Авторская программа отряда ЮИД "Перекресток"
рабочая программа (7 класс)
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны.
В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Как научить ребёнка сознательно относиться к выполнению Правил дорожного движения? Можно читать лекции, проводить беседы, ставить спектакли, проводить викторины и различные соревнования, применять иные формы обучения, но необходимо все это соединить в единую целостную систему обучения непрерывного обучения детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5avtorskaya_programma_yuid.docx | 285.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа ОДО «Юные инспекторы дорожного движения» разработана на основе Примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В. А. Горского, М: «Просвещение», 2011год и авторской программы «Юные инспекторы дорожного движения» Н. Ф. Виноградовой, в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Направление программы: военно-патриотическое.
Новизна:
- воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.
Актуальность:
- при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны.
В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Как научить ребёнка сознательно относиться к выполнению Правил дорожного движения? Можно читать лекции, проводить беседы, ставить спектакли, проводить викторины и различные соревнования, применять иные формы обучения, но необходимо все это соединить в единую целостную систему обучения непрерывного обучения детей.
Цель программы:
· вовлечение обучающихся в деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
· ознакомление детей с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
· обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного процесса.
Задачи программы:
· обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
· познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД;
· дать опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма;
· научить приёмам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
· развить природные задатки, способствующие успеху в социальном и профессиональном определении детей;
· привлечь школьников к активной пропаганде Правил дорожного движения;
· вовлечь их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма.
Программа составлена по трём основным видам деятельности:
· обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;
· творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
· практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Распределение часов в течение учебного года
Период обучения | Количество часов |
Неделя | 1 |
1 четверть | 9 |
2 четверть | 7 |
3 четверть | 10 |
4 четверть | 8 |
Итого за год | 34 часа |
Формы и режим занятий
Занятия по данной программе проводятся педагогом, с привлечением сотрудников ГИБДД
Формы и методы работы
В течение периода обучения учащиеся знакомятся с Правилами дорожного движения в доступной игровой форме, с использованием средств ИКТ.
Рабочая программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся, совместную деятельность учащихся и родителей, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.
Основными направлениями работы юных инспекторов движения следует считать воспитание на героических, трудовых традициях юных инспекторов движения в духе гуманного отношения к людям, углублённое изучение Правил дорожного движения, овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения, пропаганда Правил дорожного движения в школе, детском саду с использованием технических средств, знакомство с правилами для юных велосипедистов, воспитание коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои поступки.
Обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Возраст детей, участвующий в реализации данной программы 8-9 лет.
На занятиях по программе «Юные инспектора дорожного движения» используются нетрадиционные формы: КВН, викторины, соревнования, утренники, конкурсы, видео-занятия по соблюдению правил дорожного движения.
Прогнозируемые результаты освоения программы:
К концу прохождения программы, обучающиеся должны знать:
Правила дорожного движения, безопасный путь в школу, перекрёстки и их виды, правила пешехода на загородной дороге, дорогу и её составляющие части (проезжую часть, обочину, кювет, пешеходную и велосипедную дорожку), дорожную разметку и дорожные знаки, сигналы регулировщика и светофора, обязанности пассажиров во всех видах транспортных средств, правила пассажиров при высадке из общественного транспорта, правила поведения пешехода на нерегулированном перекрёстке, оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами, что такое железнодорожный переезд, правила перехода и переезда.
Должны уметь: двигаться группами и в колонне, применять правила дорожного движения для велосипедистов, выполнить практическое задание на специально оборудованной площадке, оказать первую медицинскую помощь, экономно выполнять разметку заготовок, работать по трафарету, подбирать детали для работы, собирать макет из деталей по образцу, эстетично оформлять изделие, проявлять элементы творчества.
В результате прохождения программы «Юный инспектор дорожного движения» у второклассников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
- установка на здоровый образ жизни;
-способность к самооценке;
Регулятивные универсальные учебные действия.
Научатся:
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
-овладеет способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления.
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Познавательные универсальные учебные действия:
-развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Научатся:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
-контролировать действия партнера.
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственразвитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Ожидаемые результаты.
1. Изучение Правил дорожного движения.
2.Получение учащимися необходимых знаний и навыков безопасного поведения на дороге.
3. Расширение индивидуальных познавательных интересов детей.
4. Воспитание обязательного и неукоснительного соблюдения Правил дорожного движения.
5. Участие в играх, соревнованиях, конкурсах, агитбригаде, утренниках.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей: соревнования, конкурсы, викторины, игры, КВН, в портфолио достижений учащихся, выставление творческих работ на международном детском фестивале «Южный полюс» в сети Интернет.
