Открытые уроки.
материал

Анна Павловна Шестопалова

Открытые уроки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ПГТ. НОГЛИКИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТКРЫТЫЙ УРОК ХОРА
НА ОТДЕЛЕНИИ «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
(младшие классы).

ТЕМА: «Формирование певческого дыхания на начальном этапе развития вокально-хоровых навыков».

.

Преподаватель: Шестопалова А. П.

пгт. Ноглики

2020 г.

Тема: «Формирование певческого дыхания на начальном этапе развития вокально-хоровых навыков».

Цель: Обучить певческому дыханию, как основы вокально хоровых навыков, используя дыхательные и вокальные упражнения.

Задачи:

  1. Образовательные:

- укрепление дыхательных мышц во время вдоха и выдоха с использованием дыхательных упражнений по системе А. Н. Стрельниковой и Н. Княжинской;

- освоение опоры звука и растяжки его во времени.

2. Развивающие:

- развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять.

- развитие навыков вокального дыхания при звуковедении legato.

3. Воспитательные:

- воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере;        

- воспитание организованности и внимания в момент коллективного музицирования.

Методы проведения занятий:

  1. Словесные методы обучения:

а) устное изложение;

б) беседа;

в) анализ музыкального произведения, анализ текста.

2. Наглядные методы:

наглядно-слуховой показ (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

3. Метод самоконтроля.

4. Практический метод:

а) вокально-тренировочные упражнения;

б) работа над произведениями.

Методические приёмы:

- творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

- применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;

- побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

- вариативность заданий при повторении упражнений;

- представление «в уме» первого звука уже на дыхании.

Психологические условия на уроке:
- психологически-комфортная атмосфера;
- личностно-ориентированное общение;
- учёт индивидуальных особенностей;
- дифференцированный подход.

Форма проведения занятий: коллективное музицирование.

        

План урока:

  1. Организационный этап.

а) приветствие, психологический настрой учащихся;
б) сообщение темы урока и его задач;
в) вступительная часть.
II. Основная часть.
1. Дыхательная гимнастика:

а) упражнение №1 «Ладошки»;

б) упражнение №2 «Погончики»;

в) упражнение №3 «Обними плечи»;

г) упражнение №4 «Счет»;

д) упражнения по авторской методике Н. Княжинской.

2. Вокальные упражнения:

на ровность звука и цепное дыхание; на легкость и полетность голоса; для раскрепощения певческого аппарата; скороговорки.

3. Работа над произведениями:

  1. Музыка Е. Архиповой, слова В. Данько «Мир – это детство».
  2. Музыка И. Кадомцева, слова Р. Копф «Песенка о солнышке, радуге и радости».

III. Заключительная часть.

Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока). Домашнее задание.

                                           

Ход урока

На первоначальном этапе необходимо воспитывать вокальные навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков.

Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных звуков. Работать надо постепенно, без торопливости. Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания. Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо). Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.

I. Организационный этап.

Педагог приветствует детей, настраивает их на процесс обучения, напоминая учащимся о понятии - «певческое дыхание».

(Певческое дыхание состоит из трёх важных процессов, таких как вдох, задержка дыхания и выдох. Вдох должен быть быстрым и незаметным, а также коротким и глубоким. Певческий вдох и выдох разделяются мгновенной паузой, которая называется опорой для звука. Выдох должен быть наоборот медленный и экономный. Поток воздуха нужно направлять в  мышцы живота. А чтобы укрепить мышцы живота и научиться правильно дышать нужно выполнять дыхательную гимнастику).

II. Основная часть.

1. Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика проводится по системе А. Н. Стрельниковой.

Задачи: укреплять дыхательные мышцы во время вдоха, при этом следить, чтобы вдох был незаметным, но глубоким и плечи при этом не поднимались, коротким и быстрым с помощью эмоции тревоги, которая наилучшим и естественным образом его организует:

а) упражнение №1 «Ладошки»: встать прямо, согнуть руки в локтях и «показать ладони зрителю». Делать шумные, короткие вдохи носом и одновременно сжимать ладони в кулаки, совершая хватательные движения.

