Познавательное занятие " Лекарственные растения"
план-конспект

Анисимова  Юлия Викторовна

Формирование познавательной активности детей в процессе формирования представления о лекарственных растениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия   по теме: «Лекарственные растения»

Цель: формирование познавательной активности  детей в процессе формирования представления о лекарственных растениях.

 Задачи:
1. Познакомить детей с понятием «Лекарственные растения» и пользе, приносимой людям.
2. Развивать логическое мышление, память, внимание.
3. Закрепить знания детей о растениях и их значении в жизни Планеты.
4. Воспитывать бережное отношение к растениям и любовь к родному краю.
Материал: наглядный материал: рисунки с изображением лекарственных растений, деревьев; раздаточный материал: карточки с заданием;

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Здесь присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся.

Ребята, а теперь послушайте загадку. Если вы её разгадаете, то поймёте, о чём мы с вами сегодня будем разговаривать:

Они бывают разные:
Полезные, опасные,
Красивые, пахучие
С листьями, колючие.
Лекарства заменяют

И лакомством бывают,
И чаем нас напоют,
И даже дом построят,
Земли они творенья
Зовём мы их …… (растения)

— Ребята! Перечислите, мне, пожалуйста, растения, которые вы знаете?
Ответы детей: (травы, кусты, деревья, цветы).
— А почему они называются растениями?
Ответы детей :(у растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды)
— Ребята, а растения живые или неживые?
Ответы детей: (живые)
— А почему они живые?
Ответы детей: (они растут, дышат, питаются, размножаются, погибают)
— А где же растёт очень много различных растений? 
Ответы детей:(в лесу, на лугу, в поле, в палисаднике)

Сегодня мы с вами поговорим о лекарственных растениях.
Без растений жизнь на планете не существовала бы. 
Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также им помогают лечиться от болезней. 
Послушайте стихотворения про них.
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке,
В каждой ветке –
И лекарства, и таблетки.

Лечение растениями зародилось в глубокой древности. Тогда еще не было таблеток и пластырей, но люди болели: простужались и ранились, у них болела голова и живот. Люди стали замечать, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то траву, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.
А может быть, кто-нибудь знает, лекарственное растение?
Ответы детей: (мать — и – мачеха, подорожник, крапива, одуванчик)

Посмотрите на это растение. Кто знает, как оно называется?
Дети: Мать-и-мачеха.
Воспитатель показывает иллюстрацию.
Посмотрите на картинку: будто солнышко разбросало своих маленьких деток по полянке
Воспитатель: А вы знаете, почему оно так странно называется? 
Ответы детей. 
Воспитатель: Правильно. Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. С изнанки они мягкие, светлые, бархатные. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала мама. А верхняя часть листа – твердая, гладкая, холодная. Словно прикосновения суровой мачехи. Это самый первый весенний цветок. А что появляется у мать-и-мачехи вперед – листья или цветы?
Дети: Цветы. 
Воспитатель: Говорят, что он так торопится показаться на свет, что не успевает выпустить листья. Цветки мать-и-мачехи могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Люди готовят из этих цветов отвары и лечатся им от кашля.

Физкультминутка «Цветы»

Дети приседают, изображая нераскрывшиеся бутоны цветов.

Педагог говорит: «Раз-два-три, выросли цветы!» Дети медленно приподнимаютсяподнимают руки вверх, раскрывают пальчики.

К солнцу потянулись высоко: Тянутся на носочках, смотрят вверх.
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебелёк качал. 
Раскачивают руками влево-вправо
над головой.
Влево качнулись – низко пригнулись. Наклоняются влево.
Вправо качнулись – низко пригнулись. 
Наклоняются вправо.
Ветерок, убегай! 
Грозят пальчиком.
Ты цветочки не сломай! 
Приседают.
Пусть они растут, растут, Медленно приподнимаются, поднимают
Детям радость принесут! 
Руки вверх, раскрывают пальчики.

Послушайте загадку:
Лекарь вырос у дороги, он больные лечит ноги.

