Программа доп. образования. Студия ИЗО
рабочая программа (7, 8, 9 класс)

Удалова Лилия Ринатовна

Рабочая программа "На холстах". Творчесская студия ИЗО , состоящая из учеников 7,8 и 9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_izo_udalova_l.r.doc210.5 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Сампурского района Тамбовской области

МБОУ «Сатинская средняя общеобразовательная школа»

Периксинский филиал

Рассмотрена на заседании

педагогического совета

от «___» _____________ 20____г.

Протокол № ____

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Сатинская СОШ»

___________________/______________/

приказ №______от_________20____г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«На холстах»

(стартовый уровень)

Возраст учащихся: 12-16 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Удалова Лилия Ринатовна,

педагог дополнительного образования

 Перикса, 2022                            

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

1. Учреждение

МБОУ «Сатинская средняя общеобразовательная школа», Периксинский филиал

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «На холстах»

3. Сведения о составителе

3.1. Ф.И.О., должность

педагог дополнительного образования

Удалова Лилия Ринатовна,

4. Сведения о программе

4.1. Нормативная база

ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. №1726-р);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 ноября 2018 г. № 196; Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

Концепция развития дополнительного образования детей в Тамбовской области на 2015-2020 годы (утверждена распоряжением администрации Тамбовской области от 22.07.2015 №326-р);

Региональный приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей в Тамбовской области» (утвержден постановлением администрации Тамбовской области от 25.07.2017 №707)

Программа составлена в соответствии с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, (включая разно уровневые программы), разработанными Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.,

письмом управления образования и науки Тамбовской области от 08.06.2017 №1.06-10/2206,

письмом комитета образования администрации города Тамбова 14.06.2017  №36-30-2610/17

4.3. Направленность

художественная

4.4. Уровень

стартовый

4.5. Область применения

дополнительное образование

4.6. Продолжительность обучения

1 год

4.7. Год разработки программы

2022

4.8. Возрастная категория обучающихся

12-16 лет

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы»

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «На холстах» имеет художественную направленность. Позволяет создать условия для развития творческих способностей личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, толерантному поведению, уважению.

Содержание данной программы соответствует ознакомительному уровню освоения. На этом этапе дети знакомятся со свойствами художественных материалов, с основными цветами солнечного спектра в пределах набора красок, с названиями и свойствами основных и дополнительных цветов спектра, с элементарными правилами смешения красок и получения многообразных оттенков цвета, с понятием тон в живописи (светлее, темнее). Рабочая программа внеурочной деятельности «На холстах» рассчитана на органическое соединение изобразительного творчества и художественных технологий. Программа структурно строится как теоретико–практическая система, которая допускает вариативность в зависимости от образовательно – технологических возможностей школы. Обучение через деятельность является основным принципом на занятиях изобразительного искусства, поэтому курс способствует формированию знаний и умений в области изобразительного искусства для решения мотивированными школьниками учебно–познавательных и учебно–практических задач, расширяющих и углубляющих понимание опорного материала.

Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития.

Работа с цветом и основами рисунка является наиболее благоприятной базой для творческого развития способностей детей, так как позволяет раскрыть разные грани развития способностей ребенка.

Педагогическая целесообразность определяется самой сутью предмета живописи как составляющей части искусства в целом, т.к. способствует

- формированию эстетического вкуса;

- раскрытию творческих возможностей детей;

- обмену знаниями;

- эмоциональному развитию через зрительское соучастие.

Программа строится на принципах развивающего обучения. Если говорить о принципе сознательности и активности в обучении, учащиеся не просто бездумно копируют действия учителя, но и учатся осмысленному применению, полученных на занятиях теоретических знаний, на практике, в процессе творческой деятельности.

Процесс практической деятельности и самооценки творческих работ самими учащимися обеспечивает условия для хорошей работоспособности и устойчивости внимания учащихся. Стимулируется познавательная активность учащихся через соотнесение новых знаний с уже имеющимися.

Таким образом, данная программа создаёт условия для максимального развития личности ученика, мотивации к познанию и творчеству.

В целом она ориентирована на детей со средними способностями, но позволяет в полной мере раскрыть внутренние резервы талантливых детей. Формирует интеллект и творческие задатки личности, повышает её духовно-нравственный уровень, стимулирует потребность в саморазвитии и самореализации. Способствует развитию психологических функций детей, таких как внимание, память и воображение.

Каждый учащийся получит возможность поверить в то, что нет никаких ограничений для его творчества.