Важно помнить! Вдох носом – активный, выдох через рот — абсолютно пассивный, неслышный.

Упражнение «Ладошки» можно делать стоя, сидя и лёжа, выполнять в умеренном темпе 8 раз.

б) упражнение №2 «Погончики»: встать прямо, кисти рук сжать в кулаки и прижать к животу на уровне пояса. При вдохе резко толкать кулаки к полу, как бы отжимаясь от него. Во время толчка кулаки разжимаются (пальцы широко растопырить). Затем кисти рук возвращаются в исходное положение. Выше пояса кисти не поднимать.

Упражнение «Погончики» можно делать стоя, сидя и лёжа. Выполнять в умеренном темпе 8 раз;

в) упражнение №3 «Обними плечи»встать прямо, руки согнуть в локтях и поднять на уровень плеч. Бросать руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко брать вдох носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу, а не крест-накрест, ни в коем случае их не менять (при этом всё равно, какая рука сверху — правая или левая). Широко в стороны не разводить и не напрягать. Выполнять в умеренном темпе 8 раз.

г) упражнение №4 «Счет»: произвести вдох и при активном задержании мышц на опоре выполнять счет до 10, 15, 20 в естественном разговорном регистре.

Упражнения по авторской методике Н. Княжинской.

Задачи: укреплять дыхательные мышцы во время выдоха, при этом выдох должен быть экономным, при полном ощущении дыхательной опоры и активном ее задержании:

а) упражнение  «Ветер» с использованием ладони, при этом надо дуть на подушечки пальцев и следить за тем, чтобы выдох был ровным и длительным, без толчков;

б) упражнение  «Спущенное колесо машины».  Глубокий вдох, затем задержка дыхания и медленный выдох с воспроизведением звука «с».

2. Вокальные упражнения:

  1. Стоя, положив руки на пояс, все хористы по руке дирижера делают медленный вдох через нос, следя за тем, чтобы не поднимались плечи, а расширялись нижние ребра. Экономно выдыхая воздух на слог «лю» (вверх по полутонам до звука «си» первой октавы).
  2. Пение на одном звуке, используя слоги «ма-мэ-ми-мо-му»: следить за ровностью звука и цепным дыханием; звуковедение легато, темп умеренный, тесситура средняя, атака звука мягкая, динамика mf; упражнение способствует яркости ощущений в головном регистре; эмоциональный настрой: исполнять спокойно, величаво.
  3. Для раскрепощения певческого аппарата используется слог «да», упражнение, состоящее из трёх поступенных движений нот вверх и вниз,  способствует яркости ощущений в смешанных регистрах, дыхание активное и экономный выдох.
  4. Следующее упражнение на мелкую артикуляционную технику. Исполняется в подвижном темпе («лё-ли-лё-ли-лём» (терция)). Следить за чистотой интонирования. Широко рот открывать не следует ощущение как будто «отталкиваешься от первой ноты, и взбираешься наверх».
  5. Исполнение гаммы. Следить за чистотой интонирования, динамическими оттенками, единой манерой исполнения, звукоизвлечения.

p < mp < mf < f > mf > mp > p.

  1. Конкурс скороговорок. Скороговорки развивают дикцию. Хористам предлагается произнести одну из скороговорок подряд три раза в быстром темпе, четко фиксируя движения рта.

а) Шуре сшили сарафан.

б) Пекарь пек калачи в печи.

в) Кукушка кукушонку купила капюшон

     как  в капюшоне он смешон.

г) Карл у Лары украл кораллы,

а Клара у Карла украла кларнет.

д) Шла Саша по шоссе и

Сосала сушки.

Лучшее исполнение отмечается и оценивается на отлично.

  1. Работа над произведениями:

1.        Музыка Е. Архиповой, слова В. Данько «Мир – это детство».

2.        Музыка И. Кадомцева, слова Р. Копф «Песенка о солнышке, радуге и радости».