Воспитатель: Дети, вы узнали, что это за растение? 
Дети: Подорожник. 
Воспитатель: Почему оно так называется? 
Дети: Подорожник растёт около дорог. 
Воспитатель: У него жесткие и упругие листья. Подорожник называют травой-путешественницей. За что он получил такое прозвище? Какая особенность есть у его семян?
Ответы детей.
Воспитатель: Крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Приклеившись к ногам людей или лапам животных, они путешествуют вместе с нами, и подорожник без труда перебирается на другие места. От чего нам сможет помочь подорожник?
Дети: Он заживляет раны. 
Воспитатель: Его прикладывают при порезах, ссадинах, укусах насекомых.
Послушайте ещё одну загадку:
Ах, не трогайте меня,
Обожгу я без огня.
О каком растении идёт речь?
Дети: Крапива
Воспитатель
Но почему говорят, что крапива обжигает? 
Ответы детей.

Воспитатель: Да, вы правы: стебель и листья крапивы усажены жгучими волосками, острые концы которых очень хрупкие. Каждый волосок – как иголка у шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы.
А как вы думаете, как её используют?
Ее используют, чтобы остановить кровотечение, употребляют для заживления ран, настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления волос. 
А вы знаете, что крапива может не только вылечить, но и накормить. Листья крапивы съедобны
А теперь послушайте стихотворения и узнайте это растение:
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.

На лужайке, где кусты,
Ярко-желтые цветы. 
С солнышком проснулись,
Сладко потянулись.
Удивились комары:
Нет цветов, одни шары,
Нежные, пушистые,
Светло-серебристые.
Мимо ветерок бежал,
Ветер шарики качал,
И летит за рядом ряд
Парашютиков отряд.

Одуванчики цветы 
Ослепительно желты! 
И горит лужайка наша
Словно сказочная чаша, 
Где на круглом донце 
Расплескалось солнце!
Дети: Одуванчик
Воспитатель: Цветы, словно маленькие солнышки, раскрываются в хорошую погоду и закрываются, когда пасмурно. 
Но вот одуванчик зацвел и что с ним происходит?
Ответы детей. 
Воспитатель: Правильно, появляются семена, прикрепленные к пушистым белым хохолкам, которые легко сдуваются ветром. Поэтому его так и назвали — одуванчик. Представим, что у нас в руках белые шапочки, подуем на них, сначала еле-еле, потом посильней, а потом сильно – сильно, пока все парашютики не улетят.

Дыхательная гимнастика.

Я шариком пушистым,
Белею в поле чистом.
А дунет ветерок — 
Остался стебелек.
Одуванчик тоже лекарственный. Его используют, как средство, чтобы понизить температуру. Одуванчик можно употреблять в пищу. Из молодых листьев делают супы и салаты, из цветов – варенье, а из корней – одуванчиковое кофе.

Игра «Собери лекарственные травы»

Иллюстрации лекарственных трав в виде пазла, которые нужно собрать 
Дети, скажите, только травы могут быть лекарственными?
Дети: Нет. 
Воспитатель: Кто знает этот кустарник?
Дети: Малина. 
Воспитатель: Наверняка каждого из вас лечили чаем с малиновым вареньем. Она помогает вылечить простуду.

Да, если лекарственными растениями умело пользоваться, то можно сохранить здоровье на долгие годы. Лечение лекарственными растениями называется фитотерапией. 

Разные растения помогают от разных болезней. Много лет люди копили и передавали друг другу свои знания о лечебных свойствах растений. Сейчас же можно купить готовую книгу или  справочник лекарственных растений, где подробно написано, как можно использовать лекарственное растение и где его можно собрать, чем оно полезно и как выглядит. Еще такая книга называется травник. Но важно знать: нужно посоветоваться с врачом, прежде чем применять лекарственное растение.

А как их можно применять? … Заваривать и настаивать, варить компоты и морсы, сушить.

Существуют определенные правила для заготовки лекарственных растений, которые должен помнить каждый травник.

Ребята, а знаете ли вы какие это правила?

Правила сбора лекарственных растений:

-Нельзя собирать растения вблизи дорог и в городе.

-Если не знаешь растения, то его не рви.

-Собирают растения в сухую, солнечную погоду и сушат в тени.

- Нельзя рвать много растений.
- Нельзя пробовать незнакомые плоды, корневища.

- После сбора лекарственных трав следует тщательно вымыть руки.

А мы с вами сегодня вспомнили много полезных лекарственных растений

(Какие? А какие мы еще знаем?);

вспомнили и их отдельные части, смогли узнать растения по описанию и запаху, а также запомнили правила сбора.

Теперь мы с вами тоже в своем роде травники!


А какие вы знаете деревья, обладающие лечебными свойствами?
Воспитатель показывает иллюстрации. Дети называют знакомые деревья: липа, береза, рябина, дуб.

VI. Итог занятия.– Какие растения называют лекарственными?

– Как правильно собирать лекарственные растения?

Вот сколько растений и деревьев, которые могут помочь нам справиться с болезнями, но это лишь малая часть всех богатств нашей Природы!

Природа с радостью отдает нам все свои дары, а за это просит, что бы мы берегли ее и понапрасну не срывали ни один цветок, ведь он может кого-нибудь вылечить! Давайте скажем нашей природе — большое спасибо! И постараемся никогда не болеть!



Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия   по теме: «Лекарственные растения»

Цель: формирование познавательной активности  детей в процессе формирования представления о лекарственных растениях.

 Задачи:
1. Познакомить детей с понятием «Лекарственные растения» и пользе, приносимой людям.
2. Развивать логическое мышление, память, внимание.
3. Закрепить знания детей о растениях и их значении в жизни Планеты.
4. Воспитывать бережное отношение к растениям и любовь к родному краю.
Материал: наглядный материал: рисунки с изображением лекарственных растений, деревьев; раздаточный материал: карточки с заданием;

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Здесь присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся.

Ребята, а теперь послушайте загадку. Если вы её разгадаете, то поймёте, о чём мы с вами сегодня будем разговаривать:

Они бывают разные:
Полезные, опасные,
Красивые, пахучие
С листьями, колючие.
Лекарства заменяют

И лакомством бывают,
И чаем нас напоют,
И даже дом построят,
Земли они творенья
Зовём мы их …… (растения)

— Ребята! Перечислите, мне, пожалуйста, растения, которые вы знаете?
Ответы детей: (травы, кусты, деревья, цветы).
— А почему они называются растениями?
Ответы детей :(у растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды)
— Ребята, а растения живые или неживые?
Ответы детей: (живые)
— А почему они живые?
Ответы детей: (они растут, дышат, питаются, размножаются, погибают)
— А где же растёт очень много различных растений? 
Ответы детей:(в лесу, на лугу, в поле, в палисаднике)

Сегодня мы с вами поговорим о лекарственных растениях.
Без растений жизнь на планете не существовала бы. 
Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также им помогают лечиться от болезней. 
Послушайте стихотворения про них.
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке,
В каждой ветке –
И лекарства, и таблетки.

Лечение растениями зародилось в глубокой древности. Тогда еще не было таблеток и пластырей, но люди болели: простужались и ранились, у них болела голова и живот. Люди стали замечать, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то траву, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.
А может быть, кто-нибудь знает, лекарственное растение?
Ответы детей: (мать — и – мачеха, подорожник, крапива, одуванчик)

Посмотрите на это растение. Кто знает, как оно называется?
Дети: Мать-и-мачеха.
Воспитатель показывает иллюстрацию.
Посмотрите на картинку: будто солнышко разбросало своих маленьких деток по полянке
Воспитатель: А вы знаете, почему оно так странно называется? 
Ответы детей. 
Воспитатель: Правильно. Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. С изнанки они мягкие, светлые, бархатные. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала мама. А верхняя часть листа – твердая, гладкая, холодная. Словно прикосновения суровой мачехи. Это самый первый весенний цветок. А что появляется у мать-и-мачехи вперед – листья или цветы?
Дети: Цветы. 
Воспитатель: Говорят, что он так торопится показаться на свет, что не успевает выпустить листья. Цветки мать-и-мачехи могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Люди готовят из этих цветов отвары и лечатся им от кашля.

