Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности "Дружины юных пожарных"
рабочая программа (5, 6, 7 класс)

Марков Руслан Валерьевич

Основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП), а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyup.docx43.37 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Пояснительная записка

2.Тематическое планирование

3.Календарно – тематическое планирование

4.Требования к уровню подготовки учащихся по окончанию изучения курса

5.Список литературы

6.Учебно–методическое обеспечение

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем стабильно высок, часто последствия таких пожаров трагичны. Всем известно, как велика тяга детей к огню, поражаемая любопытством и стремлением подражать взрослым. Чаще всего дети играют со спичками, разводят костры, зажигают факелы. Места для свершения подобных «подвигов» они выбирают самые неподходящие: квартиры, чердаки, дворы, лестничные площадки.

        А ведь, чтобы избежать неприятностей, достаточно всего лишь соблюдать элементарные правила пожарной безопасности. Задача школы - разъяснить, в чем состоит опасность пожара, научить правильному поведению при тех пожарах, с которыми дети наиболее часто могут столкнуться в жизни: в своем доме, школе, кинотеатре и т.д. Важно, чтобы сами учащиеся школы стали активными пропагандистами противопожарных знаний среди школьников. Для этого в школе создан кружок юных пожарных «Спасатель», который имеет социально – педагогическую направленность. Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей.

        Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.

        Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП), а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.

        Также задачей данной программы является физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.

        Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса учащихся к физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.

        Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов:

  • гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей;
  • непрерывность образования и воспитания;
  • воспитывающего обучения;
  • приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;
  • обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения.

        Программа рассчитана на учащихся 5 – 7 -х классов, занятия проводятся 1 раз в неделю.

        Время реализации программы – 34 занятия.

        Количество воспитанников в дружине – 10 человек.

        Набор учащихся в дружину свободный. Могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес, но, главное, без медицинских противопоказаний.

        Цель: воспитание ребенка знающего правила поведения при пожаре;

  • формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития;
  • патриотическое воспитание подрастающего поколения;
  • социальное становление личности ребенка;
  • формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе;
  • создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне-специальных учебных заведениях МЧС РФ.

        Задачи:

  • сформировать кружок, организовать его постоянноефункционирование;
  • обучать учащихся Правилам пожарной безопасности;
  • воспитывать коммуникабельность, доброту, милосердие;
  • развивать коммуникативные качества (сценические качества, умение выступать с лекцией, сообщением);
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью, окружающей среде.

1. Воспитательные:

  • воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;
  • воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;
  • воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.

2. Образовательные:

  • дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
  • дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины;
  • научить основам строевой подготовки;
  • приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.

3. Развивающие:

  • развитие детского технического творчества,
  • развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
  • развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.

        Работа кружка «Дружина юных пожарных» может стать воспитывающей, развивающей деятельностью для школьников, помочь в организации работы по предупреждению пожаров и детского травматизма. Работа кружка нацелена на самостоятельное решение проблем, участие в общественно-познавательной жизни, как в рамках школы, так и вне ее (проведение акций, праздников, слетов, конкурсов). Работа кружка представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата по пропаганде пожарной безопасности. Направления деятельности в течении года зависят от времени года и местных условий.

Работа кружка включает в себя 3 этапа:

  • Теоретический этап накопления знаний;
  • Практический этап (отработка последовательности действий при пожаре);
  • Пропаганда знаний по противопожарной безопасности.

        Результатом деятельности учащихся будут: участие во всех мероприятиях по данному направлению, распространение листовок, выступление перед учащимися школы.

2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Содержание

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Оперативная обстановка с пожарами – обзорная беседа.

1

1

-

3

История создания пожарной охраны России и МЧС России.

1

1

-

4

Пожары, их признаки и последствия.Основные понятия о горении.

2

1

1

5

Опасные факторы пожара. Первая помощь пострадавшим при пожарах.

3

1

2

6

Устройство огнетушителей

2

1

1

7

Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности

2

1

1

8

Знаки пожарной безопасности

2

1

1

9

Виды пожаров. Правила поведения при пожарах.

2

1

1

10

Пожарная техника и костюм пожарного.

1

1

-

11

Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях

1

1

-

12

Ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности.

2

2

-

13

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре.

4

1

3

14

Игра-викторина«Опасный огонёк»

1

1

-

15

Экскурсия в пожарную часть.

1

-

1

16

Проведение рейда «Пожарная безопасность в школе»

1

-

1

17

Разъяснительные работы о ППБ в пожароопасный период.

2

-

2

18

Изучение планов эвакуации. Разъяснительная работа среди учащихся о правилах эвакуации по плану.

1

-

1

19

Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.

2

1

1

20

Соревновательная деятельность. Подведение итогов.