Особенность программы – позволяет за короткий период научиться основам изобразительного искусства и принять решение о необходимости дальнейшего развития в этом направлении деятельности.

Адресат программы 

Программа адресована учащимся 14-16 лет.

Программа разработана с учётом психолого-педагогических особенностей развития учащихся, связанных с развитием мыслительных процессов.

 Мышление переходит от алгоритма «посмотрел – повторил» к алгоритму «посмотрел – представил. Видна способность образно мыслить, но не приобретена взрослая логика суждений. К концу периода у детей будет получаться обобщение и установление связей. Это важно для развития умственных способностей. Большинство интеллектуальных задач решаются с помощью образного мышления, помогающего понять суть задачи, провести параллели с реальностью и проконтролировать её решение. Благоприятным условием для развития образного мышления является занятие изобразительным искусством и живописью.

Условия набора в учебные группы

Для обучения принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний, не зависимо от уровня способностей и подготовленности.

Количество обучающихся в группе - 10 человек.

Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана на 1 год обучения – 70 часов.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

Продолжительность одного занятия - 45 минут. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей. Большее количество времени занимает практическая часть.

На занятиях используются следующие формы:

индивидуальная, (где учитываются учебные и индивидуальные возможности воспитанника);

групповая, которая предполагает наличие системы «педагог-группа- воспитанник»;

коллективная – совместная деятельность.

  1. Цель и задачи программы:

Цель программы: создать условия для раскрытия творческих способностей учащихся через вовлечение в изобразительную деятельность.

Задачи программы: 

Обучающие: 

познакомить с правилами техники безопасности и организации рабочего места;

познакомить с инструментами и материалами, необходимыми для живописи и графики, правилами работы с ними и основными понятиями технологии;

познакомить с основами цветоведения через знакомство с богатством цветовой палитры, с общими закономерностями цветовых сочетаний, с символикой цвета, с физическими и эмоциональными ассоциациями цвета, учить использовать эти знания при создании образа, характера и общего настроения композиции;

научить правилам смешения красок для получения различных оттенков красочной палитры для реализации художественно-творческого потенциала учащихся на основе цветовосприятия;

познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, с выразительными возможностями художественных средств изобразительного искусства, знакомство с их образным языком на основе творческой деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними;

познакомить с основами композиции;

сформировать навыки предметного рисования;

познакомить с правилами оформления готовых работ;

сформировать навыки выполнения самостоятельных творческих работ.

Развивающие: 

развить воображение, фантазию и творческое образное мышление;

развивать цветоощущение, художественный вкус;

развить мелкую моторику рук;

развить умения и навыки использования изобразительных выразительных средств.

Воспитательные:

воспитать внимание, аккуратность, целеустремленность, эстетическое восприятие действительности и эмоциональную отзывчивость;

сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности;

способствовать формированию познавательно-творческого интереса.

1.3.        Содержание программы

Учебный план

№ п/п

Наименование разделов/тем

Всего часов

Теория

Практика

Формы контроля/аттестации

Вводное занятие

2

1

1

Диагностика

1

Раздел «Основы цветоведения»

19

4

15

выставка работ учащихся

1.1

Знакомство с цветовым кругом: основные и составные цвета

3

1

2

1.2

Знакомство с тёплыми и холодными красками.

7

1

6

1.3

Способы получения различных оттенков каждого цвета

9

2

7

2

Раздел «Светлые и тёмные тона. Контраст»

16

4

12

выставка работ учащихся

2.1

Основные приёмы получения светлых и тёмных цветов (акварель – заливка/ гуашь – добавление белой краски)

11

3

8

2.2

Принципы создания контраста

6

1

5

3

Раздел «Значение цвета в передаче настроения»

18

3

15

выставка работ учащихся

3.1

Способы и приёмы в достижении выразительности цвета  

6

1

5

3.2

Приёмы создания рисунка с использованием только тёплых цветов.

6

1

5

3.3

Приёмы создания рисунка с использованием только холодных цветов.

6

1

5

4

Раздел «Основные приемы изображения животных, растений, архитектурных сооружений»

14

4

10

выставка работ учащихся

4.1

Основные способы и приёмы рисования животных, растений, архитектурных сооружений.

12

3

9

4.2

Основные средства выразительности в живописи: цвет, линия, пятно

2

1

1

Итоговое занятие

1

0

1

Выставка, диагностика

ИТОГО:

70

15

55

Содержание учебного плана

Вводное занятие

Теория: Знакомство с материалами и инструментами. Организация рабочего пространства. Инструктаж по ТБ при работе с красками.

