ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
статья

Севастьянова Ольга Алексеевна

Статья посвящена исследованию эффективности методов психологической коррекции интернет-зависимости у подростков. Авторы исходят из позиций, согласно которым психологическая коррекция интернет-зависимости возможна средствами арт-терапии. Преимущество данного метода, по мнению авторов, заключается в том, что арт-терапия действует на языке визуальной и пластической экспрессии, а это особенно эффективно в работе с подростками и позволяет использовать её как инструмент исследования, развития и гармонизации в случаях, когда подростку сложно выражать свои эмоции словесно.

Ссылка на статью: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskay...

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o.a.sevastyanova_i_d.v.ivanov_1.doc40.04 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 159.9.07

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF TEENAGERS' INTERNET ADDICTION BY MEANS OF ART THERAPY

© Севастьянова О.А.,

SPIN-код: -, 0000-0001-8821-5484,

Педагог-психолог,

МБОУ СОШ № 7 им. Д.М. Карбышева,

г. Оха, Российская Федерация, o.sevastyanova95@gmail.com

© Sevastyanova O.A.,

SPIN-code: -, 0000-0001-8821-5484

Teacher-psychologist,

MBOU Secondary School No. 7 named after D.M. Karbyshev,

Okha, Russian Federation, o.sevastyanova95@gmail.com

Okha, Russian Federation 

©Иванов Д. В.,

SPIN-код: 6942-6881, ORCID: 0000-0003-3768-7523,

кандидат психологических наук,

Самарский государственный социально-педагогический университет,

г. Самара, Российская Федерация, avatary@yandex.ru

©Ivanov D. V.,

SPIN-code: 6942-6881, ORCID: 0000-0003-3768-7523,

candidate of psychological sciences,

Samara State University of Social Sciences and Education,

Samara, Russian Federation, avatary@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию эффективности методов психологической коррекции интернет-зависимости у подростков. Авторы исходят из позиций, согласно которым психологическая коррекция интернет-зависимости возможна средствами арт-терапии. Преимущество данного метода, по мнению авторов, заключается в том, что арт-терапия действует на языке визуальной и пластической экспрессии, а это особенно эффективно в работе с подростками и позволяет использовать её как инструмент исследования, развития и гармонизации в случаях, когда подростку сложно выражать свои эмоции словесно.

В статье проанализированы современные исследования соотношения интернет-зависимости и личностных особенностей у подростков, взаимосвязи склонности к интернет-зависимости с акцентуациями характера у подростков, различия личностных особенностей и акцентуаций характера интернет-зависимых юношей и девушек. Авторы отмечают недостаток научных исследований эффективности психологической коррекции и профилактики интернет-зависимости подростков с учетом их личностных особенностей. Выявление и учет таких особенности позволят в дальнейшем индивидуализировать процесс коррекционно-развивающей и психопрофилактической деятельности психолога.

В статье проанализированы личностные особенности, предрасполагающие к возникновению интернет-зависимости. Авторы считают, что зависимость от интернета возникает у подростков с заниженной самооценкой, неуверенностью в себе, тревожностью личности, импульсивностью. Такие особенности личности подростка как неуверенность в себе и повышенная личностная тревожность, сниженный уровень социального и эмоционального интеллекта, создают трудности при построении общения подростка с окружающими и его взаимодействия с социумом, а также приводят к возникновению трудностей в дальнейшей социализации личности. Авторы исходят из предположения, что психологическая коррекция будет возможна при использовании методов арт-терапии.

Приводится описание проведенного исследования эффективности методов арт-терапии в психологической коррекции интернет-зависимости у подростков. Представлены результаты анализа личностных особенностей подростков, склонных к Интернет-зависимости. К личностным особенностям подростков, склонных к Интернет-зависимости, относятся: неустойчивость эмоциональной сферы, неуверенность в себе и повышенную личностную тревожность, сниженный уровень социального и эмоционального интеллекта. Эти особенности личности создают трудности в общении подростка с окружающими и его взаимодействии с социумом, а также приводят к возникновению трудностей в дальнейшей социализации личности, что еще больше вовлекает подростков в использования интернета. Анализ личностных особенностей позволил разработать программу коррекции Интернет-зависимости у подростков.

Представлены результаты повторной диагностики, позволяющие оценить эффективность психолого-педагогической программы коррекции Интернет-зависимости. Сравнительные результаты показали, что количество испытуемых группы риска с Интернет-зависимостью и склонностью к ней сократилось, что позволяет говорить о результативности разработанной нами программы.

