Опыт работы с детьми с ОВЗ
статья

Чупина Мария Ильинична

В данной статье описан опыт работы по сопровождению, развитию и социализации детей-инвалидов, обучающихся по адаптированным дополнительным общеразвивающим программам физкультурно-спортивной направленности в МОУ ДО «Центр детского творчества»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Опыт работы с детьми с ОВЗ74.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Семенчук Инна Анатольевна

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного            образования «Центр детского творчества»                                                                                                           заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Чупина Мария Ильинична

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного      образования  «Центр детского творчества»

методист

Социализация и развитие детей-инвалидов и детей с ОВЗ средствами адаптивной физической культуры в условиях дополнительного образования

       

          Аннотация

В данной статье описан опыт работы по сопровождению, развитию и социализации детей-инвалидов, обучающихся по адаптированным дополнительным общеразвивающим программам физкультурно-спортивной направленности в МОУ ДО «Центр детского творчества» города Надым.  Представлены результаты работы с данной категорией детей за последние 5 лет.

Ключевые слова: дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, социализация, адаптированная дополнительная общеразвивающая программа, адаптивная физическая культура и спорт.

Вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, их социализации и развитии особо актуален в новых социально-экономических условиях нашего общества. В Законе РФ «Об образовании» закреплены и отражены вопросы, связанные с обеспечением надлежащих условий для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. В Концепции развития образования определены значимость и важность системы дополнительного образования, способствующей творческому развитию детей с ОВЗ, их адаптации в жизни общества [1, с.12].

Согласно Концепции развития дополнительного образования детей, одной из целей является повышение вариативности, качества и доступности для каждого [2, с.8]. Именно система дополнительного образования предоставляет альтернативные возможности для развития и социализации различных категорий детей.

Более 10 лет в Центре детского творчества складывается доступная среда для удовлетворения потребностей детей с особенностями в развитии. С каждым годом увеличивается количество детей с ОВЗ и детей-инвалидов, обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам. Наряду с индивидуальным обучением осуществляется и групповое обучение.

В последние годы значительно повысился уровень популяризации физкультурно-спортивной деятельности лиц с ОВЗ, в том числе среди детей.          Спорт и адаптивная физическая культура для данной категории детей особенно важны потому, что являются средством общения, заставляют их забывать о своих проблемах; поверить в себя, в свои силы и возможности; проявить лидерские качества, участвуя в различных соревнованиях и конкурсах.

Данным аспектом был обусловлен социальный заказ в адрес Центра на разработку программы физкультурно-спортивной направленности, в рамках которой дети-инвалиды смогли бы заниматься адаптивной физической культурой.

На протяжении 8 лет реализуется программа «Преодоление» для детей с ОВЗ (индивидуальное обучение), содержание которой направлено на физическое развитие, повышение функциональных и адаптивных возможностей организма, коррекцию отклонений в физическом развитии и создание возможностей для адаптации детей в среду сверстников. В рамках программы также осуществлялась подготовка детей к участию в спортивных и творческих мероприятиях муниципального уровня (День здоровья для детей с ОВЗ в МО Надымский район, районный фестиваль творчества «От сердца к сердцу» и др.).

Для более эффективной реализации программы было выстроено плодотворное сотрудничество с родителями учащихся через реализацию социально-значимого проекта «Поверь в себя». Совместное участие в мероприятиях проекта способствовало формированию общих интересов, развитию коммуникативных качеств, раскрытию творческого потенциала и заинтересованности родителей в результатах своих детей.

Данное сотрудничество и целенаправленная работа педагога, достигнутые результаты детей обусловили необходимость разработки и внедрения в 2018 году адаптированной дополнительной общеразвивающей программы продвинутого уровня «Олимпия» и индивидуальных образовательных маршрутов к ней.

           По данной программе обучаются 6 детей-инвалидов (нарушение слуха, опорно-двигательного аппарата и интеллекта). Содержание программы направлено на повышение уровня физического развития и физической подготовленности учащихся, повышение спортивного мастерства в различных видах спорта: легкая атлетика, настольный теннис, дартс, шашки и шахматы.

Системный подход и создание благоприятных условий для занятий адаптивной физической культурой и спортом позволяют детям с ОВЗ и детям-инвалидам успешно развиваться, социализироваться и добиваться значимых для себя результатов.

На протяжении последних 5 лет учащиеся, занимающиеся по адаптированным программам «Преодоление», «Олимпия», показывают стабильно высокие результаты в области адаптивного спорта. Учащиеся приняли участие в  46 конкурсных мероприятиях (качество участия – 92%), победители и призёры Первенства России по спорту глухих (шахматы, шашки) среди юниоров и юниорок (2019г.); Межрегионального детского финно-угорского шахматного турнира «Валдо Кече» (2017г., 2018г.); окружных соревнований, посвященных Дню здоровья для детей с ОВЗ (2014-2018гг.),  Окружной Параспартакиады ЯНАО (2014-2019гг.), Открытого личного Кубка ЯНАО по настольному теннису (среди мужчин, женщин) спорт глухих (2018г.), Параспартакиады Муниципального образования Надымский район (2014-2018гг.), и др.

Полученные результаты позволили 6 учащимся – детям-инвалидам стать членами сборной команды параолимпийцев Надымского района, из них 4 учащихся вошли в сборную команду параолимпийцев ЯНАО, 5 учащимся присвоены спортивные разряды (спорт глухих, ПОДА), 2 учащихся являются победителями конкурса и обладателями награды «Спортивная элита» в Муниципальном образовании Надымский район (2017г., 2018г.), 1 учащийся – обладатель Муниципальной ведомственной награды «Успех» (2018г.).        

          Таким образом, системная образовательная и воспитательная работа, а также средства адаптивной физической культуры помогают детям с особенностями в развитии социализироваться, приобретать новый жизненный опыт, позволяют приобрести качества, необходимые в любом виде деятельности; дают возможности реализовать свои способности и достичь таких результатов, которые, зачастую превышают результаты здоровых людей.

Библиографический список

 1. Концепция развития образования на 2016-2020 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 2765-р. 

2. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. №1726- р.

3. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке). // Теория и практика физической культуры, 1998. №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Опыт работы по теме "Работа с одаренными детьми"

Материал был предоставлен на 1 этап областного конкурса "Лидер в образовании- 2013"...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ: ОПЫТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА» ИЗ СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЁННЫХ СЕМЕЙ, С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Нарушения и несформированность эмоционально-волевой сферы - одна из самых актуальных проблем, негативно влияющих на освоение детьми дошкольного и школьного возраста общеобразовательных программ. По...

Педагогический опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Педагогический опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Опыт работы с детьми, оставшимися без попечения родителей

Опыт работы учителя с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.( выступление на педагогическом совете)...

Опыт работы с детьми, попавшими в ТЖС

Опыт работы с детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации  Актуальность: На данный момент проблема социально-педагогического сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации чрезв...