Изучение и развитие эмоционального интеллекта.
статья

Зубарева Юлия Анатольевна

Эмоциональный интеллект, на что он влияет. Почему это важно для педагога? Профессиональное выгорание. Развитие эмоционального интеллекта (упражнения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22-23.docx36.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Методическое совещание                   

                                                             Подготовила                                                                            

                                                             педагог дополнительного образования

                                                             Зубарева Юлия Анатольевна

ИЗУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Эмоции играют важную роль в нашей жизни. Они несут информацию о том, что происходит вовне и внутри нас; являются сигналами о потребностях и желаниях; придают дополнительную окраску самому человеку, его личности и обогащают жизнь. Не существует такого понятия: «эта плохая», а вот «эта эмоция - хорошая». Все эмоции важны!

Одной из важных проблем современного общества является проблема умения выражать свои эмоции и чувства, а также умение распознать их у других людей. Умение распознавать и управлять своими эмоциями, а также умение распознавать и управлять эмоциями других людей, называют «эмоциональным интеллектом».

На что влияет эмоциональный интеллект?

На процесс осознания себя. На самоконтроль и саморегуляцию. На развитие мотивации. На становление социальных навыков.

Почему это важно для каждого человека? Когда мы даем выход своим эмоциям, мы освобождаем себя от избыточной негативной энергии, мы учимся понимать других людей, что, если нам плохо, нельзя «срываться» на окружающих, если плохо кому-то, то мы не устанем упорствовать в поддержке этого человека.

Почему это важно для педагога? Потому что как раз дети не умеют скрывать свои эмоции и чувства, они не таят в себе энергию, мешающую им жить, они не умеют притворяться. Педагог, у которого также налажен эмоциональный фон, несёт своим обучающимся позитив. Информация, поступающая от человека с улыбкой, с искренностью, без зажимов и упрёков, воспринимается гораздо лучше, гораздо эффективнее. Это позволяет педагогу успешно преподносить, а обучающимся осваивать новый материал.

По-настоящему об эмоциональном интеллекте заговорили в 60-х годах прошлого века, основные исследования прошли в 80-х, а в 1990 году вышла статья Питера Саловея и Джона Майера «Эмоциональный интеллект». Авторы дали такое определение этому понятию: «Это способность воспринимать и выражать эмоции, понимать их и объяснять, ассимилировать эмоции и мысли, регулировать собственные эмоции и эмоции других людей».

Д. Гоулманом было вычленено пять составляющих эмоционального интеллекта (но надо иметь в виду, что не все согласны с его разработкой):

  • самопознание;
  • саморегуляция;
  • мотивация;
  • эмпатия;
  • социализация.

В первом случае речь идет о способности осознавать собственные эмоции и их причины, а также понимать себя в целом: свои цели, интересы, достоинства и недостатки и т.п. Способность к саморегуляции предполагает умение контролировать себя. Мотивация -это готовность добиваться цели, а эмпатия-  умение понимать окружающих и сочувствовать им. Наконец, под социализацией автор подразумевал способность бесконфликтно общаться с людьми и влиять на них.

Эмоциональный интеллект и профессиональное выгорание педагога.

Педагог- это тот человек, которому необходим высокий уровень обладания эмоциональным интеллектом.

Педагог ежеминутно испытывает сильнейшее эмоциональное напряжение. Это и сочувствие настроению обучающегося (а ведь ребят много, и у каждого что-то свое на душе), и ответственность за жизнь и здоровье не всегда спокойных и дисциплинированных детей, и беспокойство и чувство вины за не сданный вовремя отчет, и волнение из-за предстоящего мероприятия... Всё не перечислишь. А ведь еще постоянно возникают конфликтные ситуации, из которых хочется выйти с честью и минимальными потерями. 

Высокий уровень эмоционального интеллекта позволяет избежать многих проблем, главная из которых - профессиональное выгорание педагога.

Профессиональное выгорание - реальная и остро стоящая проблема. Эмоциональное и физическое напряжение приводит к нарастанию тяжелых симптомов, мешающих качественно работать и разрушающих личность педагога. Выгорание может проявляться в полной апатии, нежелании работать творчески, использовать широкий спектр методических приемов. Может возникнуть нервозность, раздражительность, нетерпимость, которые педагогу бывает трудно, а то и невозможно сдерживать. Бывает, у педагога падает самооценка, он теряет интерес к жизни, к семье, настроен всегда на неудачу, начинает испытывать страх перед администрацией или родителями обучающихся. 