Задачи для исполняемого репертуара:

  1. работать над цепным дыханием и дыханием по фразам, экономным выдохом и пением на опоре, активным вдохом в заданном темпе;
  2. развивать внутренний слух, пропевая фразы поочередно: то вслух, то про себя, а также пение по системе В. Емельянова с использованием вибрации губ;
  3. соблюдать динамический контраст, музыкальную выразительность.

При работе с произведениями используются следующие педагогические приемы:

а) игра «Передай фразу»: хор делится по подгруппам, поочередно каждая исполняет последующую фразу, как бы подхватывая при этом соблюдая чистое интонирование;

б) игра «Музыкальное эхо»: педагог поет – хор повторяет или одна группа поет, а другая повторяет.

III. Заключительная часть.

Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока).

Подведя итог проведенного занятия, можно сказать, что с помощью методик по формированию певческого дыхания у детей младшего хора, их чувства эмоциональной отзывчивости, воображение, фантазия, помогают глубже и точнее понять содержание учебного процесса. Осознание важности использования певческого дыхания в развитии вокально-хоровых навыков и личностных качеств младших школьников, управление этим видом деятельности в нужном педагогу направлении позволяет повысить эффективность учебного процесса, делает его оптимальным.

Работа над певческим дыханием стала прекрасным средством научения детей работать вместе, способствовала их сближению между собой.

Февраль 2020 года.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ПГТ. НОГЛИКИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТКРЫТЫЙ УРОК ХОРОВОГО ПЕНИЯ
НА МУЗЫКАЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ
(средние, старшие классы).

ТЕМА: Вокально – хоровая работа в многоголосие.

Преподаватель: Шестопалова А. П.

Концертмейстер: Исаева М. Л.

пгт. Ноглики

2021 г.

Тема: Вокально – хоровая работа в многоголосие.

Цель: Выработка строя и ансамбля в хоре на примере музыкальных произведений.

Задача:

  1. Образовательные:

а) обучение детей в плане хоровой звучности (ансамбль, строй), навыками многоголосного пения;

б) формирование певческих навыков (ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, умение слышать рядом поющего, чёткая и ясная дикция, пение на «опоре»;

в) единое формирование гласных.

  1. Развивающие:

Развитие музыкально-эстетического вкуса поющих в хоре детей.

  1. Воспитательные:

а) воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, чувство личной ответственности и т.д.), а также организационные качества личности поющего.

б) воспитывать художественный вкус и уважение к искусству и музыке.

Методы проведения занятий:

  1. Словесные методы обучения:

а) устное изложение, рассказ;

б) беседа;

в) анализ музыкального произведения, анализ текста.

2. Наглядные методы:

а) наглядно-зрительный показ;

б) наглядно-слуховой (исполнение педагогом).

3. Метод самоконтроля.

4. Практический метод:

а) вокально-тренировочные упражнения;

б) исполнение песенного материала.

Форма проведения занятий: групповая, рекомендуется использование индивидуального опроса.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Информирование учащихся о предстоящей работе на уроке.

  1. Вокально-интонационные упражнения.

а) упражнения на выработку чистоты интонации;

б) упражнения, способствующее единому формированию гласных при штрихе Legato;

в) пение staccato за счёт опорного дыхания;

г) нисходящее пение мажорного звукоряда;

д) упражнение на расширение диапазона;

е) упражнение на чёткость дикции;

ж) упражнение на выработку кантилены.

3. Актуализация опорных знаний.

  1.  Работа над произведением муз. А. Гречанинова, слова И. Белоусова «Пришла весна».

а) работа над 2-х голосием (вертикальный строй);

б) пропевание канона;

в) ритмический ансамбль;

г) чёткая дикция;

д) понимание и отображение лёгкого характера произведения.

2. Произведение: муз. Е. Птичкина, слова В. Бутенко «Цветы России».