2

-

2

ИТОГО

34

16

18

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДРУЖИНЫ ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ «СПАСАТЕЛЬ»

Тема занятия

кол-во часов

тип

занятия

Характеристика деятельности

учащихся или виды учебной

деятельности

Виды

контроля,

измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дата

проведения

план

факт

Вводное занятие. Цели и задачи дружины юных пожарных, обязанности и права члена дружины.

1

Урок изучение нового и первичное закрепление

Беседа о планах работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.

Текущий

беседа

Знать правила поведения во время проведения занятий.

2

Оперативная обстановка с пожарами – обзорная беседа.

1

Обзорная беседа

Обзорная беседа о состоянии пожарных дел в городе и районе, особенности условий возникновения пожаров при различных временах года и погодных условиях

беседа

Иметь понятие об опасности огня в местах проживания людей

3

История создания пожарной охраны России и МЧС России.

1

Комбиниро-ванный

. Знакомство с пожарной техникой, видами спорта, работа пожарного, нормативы спортивных разрядов, виды состязаний, правила соревнований, боевое развёртывание.

Текущий

устный опрос

Знать вида пожарно-прикладного спорта, нормативы спортивных разрядов, виды состязаний, правила соревнований, боевое развёртывание.

45

Пожары, их признаки и последствия. Основные понятия о горении.

2

Комбиниро-ванный

Беседа-практика(лекция): основные предпосылки к возникновению пожара, условия горения, характер развития пожаров, последствия неосторожного обращения с огнём

лекция, беседа, устный опрос

Знать (вспомнить) виды горения, окислитель, источник воспламенения, опасность доступа кислорода

67

8

Опасные факторы пожара.  Первая помощь пострадавшим при пожарах.

3

Комбиниро-ванный

Факторы пожара, создающие угрозу жизни и здоровью людей, последствия поражений в пожаре, ПМП при ожогах, отравлении СО

Текущий

устный опрос

Ожог, отравление, потеря ориентировки в дыму.обработка ран, асептика, антисептика, повязка, ИВЛ. Уметь применять знания на практике

9

10

Устройство огнетушителей. Правила использования

2

Комбиниро-ванный

Лекция: Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители.

Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей.

Текущий

устный опрос

Знать виды и назначение огнетушителей. Уметь применять знания на практике

1112

Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности

2

Комбиниро-ванный

Игра на противопожарную тему

устный опрос

Знать правила поведения по время эвакуации, первичные средствами пожаротушения.

13 14

Знаки пожарной безопасности

2

Комбиниро-ванный

Знакомство(повторение) знаки для использования на путях эвакуации.

Текущий

устный опрос

Знать знаки пожарной безопасности.

15

16

Виды пожаров. Правила поведения при пожарах.

2

Урок изучение нового и первичное закрепление

Беседа: виды пожаров, правила поведения при пожаре.

Текущий

устный опрос

Знать виды пожаров, правила поведения при пожаре.

17

Пожарная техника и костюм пожарного.

1

Комбиниро-ванный

Лекция (практика): виды пожарной техники, костюм пожарного.

Текущий

беседа

Знать виды техники, костюм пожарного.

18

Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях.

1

Комбиниро-ванный

Беседа: неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация

электросети. Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при

курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами.

Беседа, устный опрос

Знать причины пожаров

в жилом доме

1920

Ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности.

2

Комбиниро-ванный

Лекция: правовые основы пожарной безопасности, уголовно-правовые нормы, административная ответственность, возраст наступления ответственности, размер санкции.

Текущий

беседа

Знать:правовые основы пожарной безопасности, уголовно-правовые нормы, административная ответственность, возраст наступления отв-ти, размер санкции.

212223

24

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре.

4

Комбиниро-ванный

Лекция (практика): первая помощь пострадавшим при пожарах.
Ожоги и травмы.
Отравление угарным газом.

Текущий

беседа

Знать: первая помощь пострадавшим при пожарах.
Ожоги и травмы.
Отравление угарным газом.

25

Игра-викторина

«Опасный огонёк»

1

Комбиниро-ванный

Игра на противопожарную тему.

Текущий

беседа

Знать правила поведения по время эвакуации, первичные средствами пожаротушения и т.д.

26

Экскурсия в пожарную часть.

1

Контроль знаний

Беседа (рассказ): знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета.

Промежуточный устный опрос

Знать виды с пожарной техники. Работу пожарного расчета.

27

Проведение рейда «Пожарная безопасность в школе»

1

Практичес-кое занятие

Проверка состояния пожарного щита, эвакуационных выходов, заправки огнетушителей и др.

Текущий

беседа

28

29

Разъяснительные работы о ППБ в пожароопасный период.

2

Комбиниро-ванный

Беседа (рассказ): хроника чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами. ЧС в нашем населенном пункте.

Текущий

беседа

Знать и уметь: распространение листовок, памяток на противопожарную тематику.

30

Изучение планов эвакуации. Разъяснительная работа среди учащихся о правилах эвакуации по плану.

1

Практичес-кое занятие

Практика: изучение планов эвакуации. Разъяснительная работа среди учащихся о правилах эвакуации по плану.

Текущий

устный опрос

Знать планы эвакуации школы, правила эвакуации. Уметь проводить беседу на тему «Противопожарная профилактика»

31-32

Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.

2

Комбиниро-ванный

Лекция: пожарные извещатели,  разные виды установок пожаротушения: порошковые, паровые, пенные, водные; назначение  охранно-пожарной сигнализации, понятие о приёмных станциях.

Текущий устный опрос

Знать: пожарные извещатели,  разные виды установок пожаротушения: порошковые, паровые, пенные, водные; назначение  охранно-пожарной сигнализации

33-34

 Соревновательная деятельность. Подведение итогов.

2

Комбиниро-ванный

Участие в соревнованиях среди ДЮП

Текущий

устный опрос

Уметь применять знания на практике

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ОКОНЧАНИЮ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.

После изучения программы учащиеся должны:

ЗНАТЬ:

1.Основные причины пожаров в жилом доме.

2.Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.

3. Сведения о подсобных средствах тушения пожара.

      4. Правила пожарной безопасности в общественных местах.

5. Виды травм, полученных при пожаре.

      6. Знаки пожарной безопасности.

УМЕТЬ:

  1. Пользоваться спичками.
  2. Эвакуироваться из здания школы.
  1. Пользоваться всеми видами огнетушителей.
  2. Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
  2. Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника.Краснодар, 2005 г
  3. Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль», 1998 г.
  4. Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва,«Просвещение», 1988 г
  5. Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11 кл.Москва, «Просвещение», 2005 г.
  6. «Основы безопасности жизни», научно-методический и информационный журнал.
  7. Виноградова С.В. Юные друзья пожарных. Программа работы кружка. – Волгоград, Учитель, 2007.
  8. Горбачёва Л.А. Вперёд, пожарные! Сборник игр. – Екатеринбург, 2006.
  9. Горбунова Н.А. ОБЖ. Поурочные планы. - Волгоград, Учитель, 2002.
  10. Казаков В.И. безопасное поведение в ЧС. Пособие для учителя. - Екатеринбург, Учебная книга, 2006.
  11. Казаков В.И. Пожарная безопасность для школьника. Программно–методические материалы. - Екатеринбург, Учебная книга, 2005.
  12. Кузнецов М.И. Личная безопасность школьника. Памятка. – М., НЦ ЭНАС, 2005.
  13. Миронов С.К. ОБЖ. Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс. - М., экзамен, 2006.
  14. Павлова О.В. Пожарная безопасность Конспекты занятий и классных часов. 5 – 11 классы. - Волгоград, Учитель, 2006.
  15. Павлова О.В. Пожарная безопасность в ОУ. Нормативные - Волгоград, Учитель, 2007.
  16. Попова Г.П. ОБЖ. Школьный курс в тестах. 5 – 8 классы. - Волгоград, Учитель, 2005.
  17. Ситников В.П. ОБЖ. Справочник школьника. – М., Слово, 1998.

6.УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  1. Пожар.
  2. Лесной пожар.
  3. Первичные средства пожаротушения.
  4. Действия в случае невозможности покинуть квартиру.
  5. Правила поведения при пожаре.
  6. Умей действовать при пожаре.
  7. Знаки пожарной безопасности.
  8. Основы пожарной безопасности для школьников.
  9. Мы – юные пожарные.
  10. Осторожно – огонь.
  11. Дети и огонь.
  12. Эксплуатация печного отопления.
  13. Меры ПБ при проведении новогодних праздников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юный шахматист"

Кружок « Юный шахматист» организуется при  школе на база 1 – 4 классов и рассчитан на 4 года обучения в соответствии с нормативно-правовой и документальной основой:·...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юный книголюб» для 5 – 9 классов

Рабочая программа  курса внеурочной  деятельности «Юный  книголюб» соответствует федеральному  государственному  образовательному  стандарту  основного...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юный техник"

Программа разработана на 2018-2019 учебный год в соответствии с новыми предъявляемыми требованиями...

Авторская рабочая программа по курсу внеурочной деятельности по направлению: Декоративно-прикладное искусство и Дизайн «Юный дизайнер»

Занятия творческого объединения «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» проводятся во внеурочное время, носят интегрированный характер.     В программе внеурочная д...

Рабочая программа по внеклассной работе "Дружина юных пожарных "Огнеборец"

Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем стабильно высок, часто последствия таких пожаров трагичны. Всем известно, как велика тяга детей к огню, поражаемая любопытством и стремлением п...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юный спасатель"

Рабочая программа «Юный спасатель» с элементами инклюзии предполагает построение процесса дополнительного образования и развития детей с типичной неврологией («нормотипичных») ...