Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Артдизайн»
рабочая программа (5, 6 класс)

Окунева Ольга Анатольевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Артдизайн». Программа даёт возможность ознакомиться с такой сферой профессиональной деятельности, как дизайнерское и художественно-прикладное творчество, определить свои возможности и успешность в этом виде деятельности. Кроме этого актуальность программы связана с возрастанием интереса к профессии дизайнера. Дизайн – это особая сфера изобразительного искусства, которая проектирует, создает, совершенствует предметное окружение человека, улучшает качество жизни. Она очень перспективная именно потому, что область ее применения так же безгранична, как и предметная среда. Данная программа формирует чувство стиля, эстетическое отношение к миру вещей, закладывает основы профессиональной ориентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

F:\Артдизайн 2022-23.jpg

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

    1.1. Календарный учебный график…………………………………………...3

    1.2. Пояснительная записка …………………………………………………...4

1.3. Цель и задачи программы ………………………………………………..7

1.4. Содержание программы ………………………………………………….8

     1.4.1. Учебный план программы…………………………………………..8

          1.4.2. Учебно-тематический план 1 год обучения ……………………….9

1.4.3. Содержание учебно-тематического плана 1 год обучения ……..11

1.5. Планируемые результаты ……………………………………………….15

1.5.1. Учебно-тематический план 2 год обучения ……………………...18

1.5.2. Содержание учебно-тематического плана 2 год обучения ……..19

1.6. Планируемые результаты ………………………………………………25

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ………………………………………………………………………...26

2.1. Условия реализации программы ………………………………………27

2.2. Формы контроля …………………………………………………………28

2.3. Оценочные материалы …………………………………………………..28

2.4. Методические материалы ……………………………………………….29

2.5. Список литературы ………………………………………………………31

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………..32

3.1. Приложение 1 Диагностика результативности обучения   учащихся

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Артдизайн»………………………………….……………………………………32

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Календарный учебный график

                                  Организация образовательного процесса

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Артдизайн» обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»  (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28) и предусматривает следующее:

Количество учебных недель – 43

Количество учебных дней – 86

Срок освоения программы: 2 года

Возраст учащихся занимающихся по программе: 10-13 лет

Режим и продолжительность занятий: 2 академических часа с перерывом 10 минут, 2 раза в неделю.

Образовательный процесс (начало и окончание учебных занятий) осуществляется в соответствии с расписанием творческого объединения МБУДО «Тяжинский центр дополнительного образования», утвержденным директором Центра и согласованным с председателем первичной профсоюзной организации.

Начало учебного года: 10.09.2021 года.

Форма учебных занятий: аудиторная

Виды учебных занятий: 

 - вводное или ознакомительное занятие;

 - занятие-беседа;

- занятие-практикум;

- комбинированное занятие: изучение теории и выполнение практической работы;

 - практическая работа (выполнение творческой работы);

 - занятие защиты творческих проектов;

- занятие-выставка;

- итоговое занятие                                                          

  1. Пояснительная записка

  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Артдизайн» имеет художественную  направленность и реализуется в рамках модели «Арт-пространство» мероприятия по созданию новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Данная программа разработана в соответствии с:

  • Конвенцией о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.;
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг.»;
  • Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»; 
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242;
  • Постановлением   Главного   государственного   санитарного   врача РФ «Об утверждении санитарных правил» СП 2.4.3648-20 № 28 от 28.09.2020г.  «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 05 мая 2019 г. № 740 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей»;
  • Уставом  МБУДО «Тяжинский центр дополнительного образования»,

утвержденным от 26.11.2017г. и положением,  утверждённым приказом МБУДО «ТЦДО» от 22.10.2019г.  № 62 «Об организации деятельности по составлению, согласованию и утверждению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».

Актуальность программы. Программа даёт возможность ознакомиться с такой сферой профессиональной деятельности, как дизайнерское и художественно-прикладное творчество, определить свои возможности и успешность в этом виде деятельности. Кроме этого актуальность программы связана с возрастанием интереса к профессии дизайнера. Дизайн – это особая сфера изобразительного искусства, которая проектирует, создает, совершенствует предметное окружение человека, улучшает качество жизни. Она очень перспективная именно потому, что область ее применения так же безгранична, как и предметная среда. Данная программа формирует чувство стиля, эстетическое отношение к миру вещей, закладывает основы профессиональной ориентации.

Отличительная особенность программы прослеживается по нескольким направлениям:

1. Интеграция, взаимосвязь разделов программы с предметами основного образования (технология, ИЗО, история, информатики др.).                                          

2. В программе заложен большой объем учебных практических часов. Система художественно-творческих занятий имеет концентрический принцип построения. Каждый новый раздел вбирает в себя содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.

3. Данная программа дает возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных направлениях изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества, дизайна, выбрать приоритетное и максимально реализовать себя в нем.

4.  В том, что в процессе обучения, учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, знакомит с основными объектами труда дизайнера, а также дает возможность учащимся приобрести умения и навыки работы с различными художественными материалами.

5. В данной программе предполагается обязательное использование моделирования, изготовления и дизайна поделок, сувениров, аксессуаров. Особенно ценно, при реализации данной программы, самостоятельное изготовление объектов предметного дизайна с использованием изученных техник ДПИ.

6. Программа не только дает базу знаний по дизайну, графике, своего рода «школу» по данному виду художественной деятельности, но и создаёт для учащихся перспективу их творческого роста, личностного развития.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена огромным развивающим и воспитательным потенциалом декоративно-прикладного творчества, дизайна, художественного проектирования, моделирования.

Программа «Артдизайн» ориентирована на изучение основ дизайна.

На занятиях учащиеся узнают, что художественное проектирование многих вещей требует умения рисовать, чертить, моделировать и макетировать. Так же необходимо знание теоретических основ рисунка, цветоведения, композиции, основ декоративно-прикладного искусства, моделирования. Содержание разделов программы позволяет познакомить учащихся с различными направлениями работы дизайнера, с объектами труда; развить способности, позволяющие использовать полученные знания и умения при решении конкретных задач. Данная программа «Артдизайн» подразумевает знакомство с основными объектами труда дизайнера - это предметный дизайн, графический дизайн, дизайн костюма, дизайн элементов интерьера, дизайн открытого пространства (ландшафтный дизайн).      

         Программа «Артдизайн» направлена на овладение учащимися необходимыми в жизни элементарными дизайнерскими приемами ручной работы с различными материалами, изготовление различных полезных предметов для школы и дома. Углубленное изучение художественного изобразительного языка и знакомство с различными стилевыми направлениями в дизайне позволят сформировать эстетические потребности учащихся, создадут предпосылки для их профессиональной ориентации

Программа не только дает базу знаний по дизайну, графике, своего рода «школу» по данному виду художественной деятельности, но и создаёт для учащихся перспективу их творческого роста, личностного развития.

Адресат программы. Программа предназначена для детей среднего школьного возраста учащихся 10 – 13 лет. Данная программа предполагает включение учащихся в процесс обучения в течение учебного года по результатам собеседования, тестирования. 

Характеристика детей среднего возраста. Средний школьный возраст. Основным видом деятельности подростка является учение, получение знаний, но появляется немаловажный элемент – коммуникативность. Его в большей степени волнует мнение не собственное, а коллективное, при этом мнение сверстников, на его взгляд, более верное, чем у родителей или учителей. Можно отметить следующие характеристики: самокритичность, негативизм, замкнутость, самоуверенность, авантюризм, социальная активность, дружба, любовь, материализм и собственничество. Утрачиваются прежние авторитеты и приоритеты, эмоциональная сфера становится более хрупкой и неустойчивой к генезису социума.

