательного процесса.  

На основе изложенного можно сделать выводы, что успешное проведение диагностики возможно при выполнении следующих условий:

1. Четко определить цель диагностики;

2. В соответствии с целью определить объекты диагностики;

3. В соответствии с выделенными объектами подобрать систему конкретных методик;

4. Определить условия их использования применительно к конкретному случаю;

5. Выделить направления анализа получаемых данных;

6. Изучать развитие всех обучающихся без исключения;

7. Исследовать каждого обучающегося на протяжении всех лет его обучения;

8. Учесть, что результаты диагностики и возможности ребенка могут не совпадать с диагностической нормой. Различные методики - лишь предварительная ориентировка в уровне развития.

9. Оценивать результаты диагностики того или иного обучающегося путем их сопоставления с результатами предыдущих диагностических проверок того же учащегося, отслеживая характер и величину его продвижения в развитии. Оценивать усилия самого обучающегося в учебной деятельности и самовоспитании.

10. У детей, выявленных к отставанию, опережению в развитии или соответствию своему возрасту по тем или иным параметрам, определить индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для развития каждого.

11. Корректировать недостатки, опираясь на достоинства обучающегося.

Я считаю, что необходимо продолжить исследовательскую деятельность в выбранном направлении, уделив больше внимания разработке практических методик диагностики. В условиях складывающегося рынка образовательных услуг могут быть востребованы лишь образовательные услуги высокого качества. Оказать их может только профессионально компетентный педагог. Следовательно, для удовлетворения социального заказа в системе дополнительного образования необходима диагностика достижений учащихся.

Список использованной литературы

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ.

2. Астраханцева С.В. Педагогический мониторинг в УДОД как управленческая проблема // Дополнительное образование, 2007, № 2, с. 13

3. Каргина З.А. Об итоговой аттестации воспитанников детских объединений // Внешкольник, 2003, № 4

4. Кленова Н.В., Буйлова Л.Н. Методика определения результатов образовательной деятельности детей // Дополнительное образование, 2005, № 1, с 18

5. Логинова Л.Г. Контроль и самооценка качества в дополнительном образовании детей. Ж. Методист №1, 2009 г.

6. Мониторинг качества образования: методическое пособие/ под общ.ред. Соломина В.П.- СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008 г.

7. Мониторинг качества образования обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей: Методические рекомендации/ Авт.-сост.: В.П. Осипов, Л.И. Патрушкина, С.М. Ишкаева, А.В. Щербаков; Под ред. А.В. Щербакова.- М.: АПКиППРО, 2012.

8. Шаршакова Л.Б. Педагогическая диагностика образовательного процесса. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования — СПб.: ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества «У Вознесенского моста», 2013. — 52 с.

9. Сазонова М.В. Методические рекомендации по диагностике образовательного уровня учащихся // Бюллетень, 2002, № 3. С. 18.

10. Методики определения эффективности реализации дополнительных образовательных программ [Электронный ресурс] – Точка доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-195175.html

11. Оценка уровня усвоения дополнительной образовательной программы обучающимися. [Электронный ресурс] – Точка доступа: http://sch1.edunoskol.ru/images/dokumenti/ochenochnije%20materiali_15.pdf

12. Педагогический контроль в дополнительном образовании. [Электронный ресурс] – Точка доступа: http://pandia.ru/text/78/003/37028.php

Приложение 1

Таблица 1. - Итоговая диагностика образовательных результатов обучающихся по направлению «Фото-видеоискусство»

п/п

Формы контроля

ФИО

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Общеучебные умения и навыки

Общий балл

Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы

Владение специальной терминологией

Работа со спец. компьютерными программами

Работа с фотоаппаратом

Работа с видеокамерой

Умение пользоваться дополнительными источниками информации

Умение организовать свое рабочее место

тестирование

собеседование

контрольные задания

наблюдение

20

10

10

10

10

10

10

(mах 80)

Таблица 2. – Таблица индивидуальных достижений обучающихся

п/п

ФИО

Школьный уровень

(коэф. – 0,1)

Районный уровень

(коэф. – 0,2)

Краевой уровень

(коэф. – 0,3)

Всероссийский уровень

(коэф. – 0,4)

Международный уровень

(коэф. – 0,5)