Ключевые слова: подросток, интернет-зависимость, арт-терапия, личностные особенности, психологическая коррекция.

В современном мире возрастает воздействие сети Интернет на повседневную жизнь человека. Под воздействием Интернета происходят изменения как психологических особенностей отдельной личности, так и социокультурных особенностей общества. Особенно отчетливо мы можем увидеть эти изменения в подростковой среде, где чаще всего развивается чрезмерная увлеченность сетью. Активнее всего используют Интернет-ресурсы дети и подростки. Несмотря на преимущества, которые дает нам Интернет в работе и общении, существует проблема массовой зависимости от сети Интернет. В силу различных возрастных особенностей подростков они оказываются самой уязвимой группой перед негативным воздействием Интернета и социальных сетей. Подростки пользуются различными сервисами: мессенджерами, форумами, имиджбордами и др.

Хотя у Интернет-пространства есть неоспоримые положительные качества (удобство, доступность, широкомасштабность), нельзя не сказать о том, что проблема проявления массовой зависимости от сети Интернет приобретает все большую актуальность. Подростки в силу характерных особенностей возраста, в частности незрелости и лабильности структуры личности, являются наиболее уязвимыми перед сетью Интернет. Последствия массового вовлечения подростков в Интернет-среду проявляются в различных сферах их деятельности. А.Е. Войскунский говорит о возникающих в этой связи сложностях с учебой, возрастании межличностных конфликтов, а также инфантилизации личности подростков [1].

Проблема интернет-зависимости стала предметом пристального внимания психологов в конце ХХ века. В психологической литературе по аддиктивному поведению существуют разносторонние исследования личностных особенностей зависимых от психоактивных веществ. Однако работы, посвященные исследованию индивидуально-личностных особенностей людей с Интернет-зависимостью, стали появляться лишь недавно. О.Н. Безрукова, К.Г. Дмитриев, М.И. Дрепа, А.Ю. Егоров выделяют ряд особенностей личности, которые связаны с зависимостью от сети Интернет [2-5]. К ним относятся различные шизоидные проявления, интровертированность личности и чувство одиночества, проявление агрессии, стремление отделить себя от окружающих, поиск острых ощущений, сниженный самоконтроль, проявления нарциссических черт характера, низкая самооценка при высокой невротизации личности, низкий уровень развития эмоционального интеллекта, склонность к депрессии. Помимо этого, отмечается наличие взаимосвязи компьютерной и Интернет-зависимости с повышенной ситуативной тревожностью, психологическим напряжением, низкой работоспособностью и общей физической угнетенностью.

В последние годы проведены исследования соотношения интернет-зависимости и личностных особенностей у подростков. Например, исследование Ю.В. Захаровой и Д.В. Иванова, посвящено изучению взаимосвязи склонности к интернет-зависимости с акцентуациями характера у подростков [6]. А исследование А.В. Кадеевой и Д.В. Иванова показало различия в личностных особенностях и акцентуациях характера интернет-зависимых подростков мужского и женского пола [7]. Вместе с тем отсутствуют исследования, которые определяют особенности психологической профилактики интернет-зависимости подростков в зависимости от их личностных особенностей. На данный момент мы считаем недостаточными научные сведения о личностных особенностях интернет-зависимых подростков, а также о методах психологической профилактики. Выявление таких особенности позволит в дальнейшем индивидуализировать процесс коррекционно-развивающей и психопрофилактической деятельности психолога.

Целью нашего исследования являлось определение эффективности арт-терапии в психологической  коррекции Интернет-зависимости у подростков с определенными личностными чертами. Мы считаем, что, если интернет-зависимость формируется у подростков с заниженной самооценкой, неуверенностью в себе, тревожностью личности, импульсивностью, то её психологическая профилактика возможна при использовании арт-терапевтической психолого-педагогической программы профилактики Интернет-зависимости у подростков. Такие особенности личности подростка как неуверенность в себе и повышенная личностная тревожность, сниженный уровень социального и эмоционального интеллекта, создают трудности при построении общения подростка с окружающими и его взаимодействия с социумом, а также приводят к возникновению трудностей в дальнейшей социализации личности. И арт-терапия в работе с такими подростками, на наш взгляд, наиболее эффективна, т.к. носит невербальный, творческий характер.

