Программа внеурочной деятельности для 9 класса «Занимательная грамматика» 9 класс
рабочая программа (9 класс)

Киосева Елена Николаевна

   Успешное овладение знаниями  невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока русского языка и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство родного языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит внеурочная деятельность, являющаяся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_grammatika_9.docx36.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Занимательная грамматика» 9 класс, 2 часа.

1. Пояснительная записка

Введение

               Успешное овладение знаниями  невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока русского языка и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство родного языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит внеурочная деятельность, являющаяся закономерным продолжением урока, его дополнением.

        Рабочая  программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 29.12.2012 №273-ФЗ;  

- Примерной основной  образовательной программы .

- Примерной программы внеурочной деятельности под редакцией Д.В.Григорьева.

Актуальность программы.

Урок по понятным причинам не может вместить всё то, что вызывает интерес у ученика, что необходимо для активной практики овладения русским языком. Именно внеурочная деятельность создаёт благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации.

Программа имеет общеинтеллектуальное направление, так как на практико-ориентированных занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения юного исследователя, составлять творческую работу по выбранному самостоятельно или в коллективной работе алгоритму.  Занятия по этому направлению отличаются системностью, гибкостью, креативностью, содействуют формированию научного мировоззрения, стимулируют познавательную активность и развивают творческий потенциал учащихся.

          Настоящая программа предусматривает использование на занятиях такого практического материала занимательного характера, который обеспечивает повторение и закрепление знаний по основным разделам грамматики, а также знакомство с важнейшими вопросами фонетики, орфоэпии,  словообразования, орфографии и морфологии  современного русского языка. Наряду с этим, многие занятия будут способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию «морфологического чутья», столь необходимого каждому культурному человеку. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.

     1.2 Цель программы:

расширить, углубить и закрепить у обучающихся знания по русскому языку, показать им, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.          

Задачи программы:

Обучающие: развитие интереса к русскому языку;  углубление знаний, умений и навыков по грамматике русского языка;  формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;  развитие творчества и обогащение словарного запаса;  совершенствование общего языкового развития учащихся;  совершенствование коммуникативной культуры учащихся.

Воспитывающие: воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

Развивающие: развивать смекалку и сообразительность;  приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;  развивать умение пользоваться разнообразными словарями; учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

    Межпредметные связи программы кружка с учебной деятельностью

При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов :  литературы, истории, географии.

Предмет

Содержание

учебной дисциплины

Содержание программы

«Увлекательная грамматика »

Литература

Выразительное чтение. Работа с текстами.

«Коварство» деепричастного оборота.  Работа с деформированными текстами художественного стиля.

История

Исторические термины.

Использование исторических терминов в качестве словарного диктанта.

География

Работа  с географическими  понятиями, объектами.

Знакомство с географическими объектами при работе с художественными текстами, этимологией их возникновения. Правильное употребление географических объектов.

    При раскрытии любой темы предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

     Задания по ИКТ направлены на развитие наблюдательности, любознательности,  способствуют расширению творческой самостоятельности детей, активному и продуктивному способу общения, даёт возможность включать в процесс  обучения исследовательские задания и проектные формы работы, что развивает способности аргументированной защиты своей точки зрения, формирует умения слушать собеседника. Поиск и работа с информацией, полученной в Интернете, расширяют спектр общеобразовательных понятий, знаний из различных областей наук.
      Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, заданий поисковой направленности.

Особенности реализации программы: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности.

В основе реализации рабочей программы по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»  лежит системно-деятельностный подход, который способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур; формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования; ориентацию на достижение цели основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся, учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения, разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.

             Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:

  • игры на языковом материале;
  • вопросы занимательной грамматики;
  • инсценировки языковых ситуаций;
  • краткие увлекательные рассказы о жизни языка;
  • практическая работа с различными рода словарями.

Программа кружка «Занимательная грамматика » предназначена для обучающихся 9  классов. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно:  все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 45минут.

Место  проведения  занятий определяется спецификой тем: теоретические  и практические  занятия  могут проходить как в школе, так и  в библиотеке. Курс ведет учитель русского языка .

Информационный  материал насыщен, но отличается компактностью объема, интересный по содержанию.

Программой предусмотрены творческие проекты по темам, дискуссии, проведение праздников, а также участие в конкурсах и  выставках.