Всех этих симптомов можно избежать или ослабить их, если повысить свой уровень эмоционального интеллекта, уделяя внимание его развитию.

Эмоциональный интеллект для педагога

Развить свой эмоциональный интеллект не так уж трудно, надо лишь уделять упражнениям немного времени ежедневно. Большинство из них увлекательны и не требуют особых условий.

Упражнения на эмоциональный интеллект для педагога

Чтобы потренировать самопознание, можно выполнить интересное упражнение, оно потребует 5-10 минут.

Сначала надо закрыть руками уши и осмотреться, обращая внимание на возможно большее количество мелочей. Затем открыть уши и закрыть глаза. Теперь надо внимательно вслушиваться в окружающее. Наконец, третья часть упражнения — закрыть глаза и уши и постараться воспринимать мир с помощью остальных органов чувств.

Другое полезное упражнение предлагает специфическую рефлексию. Надо стараться называть эмоции, которые вы в настоящий момент испытываете, размышлять, чем эта эмоция полезна.

Нередко рекомендуют вести дневник эмоций. Его можно оформить в виде таблицы, где в первом столбике указывать эмоцию, а во втором — ее причины, проявления и т.п.

Чтобы научиться саморегуляции, обычно рекомендуют ежедневно две минуты стоять в «позе лидера»: выпрямив спину и подняв руки и голову.

Уж с чем - с чем, а с мотивацией педагоги умеют работать! Но все же - стоит упражняться. Например, нужно составить список проблем. Желательно вспомнить все проблемы, которые имеются в настоящий момент. Затем необходимо переформулировать все проблемы в цели, стараясь не использовать «негативные формулировки», то есть частицу «не» и слова типа «прекратить». Обязательно проследите за изменением своего эмоционального состояния.

Полезным может стать и прием «Пять почему». Например, можно задать себе вопрос: «Почему я стал педагогом?» К каждому ответу надо снова задавать вопрос «Почему?».

Для тренировки эмпатии можно использовать такую игру. Включите телевизор во время демонстрации фильма, а звук не включайте. Постарайтесь без слов понять эмоции, которые стремятся передать актеры. Можно смотреть и документальные фильмы, и ток-шоу, и политические дебаты.

Тем же самым можно заниматься в транспорте, стремясь определить эмоциональное состояние окружающих людей и придумывая как можно больше причин такого состояния.

Что касается социальных отношений, то здесь может помочь также рефлексия. Присмотритесь к своим взаимоотношениям с каким-то человеком и проанализируйте (лучше письменно, в виде таблицы), какие эмоции испытываете в общении с ним вы (надо вспомнить побольше и приблизительно определить их частотность), а какие - он с вами. В идеале отношения должны быть сбалансированными (неправильно, если у вас преобладают отрицательные эмоции, а у другого человека - положительные или наоборот). Если это не так, надо попытаться определить причину этого дисбаланса.

Эмоциональный интеллект обучающихся

Разумеется, эмоциональный интеллект обучающихся развит в меньшей степени, нежели эмоциональный интеллект педагогов. Причины этого очевидны: недостаток жизненного опыта, не вполне развитое умение понимать себя и других, несовершенная в силу возраста способность держать себя в руках и так далее.

Но задача педагога - помочь ребенку стать развитой, самодостаточной личностью. А значит, нужно развивать эмоциональный интеллект детей.

Сразу надо принять во внимание, что люди от природы могут обладать большими или меньшими способностями в этой области. Напримерсангвинику или флегматику трудно понимать окружающих. У меланхоликов часто проблемы с целеустремленностью, а у холериков - с самоконтролем. У детей проявления темперамента намного ярче, чем у взрослых. Поэтому трудно придумать методику, общую для всех.  Это задача для психолога.

Однако, все же существует ряд занимательных игр, которые могут помочь ребятам лучше понять себя и свои эмоции. Почти для всех игр потребуются карточки-смайлики или просто карточки с названиями эмоций, лучше не менее 10 вариантов: страх, гнев, разочарование, обида, апатия, печаль, радость, азарт, уверенность, удовольствие, восхищение, торжество и т.д. В некоторых случаях требуется несколько комплектов.

«Банк эмоций»

Каждый обучающийся должен написать на листочке не менее двух названий эмоций, начинающихся на ту же букву, что и его имя. Затем все эти эмоции вписываются в большой лист бумаги. Можно дополнить список и другими эмоциями, в том числе на другие буквы.