ИТОГ

1 (5)

2 (4)

3 (3)

Уч

(1)

Общий балл

1 (5)

2 (4)

3 (3)

Уч

(1)

Общий балл

1 (5)

2 (4)

3 (3)

Уч

(1)

Общий балл

1 (5)

2 (4)

3 (3)

Уч(1)

Общий балл

1 (5)

2 (4)

3 (3)

Уч

(1)

Общий балл

Таблица 3. – Динамика качества освоения дополнительной образовательной программы

Карта для ______ года обучения, группа №______ направление_____________________________

ФИО педагога___________________________________________________

п/п

ФИ воспитанника

Входной контроль

Текущий контроль

Итоговый

ИТОГО

за год

Аттестация

Качественный показатель достижений

Приложение 2

Глоссарий

Диагностика – термин греческого происхождения (dia – между, сквозь, через и gnosis – знание). Это «особый вид познания, находящийся между научным знанием и опознанием единичного явления» (Н.К. Голубев, Б.П. Битинас).

Педагогическая диагностика – это совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференцированного подхода к учащимся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия.

Педагогический мониторинг – форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития. (А.Н. Майоров)

Метод – последовательность приемов исследования, которая раскрывает путь познания изучаемого явления. В педагогике различают следующие методы педагогического исследования: наблюдение, анкетирование, эксперимент, тестирование, беседа, опрос, социометрические методы, терминологические методы, контент-анализ.

Педагогическое наблюдение – это специально организованное педагогом восприятие педагогических явлений в естественных условиях. Можно наблюдать протекание различных дел, ситуаций, возникающих в образовательном процессе. Так как педагог сам является участником и организатором педагогического процесса, то данный метод будет называться включенным наблюдением.

Тестирование – совокупность заданий, сориентированных на определение уровня усвоения определённых аспектов содержания обучения.

Собеседование – один из видов опроса, диалог по заранее разработанной программе (план, разработанный заранее и предполагающий определенные ответы).

Интервью – диалог по заранее разработанным вопросам.

Контрольное задание - учебное задание для закрепления знаний, умений, навыков.

Наблюдение – один из основных методов, используемых в педагогической практике. Оно представляет собой метод длительного и целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся в деятельности и поведении обучающихся, на основе их непосредственного восприятия с обязательной систематизацией получаемых данных и формулированием возможных выводов.

Педагогический эксперимент – это специально организованный опыт, когда преднамеренно создаются условия, вызывающие те или другие явления в педагогическом процессе. Это опытная проверка гипотезы. Проведение эксперимента ставит перед исследователем две задачи. Первая – диагностика и фиксация экспериментальной работы, и вторая – учет воспитательного воздействия самого эксперимента и всех включенных в него методов и методик.

Цель – это идеальное представление о результатах деятельности. Цель должна быть единой и не разбиваться на множество.

Задача – это определенные шаги-действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели.

Результат – это любой итог деятельности. Он может быть как положительным, так и отрицательным.

Результативность – это качественная характеристика полученного результата с точки зрения достижения поставленной цели.

Компетентность – приобретаемое в результате обучения новое качество, связанное со способностью на основе знаний, умений, опыта, ценностных ориентаций решать жизненно важные проблемы и задачи.

Приложение 3

Примеры заданий по разделу «Теоретическая подготовка»

  1. Тестовое задание на знание теоретических основ по основным разделам учебно-тематического плана программы.

Тест состоит из вопросов на уровне «должен» (обязательная часть) и «может» (дополнительная часть). Например, обязательная часть состоит из 15 вопросов по 1 баллу, а дополнительная часть из 5 вопросов повышенного уровня сложности по 2 балла. Итого максимум 25 баллов.

В обязательной части задания имеют 4 варианта ответа, среди которых только один правильный. В дополнительной части 5 вопросов открытого типа, где обучающийся должен продолжить фразу, дать предмету характеристику или привести примеры.

Критерии оценивания:

менее 12 баллов – низкий уровень теоретических знаний;

12 – 19 баллов – средний уровень теоретических знаний;
более 19 баллов – высокий уровень теоретических знаний.

