Методическая разработка: Стретчинг-сказка для младших школьников
план-конспект урока

Домкова Ольга Валерьевна

Сценарий урока гимнастики расчитан на возраст 3-9 лет

Будет полезно учителям начальной школы и учителям физкультуры, учителям ГПД, и просто мамочкам самых прекрасных детей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx222.37 КБ

Предварительный просмотр:

Йога-сказка на все случаи жизни

Сценарий урока по гимнастике для детей и взрослых.

Ольга Валерьевна Воробьева,

педагог ОДО, руководитель кружка

“Эстрадные танцы” школы 371

московского района Санкт-Петербурга,

преподаватель йоги и медитации

контакт в tg: @olushka74

Да, именно так, ведь случайности не случайны и может быть, что мама окажется с ребенком, который устал от уроков и его голова уже мало что соображает, а учитель ГПД видит, что детям в продленке требуется перезагрузка …

и многие другие ситуации могут случиться в жизни, когда Детская йога-сказка станет не просто развлечением, но и лекарством от скуки и таблеткой от стресса, причем не только ребенку, а даже взрослому человеку.

Сказка заключается в том, что не требуется специальной подготовки ни учителю, ни ребенку, ни маме, ведь все позы йоги взяты из наблюдений за природой и нашей социальной жизни: Собака и Кошка, Ласточка или Дерево, Воин и Треугольник, Колесо, Верблюд или Юла.   Главное поверить в сказку и волшебство.

Я проводила детскую йогу и на коврике, и в специальных гамаках, и скажу, что особенности взаимодействия с детьми в том, что они сами могут быть активными участниками создания любой сказки любого комплекса упражнений, им это в радость, у них есть на это энергия и мотивация, стоит только позвать их ИГРАТЬ загадочным голосом и….

Они тут как тут, будут помогать вам придумывать новые позы и смыслы. Мы играли с детьми в “Гости к Деду морозу” и изображали телом полет на саночках и получение подарков, мы играли в “Мой любимый дом” и вставали в позы Дивана и Комода, бывали и Ковриком, и Стулом и даже вазой для цветов. Причем, я не придумывала ничего заранее, тема возникала спонтанно прямо на уроке и дальше в потоке творчества рождалась двигательная йога-сказка.

Польза йоги

В переводе с санскрита йога - это гармония. Представляете?

Это не гимнастика, а именно ГАР МО НИ Я. И она, как правило, живет там, где голове спокойно, а телу хорошо.

А когда телу хорошо?

Ну разумеется тогда, когда оно сыто, обогрето и расслабленно. Ничего нового здесь не скажу.

Гармония невероятно полезна для ребенка и взрослого. Она фундамент для расцветания позитивного эмоционального состояния и здорового отношения к своему телу, т. е. здоровья. Поэтому мы начинаем создавать гармонию своего тела с помощью гимнастики и дыхания. Гимнастика развивает у человека бережное отношение к себе и повышает самооценку.

Постоянные занятия помогут расслабить мышцы, а затем их укрепить, да, да, именно в таком порядке. Сбалансировать правую и левую половину тела, а значит и выпрямить осанку, улучшить работу мозга и как следствие иммунитета.

Гимнастика – это не только объединение дыхательных и физических упражнений, но и способ высвободить энергию, а у детей ее очень и очень много.

Главное, чтобы упражнения делались с удовольствием, и не из-под палки.

Занятие йогой помогает:

  • научиться глубокому дыханию, что способствует крепкому и спокойному сну, ведь все клеточки тела и мозга наполнены кислородом;
  • развиваться концентрации внимания, что в дальнейшем влияет на способность к решению сложных задач в школе и во взрослой жизни;
  • формироваться физически гибкому и выносливому телу, что влияет на общее самочувствие человека и его возможностям в достижении поставленных целей.

Сказка начинается и сегодня

МЫ отправляемся в Индийские джунгли

(все упражнения взрослый показывает наглядно своим примером или имеет с собой распечатанную подсказку-картинку).

-Как же это сделать, если у нас нет самолета?

-Все очень просто, нам надо сесть на воздушный шар, и сделать 5 очень медленных вдохов и выдохов. Открою мааленький секрет:

На воздушном шаре никто- никто не говорит словами, только звуками.