          Объем и срок освоения программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 288 часов - два года обучения; продолжительность освоения программы  - 2 года; 1 год -144 ч; 2 год -144 ч.

Режим занятий, периодичность и продолжительность. Занятия проводятся в группах. Занятия проходят два раза в неделю по 2 академических часа с перерывом в 10 минут (1 академический час – 45 минут), что обеспечивает необходимую регулярность.

Количество занятий в неделю:

первый год обучения – 2  раза в неделю по 2 часа (дети от 10 до 13 лет)

второй год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа  (дети от 11до 14 лет)

формы обучения – очная (с применением дистанционного обучения на период карантина или других чрезвычайных ситуаций).

основная форма организации обучения - учебное занятие.

Особенности набора учащихся - свободный. Набор проводится с 1 по 10 сентября. Набор учащихся в творческое объединение осуществляется по желанию учащихся. Зачисление в объединение производится с обязательным условием – заявлением от родителей (законных представителей), номером сертификата дополнительного образования. В течение года может осуществляться добор учащихся в творческие объединения. Принимаются все желающие или набор производится на основании прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличия базовых знаний в данной области деятельности и т.д;

Особенности организации образовательного процесса. Программа группового обучения. Наполняемость групп учащихся, по программам, реализующимся на базе Центра, составляет от 7 до 15 чел., а по программам, реализующимся в рамках сетевого взаимодействия от 7 до 25 чел.

1.3. Цель и задачи программы

Цель программы:  художественно-эстетическое и личностное развитие учащихся посредством изучения основ художественного дизайна,

декоративно-прикладного творчества.

Обучающие:

- способствовать формированию и углублению у учащихся знаний различных

видов дизайнерской деятельности;

- дать представление о дизайне как специфической художественно-творческой конструкторской деятельности человека;

- познакомить с основными методами художественного проектирования;

-  формировать художественно-образное мышление;

- научить выполнять практические действия в различных видах дизайна и изобразительного творчества;

-  обучить основам дизайна: зрительному восприятию, чувству цвета, формы и грамоте композиции;

- способствовать активизации и углублению знаний по основам композиции, колористики, материаловедению, цветоведению;

- способствовать освоению учащимися базовых знаний и умений в сфере дизайнерской деятельности, моделирования, конструирования.

Развивающие:

- выявить и развивать у учащихся склонности к дизайнерской деятельности;

- развивать творческую самостоятельность, трудовые навыки, познавательный интерес, зрительное восприятие, чувства цвета, композиционной культуры;

- повышение уровня коммуникативных способностей, творческих способностей, фантазии, воображения.

Воспитательные:

- воспитывать у учащихся созидательное отношение к окружающему миру;

- воспитывать эстетический вкус, творческую индивидуальность;

- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, целеустремленность, терпеливость.

  1. Содержание программы

1.4.1. Учебный план программы

п/п

Наименование разделов

Количество часов

1 год обучения

стартовый уровень

2 год обучения

базовый уровень

1.

Введение. Понятие о дизайне

6

2.

Основы построения общей композиции. Предметный дизайн

22

3.

Рисунок - чертеж – макет

18

4.

Дизайн интерьера

10

5.

Форма и формообразование

32

6.

Виды техник ДПИ, используемых при декорировании объектов дизайна

18

7.

Виды техник ДПИ, используемых при создании объектов дизайна

20

8.

Ландшафтный дизайн

14

9.

Подготовка и проведение выставок

2

10.

Итоговые занятия

2

     

14

11.

Введение. В мастерской творца

12.

Буква – строка – текст. Искусство шрифта

24

13.

Проектирование. В мире вещей

36

14.

Дизайн одежды

18

15.

Человек в зеркале дизайна и архитектуры

52

16.

Подготовка и проведение выставок

2

17.

Итоговое занятие

2

                                                                                 Итого

144

144

                                                    Всего по программе

288

1.4.2. Учебно-тематический план 1 год обучения

п/п

Наименование раздела

(темы)

Количество часов

Формы

Контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Введение. Понятие о дизайне

6

4

2

Метод пед.наблюдения

1.1

Дизайн. Виды дизайна

2

2

0

1.2

Основные инструменты и материалы дизайнера

4

2

2

2.

Основы построения общей композиции. Предметный дизайн

22

6

16

Метод пед. наблюдения, тесты, опрос

2.1

Понятие о композиции

4

2

2

2.2

Виды графики. Чѐрно-белая линейная графика: линии, штрихи, точки.

8

2

6

2.4

Основы цветообразования.  Цвет – элемент композиционного творчества

10

2

8

3.

Рисунок - чертеж – макет

18

4

14

Анализ творческих проектов

3.1

Значение рисунка и чертежа в дизайне. Отличия рисунка, технического рисунка и чертежа

8

2

6

3.2

Основные выразительные средства в художественном конструировании (начальное ознакомление)

10

2

8

4.

Дизайн интерьера

10

2

8

Метод пед.наблюдения, тесты, опрос

4.1

Понятие о дизайне интерьера

10

2

8

5.

Форма и формообразование

32

8

24

Метод педагогического наблюдения,

тесты, опрос

5.1

Общие понятия и представления о форме. Выразительность формы и внешний вид (стайлинг) изделия

6

2

4

5.2

Основные свойства объѐмно-пространственных форм: масса, величина, геометрический вид, положение в пространстве

12

2

10

5.3

Графические приемы отображения формы на плоскости

6

2

4

5.4

Эмоциональное воздействие формы. Визуальная целостность формы

8

2

6

6.

Виды техник ДПИ, используемых при декорировании объектов дизайна

18

4

14

Анализ творческих проектов

6.1

Предметный дизайн на примере декупажа

8

2

6

6.2

Предметный дизайн на примере росписи по ткани, камню, стеклу

10

2

8

7.

Виды техник ДПИ, используемых при создании объектов дизайна

20

4

16

Анализ творческих проектов

7.1

История ДПИ. Виды  декоративно-прикладного искусства: квиллинг, лоскутное ручное шитье (пэчворк), мозаика, виды мозаики, витраж, батик и др.

12

2

10

7.2

Аппликация из ткани, фетра

8

2

6

8.

Ландшафтный дизайн

14

4

10

Метод пед. наблюдения,

тесты, опрос

8.1

Понятие о ландшафтном дизайне. Замысел

2

2

0

8.2

Создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды

12

2

10

9.

Подготовка и проведение выставок

2

0

2

Анализ творческих работ

10.

Итоговое занятие

2

2

0

Итоговая диагностика

Итого за первый год обучения:

144

38

106

1.4.3. Содержание учебно-тематического плана 1 год обучения

Раздел 1 Введение. Понятие о дизайне

Тема 1.1 Дизайн. Виды дизайна

Теория: Дизайн (ознакомление учащихся с курсом обучения. Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях. Правила внутреннего распорядка учебного кабинета.) Виды дизайна (Проектирование взаимодействия. Веб-дизайн. Дизайн интерьеров. Графический дизайн. Полиграфический дизайн. Ландшафтный дизайн. Архитектурный дизайн…)

Форма контроля: Метод педагогического наблюдения

Тема 1.2 Основные инструменты и материалы дизайнера

Теория: Познакомить с приемами и правилами работы с инструментами и материалами в дизайн - технике. Основные инструменты, используемые дизайнерами: карандаши, рейсфедеры (прямой и циркульный), перо и рапидограф, мягкие и жёсткие кисти, губки, аэрограф.