  1. Примерные темы собеседования по оцениванию уровнем владения специальной терминологией по направлению «Фото-видеоискусство»
  1. На примере конкретной фотокамеры расскажите об устройстве фотоаппарата.
  2. Расскажите об основных приемах работы с фотоаппаратом.
  3. Расскажите об основных приемах работы с видеокамерой.

2.4. Какие существуют приемы фотосъемки в движении.

2.5. Технология создания видеоклипа.

Приложение 4

Примеры заданий по разделу «Практическая подготовка»

  1. Задания на умение работать со специальными компьютерными программами. (Задание выполняется индивидуально).
  1. Создание 1 минутного ролика в программе Windows Movie Maker на основе подборки фотографии.
  2. Отредактируй звук видеосюжета в окне Audio Mixer.
  3. Создание клипа с титрами.
  4. Создание несуществующего животного в программе Photoshop.

2. Задания на умение работать с фотоаппаратом. (Примечание: задания могут быть как индивидуальными, так коллективными).

2.1. Задание «Чертова дюжина»: Выберите себе место и, не сходя с него, сделайте 13 уникальные фотографии. (Нельзя перемещаться, ноги неподвижны, нельзя снимать одно и тоже).

2.2. Задание «Один предмет»: Сделайте 10 уникальных фотографий одного небольшого предмета с разных ракурсов.

2.3. Задания «Искусственные ограничения»: Придумайте себе ограничения на один съёмочный день. Ограничениями могут быть:

• Один объектив с неизменным фокусным расстоянием

• Только в чёрно-белом цвете

• Только портретная съемка

• Съемка людей только в движении

• Только в ручном режиме

• Фотографировать только сидя

• Снимать только то, что выше вас

• Снимать только то, что ниже вас

• Без людей в кадре

• Без зданий в кадре

  1. Задания на умение работать с видеокамерой. (Задание выполняется индивидуально).

3.1. Снимите видеосюжет на определенную тему:

- «Один день моей семьи»,

- «Моя любимая собака»,

- «Коротко о себе» и др.

1 Мониторинг качества образования обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей: Методические рекомендации/ Авт.-сост.: В.П. Осипов, Л.И. Патрушкина, С.М. Ишкаева, А.В. Щербаков; Под ред. А.В. Щербакова.- М.: АПКиППРО, 2012.

2 Шаршакова Л.Б. Педагогическая диагностика образовательного процесса. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования — СПб.: ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества «У Вознесенского моста», 2013. — 52 с.

3 Каргина З.А. Об итоговой аттестации воспитанников детских объединений // Внешкольник, 2003, № 4

4 Методики определения эффективности реализации дополнительных образовательных программ [Электронный ресурс] – Точка доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-195175.html

5 Шаршакова Л.Б. Педагогическая диагностика образовательного процесса. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования — СПб.: ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества «У Вознесенского моста», 2013. с. 18

6 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ.

7 Шаршакова Л.Б. Педагогическая диагностика образовательного процесса. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования — СПб.: ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества «У Вознесенского моста», 2013. с. 19

8 Сазонова М.В. Методические рекомендации по диагностике образовательного уровня учащихся // Бюллетень, 2002, № 3. С. 18.


https://www.ddtoao.ru/dt-files/metod-dejatelnost/info-dlya-pedagogov/monitoring/matrix-diagnostiki.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Школьник-исследователь" для 10-11 классов

Представленная программа дополнительного образования "Школьник-исследователь" рассчитана на учащихся 10-11 классов. Программа была опробирована в течение 2 лет 2010-2011гг. За время реализации програм...

Методика информатизации дополнительного образования детей и подростков

Переход от обучения техническим и технологическим аспектам работы с компьютерными средствами к обучению корректному содержательному формированию, отбору и уместному использованию  образовательных...

рабочая программа дополнительного образования школьников

рабочая программа дополнительного образования школьников  "Капельки добра" , волонтерское движения учащихся 5 класса МБОУСОШ №4 г. Радужный...

игровые методики в дополнительном образовании детей

Использование игровых методик в дополнительном образовании детей...

МЕТОДИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЭКОЛОГИЯ» ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»)

Необходимость всеобщей экологической грамотности для устойчивого развития общества была отмечена в нормативных документах на государственном уровне [4]. К сожалению, состояние экологического образован...