Физкультминутка «Цветы»

Дети приседают, изображая нераскрывшиеся бутоны цветов.

Педагог говорит: «Раз-два-три, выросли цветы!» Дети медленно приподнимаютсяподнимают руки вверх, раскрывают пальчики.

К солнцу потянулись высоко: Тянутся на носочках, смотрят вверх.
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебелёк качал. 
Раскачивают руками влево-вправо
над головой.
Влево качнулись – низко пригнулись. Наклоняются влево.
Вправо качнулись – низко пригнулись. 
Наклоняются вправо.
Ветерок, убегай! 
Грозят пальчиком.
Ты цветочки не сломай! 
Приседают.
Пусть они растут, растут, Медленно приподнимаются, поднимают
Детям радость принесут! 
Руки вверх, раскрывают пальчики.

Послушайте загадку:
Лекарь вырос у дороги, он больные лечит ноги.

Воспитатель: Дети, вы узнали, что это за растение? 
Дети: Подорожник. 
Воспитатель: Почему оно так называется? 
Дети: Подорожник растёт около дорог. 
Воспитатель: У него жесткие и упругие листья. Подорожник называют травой-путешественницей. За что он получил такое прозвище? Какая особенность есть у его семян?
Ответы детей.
Воспитатель: Крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Приклеившись к ногам людей или лапам животных, они путешествуют вместе с нами, и подорожник без труда перебирается на другие места. От чего нам сможет помочь подорожник?
Дети: Он заживляет раны. 
Воспитатель: Его прикладывают при порезах, ссадинах, укусах насекомых.
Послушайте ещё одну загадку:
Ах, не трогайте меня,
Обожгу я без огня.
О каком растении идёт речь?
Дети: Крапива
Воспитатель
Но почему говорят, что крапива обжигает? 
Ответы детей.

Воспитатель: Да, вы правы: стебель и листья крапивы усажены жгучими волосками, острые концы которых очень хрупкие. Каждый волосок – как иголка у шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы.
А как вы думаете, как её используют?
Ее используют, чтобы остановить кровотечение, употребляют для заживления ран, настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления волос. 
А вы знаете, что крапива может не только вылечить, но и накормить. Листья крапивы съедобны
А теперь послушайте стихотворения и узнайте это растение:
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.

На лужайке, где кусты,
Ярко-желтые цветы. 
С солнышком проснулись,
Сладко потянулись.
Удивились комары:
Нет цветов, одни шары,
Нежные, пушистые,
Светло-серебристые.
Мимо ветерок бежал,
Ветер шарики качал,
И летит за рядом ряд
Парашютиков отряд.

Одуванчики цветы 
Ослепительно желты! 
И горит лужайка наша
Словно сказочная чаша, 
Где на круглом донце 
Расплескалось солнце!
Дети: Одуванчик
Воспитатель: Цветы, словно маленькие солнышки, раскрываются в хорошую погоду и закрываются, когда пасмурно. 
Но вот одуванчик зацвел и что с ним происходит?
Ответы детей. 
Воспитатель: Правильно, появляются семена, прикрепленные к пушистым белым хохолкам, которые легко сдуваются ветром. Поэтому его так и назвали — одуванчик. Представим, что у нас в руках белые шапочки, подуем на них, сначала еле-еле, потом посильней, а потом сильно – сильно, пока все парашютики не улетят.

Дыхательная гимнастика.

Я шариком пушистым,
Белею в поле чистом.
А дунет ветерок — 
Остался стебелек.
Одуванчик тоже лекарственный. Его используют, как средство, чтобы понизить температуру. Одуванчик можно употреблять в пищу. Из молодых листьев делают супы и салаты, из цветов – варенье, а из корней – одуванчиковое кофе.