Основные материалы дизайнера: бумага, тушь, акварель, темпера, гуашь.

Способы тонирования бумаги. Получение текстурной бумаги с помощью пленки, мыла, соли и т.д.

Практика: Работа гуашью: «набрызг» с использованием шаблона и трафарета, «раздельный мазок», сухая кисть. Выполнение упражнений в технике «раздельного мазка» — «Цветы осени», «сухая кисть» — «Травы осени» (гуашь), «набрызг» с использованием шаблона и трафарета.

Раздел 2. Основы построения общей композиции. Предметный дизайн

Тема 2.1 Понятие о композиции

Теория:  Виды и типы композиции, основные принципы создания композиций.

Практика: Составление композиции  из различных предметных форм (геометрических, абстрактных и др.)

Форма контроля: Метод педагогического наблюдения, тесты, опрос

Тема 2.2 Виды графики. Черно-белая линейная графика: линии, штрихи, точки

Теория: Графика как вид искусства. Виды штриховки. Техника «дудлинг». Данная техника представляет собой создание композиций из геометрических фигур, либо просто беспорядочно переплетенных между собой прямых и изогнутых линий.

Практика: Выполнение композиции в технике «дудлинг».

Тема 2.4    Основы цветообразования.  Цвет – элемент композиционного творчества

Теория: Понятие светлота, цветовой тон. Понятие контраст и нюанс. Основные свойства при работе.

Практика: Выполнение композиции с использованием контрастных цветов.

Раздел 3. Рисунок - чертеж – макет

Тема 3.1 Значение рисунка и чертежа в дизайне. Отличия рисунка, технического рисунка и чертежа

Теория: Технический рисунок отличается от чертежа тем, что выполняется от руки (без использования чертежных инструментов) с соблюдением пропорций и масштаба на глаз. В то время как чертеж выполняется строго с использованием чертежных инструментов и расчетов, с соблюдением всех пропорций и правил.

Практика: Выполнение образца технического рисунка (графического изображения одежды) при помощи компьютерных программ.

Форма контроля: Анализ творческих проектов

Тема 3.2 Основные выразительные средства в художественном конструировании (начальное ознакомление)

Теория: К общим средствам художественной выразительности относятся: композиция, форма, цвет, контраст, тон, ритм… Они могут существенно усилить воздействие художественного произведения, повлиять на отношение человека, вызвать определенные образы, ассоциации.

Практика: Макетирование (создание эскизов и макета декоративных решеток для ограждения участков детского сада, школы, окон, банков).

Разработка композиционных решений в форме поисково-графических эскизов и в форме рельефного макетирования. Выполнение эскизных вариантов будущего макета. Выполнение чертежей элементов макета.

Сборка элементов макета из бумаги. Склеивание выполнять способом «встык» клеем ПВА.

Раздел 4.  Дизайн интерьера

Тема 4.1 Понятие о дизайне интерьера

Теория: Создание дизайна интерьера. Человек и пространство. Интерьер жилища и общественный интерьер как объекты дизайна. Зависимость дизайна от стиля.

Практика:  Ознакомление с Трёхмерным редактором  для проектирования помещений и интерьеров.  Разработка  дизайна окна; эскиз интерьера гостиной.

Форма контроля: Метод педагогического наблюдения, тесты, опрос

Раздел 5.  Форма и формообразование

Тема 5.1 Общие понятия и представления о форме. Выразительность формы и внешний вид (стайлинг) изделия

Теория:  Стайлинг – художественная адаптация уже готовой формы объекта (интерьер-экстерьер) или улучшение технической части объекта.

Практика: Изменение внешнего вида изделия. С помощью стайлинга не только подкорректировать размер предмета (например: автомобиль, мягкая мебель и др.)  но и изменить ее внешний вид, опираясь на последние тенденции моды. Сбор информации. Разработка эскизов.

Форма контроля: Метод педагогического наблюдения, тесты, опрос

Тема 5.2  Основные свойства объемно-пространственных форм: масса, величина, геометрический вид, положение в пространстве

Теория: В основе восприятия объёмно-пространственных форм лежат свойства, присущие всем архитектурным объемам и используемые в архитектурной композиции. Эти свойства являются объективными.

Практика: Бумагопластика (создание макета дома). Сделать чертеж,
переколоть измерителем нужные точки на изнанку листа, сделать надрезы, сделать сквозные прорези, вырезать форму по контуру, стереть карандашные линии, согнуть форму по линиям надрезов в нужные стороны. Только после этого можно перейти к окончательному монтажу макета. На завершающем этапе работы наносим клей на нижний торец основного объема, после чего окончательно соединяем его с подмакетником.

Тема 5.3 Графические приемы отображения формы на плоскости

Теория: Для того чтобы создать наиболее полное представление о форме, на чертеже показывают несколько видов детали. Эти виды можно получить, если посмотреть на деталь с разных сторон. Все детали и изделия на чертеже вычерчивают в масштабе. Для выполнения чертежей существуют специальные линии. Рассказ о картинах художницы Бриджет Райли.

Практика: Выполнение графических приемов заполнения пространства (в виде ракушки или других форм), разбив пространство формы на сектора и заполняя их графическим узором.  

Тема 5.4  Эмоциональное воздействие формы. Визуальная целостность формы

Теория: О форме в дизайне. Форма, как и цвет, оказывает на нас психологическое влияние. Дизайнер может задействовать определенные качества формы, чтобы вызвать у посетителей соответствующие эмоции. Воздействие формы не ограничивается компьютерным или печатным дизайном. Люди пользуются формой еще с тех пор, как научились рисовать символы на песке или рассказывать истории с помощью рисунков на стенах пещер. Формы присутствуют повсеместно, они неотъемлемы от нашего мира и от всего, что делает человек. 

Практика: Создание коллажа (эскиз старинных русских костюмов и костюмов других народов (удмуртских, башкирских, осетинских и др.).

Выбор композиции и приемы работы. Работа над эскизом. Коллаж выполним в технике мозаики, составляя его из одинаковых маленьких кусочков бумаги.

Раздел 6. Виды техник  ДПИ, используемых при декорировании объектов дизайна

Тема 6.1 Предметный дизайн на примере декупажа

Теория: Технология декорирования предметов различными способами.

Практика: Украшение елочных шаров, тарелок, свечей.

Форма контроля: Анализ творческих проектов

Тема 6.2 Предметный дизайн на примере росписи по ткани, камню, стеклу

Теория:  Современный дизайн. Влияние фактуры и текстуры предметов на ощущения человека на примере росписи по ткани (батик), камню, стеклу (витраж).

Практика: Выполнение росписи по камню (растительные формы, животные, насекомые). Шлифовка камня, грунтовка ПВА, водоэмульсионной краской, прорисовка сюжета карандашом, роспись акриловыми красками.

Раздел 7. Виды техник ДПИ, используемых при создании объектов дизайна

Тема 7.1 История ДПИ. Виды  декоративно-прикладного искусста: квиллинг, лоскутное ручное шитье (пэчворк), мозаика, виды мозаики, витраж, батик и др.

Теория: Традиции прикладного искусства, прикладное искусство в повседневной жизни и в праздники. Стилизация природных мотивов.    Орнамент в ДПИ, его виды.

Практика: Рисование эскиза кухонной доски. Стилизация природных мотивов. Разработка эскизов в цвете различных по видам орнаментов  Эскиз в цвете разделочной доски (золотая хохлома, городецкая роспись или др.)