Практика: Организация рабочего места в соответствии правилами ТБ. Начальная диагностика знаний, умений, навыков.

Раздел №1 Основы цветоведения

Тема 1.1. Знакомство с цветовым кругом

Теория: Понятие «цвет». Теплые и холодные цвета. Техника монотипия. Беседа о характере деревьев, линий, просмотра репродукций с изображением осеннего пейзажа. Понятия: ахроматические цвета, хроматические цвета, эмоциональная выразительность цвета. Работа с репродукциями художников.

Практика: Выполнение упражнений в технике монотипия: "Радуга - дуга", «Бабочка». Упражнения в формировании навыка работы широкой кистью, тонкой кистью.

Тема 1.2. Знакомство с тёплыми и холодными красками.

Теория: Названия оттенков тёплых и холодных цветов. Беседа о жизни подводного мира с просмотром презентации.

Практика:

- рисунок натюрморта из фруктов и овощей тёплой окраски под «диктовку» с учетом наполненности листа и размещения на нём ближних и дальних предметов.

- заполнение под «диктовку» формата листа волнообразными мазками синего, сине-зеленого, снова синего, сине-фиолетового и т. д

- на подготовленном фоне изображение композиции «Подводное царство» холодными красками.

Тема 1.3. Способы получения различных оттенков каждого цвета

Теория: Названия оттенков жёлтых, красных, синих, фиолетовых, зелёных цветов.

Практика: освоение приёмов смешения красок, используя разные техники (примакивание, лессировка), выполняют творческие задания на развитие воображения (сами придумывают сказку и под руководством учителя рисуют её).

Раздел №2 Светлые и тёмные тона. Контраст

Тема 2.1. Основные приёмы получения светлых и тёмных цветов (акварель – заливка/ гуашь – добавление белой краски)

Теория: Понятия «светлый тон», «тёмный тон», «оттенки цвета». Способы получения очень светлых/тёмных оттенков различных цветов. Работа с иллюстративным материалом (репродукции с изображением городских пейзажей). Оттенки коричневого цвета.

Практика: практическая работа с использованием палитры (заполнение листа цветовыми пятнами разных оттенков в зависимости от замысла); работа широкой кистью; получение очень светлых оттенков различных цветов путём разбавления с водой (акварель) и путём  смешения с белой краской (гуашь); получение очень тёмных оттенков различных цветов путём добавления чёрной краски; выполнение творческих заданий с использованием навыка получения светлых/тёмных оттенков разных цветов.

Тема 2.2. Принципы создания контраста

Теория: Роль контраста в живописи на примерах рассмотрения репродукций работ художников. Способ определения контрастных цветов с помощью цветового круга.

Практика: выполнение творческих заданий «Лоскутное одеяло», «Клоун» с использованием контрастных цветов на основе их чередования.

Раздел №3 Значение цвета в передаче настроения

Тема 3.1. Способы и приёмы в достижении выразительности цвета  

Теория: Цвета, как носитель определённого характера и настроения.

Практика: применение в зависимости от цветового строя фона подходящей по содержанию цветовой палитры тёплых/холодных, светлых/тёмных оттенков для создания образа птицы счастья/печали; посредством цвета и пятна передать настроение шторма/ штиля, тишины и покоя

Тема 3.2. Приёмы создания рисунка с использованием только тёплых цветов  

Теория: Тёплые цвета и оттенках тёплых цветов. Способы смешения красок и получение тёмных/светлых оттенков.

Практика: выполнение творческого задания.

Тема 3.3. Приёмы создания рисунка с использованием только холодных цветов  

Теория: Холодные цвета и оттенки холодных цветов. Способы смешения красок и получения тёмных/светлых оттенков. Пропорции лица человека.

Практическая работа: создание словесного портрета Зимы и определение цвета для портрета Зимы с помощью цветового круга; изображение портрета Снежной королевы.

Раздел №4 Основные приемы изображения животных, растений, архитектурных сооружений

Тема 4.1. Основные способы и приёмы рисования животных, растений, архитектурных сооружений  

Теория: Пропорции тела животных. Новые понятия, определяющие масть лошадей в зависимости от окраса шерсти. Приёмы рисунка цветов и деревьев. Приёмы рисунка храма

Практика: Построение фигуры животного с опорой на иллюстративный и видеоматериал. Средствами живописи передать характер животного; создание образов животных. Создание натюрморта. Создание орнамента. Понятие перспективы. Рисунок здания, архитектурного сооружения. Рисунок храма.