а) интонационное выравнивание голосов по вертикали и горизонтали;

б) ритмический ансамбль;

в) работа над «Legato» и максимальным пропеванием каждого звука, добиваясь практически сольного исполнения каждого голоса;

г) пение на «фермато» (по руке) сложных мест;

д) чёткое произношение текста.

3. Музыка Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой «Спасём наш мир».

а) работа над чистотой интонации при сопоставлении тональностей;

б) работа над ритмом в припеве, над полиритмией (в вокальной партии двуоль, а в аккомпанементе звучат триоли);

в) точное исполнение динамических оттенков;

г) работа над раскрытием образа, характером произведения.

4. Итог урока.

5. Домашнее задание:

1. «Пришла весна» - чисто интонировать свою партию, работать над ритмом, распевами, чётко произносить текст.

2. «Цветы России» - выучить наизусть, работать над ритмом.

3. «Спасём наш мир» - пропевание своей партии со словами, добиваясь единого формирования гласных.

6. Выводы:

В ходе урока была проведена работа над чистотой пения аккордов (вертикальный строй) и чистотой пения каждой партии (горизонтальный строй). А также ритмическим, динамическим ансамблем. Единообразном произношении гласных. Работа над 3-х голосием.

16. 03.2021 год.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ПГТ. НОГЛИКИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТКРЫТЫЙ УРОК  ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЕНИЯ

НА ОТДЕЛЕНИИ «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ».

ТЕМА: Развитие певческих навыков путём применения вокально-интонационных упражнений.

Преподаватель:

Шестопалова А. П.

пгт. Ноглики

2022 г.

Тема: Развитие певческих навыков путём применения вокально-интонационных упражнений.

Цель: Решение координационных и тренажных задач работы над голосом.

Задача:

  1. Образовательные:

Формирование певческих навыков (устойчивое певческое дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, академическая манера исполнения; чёткая и ясная дикция; единообразие в характере в звукообразование).

  1. Развивающие:

Развитие артистических и эмоциональных качеств у учащейся.

  1. Воспитательные:

Воспитание организационных качеств личности поющего, собранности и   ответственности.

Методы проведения занятий:

  1. Словесные методы обучения:

а) устное изложение;

б) беседа;

в) анализ музыкального произведения, анализ текста.

2. Наглядные методы:

Наглядно-слуховой показ (исполнение педагогом).

3. Практический метод:

а) вокально-тренировочные упражнения;

б) работа над произведениями.

Форма проведения занятий: индивидуальная.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Информирование учащейся о предстоящей работе на уроке.

  1. Вокально-интонационные упражнения по фонопедической системе В. Емельянова.

1) Тренировочные программы для грудного (не фальцетного регистра) детского голоса.

2) Тренировочные программы на переходе из грудного регистра в фальцетный регистр.

3) Тренировочные программы для фальцетного регистра детского голоса.

3. Актуализация опорных знаний.

  1.  Работа над произведением композитора Э. Грига и поэта А. Мунка, перевод с норвежского С. Свириденко «Заход солнца».

а) работа над «кантиленой»;

б) пропевание произведения в медленном темпе сохраняя его целостность;

в) сохранять ровность звучания мелодической линии смягчая скачки в мелодии;

г) чёткое произношение текста;

д) пение на певческой опоре.

2. Русская народная песня обр. Ю. Слонова «У зари-то, у зореньки».

а) чистое интонирование мелодии, при не поддерживающем её аккомпанементе;

б) работа над распевами;

в) интонационное удерживание длинного звука;

г) пение на певческой опоре;

д) работа над динамическими нюансами, чёткое произношение текста.

3. Произведение композитора и поэта Ж. Колмагоровой «Саксафон».

а) работа над ритмом;

б) чёткое произношение текста;

в) работа с фонограммой.

4. Итог урока.

5. Домашнее задание:

1. «Заход солнца» - петь со словами, чисто интонировать партию, чёткая дикция.

2. «У зари-то, у зореньки» - работа над распевами, динамическими нюансами.

3. «Саксафон» - работа над ритмом, выучить текст наизусть.

Февраль 2022 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...