Форма контроля: Анализ творческих проектов

Тема 7.2 Аппликация из ткани, фетра

Теория: Аппликация из ткани, фетра.

Практика: Изготовление простого изделия (украшение, сувенир). Разработка композиционных решений в форме эскизов. Выполнение чертежей элементов изделия, вырезание. Сборка элементов изделия. Склеивание выполнять клеем «Момент» или клеевым пистолетом.

Раздел 8.  Ландшафтный дизайн

Тема 8.1 Понятие о ландшафтном дизайне. Замысел

Теория: При разработке ландшафтного дизайна на основе данных дизайн-программы, где обозначены функциональные зоны и их размеры, разрабатывается концепция пространства или пространственной организации.  Для каждого функционального  пространства  должны быть найдены соответствующие ему размер, форма, материалы и возможное наполнение (роль замысла в работе дизайнера).

Форма контроля: Метод педагогического наблюдения, тесты, опрос

Тема 8.2 Создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды

Теория: Материалы для изготовления ландшафта. Если вы решили не ограничиваться плоской поверхностью, а создать объемный рельеф, например, горы или холмы – используйте твердый строительный пенопласт

Этот материал имеет различные толщины и прекрасно режется канцелярским ножом. Так что даже новичок легко сформирует ландшафт (сквер с фонтаном и памятником, детский парк).

Практика: Создание макета. Разработать ландшафтный проект, организовать элементы ландшафта в визуально привлекательную гармоничную композицию, используя основные принципы проектирования. Выполнение эскизных вариантов будущего макета. Выполнение чертежей элементов макета, сборка. На завершающем этапе работы окончательно соединяем его с подмакетником.

Раздел 9. Подготовка и проведение выставок

Практика: Оформления работ, внешний вид паспарту, примеры оформления работ. Необходимые материалы для оформления. Подготовка работ к выставкам. Изготовление паспарту.

Форма контроля: Анализ творческих работ

Раздел 10. Итоговое занятие

Практика: Подведение итогов учебного года. Проверка теоретических знаний в форме тестовых заданий. Анализ работ.

Форма контроля: Итоговая диагностика

1.5. Планируемые результаты

По окончанию 1 года обучения учащийся будет знать:

- основы дизайна, виды  дизайна, особенности в профессиональной сфере дизайнера;

- основные инструменты и различные виды материалов;

- основы композиции и колористики;

- основные виды дизайна;

- выразительные средства в художественном конструировании;

- о значении рисунка и чертежа в дизайне;

- современные стили интерьера, понятие дизайн интерьера;

- основные методы  художественного проектирования;

- виды различных техник декоративно-прикладного искусства, используемых при декорировании объектов дизайна и при создании объектов дизайна;

- ключевое понятие о ландшафтном дизайне.

Будет уметь:

- разрабатывать эскизы декора, костюма, изделия, игрушки, предмета и др;

- работать с основными инструментами и различными видами материалов;

- пользоваться законами цветоведения и основными законами композиции;

- использовать выразительные средства языка дизайнерского искусства в      

  художественном конструировании;

- работать по рисунку, пользоваться схематическим описанием рисунка;

- выполнять рисунок интерьера с учетом перспективного сокращения;

- использовать основные методы  художественного проектирования;

- выполнять декорирование с использованием различных техник декоративно-прикладного искусства;

-  осуществлять поиск необходимой информации в области дизайна и    

   моделирования.

В результате обучения по программе учащиеся приобретут такие личностные качества как:

- Умеет самостоятельно делать свой выбор и отвечать за этот выбор.

- Сформированность учебной мотивации, интереса к обучению, занятиям.

- Умеет аргументировано отстаивать  свою позицию, учитывать разные мнения и интересы,  при выработке общего решения в совместной деятельности.

- Развито чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата труда.

- Сформированность художественно-образного мышления, наблюдательности, фантазии;

- Развита эмоциональная отзывчивость на явления художественной культуры.

В результате обучения по программе у учащихся будут сформированы такие метапредметные компетенции как:

- овладевает умением опознавать и анализировать материал, применять изученное на практике;

- имеет позитивное отношение к творческому труду;

- свободно общаться между собой, не создавая конфликтных ситуаций;

- самостоятельно работать с различными источниками информации.

1.5.1. Учебно-тематический план 2 год обучения

п/п

Наименование раздела,

темы

Количество часов

Формы

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Введение. В мастерской творца

14

4

10

Анализ творческих проектов

1.1

Дизайн украшений и сувенирных изделий  (рама зеркала, часы, ваза и др.)

8

2

6

1.2

Бумажные фантазии

6

2

4

2.

Буква – строка – текст. Искусство шрифта

24

8

16

Метод педагогического наблюдения, тесты, опрос

2.1

Из истории шрифта. Основные виды шрифтов и их классификация (антиква, рубленые, брусковые, чертежные)

4

2

2

2.2

Требования, предъявляемые к шрифту: удобочитаемость, красота, простота выполнения, единство стиля, соответствие содержанию

6

2

4

2.3

Шрифт как необычный элемент и выразительное средство художественного проекта

6

2

4

2.4

Шрифт и цвет. Шрифт и оптические иллюзии

8

2

6

3.

Проектирование. В мире вещей

36

10

26

Анализ творческих проектов

3.1

Виды и этапы объемного проектирования

2

2

0

3.2

Дизайн визуальной информации, рекламы, тары, упаковки, фирменных графических стилей

10

2

8

3.3

Этапы художественного проектирования (разработка эскизного проекта, художественно-конструктивный поиск)

6

2

4

3.4

Конструирование игрушек, состоящих из геометрических форм

10

2

8

3.5

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи

8

2

6

4.

Дизайн одежды

18

6

12

Анализ творческих проектов

4.1

История и классификация одежды

2

2

0

4.2

Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды

8

2

6

4.3

Концептуальное решение в выборе одежды

8

2

6

5.

Человек в зеркале дизайна и архитектуры

52

12

40

Анализ творческих проектов

5.1

Дизайн – средство создания пространственно – вещной среды интерьера. Историчность и социальность интерьера

2

2

0

5.2

Стиль оформления помещения

4

2

2

5.3

Дизайнерские детали интерьера

10

2

8

5.4

Икебана как пространственная композиция в интерьере

8

2

6

5.5

Малые архитектурные формы сада: беседка, ограда, бельведер. Садовая мебель

12

2

10

5.6

Выполнение дизайн-проекта

12

2

10

6.

Подготовка и проведение выставок

2

0

2

Анализ творческих работ

7.

Итоговое  занятие

2

2

0

Итоговая диагностика

Итого за второй год обучения:

144

21

123

Всего по программе:

288

53

235

1.5.2. Содержание учебно-тематического плана 2 год обучения

Раздел 1. Введение. В мастерской творца

Тема 1.1 Дизайн украшений и сувенирных изделий  (рама зеркала, часы, ваза и др.)

Теория: Ознакомление учащихся с курсом обучения. Возможности декорирования. Фактура и способы ее передачи, технические приемы.

Знакомство с техникой Терра.

Практика: Выполнение серий упражнений на передачу фактуры

Декорирование предметов быта в технике из газетных трубочек;

Техника «Терра» (рама зеркала, часы, ваза и др.)

Форма контроля: Анализ творческих проектов

Тема 1.2 Бумажные фантазии

Теория: Азбука скрапа. Знакомство с терминами («дистрессинг» - состаривание, «эмбоссинг» - тиснение, «штампинг», «прокалывание», «журналинг», и др.)