ведь если мы будем разговаривать, волшебство исчезнет и нам придется вернуться домой раньше времени…

  1. Все участники располагаются по залу в положении сидя на полу  в форме круга,  лучше начать с позы Ребенка, свернувшись калачиком и сделать 5 медленных дыхательных циклов:

на вдохе ноздрями создаем звук Соо…,

на выдохе гортанью (мышцами горла) создаем звук Хааамм…

-Ребята, наш воздушный шар поднимается, посмотрите наверх, какое красивое небо, мы набираем высотууу…

  1. наклоны головы 5 -6 раз:
  • вдох - поднимаем подбородок вверх, (тянем переднюю шею)
  • выдох -опускаем подбородок к груди (тянем заднюю шею)

-Смотрите там внизу волшебные Гималаи, одни из самых сказочных гор мира. Какие они величественные и красивые, только посмотрите вниз…

  1. поза Горка

Встаем на четвереньки и прижимаем полностью ладони и все 5 пальцев к полу! Упираемся пальцами ног в пол. Делаем вдох и на выдохе отталкиваемся руками от пола, вытягиваясь позвоночником вверх, тянемся нижними ребрами к коленям до тех пор, пока вы не почувствуете, что ваша спина стала прямой и вытянутой, а колени мягкими и расслабленными. Обязательно опускаем голову вниз и расслабляем мы. Зафиксируйтесь в этом положении и, когда почувствуете, что ноги расслабились опускайте пятки на пол.

(на санскрите это положение называется в йоге Собака мордой вниз).

Делаем упражнение 3-5 дыханий и возвращаемся в позу Ребенка.

-Что я вижу! Индийские джунгли совсем близко! как я узнала об этом? посмотрите, к нам летит стая бабочек

  1.  поза БАБОЧКА

Это упражнение, при котором мы садимся и полностью сгибаем колени, разворачивая бёдра наружу (к полу) и притягивая пятки ближе к седалищу.  Можно добавлять пульсации -плавные движения руками вверх и вниз и/или коленями вверх-вниз от пола, а также наклоны вперед грудью.

(на санскрите называется Баддха Конасана или поза связанного угла)

Сделаем 4-5 вдоха и выдоха и станем еще ближе к джунглям Индии.

-Вот мы и прилетели, дальше наш путь будет пешком.

В нашей волшебной сказке один шаг приравнивается к 100 шагам в Индии.

  1. поза Горка, с поочередным сгибанием коленей (имитация ходьбы)

Делаем упражнение 4-8 дыхательных циклов.

-Смотрите кто нас встречает, мудрая кобра подскажет нам как попасть в джунгли быстрее.

  1. поза Кобра

Ложимся на живот, соединяем стопы, ладони полностью прижимаем в пол около плеч. Со вдохом медленно поднимаем грудную клетку, а плечи отводим назад и вниз, руки остаются согнутыми в локтях. Старайтесь подниматься за счет мышц спины. Делаем 2-3 дыхательных цикла, как можно медленнее, и на очередной вдох делаем все тоже самое, но с выпрямлением рук в локтях, вытягиваем макушку головы вверх, при этом направляя подбородок к груди. Ноги по-прежнему сведены вместе, колени и ягодицы напряжены.

(на санскрите это положение называется бхуджангасана — змея, прогиб в грудном отделе позвоночника из положения лёжа на животе) Повторяем упражнение пять раз с небольшими перерывами по 5 дыханий в положении: лежа на животе или в позе ребенка.

-Пока мы отдыхали, к нам прилетел волшебный голубь, оо, что я вижу он принес нам весточку на лапке. Давайте вместе сделаем позу голубя на каждую ногу и начнем с правой.

  1. поза Голубя

Это асимметричная позиция, в которой мы садимся на полу и одна нога согнута перед телом, а вторая расположена за ним, похоже на полу-шпагат.

(на санскрите положение называется Эка‑Пада‑Раджакапотасана)

На каждую ногу поза делается 5-8 дыхательных циклов. Можно добавлять вытяжение рук (крыльев) в стороны параллельно полу, а еще можно брать заднюю ногу за щиколотку и тянуть ее к тазу (ягодице) или вверх руками, помогая раскрываться грудному отделу позвоночника.