Приоритет отдается:

  • активным формам преподавания: мозговой штурм, игровое моделирование, лекция-дискуссия, групповая работа, поиск недостающей информации, работа со словарями, текстами, тестами.
  • наглядным: использование схем, таблиц, рисунков;
  • нестандартным: конкурсы, выставка-презентация, сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.        

В каждом занятии прослеживаются три части:

  1. игровая;
  2. теоретическая;
  3. практическая.

Количество часов программы и их место в учебном плане.

       Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 15 – 16 лет (9  класс)  в течение одного года обучения. На изучение курса выделено 68 часов. Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 2 часа в неделю,  продолжительностью 40 минут.

Тематическое  планирование

№ темы

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практика

Введение (1ч.)

1.

Язык и речь - чудо из чудес

1ч.

1

Фонетика. Орфоэпия. (4 ч.)

2.

Звуки не буквы. Звучащая строка.

2 ч.

1

1

3.

Банты и шарфы. Орфоэпические нормы.

2 ч.

1

1  

Морфемика. Словообразование.   (8  ч)

4.

Судьба слова.

2 ч.

1

1

5.

«Говорящие» приставки и                  «весёлые» суффиксы.

2 ч.

1

1

6.

« Прадедовские» приставки.

2 ч.

1

1

7.

« Двое из ларца».

2 ч.

1

1

Орфография. ( 8 ч.)

8.

Необычные правила.

2  ч.

1

1

9.

Путеводные звёзды орфографии.

2 ч.

1

1

10.

Ъ и Ь – смягчение иль разделение?

2  ч.

1

1

11.

Хитрый звук «йот»

2 ч.

1

1

Грамматика. Морфология  и синтаксис. Предложение.  

12.

Проще простого или сложнее сложного.

 

2 ч.

1

1

13.

Согласуй меня и помни. Работа над проектом (выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).

2 ч.

1

1

Причастие.( 8 ч.)

 

  15.

«Часть речи, причастная  глаголу, в образе прилагательного», или всё о причастиях.

2 ч.

1

1

 15.

Образование бывает разным… Действительные и страдательные причастия.

2 ч

1

1

  16.

Внимание: причастный оборот.

2 ч

1

1

17.

Н+Н=НН.

2 ч.

1

1

                                                                   Деепричастие. ( 4 ч.)

18.

Дорисовывает движение… Одинаковы ли деепричастия?

2 ч.

1

1

19.

« Коварство» деепричастного оборота.

2  ч.

1

1

Наречие.( 10 ч.)

20.

Где?  Куда? Когда? История одного почему?

2ч.

1

1

21.

Образование бывает разным.

2 ч.

1

1

22.

Разряд, становись в ряд!.

2 ч.

1

1

23.

Узнай меня по суффиксу!.

2 ч.

1

1

24.

Некогда или никогда? Негде или нигде?

2 ч.

1

1

           Слова категории состояния (2 ч.)

   25.

Затруднительное состояние.

2 ч.

1

1

Предлог  (4 ч.)

26.

Служу всегда, служу везде, служу я в речи  и в письме. Происхождение производных предлогов.

2 ч.

1

1

27.

Употреби  меня со словом.

2 ч.

1

1

Союз  (4 ч.)

28.

Тоже, также  иль зато?

2 ч.

1

1

29.

Соединю простое в сложное.

2 ч.

1

1

Частица ( 4 ч.)

  30.

Уточню, укажу, на вопрос отвечу.

2 ч.

1

1

  31.

Не могу не знать = я знаю!

2 ч.

1

1

Междометие  (4 ч.)

32.

Эти эмоциональные междометия

2 ч.

1

1

33.

Волшебные слова. Этикетные слова

2 ч.

1

1

Итоговое занятие (1ч.)

  34.

Как  грамматика   « …ум в порядок приводит». Защита проекта.

1 ч.

1

Всего

68 часов

34 ч.

34 ч.

Литература для учителя.

Основная литература.

  1. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. - М.: Русский язык, 1993
  2. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Занимательная грамматика русского языка. - Издательство: Экслибрис-Пресс, 1997
  3. Берков В.П., Мокиенко В.М., Шулежкова С.Г. Большой словарь крылатых слов русского языка. - М.: Русские словари, Астрель, АСТ, 2005. - 624 с.
  4. Битехтина Н.Б. , Грушевская Л.Ю. Живая грамматика русского языка / A Living Russian Grammar. Intermediate II. Ч. II. Средний этап. - М.: КРЭФ-Р, 2009. - 208с.
  5. Булыко А.Н. Фразеологический словарь русского языка. - Минск: Харвест, 2007. - 448 с.
  6. Быкова Г.В. К орфограмме - через произносительные нормы// Русская словесность. 1996. № 6.
  7. Евсеев М. Ю. Современный этимологический словарь русского языка. История заимствованных слов. – АСТ, 2009
  8. Иванова В.А. Тайны слова (занимательная грамматика). - Нижне-Волжское книжное издательство, 1966
  9. Караулов Ю.Н. Ассоциативная грамматика русского языка. Изд.2 . - М.: ЛКИ, 2010. - 328с.