Тема 4.2. Основные средства выразительности в живописи: цвет, линия, пятно

Теория: Выразительные средства живописи: цвет, линия, пятно; способы их технического исполнения в живописи на примерах работ художников.

Практическая работа: создание выразительной живописной композиции по заданию учителя.

Итоговое занятие

Теория: повторение и закрепление всех, полученных в рамках ознакомительного курса, знаний о цвете, цветовом тоне, оттенках, выразительных средствах живописи: цвете, линии, пятне.

Практическая работа: самостоятельная творческая работа - создание абстрактной композиции на тему «Зашифрованные» SMS, в которой нужно передать своё сообщение/настроение современникам с применением в создании образа выразительных средств живописи (цвета, пятен, геометрических фигур, линий и др.) выставка детских работ.

  1. Планируемые результаты

К завершению учебного года и ознакомительного курса обучения по программе художественной направленности «Палитра» дети будут

знать:

- правила техники безопасности и организации рабочего места;

- инструменты и материалы, необходимые для живописи, и основные понятия технологии (смешивание красок и разбавление водой акварели),

- теоретические основы в области композиции, формообразовании, цветоведения, тёплые и холодные цвета;

- основные приемы работы с кистью;

- основные техники живописи (по сырому и по сухому);

- основные способы смешения цветов;

- основные характеристики цвета: насыщенность, светлота, яркость;

- владеть понятиями о хроматических и ахроматических цветах;

уметь:

- изображать простые элементы и соединять их в целостную композицию;

- готовить материалы и инструменты для работы, правильно располагать их на столе;

- пользоваться инструментами: кисточками, палитрой;

- применять различные способы изображения;

- правильно и аккуратно оформлять работу;

- строить и живописно оформлять изображение на основе эскиза, фантазии и по образцу;

- правильно определять и изображать цвет;

- чувствовать, определять и использовать в своей работе холодные и теплые цвета;

- анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности цвета;

- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

- правильно работать красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности).

- решать творческие задачи на уровне импровизаций;

- создавать творческие работы на основе собственного замысла.

владеть навыками организации работы и планирования последовательности операций.

Личностные:

Сформировать:

- уважительное отношение к культуре и искусству,

- целостное мировоззрение,

- коммуникативную компетентность в общении со сверстниками,

- потребность в самостоятельной практической творческой деятельности,

- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные:

- уметь работать по плану;

- высказывать свои предположения (регулятивные УУД);

- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера (коммуникативные УУД);

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

-  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную во время занятий (познавательные УУД).

 Предметные:

- уметь сравнивать, оценивать форму объектов изображения

- осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительного рисунка

- осваивать характерные особенности цветового решения своей композиции

Блок №2 «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной программы».

  1. Календарный учебный график:

Количество учебных/каникулярных недель – 35

Количество учебных дней – 70

Количество учебных часов – 70

Учебный период с 15 сентября по 25 мая

  1. Условия реализации программы:

Материально – техническое обеспечение:

Занятия проводятся в кабинете со столами и стульями, соответствующими возрастной категории обучающихся. Кабинет хорошо освещён, проветриваем и соответствует требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам.

Оборудование для учебного кабинета:

- столы и стулья для учащихся и педагога, классная доска;

- шкафы и стеллажи для хранения материалов для художественного творчества, дидактических пособий, учебного материала.

Необходимый набор материалов и инструментов:

- карандаши простые;

-  альбом для рисования;

-  палитра;

-  стаканчик-непроливайка;

 - кисти (пони, синтетика) № 1-3, 7-10;

- краски: гуашь, акварель;

- клеёнка на стол.

Специальная одежда для обучения: фартук, нарукавники.

Технические средства обучения:

- компьютер учительский;

- белый экран;

- видеопроектор.

Информационное обеспечение:

Видеоматериалы по темам программы, доступ к сети интернет.

Методическое обеспечение:

- электронная коллекция с репродукциями картин;

- электронная коллекция с видеофильмами;

 - комплекты демонстрационных таблиц по изобразительному искусству;

- альбомы по искусству;

- натурный и натюрмортный фонд изобразительного искусства (муляжи);

- комплект словарей и энциклопедий по искусству;

- наглядные пособия;

- репродукции картин.

  1.  Формы аттестации

Формы контроля и подведения итогов реализации программы

Аттестация учащихся является неотъемлемой частью образовательной деятельности и позволяет оценить реальную результативность освоения образовательной программы.

Оценка качества реализации программы включает в себя начальный и итоговый контроль.