«Угадай эмоцию»

Каждый игрок берет карточку, но не показывает ее другим. Его задача - с помощью мимики или пантомимы изобразить эту эмоцию. Остальные ребята должны ее угадать.

«Что ты чувствуешь?»

Педагог называет какую-нибудь ситуацию или рассказывает (зачитывает) небольшую историю. Обучающийся должен выбрать карточку с той эмоцией, которую он сам испытывает в связи с этой ситуацией или историей. Можно предложить ему объяснить, почему он испытывает такие чувства.

Задание можно усложнить, предложив проанализировать эмоцию героя рассказа, а не свою.

«Корень чувства»

Ребята делятся на группы. Каждая группа получает (вытягивает, как жребий) карточку с какой-то эмоцией. Необходимо придумать как можно больше ситуаций, в которых люди могут испытывать такое чувство. У кого больше?

«Ситуации»

Обучающиеся разбиваются на пары и разыгрывают ситуацию, которую предложил педагог (например, «Вы рассказываете о победе в творческом конкурсе», «Вы рассказываете об участии в социальной акции», «Ваш друг случайно разбил ваш мобильный телефон» и т.д.). Разыграв сценку, они должны рассказать о чувствах, которые испытывали.

Многие из этих игр можно проводить на занятиях.  Польза от этого непременно будет. Ведь даже небольшое изменение в лучшую сторону способности понимать других и самого себя очень поможет сплочению коллектива. 

В системе дополнительного образования возможно и необходимо внедрение и использование психологических инициатив и технологий, способствующих развитию эмоционального интеллекта, созданию благоприятного эмоционального фона, а, следовательно, и эффективному развитию всех участников образовательного процесса.

Эмоции – инструмент, призванный сделать лучше не только жизнь отдельных людей, но и всего общества в целом. Человек может развиваться бесконечно. Главное, чтобы у него было желание это делать, и чтобы усилия были направлены не только на достижение личной выгоды, но и на принесение пользы окружающим.

Можно по-разному относиться к учению об эмоциональном интеллекте. Среди ученых нет единого мнения по этому вопросу, высказываются различные критические замечания, в основном касающиеся рамок предмета исследования и сложности фиксирования результата. Но нет сомнений, что навыки, которые обычно включают в понятие эмоционального интеллекта, чрезвычайно важны и полезны для каждого. А поэтому есть смысл потратить некоторое время и усилия для того, чтобы развить эти качества у обучающихся и улучшить у себя самого.

ИСТОЧНИКИ:

-https://pedsovet.su/psycho/6987_emotionalny_intellekt_uchitelya

-https://infourok.ru/vazhnost-razvitiya-emocionalnogo-intellekta-u-pedagogov-dopolnitelnogo-obrazovaniya-5589377.html

-https://rosuchebnik.ru/material/emotsionalnyy-intellekt-i-sposoby-ego-razvitiya-article/

-https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/03/23/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-razvitie-emotsionalnogo-intellekta


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционального интеллекта учащихся на уроках английского языка

Современная школа должна быть гуманистической, отсюда возникает необходимость создания доброжелательной атмосферы в классе и развития эмоционального интеллекта учеников на разных ступенях образования....

Статья «Развитие эмоционального интеллекта на уроках иностранного языка»

Актуальность технологии развития эмоционального интеллекта обусловлена требованиями нового федерального государственного образовательного стандарта, ставящего главной целью воспитание и разв...

Приём развития эмоционального интеллекта Трёхмерный пазл как средство формирования личностных УУД на уроках английского языка

Мастер-класс+презентация на тему "Приём развития эмоционального интеллекта Трёхмерный пазл как средство формирования личностных УУД на уроках английского языка". Данный приём является авторским и може...

Программа по развитию эмоционального интеллекта и вариативности выбора стратегий защитно-совладающего поведения у подростков

Данная программа предназначена для педагогов-психологов, направленная на развитие эмоционального интеллекта и  вариативности выбора стратегий защитно-совладающего поведения у подростков....

программа по развитию эмоционального интеллекта в подростковом возрасте

развивающая программа по развитию эмоционального интеллекта в подростковом возрасте предназначена для педагога-психолога...

«Метод эмоционального погружения на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из путей развития эмоционального интеллекта обучающихся»

Литература –  предмет, который способствует развитию эмоционального интеллекта, развивающий душу. Принципиальным отличием преподавания литературы в контексте нового ФГОС является «мод...