Дополнительная литература

1.Альбеткова, Р.И. Русская словесность [Текст] : / Р. И .Альбеткова. -  М. : Дрофа,  2007.  

2.Волина, В. В. Веселая грамматика [Текст]  : / В. В. Волина. -  М. : Знание, 1995.

3.Волина, В. В. Занимательное азбуковедение [Текст] : /  В. В. Волина. - М. : Просвещение, 1991. .

4.Волина,  В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах [Текст] : / В. В. Волина. - М.: АСТ,  1996.

5.Занимательная грамматика [Текст] /Е. Г. Бурлака,И. Н. Прокопенко. -      Донецк: ПКФ “БАО”, 1997.  

6. Маршак, С.  Веселая азбука. Веселый счет [Текст] : / С. Маршак. -  Ростов-на-Дону, 1991 г.

7.Одинцов, В. В.Школьный словарь иностранных слов [Текст]  / В. В. Одинцов ;под ред. В. В. Иванова. – М.: Просвещение, 1984.

8.Превращения слов [Текст] : учебное пособие / А. В. Полякова . -  М.: Просвещение, 1991.

9.Рик, Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! [Текст]: / Т. Г. Рик. -  М.: РИО “Самовар”, 1996.

Литература для учащихся.

Основная литература

1. Александрович, Н.Ф. Занимательная грамматика [Текст] : / Н. Ф. Александрович. — М. , 1974.

2. Асирий, А. Г.  Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.1. [Текст]  : / А. Г. Арсирий. — М.:Учпедгиз,  1967.

3. Бетенькова,  Н.М. Грамматика в рифмовках[Текст]  : / Н. М. Бетенькова. — М. : Новая школа, 1996.

4. Бетенькова,  Н.М. Орфография в рифмовках[Текст] :  / Н. М. Бетенькова . — М. :  Новая школа,  1996.

5. Бурмако, В. М. Русский язык в рисунках. Книга для учащихся 5-7 классов [Текст]   : /  В. М. Бурмако. —М. : Просвещение,  1991.

6. Волина,  В.В. Веселая грамматика[Текст]  : / В. В. Волина. — М.: Знание, 1995.

7. Граник, Г. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации[Текст] : / Г. Г. Граник и др.  — М.:Просвещение, 1996.

8.  Граник, Г. Г. и др. Секреты орфографии  [Текст] : / Г. Г. Граник и др.  — М. :  Просвещение,  1991.

9. Григорян,  Л.Т. Язык мой — друг мой[Текст] : / Л. Т. Григорян.  — М. : Просвещение,1974.

10. Занимательная фонетика на уроке и после[Текст] : / Сост. Окулова Г. Е. — М. : Оса:  Росстани- на- Каме, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Английская грамматика" программа внеурочной деятельности для уч-ся 6 классов

Программа направлена на усовершенствование грамматической стороны речевой компетентности учащихся 6-х классов по внеурочной деятельности по ФГОС....

рабочая программа внеурочной деятельности " В мире английской грамматики" для 6 класса

Реализация ФГОС второго поколения связана с существенными преобразованиями процесса обучения школьников. Особую роль в данном контексте приобретает организация внеурочной деятельности. Програма ...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности. Факультативный курс "Занимательная грамматика". 5 класс

Пояснительная записка.Календарно-тематическое планирование.Список использованной литературы....

Программа внеурочной деятельности для учащихся 10-11 классов "Занимательная стенография"

Курс «Занимательная стенография» открыт для всех, кто ценит время и хочет научиться писать быстрее. Он будет интересен всем, кто планирует использовать большие объемы устных записей для пр...

Презентация к урокам по внеурочной деятельности по курсу "Занимательная грамматика"

Презентация к начальному этапу проектной деятельности учащихся по теме "Молодежный сленг" В данном проекте школьники выявят особенности компьютерного сленга и составят справочник термин...

Программа внеурочной деятельности по математике в 5 классе "Занимательная математика"

Программа даёт возможность учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности, позволит обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в себе. Данная программа п...