Уровень результатов работы по программе:
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Учебно-тематический планирование
№ п/п | Содержание курса | Количество часов | УУД | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Понятие об участниках дорожного движения | 2 | 1 | 1 | Личностные · принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»; · самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; · уважительное отношение к другим участникам дорожного движения; · осознание ответственности человека за общее благополучие; · этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; · положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»; · способность к самооценке; · начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. Метапредметные · навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; · умение ставить и формулировать проблемы; · навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; · установление причинно-следственных связей; Регулятивные · использование речи для регуляции своего действия; · адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; · умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; · умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; Коммуникативные В процессе обучения дети учатся: · работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; · ставить вопросы; · обращаться за помощью; · формулировать свои затруднения; · предлагать помощь и сотрудничество; · слушать собеседника; · договариваться и приходить к общему решению; · формулировать собственное мнение и позицию; · осуществлять взаимный контроль; · адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | |
Правила безопасного поведения на дорогах и улицах | 8 | 2 | 5 | ||
Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста | 3 | 1 | 2 | ||
Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда | 2 | 1 | 1 | ||
Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта | 6 | 2 | 4 | ||
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП | 2 | 1 | 1 | ||
Профилактика детского дорожного травматизма | 2 | 1 | 1 | ||
Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения | 4 | 2 | 2 | ||
Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо» | 3 | 1 | 2 | ||
Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения | 2 | 1 | 2 | ||
Итого | 34 | 13 | 21 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Дата | Описание примерного содержания занятий |
Дорожные знаки. Дорожная разметка и её предназначение. | 1 | Знакомство с новыми дорожными знаками, с разметкой дорог, её разновидностями и назначение. Понимание и осмысливание символов, изображённых на дорожных знаках. Формировать представление уч-ся о безопасности перехода дорог при регулировании дорожного движения регулировщиком. Знакомство с жестами регулировщика. Работа с иллюстрированным материалом. Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам | ||
Регулирование дорожного движения. Сигналы светофора и регулировщика. | 1 | |||
Какой бывает транспорт? Кого называют водителем, пассажиром, пешеходом? | 1 | Формирование понятия о видах транспортных средств и некоторых обобщённых понятиях, относящихся к ним; учащиеся знакомятся с новыми словами: водитель, пассажир, пешеход. Практическая работа: на бумаге изобразить какой-либо транспорт и рассказать, кто, что о нём знает. Игра «Как правильно переходить дорогу?» | ||
Дорога, её составные части: проезжая, перекрёсток, обочина, кювет, пешеходная дорожка. | 1 | Знакомство с новыми терминами: улица, дорога, перекрёсток, тротуар, пешеходная дорожка, обочина, кювет, газон. С помощью практических заданий научатся правилам дисциплинированного поведения на улице, предвидению опасности при пересечении проезжей части. Игра «Кто самый внимательный» | ||
Дисциплинированность водителей, пешеходов, пассажиров – залог безопасности на дорогах | 1 | |||
Безопасный путь в школу. | 1 | Учащиеся узнают о безопасности дорожного движения; научатся выбирать наиболее безопасный маршрут от дома до школы. Практическая работа: нарисовать по памяти маршрут движения от дома до школы, указать наиболее опасные места на пути следования. Игра «Шагомер» | ||
Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. Правила для пешеходов и водителей. | 1 | КВН «Знатоки ПДД». Практическая работа: подготовка и проведение КВНа | ||
Как разговаривают автомобили. Пешеход на загородной дороге. | 1 | Соревнования по ПДД «Автопробег». Практическая работа: подготовка и проведение соревнования. | ||
Общие правила перехода дорог | 1 | В ходе беседы формируется представление о безопасности перехода дорог. Практическая работа: Дети работают в группе, изображают в рисунке проезжую часть дороги. Защита проектов. Игра «Светофор» | ||
Ответственность за нарушение правил дорожного движения | 1 | Знакомство с понятиями «Государственная инспекция безопасности дорожного движения», «Государственная автомобильная инспекция», «Дорожно-патрульная служба». Встреча с сотрудниками полиции. Работа в группах. Защита проектов «Не нарушай!» | ||
Организация движения транспорта и пешеходов по дорогам. Перекрёстки дорог | 1 | Знакомство с новыми понятиями двустороннего и одностороннего движения, сложные перекрёстки дорог. Практическая работа: изображение регулируемых и нерегулируемых перекрёстков, групповая работа. Игра «Водители и пешеходы» | ||
Правила движения на велосипеде | 1 | Формирование знаний и представления уч-ся о безопасном движении на велосипеде – беседа. Дети научатся, как правильно обращаться с велосипедом для обеспечения безопасности окружающих. Практическая работа: «Движение на велосипедах запрещено», «Велосипедная дорожка» - подготовка велосипеда к походу. | ||