Арт-терапия является коррекционно-развивающим методом на основе художественного творчества. Ее преимущество заключается в том, что в отличие от других направлений, в основе которых используются вербальные средства общения и восприятия, арт-терапия действует на языке визуальной и пластической экспрессии. Это особенно эффективно в работе с подростками и позволяет использовать арт-терапию как инструмент исследования, развития и гармонизации в случаях, когда подростку сложно выражать свои эмоции словесно.

Работы многих психологов посвящены вопросам применения в психологической практике арт-терапии. Над этим работали такие исследователи, как И.В. Вачков, Л.Г. Гребенщикова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Н.Л. Карпова, А.С. Панфилова, А.И. Шувиков [8-11]. Использование арт-терапевтических средств в работе с интернет-зависимыми подростками эффективен тем, что ему не нужна особая подготовка, наличие способности к рисованию или художественных навыков. Также изобразительное искусство способствует сближению между специалистом и подростком. Приобретаемый на групповых арт-терапевтических занятиях опыт позволяет подросткам получить психологическую поддержку в сложный период, а также определенный социально-психологический иммунитет в решении сложных проблем, возникающих в межличностном общении, новые положительные поведенческие схемы, умения и навыки, которые формируются в процессе творческой работы и помогают эффективно осваивать сложности реального мира.

Мы предположили, что если интернет-зависимость формируется у подростков с заниженной самооценкой, неуверенностью в себе, тревожностью личности, импульсивностью, то её психологическая профилактика возможна при использовании арт-терапевтической психолого-педагогической программы профилактики Интернет-зависимости у подростков.

Всего в исследовании приняло участие 55 подростков (13-14 лет) – активные пользователи сети Интернет. Из них 26 девушек и 29 юношей.

В нашем исследовании нами были использованы такие методики как:

1. Тест Интернет-зависимости Чен (шкала CIAS) в адаптации В.Л. Малыгина, К.А. Феклисова – использовалась для выявления Интернет-зависимости подростков или склонности к ней [12, 13]. 2. Подростковый вариант многофакторной методики Р.Б. Кеттелла – использовалась для выявления личностных особенностей подростков с Интернет-зависимостью или склонностью к ней [14]. 3. Анкета «Подросток и социальные сети» (О.А. Севастьяновой).

Согласно результатам исследования по методике «Шкала Интернет- зависимого поведения (Chen Internet addiction Scale, CIAS)» было обнаружено, что 47 подростков (85,5% от общей выборки) входят в группу риска, имея Интернет-зависимость либо склонность к ней. При этом, согласно Анкете «Подростков и социальные сети», только 36% подростков признают, что зависят от Интернет. Положительными эффектами влияния социальных сетей подростки считают возможность общение, а отрицательными – возможные проблемы со здоровьем.

Далее нами была использована методика Р.Б.Кеттелла для того, чтобы выявить, какими личностными особенностями обладают подростки, склонные к Интернет-зависимости с целью дальнейшего построения коррекционной программы. Обнаружилось, что у 77% интернет-зависимых девушек низкие оценки по фактору С (степень эмоциональной устойчивости); у 62% интернет-зависимых девушек низкие оценки по фактору Е (подчиненность-доминирование); у 65% интернет-зависимых девушек и у 86% интернет-зависимых юношей низкие оценки по фактору Н (застенчивость-авантюризм); у 58% интернет-зависимых девушек высокие оценки по фактору J (неврастения); у 54% интернет-зависимых девушек и у 76% интернет-зависимых юношей высокие оценки по фактору О (самоуверенность-склонность к чувству вины); у 58% интернет-зависимых девушек низкие оценки по фактору Q2 (степень групповой зависимости); у 62% интернет-зависимых юношей низкие оценки по фактору Q3 (степень самоконтроля); у 65% интернет-зависимых девушек и у 69% интернет-зависимых юношей высокие оценки по фактору Q4 (степень внутреннего напряжения). Тест Кеттелла позволил выявить психологические особенности личности подростков с Интернет-зависимостью и склонностью к ней. К ним относятся: неустойчивость эмоциональной сферы, неуверенность в себе и повышенную личностную тревожность, сниженный уровень социального и эмоционального интеллекта. Эти особенности личности создают трудности при построении общения подростка с окружающими и его взаимодействия с социумом, а также приводят к возникновению трудностей в дальнейшей социализации личности, что еще больше вовлекает подростков «в сеть».