Игра «Собери лекарственные травы»

Иллюстрации лекарственных трав в виде пазла, которые нужно собрать 
Дети, скажите, только травы могут быть лекарственными?
Дети: Нет. 
Воспитатель: Кто знает этот кустарник?
Дети: Малина. 
Воспитатель: Наверняка каждого из вас лечили чаем с малиновым вареньем. Она помогает вылечить простуду.

Да, если лекарственными растениями умело пользоваться, то можно сохранить здоровье на долгие годы. Лечение лекарственными растениями называется фитотерапией. 

Разные растения помогают от разных болезней. Много лет люди копили и передавали друг другу свои знания о лечебных свойствах растений. Сейчас же можно купить готовую книгу или  справочник лекарственных растений, где подробно написано, как можно использовать лекарственное растение и где его можно собрать, чем оно полезно и как выглядит. Еще такая книга называется травник. Но важно знать: нужно посоветоваться с врачом, прежде чем применять лекарственное растение.

А как их можно применять? … Заваривать и настаивать, варить компоты и морсы, сушить.

Существуют определенные правила для заготовки лекарственных растений, которые должен помнить каждый травник.

Ребята, а знаете ли вы какие это правила?

Правила сбора лекарственных растений:

-Нельзя собирать растения вблизи дорог и в городе.

-Если не знаешь растения, то его не рви.

-Собирают растения в сухую, солнечную погоду и сушат в тени.

- Нельзя рвать много растений.
- Нельзя пробовать незнакомые плоды, корневища.

- После сбора лекарственных трав следует тщательно вымыть руки.

А мы с вами сегодня вспомнили много полезных лекарственных растений

(Какие? А какие мы еще знаем?);

вспомнили и их отдельные части, смогли узнать растения по описанию и запаху, а также запомнили правила сбора.

Теперь мы с вами тоже в своем роде травники!


А какие вы знаете деревья, обладающие лечебными свойствами?
Воспитатель показывает иллюстрации. Дети называют знакомые деревья: липа, береза, рябина, дуб.

VI. Итог занятия.– Какие растения называют лекарственными?

– Как правильно собирать лекарственные растения?

Вот сколько растений и деревьев, которые могут помочь нам справиться с болезнями, но это лишь малая часть всех богатств нашей Природы!

Природа с радостью отдает нам все свои дары, а за это просит, что бы мы берегли ее и понапрасну не срывали ни один цветок, ведь он может кого-нибудь вылечить! Давайте скажем нашей природе — большое спасибо! И постараемся никогда не болеть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по биологии в 7 классе "Лекарственные растения Кубани"

Данный конспект занятия содержит материала о лекарственных растениях Кубани....

Конспект внеклассного занятия по биологии в 7 классе школы VIII вида "Путешествие в мир лекарственных растений Краснодарского края"

Конспект внеклассного занятия по биологии в 7 классе школы VIII вида  "Путешествие в мир лекарственных растений Краснодарского края"...

Коррекционно-познавательное занятие по теме «Растения, которые нас лечат».

Цели:- познакомить учащихся с основными лекарственными растениями своей местности, с их разнообразием, с некоторыми правилами сбора, сушки и применения;- воспитывать потребность в здоровом образе жизн...

Презентация к занятию "Лекарственные растения"

Презентация к занятию подготовлена для детей подготовительной группы....

Презентация к занятию "Лекарственные растения рек Золотой Китат и Алчедат"

Презентация "Лекарственные растения рек Золотой Китат и Алчедат" знакомит учащихся с лекарственными растениями, произрастающими в Яйском районе Кемеровской области по берегам рек Золотой Кит...

КПЗ "В мире растений . Лекарственные растения" для учащихся 6 класса, 2019-2020 уч.год

Занятие разработано для учащихся 6клаас коррекционной школы 8 вида....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: "ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ"

Цель: формирование экологической культуры личности и грамотного            поведения в природе.Задачи:  Образовательные:Уточнить и расширить...