По окончании изучения каждого из разделов происходит просмотр работ, обсуждение, подведение итогов

Формы контроля и оценки результатов:

- продуктивные формы: выполнение практической творческой работы, выставка работ учащихся с целью разбора ошибок, итоговая выставка;

- документальная форма подведения итогов.

  1. Оценочные материалы

Образовательные результаты данной программы могут быть выявлены через критерии оценки выполнения творческой работы.

Работа строится на основе методики коллективных творческих дел:

-  определение задачи;

-  ее обсуждение;

-  воплощение в материале;

-  анализ работы.

Итоговый контроль организуется в форме выставки детского творчества.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения осуществляется в течение всего периода обучения.

Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный), выставки детских работ.

При проверке и оценке качества успеваемости выявляется, в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности.

Метод повседневного наблюдения за учебной работой учащихся позволяет составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности.

  1. Методические материалы. Методическое обеспечение программы

Название раздела/темы

Формы занятий

Приёмы и методы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

Вводное занятие

рассказ, беседа

объяснительно-иллюстративный, практический

таблица по ТБ, интрументы учителя

демонстрация практического умения организовывать рабочее место

  1. Основы цветоведения

1.1

Знакомство с цветовым кругом: основные и составные цвета

комби-нирован-ное занятие

объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный, проблемный, эвристический

таблица по основам цветоведения: цветовой круг, иллюстративный материал: «радуга», «бабочки», «осень»

творческая работа/ выставка работ

1.2

Знакомство с тёплыми и холодными красками.

комби-нирован-ное занятие

объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный, проблемный, эвристический

таблицы: ахроматические/ тёплые/холодные цвета; иллюстративный материал: «подводный мир»

творческая работа/ выставка работ

1.3

Способы получения различных оттенков каждого цвета

комби-нирован-ное занятие

объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный, проблемный, эвристический

таблицы: оттенки жёлтого/ красного/ синего/ зелёного цвета, иллюстративный материал: «Африка», «чудо - дерево», «лесная поляна», «гусеницы»

творческая работа/ выставка работ

  1. Светлые и тёмные тона. Контраст

2.1

Основные приёмы получения светлых и тёмных цветов (акварель – заливка/ гуашь – добавление белой краски)

комби-нирован-ное занятие

объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный, проблемный, эвристический

таблицы: светлые и тёмные тоновые отношения одного цвета, полученные с использованием воды/ белой гуаши

творческая работа/ выставка работ

2.2

Принципы создания контраста

комби-нирован-ное занятие

объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный, проблемный, эвристический

таблица: «контраст»; иллюстративный материал

творческая работа/ выставка работ

  1. Значение цвета в передаче настроения

3.1

Способы и приёмы в достижении выразительности цвета  

комби-нирован-ное занятие

объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный, проблемный, эвристический

таблица: «монохром»; иллюстративный материал

творческая работа/ выставка работ

3.2

Приёмы создания рисунка с использованием только тёплых цветов  

комби-нирован-ное занятие

объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный, проблемный, эвристический

таблицы: оттенки жёлтого/ красного; иллюстративный материал

творческая работа/ выставка работ

3.3

Приёмы создания рисунка с использованием только холодных цветов  

комби-нирован-ное занятие

объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный, проблемный, эвристический

таблицы: оттенки синего/ зелёного; иллюстративный материал

творческая работа/ выставка работ

  1. Рисуем животных, растения, архитектурные сооружения

4.1

Основные способы и приёмы рисования животных,  растений, архитектурных сооружений

комби-нирован-ное занятие

объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный, проблемный, эвристический

таблицы: приёмы рисования; иллюстративный материал

творческая работа/ выставка работ

4.2

Основные средства выразительности в живописи: цвет, линия, пятно

комби-нирован-ное занятие

объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный, проблемный, эвристический

таблица: жизнь цвета, линии, пятна; иллюстративный материал

творческая работа/ выставка работ

Итоговое занятие

практи-ческое занятие

Практический

иллюстративный материал

выставка работ

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

- предоставление учащемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;

- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;

- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий, где наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;

- создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;

- объекты творчества учащихся имеют значимость для них самих и для общества.

Учащимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в живописи.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на протяжении всего курса обучения порционно на каждом занятии и закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный  (воспроизводящий); иллюстративный  (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, игра, конкурсы, выставки, праздники, групповые, комбинированные, чисто практические занятия. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются мастер-классы, когда педагог вместе с учащимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Дидактическое  обеспечение:

- таблицы инструкционные;

- видео и фотоматериалы;

- наглядные пособия.

