Учебно-методический комплекс дополнительной общеобразовательной программы
методическая разработка

Денисова Анна Геннадьевна

В разработке представлена структура учебно-методического комплекса дополнительной общеобразовательной программы, описана роль УМК в организации эффективного образовательного процесса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-методический комплекс

дополнительной общеобразовательной программы

Учебно-методический комплекс (УМК) – это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительных образовательных программ, в соответствии с учебным планом.

УМК  следует рассматривать как систему, части которой находятся во взаимосвязи.

Из чего состоит УМК?

В целом, в УМК можно выделить 3 основных блока:

  1. Нормативно-правовой блок.
  2. Блок методико-прикладных средств:

2.1. учебно-методические пособия;

2.2. средства обучения;

2.3. система научной организации работы с детским коллективом.

        3.  Блок контроля.

В нормативно-правовой блок входят различные документы:

  • Конституция Российской Федерации.

● Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

●Концепция развития дополнительного образования детей

● Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196).

 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996- р).

 Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки Российской федерации от 18.11.2015 № 09-3242);

●Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях  (на уровне региона, при наличии)

● Дополнительная общеобразовательная программа

● Должностная инструкция педагога дополнительного образования;

● Инструкция о мерах пожарной безопасности в учреждении;

● Инструкция по охране труда при проведении занятий.

В блок методико-прикладных средств входят:

  1. Учебные и методические пособия для педагога и учащихся, используемые  на занятиях: планы занятий;  конспекты занятий; дидактические, информационные и справочные материалы; тематические методические пособия;  научная, специальная и методическая литература;  задачи и задания, решаемые по образцу; задачи и задания творческого характера, и т.п. Все это может быть записано как на современных носителях информации (магнитные и лазерные диски, видеопленки,  аудионосители и т.п.), так и на традиционных (печатные материалы)
  2. Средства обучения: плакаты, таблицы, картины, фотографии, раздаточный материал - дидактические карточки и др., диафильмы, кинофильмы, видеофильмы, звукозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства, образцы и др.
  3. Материалы  по индивидуальному сопровождению развития  учащихся (педагогическая литература, методики психолого-педагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей);  материалы по работе с детским коллективом (методики педагогической диагностики коллектива,  игровые методики,  сценарии коллективных мероприятий и дел); картотеки  отдельных фактов педагогического опыта, в том числе, собственного; подробные разработки действий педагога и учащихся в определенных ситуациях, специальная литература   и др.

Кроме того, блок методико-прикладных средств УМК может включать модуль для работы с детьми с особыми образовательными потребностями (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным поведением и др.).

В ряде случаев целесообразно выделять модуль под условным названием  «Воспитательный компонент», который может включать:  сценарии праздников, летопись объединения,  информационные материалы о коллективе (буклеты, реклама, статьи и т.п.),  творческие отчеты,  фотоальбомы и видеоматериалы,  информация о работе объединения в сети Интернет,  материалы по работе с родителями, планы проведения родительских собраний, и т.п.), памятки, план-отчет учебно-воспитательной работы (коллективных творческих дел) в объединении и т.п.

Блок контроля включает в себя материалы, отражающие систему диагностики и результативность деятельности коллектива (жизнь и достижения детского объединения, а также отдельных учащихся), оформленные в  портфолио: дипломы, грамоты, сертификаты учащихся объединения; материалы итогового контроля и промежуточной аттестации учащихся; диагностические карты учащихся  объединения;  динамика результативности освоения программы группой обучающихся; результативность и уровень участия обучающихся в массовых мероприятиях; материалы обратной связи: анкеты, отзывы и пр.

В блоке контроля должны быть представлены материалы всех трех видов: по выявлению, по фиксации и по предъявлению результативности образовательного процесса.

Зачем нужен УМК?

1.   Наличие УМК поднимает образовательный процесс на более высокий уровень.

2. Наличие УМК обеспечивает сокращение  времени усвоения изучаемого материала обучающихся и педагогов при высоком качестве образовательных результатов

3. Педагог, работающий над созданием УМК по своему предмету, повышает свою профессиональную компетентность. Работа педагога над созданием УМК – работа творческая. Она способствует систематизации знаний и умений педагога и по предмету и  в смысле педагогического мастерства.

4. Так как  в УМК  включены разноуровневые задания,  учитывающие разные темпераменты, типы мышления, виды памяти, возможно   выбрать для учащихся индивидуальные образовательные маршруты.

Подбор вариативного материала по уровням и темпам их освоения  позволяет всем участникам образовательного процесса заниматься выбранным делом в удовольствие и с максимальной пользой для себя.

5.  Диагностические методики, включенные в УМК, дают возможность   правильно выбрать и вовремя скорректировать  индивидуальный маршрут учащегося. Помогают определить сильные и слабые стороны личности учащегося,  помогают становлению и развитию Я-концепции.

Создание УМК  является неотъемлемой частью  профессиональной деятельности педагога.

 

Оценочный лист УМК ДООП

п/п

Показатели

Баллы

1

Дополнительная общеобразовательная программа, оформленная в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей

2

Источники учебной информации:

- справочная художественная и научная литература

-энциклопедии

- словари

-справочники

- отдельные произведения

- сборники, избранные сочинения, собрания сочинений по областям знаний

- аудио,  видео - , фото - , интернет-источники

- другое

3

Дидактические материалы:

- планы некоторых видов познавательной деятельности

- инструкционные и технологические карты

- сборники задач и упражнений

- образцы описания работ, объектов, процессов, явлений

- демонстрационные материалы (натуральные объекты живой и неживой природы, макеты, модели, таблицы, картины и др.)

- другое

4

Методические материалы:

- методические рекомендации

- методические разработки

- методические пособия

- методические записки

- инструкции к методическим и дидактическим материалам

- другое

5

Контрольно-измерительные материалы:

- перечень критериев оценки образовательных результатов, их показателей и способов отслеживания

- примеры вопросов, тестов и заданий для проведения текущего и промежуточного контроля знаний учащихся

- бланки тестов, анкет, диагностических карт

- индивидуальные карточки учета результатов обучения

- карты личностного развития ребенка

- зачетные книжки

- дневники достижений

- творческие тетради, портфолио учащихся (грамот, работ, отзывов)

- другое

Оценивание каждого показателя возможно производить по 3-х балльной системе:

0 – материалы отсутствуют

1 – материалы частично соответствуют предъявляемым требованиям

2 – материалы в большой степени соответствуют предъявляемым требованиям

3 - материалы полностью соответствуют предъявляемым требованиям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание учебно-методического комплекса дополнительной общеобразовательной программы

Создание учебно-методического комплекса дополнительной общеобразовательной программы. Для педагогов ДО УДОД...

Создание учебно-методического комплекса дополнительной общеобразовательной программы

Создание учебно-методического комплекса дополнительной общеобразовательной программы...

Методическая разработка "Алгоритм создания учебно-методического комплекса (на примере дополнительной общеобразовательной программы "Оригами")

Методическая разработка представляет поэтапное конструирование учебно-методического комлекса к дополнительной общеобразовательной программе "Оригами....

Рецензия на учебно-методический комплект по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Наследие"

Учебно - методический комплекс представленный к рецензированию содержит дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу и учебное пособие по обучению обучающихся в технике квиллинг. Прогр...

Рецензия на учебно-методический комплект по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Наследие"

Рецензия на учебно-методический комплекс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Наследие" С.Р. Намжилова, старшего преподавателя кафедры естественно-математических ...