С целью психологической коррекции Интернет-зависимости нами была разработана и апробирована психолого-педагогическая арт-терапевтическая программа для подростков. Использование метода арт-терапии расширяет сферу интересов подростка, развивает самосознание и стимулирует к получению нового опыта коммуникации со сверстниками. В свою очередь это приводит к интенсивному росту социально-значимых побуждений и переживаний.

Согласно современным исследованиям, коррекционно-развивающие методы в психологии, которые базируются на развитии креативности и творческого потенциала подростка, являются одними из наиболее эффективных на сегодняшний день. Работа с проблемами подросткового возраста посредством творчества является наиболее экологичным методом, так как подросток, находясь в творческом процессе, получает возможность самовыражения, раскрытия своего личностного потенциала, при этом происходит оптимизация его эмоционально-поведенческих реакций. Поэтому создание такого поля для самореализации очень важно и предполагает развитие процесса самовоспитания со стороны самого подростка, а также обеспечение условий для раскрытия его потенциальных возможностей.

Такая работа предусматривает включение обучающихся в решение различных проблемных ситуаций, проигрывание социальных взаимоотношений (реальных или имитируемых), стимулирование процесса самопознания, определение и развитие своей позиции и способов адекватного поведения в той или иной ситуации, а также помощь подросткам в анализировании проблем в отношениях с социумом и адаптировании своего поведения в трудных жизненных ситуациях. Создание такой среды – это последовательное и системное воспитание у подростков самостоятельности, повышение уровня эмоционально-волевого контроля, ответственности за свои поступки, формирование морально-нравственного аспекта поведения, развитие креативности и позитивного отношения к творчеству и жизни в целом. Этим целям отвечают креативные методы коррекционно-развивающей работы в рамках арт-терапевтического подхода.

Арт-терапия недирективна, она не навязывает подростку каких-то внешних средств разрешения его проблем, но позволяет запустить внутренние личностные ресурсы.

Использование метода арт-терапии расширяет сферу интересов подростка, развивает самосознание и стимулирует к получению нового опыта коммуникации со сверстниками. Все это приводит к интенсивному росту социально-значимых побуждений и переживаний.

Цель программы: коррекция Интернет-зависимости в подростковом возрасте. Задачи: 1. Стабилизировать эмоциональное состояние подростков посредством применения арт-техник. 2. Мотивировать подростков к самопознанию, саморазвитию и самовыражению. 3. Развивать творческое мышление.

В условиях образовательного учреждения арт-терапия используется как коррекционно-развивающий метод на основе художественно-изобразительного творчества. По сравнению с другими направлениями, использующими вербальные каналы коммуникации, в арт-терапии используется язык визуального и пластического выражения состояния, чувств и эмоций, что особенно актуально в работе с детьми подросткового возраста.

Приобретаемый на групповых арт-терапевтических занятиях опыт позволяет подросткам получить психологическую поддержку в сложный период, а также определенный социально-психологический иммунитет в решении сложных проблем, возникающих в межличностном общении, новые положительные поведенческие схемы, умения и навыки, которые формируются в процессе творческой работы и помогают эффективно осваивать сложности реального мира.

Занятия проводились для подростков лет в малых группах по 5-7 человек для достижения наибольшей эффективности. Продолжительность каждого занятия по программе: 40-60 минут. Периодичность занятий – 2 раз в неделю.

Психокоррекционные занятия с применением техник арт-терапии предоставляют подростку возможность для выражения и осознания самых разнообразных чувств в социально приемлемой манере. Сам процесс помогает снять напряжение, что особенно важно для зависимых обучающихся, у которых отмечается повышенная раздражительность и тревожность, неумение выходить из стрессовых ситуаций. После апробации мы провели анализ эффективности психолого-педагогической программы коррекции Интернет-зависимости среди подростков. С целью анализа эффективности психолого-педагогической программы профилактики Интернет-зависимости среди подростков после ее апробации нами была проведена повторная диагностика.

Сравнительные результаты по методике «Шкала Интернет-зависимого поведения (Chen Internet addiction Scale CIAS)» показывают, что количество испытуемых группы риска с Интернет-зависимостью и склонностью к ней сократилось на 22%. Если вначале таких подростков было 85,5%, то после участия в программе, их число сократилось до 63,5%. По анкете «Подростки социальные сети» после апробации программы ответы на вопрос об интернет-зависимости не изменились. По-прежнему 36% подростков считают, что у них есть Интернет-зависимость и 64% утверждают обратное.