Порядок движения группы велосипедистов. Опасные для движения места | 1 | Встреча с сотрудниками полиции. Тренинг. | ||
Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда. | 1 | Видео- занятие. http://viki.rdf.ru/ | ||
Особенности маневрирования на велосипеде для фигурного вождения | 1 | Практическая работа: освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда | ||
Движение пешеходов по дорогам. Правила безопасного перехода проезжей части | 1 | Встреча с сотрудниками полиции. Конкурс рисунков «Пластилиновая дорога» | ||
Почему на дорогах происходят дорожно-транспортные происшествия с участием детей | 1 | Сформировать у школьников представление о причинах дорожно-транспортных происшествий, в которые попадают дети. Практическая работа: викторина «О правилах поведения на дорогах». | ||
Остановочный и тормозной путь транспортных средств. Знакомство с новыми дорожными знаками. | 1 | Презентация дорожных знаков. Практическая работа: представление проектов «Будь внимателен» | ||
Правила движения транспорта и переходов через железнодорожные пути | 1 | Беседа об оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода железнодорожных путей. Показ презентации «Опасность на железной дороге и мерах предосторожности при переходе железнодорожных дорог» | ||
Не играй на мостовой! | 1 | Практическая работа: работа на тренажёрах; освоение правил работы с электронными экзаменаторами | ||
Наш друг - светофор | 1 | Беседа о различии светофоров для водителей, пешеходов , велосипедистов. Практическая работа: изготовление одного из светофоров. Инсценирование ситуации перехода улицы по светофору. | ||
Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в ДТП | 1 | Видео-занятие. http://www.4auto.md/ | ||
Виды перевязочных средств и правила наложения повязок | 1 | Видео-занятие. Практическая работа: обработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему | ||
Виды и назначение автогородков. | 1 | Видео-занятие. Участие в настольной игре на тему правил дорожного движения | ||
Устройство автогородка. | 1 | Практическая работа: тренинг по безопасному вождению велосипеда в автогородке. | ||
Из истории развития транспорта | 1 | Знакомство с историей появления и развития транспортных средств и Правил дорожного движения через Интернет-ресурсы. Подготовка к конкурсу эрудитов | ||
Конкурс эрудитов по истории транспортных средств | 1 | Практическая работа: проведение конкурса эрудитов | ||
Утренник «Знатоки ПДД» | 1 | Встреча сотрудниками полиции. Практическая работа: проведение утренника | ||
Конкурс стихов «Перекрёсток» | 1 | Чтение стихов уч-ся. Подведение итогов, награждение победителей. | ||
Олимпиада юных инспекторов дорожного движения . | 1 | Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо» | ||
Конкурс плакатов «Дорога» | 1 | |||
Соревнование «Безопасное колесо» | 1 | |||
Азбука безопасности. Подготовка выступления агитбригады. | 1 | Подготовка и выступление агитбригад юных инспекторов дорожного движения. | ||
Выступление агитбригады «Не забудьте пристигнуть ремень безопасности» | 1 |
Информационно - методическое обеспечение реализации программы
Печатные пособия:
- Головко В.В.Основы безопасности дорожного движения. -М., 2008г
- Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников.- М.,2008 г
- Зеленин С.Ф. Правила дорожного движения с комментарием для всех понятным языком. М.,2007г.
- Гостюшин «Основы безопасности жизнедеятельности». – М., 2000
- Дорожная безопасность: учебная книжка- тетрадь. – М., Третий Рим
- Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. – М., Третий Рим, 2004
- Извекова Н.А. Правила дорожного движения. Учебное пособие для 2 класса.2000
- Извекова Н.А. Учебное пособие для 2 класса. - М., 2000.
- Ребёнок и дорога: Методическое пособие для педагогов дошкольных и образовательных учреждений / Под ред . А.Н. Коптяевой. – Томск: Изд-во НТЛ, 2006.
Интернет-ресурсы
- http://www.o-detstve.ru/
- http://prezentacii.com/
- http://egeurok.ru/
- http://www.pomochnik-vsem.ru/
Технические средства обучения
- Проектор
- Интерактивная доска
- Ноутбук с колонками
- Магнитная доска для крепления таблиц, плакатов
- Фотоаппарат;
Результативность курса:
- участие в школьных мероприятиях: (конкурсы рисунков, выставки, агитбригады, соревнования по ПДД);
- участие в муниципальных мероприятиях (творческие конкурсы, игры по ПДД);
- участие в интернет-олимпиадах по ПДД, конкурсах ребусов, кроссвордов, рисунков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Рабочая программа по английскому языку для 5 класса общеобразовательной школы составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы нового поколения и авторской программы Верещагиной И.Н. Афанасьевой О.В.
Многократно проверенная и успешно применяемая программа по учебнику Верещагиной И.Н. и Афанасьевой О.В....
Программа отряда волонтёров "Доброцвет"
Целью волонтерского отряда является развитие у учащихся высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечения учащихся к решению социально значим...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...
Авторская программа по теме: « Применение авторских стихов на уроках истории», учителя истории МКОУ Маджалисской СОШ Мурадхановой (Султановой) Гулизат Меджидовны
Авторская программа по теме: « Применение авторских стихов на уроках истории», учителя истории МКОУ Маджалисской СОШ Мурадхановой (Султановой) Гулиза...