Технические приемы различными приспособлениями и инструментами для бумаги. Формообразование в бумагопластике.

Практика: Выполнение мини-фотоальбома в технике скрапбукинг, праздничных открыток, приглашений, пасхальной коробочки и т.д., на выбор учащихся.

Раздел 2. Буква – строка – текст. Искусство шрифта

Тема 2.1 Из истории шрифта. Основные виды шрифтов и их классификация (антиква, рубленые, брусковые, чертежные).

Теория: Характеристики шрифтов делающих их уникальными. Главная «официальная» система классификации на сегодняшний день — система Vox-ATypI. Изначально составленная в 1954 году Максимильеном Воксом (Maxmilien Vox). Выполнение серии орнаментальных упражнений, написание ритмических рядов – основные формообразующие элементы буквенных знаков.

Практика: Написание простых элементов букв: широконечными перьями, остроконечными перьями, кистью. Материал: формат А-4, тушь, перья, кисть.

Форма контроля: Метод педагогического наблюдения, тесты, опрос

Тема 2.2 Требования, предъявляемые к шрифту: удобочитаемость, красота, простота выполнения, единство стиля, соответствие содержанию

Теория: Основные требования, предъявляемые к работе над шрифтовой композицией. Художник-оформитель, решая поставленную перед ним задачу, руководствуется тем, что шрифтовая работа должна быть, прежде всего ясная и легкочитаемая. Удобочитаемость  – это общая оценка пригодности шрифта. Любой шрифт должен без искажений передавать содержание текста. Рассмотрим некоторые условия обеспечения удобочитаемости.

Практика: Написать текст, рукописным шрифтом используя любой вид пера. Написание текстовой композиции составляют обыкновенно три элемента: текст, орнамент и декоративный рисунок (сюжетный, эмблематический). Композиция их должна быть простой и ясной. Не следует злоупотреблять большим количеством эффектов. Материал: формат А-4, тушь, перья, кисть.

Тема 2.3 Шрифт как необычный элемент и выразительное средство художественного проекта

Теория: Рассмотрим такое средство выразительности как шрифты, выявим их основные характеристики. Рассмотрим требования, которые к ним предъявляют и рекомендации по их использованию. Шрифт - основное средство формирования стиля газеты. Он может указывать на соотнесенность содержания текста, его темы с определенной эпохой, поскольку те или иные гарнитуры создавались и активно использовались конкретными художниками и верстальщиками в конкретный исторический отрезок времени. От того, насколько шрифт подходит к содержанию текста во многом зависит восприятие текста читателем.

Практика: Выберите себе слово и с помощью шрифта и дополнительных графических приемов передайте его смысл, ощущения, ассоциации и чувства, которое оно вызывает. Работу выполните на листочке в клетку. (В качестве образца даны слова КОРЗИНА, ДЕВОЧКА, ВОРОБЬИ). Выполнить задание, включающее три части: нормативную, утилитарно-художественную, художественно-графическую. Слово-образ – облечение слова в зримую форму, где отношение функции к форме разнообразны: они могут быть гипертрофированы, безразличны к сути слова, удобочитаемы за счет формы. Целостность слова-образа – тактичное сопоставление противоположностей. В слове важны и функция, и форма).  Материал: формат А-4, тушь, перья, кисть

Тема 2.4 Шрифт и цвет. Шрифт и оптические иллюзии. Создание шрифтовых композиций  

Теория: Выполнение шрифтовых композиций на темы: оптические иллюзии в шрифте, ритм в шрифте, засечки в буквах, точковидные и каплевидные элементы в буквах, наплывы в буквах.

Практика: Создание шрифтовых композиций (бумага, карандаш, линейка, циркуль, гуашь, перо, кисти. С помощью художественно-графических средств выполнить композиции, учитывая особенности начертания шрифтов. Пространственные оптические иллюзии – различное пространственное положение разных частей рисунка, когда одни из них становятся более рельефными, а другие кажутся углубленными). Чередование широких и тонких штрихов в шрифте создает определенное ритмическое соотношение между элементами, которое необходимо использовать при создании шрифтов различного рисунка, разной контрастности. Ритм может быть медленным или быстрым, плавным или скачкообразным. Он не только помогает чтению, но и создает визуальный образ слова.

Раздел 3. Проектирование. В мире вещей

Тема 3.1 Виды и этапы объемного проектирования

Теория: Объемное проектирование (макетирование). В проектировании применяется два специальных проектных языка: проектная графика и объемное проектирование.

Форма контроля: Анализ творческих проектов

Тема 3.2 Дизайн визуальной информации, рекламы, тары, упаковки, фирменных графических стилей

Теория: Понятие «фирменный стиль», правила оформления упаковок, рекламы.

Практика: Разработка упаковки для овощей, фруктов, ягод, мороженого (эскиз). Поиск оригинального конструктивного решения; Разработка нескольких вариантов конструктивного решения с учетом правильного выбора упаковочного материала; Определение материалоемкости изделия. Конструирование и изготовление макета упаковки.

Тема 3.3 Этапы художественного проектирования (художественно-конструкторский поиск, разработка эскизного проекта, художественно-конструктивный проект)

Теория: Художественное конструирование - процесс решения проектной задачи, включающий в себя этапы разработки концепции, выявления конкретных целей, анализа объекта, проектирования, разработки проектной документации и создания образа вещи. В целом процесс создания новой вещи можно представить в виде следующей схемы: спрос - планирование - программирование (прогнозирование) -  проектирование – производство – тиражирование – распределение - потребление. 

 Практика: Разработка эскизного проекта. Коллажи творческих источников. Рисунки, фор-эскизы, чертежы; художественные эскизы в цвете в любой технике с использованием спецэффектов и с заполнением листа на 80% на листах формата А4.

Тема 3.4 Конструирование игрушек, состоящих из геометрических форм

Теория:  Понятие о геометрических телах: куб, пирамида, конус, цилиндр, шар. Геометрические тела как основа макетов и моделей технических объектов. Способы изготовления развертки геометрических тел. Правила выполнения операций: разметка, вырезание, склеивание и оформление

Практика: Вычерчивание  развёрток и склеивание из них геометрических тел: куба, призмы, цилиндра, конуса. Изготовление макетов и моделей из готовых геометрических тел: грузовика, автобуса, троллейбуса, трамвая, ракеты, зданий, замков и крепостей. Изготовление фигурок на основе геометрических тел – макетирование.

Тема 3.5  Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи

Теория: Любая форма вещи – это продуманная конструкция, отражающая суть и назначение этой вещи. И у каждой вещи есть своя функция, даже если мы говорим о сувенире, предназначением которого является напоминание, украшение интерьера и создание настроения. Такое свойство предметов называется утилитарность. Некоторые вещи выходят из нашего обихода. Но при этом сохраняется их художественная, эстетическая и культурная ценность. А некоторые вещи меняются с развитием прогресса, и тогда уже ценной становится их ушедшая в прошлое форма. Оставаясь значимой только в качестве отпечатка нашей жизни, вещь часто используется в инсталляции.

Практика: Спроектировать любую современную вещь с учётом необходимых правил, так как это делают дизайнеры. Техника и материалы могут быть любыми, главное чтобы было понятно, что это за вещь и как её применять в быту, например: кувшин, телефон, пылесос, обувь, утюг, самовар, стул, граммофон и др.