Анализ результатов диагностики, проведенной после апробации программы, позволяет нам сделать следующие выводы. Количество испытуемых группы риска с Интернет-зависимостью и склонностью к ней сократилось на 22%. Несмотря на то, что 85,5% опрашиваемых подростков по-прежнему зарегистрированы в социальных сетях, они стали проводить там меньше времени, 76% опрошенных проводят там до 3-х часов в день, тогда как в начале исследования половина опрошенных проводили в Интернете 5 часов и более. Ответы на вопрос об интернет-зависимости не изменились, по-прежнему 36% подростков считают, что у них есть Интернет-зависимость и 64% утверждают обратное.

Согласно результатам, полученным в процессе исследования, мы можем говорить о результативности разработанной нами программы. На первом этапе мы провели анализ результатов исследования Интернет-зависимости подростков и выявили группу риска, с которой строилась дальнейшая работа по программе. После апробации мы провели анализ эффективности психолого-педагогической программы коррекции Интернет-зависимости среди подростков. Для этого была проведена повторная диагностика. Согласно результатам, полученным в процессе исследования, мы можем говорить о результативности разработанной нами программы и подтверждении выдвинутой нами гипотезы. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы психологами образовательных учреждений в рамках психологической профилактики и коррекции Интернет-зависимости в подростковом возрасте. Разработанная программа коррекции Интернет-зависимости среди подростков средствами Арт-терапии позволит в дальнейшем индивидуализировать процесс коррекционно-развивающей и психопрофилактической деятельности психолога.

Список литературы:

1. Войскунский А.Е. Личность в сети: становление и современное состояние киберпсихологии // Образование и развитие личности в современном коммуникативном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 17-26.

2. Безрукова О.Н. Социология молодежи: учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во С. - Петерб. ун-та, 2004. 35 с.

3. Дмитриев К.Г. Взаимосвязь между показателем коммуникативной толерантности и уровнем интернет-зависимости // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2013. № 1 (28). С. 99-102.

4. Дрепа М.И. Психологический портрет личности интернет-зависимого студента // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 4 (82). С. 75-81.

5. Кибитов А.О., Трусова А.В., Егоров А.Ю. Интернет-зависимость: клинические, биологические, генетические и психологические аспекты // Вопросы наркологии. 2019. № 3 (174). С. 22-47.

6. Захарова Ю.В., Иванов Д.В. Взаимосвязь склонности к интернет-зависимости с акцентуациями характера у подростков // Бехтерев и современная психология личности: сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции. Казань: НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования», 2020. С. 199-201.

7. Кадеева А.В., Иванов Д.В. Личностные особенности подростков, склонных к интернет-зависимости // Бюллетень науки и практики. 2020 Т. 6 №12. С. 376-385. https://doi.org/10.33619/2414-2948/61/43

8. Вачков И.В., Ерина Т.Н. Психокоррекция детско-родительских отношений в семье ребенка-дошкольника с ограниченными возможностями здоровья // Социальная психология семьи. Материалы международной научно-практической конференции. 2019. С. 22-27.

9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей: метод сказкотерапии. СПб: Речь, 2002. 176 с. (монография)

10. Карпова Н.Л., Голзицкая А.А., Попова Т.А., Семенюкова Е.С. Методы арт-терапии в cоциореабилитации // Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2017. С. 365-370.

11. Карпова Н.Л., Данина Н.В., Кисельникова А.И., Шувиков А.И. Психологический, педагогический и психотерапевтический аспекты воздействия кино на зрителя // Вопросы психологии. 2011. № 4. С. 87-97.

12. Chen Y., Peng S.S. University students' Internet use and its relationships with academic performance, interpersonal relationships, psychosocial adjustment, and self-evaluation // Cyberpsychology & Behavior. 2008. vol.11. P. 467-469.

13. Малыгин В.Л., Феликсов К.А., Искандирова А.С., Антоненко А.А., Смирнова Е.А., Хомерики Н.С. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики: учебное пособие. М. МГМСУ, 2011. 32 с.

14. Практикум по психодиагностике / авт.-сост. А.И. Гарбер, Д.В. Иванов, С.К. Бердибаева. Алматы: Казак университетi, 2019. 365 с.

References:

1. Vojskunskij A.E. (2016) Lichnost' v seti: stanovlenie i sovremennoe sostoyanie kiberpsihologii. Obrazovanie i razvitie lichnosti v sovremennom kommunikativnom prostranstve. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. 17-26. (in Russian)

2. Bezrukova O.N. (2004) Sociologiya molodezhi: uchebno-metodicheskoe posobie. SPb.: Izd-vo S. - Peterb. un-ta. 35. (in Russian)

3. Dmitriev K.G. (2013) Vzaimosvyaz' mezhdu pokazatelem kommunikativnoj tolerantnosti i urovnem internet-zavisimosti. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 4: Pedagogika. Psihologiya. № 1 (28). 99-102. (in Russian)

4. Drepa M.I. (2009) Psihologicheskij portret lichnosti internet-zavisimogo studenta. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. № 4 (82). 75-81. (in Russian)

5. Kibitov A.O., Trusova A.V., Egorov A.YU. (2019) Internet-zavisimost': klinicheskie, biologicheskie, geneticheskie i psihologicheskie aspekty. Voprosy narkologii. № 3 (174). 22-47. (in Russian)

6. Zaharova YU.V., Ivanov D.V. (2020) Vzaimosvyaz' sklonnosti k internet-zavisimosti s akcentuaciyami haraktera u podrostkov. Bekhterev i sovremennaya psihologiya lichnosti: sbornik statej VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kazan': NOU DPO «Centr social'no-gumanitarnogo obrazovaniya». 199-201. (in Russian)

7. Kadeeva A.V., Ivanov D.V. (2020) Lichnostnye osobennosti podrostkov, sklonnyh k internet-zavisimosti. Byulleten' nauki i praktiki. T. 6 №12. 376-385. https://doi.org/10.33619/2414-2948/61/43 (in Russian)

8. Vachkov I.V., Erina T.N. (2019) Psihokorrekciya detsko-roditel'skih otnoshenij v sem'e rebenka-doshkol'nika s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Social'naya psihologiya sem'i. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 22-27. (in Russian)

9. Zinkevich-Evstigneeva T.D. (2002) Psihoterapiya zavisimostej: metod skazkoterapii. SPb: Rech'. 176. (in Russian)

10. Karpova N.L., Golzickaya A.A., Popova T.A., Semenyukova E.S. (2017) Metody art-terapii v cocioreabilitacii. Psihologicheskie problemy smysla zhizni i akme. 365-370. (in Russian)

11. Karpova N.L., Danina N.V., Kisel'nikova A.I., SHuvikov A.I. (2011) Psihologicheskij, pedagogicheskij i psihoterapevticheskij aspekty vozdejstviya kino na zritelya. Voprosy psihologii. № 4. 87-97. (in Russian)

12. Chen Y., Peng S.S. (2008) University students' Internet use and its relationships with academic performance, interpersonal relationships, psychosocial adjustment, and self-evaluation. Cyberpsychology & Behavior. vol.11. 467-469.

13. Malygin V.L., Feliksov K.A., Iskandirova A.S., Antonenko A.A., Smirnova E.A., Homeriki N.S. (2011) Internet-zavisimoe povedenie. Kriterii i metody diagnostiki: uchebnoe posobie. M. MGMSU. 32. (in Russian)

14. Praktikum po psihodiagnostike (2019) / avt.-sost. A.I. Garber, D.V. Ivanov, S.K. Berdibaeva. Almaty: Kazak universiteti. 365. (in Russian)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика интернет-зависимости у подростков

Материалы содержат классификацию типов интернет-зависимостей, психологические и физические симптомы интернет-завесимости, причины, опасности и последствия инернет-зависимости, терапия и профилактика и...

Интернет-зависимость у подростков

В данной статье представлен материал об интернет- зависимости подростков....

Профилактика интернет- зависимости у подростков

Интернет – зависимость – это болезнь.  Интернет – среда часто используется как лекарство, как средство, которое помогает снять тревогу, напряжение, уйти, убежать. А интерне...

Социально-психологический проект «Профилактика Интернет зависимость у подростков»

Интернет безграничен, его просторы привлекают своей яркостью, обилием и доступностью любой информации, свободой общения с другими людьми. Но именно эти свойства интернета и таят в себе реальную опасно...

Путь героя - профилактика интернет-зависимости у подростков

В рамках реализации проекта "Здоровая Россия -общее дело" проведен классный час  "Путь героя - профилактика интернет-зависимости у подростков"...

Статья на тему:" Интернет зависимость у подростков"

Сегодня человечество столкнулось с проблемой последствий связи «компьютер-психика». В данный момент уже не вызывает сомнений тот факт, что воздействие, которое Интернет может оказать на ли...