-Что же за письмо принес нам индийский Голубь? Ребята он передает нам Ом-мм… Звук «Ом» считается первоначальным, из которого произошли все миры и пространства. Звук «Ом» несет в себе мощный заряд жизненной силы, поэтому его важно петь, когда устали или плохое настроение.

-Давайте создадим этот звук вместе

  1. Звук ОММ на каждом медленном выдохе ( 3, 7 раз)

-Осторожнее, к нам приближается хищная кошка, полосатая или пятнистая, кто разглядит? Давайте сделаем позу кошки вместе.

  1. поза Кошка

Стоя на четвереньках, со вдохом (кошка добрая) направьте грудную клетку вперед и прогнитесь в пояснице. Седалищные кости тянутся вверх, а лопатки вниз.

С выдохом (кошка злая) наклоните голову вниз и прижмите подбородок к груди, скруглите спину, оттолкнитесь ладонями от пола и потяните лопатками грудной отдел позвоночника вверх. Таз подверните вниз и направьте к голове.

(на санскрите упражнение называется Марджариасана)

Сгибаем и разгибаем позвоночник 4-8 раз, синхронизируя движения с дыханием. Заканчиваем “доброй кошкой”.

-Ребятки, наше путешествие подходит к концу, а вот и сказочные верблюды пришли, чтобы помочь нам вернуться домой.

  1. поза Верблюда (есть несколько уровней)

Встаем на колени, держа колени и стопы на ширине таза. Пальцы ног лежат на полу. Нам надо опереться прямыми руками на свои пятки/стопы и прогнуться в грудном отделе. Наши сильные бедра и ягодицы тянуться вперед, а расслабленные туловище и шея создают дугу. Голову можно отпустить назад.  Самая высокая точка позы – верхняя часть грудной клетки направлена в потолок.

(на санскрите данное положение называется Уштрасана)

делаем 4-6 дыханий и возвращаемся в позу ребенка.

-Мы так много увидели сегодня, ребята! И мне интересно, а кому  какая поза понравилась больше  всего? …..

Слушаем желающий высказаться или поделиться впечатлениями.

-Какие вы все внимательные и старательные ребята, как много запомнили, наверное, вы устали?

-Давайте отдохнем с вами на волшебном песочке, которые перенесет нас домой пока мы будем дышать СОо-Хаамм

  1. поза Звезда и волшебное дыхание Со-Хам

Ложимся на спину и растягиваем наши конечности в разные стороны как звездочка, расслабляем тело и закрываем глазки, слышим только свое волшебное дыхание…

Методические рекомендации:

Вы можете вырезать и/или распечатать картинку-подсказку (выше), а также сценарий к занятию, где даны пояснения для ведущего сказки. Ведущий сам решает, какие подробности позы сообщать ребенку.

Хорошо, если сказка сопровождается спокойной музыкой для релаксации, таких мелодий много можно найти в открытых источниках под названием: звуки природы, музыка для йоги и т. д.

Можно дополнить занятие колокольчиками, и между позами звенеть колокольчиком, чтобы привлечь внимание детей к фигуре ведущего.

Можно приглушить свет в помещении и включить гирлянды, тогда дети и взрослые легко п6ереключатся в атмосферу волшебства и сказки.

Методика предназначена для людей 3+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка экскурсии в природу младших школьников «Природа и эстетические радости человека зимой»

Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности....

Методическая разработка Сценарий «Светофор» для младших школьников

Щади здоровье,Жизнь щади,За движением следи.Экзамен важного значенья Держи по правилам движенья!...

Методическая разработка внеурочного занятия. Обучение младших школьников катанию на коньках.

Цель школьного образования – это развитие универсальных учебных действий, определяющих способности  личности школьника учиться. Эти способности развиваются в значительной мере   на урок...

Методическая разработка внеурочного занятия. Обучение младших школьников катанию на коньках.

Цель школьного образования – это развитие универсальных учебных действий, определяющих способности  личности школьника учиться. Эти способности развиваются в значительной мере   н...

Методическая разработка внеурочного занятия. Обучение младших школьников катанию на коньках.

Цель школьного образования – это развитие универсальных учебных действий, определяющих способности  личности школьника учиться. Эти способности развиваются в значительной мере   на урок...

Методическая разработка профориентационного мероприятия для младших школьников «Путь к выбору профессии»

Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить ...