Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юный шахматист"
рабочая программа по физкультуре на тему

Штенский Анатолий Владимирович

Кружок « Юный шахматист» организуется при  школе на база 1 – 4 классов и рассчитан на 4 года обучения в соответствии с нормативно-правовой и документальной основой:

·         Закон Российской Федерации « Об образовании».

·         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

·         Концепция модернизации дополнительного образования детей  Российской Федерации.

·         Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.

·         Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.

·         Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).

·         Должностная инструкция классного руководителя.

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования

Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.

            Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

            Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

             Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности.  Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.

            Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются кружки по интересам детей.

Одним из таким кружков является  кружок «Юный шахматист».

 

Цель программы:  

 

Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shahmaty.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Куйбышевский район, с. Куйбышево

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевская средняя общеобразовательная школа

имени Маршала Советского Союза А.А.Гречко

«УТВЕРЖДАЮ»

                                                        Директор школы

  Приказ от____.08.2015 №_____ОД

                                                                  Подпись ____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности:

 «Юный шахматист»                                                                                               Уровень общего образования (класс)                                           начальное  общее     образование      1 класс                                                              Количество часов  33                                                                                 Учитель     Штенский Анатолий Владимирович                                                                                      Программа разработана на основе                                                    

авторской программы И.Г.Сухина «Шахматы в школе»

Пояснительная записка.

Кружок « Юный шахматист» организуется при  школе на база 1 – 4 классов и рассчитан на 4 года обучения в соответствии с нормативно-правовой и документальной основой:

  • Закон Российской Федерации « Об образовании».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  • Концепция модернизации дополнительного образования детей  Российской Федерации.
  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
  • Должностная инструкция классного руководителя.

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования

Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.

         Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

        Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

         Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности.  Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.

        Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются кружки по интересам детей.

Одним из таким кружков является  кружок «Юный шахматист».

Цель программы:  

Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

Задачи программы:

  1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся .
  2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
  3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
  4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,

           Сверстниками.

  1. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
  2. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)-  для формирования здорового образа жизни.

Прогнозируемый результат:

*овладение навыками игры в шахматы

*интеллектуальное развитие участников кружка

*результативное участие в соревнованиях различных уровней.

Количество часов: 1 час в неделю (33 часа в год)

Сроки реализации: 2015-2016 г.

Участники программы: учащиеся 1 -4 классов.

«Юный шахматист»

Учебно – тематический план (1-4кл.)

 1кл. -33 ч. 2 кл.- 34 ч. 3 кл. -34 ч. 4 кл. – 34 ч.= 135 ч.

темы

Всего

(часов)

Теория

(часов)

Практика

(часов)

1

Шахматная доска и фигуры

4

2

2

2

Ходы и взятие фигур

16

6

10

3

Цель и результат шахматной партии Понятия «шах», «мат», «пат».

16

6

10

4

Ценность шахматных фигур.

Нападение, защита и размен.

16

4

12

5

Понятие о дебюте .Общие принципы разыгрывания дебюта.

20

6

14

6

Особенности матования одинокого короля.

14

4

10

7

Тактические приёмы и особенности их применения.

14

4

5

8

Начальные сведения об зндшпиле.

16

4

12

9

Начальные сведения об миттельшпиле.

16

4

12

10

Подведение итогов

4

-

4

итого

135

40

95

Содержание  курса

1. Шахматная доска и фигуры.

Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шахматиста.понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.

Шахматная доска, поля, линии и обозначения.Легенды о возникновении шахмат.

Шахматные фигуры и их обозначения.

Позиция. Запись позиций.

Практическая  работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

2.Ходы и взятие фигур.

Геометрические мотивы перемещения шахматных фигур.

Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки.

Ударность и подвижность игр.

Превращение пешки и взятие на проходе пешкой.

Угроза, нападение, защита, двойной удар.

Контроль полей.

Ограничение подвижности фигур.

Моделирование на шахматном материале.

Рокировка, правила ее выполнения.

Практика: упражнения по выполнению ходов различными фигурами. Запись ходов.

3 Цель и результат шахматной партии.

Понятие «шах», способы защиты от шаха.

Открытый и двойной шах.

Понятие «мат».

Обучение алгоритму матования в  один ход.

Сходство и различие понятий, выигрыш, ничья.

Практика.

Решение упражнений на постановку мата и пата.

Различное количество ходов.

4.Ценность шахматных фигур.

Нападение, защита, размен.

Ценность фигур.

Единица измерения ценности.

Защита, размен, виды размена.

Материальный перевес.

Легкие и тяжелые фигуры, их качество.

Практика. Решение арифметических и логических задач.

5.Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта.

Классификация дебютов.

Мобилизация фигур.

Короткая и длинная рокировка .Борьба за центр.

Роль и мобилизация работы фигуры, гамбиты.

Правила поведения при игре в шахматных турнирах.

Практика. Игровая практика.

6. Особенности матования одинокого короля.

Матование двумя ладьями.

Матовые и патовые позиции.

Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски.

Управление качеством матования.

Практика. Решение задач с нахождением короля в разных зонах.

7 Тактические приемы и особенности их применения.

Слабость крайней горизонтали , двойной удар, открытое нападение , связка.

Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного прикрытия.

Освобождение пространства.

Перегрузка, комбинаторика, комбинации.

Мельница как алгоритм с циклами.

Эстетика шахматных комбинаций.

Практика. Решение тестовых позиций, соревнования.

8.Начальные сведения об эндшпиле.

Пешечный эндшпиль.

Король и пешка против короля.

Правило квадрата.

Роль оппозиции. Отталкивание.

Треугольник, прорыв, игра на пат.  

Ладельный зншпиль. Ладья и пешка против пешки.

Построение моста , активность фигур.

Практика. Отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.

9.Начальные сведения о миттельшпиле.

Понятие о варианте.

Логические связи. открытая, линия, проходная пешка.

Пешечные слабости, форпост, позиции короля.

Атака на короля, централизация, овладение тяжелыми фигурами.

Вскрытие и запирание линий , блокада.

Практика .Отработка на практике миттельшпиля.

Поведение итогов года.

Презентация, соревнование.

Тематическое планирование  1 класс.

(далее буквой  «т» обозначена теория, буквой «п» практика.)

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

по

плану

Дата

по

факту

Познаватель-ные

УУД

Коммуни-кативные

УУД

Регуляти-вные

УУД

Личност-ные

УУД

1

Вводный урок

1

03.09.15

Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

Учится использовать знако- символические средства

представления информации.

Использовать различные способы поиска информации  на заданную на кружке тему.

Собирать и обрабатывать материал , учится его передавать окружающим разными способами.

Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии , строит рассуждения, овладевать новыми понятиями.

Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте(шах-

матах)

учиться работать в  информационной среде  по поиску  данных изучаемого объекта.

Активно использо-вать речевые средства в процессе общения   с товарищами во время занятий в кружке.

Учится слушать собеседника, напарника по игре  быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.

Учиться договариваться о распределении функций  и ролей в совместной деятельнос-ти.

Овладе-вать  способно-стью прини-мать и сохранять  цели и задачи занятия.

Находить способы решения и осуществления поставленных задач.

Формировать умение контролиро-вать свои действия.

Учиться понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности.

Адекват-но оценивать свое поведе-ние и поведе-ние окружаю-

щих.

Ориенти-ро-

ваться на становле-ние гуманис-

тических

ценностей.

 Формиро-вать

Социаль-но

-ориентирова-

нный взгляд

на мир.

Форми-ровать

Уважи-тельное

Отноше-ние

 К иному мнению

и культуре

 других народов.

Учиться понимать

свою

социаль-ную

роль

развивать

самосто-

ятель-ность и

оветствен-

ность.

 Развивать

навыки

сотрудни-

чества

со взрослы-ми

и сверстни-ками.

Учиться

Относи-ться

бережно к

матери-

аль

ными духовным

ценнос-тям.

2

Место шахмат в мировой культуре

1

10.09.15

3

Роль шахмат в воспитании и развитии личности

1

17.09.15

4

Шахматная доска и фигуры(т, п.)

1

24.09.15

5

Шахматная доска и фигуры (т., п.)

1

01.10.15

6

Понятие о здоровом образе жизни.

Шахматная доска.

1

08.10.15

7

Понятие о здоровом образе жизни.

Шахматная доска.

1

15.10.15

8

Понятие о здоровом образе жизни.

Шахматная доска.

1

22.10.15

9

Понятие о здоровом образе жизни.

Шахматная доска.

1

29.10.15

10

Сильнейшие шахматисты мира.(т)

Поля, линии, обозначения.(п)

1

12.11.15

11

Тренировочные упражнения.(п.)

Запись позиций.(т.)

1

19.11.15

12

Тренировочные упражнения.(п.)

Запись позиций.(т.)

1

26.11.15

13

Названия фигур.(т)

Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.)

1

03.12.15

14

Названия фигур.(т)

Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.)

1

10.12.15

15

Названия фигур.(т)

Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.)

1

17.12.15

16

Названия фигур.(т)

Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.)

1

24.12.15

17

Ходы и взятие  ладьи, слона , и др. фигур.(т.)

Дидактические игры.(п.)

1

14.01.16

18

Ходы и взятие  ладьи, слона , и др. фигур.(т.)

Дидактические игры.(п.)

1

21.01.16

19

Ходы и взятие  ладьи, слона , и др. фигур.(т.)

Дидактические игры.(п.)

1

28.01.16

20

Ударность и подвижность фигур в  зависимости от положения на доске.(Т.)

Упражнения на ограничение подвижности фигур.(п.)

1

04.02.16

21

Ударность и подвижность фигур в  зависимости от положения на доске.(Т.)

Упражнения на ограничение подвижности фигур.(п.)

1

18.02.16

22

Превращение пешки и взятие

На проходе пешкой.(т.)

Тренировочные упражнения.(п.)

1

25.02.16

23

Превращение пешки и взятие

На проходе пешкой.(т.)

Тренировочные упражнения.(п.)

1

03.03.16

24

Угроза, нападение, защита, двойной удар.

Дидактические игры на маршруты фигур(п.)

1

10.03.16

25

Ограничение подвижности фигур.(т.), (п.).

1

17.03.16

26

Моделирование на шахматном материале.(п.)

1

24.03.16

27

Моделирование на шахматном материале(п.)

1

07.04.16

28

Рокировка. Правила её выполнения(т)

Решение упражнений на рокировку.(п.)

1

14.04.16

29

Рокировка. Правила её выполнения.(т)

Решение упражнений на рокировку.(п.)

1

21.04.16

30

Упражнения на шахматной доске.

1

28.04.16

31

Понятие о шахматном турнире. (т.)Правила поведения  при игре на  турнирах(п.)

1

05.05.16

32-33

Шахматный турнир.(п.)

2

12.05.16

19.05.16

Итого 33 часа.

Учебно-методическая литература.

  1. Авторская программа И. Г. Сухина «Шахматы – школе».
  2. Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: Астрель, АСТ, 2009.
  3. Весела  И., Веселы  И. Шахматный букварь.— М.: Просвещение, 1983.
  4. Гончаров В.И. Очерки по шахматной педагогике. – Наб. Челны, 2002.
  5. Гончаров В.И. Как стать тренером по шахматам.  – Наб. Челны, 2004.
  6. Зак В.Г., Длуголенский Я.Н. ОТДАТЬ, ЧТОБЫ НАЙТИ! – Л.:Детская литература, 1989.
  7. Вольф П. Шахматы. – М.: АСТ-Астрель, 2004.
  8. Губницкий С. Б. и др. Полный курс шахмат, 64 урока для новичков и      не очень опытных игроков.

                           

     СОГЛАСОВАНО                                                                                    СОГЛАСОВАНО

   Протокол заседания                                                                 Заместитель директора по УВР      

   методического совета

МБОУ Куйбышевской СОШ                                                          ___________________ФИО

     имени А.А.Гречко

           от  .08.2015  №1                                                                               (подпись)

_________     ______________                                                                       .08.2015

(подпись руководителя МС, ФИО)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".

Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Планета здоровья ». для 1- 4 класса.

Общеобразовательная школа является одним из важнейших звеньев в цепи формирования основ здорового образа жизни учащихся. Физкультурно-оздор...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 5 классе "Путешествие по Америке"

Новые реалии в России и во всем мире потребовали расширения функции иностранного языка и изменение отношения к нему, как к учебному предмету.   Проблема организации обучения иностранным язык...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Волшебный батик"

        Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных  программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями:  развитие общей с...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Магия бисера"

      Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных  программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями:  развитие общей способно...