Раздел 4. Дизайн одежды

Тема 4.1История и классификация одежды

Теория: Краткая история возникновения костюма от древнего Египта до современности.

Форма контроля: Анализ творческих проектов

Тема 4.2 Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды

Теория: Существует два композиционных принципа конструкции костюма: 1. Гармония костюма с телом, когда все формы и детали одежды соразмерны пропорциям тела. 2. Контраст костюма с телом, когда формы костюма нелогичны и сознательно или случайно противоречат естественности пластики и строения человеческой фигуры.

Практика: Создание проекта вечернего платья – рисунок или рельефный коллаж. Сбор информации: стили вечерних платьев. Эскизирование – трансформация накопленных идей в авторские эскизы. Макетирование - проработка новой идеи в объёмно-пространственной форме.

Тема 4.3 Концептуальное решение в выборе одежды 

Теория: Проектный рисунок одного из комплектов костюма.

Практика: Разработка моделей школьной формы. Разработка моделей необычных головных уборов. Разработка необычных моделей обуви.

Выполнение проектного рисунка. Предпроектный анализ - этап изучения и накопления информации в набросках. Эскизирование – трансформация накопленных идей в авторские эскизы новых идей-моделей, соответствующих современным тенденциям в одежде. Макетирование - проработка новой идеи в объёмно-пространственной форме.

Раздел 5. Человек в зеркале дизайна и архитектуры

Тема 5.1 Дизайн – средство создания пространственно–вещной среды интерьера. Историчность и социальность интерьера

Теория: Познакомить учащихся с дизайном как средством создания пространственно–вещной среды интерьера. Дать представление об историчности и социальности интерьера.

Форма контроля: Анализ творческих проектов

Тема 5.2 Стиль оформления помещения

Теория: Исторические и современные стили интерьера. Традиционный интерьер крестьянской избы. Жилище и быт казаков.

Практика: Практикум по определению стилей интерьера, выполнение зарисовок копии отдельных элементов, частей интерьера.

Тема 5.3 Дизайнерские детали интерьера

Теория: Дизайнерскую вещь очень легко узнать по необычной форме, возможно, замысловатому миксу красок или однотонному исполнению. 

Практика: Выполнение эскиза предмета для украшения интерьера. Изготовление предмета.

Тема 5.4 Икебана как пространственная композиция в интерьере

Теория: Основные правила композиции. Цветовая палитра. Что такое икебана.  Материалы и инструменты для создания икебаны. Правила составления икебаны. Подготовка цветов для составления  композиции. Цветочный этикет.

Практика: Создание композиции из цветов, веток по мотивам искусства

     икебаны. Составление эскиза картины. Подбор природного материала для

картины. Перенос эскиза на основу и раскладывание материала на ней.

     Приклеивание детали к основе, закрепление верхнего слоя.

Тема 5.5 Малые архитектурные формы сада: беседка, ограда, бельведер. Садовая мебель

Теория: Основные требования к малым архитектурным формам - эксплуатационная долговечность, удобство и соответствие дизайну участка в целом или отдельными элементами, при желании использовать эффект контрастного акцентирования. Достаточно активно сегодня используют ландшафтные дизайны с дорожками и ограждениями.

Практика: Макетирование (определяется материал и технология изготовления модели, определить нужную соразмерность элементов, их пропорции и толщины, выполнить чертежи модели, Вырезаем и склеиваем чертежи моделей макета, собираем макет в единую композицию).

Тема 5.6 Выполнение дизайн - проекта

Теория: Принципы формирования художественного образа. Графические приемы в проектировании.

Практика: Выполнение проектной дизайнерской работы (по выбору учащихся). Презентация итогового  проекта. Защита проекта.

Тема 6. Подготовка и проведение выставок

Практика: Завершение работ, оформление, подготовка работ к выставкам. Изготовление паспарту, крепление рамок.

Форма контроля: Анализ творческих проектов

Тема 7. Итоговое занятие

Практика: Подведение итогов учебного года. Проверка теоретических знаний в форме тестовых заданий. Анализ работ.

Форма контроля: Итоговая диагностика

1.6. Планируемые результаты

По окончанию 2 года обучения учащийся будет знать:

- О конструкторской деятельности человека (конструирование

сувениров, украшений, игрушек, предметов интерьера);

- об истории шрифта, основные виды шрифтов и их классификации;

- основные этапы развития и истории дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;

- систему теоретических основ дизайна (законы и закономерности конструктивного строения формы, перспективы, светотени, цветоведения, композиции, шрифтов);

- о современных направлениях моды, композиционно-конструктивных принципах дизайна одежды;

-  основы художественного изображения;

- особенности образного языка конструктивных  видов искусства, единство функционального и художественного;

- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;

- о приемах зонирования в интерьере;

- о принципах декорирования в интерьере;

- об истории развития жилого интерьера.

Будут уметь:

-  Конструировать основные объёмно - пространственные объекты (сувениры, украшения, игрушки, предметы интерьера);

- реализовать в макетных и графических композициях основные виды шрифтов;

- анализировать произведения дизайна;

- умеет выполнять эскизы моделей с учетом современного направления моды;

- конструировать объёмно - пространственные композиции, моделировать архитектурно – дизайнерские объекты (в графике и объёме);

- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных заданий и вещной среды;

- понимать образный язык конструктивных видов искусства;

- реализовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику фактур;

- выполнять декорирование с использованием современных материалов;

- определять качество готового изделия.

В результате обучения по программе учащиеся приобретут такие личностные качества как:

-  Проявляет этические чувства, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания с чувством других людей;

-  развита любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

 - умеет применять полученные знания в собственной технологической  и  

 художественно-творческой деятельности;

- умеет проектировать изделия под руководством педагога и самостоятельно,  создавать образ в  соответствии с замыслом, реализовывать замысел.

В результате обучения по программе у учащихся будут сформированы такие метапредметные компетенции как: 

- сформированность художественно-образного мышления;

-  развитый  художественно-эстетический вкус при составлении композиции объектов дизайна;

- сформированный  интерес к различным видам декоративной отделки и положительную мотивацию к совершенствованию в данных направлениях декоративно-прикладного искусства;

- развитость зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры.

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

1. Учебный кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам и педагогическим требованиям, технические средства обучения (компьютер, мультимедийная аппаратура). В кабинете имеются: место для учащихся, уголок безопасности с инструкциями по охране труда и противопожарной безопасности, постоянно действующая выставка работ обучающихся, стенды «Дизайнер – профессия будущего», стенд «Интерьер по видам темперамента», стенд «Наши достижения»;

2. Рабочая коробка ребенка (РКР), в которую входят следующие инструменты и материалы: ножницы, кисточка для клея, шариковая ручка, небольшие отрезки хлопчатобумажной ткани, материалов (фетр, кожа, мех, поролон, синтепон, полиэтилен) циркуль, конверт для хранения вырезанных деталей и другие предметы, необходимые для реализации программы на каждом конкретном этапе.

3.Наглядные пособия: «Этапы выполнения элементов композиции», «Объемная аппликация. Этапы выполнения», «Оформление изнаночной стороны панно»

4. Демонстрационный материал: фотоальбом выставочных работ, готовые образцы изделий, и др.; образцы рисунков и фотографий, репродукции картин, схемы.

5. Расходные материалы: красители, гуашь, акриловые краски, морилка, чернила черные, канцтовары (карандаши, ластики, скетч, линейки), бумага (для рисования, калька, бархатная, копировальная), клей ПВА, ткань для фона панно, бечевка, цветные нитки, тонкий шнур, наждачная бумага, самоклеющаяся пленка, оргалит, деревянные заготовки (рамки, шкатулки, разделочные доски, булавки, нитки, иголки, линейки металлические, шило, стекло, картон, природный материал (соломка, засушенные части растений, кожа), клеевой пистолет, ножницы для фигурного вырезывания, фигурные дыроколы);

2.Информационное обеспечение:

Учебно – методический комплекс для педагога:

Программное обеспечение: сборник учебно-методических пособий и материалов - разработки занятий, мультимедийные презентации, видеоролики  мастер-классов, электронная библиотека типовых, примерных, авторских программ по профилю образовательной программы дополнительного образования детей.

3. Кадровое обеспечения:

Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

2.2. Формы контроля

1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

согласно приложению №1 (Диагностика результативности обучения учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Артдизайн»).

2.Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов (по выбору педагога): выставка, готовое изделие, демонстрация моделей, диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс, открытое  или итоговое занятие, праздник и др.

2.3. Оценочные материалы

  Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

- текущий контроль (в течение всего учебного года);

- промежуточный контроль (январь);

- итоговый контроль (май).                                                                                                        

Формами подведения итогов работы по теме, разделу, программе могут быть:

- тест;

- викторина;

- собеседование;

- выставка;

- открытое занятие;

- итоговая работа;

Промежуточный контроль Промежуточный контроль представляет собой оценку качества освоения учащимся части программы за полугодие (при условии срока реализации программы 1год обучения) или за год (при условии срока реализации программы 2, 3,4 года обучения.)

  1. Промежуточный контроль может проводиться в следующих формах: итоговое или контрольное занятие, собеседование и др. по выбору педагога.
  2. Формы и сроки проведения промежуточного контроля определяются в соответствии с требованиями дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, и фиксируется педагогом в журнале учета работы педагога дополнительного образования и в папке – диагностика учащихся.

      Итоговый контроль по результатам освоения программы в целом определяется уровень знаний, умений и навыков.

Оценка результатов образовательной деятельности

     Оценка  выставляется  по трёхуровневой системе (низкий уровень, средний уровень, высокий уровень).    Критерии оценки уровня освоения программы:

  • высокий уровень – учащийся освоил весь объём знаний от 90-100%, предусмотренных программой за конкретный период,  не допустил ошибок; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
  • средний уровень –  выполнил  не менее 60-89% заданий правильно;
  • низкий  уровень – учащийся выполнил менее 60% заданий правильно.

Фамилия, имя учащихся

Теоретические знания

Практические

умения и навыки

Промежуточный

Итоговый

Промежуточный

Итоговый

1.

2.

2.4. Методические материалы

    Программа предусматривает взаимосвязь теоретических и практических занятий. Одновременная подача информационного материала и выполнение практических упражнений, образцов и эскизов будет способствовать повышению интереса, развитию вкуса, самоуважению и уверенности в себе.

В проведении занятий используются групповые, коллективные формы работы:

- групповая (используется на практических занятиях, экскурсиях, в самостоятельной работе учащихся, в подготовке дискуссии и т.д.);

- коллективная (используется на общих занятиях). Теоретическая часть занятия даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного и наглядного материалов и закрепляется практическим освоением темы.

Формы занятий:

  1. Беседа;
  2. защита проектов;
  3. лекция;
  4. практическое занятие;
  5. выставка;
  6. итоговое занятие;
  7. открытое занятие.

       В ходе работы используются педагогические технологии и методы:

Словесные:

  • беседа;
  • объяснение;
  • рассказ;
  • дискуссия.

 Наглядные:

  • демонстрация иллюстраций;
  • презентаций;
  • образцов изделий.

Практические:

  • упражнения;
  • практические работы. 

Технологии

  • Коллективно-взаимное обучение
  • Интегративный подход в обучении
  • Информационные технологии 
  • Личностно-ориентированные 
  • Технология мастерских 
  • Технологии сотрудничества 
  • Технология развивающего обучения 
  • Здоровьесберегающие технологии

Тип занятия

Основные элементы структуры занятия

Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков 

  1. Организационная часть
  2. Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.
  3. Сообщение и содержание задания,  инструктаж его выполнения.
  4. Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога.
  5. Обобщение и оценка выполненной работы.

Комбинированное занятие

  1. Организационная часть
  2. Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания.
  3. Изложение нового материала.
  4. Первичное закрепление  новых знаний, применение их на практике.

Занятие применения знаний, умений и навыков          

  1. Организационная часть
  2. Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с ранее изученным материалом.
  3. Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа учащихся, оценка ее результатов.

2.5. Список литературы

Список литературы для педагога:

1. Базилевский А.А. Технология и формообразование в проектной культуре дизайна (Влияние технологии на морфологию промышленных изделий). Автореф. канд. иск. М., 2006. - 26 с.

2. Грашин А.А. Методология дизайн - проектирования элементов предметной среды. Учеб. пос. М.: Архитектура - С, 2004. - 232 с.

3. Пендикова И.Г., Дмитриева Л.М. Графический дизайн: стилевая эволюция. – М., 2019. – 160 с.

4. Художественное проектирование /Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина. – М., 2002. - 175 с.

5. Цыганкова Э. У истоков дизайна. - М., 2011.

6. Кузин В.С. Основы дизайна. – М., 2013.

7. Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн. – М., 2015.

8. Розенблюм Е.А. Художник в дизайне. – М., 2013.

Список литературы для учащихся:

  1. Смирнов С.И. Шрифт и шрифтовой плакат.  4-е изд. -  М., 2002. – 144 с.: ил: 21 см.
  2. Аникст М., Бабурина Н., ЧерневичЕ. Русский графический дизайн.  -  М., 2005.
  3. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. – Ташкент: Изд-во ЦК КП Узбекистана 2002.
  4. Орнамент всех времѐн и стилей (в 4-х томах). – М., 2020.
  5. Сомов Ю.С. Композиция в технике. – М., 2011.
  6. Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика в средней школе. – М., 2013.
  7. Михайлов С.М. История дизайна. – М., 2000.
  8. Изобразительное искусство. Основы композиции и дизайна. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев /Под редакцией С.А. Полищук. – М., 2001.
  9. Бхаскаран Л. Дизайн и время. Стиль и направления в современном

искусстве и архитектуре. М.: Арт-Родник, 2006. - 258 с.

  1. Бытачевская Т.Н. Искусство как формообразующий фактор в дизайне. Ставрополь - М.: 2004. - 236 с.
  2. Дижур А.Л. Художественное конструирование. – М., 1971.
  3. Дизайн: Основные положения. Виды дизайна. Особенности дизайн-проектирования. Мастера и теоретики. Илл. слов. - справ. Под общей ред. Г.Б. Минервина, В.Т. Шимко. М.: Архитектура - С, 2004. - 288 с.
  4. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М., 1994.
  5. Черневич Е.В. Язык графического дизайна. – М., 1975.

Приложения

     

                                                                                               Приложения 1

Диагностика результативности обучения   учащихся

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программе «Артдизайн»

Промежуточный контроль к разделам: «Введение. Понятие о дизайне», «Основы построения общей композиции. Предметный дизайн», «Рисунок - чертеж – макет», «Форма и формообразование», «Виды техник, используемых при декорировании объектов дизайна», «Виды техник, используемых при создании объектов дизайна»;

Теоретические знания - тестирование

№ п п

Вопрос

Виды вопроса

ответ

1.

Что относится к прикладному творчеству

А) гильоширование

Б) самбо

В) бисероплетение

Г) не знаю

Д) канзаши

2.

Основные инструменты и материалы дизайнера

А) линейка

Б) карандаш

В) не знаю

Г) бумага

Д) шпатель

3.

Дизайн. Виды дизайна

А) веб-дизайн

Б) графический дизайн

В) полиграфический дизайн

Г) не знаю

Д) ландшафтный дизайн

4.

Виды графики

А) черно-белая линейная графика

Б) бесцветная графика

В) не знаю

Г) тоновая графика

Д) прикладная графика

5.

Основные выразительные средства в художественном конструировании

А) форма

Б) композиция

В) монтаж

Г) не знаю

Д) цвет

6.

Виды техник, используемых при декорировании объектов дизайна

А) декупаж

Б) роспись по ткани, камню, стеклу

В) не знаю

Г) вышивка лентами

Д) антураж

7.

Для оформления настенной композиции вы используете

А) панно

Б) рамка

В) не знаю

Г) корзина

Д) ваза

8.

Виды техник, используемых при создании объектов дизайна.

А) лоскутопластика

Б) квиллинг

В) не знаю

Г) лоскутное ручное шитье (пэчворк).

Д) макияж

Итоговый контроль по окончанию реализации программы учащихся 1 года обучения

Теоретические знания - собеседование

  • основные виды декоративно-прикладного искусства;
  • основные инструменты и материалы дизайнера;
  • основы колористики и композиции;
  • современные стили интерьера;
  • основные принципы декорирования;
  • сведения о цвете и цветовых сочетаниях;
  • основные виды шрифтов;
  • озаконах перспективы.

Итоговый контроль по окончанию реализации программы учащихся 2 года обучения

Теоретические знания - собеседование

  • об истории развития интерьера жилого дома;
  • о роли дизайна в жизни человека;
  • об основах  дизайна по оформлению интерьера;
  • о композиционном единстве интерьера;
  • о функциональной организации пространства;
  • о различных приемах меблировки помещений;
  • о конструктивных особенностях пространства;
  • об истории декоративных стилей;
  • современные стили интерьера;
  • основные принципы декорирования комнаты;
  • о современных направлениях моды, композиционно-конструктивных принципах дизайна одежды;
  • об истории моды;
  • о ландшафтном дизайне.

                                                                                                                                                     

                                                                                             

                                                                                         Приложения 2

Таблица «Мониторинг знаний и умений учащихся 1 года обучения» по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

 программе «Артдизайн».

Диагностика художественно-творческих способностей учащихся.

ФИО

уч-ся

Дата

диагностики

Параметры

Виды дизайна, основные инструменты и материалы дизайнера

Знание о

ландшафтном  дизайне, дизайне интерьера

Основные выразительные средства в художественном конструировании

Знание о различных

видах графики, техниках ДПИ

Применение ранее

полученных знаний о

основных свойствах объѐмно-пространственных форм: массы, величины, геометрический вид, положение в пространстве.

«1 балл» - низкий уровень

«2 балла» - средний уровень

«3 балла» - высокий уровень

Нормы оценки тестов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов. Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «3 балла» - 10-8 правильных ответов,

«2 балла» - 8-5,

«1 балл» - 5 и менее.

Нормы оценок устных ответов.

Оценка «три» ставится, если учащийся: полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

Изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специальную терминологию и символику; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; Отвечал самостоятельно без наводящих вопросов педагога. Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые учащийся легко исправил по замечанию педагога.

Оценка «два» ставится, если ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «пять», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; Допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные на замечания учителя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию педагога.

Оценка «один» ставится в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала; Имелись затруднения, или допущены ошибки в определении понятий, использовании специальной терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов педагога; Учащийся не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

                                                                                                         

                                                                                             

                                                                                            Приложения 3

Таблица «Мониторинг знаний и умений учащихся 2 года обучения» по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

 программе «Артдизайн»

Диагностика художественно-творческих способностей обучающихся

ФИО

уч-ся

Дата диагностики

Параметры

Выявление центра композиции

Создание динамичной композиции

Применение композиционного ритма и центра

Умение создавать контрастную , родственную и монохромную композицию

Достижение устойчивости композиции.

Владение основными средствами графики ( точка, линия ,пятно) и гармоничное их взаимодействие

Развитие абстрактно- образного мышления

Развитие пространственного мышления

«1 балл» - низкий уровень

 «2 балла» - средний уровень

«3 балла» - высокий уровень        

Низкий уровень (1 балл)

 Отсутствие центра композиции

  Отсутствие динамики в композиции

  Композиционный ритм не применяется, все элементы рисунка в одном направлении и на одном расстоянии друг от друга.

  Отсутствие знаний таких терминов как «контраст», «нюанс», «монохромность»

 Неустойчивость композиции.

Средний уровень (2 балла)

 Центр композиции выявлен, но нечѐтко

 Чувствуется динамика в композиции, есть движение.

 Композиция устойчивая, не перегружена деталями.

  Создание цветовой гармонии.

  Воплощение абстрактного замысла в художественном образе.

Высокий уровень (3 балла)

  Оригинальная композиция

 Есть динамика и движение

 Наличие знаний таких терминов, как «контраст», «нюанс», «монохромность». Создание на основе этих знаний гармоничные цветовые решения.

 Применение в композиции различных средств  графики (точка, линия и пятно).

 Воплощение абстрактного замысла в художественном образе.

 Соблюдение пропорций

«Диагностика творческих итоговых проектов обучающихся»

ФИО

обучающегося

Дата

диагностики

Параметры

Умение

оформлять

презентаций,

и защиты

проектов.

Знание правил

безопасной

работы с

различными

материалами,

ручными и

чертѐжными

инструментами

Самостоятельно

контролировать

ход выполнения

работы,

фиксировать

последовательность

и оценивать

результат.

Знание

стилей в

дизайне

Навык

самостоятельного

выполнения

проектных заданий,

выбора стиля,

художественных

решений

Наличие знаний о

истории развития

дизайна

Наличие

знаний о

видах и

направлениях

дизайна.

«1 балл» - низкий уровень

«2 балла» - средний уровень

«3 балла» - высокий уровень

Высокий уровень

  • - учащийся знает основы изобразительной грамоты: цвет, тон, колорит, пропорции. Учащийся понимает понятия светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция;
  • - разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
  • - выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  • - основные виды и жанры изобразительного искусства;
  • - учащийся умеет применять художественные материалы (гуашь, акварель, пастель) в творческой деятельности;
  • - создавать творческие работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;
  • - анализировать образный язык произведений изобразительного искусства разных видов и жанров и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

Средний уровень

  • - учащийся знает основы изобразительной грамоты, выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их произведения, допуская небольшие неточности при ответе;
  • - учащийся не всегда может применять разнообразные художественные материалы в творческой деятельности, создает творческие работы в разных материалах, обращаясь к помощи педагога;
  • - учащийся умеет анализировать образный язык произведений изобразительного искусства разных видов и жанров, но затрудняется с ответом на дополнительные вопросы;

Низкий уровень

  • - учащийся допускает ряд ошибок в основах изобразительной грамоты, не умеет применять на практике разнообразные художественные материалы и создавать творческие работы с натуры, по памяти и воображению;
  • - учащийся недостаточно знает выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их произведения, допуская грубые ошибки;
  • - учащийся анализирует образный язык произведений изобразительного искусства с большим трудом, не умеет ответить на дополнительные вопросы педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)

Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...