  1. Список литературы
  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016)
  2. Федеральный закон о дополнительном образовании.
  3. Концепция развития дополнительного образования детей
  4. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации
  5. Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
  6. Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006.–96 с.
  7. Павлова О. В. Изобразительное искусство. 5-7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины / авт.-сост. О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2010.- 77с.
  8. Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
  9. Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения, задания, тесты /авт.-сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2009.-74 с.
  10. Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с. 47
  11. “Программы дополнительного художественного образования детей” Москва “Просвещение” 2009 год.

Интернет - источники:

для педагога:

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/633070/

https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-razvivayuschego-obucheniya-na-urokah-izo-v-nachalnoy-shkole/viewer

https://nsportal.ru/kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2016/02/02/rabochaya-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya

http://harit-schkola.ucoz.com/fgos/trebovanija_k_uroku.pdf 

http://school138nt.ru/Fgos/fgos_ooo.pdf 

https://moluch.ru/archive/95/21459/ 

http://centrdpm.edusite.ru/sveden/files/92739f3a-86fe-466d-85a5-9913a1356339.pdf

для обучающихся:

https://www.youtube.com/watch?v=xS2WX1PiZuQ      м/ф «Конёк-Горбунок»

https://www.youtube.com/watch?v=MWwILW7ebTs&feature=emb_rel_err     

Сказки Сутеева - Петух и краски

https://www.youtube.com/watch?v=FSeEs_cf75k    м/ф «Похитители красок»

https://www.youtube.com/watch?v=WJEnV8c44_M   Волшебная кисточка, 1997

https://www.youtube.com/watch?time_continue=63&v=xAerDXJnkp8&feature=emb_logo   Учим цвета. Волшебная кисточка и оттенки коричневого.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=63&v=xAerDXJnkp8&feature=emb_logo   Учим цвета. Волшебная кисточка и оттенки зелёного.

https://www.youtube.com/watch?v=FH7KY-CT7FE   

Учим цвета. Волшебная кисточка и оттенки красного и розового.

https://www.youtube.com/watch?v=rk36fsfQJH8

Учим цвета. Волшебная кисточка и оттенки фиолетового.

https://www.youtube.com/watch?v=8xqQ7xt30fg

Учим цвета. Волшебная кисточка и оттенки оранжевого.

https://www.youtube.com/watch?v=VI9fu5lLQ-I

Учим цвета. Волшебная кисточка и оттенки белого, серого и чёрного.

https://www.youtube.com/watch?v=7hbZVZfUBas

Учим цвета c весёлой песенкой про лето! Музыкальный мультик для детей

https://www.youtube.com/watch?v=05lZYYh-nng

Учим цвета. Волшебная кисточка и оттенки жёлтого.

https://www.youtube.com/watch?v=-DvRtccPzLc

Учим цвета. Волшебная кисточка и оттенки голубого и синего.

Приложение №1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования "Театральная студия"

Смысл занятий в «Театральнойстудии»- единение детей при решении совместных творческих задач. Основным видом педагогического контроля- это результат вложенных усилий при непосредственном активном участ...

Программа дополнительного образования студии «КРИСТАЛЛ»

Каждый человек, сам того не подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: намыливая руки, зажигая спички и газ, приготавливая пищу. Да и сам человеческий организм – бо...

Рабочая программа дополнительного образования "Студия моды"

Предмет изучения - процесс моделирование одежды, - как процесс создания одежды от проектирования до готового изделияПрограмма включает в себя несколько информационных и практических блоков:1) освоение...

программа дополнительного образования "Студия эстрадного пения "Я+ТЫ"

программа дополнительного образования рассчитана на 5 часов в неделю....

Программа дополнительного образования студии "Ботега"

        Программа студии изобразительного творчества "Ботега" является  комплексной программой, относится к художественно-эстетическому направлению и рассчитана на пров...

Образовательная программа дополнительного образования студии детского эстрадного хора "ReVeR" (модифицированная)

Образовательная программа дополнительного образования детей СТУДИЯ ЭСТРАДНОГО ХОРА "ReVeR" (МОДИФИЦИРОВАННАЯ) саставлена на основе программы по вокалу "Гармония" педагога ПДО Медве...

Рабочая программа дополнительного образования "Студия рукоделия "Золушка"

Программа Студии рукоделия «Золушка» относится к художественной направленности программ дополнительного образования детей. Адресована на детей от 9 до 15 лет....